ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
УДК 341
З.Л. Шхагапсоев Н.Г. Канунникова
О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОй
политики Евросоюза
Ни одно государство в мире не может с уверенностью сказать о том, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой терроризма. Это страшное социальное явление глубоко пустило свои корни и достигло мегамасштабов, охвативших собой все международное сообщество. Данные проблемы выводят на передний план задачу обеспечения совершенствования механизмов противодействия, эффективность которых будет достигнута лишь при совместном участии государств в осуществлении антитеррористической политики. Авторами статьи поставлена цель: на примере деятельности правоохранительных структур (специальных институтов и агентств), исследовать направления антитеррористической политики Европейского Союза (далее - ЕС), сочетающего в себе признаки международной организации и государства. В статье анализируются проблемы совершенствования методов противодействия террористической угрозе с учетом ее распространения в мировых масштабах.
Ключевые слова: Европейский Союз, Европол, Евроюст, терроризм, правоохранительные структуры, интернет-ресурсы, антитеррористическая политика.
В условиях сложных геополитических процессов глобального масштаба судьба такой организации, как Евросоюз, в частности, переживаемый ею в последнее время глубокий кризис вызывает глубокий интерес. В настоящее время в ряде регионов наблюдаются напряженность и вооруженные столкновения, совершаются покушения на территориальную целостность некоторых стран. В таких условиях многое зависит от того, какой внешнеполитический курс изберет ЕС.
Сегодня ЕС представляет собой объединение 28 стран на основе общих экономических и политических целей. Страны, образующие ЕС, являются уникальным международным образованием, поскольку оно сочетает в себе черты как международной организации, так и государства. Страны, входящие в ЕС, хотя и независимы но все-таки подчиняются одним правилам, принятым в объединении. Они обязаны следовать общему курсу во всех сферах внутренней и внешней политики. В частно-
сти, здесь «работают» одинаковые правила в обучении, в медицинском обслуживании, в таких системах, как судебная и пенсионная. Законы ЕС распространены полностью на все страны Евросоюза.
В Договоре о ЕС была заявлена приоритетная цель - «обеспечить граждан ЕС высоким уровнем безопасности; усилить взаимодействие в борьбе с преступностью, терроризмом, торговлей людьми и оружием, наркотрафиком, коррупцией и мошенничеством» [1, с. 21].
Проблема террористической угрозы в ЕС особо остро встала после серии терактов и нападений радикальных исламистов во Франции в январе 2015 года. В настоящее время в борьбу с терроризмом, как и с организованной преступностью в целом, вовлечены многие институты и агентства ЕС. Прежде всего, это Европол, чьи полномочия по борьбе с терроризмом с 1 января 2010 г. расширились - Европол стал агентством ЕС. Это означает, что его финансирование осу-
88
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА
ществляется уже не государствами-членами, а непосредственно из общего бюджета ЕС. Это увеличивает прозрачность расходов, а также предоставляет возможность Европарламенту их контролировать. Оперативные возможности полицейского ведомства усилены благодаря расширению его полномочий. Европол может оказывать теперь поддержку государствам-членам в расследовании тяжких трансграничных преступлений, создавать новые информационные системы, пользоваться информацией, полученной от частных лиц и организаций.
В тесном контакте с Европолом работает Евроюст - первая в мире постоянная сеть, соединяющая национальные судебные ведомства. Его место в антитеррористической политике ЕС значительно, несмотря на ограниченные возможности в деле создания наднациональной политики. Евроюсту отводят важную роль в координации расследования ряда предотвращенных крупных терактов - взрывов на рождественской ярмарке в Страсбурге в 2000 г. и на военной базе в Бельгии, а также нападения на французское посольство в США в 2001 году. Функции агентства состоят главным образом в консультациях и координации действий государств-членов в случае расследования тяжких трансграничных преступлений, в том числе и террористических; в поддержке при осуществлении правовой помощи и выдаче преступников. Как и Европол, Евроюст имеет в своей структуре специальный отдел по борьбе с терроризмом. Он был организован после взрывов в Мадриде в 2004 г. В обязанности отдела входит экспертная помощь при расследованиях и подготовка совещаний, обеспечение различного рода информацией, касающейся терроризма, составление базы данных необходимых правовых документов. Антитеррористический отдел Евроюста участвует в международных контактах и подготовке ежегодных докладов Европола, составляет собственные доклады. В последнее время возможности Евросоюза в противодействии терроризму расширены, хотя и не столь существенно, как Европола. Сеть национальных корреспондентов усилена, создан механизм сотрудничества в чрезвычайных ситуациях; Евроюст получил возможность участвовать
в следственных командах вместе с Европолом; усовершенствовано и упрощено поступление информации, касающейся терроризма; учреждены посты представителей Евроюста в третьих странах.
В настоящее время, в период активизации международной исламской суннитской террористической организации «ИГИЛ» (ИГИЛ - международная исламистская суннитская террористическая организация, действующая преимущественно на территории Сирии (частично контролируя её северо-восточные территории) и Ирака (частично контролируя территорию «суннитского треугольника») фактически с 2013 года как непризнанное квазигосударство (провозглашённое как всемирный халифат 29 июня 2014 года) с шариатской формой правления и штаб-квартирой (фактически столицей) в сирийском городе Ракка. Непосредственная предшественница ИГИЛ - группировка «Исламское государство Ирак», которая была образована в 2006 году в Ираке путём слияния одиннадцати радикальных исламистских группировок во главе с местным подразделением «Аль-Каиды». Общая площадь контролируемой ИГИЛ территории по состоянию на 2014 год оценивалась в 40-90 тысяч квадратных километров, а население, на ней проживающее, - в 8 миллионов человек, преимущественно состоящее из суннитов.), правоохранительные структуры ЕС прорабатывают новые формы деятельности, нацеленные на недопущение привлечения европейских граждан в ряды боевиков, создания ячеек ваххабитов и совершения ими террористических актов. Одним из важных направлений деятельности считается уменьшение числа желающих выехать в Сирию. После выявления потенциальных кандидатов на выезд местные органы власти и общественные организации принимают меры по их переубеждению: привлечение членов их семей, изъятие паспортов, лишение социальных льгот и др. Кроме того, задействуются формы и способы противодействия в информационной сфере, например, контрпропаганда радикального исламизма, блокирование используемых для вербовки интернет-ресурсов, распространение альтернативных предложений участия в качестве волонтеров в раз-
89
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
личных гуманитарных проектах. При этом отмечается недостаточное взаимодействие европейских структур - Европола, Еврою-ста, пограничных агентств, транспортных компаний - с национальными полицейскими подразделениями, а также отсутствие общеевропейской системы фиксации сведений об авиапассажирах. Имеющиеся недостатки не позволяют в реальном масштабе времени идентифицировать подозреваемого для дальнейшего контроля за ним. Фактором риска в этом плане выступают перемещения исламских радикалов из ФРГ в Сирию, число которых достигло в последние месяцы 250 человек (против 170 в начале зимы). Особую озабоченность в спецслужбах ФРГ вызывает перспектива их возвращения в Германию с полученным в Сирии боевым опытом и, возможно, с заданием на совершение терактов.
В ряду наиболее значимых направлений антитеррористической политики ЕС, по мнению авторов, стоит работа по созданию единой системы сбора данных об авиапассажирах, призванной повысить эффективность борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.
В частности, в целях противодействия терроризму после трагедии в Париже в январе 2015 года, когда было совершено нападение на редакцию французского сатирического журнала Charlie Hebdo, в результате которого погибли 17 человек, в том числе трое полицейских, Еврокомиссия 28 января призвала к скорейшему принятию законопроекта, согласно которому власти начнут собирать и хранить информацию обо всех пассажирах, летящих в ЕС или вылетающих из него. Ранее проект был заблокирован в парламенте в 2013 году как нарушающий права человека. После последних терактов было решено подготовить новую редакцию закона. Можно с уверенностью утверждать, что предлагаемые Еврокомиссией меры -приемлемый компромисс, поскольку они учитывают и интересы министров внутренних дел стран ЕС, которые выступают за скорейшее принятие этого документа, и позицию комитета по гражданским правам Европарламента, который заблокировал план.
Список данных, которые будут собираться, включает в себя имя пассажира, номер
и дату рейса, домашний адрес, мобильный телефон, сведения о банковских картах и даже предпочтения в еде, например, придерживается ли пассажир в еде исламских традиций, и другие сведения. Всего - 42 вида поля в записи базы данных, и записи будут храниться до пяти лет. Полиция и спецслужбы будут иметь доступ к ним в течение всего этого срока. Сбором и анализом информации об авиапассажирах будет заниматься Координационный центр по борьбе с организованной преступностью, работа которого будет организована по образцу аналогичных органов, действующих в настоящее время в США и Великобритании.
Другим перспективным направлением антитеррористической политики ЕС, по мнению авторов, выступает борьба с онлайн-преступлениями. Борьба с данным видом противоправных деяний осложняется тем, что характер и способ совершения преступлений в сети Интернет постоянно совершенствуется, превосходя зачастую технические и кадровые ресурсы правоохранительных органов. Потенциальная опасность таких деяний для граждан значительно выше по сравнению с преступлениями, совершаемыми «офф-лайн». При этом вероятность установления факта их совершения, равно как и личности преступника, как правило, невелика.
К важным характеристикам онлайн-преступлений, по мнению авторов, следует относить их высокую доходность и практически отсутствие потребности в создании собственной инфраструктуры, наличие технических и программных средств, которые можно применять без ограничений и временных задержек, высокую степень анонимности, которая позволяет разграничивать «реальную» и «виртуальную» идентичность преступника, значительные возможности для создания преступных сетей, в том числе трансграничных, серьезные трудности в раскрытии такого рода преступлений и идентификации лиц, их совершающих.
Следует сказать о том, что в ноябре 2014 года в Германии состоялся очередной раунд так называемых осенних слушаний, проходящих ежегодно под эгидой Федерального ведомства уголовной полиции и посвященных проблемам борьбы с преступностью в сети Интернет. В мероприятии приняли
90
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, ОРД И КРИМИНАЛИСТИКА
участие более 500 специалистов, включая руководство ведомства уголовной полиции, федерального Министерства внутренних дел, ведомства по охране Конституции, государственного министерства земли Бавария по вопросам юстиции и защиты прав потребителей, а также представителей крупного бизнеса, научных и экспертных кругов. Обсуждались вопросы предотвращения и эффективного уголовного преследования за преступления, совершаемые в сети Интернет, а также с ее использованием. Среди наиболее распространенных выделялись террористическая деятельность, хищение персональных данных, промышленный и политический шпионаж, компьютерные атаки на объекты критической инфраструктуры.
Наряду с Германией, власти Бельгии в 2014 году начали активную борьбу с пропагандой терроризма, радикализма и экстремизма в Интернете, а в январе 2015 года министр внутренних дел Бельгии Ж. Жамбон призвал создать единый список иностранных боевиков в рамках сотрудничества стран по борьбе с терроризмом [2].
Анализируя антитеррористическую деятельность Евросоюза, невозможно обойти вниманием проблему роста радикальных исламистских настроений в ряде стран -участниц ЕС. В частности, в Норвегии эта проблема обострена тем, что исламский радикализм распространен среди молодежи, представляющей второе поколение приехавших в страну выходцев из мусульманских государств. С 2009 по 2014 гг. численность местных исламских религиозных общин увеличилась на 42%, до 180 тыс. человек. По прогнозам норвежских аналитиков, к 2060 году это число составит 500 тыс. человек, что составит 7% населения страны [3, с. 199]. Власти пока не могут сдержать проникновения в страну «популярных» у мусульманской молодёжи течений ислама, прежде всего, салафизма. Созданная в 2008 году на основах салафизма «исламская сеть» сейчас превратилась в самую крупную мусульманскую организацию страны, объединяющую около 2 тыс. членов и более 5 тыс. приверженцев [4].
Ислам во Франции вызывал беспокойство части общества еще задолго до январских терактов. Французские законы запре-
щают проводить перепись населения по вероисповеданию, что затрудняет получение точных данных. В 2013 году социолог Юг Лагранж опубликовал исследование, в котором отмечается большая приверженность к мусульманским обычаям и самосознанию среди молодежи: «Популярность религиозных практик и набожности растет среди иммигрантов, которые прибыли во Францию в возрасте до 16 лет, и детей иммигрантов, однако это не относится к тем, кто приехал уже взрослым» [5, с. 109]. Речь идет о чувстве социальной изоляции, которое способствует появлению жесткой и иногда даже противоречащей республиканским ценностям мусульманской практики.
В Германии проживает вторая по численности в Европе мусульманская диаспора (3,4 млн человек, или 4% населения). Примерно 3/4 из них - выходцы из Турции и их дети, и только 5% - прибыли из арабских стран [6]. Как и в других европейских странах, иммигранты оказались в Германии в качестве дешевой рабочей силы для подъема немецкой экономики.
Отношение к иммигрантам в ФРГ всегда строилось на экономической базе. Учитывая принципы организации государства и обретения гражданского статуса, получить немецкое гражданство достаточно сложно. Оно рассматривается в качестве «награды» за интеграцию, фактическую ассимиляцию в немецкое общество и принятие его образа жизни. Подход к иммигрантам можно выразить одной фразой - «либо устраивайся на любую работу, либо покидай страну». Переселенцы должны соблюдать конституцию, придерживаться норм и ценностей принявшего их социума, владеть немецким языком и не проявлять особой религиозности. Основной упор делается на уровне образования и знании немецкого языка. Поэтому гражданство, в первую очередь, предоставляют тем, кто закончил школу, получил диплом о профессионально-техническом образовании или прошел обучение в рамках соответствующих федеральных программ. Казалось бы, что в результате такой политики положение немецких мусульман на рынке труда должно быть более прочным, чем в других европейских странах. На практике же происходит социокультурная изоляция иммигрантов, ко-
91
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
торые пытаются проживать в пределах замкнутых общин, соблюдая свои культурные и религиозные традиции. В то же время, понимая, что ислам является частью их наследия, они выражают желание получать религиозное образование, о чем свидетельствует тот факт, что более 90% мусульман выступают за введение уроков по изучению Корана. В настоящее время правительство ФРГ разрешило это лишь одной мусульманской организации в Берлине - Исламской федерации.
С конца 90-х годов религиозная жизнь мусульман, проживающих в Германии, активизировалась. Если в 1997 г. здесь было 26 мечетей, то в 2012 г. - почти 180 и 2500 молельных домов; при каждом из них имеются школы по изучению Корана [7].
Рассматривая модели интеграции мусульманского населения в страны ЕС, можно сделать вывод о том, что, несмотря на различия, диктуемые социально-экономическими и политическими факторами, присущими каждому европейскому государству в отдельности, четко прослеживаются следующие общие для всех стран ЕС противоречия этих моделей:
- идеологическое (отсутствие ассимиляции);
- политическое (наличие законов шариата, по которым предпочитает жить основная часть мусульман);
- экономическое (худшие условия проживания иммигрантов).
Все эти факторы способствуют радикализации настроений среди мусульман. Радикальный ислам, в отличие от «умерен-
ного», предлагает идеи, доступные для понимания малообразованных масс, и постепенно становится своего рода идеологией социального протеста, которая приводит к росту исламистского терроризма и создает угрозу безопасности всему миру.
Таким образом, на основании вышеизложенного, авторы статьи считают целесообразным выделить следующие, наиболее значимые, направления антитеррористической политики ЕС на современном этапе:
- вовлечение в борьбу с терроризмом и организованной преступностью многих институтов и агентств ЕС, в частности, Евро-пола и Евроюста;
- активизация деятельности, нацеленной на недопущение привлечения европейских граждан в ряды боевиков, создания ячеек ваххабитов и совершения ими террористических актов;
- противодействие в информационной сфере: контрпропаганда радикального исламизма, блокирование используемых для вербовки интернет-ресурсов, распространение альтернативных предложений участия в качестве волонтеров в различных гуманитарных проектах;
- создание единой национальной системы сбора данных об авиапассажирах, призванной повысить эффективность борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью;
- борьба с онлайн-преступлениями;
- пресечение роста радикальных исламистских настроений в ряде стран-участниц ЕС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Консолидированная версия Договора о Европейском Союзе (TEU). Раздел VI. Искусство // Официальный журнал. - 2002. - 24 декабря.
2. URL: http://russian.rt.com/article/68551
3. Анвар М. Государственная политика по отношению к мусульманским меньшинствам (Швеция, Норвегия, Великобритания и Германия) / М. Анвар, Дж. Бляшке, А. Сандер. - М., 2014.
4. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». Норвегия. - URL: http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/ NORVEGIYA.html
5. Каргина И. Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности / И. Г. Каргина // Социс. - 2013. - № 6.
6. Ислам и идентичность в Германии. Европа : доклад Международной кризисной группы № 199. -Брюссель, 2014.
7. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0501/analit02.php © Шхагапсоев З.Л., 2015
© Канунникова Н.Г., 2015 Статья получена: 09.07.2015
92