фонда от 7 сентября 1918 года, что подтверждает существование библиотеки в первые годы советской власти на Кубани.
Библиотеки, организованные Россинским при учебных заведениях, и названная в его честь, каждая в свое время, сыграли большую роль в развитии просвещения на Кубани. В память заслуг протоиерея Россинского, в 1993 году заведующая литературным музеем Кубани В. А. Гаранина предприняла попытку воссоздать библиотеку им. К. В. Россинского. Эта библиотека не имела официального статуса. Книжный фонд был небольшим - около 700 томов, а постоянных читателей несколько десятков человек. К сожалению, все связанное с именем первого кубанского просветителя имеет печальную судьбу. Через два года после открытия библиотека прекратила свое существование. Часть фонда осталась в музее, другая часть предана в общество «Православная книга».
Имя Кирилла Васильевича Россинского, не оцененное по достоинству современниками, сегодня становится почитаемым нами, его потомками. Именем первого просветителя Кубанской земли названы: Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления, улица п. Калинино города Краснодара. Необходимо и в дальнейшем поддерживать традицию появления на карте Краснодара имен радетелей и просветителей земли Кубанской и присвоить одной из библиотек краевого центра имя К. В. Россинского или возродить библиотеку его имени на прежнем месте.
Источники:
1. Отчет Правления Екатеринодарского Благотворительного Общества за 1903-1905 годы. - Екатеринодар, 1906. - С. 102-106.
2. Каталог книг публичной библиотеки-читальни Екатеринодарского благотворительного общества имени протоиерея К. В. Россинского. Составлен по 23-е ноября 1913 года. Отдел второй. Изящная словесность, романы, повести, рассказы, очерки, стихотворения, пьесы. -Екатеринодар. 1914.
Н. Н. Волкова
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ В КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ БИБЛИОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОЙ КРАЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А. С. ПУШКИНА)
Литературное краеведение является важной составной частью работы краеведческого отдела Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. У специалистов отдела есть четкое понимание важности этой специфической отрасли знания, объектом изучения которой является собственно литература в региональном аспекте: через призму художественного слова вместе с эстетическими переживаниями она расширяет и обогащает наши знания о родных местах, помогает познать жизнь своего народа, позволяет полнее ощутить связь произведений искусства с действительностью. Надеемся, что в связи с объявлением 2015 года Годом литературы в Российской Федерации, значение этой дисциплины возрастет многократно: провинциальная литература и литературоведение получат новый импульс для развития, а специалисты - краеведы, филологи, библиографы - сделают всё для их изучения и продвижения.
Именно поэтому представляется актуальным вопрос о краеведческой литературной библиографии, которая стала мощным подспорьем литературному краеведению: одновременно -и его инструментом, и нерасторжимой частью.
Какова логика и тенденции развития краеведческой литературной библиографии? Как должны влиять на формы пособий и методику их составления реалии современного информационного общества? Отвечают ли краеведческие библиографические издания, в том числе литературоведческие, вызовам цифрового мира и запросам нынешних потребителей информации? С этими и другими вопросами библиографам приходится сталкиваться регулярно, ответы на них не всегда лежат на поверхности. Вот почему нам так важно поделиться отдельными соображениями и рассуждениями по этой теме, возникшими в ходе практической деятельности.
Одним из важнейших процессов краеведческого библиографирования является установление круга источников и способов их обследования. В отделе за много лет выработался отработанный алгоритм поиска, который в современных условиях начинается с обращения к электронному каталогу. Это во многом облегчает труд библиографа, но, конечно же, не является достаточным. Для разыскания материала необходимо использовать весь потенциал справоч-но-библиографического аппарата библиотеки: карточные каталоги (прежде всего разделы ББК: К 84.2 Писатели, связанные с краем. Литература об их связях с краем и К 84.5 Край в художественной литературе), картотеку «Персоналия писателей», которая содержит сведения о жизни и творчестве отечественных и зарубежных писателей, литературно-критические материалы из периодических изданий. Особое внимание уделяется прикнижным и пристатей-ным библиографическим материалам и уже имеющимся библиографическим пособиям. Отличительной приметой сегодняшнего дня стало то, что почти ни одно разыскание не обходится без обращения к ресурсам сети Интернет.
Кроме того, для обнаружения материала для литературоведческих библиографических пособий необходимо внимательнейшим образом просматривать ранее выявленные произведения писателей и критику на них. Причем, включать в круг изучения нужно не только книжные издания, но и произведения, статьи, опубликованные в периодической печати. Часто краеведческий аспект представлен не в явной, а в «скрытой» форме, по описанию выявить его не всегда представляется возможным. Именно поэтому в краеведческой литературной библиографии существует твердое методическое правило: основным способом выявления литературы является просмотр de visu. Например, именно таким образом - во время просмотра литературоведческих материалов - были выявлены произведения А. П. Чехова, в которых упоминается Кубань (рассказы «Барыня» и «Воры», драматический этюд «На большой дороге»). Это очень помогло при составлении пособия, изданного к юбилею Антона Павловича Чехова «Кубанская чеховиана» (Краснодар, 2015, 32 с.)
Наиболее дискуссионными по-прежнему представляются проблемы, связанные с отбором и группировкой материалов в пособиях. Точки зрения теоретиков краеведческой библиографии на эту тему разнятся.
Во многом этот вопрос решается при определении читательской и целевой аудитории, то есть при определении вида пособия. В самых общих чертах методологический подход, принятый нами, выглядит так: для рекомендательных изданий целесообразен ценностный, качественный отбор документов, при составлении же научно-вспомогательных и универсальных пособий необходимо стремиться к исчерпывающей полноте, чтобы можно было верно представить литературный фон края или творческую биографию писателя, связанного с Кубанью.
Но это только в общих чертах. Практическая деятельность гораздо многообразнее и сложнее, спорные вопросы возникают при создании почти каждого пособия, и выносить решения о критериях отбора в каждом конкретном случае приходится отдельно.
Например, некоторые сомнения были при включении в библиографический очерк «Кубанская чеховиана» раздела, посвященного повести «Дуэль», ведь связь с нашим краем в ней прослеживается лишь косвенно. В пользу включения этого произведения в пособие выступило несколько обстоятельств. Во-первых, по мнению исследователей творчества писателя, повесть «Дуэль» написана Антоном Павловичем под впечатлением от его большой поездки на Кубань и Черноморье в 1888 году. В повести отражен колорит южного края, явно угадываются черты черноморских курортных городов. А, например, в антологии «Кубань литературная» автор-составитель Н. Д. Назаров высказывает такой аргумент: «...встречи с Туапсе, Сочи, Новым Афоном, Сухуми дали возможность с удивительной красочностью нарисовать картины приморского города, где живут герои.». Хотя В. П. Пачулиа в книге «Абхазия. Историко-культурный очерк» пишет, что «... А. П. Чехов написал «Дуэль», в основу которой легли события, происшедшие в окрестностях Гагры». Даже если это верно, хотя доказательств данному утверждению нет, город Гагры в конце XIX века входил в Черноморскую губернию, до 1896 года являвшуюся частью Кубани.
При создании персонального указателя «Индекс счастья Николая Ивеншева: к 65-летию со дня рождения кубанского писателя и поэта» (Краснодар, 2014) обсуждался вопрос о включении в указатель статей писателя, которые по содержанию не имеют связи с краем и
к тому же написаны не на литературные темы. Учитывая, что Николай Ивеншев не только писатель и поэт, но и очеркист, журналист, было принято решение включить в указатель и его сугубо публицистические статьи. Учитывалось и то, что издание было приурочено к юбилею писателя и составители ставили перед собой цель как можно точнее обрисовать его место не только в литературной, но и в общественной жизни края.
Понимаем, что не все идеально в наших выводах, возможно, некоторые из них можно оспорить, но, принимая для себя то или иное методическое решение, мы исходим из убеждения, которое высказал С. П. Бавин в статье «Литературная библиография (день нынешний и грядущий)»: «Популярная библиография выполняет одновременно роль фильтра и катализатора интереса. Относительно первого говорить много не стоит: в основе любой научно-популярной деятельности лежит отбор материала. <...> Качество же отбора и его соответствие заданной теме - предмет особого анализа и критики, но никто не может оспорить право автора (не «составителя», а популяризатора!) на свою позицию, выраженную в печатном издании» [1].
Наши популяризаторские веяния прослеживаются и в выборе структуры пособий. Например, стремясь внести свой вклад в информационное обеспечение культурно-познавательного туризма на территории нашего края, в библиографическом указателе «Кубанское лер-монтоведение» (Краснодар, 2014) мы выделили разделы «По лермонтовским местам» и «Памятники Лермонтову», в которые внесли сведения прикладного характера, рассчитывая при этом, что пособие наше станет не только источником библиографической информации, но и в какой-то мере библиографическим путеводителем - по кубанским местам, так или иначе связанным с именем Лермонтова.
Ценность литературно-краеведческих пособий во многом зависит и от емкости аннотаций. В разных по назначению пособиях мы используем различные подходы к их объему и стилистике, главное - выявить краеведческую специфику описываемого произведения. В то же время очень важно воздерживаться от искажения подлинного смысла фактов и трактовок в угоду краеведению, какими бы благими намерениями мы не руководствовались. Учитывая потребности современного пользователя и пытаясь выстоять в конкурентной борьбе с поисковыми возможностями глобальной компьютерной сети, мы позволяем себе довольно много цитировать, размещать выдержки из произведений, которые раскрывают концептуальную суть документа, интересный факт или особое мнение автора. Можно сказать, что это отличительная примета современных библиографических пособий, из-за чего даже появились новые жанры изданий: дайджесты, библиографические очерки, пресс-клиппинги.
В большинстве случаев для составления корректных аннотаций неизбежен непосредственный просмотр произведений после их выявления. Иногда это приводит к очень важным уточнениям, неожиданным открытиям, что подчеркивает мысль о том, что хороший библиограф - не просто регистратор и систематизатор, но пытливый исследователь! Так, например, случилось при составлении указателя «Кубанское лермонтоведение», когда при аннотировании статей и сопоставлении различных источников удалось выяснить интересные факты из жизни Федора Фроловича Арканникова, первого кубанского лермонтоведа.
Такие любопытные находки, кстати, очень помогают потом при дальнейшей популяризации пособий.
Удобством пользователей мы руководствуемся и при выборе способа группировки материала. Например, в биобиблиографическом словаре «Писатели Кубани» (Краснодар, 1974), который выдержал три издания, что говорит о его востребованности, материал расположен в алфавите «персональных гнезд». Этот принцип считается оптимальным именно для этого вида изданий. Но сегодня мы часто используем похожий принцип, группируя материал в персональных библиографических указателях, посвященных деятелям литературы. То есть после описания художественного произведения, следуют описания литературоведческих работ, критических отзывов на это произведение, найденных в различных источниках, в том числе и электронных ресурсах.
Отходя от схем и догм, сегодня в рамках даже одного пособия мы можем использовать комбинированный подход для группировки записей - и алфавитный, и систематический: все зависит от того, какие цели ставят перед собой составители. Так, в пособии «Кубанская чеховиана» материал внутри разделов группируется в алфавитном порядке. Но в разделе «Чехов и театр», объединившем статьи из местной периодики, по которым можно составить
мнение о том, как принимались чеховские пьесы в Екатеринодаре-Краснодаре, материал расположен в порядке прямой хронологии (1897-2014). Это, на наш взгляд, помогает проследить эволюцию зрительского восприятия чеховской драматургии в разные годы.
Конечно, в рамках небольшой статьи невозможно даже упомянуть о всех методологических проблемах краеведческой литературной библиографии, эта статья - просто «мысли вслух», пометки на полях рабочих блокнотов библиографа-краеведа, сделанные в попытках глубже изучить методику создания различных типов пособий, в расчете на обмен мнениями и, возможно, на дискуссию.
Литература
1. Бавин, С. П. Литературная библиография (день нынешний и грядущий) [Текст] / С. П. -Бавин // Советское библиотековедение. - 1991. - № 3. - С. 48-53.
2. Бугрова, О. Д. Областная библиотека и краеведческая литературная библиография [Текст] / О. Д. Бугрова // Библиографическая информация и читатели. - Куйбышев, 1979. -С. 96-109.
3. Криворотенко, С. Н. Краеведческий фонд библиотек: учеб. пособие / С. Н. Криворо-тенко. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2005. - 65 с.
4. Кайев, А. Литературоведческое краеведение [Текст] / А. Кайев // Краткая литературная энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. - Стлб. 386с..
5. Милонов, Н. А. Литературное краеведение [Текст]: учебное пособие для педагогических институтов / Н. А. Милонов. - Москва: Просвещение, 1985. - 192 с.
6. Михлина, И. И. Краеведческая библиография в системе российской библиографии: теоретические основания [Текст]: монография / И. И. Михлина - Краснодар, 2003. - 244 с.
7. Пашнина, И. И. История краеведческой литературной библиографии в России [Текст]: учебное пособие по спецкурсу / И. И. Пашнина. - Краснодар, 1999. - 78 с.
И. Ф. Гайворонская РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КНИГЕ И ЧТЕНИЮ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В современном мире детским библиотекам отводится особая роль в формировании творческой личности ребенка. Краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых вносит значительный вклад в формирование мировоззрения ребенка, его отношение к окружающему миру. Деятельность библиотеки направлена на эстетическое, культурное и нравственное развитие в рамках реализации долгосрочных проектов, которые направлены на привлечение детей к читательской деятельности, знакомство с самыми лучшими образцами литературы для детей.
В Краснодарской краевой детской библиотеке имени братьев Игнатовых уже долгие годы существует ряд проектов краевого уровня. Каждый из них мы из года в год развиваем, наполняем новым содержанием. В рамках проекта «Культурная Одиссея», который позволяет знакомить читателей отдаленных детских библиотек края с писателями, поэтами, деятелями искусств Кубани, к 220-летию Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани (самый первый храм на Кубани, основан в 1793 году) был разработан проект Арт-экспедиция «Духовные твердыни Кубани». В рамках данного проекта библиотека подготовила и осуществила творческие экспедиции в детские библиотеки районов края, где расположены старинные храмы, которые являются также памятниками архитектуры и церковного зодчества. Для читателей была проведена информационно-концертная программа с участием библиотекарей, детских писателей, деятелей искусств и Православного социально-культурного центра Свято-Екатерининского кафедрального Собора г. Краснодара. Заключительный маршрут арт-экспедиции был совершен в Тамань, к Храму Покрова Пресвятой Богородицы.
Объединяя литературу и искусство, мы стараемся поднять интерес подрастающего поколения к чтению познавательных исторических книг, поддерживать стремление знать и изучать историю и культуру своего родного края. В 2014 году проект «Культурная Одиссея» был посвящен 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, просветителя, основателя Троице-Сергиева монастыря. В течение года прошли литературные путешествия разных возрастных групп юных кубанцев.