Научная статья на тему 'О некоторых проблемах деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале ХХ В. В сфере обеспечения общественной безопасности'

О некоторых проблемах деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале ХХ В. В сфере обеспечения общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ / ОБЩАЯ ПОЛИЦИЯ УРАЛА И СИБИРИ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петров Александр Васильевич, Рослов Павел Дмитриевич

Задача: Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. В современный период особую актуальность приобретает проблема обеспечения общественной безопасности в государстве. В связи с этим представляется важным проанализировать исторический опыт организации деятельности общей полиции в начале прошлого века периода социальной и политической нестабильности. Модель: В ходе исследования на основе архивных материалов, публикаций в периодических изданиях изучаемого периода и научных публикаций были проанализированы организационно-правовые основы деятельности общей полиции. В качестве хронологических рамок приняты 1900 1916 годы. Выводы: В результате исследования сделан вывод о том, что общая полиция Урала и Сибири в начале ХХ в. в своем развитии повторяла в целом развитие полиции в России, хотя и с некоторым запозданием. Учитывая нарастание социального напряжения, состав населения региона, склонный к массовым беспорядкам, как для центральных, так и для местных властей основной задачей являлось усиление полицейского надзора за населением. Осуществляемая самодержавной властью политика, нежелание менять экономические, политические и иные устои, своеобразное понимание охранительной функции государства, минимальное финансирование общей полиции обусловили усиленное развитие другой группы правоохранительных органов политической полиции, прямым назначением которой являлась борьба с государственными преступлениями, охрана интересов самодержавия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of activity of the general police of the Urals and Siberia in the early twentieth century in the field of public security

Task: Trust in the government, public authorities, the degree of support by the population are directly dependent on the democratic content of the functions of the state, his ability and desire to take into consideration diverse class, group, national and other social interests. In the modern period, of particular urgency is the problem of ensuring public safety in the state. In this regard, it seems important to analyze the historical experience of the organization of activity of the general police in the beginning of the last century the period of social and political instability. Model: The study on the basis of archival materials, publications in periodicals of the period considered and scientific publications were analyzed organizational-legal bases of activity of the general police. As chronological framework adopted 1900 1916. Conclusions: the study concluded that overall, the police in the Urals and Siberia in the early twentieth century in its development was reiterated in general, the development of the police in Russia, albeit with some delay. Considering the increase of social tension, the composition of the population of the region, prone to riots, both for central and local authorities the main objective was to strengthen the policing of the population. Exercised autocratic power politics, unwillingness to change economic, political and other foundations, a kind of understanding of the protective role of the state minimum funding General of police has led to increased development of another group of law enforcement agencies the political police, the direct purpose of which was to fight against state crimes, protection of the interests of the autocracy.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале ХХ В. В сфере обеспечения общественной безопасности»

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЙ ПОЛИЦИИ

Петров А.В., Рослов П.Д.

2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

2.1. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЙ ПОЛИЦИИ УРАЛА И СИБИРИ В НАЧАЛЕ ХХ В. В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Петров Александр Васильевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: ЮУрГУ (НИУ). Подразделение: кафедра Теории и истории государства и права. E-mail: petrov_av2012@mail.ru

Рослов Павел Дмитриевич. Должность: Юрисконсульт. Место работы: ООО «Промбезопасность», г. Челябинск. E-mail: petrov_av2012@mail.ru

Аннотация:

Задача: Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. В современный период особую актуальность приобретает проблема обеспечения общественной безопасности в государстве. В связи с этим представляется важным проанализировать исторический опыт организации деятельности общей полиции в начале прошлого века - периода социальной и политической нестабильности.

Модель: В ходе исследования на основе архивных материалов, публикаций в периодических изданиях изучаемого периода и научных публикаций были проанализированы организационно-правовые основы деятельности общей полиции. В качестве хронологических рамок приняты 1900 - 1916 годы.

Выводы: В результате исследования сделан вывод о том, что общая полиция Урала и Сибири в начале ХХ в. в своем развитии повторяла в целом развитие полиции в России, хотя и с некоторым запозданием. Учитывая нарастание социального напряжения, состав населения региона, склонный к массовым беспорядкам, как для центральных, так и для местных властей основной задачей являлось усиление полицейского надзора за населением. Осуществляемая самодержавной властью политика, нежелание менять экономические, политические и иные устои, своеобразное понимание охранительной функции государства, минимальное финансирование общей полиции обусловили усиленное развитие другой группы правоохранительных органов - политической полиции, прямым назначением которой являлась борьба с государственными преступлениями, охрана интересов самодержавия.

Ключевые слова: история полиции, общая полиция Урала и Сибири, правовые основы деятельности правоохранительных органов.

ABOUT SOME PROBLEMS OF ACTIVITY OF THE GENERAL

POLICE OF THE URALS AND SIBERIA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY IN THE FIELD OF PUBLIC SECURITY

Petrov Alexandr Vasiljevich, doctor of jurisprudence, professor. Position: Head of the Department. Place of employment: South Ural State University (NIU). Division: chair of the Theory and history of state and law. E-mail: petrov_av2012@mail.ru

Roslov Pavel Dmitrievich. Position: legal adviser. Place of employment: JSC Prombezopasnost, Chelyabinsk. E-mail: petrov_av2012@mail.ru

Annotation:

Task: Trust in the government, public authorities, the degree of support by the population are directly dependent on the democratic content of the functions of the state, his ability and desire to take into consideration diverse class, group, national and other social interests. In the modern period, of particular urgency is the problem of ensuring public safety in the state. In this regard, it seems important to analyze the historical experience of the organization of activity of the general police in the beginning of the last century - the period of social and political instability.

Model: The study on the basis of archival materials, publications in periodicals of the period considered and scientific publications were analyzed organizational-legal bases of activity of the general police. As chronological framework adopted 1900 - 1916.

Conclusions: the study concluded that overall, the police in the Urals and Siberia in the early twentieth century in its development was reiterated in general, the development of the police in Russia, albeit with some delay. Considering the increase of social tension, the composition of the population of the region, prone to riots, both for central and local authorities the main objective was to strengthen the policing of the population. Exercised autocratic power politics, unwillingness to change economic, political and other foundations, a kind of understanding of the protective role of the state minimum funding General of police has led to increased development of another group of law enforcement agencies - the political police, the direct purpose of which was to fight against state crimes, protection of the interests of the autocracy.

Keywords: history of the police, the police general in the Urals and Siberia, the legal framework of law enforcement.

Важнейшее место в осуществлении охранительной функции государства занимала общая полиция, на которую, помимо собственно охранительных, были возложены обязанности по общему управлению. Именно в динамике развития компетенции, структуры, нормативного и материального обеспечения наиболее четко прослеживается понимание места данного органа в механизме государства.

Конец XIX - начало ХХ вв. в России характеризовались увеличением противоречий в жизни общества, нарастанием социальной напряженности. Развернувшееся в этот период железнодорожное строительство способствовало повышению мобильности населения, в результате чего стали быстро расти находившиеся вблизи железных дорог населенные пункты. В полной мере это проявилось на Урале и в Западной Сибири.

На начало века пришлись кризисные явления в горной и металлургической промышленности, которые были представлены в регионе большим числом значительных по размерам предприятий. Кроме того, дестабилизирующим фактором являлся голод, вызванный неурожаями в конце XIX - начале ХХ вв.

Следствием этих и иных явлений общественной жизни дореволюционной России стал рост преступности, что способствовало повышению значения охранительной функции государства и общей полиции как одного из основных органов, осуществлявших ее. Однако царское правительство понимало содержание этой функции своеобразно.

Н. Верт указывал, что «на рубеже веков у царской власти была лишь одна насущная политическая задача - во что бы то ни стало сохранить самодержавие» [1, с. 9]. И эта задача реализовывалась всей деятельностью государственного аппарата.

Структура общей полиции на Урале и в Западной Сибири строилась в соответствии с общероссийской моделью, рассмотренной в предыдущем параграфе. Губернатор был представителем царской власти на местах и должен был обеспечивать нормальную жизнедеятельность в губернии, не допуская при этом каких-либо беспорядков среди населения. Осуществляя руководства губерниями, губернаторы в большей мере, чем центральные власти чувствовали настроение населения, их потребности и не могли их игнорировать. Население же было заинтересовано в укреплении правопорядка и улучшении деятельности общей полиции, направленной на борьбу с уголовными преступлениями и нарушениями общественного порядка.

Тем не менее, в рассматриваемом регионе в начале ХХ в. чинов общей полиции объективно не хватало для эффективного выполнения возложенных на них

функций, что подтверждается материалами местных и

1

центральных архивов .

При остром недостатке исполнительных полицейских чинов повышалась роль сельской полиции, состоявшей из сотских и десятских. Однако эффективность их помощи полиции отрицательно оценивалась как в общегосударственных масштабах, так и в рассматриваемом регионе.

Так, С.А. Гисси в конце XIX в. писал: «До настоящего времени волостное и сельское начальство не имеет никакого самостоятельного значения в производстве дознаний. Происходит это, во-первых, от того, что волостные старшины, сельские старосты, сотские и десятские в большинстве случаев совершенно незнакомы с существующими правилами о дознаниях и даже большей частью неграмотны и потому не считают себя вправе действовать при этом самостоятельно» [3, с. 23-24].

В начале ХХ в. в лучшую сторону в этом вопросе ничего не изменилось. В 1901 г. вятский вице-губернатор подчеркивал, что на должности сотских и десятских «избираются в громадном большинстве случаев лица неспособные и никуда непригодные» [7, с. 48].

В отношении Томской губернии, где росту преступности способствовало строительство Сибирской железной дороги в заключении МВД также отмечалась низкая компетентность волостного и сельского начальства и малочисленность полиции, в результате чего «преступления в большинстве случаев остаются нераскрытыми и виновные в них не обнаруженными».

1 РГИА, ф. 1284, о. 194, д. 58, л. 12; РГИА, ф. 1149, о. 13, 1901 г., д. 135, л. 2; РГИА, ф. 1284, о. 194, д. 58, л. 27 - 28 и др.

Следует отметить, что низкая эффективность помощи сельской полиции была обусловлена не только некомпетентностью ее чинов. Большое значение имело при этом и отношение населения к волостному и сельскому начальству. Так, в 1906 г. начальник Уфимского Губернского жандармского управления, сообщая в Департамент полиции о совершенных вследствие голода хищениях со складов зерна сельскими жителями, указывал, что «население своих властей не боится, полиции же почти нет...». Общее присутствие Томского губернского правления также, отметив недостаток численности полиции и рост хищений на железных дорогах, указывало, что розыск похищенного при содействии одних только сельских властей без участия специальных полицейских служителей оказывается почти невозможным, так как сельские власти «и не стараются открывать преступления, потому что боятся своих односельчан, при непременном участии и содействии которых производится хищение товаров с железной дороги» [14, с. 5].

К аналогичному выводу приходит Е.П. Сичинский, анализируя причины отсутствия должной помощи полиции со стороны волостного и сельского начальства на Южном Урале. К ним автор отнес наряду с неграмотностью указанных лиц, отсутствие должной мотивации, так как они не получали за свою деятельность вознаграждения, за исключением старшин. Одной из причин низкой эффективности полицейской повинности в условиях крестьянской общины называлась также выборность сельского начальства, так как крестьяне выбирали на эти должности, как правило, людей, которые ставили интересы общины выше государственных, готовых пострадать за «общество» [3, с. 187].

Губернские власти и полицейское руководство на местах не в последнюю очередь заботил вопрос об увеличении штатов полиции. Так, в своем рапорте пермскому губернатору о предложениях относительно намечавшейся реформы полиции, в 1914 году екатеринбургский полицмейстер указывал следующее: «Отнесение г. Екатеринбурга... по предполагаемой реформе полиции к 4-иу разряду было бы великой несправедливостью. и не проявило бы той желательной продуктивной реформы полиции, которой, как чины полиции, так и все население, с нетерпением ожидают, так как количества полиции. было бы недостаточно. чины полиции за крайней недостаточностью их не в силах были бы выполнить предъявляемые к ним требования и также вызывали бы к себе справедливые нарекания и озлобления населения за недостаточную его личности и его имущества охрану и невыполнение предъявляемых населением к полиции законных требований» [9, с. 6]. Далее указывались причины такого отношения населения к полиции: «Ведь в настоящее время озлобление и неуважение к полиции существует у населения не исключительно благодаря плохим качествам чинов полиции, а потому, что полиция, перегруженная и переобремененная массой работы не имеет физических сил охранять город и жителей от преступного элемента, посягающего на личность и имущество обывателей и вполне удовлетворять требованиям населения» [9, с. 6]..

Несмотря на то, что приведенная цитата датируется 1914 годом, она достаточно наглядно характеризует деятельность и положение полиции в начале ХХ в., причем не только в г. Екатеринбурге, но на Урале и в Западной Сибири в целом. В данном примере характерно также отсутствие действенных мер со стороны

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЙ ПОЛИЦИИ

Петров А.В., Рослов П.Д.

правительства, направленных на изменение сложившегося положения.

Для того, чтобы «разгрузить» в определенной степени (от возложения не предусмотренных в законах обязанностей) полиции, предпринимались меры как в центре, так и на местах.

В июле 1903 г. Вятский губернатор отмечал, что «земские и городские управы возлагают нередко на чинов местной полиции исполнение таких поручений, которые не предусмотрены законом и, не соответствуют назначению этого учреждения, являются последствием слишком широкого понимания того общего правила, по которому полиция обязана оказывать содействие разным правительственным и общественным учреждениям в их деятельности. ». Однако подобные меры незначительно влияли на порядок дел и загруженность полиции.

Обобщая приведенные факты, можно сделать вывод о не достаточно эффективной организации общей полиции на Урале и в Западной Сибири к началу ХХ в. Следовательно, помимо социально-экономических факторов, увеличения городов, росту преступности способствовала и существовавшая организация полиции, точнее ее отсутствие во многих населенных пунктах. Примечательно, что такое положение беспокоило в первую очередь местное начальство, губернаторов, которые были наиболее близкими к населению. Если население, владельцы заводов, других предприятий или заведений, заботились о сохранении своего имущества и личной безопасности, то местные власти и центральные власти (через ГЖУ) больше были обеспокоены возможными волнениями населения и собственной безопасностью. Различия во взглядах на место общей полиции в механизме обеспечения правопорядка и само понимание правопорядка обусловили и дальнейшее развитие общей полиции.

Кризис 1900 - 1903 гг. существенным образом сказался на промышленных отраслях, державшихся на государственных заказах и строительстве железных дорог. Неурожай 1901 года отрицательно сказался на положении крестьянства. Для подавления все чаще возникавших волнений требовалось создание специального формирования.

В 1903 г. были принят закон «Об учреждении уездной полицейской стражи». В журнале заседаний учрежденной по приказу министра внутренних дел комиссии в 1906 г. указывалось, что «уездная полицейская стража имеет двоякое назначение: с одной стороны несет чисто полицейские функции, а с другой - составляет воинскую часть, предназначаемую для подавления беспорядков силой оружия, с каковой целью ей придается воинская организация». При этом как нормативная база, так и практика функционирования данного подразделения позволяют сделать вывод о доминировании второго назначения. Принятое в результате решение полностью согласовывалось с политикой государства по сохранению самодержавия и нежеланием осуществить конструктивные преобразования в жизни населения.

В Циркуляре МВД говорилось, что «уездная полицейская стража есть прежде всего сила в руках губернаторов и уездных исправников для подавления беспорядков и для прекращения разбоя в губерниях и уездах, не прибегая к содействию войск и не отрывая последних от прямых обязанностей» [2, с. 263].

На Урале и в Западной Сибири, как в удаленных от центра регионах, стража была введена не сразу. В

Вятской губернии данный закон был введен в действие с 1 января 1904 г. Институт урядников был расширен до 306 человек, создавались должности 76 конных и 1197 пеших стражников. До осени 1906 г. «стражники были распределены по волостям уездов - по два, по три человека на волость, а были волости, имеющие по одному только стражнику.

С учреждением полицейской стражи и ликвидацией института сотских изменилось правовое положение десятских, которые были исключены из состава уездной полиции и поставлены в подчинение «сельского и волостного начальства в качестве низших служителей внутренней сельской полиции».

Учреждение полицейской стражи, по мнению С.А. Трушкова, привело к значительному увеличению полицейского надзора на территории губернии. Так, если в 1901 г. чинами полиции Вятской губернии были взяты под стражу 22712 обвиняемых в совершении преступлений и проступков, задержано за пьянства 18279 человек, то в 1904 г. соответственно 31233 и 24997, то есть более чем на %. [7, с. 50-51].

С 1 июля 1905 г. в Оренбургской губернии также вводилась уездная полицейская стража. На каждую волость выделялся один урядник, а один стражник -на 2,5 тыс. жителей. Кроме того, на каждую волость учреждалась должность десятского на общественных началах. Штат конных и пеших стражников для Оренбургской губернии был определен в 942 человека. Эта мера в 2 с лишним раза увеличила общую численность губернской полиции.

Однако уже с апреля 1905 г. Департамент полиции МВД чередой секретных циркуляров значительно расширил сферу деятельности общей полиции, вменив ей в качестве функциональной обязанности активное противодействие политическим противникам существовавшей в России монархии. Полицейские управления губернии и подчиненные им подразделения общей полиции нацеливались на работу против нелегальных организаций, занимавшихся террористической деятельностью в стране, оппозиционных правящему режиму политических партий и т.п.

Революция 1905 - 1907 гг. заставила осуществить изменения не только в политической жизни населения, но и в системе полиции. В 1908 г. в общегосударственных масштабах стали создаваться сыскные отделения, которые должны были заниматься исключительно оперативно-розыскной деятельностью.

Но их организация и правовая регламентация значительно отставали от требований времени и развития общественных отношений. На местах инициатива по организации таких отделений осуществлялась уже на протяжении нескольких лет. В сентябре 1907 г. оренбургский полицмейстер в связи с участившимися в городе кражами, грабежами, случаями хулиганства и ограниченными возможностями общей полиции пресечь эти преступления обратился с рапортом к оренбургскому губернатору с просьбой об организации сыскного отделения. В качестве опыта предлагалось использовать практику Уфы, где по решению губернатора местный полицмейстер составил не предусмотренное штатами сыскное отделение, выделив для этой цели из общего состава чинов полиции одного пристава, одного помощника пристава и четырех городовых. При сыскном отделении была оборудована фотолаборатория и антропометрическое бюро.

Однако не обеспеченная кадровыми и материальными ресурсами инициатива на местах не могла су-

щественно улучшить криминогенную обстановку. Уфимский полицмейстер подчеркивал, что в связи с отсутствием централизованного финансирования, выделенных из сыскного губернского кредита сумм (500 -600 руб. в год), безусловно, недостаточно и поэтому «деятельность сыскной полиции бывает не вполне успешной» [6, с. 72-73].

В июле 1908 г. был издан закон «Об организации сыскной части», которым регулировалось учреждение сыскных отделений для производства розыска общеуголовного характера в составе полицейских управлений во всех губернских и наиболее значимых городах Российского государства. На Урале и в Западной Сибири также должны были учреждаться отделения в Омске, Томске, Оренбурге, Перми, Уфе, Вятке и Тобольске, то есть во всех губернских городах. Законом предполагалось учреждение сыскных отделений четырех разрядов, в зависимости от численности населения обслуживаемого этими отделениями района. В рассматриваемом регионе создавались отделения третьего (в Оренбурге, Перми, Томске, Уфе) и четвертого разряда (в Вятке и Тобольске).

Таким образом, общая полиция Урала и Сибири в начале ХХ в. в своем развитии повторяла в целом развитие полиции в России, хотя и с некоторым запозданием. Учитывая нарастание социального напряжения, состав населения региона, склонный к массовым беспорядкам, как для центральных, так и для местных властей основной задачей являлось усиление полицейского надзора за населением. В результате созданная в 1903 и введенная в регионе в основном в 1904 - 1905 гг., отвечала данному курсу. Однако игнорирование интересов населения в области личной и имущественной безопасности имело для местных властей и полиции ряд негативных последствий, начиная с дискредитации полиции в глазах местного населения, заканчивая ростом общего недовольства. Создание сыскных отделений в 1908 г., хотя и было осуществлено с запозданием, но в значительной степени усилило общую полицию, увеличив, тем самым раскрываемость уголовных преступлений. Осуществляемая самодержавной властью политика, нежелание менять экономические, политические и иные устои, своеобразное понимание охранительной функции государства, минимальное финансирование общей полиции обусловили усиленное развитие другой группы правоохранительных органов - политической полиции, прямым назначением которой являлась борьба с государственными преступлениями, охрана интересов самодержавия.

Список литературы

1. Верт Н. История советского государства. 1900 -1991: Пер. с фр. - М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. С. 9.

2. Вестник полиции. 1910. №10. С. 263.

3. Дознание, его цели и способы производства: Руководство ля чинов полиции, волостного и сельского начальства / Составлено С.А. Гисси. В 2 ч. Часть 2. Казань, 1878.

4. Масалимов А.С. Полиция и община в России. Роль исторических и правовых традиций. Бизнес в законе, 4. 2009: С. 32-36.

5. Сичинский Е.П. Эволюция традиционных форм охраны правопорядка в механизме государственной власти Российской Империи // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы IV Международной научно-теоретической конференции.

Санкт-Петербург, 24 декабря 2004 г. / Под общ. ред.

B.П. Сальникова, Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

C. 187.

6. Сичинский Е.П. Уголовный сыск России в Х - начале ХХ вв. Челябинск, 2002.

7. Трушков С.А. Администрация и полиция Вятской губернии. Вторая половина XIX - начало ХХ в.: Монография. Киров: ВСЭИ, 2003.

8. Шхагапсоев З.Л., Тутуков А.Ю. (2014). Организация работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности. Бизнес в законе, 1: 139-141.

9. ГАПО, ф. 36, о. 6, д. 10.

10. ГАКирО, ф. 721, о. 1, д. 428.

11. РГИА, ф. 1284, о. 194, д. 58; РГИА, ф. 1149, о. 13, 1901 г., д. 135.

12. РГИА, ф. 1284, о. 194, д. 58, л. 27 - 28 и др.

13. ЦГИА РБ, ф.И.-187, о. 1, д. 127, л. 943.

14. РГИА, ф. 1149, о. 13, 1901 г., д. 177, л. 5.

Рецензия

на статью Петрова Александра Васильевича, Росло-ва Павла Дмитриевича «О некоторых проблемах деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале ХХ в. в сфере обеспечения общественной безопасности».

Актуальность статьи А.В. Петрова и П.Д. Рослова «О некоторых проблемах деятельности общей полиции Урала и Сибири в начале ХХ в. в сфере обеспечения общественной безопасности» не вызывает сомнений. В настоящее время повысилось внимание государства и исследователей к проблемам укрепления законности, привлечению населения к участию в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. Охрана общественного порядка является той сферой, в которой ежедневно пересекаются интересы практически всех граждан страны. Без поддержания спокойствия, правопорядка в общественных местах невозможно нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Важное место в этой сфере занимают взаимоотношения и взаимодействие правоохранительных органов и общественности.

В своей статье авторы последовательно рассматривают вопросы организации и деятельности полиции в регионе (Урал и Сибирь). На основе анализа действовавшего в начале ХХ в. законодательства, а также архивных материалов выявляются и анализируются возникавшие в процессе деятельности полиции проблемы и практика их разрешения.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доктор юридических наук, профессор А.Н. Бабенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.