Научная статья на тему 'О некоторых особенностях монашеской традиции преп. Сергия Радонежского'

О некоторых особенностях монашеской традиции преп. Сергия Радонежского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носов Артем Владимирович

Статья посвящена особенностям монашеской традиции преподобного Сергия Радонежского. По мнению автора, наличие постоянного тяжелого физического труда было связано практической необходимостью выживания в условиях пустынного монастыря, что сочеталось с аскетической практикой изнурения плоти подвижника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях монашеской традиции преп. Сергия Радонежского»

Носов А.В.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МОНАШЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

С введением Сергием Радонежским общежительства в 1354 — 1355 гг. Русь захлестнула мощная волна монашеского подъема. Основой этого процесса во второй половине XIV в. стало основание новых монастырей учениками и собеседниками преп. Сергия. Монашеский подъем характеризуется учреждением общежительного устава по образцу Троицкой обители и наличием влияния преп. Сергия на своих последователей, которое могло выражаться в следовании его заветам в монашеских практиках.

Науке известны достойные труды о деятельности Сергия Радонежского, но в них не всегда уделялось должное внимание его монашеской традиции. В историографии нет единства по вопросу конкретно исторического содержания заветов преп. Сергия. Исследователи замечали «дух и предание», воспринимаемые его последователями (Ключевский, 1937: 266-267), подразумевали под этим непоследовательное подражание Феодосию Печерскому и Василию Великому (Федотов, 1990: 145-147; Борисов, 2014: 98-102), установление культа Св. Троицы (Плугин, 2001: 180181) или же видели в Сергиевской традиции восстановление общежительства и духовный пример аскетизма преп. Сергия (Голубинский, 1909: 7475; Смолич, 1999: 44, 48; Борисов, 1986: 87-88; Борисов, 2014: 79). Другие вовсе считали основой этой традиции византийский исихазм XIV в. (Кон-цевич, 2009: 135; Мейендорф, 1990: 164-165; Прохоров, 1968: 107; Прохоров, 1979: 15), что спорно (Грихин, 1974: 16-25; Плугин, 1989: 7; Плугин, 2001: 185-187; Борисов, 2014: 160-163; Петров, 1997: 410, 413-414).

Таким образом, проблемой исследования является сущность монашеской традиции преп. Сергия Радонежского.

Сергиевская традиция — неписаный свод установлений монастырской жизни, учрежденный преп. Сергием в Троицком монастыре и воспринятый его последователями, которые распространили его в новых обителях.

Главный источник — жития Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Дмитрия Прилуцкого, Сергия Нуромского, Авраамия Галическо-го, Стефана Махрищского (Житие, 1999; Преподобные Кирилл, Фера-понт..., 1994; Жития, 2003; Жития, 2005; Житие, 2011; НИОР РГБ. Ф. 304.1. № 692). При работе с памятниками учитывалась не только их тенденциозность и обилие топосов (Ключевский, 1871: 363-366; Лихачев, 1979: 80-81, 87-89; Руди, 2006: 454, 460), но и наличие уникальных «живых» известий о деятельности святых, о которых обмолвился агиограф (Ключевский, 1871: 102, 112; Дмитриев, 1988: 191-193). Избранные жития содержат наиболее полные сведения лишь о некоторых элементах Серги-

евской традиции (общежительстве, труде, воздержании, странноприим-стве), которые, однако, являются основой этой традиции и свидетельствуют о наличии влияния заветов преп. Сергия на деятельность его последователей.

Исследование установило ориентацию на Троицкий монастырь при строительстве обителей указанными последователями преп. Сергия (водружение креста, часовни, кельи, постепенное собирание братии, введение строгого общежительства). Наличие постоянного тяжелого физического труда было связано практической необходимостью выживания в условиях пустынного монастыря, что сочеталось с аскетической практикой изнурения плоти подвижника (расчистка леса, возведение монастырских зданий, подсечно-огневое земледелие). Воздержание в вопросах пищи, сна и ношения одежды изначально было сопряжено с бедностью монашеских общин, а затем перешло в сохранение этой аскетической черты. К странно-приимству тяготели все последователи преп. Сергия, но устроить странноприимные дома, в которых могли остановиться бедняки и паломники на любой срок, смогли только Сергий Радонежский, Дмитрий Прилуцкий и Стефан Махрищский. Именно их монастыри обладали достаточной для этого экономической базой уже в XIV в. благодаря щедрым пожертвованиям великих и удельных князей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV — XV веков. М., 1986.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2014. С. 98 — 102. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергия Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909.

Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV — XV вв. М., 1974.

Дмитриев Л.А. О житии Дмитрия Прилуцкого // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988.

Житие Авраамия Галического // Вестник церковной истории. № 12 (21, 22). М., 2011

Житие Сергия Радонежского // БЛДР. Т. 6. СПб., 1999

Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пель-

шемского: Тексты и словоуказ. / Под ред.: А.С. Герда. СПб., 2003

Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказатель /

Под. ред. А.С. Герда. СПб., 2005

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1937.

Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. М., 2009.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь. Paris, 1990. Петров А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии // Древняя Русь: пересечение традиций / Под ред. В.В. Милькова. М., 1997.

Плугин В.А. Исихазм и герои Куликова поля // Наука и религия. № 12. М., 1989.

Плугин В.А. Мастер Святой Троицы. Труды и дни Андрея Рублева. М., 2001.

Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские / Под ред. Г.М. Прохорова. СПб., 1994

Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ. Т. 33. Л., 1968.

Прохоров Г.М. Культурное своеобразие эпохи Куликовской битвы // ТОДРЛ. Т. 34. Л., 1979.

Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006.

Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность

(988 — 1917). М., 1999.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.