Долбенкин Игорь Николаевич
кандидат юридических наук,
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД Российской Федерации (e-mail: [email protected])
О некоторых проблемах правового регулирования оборота взрывчатых веществ и материалов в Российской Федерации
В статье рассмотрены проблемы правового регулирования в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов. Отмечается, что оборот взрывчатых веществ и материалов на территории Российской Федерации, включая государственные военизированые организации, регулируется ведомственными нормативными актами. Обосновывается необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты различного уровня, а также необходимость принятия новых нормативных правовых актов, касающихся оборота взрывчатых веществ и материалов в Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательство, государственные военнизированые организации, оборот взрывчатых веществ и материалов, взрывчатые вещества, взрывчатые материалы, общественные отношения , административно - правовой режим .
I.N. Dolbenkin, Candidate of Law, All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected]
On some problems of the legal regulation of the turnover of explosives and materials in the Russian Federation
The article deals with the problems of legal regulation in the sphere of trafficking in explosives and materials. It is noted that the turnover of explosives and materials in the territory of the Russian Federation, including state military organizations, is regulated by departmental regulatory enactments. The necessity of introducing changes and additions to normative legal acts of various levels is substantiated, as well as the need to adopt new regulatory legal acts on the turnover of explosives and materials in the Russian Federation.
Key words: legislation, state military organizations, turnover of explosives and materials, explosives objects, explosives materials, public relations, administrative and legal regime.
В современном российском обществе ввиду постоянно меняющейся внешней политической обстановки усиливается актуальность противодействия внутренним и внешним террористическим угрозам и другим преступным посягательствам, которые могут совершаться различными общественно опасными способами, в том числе с применением взрывчатых веществ и изготовленных на их основе различных боеприпасов и самодельных взрывных устройств. Данное обстоятельство обязывает органы государственной власти принимать более эффективные меры в борьбе с названными угрозами, в том числе издавать действенные нормативные правовые акты. В свою очередь, демократизация общества и создание правовой модели управления также указывает государственным органам на
необходимость принятия законов, не противоречащих Конституции РФ, основным правам и свободам граждан и лиц без гражданства, а также здравому смыслу и гуманизму, которые должны быть присущи любому развитому правовому государству.
В настоящее время в борьбе с террористическими и другими угрозами, связанными с использованием средств группового поражения, к которым, бесспорно, относятся взрывчатые вещества и изделия на их основе, применяются все необходимые меры, в том числе использование потенциала правоохранительных органов, которые должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с нормативными правовыми актами различного уровня.
Необходимо отметить, что оборот взрывчатых веществ и материалов на территории
106
Российской Федерации, включая и государственные военизированые организации, регулируется ведомственными нормативными актами.
Например, в соответствии с п. 12 распоряжения Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 737-р на вооружении органов внутренних дел стоят боеприпасы инженерные. Данные виды боеприпасов во многих нормативных правовых актах и справочной литературе называются взрывчатыми материалами.
С учетом того, что наиболее эффективные средства в борьбе с вышеуказанными угрозами и их проявлениями могут наносить тяжелые последствия и служить источником неоправданного риска, возникает существенная необходимость действенного правового регулирования применения этих средств как на законодательном, так и на нижестоящих уровнях.
Федеральный закон «О полиции» не дает сотрудникам ОВД права применения в своей служебной деятельности стоящих у них на вооружении инженерных боеприпасов. Указанный федеральный закон предписывает Правительству РФ определить перечень стоящего на вооружении полиции огнестрельного оружия и патронов к нему, специальных средств и боеприпасов, при этом не допускает принятие на вооружение полиции огнестрельного оружия и патронов к нему, специальных средств и боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска. В свою очередь, Правительство РФ, исполняя данное предписание, поставило на вооружение органов внутренних дел инженерные боеприпасы, использование которых (согласно тактико-техническим характеристикам) может приводить к нанесению чрезмерно тяжелых ранений или служить источником неоправданного риска, влечет массовую гибель людей, что прямо противоречит требованиям Федерального закона «О полиции» в области регулирования рассматриваемого вида деятельности.
Пересмотр некоторых норм законодательных актов Российской Федерации, а также норм правовых актов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел позволит придать порядку применения сотрудниками полиции различных инженерных боеприпасов юридическую легитимность, а сотрудникам полиции при их применении - законодательную защищенность.
В отдельных нормах нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения
сотрудниками полиции инженерных боеприпасов, отсутствует юридическая последовательность наделения их различными властными полномочиями в данной области.
Данное обстоятельство вызвано тем, что в Российской Федерации отсутствуют материальные и процессуальные нормы на законодательном уровне, которые регламентируют общественные отношения в данной сфере деятельности.
Таким образом, в России существует острая необходимость в установлении четко регламентированного административно-правового режима в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов.
Одной из основных задач административно-правовых режимов в системе правового регулирования общественных отношений является неотвратимое, гарантированное достижение правовой цели, поставленной правотворческим органом. Для решения такой задачи требуется аналитически выверенное построение правового материала таким образом, чтобы поведение субъектов правоотношений, регулируемое административно-правовыми режимами, выстраивалось не по альтернативному принципу, а по мономаршруту - единственно правильному направлению поведения, установленному нормативными правовыми актами, формирующими административно-правовые режимы. Для достижения такой цели в структуре режима должны быть предусмотрены правила поведения субъектов правоотношений (режимные правила), а также различного рода гарантии соблюдения таких правил субъектами правоотношений. К ним относятся юридические, организационные, информационные, материально-технические, ресурсные и иные гарантии. Такое построение административно-правовых режимов требует соответствующего комплексного, многоуровневого построения нормативных правовых актов, формирующих режимы. В свою очередь, административно-правовые режимы, регулирующие сложные общественные отношения, должны быть комплексными, многоуровневыми и многоцелевыми. При этом правовое регулирование отношений, обеспечивающих действие режимных гарантий, также должно осуществляться посредством административно-правовых режимов. Таким образом, выстраивается системное, комплексное, многоуровневое, сетевое, административно-режимное правовое регулирование [1, с. 15].
Очевидно, что базовым нормативным правовым актом должен быть федеральный закон
107
в том случае, когда административно-правовой режим призван обеспечить регулирование общественных отношений в сфере прав, обязанностей граждан, других конституционных установлений. В таком базовом нормативном правовом акте нормы должны выстраивать систему дальнейшего правового регулирования посредством нормативных правовых актов, занимающих последующие иерархические ступени правовой системы [1, с. 35].
Вышеуказанные проблемы в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов возникли в связи с тем, что на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует федеральный закон, который регулировал бы оборот взрывчатых веществ и материалов, в том числе и в государственных военизированных организациях.
По мнению А.А. Долгополова, базовым законом должен стать Федеральный закон «Об обороте взрывчатых материалов и веществ промышленного назначения», актуальность принятия которого очевидна [1, с. 36].
В своем диссертационном исследовании А.А. Долгополов предлагает ключевые положения федерального закона, которые регламентировали бы исследуемую сферу общественных отношений. Данные положения остаются актуальными и в настоящее время.
Однако, по нашему мнению, есть необходимость в принятии федерального закона, который регулировал бы оборот не только взрывчатых веществ промышленного назначения, но и оборот взрывчатых веществ «военного назначения».
Так, в действующем ГОСТ 26184-84 «Вещества взрывчатые промышленные. Термины и определения» содержится понятие «промышленное взрывчатое вещество (ВВ)», которое трактуется как «взрывчатое вещество, предназначенное для взрывных работ в народном хозяйстве». Следует отметить, что словосочетание «промышленное взрывчатое вещество» некорректно, поскольку обозначает лишь промышленное (заводское), а не кустарное изготовление ВВ. Правильно было бы называть такие взрывчатые вещества «взрывчатые вещества промышленного назначения». Этот термин используется во всех постановлениях Правительства РФ, в которых упоминаются такие вещества. Обращаем также внимание на то, что понятие «народное хозяйство» устарело.
Взрывчатые вещества такие как тротил, гек-соген, тэн, нитроглицерин в то же время относятся и к «взрывчатым веществам военного назначения». Некоторые из этих ВВ применяются в промышленности не в виде смесей, а как са-
мостоятельные химические соединения (тротил, гексоген, тэн и др.). В связи с этим можно констатировать, что деление ВВ на «промышленные» и «взрывчатые вещества военного назначения» носит весьма условный характер.
Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что практически трудно четко и однозначно дифференцировать термины «промышленные взрывчатые вещества», «взрывчатые вещества промышленного назначения» и «взрывчатые вещества военного назначения» [2, с. 65-67].
Согласимся и с А.А. Шидтом, который в своем диссертационном исследовании утверждает, что обеспечение реализации законных прав участников оборота взрывчатых материалов промышленного назначения предполагает обязательное наличие законодательной конкретизации гарантий обеспечения и защиты прав участников оборота взрывчатых материалов; определение юридических фактов, с которыми связывается их реализация; определение процессуально-процедурных форм реализации прав; надзор и контроль за правомерностью поведения должностных лиц уполномоченных органов; установление мер правовой защиты, юридической ответственности и процессуального порядка их реализации;организационную деятельность органов государства и их должностных лиц, направленную на реализацию всех видов гарантий и устранение препятствий, которые возникают в процессе их осуществления, а также закрепление обязанности уполномоченных лиц восстановить нарушенные права и возместить причиненный неправомерными действиями ущерб в полном объеме. А вопросы государственного контроля (надзора) за оборотом взрывчатых материалов должны быть урегулированы специальным законодательным актом, комплексно регламентирующим указанные отношения, что обусловлено спецификой отношений по обороту взрывчатых материалов промышленного назначения и несовершенством правового инструментария государственной разрешительной политики [3, с. 8].
В новейшей истории Российской Федерации было предпринято несколько попыток разработки закона, который регулировал бы оборот взрывчатых веществ и материалов. В основном инициатива исходила от МВД России, в полномочия которого до 2011 г. входил контроль за оборотом взрывчатых веществ промышленного назначения.
В 2012 г. в соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В.В. Путина от
108
2 февраля 2011 г. № ВП-П7-533, по реализации поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 28 января 2011 г. № Пр-216 Министерством промышленности и торговли РФ разработан проект Федерального закона «Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий» [4].
Проект закона определяет, что оборот взрывчатых веществ и материалов в государственных военизированных организациях Правительством Российской Федерации запрещен.
Но до настоящего времени вышеназванный законопроект даже не внесен в Государственную Думу Российской Федерации.
По нашему мнению, для устранения противоречий, пробелов в действующем законодательстве, регламентирующем оборот взрывчатых веществ и материалов в Российской Федерации, необходимо внести изменения и дополнения в законодательные акты, а также принять новые, касающиеся оборота взрывчатых веществ и материалов в государстве.
Таким образом, необходимость принятия федерального закона, который бы регулировал рассматриваемую сферу деятельности не вызывает сомнения.
Необходимо внести изменения в гл. 5 Федерального закона «О полиции», в частности установить нормы, определяющие право и случаи применения взрывчатых веществ и материалов (боеприпасов инженерных) сотрудниками полиции, процессуальный порядок их применения.
Поддерживаем позицию А.А. Шмидта, согласно которой компетенция органов государства в сфере оборота взрывчатых материалов промышленного назначения должна выстраиваться в соответствии с особенностями регулируемых и охраняемых общественных отношений. Так, для полиции объектом охраны должна выступать общественная безопасность, для Ростехнадзора - промышленная, для МЧС -противопожарная, для ФСБ - государственная и т.д. [3, с. 16-17].
Считаем, что оборот взрывчатых веществ и материалов в государственных военизированных организациях (в том числе в МВД России), используемых для осуществления функций государственных органов, к которым принадлежат данные организации, должен осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ и этих органов, без участия других органов исполнительной власти Российской Федерации.
Поскольку в существующих нормативных правовых актах отсутствуют ясные определения терминов «взрывчатые вещества промышленного назначения», «промышленное взрывчатые вещества» и «взрывчатые вещества военного назначения» и др., для их четкого правоприменения необходимо скорректировать терминологию в нормах нового закона.
В заключение необходимо сказать, что в обозначенной сфере правового регулирования, к сожалению, остается еще немало проблем и решать их нужно, начиная с законодательного уровня нормативно-правового регулирования.
1. Доолгополов А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
2. Таубкин И. С. О необходимости совершенствования нормативно-правовых актов, связанных с лицензированием производства взрывчатых веществ // Рос. юстиция. 2010. № 11.
3. Шмидт А.А. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по контролю за оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
4. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n=151343#0
1. Dolgopolov A.A. Theoretical and organizational bases of the administrative-legal regimes trafficking in weapons and explosives in the Russian Federation: auth. abstr. ... Dr of Law. Moscow, 2007.
2. Taubkin I.S. About the need to improve normative-legal acts related to the licensing of production of explosive substances // Russian justice. 2010. № 11.
3. Schmidt A. A. Administrative-legal regulation of Police activities for control over the circulation of explosive materials of industrial purpose: auth. abstr.... Candidate of Law. Chelyabinsk, 2012.
4. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n=151343#0
109