Пожарная техника
УДК 614.84
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С НОРМИРОВАНИЕМ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ПОЖАРНЫХ ДЕПО
Н. Н. Брушлинский
Академия Государственной противопожарной службы МЧС России
Показано, что в последнее время в России сложилось ненормальное положение с трактовкой и использованием действующих нормативов по пожарным автомобилям, указаны причины этого положения и предложен конкретный выход из ситуации.
Введение
Более 10 лет тому назад, в самом начале 1990-хгг., автор опубликовал несколько статей, посвященных вопросам нормирования пожарных автомобилей, пожарных депо и проектирования гарнизонов пожарной охраны в городах, где разъяснял смысл только что появившихся новых нормативов по организации пожарной охраны, в разработке которых он принимал непосредственное участие. Одна из этих статей была напечатана в данном журнале [1].
За последние несколько лет произошли, во-первых, некоторые организационные изменения в публикации нормативов, во-вторых, принципиальные изменения в жизни российской противопожарной службы (ППС). В силу последних изменений оказались резко востребованными нормативы по организации ППС, но из-за первых изменений в использовании этих нормативов произошла некоторая путаница как у специалистов-практиков, так и у научных работников. Возникла настоятельная необходимость отреагировать на эту ситуацию, помочь специалистам разобраться в нормативах.
В данной статье будут даны соответствующие разъяснения по вышеуказанным вопросам, так как все действующие нормативы по числу пожарных автомобилей и пожарных депо в городах разработаны автором.
Кое-что из "новейшей" истории нормативов
Не затрагивая, по меньшей мере, двухсотлетнюю историю нормативов по организации пожарной охраны в России, коснемся, тем не менее, их "новейшей" истории, то есть последних нормативов, предшествовавших действующим. Это необ-
ходимо, чтобы специалисты могли вспомнить и сравнить качество нормативов.
До 1 января 1990 г., когда вступили в действие СНиП 2.07.01-89 [2], в СССР действовали СНиП 11-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов" [3]. В них содержались всего два норматива, относящихся к организации пожарной охраны: 1) радиус обслуживания пожарных депо должен составлять 3 км; 2) один пожарный автомобиль должен приходиться на 5 тыс. чел. (но в любом случае их должно было быть не менее двух).
Первый норматив был введен в действие в 1930 г., второй — в 1951 г. Оба норматива не имели сколько-нибудь серьезных научных обоснований и, по существу, на практике никогда не применялись. Причины этого следующие: под радиусом обслуживания депо понимают радиус круга, в центре которого должно находиться пожарное депо. Однако покрыть территорию города такими кругами, очевидно, невозможно (или круги будут накладываться друг на друга, или останутся "ничейные" зазоры между кругами).
На практике форма районов обслуживания пожарных частей, как правило, имеет достаточно сложную конфигурацию, и во многих случаях расстояния до границы района обслуживания могут составлять 5-7 км и более. Специалисты-практики считают такое положение нарушением норм пожарной безопасности и требуют строить новые пожарные депо, хотя нередко в этом нет необходимости (например, выезды в эти удаленные точки могут быть крайне редкими). Если же выезжать на такие расстояния подразделениям ППС из данного депо приходится часто, то можно, например, пересмотреть границы районов обслуживания разных депо.
Во всяком случае, можно сказать, что, по нашему мнению, радиус обслуживания депо нельзя использовать как доброкачественный норматив, он приводит ко многим недоразумениям и давно уже нуждается в замене, но парадокс заключается в том, что именно этот норматив сохранился и действует до сих пор. К этому вопросу мы вернемся ниже.
Если радиус обслуживания депо предназначался для обеспечения быстрого прибытия подразделений ППС к месту вызова, то второй норматив (по числу пожарных автомобилей) должен был обеспечить нужное количество сил и средств для тушения пожаров. Но и здесь возникало много вопросов: из каких соображений один пожарный автомобиль должен был приходиться на 5 тыс. чел.? О каких автомобилях идет речь (основных, специальных, в боевом расчете, учтен ли резерв и какой)? Ни на один вопрос данный норматив ответов дать не мог. Но с самого начала было ясно, что для большинства городов страны он чрезвычайно завышен и не может служить ориентиром при организации ППС в городе. Например, для города в 250 тыс. жителей этот норматив предписывал иметь 50 пожарных автомобилей (а может быть, только автоцистерн?), для города с полумиллионным населением - 100 пожарных автомобилей, для 10-ти миллионной Москвы — 2000 пожарных автомобилей (сейчас в Москве имеется около 350 пожарных автомобилей всех типов).
Причиной таких недоразумений являлось полное отсутствие каких бы то ни было научных обоснований при создании этих нормативов. Это не удивительно, так как процесс функционирования ППС представляет собой сложный случайный процесс, изучать который следует методами теории вероятностей.
Подходы к научному обоснованию нормативов по организации ППС
А) Пожарные автомобили. При проектировании гарнизонов ППС в городах прежде всего нужно определить необходимое городу число пожарных автомобилей разных типов. Для этого следует знать, во-первых, общий объем боевой работы, ее структуру и динамику; во-вторых, трудозатраты на каждый ее вид; в-третьих, силы и средства, необходимые для выполнения каждого вида боевой работы.
Сложность определения и использования указанных параметров заключается в том, что все они с точки зрения теории вероятностей являются случайными величинами со своими законами распределения вероятностей, но это вполне преодолимые трудности, если имеется надежная статистика деятельности ППС в конкретном городе. Тогда объем
боевой работы определяется средним числом X боевых выездов в единицу времени; трудозатраты — средним значением х времени занятости подразделений ППС на одном выезде; требуемое число сил и средств для выполнения боевой работы характеризуется распределением вероятностей {ак}, где ак—вероятность того, что по вызову выедет оперативных отделений (пожарных автомобилей) данного типа (к = 1, 2, 3...).
В таком случае, при определенных предположениях математического характера, вероятность того, что в любой момент времени в городе одновременно будут заняты боевой работой у однотипных отделений ППС (например, автоцистерны, автолестницы и т.д.), составит [4, 5]:
Ру = —Ё (У -1) а]-1Р1 (У =1,2,3,.), (1)
причем
Р0 = ехр {-X х}. (2)
Тогда вероятность того, что в городе в любой момент времени может потребоваться пожарных автомобилей данного типа больше, чем Я, равна:
Р>я = 1 -ЁРу. (3)
У=0
Подбирая значение Я таким, чтобы риск Р>Я практически был равен нулю можно сделать вывод, что при данной оперативной обстановке, характеризуемой параметрами X, х и {ак}, городу достаточно иметь в боевом расчете пожарных автомобилей данного типа.
Формулы (1) - (3) прошли многократную проверку, подтвердившую их адекватность реальному процессу функционирования ППС городов. Таким образом, для конкретного города можно определить требуемое число пожарных автомобилей всех типов, которые обеспечат безотказное обслуживание вызовов любого вида. Теперь следует разместить все эти автомобили по пожарным депо соответствующих типов.
Б) Пожарные депо. Для оценки требуемого городу числа пожарных депо N. была разработана следующая формула [4, 5]:
N. =
а к2 Б
д V 2 х 2
' /"77 * /"77
+ Хх,
(4)
где а — безразмерный коэффициент, учитывающий топографию города, значения которого могут колебаться от 0,3 до 0,5; кн — безразмерный коэффициент непрямолинейности уличной сети, значения которого могут колебаться от 1 до 1,4; Б — площадь территории города, км2;
Усл — средняя скорость движения пожарных автомобилей, км/мин;
х сл — среднее время следования пожарных автомобилей к месту вызова, мин. Формула (4) тоже прошла многократную проверку на практике, которая показала ее работоспособность. Из этой формулы следует, что она учитывает и особенности городской среды (параметры а, кн, Б), и сложившуюся в городе оперативную обстановку (параметры X, х, ¥сл, хсл).
Таким образом, чтобы спроектировать гарнизон ППС в городе, нужно сначала представить город в виде многомерного вектора:
О (б, Б, X, х,
а 2, а 3^.. ^сл, х сл, кн ... }, (5)
где б — население города, тыс. чел., так как от б непосредственно зависят параметры Б, X и многие другие (значение параметров разъяснено выше).
На этой основе были разработаны все действующие нормативы [2, 6, 7], принципиально отличающиеся от предыдущих [3].
Действующие нормативы по пожарным автомобилям и пожарным депо
Первые нормативы на строгой научной основе были разработаны для Москвы в начале 1980-х гг. [6]. В них впервые было предложено, в частности, использовать средний радиус (расстояние) выезда (не радиус обслуживания!), не превышающий 2 км. Эти нормативы (ВСН-2-85) вступили в действие с 1 января 1986 г. По ним в Москве сейчас строят новые пожарные депо (уже построено около 20).
Затем аналогичные нормативы были созданы для Ленинграда [7]. Наконец, для всех остальных городов СССР были впервые разработаны нормативы по основным пожарным автомобилям, вошедшие в СНиП 2.07.01-89 (Приложение 7) [2], с введением в действие которых утратили силу СНиП 11-60-75 [3]. Эти нормативы представлены в табл. 1, откуда видно, что число основных пожар-
ных автомобилей нелинейно зависит от численности населения городов (поселений), существенно уменьшаясь с ростом населения.
Так ушел в историю норматив 1951 г., но по требованию Госстроя СССР в СНиП 2.07.01-89 был сохранен норматив по радиусу обслуживания пожарных депо 1930 г.
В дополнение к нормативу по основным пожарным автомобилям были созданы нормативы для некоторых типов специальных пожарных автомобилей (табл. 2), а также по числу и типам пожарных
ТАБЛИЦА 1.
мобилей
Нормативы для основных пожарных авто-
Размещение Учреждение Ед. измерения Количество Размер земельного участка, га
Город или Пожар- 1 пожар-
другой насе- ные ный авто-
ленный депо мобиль
пункт:
до 1 тыс. чел. 1 0,3-0,6
от 1 до 7 тыс. чел. 2 0,3-0,6
от 8 до 20 тыс. чел. 1 на 4 тыс. чел. 0,6-1,0
от 21 до 50 тыс. чел. 1 на 5 тыс. чел. 0,8-1,2
от 51 до 1 на
100 тыс. чел. от 101 до 6,5 тыс. чел. 1 на 0,9-1,5
200 тыс. чел. 7 тыс. чел.
от 201 до 1 на
500 тыс. чел. 8 тыс. чел.
от 501 до 1 на
1000 тыс. чел. от 1001 до 10 тыс. чел. 1 на 0,9-2,2
2000 тыс. чел. 15 тыс. чел.
2001 и более 1 на
тыс. чел. 20 тыс. чел.
ТАБЛИЦА 2. Нормативы для специальных пожарных автомобилей
№ Наименование Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.
п.п. специальных автомобилей до 50 50-100 100-250 250-500 500-800 800-1000 1000-1500 Свыше 1500
1 Автолестницы и автоподъемники 1* 2 3 4 6 7 8 **
2 Автомобили газодымо-защитной службы - 1 1 2 3 4 6 **
3 Автомобили связи - - - 1 12 3
и освещения
* При наличии зданий высотой 4 этажа и более.
** Определяется по количеству административных районов из расчета: автолестница (автоподъемник), автомобиль газодымозащитной службы, автомобиль связи и освещения на район.
ТАБЛИЦА 3. Количество пожарных депо и всех пожарных автомобилей для городов и населенных пунктов
Площадь Население, тыс. чел.
территории, тыс. га до 5 от 5 до 20 от 20 до 50 от 50 до 100 от 100 до 250 от 250 до 500
до 2 1/1x2 1/1x6 2/2x6 2/1x8 + 1x6
от 2 до 4 3/1x8 + 2x6 4/2x8+2x6
от 4 до 6 5/2x8 + 3x6 6/2x8+4x6
от 6 до 8 6/2x8 + 3x6+ 1x4 8/3x8 + 5x6
от 8 до 10 9/3x8 + 6x6
от 10 до 12 11/3x8 + 8x6
от 12 до 14 12/4x8 + 8x6
депо для городов в зависимости от численности их населения (с которой непосредственно связаны параметры оперативной деятельности ППС) и территории. Фрагмент последних нормативов приведен в табл. 3.
Нормативы по специальным пожарным автомобилям и депо были включены в ВСН 1-91 СПАСР МВД РФ [8], а затем полностью перенесены в НПБ 101-95 (нормы проектирования объектов пожарной охраны) [9].
Таким образом, в 1980-е гг. на вполне добротной научной основе удалось разработать принципиально новые нормативы по числу пожарных автомобилей (основных и специальных) и пожарных депо для всех городов и населенных пунктов нашей страны. Эти нормативы сейчас действуют в России, странах СНГ и Балтии. Но в России в последние годы возникли определенные проблемы с их применением.
Изменения в публикации нормативов, приведшие к недоразумениям
В начале 1990-х гг. для того, чтобы спроектировать контуры гарнизона ППС любого города, достаточно было по СНиП 2.07.01-89 определить число основных пожарных автомобилей, по НПБ 101-95 — число специальных пожарных автомобилей и число пожарных депо (см. табл. 1, 2, 3).
Но в 1994 г. вышла новая редакция СНиП 2.07.01-89 (со звездочкой), в которой все противопожарные нормы уместились в одном пункте 6* Приложения 1* (обязательного): "Радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Число пожарных депо в поселении, площадь их застройки, а также число пожарных автомобилей принимаются по нормам проектирования объектов пожарной охраны (ВСН 1-91 СПАСР), утвержденных МВД Российской Федерации".
Начиная с этого момента и возникли недоразумения, породившие путаницу в умах специалистов (как практиков, так и научных работников). В ней
нам и предстоит разобраться в пределах данной статьи.
Дело в том, что специалисты Госстроя России, сохранив до XXI в. абсолютно неприемлемый норматив 1930 г. по радиусу обслуживания депо (который тоже вносит немалую путаницу в практику ППС), исключили из СНиП нормативы по основным пожарным автомобилям, посчитав, что они содержатся в ВСН 1-91 СПАСР (ныне НПБ 101-95) [8]. Таким образом из практического оборота были исключены нормативы по основным пожарным автомобилям (см. табл. 1), которые никогда не входили (и до сих пор не входят!) в НПБ 101-95.
Автор, предвидя последствия, немедленно предложил специалистам ГУ ГПС МВД России издать новую редакцию НПБ 101-95, чтобы включить в них "пропавшие" нормативы. Но тут произошли принципиальные изменения в жизни ППС страны, и ситуация осталась в прежнем положении (то есть нормативы по основным пожарным автомобилям полностью исчезли из поля зрения специалистов).
Изменения в организации ППС страны
С конца 1990-х гг. назревали, а в начале XXI в. произошли принципиальные изменения в жизни ППС страны. Если в СССР основная часть пожарной охраны (начиная с 1920-х гг.) была жестко централизованной структурой в системе МВД СССР, то в начале XXI в. она была, во-первых, переподчинена МЧС России, во-вторых, ее структура начала меняться в сторону децентрализации. В частности, функции пожаротушения в настоящее время передают на региональный уровень, а это означает, что содержать противопожарные службы в городах и населенных пунктах будут местные органы управления за счет, в основном, местных бюджетов, которые всегда очень невелики.
Здесь неуместно обсуждать происходящие изменения в организации ППС страны, тем более, что, скорее всего, они были исторически неизбежны. Их нужно принять как данность. Так функционируют ППС большинства стран мира. Но зато
вполне уместно и даже необходимо обсудить в этой статье, как повлияет такая ситуация на размеры гарнизонов ППС в городах и населенных пунктах.
Очевидно, что руководство городов и населенных пунктов, отвечая за их пожарную безопасность, тем не менее будет стремиться минимизировать число пожарных автомобилей, пожарных депо и численность личного состава противопожарной службы, чтобы уменьшить стоимость их содержания. Совершенно новую окраску принимают вопросы содержания объектовой, ведомственной пожарной охраны, пожарного добровольчества. Возникают даже вопросы создания частной пожарной охраны (кстати, не только в России).
В результате всего этого совершенно по-новому зазвучали требования проектирования гарнизонов ППС городов, населенных пунктов и объектов. Именно поэтому специалисты-практики бросились заново изучать и осмысливать действующие нормативы по пожарным автомобилям, пожарным депо и запутались в них из-за указанной выше ситуации, тем более, что действующие нормативы в решении этой острейшей проблемы помочь уже не в состоянии. Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
Недостатки действующих нормативов в современных условиях
Во-первых, любые нормативы всегда носят обобщенный, усредненный характер и не в состоянии учесть особенности конкретного города, населенного пункта, объекта защиты.
Во-вторых, действующие нормативы разрабатывались в советское время и в них были заложены значительные "запасы прочности", поскольку вопрос об экономичности нормативов не стоял так остро, как сегодня (т.е. нормативы с самого начала были несколько завышены).
В-третьих, в действующих нормативах заложены 100%-ые резервы для основных пожарных автомобилей, как это требовалось в СССР (хотя ни в одной самой богатой стране мира такие резервы не существуют, но зато имеется достаточно широкий спектр различных пожарных автомобилей разных модификаций). Конечно, от этих недостатков нетрудно избавиться, если подкорректировать существующие нормативы.
Отсюда следует, что если и применять действующие нормативы по числу пожарных автомобилей и пожарных депо в современных условиях, то делать это нужно крайне осмотрительно и осторожно, с учетом всех вышеуказанных особенностей. Но лучше всего поступить иначе, а именно, заново спроектировать гарнизоны ППС, опираясь на теоретические схемы, о которых уже говорилось в этой статье, ибо "ничего нет практичнее хорошей теории", как сказал в XIX столетии выдающийся анг-
лийский физик Дж. Томсон. Правда, и здесь возникают определенные проблемы, которые полностью удалось решить в последние годы [5, 10].
Проблемы проектирования гарнизонов ППС городов
Совокупность математических моделей процесса функционирования ППС городов, таких как (1) - (4) и ряд других [4, 5], позволяет ответить на многие вопросы, интересующие специалистов и руководство городов, но указанных знаний, тем не менее, недостаточно для разработки достаточно качественных оргпроектов ППС этих городов.
Дело в том, что указанные модели не могут учесть и отобразить многие принципиально важные детали процесса функционирования ППС. В частности, они не в состоянии учесть закономерности возникновения вызовов различного характера в разных кварталах города, зоны различных рисков, присущих каждому городу, различие скоростей движения пожарных автомобилей в разных районах города, возможность "пробок" на тех или иных улицах, варианты дислокации депо, изменение границ районов обслуживания и многое другое.
Одним словом, сложность процесса функционирования ППС города такова, что он уже недоступен существующим технологиям математического моделирования (имеются в виду аналитические модели, т.е. различные формулы). Единственным возможным способом дальнейшего исследования этого процесса является имитационное моделирование [4, 5, 10], чему мы и посвятим несколько заключительных абзацев статьи.
Основные принципы проектирования ППС городов
Противопожарная служба любого города должна быть организована таким образом, чтобы на любой вызов, поступивший из любого места города в любое время суток, на который ППС обязана выезжать, служба могла немедленно отреагировать адекватным характеру вызова набором сил и средств.
При этом должны выполняться два ограничения:
1. Время прибытия подразделений ППС к месту вызова должно укладываться в определенный интервал (например, в 95% всех вызовов время прибытия не должно превышать 15 мин).
2. Общее число сил и средств должно быть экономически оправданным.
Для того чтобы выполнить все эти жесткие требования, руководство города и ППС должно располагать соответствующим научным инструментарием, опирающимся на всю совокупность математических моделей, описывающих процесс функционирования ППС города.
Такой инструментарий разработан в 1990-х гг. Это компьютерная имитационная система "КОСМАС" (Компьютерная Система Моделирования Аварийно-спасательных Служб) [4, 5]. Система "КОСМАС" не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Она награждена множеством медалей и дипломов престижных Международных выставок (в том числе серебряной медалью Всемирной выставки изобретений в Сеуле в декабре 2002 г.). "КОСМАС" успешно эксплуатируется в Москве, Волгограде, Оренбурге, Калуге [10], Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Любеке и многих других городах.
В настоящее время разрабатывается вариант "КОСМАС" для Санкт-Петербурга, система также детально изучается в Лондоне, Париже и Токио (на предмет внедрения).
В нынешних российских условиях при проектировании экономичных гарнизонов ППС городов "КОСМАС" не имеет альтернативы. На Всероссийском совещании по делам гражданской обороны под председательством главы Правительства РФ М. Е. Фрадкова 29 июня 2004 г. было принято, в частности, решение включить систему "КОСМАС" в структуру единой дежурно-диспетчерской службы каждого города нашей страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брушлинский Н. Н. Нормирование числа пожарных автомобилей и пожарных депо для городов // Пожаровзрывобезопасность. 1992. Т. 1.№ 4. С. 34-38.
2. СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989.
3. СНиП 11-60-75. Градостроительство. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенныхпунктов. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1975.
4. ВСН 2-85. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. — М.: Мосгорисполком, 1986.
5. ВСН 1-89. Нормы проектирования планировки и застройки Ленинграда. — Л.: Ленгориспол-ком,1990.
6. ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ. Нормы проектирования объектов пожарной охраны. — М.: ВНИИПО МВД СССР, 1991.
7. НПБ 101-95. Нормы проектирования объектов пожарной охраны. — М.: ГУГПС МВД России, 1997.
8. Брушлинский Н. Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы. — М.: МИПБ МВД России, 1998.
9. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Алехин Е. М. и др. Безопасность городов: имитационное моделирование городских процессов и систем. — М.: Изд. "ФАЗИС" ВЦ РАН, 2004.
10. Луганский К. Н. Применение современных технологий определения структур гарнизонов противопожарной службы в городах // Пожарное дело. 2004. № 8. С. 38-40.
Поступила в редакцию 08.07.04.