Мухаметжанов Алмас Оралович,
начальник 1-го Управления по надзору за законностью в сфере нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
О НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЕЛЛ НОВОГО УПК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА, НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ ЗА 10 МЕСЯЦЕВ 2015 ГОДА
Генеральной прокуратурой Республики Казахстан совместно с Верховным Судом и органами следования и дознания принят комплекс организационных мер, направленных на безболезненный переход к новой модели уголовного процесса с 1 января 2015 года.
С начала 2015 года в рамках ежедневного мониторинга и обобщения практики применения новых кодексов под эгидой Генеральной прокуратуры проведено более 40 межведомственных заседаний по проблемам правоприменения. Государственным органам и нижестоящим прокурорам даны необходимые разъяснения и указания.
Основными целями новой модели уголовного судопроизводства являлись усиление защищенности конституционных прав граждан, его упрощение и процессуальная экономия, приближение к высоким международным стандартам.
В 2015 году кардинально изменилась система учета уголовных правонарушений по сравнению с учетом преступлений в прошлые годы.
За 10 месяцев текущего года начаты досудебные расследования по 569 321 заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях (зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований - 342511, прекращены со снятием с учета - 174447, некриминальные трупы - 42 679, без вести пропавшие - 9 684, перешедшие уголовные дела прошлых лет - 35651). За аналогичный период же 2014 года доследственные проверки с принятием решений проводились по 920 259 заявлениям, сообщениям о преступлениях (ВУД -288637, об отказе в ВУД- 631622).
Если спроецировать эти данные на действующий УПК, то в 2014 году было бы начато досудебное расследование по 920 тысячам (920 259) заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях против 569 тысяч (569 321 - в текущем году), то есть сейчас количество досудебных расследований фактически снизилось на 38,1%.
Более того, если в 2014 году по 451 тысяче (451406) заявлений, сообщений приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава и события преступления и по 147 тысячам (147303) уголовным делам о прекращении, то в этом году по указанным основаниям прекращено всего 174 тысяч (174447) дел.
Таким образом, вопреки ранее озвученным органами уголовного преследования прогнозам о том, что с принятием нового уголовно-процессуального законодательства значительно увеличится нагрузка на органы расследования, фактически этого не произошло и она, напротив, существенно снизилась.
Прекращение уголовных дел «со снятием с учета» снизилось почти в 3 раза (с 451 406 до 174 447), что свидетельствует о том, что начальная стадия уголовного процесса стала «чище» и органы уголовного преследования в разы стали меньше работать «на корзину». Пропорционально снизилось и число лиц, вовлеченных в орбиту уголовного процесса.
По результатам рассмотрения принятых и зафиксированных в Книге учета информации 1 млн. 769 тыс. (в 2014 году - 1 млн. 746 тыс.) информаций о событиях и фактах, которые могут оказаться
криминальными происшествиями, по 765 тыс. (512 тыс.) приняты решения об оставлении их без рассмотрения и хранении в номенклатурных делах органов уголовного преследования. Рост списания материалов в номенклатурные дела по сравнению с 2014 годом составил 49% (с 512 тыс. до 765 тыс.).
Качественным фильтром для обращений, которые не являются заявлениями и сообщениями об уголовных правонарушениях, стало принятие единого формата заявления об уголовном правонарушении (приказ ГП от 19.09.2014 года №89 об утверждении Правил приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований).
Путем надзорных проверок и ведомственного контроля в номенклатурных делах органов уголовного преследования выявлено всего 60 укрытых уголовных правонарушений (0,00008% от числа списанных в них).
Всего за анализируемый период прокурорами выявлено и поставлено на учет 343 (против 1221 в 2014 году) укрытых уголовных правонарушений, из которых 73,7% или 253 были укрыты путем не регистрации поводов в ЕРДР.
Из указанного количества в органах внутренних дел выявлено 333 укрытых уголовных правонарушений (97%), КГД МФ - 5, органы ЧС - 1.
Ведомственным контролем правоохранительных органов выявлено и поставлено на учет 199 (в 2014 году - 681) укрытых уголовных правонарушений.
Таким образом, в новых правовых условиях начала досудебного расследования констатируется практика снижения укрытий уголовных правонарушений: по выявленным прокурорами снижение в 3,5 раза, ведомственным путем - 3,4 раза.
В текущем году уменьшилось число привлеченных к дисциплинарной ответственности сотрудников органов уголовного преследования, что связано со значительным уменьшением количества укрытых уголовных правонарушений.
Всего по актам прокурорского реагирования за различные нарушения учетно-регистрационной дисциплины наказано в дисциплинарном порядке 1357 (в 2014 году - 1640) сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел - 1316 (97%), органов ЧС - 11 и ВП ВС МО - 17.
Безусловно, все еще имеющие место факты укрытия от учета уголовных правонарушений требуют продолжения проведения жесткой линии по обеспечению законности в этой сфере надзора.
В отношении сотрудников правоохранительных органов по статье 433 УК «Укрытие уголовного правонарушения» (диспозиция нормы не претерпела изменений по сравнению с прежним УК) начато 125 (в 2014 году возбуждено 36 уголовных дел) досудебных производств, из которых по результатам расследования 13 (10) направлены в суд для рассмотрения по существу, по 30 (18) сроки досудебного расследования прерваны, остальные находятся в производстве.
Отмечается снижение фактов нарушения конституционных прав граждан.
Так, прокурорами из служебных помещений органов уголовного преследования освобождено 179 незаконно задержанных лиц (в 2014 году - 403), снижение составило 44,4%, при этом количество задержанных лиц увеличилось на 5,9% (с 10 745 до 11 422).
Отмечается рост числа направленных уголовных дел в суд на 9% (с 49440 до 51490), что явилось следствием введения упрощенных форм расследования. В ускоренном порядке и протокольной форме в суд направлены дела о 20 114 преступлениях или 39,1% от всех направленных в суд. В форме сделки о признании вины в суд направлены дела о 3 311 преступлениях. В обычном порядке в суд направлены дела о 54,5% преступлений.
Судами республики из 34 тысяч оконченных дел (34921) в сокращенном порядке (без вызова свидетелей, исследования доказательств по делу, как правило, в течение 1-2 дней, вместо положенных 10 дней) рассмотрено свыше 6 тыс. дел (6138) или 17,5%, из которых в апелляционном порядке пересмотрено лишь 18 дел.
Рост прекращенных дел по нереабилитирующим основаниям составил 4,6% (с 48 974 до 51 355), что явилось следствием расширения института примирения сторон и также в определенной степени снизило нагрузку на суды.
Расширение оснований применения залога и снижение в два раза его минимального размера позволило увеличить число мер пресечения в виде залога на 356% (с 2 946 до 13 449). При этом,
нарушение залога имело место лишь в 7 случаях, по которым подозреваемые впоследствии объявлены в розыск (задержано 5 лиц, из них осуждено 2, и 2 лица находятся в розыске). Предметы залога по представлению прокурора на сумму 198 032 594 тенге обращены в доход государства.
Число лиц, содержащихся под стражей, снизилось на 19% (с 9 922 до 8 026), что определенно разгрузило и пенитенциарную систему Республики (уже по итогам первого полугодия т.г. при обсуждении вопроса о создании локальных участков на территории СИЗО для содержания лиц, арестованных за уголовные проступки, МВД констатировало, что СИЗО заполнены лишь наполовину).
При этом, судами в отношении 8 тыс. лиц, заключенных под стражу, установлен размер залога, 381 лицо, внесшее установленную судом сумму залога, освобождено из под стражи.
Процедура дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи применялась в 21 случае.
За истекший период следственными судьями проведено депонирование показаний более четырехсот свидетелей и потерпевших, что также способствовало сокращению волокиты рассмотрения дел в судах. Рассмотрено 445 представлений прокуроров о взыскании процессуальных издержек, 26 представлений о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче или хранение которых требует значительных материальных затрат. Рассмотрено 17 и удовлетворено 4 ходатайства адвокатов о назначении экспертизы и об истребовании и приобщении к материалам дела документов и иных сведений, имеющих значения для уголовного дела.
С введением нового УК смягчилась судебная практика. Альтернативные наказания стали назначаться чаще.
Почти 76% осужденных получили наказания, не связанные с лишением свободы, в том числе 12% условно.
По сравнению с прошлым годом число наложенных штрафов возросло в 7 раз (4138 против 601), а общественных работ - в 4 раза (2243 против 484).
В порядке согласительного производства, по делам, оконченным в форме сделки о признании вины, состоялись приговоры в отношении 1499 лиц или 7% от всех вынесенных приговоров.
С учетом введения в качестве альтернативы «кратных штрафов» за коррупционные преступления, сложилась определенная судебная практика о назначении их лицам, не представляющим социальной опасности для окружающих. «Кратные штрафы» назначены 196 лицам, на сумму 2,8 млрд. тенге, из которых в бюджет поступило 1,8 млрд. тенге.
Таким образом, новеллы УК и УПК положительно зарекомендовали себя на практике, что указывает на необходимость их дальнейшего расширения и совершенствования.
Касательно деятельности процессуальных прокуроров.
Концепция правовой политики Республики на 2010-2020-е годы и государственные ориентиры на приближение казахстанского уголовного процесса к европейским стандартам требует повышения роли и ответственности прокурора.
В этой связи, новым УПК процессуальный прокурор рядового уровня наделен рядом полномочий, которые раньше принадлежали исключительно прокурорам областей и районов.
При принятии нового УПК предполагалось, что в целях обеспечения «непрерывности» надзора процессуальные прокуроры будут назначаться по всем уголовным делам с момента начала досудебного расследования и до поддержания государственного обвинения в суде первой инстанции. Но это потребовало выделения дополнительных штатов для прокуратуры, чего не произошло.
В этой связи, за два месяца до введения нового УПК в действие были приняты корректирующие поправки в него (Закон РК от 7 ноября 2014 года №248-У) о возможности назначения процессуальных прокуроров только по самым важным делам.
Деятельность процессуального прокурора подробно урегулирована Инструкцией по организации надзора процессуальным прокурором, утвержденной приказом Генерального Прокурора от 29 декабря 2014 года №163.
С начала текущего года процессуальные прокуроры назначены по 1 108 наиболее значимым и актуальным уголовным делам. Эффективность их расследования (доля оконченных 61%) и направления в суд (49%) с последующим поддержанием гособвинения превысила аналогичные показатели по остальным уголовным делам.
Внедрение данной фигуры себя оправдывает. Полагаем, что в случае увеличения штатной
численности органов прокуратуры для расширения штата процессуальных прокуроров за счет высвобождения штатов других органов, нагрузка на которые в новом уголовном процессе снижена, эффект мог бы оказаться более значительным.
Касательно деятельности следственных судей.
Следственными судьями рассмотрены 1098 жалоб на действия органов расследования и прокурора, из которых удовлетворены 336 (30%). Следует полагать, что эти данные указывают на уже достаточно активное влияние судебного контроля на обеспечение законности в сфере досудебного производства и подтверждают верность выбора этого нового института в казахстанском уголовном процессе в качестве важного механизма обеспечения баланса между полномочиями органов следствия и дознания и необходимостью соблюдения прав и свобод граждан в условиях отказа от стадии возбуждения уголовного дела.
В рамках поэтапного расширения судебного контроля, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» с 1 января 2016 года к дополнительным полномочиям следственного судьи отнесено санкционирование таких следственных действий как: осмотр, обыск, выемка и личный обыск.
В целях упрощения процедуры рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции следственного судьи, снижения нагрузки, поправками, внесенными в УПК по инициативе Верховного Суда (Закон РК от 7 ноября 2014 года №248-У), исключены нормы об обязательности проведения следственным судьей судебного заседания по жалобам на действия (бездействия) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора (ч.2 ст.56 УПК).
Генеральной прокуратурой данная инициатива была поддержана в Парламенте.
Однако на практике имеют место случаи, когда следственные судьи в нарушение требований части 2 статьи 56 УПК, по жалобам на действия (бездействия) и решения прокурора и органов уголовного преследования, несмотря на необходимость исследования обстоятельств, имеющих значение для принятия по ним законного и обоснованного решения, игнорируют необходимость проведения судебного заседания.
По таким фактам направлены письма в Верховный Суд.
Следует отметить, что ни в какой стране мира судья не принимает решения по делу без выяснения обстоятельств дела и заслушивания прокурора, доводов лица, обратившегося с жалобой и лица, чьи действия обжалуются.
В это связи, в целях формирования единой судебной практики необходимо закрепить в нормативном постановлении Верховного Суда положений о необходимости проведения судебного заседания для исследования обстоятельств дела, имеющих значение для принятия законного и обоснованного процессуального решения, в т.ч. по жалобам на необоснованность регистрации заявления и сообщения в Едином реестре досудебных расследований, незаконность задержания и т.д.
Список литературы
1. Концепция правовой политики на период с 2010 по 2020 г.г., утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года.
2. Новый Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан.
3. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства.
4. Поручения Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «100 конкретных шагов» для реализации 5 институциональных реформ.
5. Статистические сведения Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 10 месяцев 2015 года.
8
№5 (41) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Алмас Оралулы Мухаметжанов,
Казахстан Республикасы Бас прокуратурасыньщ норма шыгармашылыщ ^ызмет саласындагы зандыльщты ^адагалау бойынша 1-бас^армасыныц бастыгы
2015 жылгы 10 ай бойынша цуцьщтьщ статистиканы талдаудыц негiзiнде цылмыстыц процестщ тишдттн арттыруга ыцпал етушi Цазащстан Республикасыныц жаца ЩПК новеллаларын цолданудыц кейбiр оц аспектiлерi туралы
Мухаметжанов Алмас Оралович,
начальник 1-го Управления по надзору за законностью в сфере нормотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Республики Казахстан
О некоторых положительных аспектах применения новелл нового УПК Республики Казахстан, способствующих повышению эффективности уголовного процесса, на основе анализа правовой статистики за 10 месяцев 2015 года
Almas Oralovich Mukhamedzhanov,
Head of the 1st Department on supervision of legality in the field of rulemaking Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan
Some positive aspects of the application of the new CPC stories of Kazakhstan, enhance the effectiveness of criminal proceedings, based on the analysis of legal statistics for 10 months in 2015