Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ СУБЪЕКТАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ДЕЛАМ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА'

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ СУБЪЕКТАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ДЕЛАМ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведомственный контроль / орган внутренних дел / оперативно-разыскная деятельность / законность / дело оперативного учета / оперативно-разыскное мероприятие / departmental control / internal affairs body / law enforcement intelligence operational / legality / police dossier / active seach measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Н. Вершинин

в статье рассматриваются отдельные направления обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля органов внутренних дел при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий по делам оперативного учета. В числе таковых автором рассматривается совершенствование законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведомственный контроль по делам оперативного учета, а также развитие механизмов контроля за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий по делам оперативного учета. Приведены статистические данные, полученные в результате анкетирования заинтересованных сотрудников органов внутренних дел, позволяющие сделать вывод об актуальности темы исследования. Выявлен ряд проблемных вопросов и правовых пробелов в области обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля по делам оперативного учета. Сформулированы некоторые положения, которые помогут усовершенствовать работу органов внутренних дел по ведомственному контролю за делами оперативного учета. Проведенное исследование вопросов обеспечения законности при ведомственном контроле по делам оперативного учета направлено на повышение эффективности функционирования оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении деятельности. Даны предложения по дополнению статьи 22 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF ENSURING LEGALITY BY SUBJECTS OF DEPARTMENTAL CONTROL ON OPERATIONAL ACCOUNTING MATTERS

the article discusses certain areas of ensuring legality by the subjects of the system of departmental control of internal affairs bodies in the organization and conduct of operational investigative measures on operational accounting cases. Among those, the author considers the improvement of legislation and other regulatory legal acts regulating departmental control over operational accounting, as well as the development of mechanisms for monitoring compliance with the requirements of legislation and departmental regulatory legal acts in the organization and conduct of operational investigative measures on operational accounting. The statistics obtained as a result of a survey of interested employees of the internal affairs bodies are presented, which allow us to conclude about the relevance of the research subject. A number of problematic issues and legal gaps have been identified in the field of ensuring legality by the subjects of the departmental control system for operational accounting. Some provisions have been formulated that will help to improve the work of the internal affairs bodies on departmental control over operational accounting cases. The conducted study of the issues of ensuring the rule of law in the departmental control of operational accounting is aimed at improving the efficiency of the functioning of operational units of internal affairs bodies in this area of activity. Proposals are made to supplement to the Article 22 of Federal Law 144-FZ dated August 12, 1995? «On Law Enforcement Intelligence Operational»

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ СУБЪЕКТАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ДЕЛАМ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ СУБЪЕКТАМИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ДЕЛАМ

ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА

ABOUT SOME DIRECTIONS OF ENSURING LEGALITY BY SUBJECTS OF DEPARTMENTAL CONTROL ON OPERATIONAL ACCOUNTING

MATTERS

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные направления обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля органов внутренних дел при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий по делам оперативного учета. В числе таковых автором рассматривается совершенствование законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведомственный контроль по делам оперативного учета, а также развитие механизмов контроля за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий по делам оперативного учета. Приведены статистические данные, полученные в результате анкетирования заинтересованных сотрудников органов внутренних дел, позволяющие сделать вывод об актуальности темы исследования. Выявлен ряд проблемных вопросов и правовых пробелов в области обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля по делам оперативного учета. Сформулированы некоторые положения, которые помогут усовершенствовать работу органов внутренних дел по ведомственному контролю за делами оперативного учета. Проведенное исследование вопросов обеспечения законности при ведомственном контроле по делам оперативного учета направлено на повышение эффективности функционирования оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении деятельности. Даны предложения по дополнению статьи 22 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Ключевые слова: ведомственный контроль, орган внутренних дел, оперативно-разыскная деятельность, законность, дело оперативного учета, оперативно-разыскное мероприятие.

Для цитирования: Вершинин А.Н. О некоторых направлениях обеспечения законности субъектами ведомственного контроля по делам оперативного учета // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 1. - С. 50-56.

Abstract: the article discusses certain areas of ensuring legality by the subjects of the system of departmental control of internal affairs bodies in the organization and conduct of operational investigative measures on operational accounting cases. Among those, the author considers the improvement of legislation and other regulatory legal acts regulating departmental control over operational accounting, as well as the development of mechanisms for monitoring compliance with the requirements of legislation and departmental regulatory legal acts in the organization and conduct of operational investigative measures on operational accounting. The statistics obtained as a result of a survey of interested employees of the internal affairs bodies are presented, which allow us to conclude about the relevance of the research subject. A number of problematic issues and legal gaps have been identified in the field of ensuring legality by the subjects of the departmental control system for operational accounting. Some provisions have been formulated that will help to improve the work of the internal affairs bodies on departmental control over operational accounting cases. The conducted study of the issues of ensuring the rule of law in the departmental control of operational accounting is aimed at improving the efficiency of the functioning of operational units of internal affairs bodies in this area of activity. Proposals are made to supplement to the Article 22 of Federal Law 144-FZ dated August 12, 1995? «On Law Enforcement Intelligence Operational».

УДК 343.9

А.Н. ВЕРШИНИН

(Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области, Россия, Курган) а[email protected]

ARTEM N. VERSHININ

(Center for Economic and Service Support of the Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the Kurgan region, Kurgan, Russia)

НАУКИ

Keywords: departmental control, internal affairs body, law enforcement intelligence operational, legality, police dossier, active seach measures.

For citation: Vershinin A.N. About some directions of ensuring legality by subjects of departmental control on operational accounting matters // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 1. - P. 50-56.

Законность является основой осуществления

деятельности всех органов государства, в том числе органов правоохранительной системы. При этом соблюдение законности обеспечивает защиту высшей социальной ценности - человека, его прав и свобод. Потому она является краеугольным камнем основы правоотношений между органами прокуратуры, субъектами оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) и лицами, оказавшимися в орбите выполнения функций данной деятельности. В то же время в научных исследованиях по данному вопросу прослеживаются своего рода аморфность в познании указанной законности и ее ключевых характеристик.

Так, проблемы обеспечения законности при осуществлении ОРД в целом и при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) в частности не раз затрагивались в научных трудах О.А. Галустяна, К.К. Горяйно-ва, С.С. Громыко, Е.Д. Дембицкой, С.М. Лугови-ча, Д.В. Свинова, А.Е. Цепилова, А.Е. Чечетина и многих других ученых, в том числе на постсоветском пространстве. Однако научных работ по изучению вопросов обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по делам оперативного учета (далее - ДОУ) крайне недостаточно. Вместе с тем значение этих вопросов чрезвычайно велико. Кроме того, изучение научных источников и нормативных правовых актов позволяет утверждать, что понятие законности не имеет нормативного определения. Потому можно согласиться с В.Ф. Луговиком в том, что подобная правовая ситуация служит основой для научных работ в указанной сфере, а также формирует почву для спорного правоприменительного усмотрения субъектами системы ведомственного контроля при оценке законности тех или иных фактов в рамках организации и проведения ОРМ по ДОУ [1, с. 194].

При этом заслуживает особого внимание мнение С.М. Луговича [2, с. 150] и М.В. Седель-цева [3, с. 38] об отсутствии четко устоявшейся теории обеспечения законности в ОРД органов внутренних дел (далее - ОВД) в целом.

Переходя к рассмотрению результатов проведенного исследования относительно направлений обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и

проведении ОРМ по ДОУ, целесообразно отметить, что интересным представляется подход, основанный на анализе гарантий соблюдения законности. По данному вопросу возможно согласиться с точкой зрения С.М. Луговича [2, с. 151], А.А. Лапина [4, с. 70], Д.В. Свинова [5, с. 110], которые отмечают, что в большинстве своем именно гарантии детерминируют пути обеспечения законности при осуществлении ОРД.

Вместе с тем имеющимися исследованиями проблем соблюдения законности доказано, что обеспечение законности в ОРД достигается различным путем. Так, рассматриваемое обеспечение законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ, как установлено в рамках проведенного исследования и с учетом научных наработок А.Г. Маркушина [6, с. 41], среди прочих направлений возможно реализовывать через совершенствование:

- законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведомственный контроль по ДОУ;

- механизма контроля за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов при организации и проведении ОРМ по ДОУ.

При этом, разделяя мнение М.В. Богданова об общей системе контроля в ОВД [7, с. 4], возможно отметить, что сущность организации системы ведомственного контроля при проведении ОРМ по ДОУ в большей мере заключается именно в определении конкретных задач всем его субъектам, четком разделении контрольных функций между ними, объема, сроков проведения проверок, использовании наиболее целесообразных приемов и правил контроля, выработанных наукой и передовым опытом оперативной и проверочной работы.

С учетом ранее наработанных достижений оперативно-разыскной науки последовательно рассмотрим обозначенные одни из приоритетных направлений обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ.

Относя вопросы совершенствования правового регулирования ведомственного контроля по ДОУ к первому из рассматриваемых направлений обеспечения законности субъектами систе-

НАУКИ

мы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ, необходимо отметить, что каждый субъект рассматриваемого контроля в зависимости от своих полномочий и целей проверочной деятельности сам руководствуется исключительно законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами, а также обязан проверять их неукоснительное соблюдение лицами, организующими и осуществляющими ОРМ по ДОУ.

При этом многими учеными под такими субъектами понимаются исключительно руководители оперативных подразделений (органов, аппаратов).

Так, А.И. Алексеев и В.С. Овчинский, комментируя Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), констатируют, что ведомственный контроль в обозначенной сфере представляет собой осуществляемое руководителями оперативно-разыскных органов (аппаратов, подразделений) наблюдение за деятельностью подчиненных сотрудников с целью проверки исполнения и приведения ОРД в соответствие установленным требованиям и нормативам [8].

А.П. Киселев [9] и С.М. Лугович [2, с. 164] также отмечают персональную ответственность только руководителей за соблюдение законности в ОРД.

Такая позиция обусловлена положениями ст. 22 Закона об ОРД, которые закрепляют общие правовые основания ведомственного контроля с акцентом на соблюдении законности. Кроме того, отдельные аспекты деятельности некоторых субъектов системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ из числа руководителей закреплены в иных нормах Закона об ОРД, в том числе в чч. 2, 7 ст. 9 рассматриваемого законодательного акта.

При этом ряд субъектов ведомственного контроля по ДОУ, принимающих участие в обеспечении законности при организации и проведении ОРМ по ДОУ, которые напрямую не наделены такими полномочиями оперативно-разыскным законодательством, но обязаны в силу ведомственных нормативных правовых актов осуществлять контроль за расходованием средств федерального бюджета и сохранением государственной тайны при проведении ОРМ, учеными в подавляющем большинстве случаев не рассматриваются. Вместе с тем существующая ведомственная нормативная правовая база, хотя только эпизодически либо разово уполномочивает их на осуществление указанной проверочной деятельности, тем не менее включает в нормативно предусмотренную ведомственную систему контроля обеспечения законности при организации и проведении ОРМ по ДОУ.

Потому существует потребность нормативного закрепления в ведомственном нормативном правовом акте перечня субъектов, их полномочий, в том числе особенностей, вытекающих из специфики направлений ведомственной проверочной деятельности по ДОУ1.

Так, более подробная детализация полномочий соответствующих сотрудников Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, подразделений делопроизводства и режима подразделений и органов, осуществляющих ОРД в части осуществления ведомственного контроля по ДОУ, в том числе по контролю правил обращения с оперативно-служебными документами, образующимися в результате организации, проведении ОРМ и приобщаемыми к ДОУ, позволила бы:

- безусловно исполнить требования Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации» при организации и проведении ОРМ по ДОУ;

- обеспечить как со стороны самих таких субъектов ведомственного контроля по ДОУ, так и со стороны сотрудников, осуществляющих работу по ДОУ, четкое понимание статуса сотрудников, наделенных соответствующими проверочными компетенциями, и их полномочий, что закономерно повысило бы качество проверочной деятельности по ДОУ и нивелировало обоснованные опасения обеих сторон при проверочной деятельности за законность самой проверочной деятельности, а также решений, принимаемых в рамках проверки документации при организации и проведении ОРМ по ДОУ.

Аналогичных проблемных аспектов в обеспечении вопросов законности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРМ в рамках ДОУ, и участия в рамках осуществления ведомственного контроля ревизоров Контрольно-ревизионного управления МВД России и ревизионных подразделений и органов, осуществляющих ОРД, имеющих соответствующий допуск и осуществляющих проверки рациональности и эффективности расходования финансовых средств, возможно избежать, как это уже проработано не раз в научной литературе [10; 11; 12], путем закрепле-

1 Данный тезис обоснован результатами практического исследования, в результате которого установлено, что 90% сотрудников, занимающих должности в подразделениях делопроизводства и режима территориальных органов МВД России на региональном уровне, включающих полномочия по ведомственному контролю по ДОУ, указали на первостепенную необходимость нормативной правовой регламентации полномочий контролирующих органов и должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля по ДОУ.

НАУКИ

ния соответствующих положений в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ОРД.

При этом необходимо придерживаться такого порядка регламентации ведомственного контроля за обеспечением законности при организации и проведении ОРМ по ДОУ, который бы не затруднял осуществление ОРД, а лишь способствовал проведению ОРМ в рамках закона и ведомственных нормативных правовых актов, что в конечном счете благоприятно отражалось бы на эффективности всей деятельности.

В оперативно-разыскном законодательстве, исходя из того, что руководители органов, осуществляющих ОРД, несут согласно положению ст. 22 Закона об ОРД персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ, целесообразно предусмотреть включение дополнительных положений и необходимой возможности указанных руководителей расширить перечень должностных лиц, являющихся субъектами ведомственного контроля за ОРД. Это обусловлено пониманием как самими субъектами правоприменения Закона об ОРД, так и гражданами, обществом того, что единолично данный руководитель не в силах осуществить качественный и эффективный ведомственный контроль. При этом наделение руководителями в рамках своих ведомственных нормативных правовых актов отдельных подчиненных должностных лиц полномочиями субъектов ведомственного контроля за ОРД может рассматриваться как незаконная деятельность.

Кроме того, существующая система ведомственного контроля по ДОУ фактически настроена таким образом, что в лучшем случае ведомственный контроль по таким делам осуществляется раз в месяц либо ежеквартально2, что сопряжено с рисками нарушения законодательства сотрудниками, ведущими в течение указанного периода времени работу по ДОУ, в том числе организующими и осуществляющими ОРМ по ним.

Вместе с тем существующие положения ст. 22 Закона об ОРД могут наталкивать правоприменителей, не знакомых с содержанием ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ОРД в ОВД, на ошибочные представления о необходимости обязательного включения и развития иных инструментов гарантий законно-

2 Данный тезис обоснован результатами практического исследования, в результате которого установлено, что около 47% сотрудников, являющихся субъектами системы ведомственного контроля по ДОУ, а также осуществляющих работу по ДОУ, отмечают, что данный контроль в их подразделениях фактически осуществляется ежемесячно, а около 33% сотрудников данных категорий отметили лишь ежеквартальное осуществление такого контроля.

сти, в том числе прокурорского надзора, президентского, парламентского, правительственного видов контроля.

Таким образом, указанное обосновывает потребность дополнения ст. 22 Закона об ОРД предложением следующего содержания: «В целях построения системы ведомственного постоянного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные руководители обязаны своими решениями закрепить исчерпывающий перечень категорий должностных лиц, наделенных полномочиями контрольной деятельности в обозначенной сфере».

Приведенное позволит создать более открытое и ясное представление у каждого правоприменителя и члена общества о построении системы ведомственного постоянного контроля за ОРД в целом и при организации, проведении ОРМ по ДОУ в ОВД в частности.

Вторым направлением обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ является совершенствование механизма контроля за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.

Информационные технологии постепенно охватывают все области человеческой деятельности - как сферу материального производства, так и социальную сферу. В связи с имеющимся трендом повсеместного создания и внедрения ведомственных информационных баз и электронных программных средств в ОВД, эволюции ОРМ, их трансформации с учетом меняющейся объективной действительности [13] в рамках практической части проводимого исследования был поднят вопрос о необходимости разработки и введения в эксплуатацию электронных средств, например на базе действующей Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России [14, с. 156-158] (ИСОД МВД России), по контролю сроков проведения ОРМ и ведения ДОУ.

По результатам проведенного анкетирования сотрудников, работающих с ДОУ, а также субъектов ведомственного контроля по ним установлено, что подавляющая их часть (более 70%) выразились против создания подобных электронных средств, в том числе в ряде случаев ответы обосновывались замечаниями и ссылками на частую некорректность работы существующих ведомственных баз данных. Лишь около 15% респондентов ответили уверенным «да», и еще столько же ответили «скорее да, чем нет».

НАУКИ

Полученные результаты исследования позволяют предполагать, что современные информационные технологии, уровень владения ими анкетируемых нами респондентов и фактически осуществляемая ОРД в ОВД в настоящее время пока не нашли баланса во взаимном проникновении в части контроля сроков проведения ОРМ и ведения ДОУ. Потому для совершенствования обеспечения законности средствами контроля необходимо искать иные пути. Вместе с тем это не позволяет окончательно отказаться от идей проникновения информационных технологий в систему ведомственного контроля за организацией и проведением ОРМ по ДОУ, в том числе ведения электронных ДОУ [15, с. 115-117], а лишь свидетельствует о возможной преждевременности таких решений.

Наиболее перспективным направлением совершенствования обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ в части механизма контроля за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере является закрепление в ведомственном нормативном правовом акте обязанности субъектов ведомственного контроля по ДОУ из числа сотрудников и руководителей оперативных подразделений, в том числе руководителей территориальных ОВД на межрегиональном, региональном и районном уровне лично участвовать в проведении ОРМ по ДОУ.

Данное полномочие предусмотрено ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД: «должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий». Кроме того, в оперативно-разыскной науке имеются отдельные наработки о проблемах нормативного правового регулирования вопросов организации и участия в ОРМ с участием отдельных субъектов ведомственного контроля.

Так, Д.В. Свинов в своем диссертационном исследовании [5, с. 80] изложил аргументы относительно идеи личного участия руководителя территориального органа в ОРД, а также пришел к выводам о том, что права руководителя территориального ОВД, которыми он объективно наделен в целях эффективной организации ОРД подчиненных оперативных подразделений и личного участия в проведении ОРМ, нуждаются в систематизации и законодательном регулировании.

Развивая приведенные аргументы и рассматривая руководителя ОВД прежде всего как субъекта ведомственного контроля по ДОУ, от которого зависит степень обеспечения законности

организации и проведения ОРМ по ДОУ, добавим, что систематизации и нормативно-правовому регулированию подлежат не только права рассматриваемого должностного лица, но и обязанности. Кроме того, это касается обязанностей всех обозначенных субъектов ведомственного контроля по ДОУ из числа сотрудников и руководителей оперативных подразделений.

Так, например, включение обязанности личного участия в ОРМ по ДОУ в полномочия рассматриваемых субъектов позволит совершенствовать контроль за состоянием соблюдения требований законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, а значит, и законности по ДОУ в целом в связи с их непосредственным участием в зависимости от занимаемой должности:

- в выявлении оснований и условий для проведения ОРМ по ДОУ;

- в оформлении документов для проведения ОРМ, в том числе ограничивающих конституционные права граждан;

- в участии в ОРМ по ДОУ;

- в отборе наиболее существенных при доказывании и представлении результатов ОРМ по ДОУ органу дознания, следователю или в суд.

Кроме того, при реализации рассматриваемых обязанностей субъектами ведомственного контроля по ДОУ определяется законность проведения ОРМ, в том числе при рассмотрении актов прокурорского реагирования, правомерность действий участников ОРМ, обеспечивается безопасность отдельных лиц, конспирация и режим секретности, реализуются права граждан и участников ОРМ по ДОУ.

Так, например, как отмечено Д.В. Свиновым [5, с. 21-22], в рамках действующих ДОУ руководитель территориального ОВД может принимать активное и непосредственное участие в ОРМ путем как личного проведения различного рода опросов, оперативных экспериментов, наведения справок, наблюдения, так и путем оказания помощи оперативным сотрудникам, ведущим работу по ДОУ. При этом рассматриваемый конкретный субъект ведомственного контроля по ДОУ имеет возможность «изнутри» ОРМ обеспечивать законность его проведения.

Таким образом, рассмотрев отдельные приоритетные направления обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ, можно сделать следующие выводы:

1. Совершенствование обеспечения законности при реализации ведомственного контроля за организацией и проведением ОРМ по ДОУ в ОВД необходимо осуществлять прежде всего через оптимизацию правового регулирования деятельности всех уполномоченных соответствующих

НАУКИ

субъектов, составляющих систему такого контроля, на основе баланса эволюционных и революционных легитимных практик осуществления и контроля ОРД в МВД России.

2. Субъекты системы ведомственного контроля по ДОУ, обладающие необходимыми государственно-властными полномочиями по выявлению и пресечению фактов нарушения законности, выступают гарантом ее обеспечения при организации и проведении ОРМ по ДОУ, в том числе при рассмотрении соответствующих актов прокурорского реагирования. При этом личное участие субъектов ведомственного контроля по ДОУ в процессе обеспечения гарантий законности при организации и проведении ОРМ по таким делам является существенным условием эффективного функционирования данного механизма и дости-

жения надлежащего уровня законности при осуществлении ОРД.

3. В целях совершенствования нормативного правового регулирования вопросов обеспечения законности субъектами системы ведомственного контроля при организации и проведении ОРМ по ДОУ целесообразно дополнить ст. 22 Закона об ОРД предложением следующего содержания: «В целях построения системы ведомственного постоянного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные руководители обязаны своими решениями закрепить исчерпывающий перечень категорий должностных лиц, наделенных полномочиями контрольной деятельности в обозначенной сфере».

Литература

1. ЛуговикВ.Ф. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений: монография. - Омск: Омская Академия МВД России, 2005. - 204 с.

2. Лугович С.М. Оперуполномоченный как субъект оперативно-розыскных мероприятий: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2015. - 224 с.

3. Седельцев М.В. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2011. - 168 с.

4. Лапин А.А. Деятельность криминальной милиции по раскрытию преступлений, совершенных по мотивам этнической вражды: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2003. - 182 с.

5. СвиновД.В. Руководитель территориального органа внутренних дел как участник оперативно-розыскной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2022. - 163 с.

6. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и возможность / Некоторые правовые и организационно-тактические проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сборник научных трудов. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 1997. - С. 40-44.

7. Богданов М.В. Контроль в управленческой деятельности ОВД: учебное пособие. - Ташкент: Ташкентская высшая школа МВД СССР, 1989. - 78 с.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. А.И. Алексеева,

B.С. Овчинского. - Москва: Проспект, 2013. - 176 с.

9. Киселев А.П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г.№ 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Москва: Ось-89, 2009. - 392 с.

10. Горбачева А.В. Деятельность специалистов-ревизоров как форма использования специальных экономических познаний в оперативно-розыскной деятельности // Вестник ННГУ. - 2015. - № 5-6. - С. 191-193.

11. Организация проведения документальных исследований в подразделениях ЭБиПК территориальных органов МВД России на территориальном уровне: материалы докладов круглого стола. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. С. 12-16.

12. Финансовая разведка и финансовые расследования: материалы Международной научно-практической конференции (20 июня 2013 г.): сборник статей / под ред. С.П. Голубятникова, Е.С. Лехановой. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. - 183 с.

13. Тамбовцев А.И., Павличенко Н.В. Эволюция оперативно-розыскных мероприятий: монография. - Москва: Академия управления МВД России, 2021. - 160 с.

14. Мачтаков С.Г., Питолин М.В. Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2016. - № 1 (7). - С. 156-158.

15. Зенькин Д.В. Электронное дело оперативного учета / Преемственность и новации в юридической науке: материалы Всероссийской научной конференции. адъюнктов, аспирантов, соискателей. - Омск: Омская академия МВД России, 2022. - Вып. 18.

C. 115-117.

16. БабичевД.А. Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности: проблемы толкования // Юридическая техника. -2020. - № 14. - С. 92-97.

17. Галустян О.А. Ведомственный контроль за соблюдением прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Оперативно-розыскная работа. - 2000. - № 1 (156). - С. 68-71.

18. Горяйнов К.К. Оперативно-розыскная деятельность и права человека в свете положений закона об ОРД в Российской Федерации: учебное пособие. - Москва, 1993. - 112 с.

19. Громыко С.С. Обеспечение законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 242 с.

НАУКИ

20. Дембицкая Е.Д. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью подразделений уголовного розыска: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1999. - 24 с.

22. Цепилов А.Е. Выявление, предупреждение и раскрытие хищений бюджетных денежных средств при заключении и реализации государственных контрактов: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2022. - 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Чечетин А.Е. Проблемы обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. - Омск, 2007. - 124 с.

References

1. Lugovik V.F. Informacionnoe obespechenie deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del po raskrytiyu prestuplenij: monografiya. - Omsk: Omskaya Akademiya MVD Rossii, 2005. - 204 s.

2. LugovichS.M. Operupolnomochennyj kak sub»ekt operativno-rozysknyh meropriyatij: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2015. - 224 s.

3. Sedel'cevM.V. Informacionnoe obespechenie deyatel'nosti operativnyh podrazdelenij organov vnutrennih del po raskrytiyu prestuplenij, svyazannyh s nezakonnym oborotom ognestrel'nogo oruzhiya, boepripasov, vzryvchatyh veshchestv i vzryvnyh ustrojstv: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2011. - 168 s.

4. Lapin A.A. Deyatel'nost' kriminal'noj milicii po raskrytiyu prestuplenij, sovershennyh po motivam etnicheskoj vrazhdy: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2003. - 182 s.

5. SvinovD.V. Rukovoditel' territorial'nogo organa vnutrennih del kak uchastnik operativno-rozysknoj deyatel'nosti: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2022. - 163 s.

6. Markushin A.G. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' - neobhodimost' i vozmozhnost' / Nekotorye pravovye i organizacionno-takticheskie problemy operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov vnutrennih del: sbornik nauchnyh trudov. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 1997. - S. 40-44.

7. Bogdanov M.V. Kontrol' v upravlencheskoj deyatel'nosti OVD: uchebnoe posobie. - Tashkent: Tashkentskaya vysshaya shkola MVD SSSR, 1989. - 78 s.

8. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (postatejnyj) / pod red. A.I. Alekseeva, V.S. Ovchinskogo. - Moskva: Prospekt, 2013. - 176 s.

9. Kiselev A.P. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 12 avgusta 1995 g.№ 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (postatejnyj). - Moskva: Os'-89, 2009. - 392 s.

10. Gorbacheva A.V. Deyatel'nost' specialistov-revizorov kak forma ispol'zovaniya special'nyh ekonomicheskih poznanij v operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Vestnik NNGU. - 2015. - № 5-6. - S. 191-193.

11. Organizaciya provedeniya dokumental'nyh issledovanij v podrazdeleniyah EBiPK territorial'nyh organov MVD Rossii na territorial'nom urovne: materialy dokladov kruglogo stola. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2014. S. 12-16.

12. Finansovaya razvedka i finansovye rassledovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20 iyunya 2013 g.): sbornik statej / pod red. S.P. Golubyatnikova, E.S. Lekhanovoj. - Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2013. - 183 s.

13. TambovcevA.I., Pavlichenko N.V. Evolyuciya operativno-rozysknyh meropriyatij: monografiya. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021. - 160 s.

14. Machtakov S.G., Pitolin M.V. Edinaya sistema informacionno-analiticheskogo obespecheniya deyatel'nosti (ISOD) MVD Rossii // Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy. - 2016. - № 1 (7). - S. 156-158.

15. Zen'kinD.V. Elektronnoe delo operativnogo ucheta / Preemstvennost' i novacii v yuridicheskoj nauke: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. ad»yunktov, aspirantov, soiskatelej. - Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2022. - Vyp. 18. S. 115-117.

16. Babichev D.A. Princip zakonnosti v operativno-rozysknoj deyatel'nosti: problemy tolkovaniya // Yuridicheskaya tekhnika. - 2020. -№ 14. - S. 92-97.

17. Galustyan O.A. Vedomstvennyj kontrol' za soblyudeniem prav grazhdan pri osushchestvlenii operativno-rozysknyh meropriyatij // Operativno-rozysknaya rabota. - 2000. - № 1 (156). - S. 68-71.

18. Goryajnov K.K. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' i prava cheloveka v svete polozhenij zakona ob ORD v Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. - Moskva, 1993. - 112 s.

19. Gromyko S.S. Obespechenie zakonnosti i discipliny v deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti: administrativno-pravovoj aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 2003. - 242 s.

20. Dembickaya E.D. Vedomstvennyj kontrol' za operativno-rozysknoj deyatel'nost'yu podrazdelenij ugolovnogo rozyska: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 1999. - 24 s.

22. Cepilov A.E. Vyyavlenie, preduprezhdenie i raskrytie hishchenij byudzhetnyh denezhnyh sredstv pri zaklyuchenii i realizacii gosudarstvennyh kontraktov: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2022. - 168 s.

22. Chechetin A.E. Problemy obespecheniya prav lichnosti pri provedenii operativno-rozysknyh meropriyatij. - Omsk, 2007. - 124 s.

(статья сдана в редакцию 13.02.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.