УДК 378:81
Золотова Марина Вианоровна
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
Демина Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского
О НЕКОТОРЫХ МОМЕНТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КЕЙСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Zolotova Marina Vianorovna
PhD, Assistant Professor, Head of the Department of English Language for the Humanities, Lobachevski State University of Nizhny Novgorod
Demina Olga Alexandrovna
Senior Lecturer,
Department of English Language for the Humanities, Lobachevski State University of Nizhny Novgorod
CONCERNING SOME ASPECTS OF USING THE CASE-STUDY METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Аннотация:
Метод кейсов активно используется преподавателями иностранного языка в учебном процессе, так как позволяет приблизить обучение к реальным жизненным ситуациям, повысив тем самым мотивацию обучаемых. Метод кейса может быть использован не только в качестве метода обучения, но и оценки. Целесообразно применение метода кейса на продвинутых этапах обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем сформированности познавательных, исследовательских компетенций наряду с языковыми.
Ключевые слова:
метод кейсов, кейс, профессиональная компетенция, мотивация, этапы работы с кейсом, принципы создания кейса.
Summary:
The case study is actively used by foreign language teachers in teaching process. The method helps to make the educational process closer to reality, thus motivating the students. The case study may be applied not only as the teaching method, but also as a means of assessment. It is reasonable to use the case study at the advanced stages of learning, when students have the necessary level of both language and cognitive, research competences.
Keywords:
case study, case, professional competence, motivation, steps of case work, principles of case creation.
Метод кейсов, наряду с лекцией, дискуссией, студенческой презентацией, демонстрацией, мозговым штурмом, проектом, ролевой игрой и т. д., широко используется преподавателями иностранного языка в качестве активного метода преподавания.
Существует целый ряд определений метода кейсов. Так, например, Т.Ю. Айкина предлагает охарактеризовать его как «метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций» [1]. Нам кажется, что данное определение не охватывает всей многогранности данного метода обучения и не подчеркивает всех его значимых сторон.
В статье мы придерживаемся определения метода кейса, данного Питером Скейлсом в его книге «Преподавание в области непрерывного образования»: «Метод изучения конкретных ситуаций - это учебная деятельность, ориентированная в основном на студентов и основанная на реальных жизненных ситуациях. Это события или проблемы с контекстуальной информацией, которые предоставляют обучающимся возможность применить свои знания, совершенствовать навыки упорядочивания информации, выявлять и решать проблемы» [2, p. 111].
Суть метода проекта заключается в том, что группа студентов, изучив и проанализировав представленную ситуацию, старается предложить варианты решения данной проблемы и дальнейший алгоритм развития событий.
Основоположником метода изучения конкретных ситуаций (case studies, case method) является Школа бизнеса Гарвардского университета, где был выпущен первый сборник конкретных ситуаций в 1921 г. Метод использовался для изучения студентами прецедентов из юридической и деловой практики, в процессе которого анализировалось большое количество материала.
Существуют две школы case study - Гарвардская и Манчестерская. Первый подход (американский) направлен на обучение поиску единственно правильного решения, тогда как второй (европейский) нацелен на поиск разнообразных решений представленной проблемы.
Метод кейсов широко используется в преподавании медицины, юриспруденции, экономики и менеджмента.
В настоящее время метод кейсов распространен в преподавании английского языка. Еще в 1988 г. К.У. Гроссе в своей работе «Метод кейсов в обучении деловому английскому» отметила значительные преимущества использования данного метода в преподавании английского языка для делового общения: «Как метод преподавания английского языка, "case study" объединяет в себе новейшие методики, которые предлагаются как исследователями, так и практиками преподавания. Они предпочитают обучать иностранному языку через содержание, а не с помощью грамматических и лексических упражнений. Содержание, имеющее профессиональную ориентацию, вызывает больший интерес у студентов и имеет для них большую значимость в процессе изучения языка, чем какие-либо отвлеченные темы. "Case studies", как правило, основываются на аутентичном материале, который знакомит студентов с реальными проблемами, требующими анализа и решения, в то время как более традиционное содержание состоит из диалогов и текстов для чтения по различным бизнес-тематикам. Данный метод является интегрированным профессиональным подходом, который развивает навыки чтения, говорения и аудирования» [3].
В настоящее время метод кейсов широко используется при языковой подготовке специалистов любого профиля: физиков, биологов, инженеров, экономистов, психологов. Это понятно, ведь языковая подготовка будущих специалистов должна быть направлена на развитие не только общих коммуникативных компетенций, но и профессионально ориентированных языковых компетенций. Метод case study дает студентам возможность выработать и развить компетенции, необходимые для их профессиональной деятельности: совершенствовать навыки анализа, синтеза, принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях; работать в команде, развивая навыки сотрудничества; осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач; делать отчеты; выступать со своими решениями перед аудиторией; уметь правильно планировать свое время, чтобы уложиться во временные рамки, определенные сценарием кейса.
Считается, что наиболее целесообразно применять данный метод, когда студенты изучают иностранный язык для специальных целей. На этом уровне студенты уже обладают достаточным объемом профессиональных знаний и могут изучить ситуацию более компетентно. Использование кейс-метода предоставляет студентам возможность проявить свои профессиональные знания на практике. Кроме того, происходит овладение новой лексикой, идиомами, синтаксическими структурами.
Применительно к обучению иностранному языку кейс-метод помогает решить ряд важнейших задач, так как обучение на основе ситуационного анализа:
1) создает необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;
2) способствует эффективному развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма, если конечный результат представлен в письменном виде);
3) помогает формировать навык деловой коммуникации, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков.
Кейс состоит из следующих частей: описание конкретной ситуации; задания к кейсу; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса. Кейс может быть представлен в мультимедийном или печатном виде, дополнен наглядным материалом (фотографии, таблицы, диаграммы).
Формально можно выделить следующие этапы работы студентов с кейсом:
- ознакомление с ситуацией;
- анализ информации;
- поиск решения;
- выявление преимуществ и недостатков каждого предложенного решения;
- оценка альтернатив;
- презентация результатов;
- оценивание участников;
- подведение итогов.
Преподаватель исполняет роль ведущего, направляющего дискуссию, генерирующего вопросы и фиксирующего ответы. Он выступает со вступительным и заключительным словом, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации, а также результат работы с точки зрения объективности, обоснованности, систематичности и оптимальности [4].
Оценка работы студентов в рамках кейса имеет свою специфику, особенно если результатом решения проблемы, заложенной в кейсе, является подготовка презентации в PowerPoint, создание лифлета, снятие ролика и т. п. В таких случаях надо помнить о том эмоциональном эф-
фекте, который оценка оказывает на студента. Оценка, данная преподавателем, может способствовать формированию чувства уверенности, правильной самооценки, а может, наоборот, сделать его неуверенным в собственных силах, а значит, сформировать отрицательную мотивацию.
Метод кейса может быть использован в качестве оценки наряду с такими привычными методами, как тест или экзамен, так как прежде всего дает возможность студентам принимать активное участие в обсуждении сценария кейса при его презентации преподавателем. При этом обучающиеся демонстрируют преподавателю свои знания, приобретенные к данному моменту. Участие в кейсе позволяет выяснить, насколько обучаемые могут применить полученные знания на практике. Как правило, чем больше кейс детализирован преподавателем, тем легче и полнее студенты могут продемонстрировать свои лучшие стороны в работе с литературой, другими информационными материалами; сформированность различных навыков. В зависимости от того, на каком этапе курса английского языка предлагается кейс, он может быть использован в качестве промежуточного или итогового контроля.
При создании кейса важно учитывать, что проблема, которая ставится перед студентами, должна быть определенного уровня сложности и не может иметь простого и единственного решения. Любое решение проблемы имеет преимущества и недостатки. В ходе обсуждения ситуации каждая мини-группа может выработать свое решение и попытаться убедить других в правильности своего выбора.
Кроме того, одним из важнейших требований при разработке кейса является реальность описываемых в ситуации событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов. Источниками кейсов могут служить: новостные сообщения, газеты или журнальные публикации, художественные произведения, адаптированные для конкретных целей обучения. Качественные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Использование научной литературы при разработке кейса придает ему большую строгость и корректность [5].
Разрабатывая кейс, преподаватель должен учитывать следующие принципы:
- учебная ситуация специально готовится для целей обучения таким образом, чтобы в процессе обсуждения можно было бы создать творческую, но в то же время целенаправленно управляемую атмосферу;
- учебная ситуация должна соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается;
- работа с учебной ситуацией должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и (или) тенденции [6].
Кроме этого, для успешного использования метода кейса нужно иметь в виду следующие моменты:
- предъявляемая информация должна быть важной и существенной;
- инструкции, исходящие от преподавателя, должны быть четкими и понятными;
- информация должна быть достаточной для того, чтобы работающие над проблемами, поставленными в кейсе, могли обсудить проблему и предложить методы ее решения;
- преподаватель должен дать четкие пошаговые инструкции для сбора необходимой информации, подготовки презентации или создания другого конечного продукта кейса;
- время, выделенное на решение проблемы, поставленной в кейсе, должно быть четко спланированным;
- участники кейса должны знать, где они могут найти необходимые источники информации.
Кейс легко создается преподавателем, который осведомлен о языковом уровне группы,
научных интересах студентов, специфике получаемой профессии. Студентам-медикам можно предложить по симптомам определить характер заболевания, студентам-психологам - создать идеальный коллектив для работы в старт-апе с определением функций каждого участника коллектива в соответствии с их личностными характеристиками, студентам-экономистам - решить проблему сбыта продукции какого-либо предприятия и т. д.
Кейсы особенно полезны, когда обучаемые уже имеют общие знания по проблеме, но еще не применяли их для решения специфических задач. Использование кейсов требует тщательной подготовки. Предъявляемая преподавателем информация должна соответствовать знаниям учащихся на данный момент. Нет смысла использовать кейс с теми студентами, которые еще не знают необходимой терминологии, не имеют нужной языковой базы, не могут выделить основные моменты, так как с подобным материалом они до этого не встречались. Это сравнимо с тем, чтобы попросить написать симфонию человека, не знакомого с нотной грамотой. Методика
кейсов часто используется в проблемном обучении, когда ученики должны самостоятельно искать информацию, чтобы ответить на вопросы, поставленные в кейсе. В данном случае метод кейса стимулирует самостоятельное приобретение знания.
Метод кейса в силу описанной выше специфики позволяет студентам использовать и демонстрировать на занятии свои лучшие стороны, даже при отсутствии блестящего знания английского языка. Это большое преимущество для групп, в которых учатся студенты с различным уровнем владения языком. Метод проекта позволяет включить каждого в активную деятельность.
Ссылки:
1. Айкина Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (129). С. 58-60.
2. Scales P. Teaching in the Lifelong Learning Sector. Maidenhead, England, 2013. 329 p.
3. Grosse U.C. The Case Study Approach to Teaching Business English // English for Specific Purposes. 1988. Vol. 7. Р. 131-132.
4. Айкина Т.Ю. Указ. соч.
5. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 532-534.
6. Сидельник Э.А. Особенности использования метода "case study" в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. Вып. 10. Т. 123.