5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)
5.1. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Имамов Алмаз Азгарович, д-р мед. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Казанский государственный медицинский университет. Подразделение: кафедра профилактической медицины и экологии человека. Email: [email protected] Костина Ксения Вячеславовна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Казанский государственный медицинский университет. Подразделение: кафедра профилактической медицины и экологии человека. Email: [email protected]
Аннотация: Представленная статья является продолжением предыдущих публикаций авторов посвященных поиску эффективных решений современных проблем организации государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации. В статье исследуются особенности проведения контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере реализации и производства пищевых продуктов. Предлагаются возможные пути совершенствования порядка проведения проверок.
Ключевые слова: государственный контроль, проверки, пищевая продукция, правонарушения.
SOME FEA TURES OF THE IMPLEMENTA TION OF STA TE CONTROL (SUPERVISION) IN THE FIELD OF QUALITY ASSURANCE AND FOOD SAFETY
Imamov Almas Azgarovich, Dr of Medicine, professor. Position: Head of chair. Place of employment: Kazan State Medical University. Department: Preventive Medicine and Human Ecology chair. E-mail: [email protected] Kostina Kseniya Vyacheslavovna, PhD at law. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Kazan State Medical University. Department: Preventive Medicine and Human Ecology chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Presented become is a continuation of the previous publications of the authors dedicated to finding effective solutions to the problems of the organization of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation. In the article the features of the control measures in respect of economic entities, carrying out activity in the sphere of realization and food. Proposes possible ways to improve the procedure for conducting inspections.
Keywords: state control, inspection, food production, offense.
Население земного шара увеличивается каждую неделю в среднем - на миллион. Современный человек потребляет в сутки около 800 г. пищи и 2 л. жидкости. Суточный рацион населения планеты, таким образом, составляет более 4 млн. т. Пищи [1, с. 5]. Следовательно, качество употребляемых пищевых продуктов является важнейшим фактором, способствующим поддержания здоровья современного человека.
Приведенное отчасти обуславливает отнесение вопросов охраны здоровья населения к числу приоритетных направлений деятельности российского государства, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [11]. Гарантированное Конституцией РФ право граждан на охрану здоровья обеспечивается в том числе (как это отмечено в ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан), «производством и реализацией доброкачественных продуктов питания» [2,14]. Таким образом, основной задачей национальной политики является создание такой нормативной правовой базы и таких институциональных механизмов, которые бы обеспечивали: - высокое качество и безопасность пищевых продуктов; - эффективную работу надзорных органов по обеспечению соответствия продовольственных товаров требованиям законодательства РФ на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации; - предотвращение нахождения в обороте некачественных и опасных продовольственных товаров.
Вместе с тем, проведенный анализ судебной практики показал, что самыми распространенными нарушениями в этой сфере в настоящее время остаются: 1) реализация пищевой продукции не отвечающей обязательным требованиям по качеству (выявление в продукции бактерий группы кишечной палочки, нитратов, растительных стеринов; превышение допустимых пределов содержания в продукте того или иного нормируемого компонента; допуск в реализацию просроченной продукции) [3,5-8, 13]; 2) осуществление производства пищевой продукции с нарушением обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [12]. (включения в технологический процесс по изготовлению продукции продовольственного сырья, использование которого не предусмотрено; организация производственного процесса в помещениях не соответствующих санитарным нормам и др.) [9,10].
Своевременное выявление указанных нарушений имеет существенное значение для обеспечения благополучия населения и предотвращения наступления вреда большому количеству потребителей (массовые отравления, инфекционные и неинфекционные заболевания). При выявлении недоброкачественной продукции проверяющие органы вправе принять меры к ее изъятию из оборота и последующему уничтожению.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Имамов А.А. Костина К.В.
Вместе с тем, до не давнего времени существовали объективные причины, затрудняющие своевременное выявление приведенных нарушений. Так, Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [15] (далее -Федеральный закон № 294) определяет обязанности государственных органов, по общему правилу, предварительно уведомлять проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки. Согласно общей норме юридические лица должны быть уведомлены любым доступным способом о начале проведения внеплановой выездной проверки за 24 часа до начала ее проведения. Если уведомления не было или оно было проведено с нарушением установленной процедуры, то результаты проверки могут быть признаны недействительными.
Многолетняя практика применения данной нормы закона в отношении организаций, осуществляющих производство пищевой продукции и (или) оборот пищевой продукции и (или) оказание услуг общественного питания показала, что нередко информация о предстоящей проверки используется недобросовестными хозяйствующими субъектами с целью сокрытия фактов нарушений, приостановления незаконного производства на период предстоящей проверки. Следствием этого и одним из первых шагов направленных на увеличение эффективности надзорных мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов стало принятие Федерального закона от 31.12.2014 г. № 532-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» [16], которым были внесены изменения в Федеральный закон № 294 и Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [17] (далее - Федеральный закон № 29), вступившие в силу с 23.01.2015 г.
Согласно обновленной редакции п. 4 ст. 1 Федерального закона № 294 особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, и государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 29 (действующей с 23.01.2015г.) при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий предварительное уведомление юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Вместе с тем, при реализации данных положений необходимо обратить внимание на то, что их зона
действия имеет все же некоторые ограничения. Во-первых, ограничения, обуславливаемые содержанием категории «государственный надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов». Согласно пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2000г. № 987 «О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» [4] государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, установленным нормативными документами:
пищевой ценности пищевых продуктов;
безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, а также табачных изделий (далее именуются - продукция);
безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования);
безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания;
условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;
организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции;
условий и качества питания населения;
Во-вторых, нормативные рамки, сохраненные Федеральным законом № 294. Так, в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона № 294 уведомлению любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, по общему правилу, подлежат проверки основаниями которых являются: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; 2) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Однако, для проведения проверки без предварительного уведомления в связи с истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований имеет существенное значение содержание конкретного предписания. По нашему мнению из приведенных выше положений, представляется возможным сделать вывод, что если юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю было предписано выполнение ряда требований, связанных не только с вопросами в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, то проверка должна быть проведена в общем порядке (с соблюдением
требований по предварительному уведомлению проверяемого лица).
Кроме того, изменения правил уведомления о предстоящей проверке касаются только организации внеплановой выездной проверки. При этом требования к порядку уведомления о проведении плановой проверки (за три рабочих дня), а также к согласованию проверок с прокуратурой остались прежними. По нашему мнению, данная норма также нуждается в актуализации.
Высокое эпидемиологическое значение для населения деятельности, связанной с производством пищевой продукции, оборотом пищевой продукции и оказанием услуг общественного питания позволяет сделать вывод о необходимости проведения и плановых проверок без дополнительного предварительного уведомления. Достаточным в этой связи видится опубликование плана плановых проверок на официальных сайтах государственных органов в информационно-коммуникационной сети Интернет. Кроме того, встречаются категории нарушений, которые доказать не представляется возможным без подтверждения факта покупки недоброкачественного товара (реализация продукции с истекшем сроком годности, обвес, обсчет и т.п.). В этой связи необходимым представляется введение дополнительного инструмента, усиливающего доказательную базу и не позволяющего недобросовестным хозяйствующим субъектам избежать наказания - наделение федеральных органов исполнительной власти правом осуществления контрольной закупки пищевой продукции.
Таким образом, при законодательном введении приведенного инструментария эффективность организации и проведения мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов может быть значительно увеличена.
Список литературы:
1. Контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья: учеб. пособие / Л. П. Шаулина, Л. Н. Корсун. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011 - 111 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237;
3. Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2016 г. по делу № 77-1415/2016 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
4. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2001 г. №1 (Часть II), ст. 123.
5. Постановление Верховного Суда РФ от 27 января 2016 г. № 307-АД15-15693 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
6. Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. № 310-АД16-10648 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
7. Постановление Верховного Суда РФ от 17 мая 2016 г. № 309-АД16-4234 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
8. Постановление Верховного Суда РФ от 22 апреля 2016 г. № 304-АД16-3291 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
9. Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2015 г. № 308-АД15-13715 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
10. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2016 г. № Ф09-2921/16 по делу № А60-31918/2015 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 47 ст. 5489
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" // - URL: http://www.tsouz.ru;
13. Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 апреля 2013 г. по делу № 7-268/2013 // СПС Гарант. - URL: http://www.garant.ru.;
14. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 48 ст. 6724
15. Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249
16. Федеральный закон от 31.12.2014г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. № 1 (часть I) ст. 85.
17. Федеральный закон от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 2 ст. 150.
Рецензия
на статью д.м.н., профессора, заведующего кафедрой профилактической медицины и экологии человека ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России А.А. Имамова и к.ю.н., старшего преподавателя кафедры профилактической медицины и экологии человека ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России К.В. Костиной «О некоторых особенностях осуществления государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»
Представленная статья является продолжением предыдущих публикаций авторов посвящённых поиску эффективных решений современных проблем организации государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации. В статье исследуются особенности проведения контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере реализации и производства пищевых продуктов. Предлагаются возможные пути совершенствования порядка проведения проверок.
Необходимо отметить высокую актуальность затронутой авторами тематики. С научной позиции актуаль-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Имамов А.А. Костина К.В.
ность обуславливается тем, что в последние время получают все большее развитие научные направления посвященные рассмотрению вопросов соотношения частного и публичного интересов в различных сферах юридической науки. С точки зрения правоприменительной практики значимость затронутых авторами вопросов также велика. Безопасность пищевой продукции становится предметом серьезной заботы многих развитых стран и России в частности. Зачастую существующие обязательные санитарно-гигиенические нормы не дают полной гарантии безопасности продукции. Опыт показывает, что слабый контроль за продуктами питания может оказать значительное отрицательное воздействие на благополучие населения. Решение этой проблемы является важной задачей как для производителей, заинтересованных в получении прибыли от производства продукции, так и для потребителей, желающих получить качественный и безопасный продукт питания.
Достойным вниманию видеться проведенный авторами анализ судебной практике, выявивший самые распространенные нарушения в рассматриваемой сфере, а также анализ практики применения положений Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,
позволивший авторам сделать обоснованным вывод о дополнении сложившегося механизма осуществления контроля (надзора) новым инструментарием (правом проведения контрольной закупки). Статья выполнена на достаточном научном уровне, все содержание статьи логически взаимосвязано построено.
Рецензируемая статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и рекомендуется для опубликования в федеральном рецензируемом журнале включенным в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет А.Г. Демиева
статья проверена системой «Антиплагиат».
Оценка оригинальности - 70,63%