ТРИБУНА
молодого ученого
Ж. Т. АШИРОВ,
*
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
ZH. T. ASHIROV,
Adjunct** at the Department of State Law Disciplines (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 342.384.2
О некоторых проблемах парламентаризма в Кыргызской Республике
Problems of Parliamentarism in the Kyrgyz Republic
В статье рассматривается процесс становления парламентаризма в Кыргызской Республике. Анализируются современные проблемы парламентаризма в Кыргызстане.
Парламент, конституция, революция, форма правления, демократический режим, президент, клановость, авторитаризм, регионализм, правовое государство.
The author tracks the origin and history of parliamentarism in Kyrgyzstan and takes a close look at some of the current problems of it.
Parliament, Constitution, revolution, form of government, democratic regime, tribalism, authoritarianism, regionalism, rule of law.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики (далее — Конституция) важнейшим предназначением законодательной власти является формирование такой правовой системы государства, которая соответствует требованиям демократического государственно-правового режима.
С принятием Конституции 1993 г. законодательный орган кыргызского государства стал называться Жогорку Кенеш Кыргызской Республики [2]. Первые годы были самыми трудными в становлении нового института: шли бесконечные эксперименты, проводились все новые референдумы по изменению Конституции, определению роли и места Жогорку Кенеш.
Кроме того, после принятия новой Конституции начали возникать разногласия между президентом и правительством, с одной стороны, президентом и Жогорку Кенеш — с другой, которые привели к кризису всех ветвей государственной власти, в особенности законодательной.
Как следствие, кыргызский парламент в течение 25 лет пережил семь конституционных трансформаций, касающихся его структуры и численности, количества комитетов, объема полномочий, места и роли в системе власти, порядка избрания. За этот короткий исторический срок парламент являлся и двухпалатным, и однопалатным, а избирательная система — ма-
* Ранее - преподаватель кафедры государственно-правовых дисци-
плин Академии МВД Кыргызской Республики.
Formerly - Lecturer at the Department of State Law Disciplines ofthe Academy ofthe Ministry of Internal Affairs ofthe Kyrgyz Republic.
жоритарнои, мажоритарно-пропорциональнои, пропорциональной.
Революция 2005 г. и трагические события 2010 г. поставили вопрос о целесообразности президентской формы правления государством, поскольку в условиях Кыргызстана она неоднократно приводила к узурпации власти. Поэтому пришедшее к власти новое правительство поставило своей основной целью утверждение парламентской формы правления и демократизацию политической системы.
Принятая в июне 2010 г. новая Конституция Кыргызской Республики предусматривала создание парламентской системы управления с ограниченными полномочиями президента [1]. Несмотря на это, и в настоящее время, после прошедших в 2010 и 2015 гг. выборов в Жогорку Кенеш, высказываются сомнения относительно перспективы парламентаризма в Кыргызстане.
Сегодня такие факторы, как коррупция, регионализм, трайбализм, клановые, семейственные и покровительственные отношения, сильно влияют на политическую систему Кыргызстана. Это проявляется в повышенной солидарности представителей той или иной социальной группы, наличии определенных доминирующих социально-культурных принципов взаимодействия.
Сторонники парламентаризма указывают на такое преимущество парламентской системы, как способность действовать в изменяющихся условиях. Так, парламенту предоставлено право отправлять правительство в отставку без проведения всеобщих выборов. Парламентская система способствует большей подотчетности правительства народным представителям, ставит исполнителей в зависимость от депутатов парламента. Это ведет не только к усилению общественного контроля за принятием решений, но и к большей открытости самого процесса принятия решения [5].
Между тем, народу важна не столько форма власти, сколько ее суть и содержание: главное, чтобы властные институты работали ради общества, во благо интересов народа [3].
Конституция 2010 г. кардинальным образом сокращает полномочия Президента: он выступает арбитром, который в большинстве случаев остается над ситуацией и вне текущих взаимоотношений правительства и Жогорку Кенеш, за ним закреплены в основном представительские функции. Президент теперь может быть избран лишь на один шестилетний срок [1, ст. 61].
В соответствии с Конституцией Жогорку Ке-неш принимает законы, на основе которых создаются правовые рамки формирования и функционирования государства. В настоящее время высший законодательный орган Кыргызской Республики формируется по партийным спискам. Партия, составляющая большинство в Жогорку
Кенеш, формирует правительство и другие органы государства, определяет и реализует законотворческую политику, осуществляет контроль над исполнением законов.
Правительство получило реальные полномочия и всю полноту исполнительной власти. На премьер-министра и его кабинет возлагается персональная ответственность за социально-экономическое развитие в стране.
Правительство подотчетно парламенту и ответственно только перед ним. Жогорку Кенеш большинством голосов от общего числа депутатов может выразить недоверие правительству. Президент вправе принять решение об отставке правительства либо не согласиться с решением парламента. В случае, если Жогорку Кенеш в течение трех месяцев повторно примет решение о выражении недоверия правительству, глава государства отправляет правительство в отставку [1, ст. 86].
Становление и развитие Жогорку Кенеш как государственного института власти происходило в непрерывной борьбе. В ходе становления кыргызского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы, а также борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, имеющий большое значение и в настоящее время. Несомненно одно: в ходе деятельности прежних созывов Жогорку Кенеш накапливался уникальный опыт парламентской деятельности, многопартийной системы. Изменение полномочий парламента может и должно стать началом эффективного реформирования государственной системы сверху.
Однако утверждением в Кыргызстане парламентаризма проблемы управления государством до конца не устранены.
Во-первых, сложившаяся партийная система не исключает противостояния региональных кланов. Н. Омаров считает, что «...при формировании партий на патронально-клиентальной основе не будет реализован принцип парламентаризма — принцип равного представительства интересов всех без исключения слоев и групп населения страны» [6].
Во-вторых, свободный мандат приводит к распаду партий и дезорганизации фракционной деятельности. Усиливаются внутренние противоречия в парламенте, регламент и установленные правила соблюдаются лишь формально. При этом правила часто меняются в угоду личным и конъюнктурным интересам. Низок уровень исполнительской дисциплины, невысок процент посещаемости заседаний парламента, практически отсутствуют законодательные инициативы со стороны фракций. Такие условия способствуют процветанию теневого лоббизма и коррупции.
В-третьих, принятый 30 июня 2011 г. новый Конституционный закон «О выборах» не раз-
решил всех проблем в избирательном процессе. Действующая пропорциональная избирательная система не может обеспечить достаточно высокое представительство интересов регионов, так как на сегодняшний день политические партии Кыргызстана не вполне развиты, активно действуют лишь в отдельных регионах, не пользуются необходимой поддержкой во всех областях страны и не могут в полной мере отражать их интересы в парламенте.
В-четвертых, переход к парламентской форме правления требует реформирования судебной ветви власти и построения независимой судебной системы. Отсутствие независимо функционирующей судебной ветви власти серьезно препятствует установлению и реализации парламентской формы правления, а также разрешению спорных юридических вопросов.
В-пятых, возникают определенные трудности в образовании и последующем сохранении единого парламентского большинства на межфракционной основе при отсутствии доминирующей партии в парламенте, а также в обеспечении дисциплины парламентских голосований на межфракционном и особенно на внутрифрак-ционном уровне (ничто не мешает депутатам голосовать против установок своей партии).
В-шестых, сложная процедура формирования работоспособного правительства в рамках многоступенчатых процедур, зафиксированных в Конституции.
В-седьмых, возможность вмешательства президента в следующие ключевые моменты управления государством:
— процесс формирования правительства в ситуации раскола между парламентскими фракциями или в случае направленного создания такой ситуации;
— конфликт президента и парламента по ключевым вопросам внутренней и внешней политики (в силу неопределенности конституционных положений о разделении прерогатив президента и премьер-министра в этой области);
— разногласия в принятии решений относительно силового блока, контроль над которым является прерогативой президентской власти.
В дальнейшем, в условиях демократического режима становления в Кыргызстане парламентаризма, необходимо совершенствовать баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти в государственной системе Кыргызской Республики, так как именно парламент призван представлять народ в управлении государством, обеспечивать безопасность и пресекать любые попытки угрозы народовластию и национальной безопасности [4].
Таким образом, суммируя вышеприведенное, следует отметить, что кыргызский парламентаризм еще молод и находится в процессе становления. Несмотря на определенные трудности, Жогорку Кенеш остается истинным органом народного представительства.
Список литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом 27 июня 2010 г., введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 г.). URL: http:kenesh.kg/ru/article/ show/31 /konstitutsiya-kirgizskoy-respubliki (дата обращения:15.10.2016).
2. Конституция Кыргызской Республики (принята на 12-й сессии Верховного Совета Республики Кыргызстан 5 мая 1993 г.). URL: http: cbd.minjust.gov.kg/act/vicw/ru-ru/1 (дата обращения: 15.10.2016).
3. Арабаев А. А. Политика власти в Кыргызской Республике: проблемы формирования и реализации // Право и политика. Бишкек, 2011. № 1, 2.
4. Бекназаров А. А. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики — основной институт народовластия по новой Конституции Кыргызской Республики // Право и политика. Бишкек, 2011. № 1, 2.
5. Мухамеджанов Б. А. Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
6. Омаров Н. Риски парламентаризма в Кыргызстане // Кыргызстан: Аналитика. 2010. № 8.
E-mail: [email protected]
134