Научная статья на тему 'О некоторых формах государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности'

О некоторых формах государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
122
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль / качество медицинской деятельности / обязательные требования / Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения / мероприятия по контролю / профилактика нарушений / state control / guality of medical activity / mandatory reguirements / Federal service for supervision of health care / control measures / prevention of violations

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Диана Мядхатовна Мустафина-бредихина

В статье выделяются реализуемые в настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения формы государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности. Предлагается расширить перечень таких форм за счет мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Диана Мядхатовна Мустафина-бредихина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some forms of the state control of the obligatory requirements imposed to quality of medical activity

The article reveals the currently implemented by the Federal service for supervision of health forms of state control of the mandatory reguirements for the guality of medical activity, it is proposed to expand the list of such forms through control measures without interaction with legal entities and individual entrepreneurs engaged in medical activities

Текст научной работы на тему «О некоторых формах государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10253

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К КАЧЕСТВУ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диана Мядхатовна МУСТАФИНА-БРЕДИХИНА, младший научный сотрудник отдела административно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия, юрист общероссийской общественной организации содействия развитию неонатологии «Российского общества неонатологов» E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье выделяются реализуемые в настоящее время Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения формы государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности. Предлагается расширить перечень таких форм за счет мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

Ключевые слова: государственный контроль, качество медицинской деятельности, обязательные требования, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, мероприятия по контролю, профилактика нарушений.

Annotation. The article reveals the currently implemented by the Federal service for supervision of health forms of state control of the mandatory requirements for the quality of medical activity, it is proposed to expand the list of such forms through control measures without interaction with legal entities and individual entrepreneurs engaged in medical activities.

Keywords: state control, quality of medical activity, mandatory requirements, Federal service for supervision of health care, control measures, prevention of violations.

Научный руководитель — А.И. Стахов, доктор юридических наук, профессор

По общему правилу, формы государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, определены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ)1, а уточняются в соответствующих положениях о государственном контроле по сферам общественных отношений.

В специальной литературе предлагается систематизировать формы государственного конт-

роля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти, исходя из анализа положений законодательства следующим образом:

1) проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;

3) анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицам и индивидуальными предпринимателями;

4) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресече-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

нию и (или) устранению последствий выявленных нарушений2.

Разделяя данный классификатор, подчеркнем, что в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ формами государственного контроля являются: проверки; выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановые (рейдовые) осмотры, наблюдение, мониторинг и другие формы).

Важно отметить, что Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 11523, установило, что государственный контроль осуществляется в двух формах:

■ путем лицензирования медицинской деятельности;

■ посредством проведения проверок по тому или иному предмету государственного контроля.

Представляется возможным предложить следующую классификацию форм государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности:

■ проверка исполнения медицинской организацией обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности;

■ контроль без непосредственного вмешательства в деятельность медицинской организации (мониторинг, наблюдение, осмотр и другие формы контроля, которые не требуют взаимодействия);

■ принятие мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности (выдача предостережения, предписания об устранении нарушений обязательных требований, составление протокола об административных правонарушениях).

Из анализа перечисленных форм государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, наибольшее распространение на практике получила проверка исполнения медицинской организацией обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.

Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований и анализ, а также

прогнозирование состояния исполнения обязательных требований не являются теми формами контроля, которые предусмотрены Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности. Примечательно, что в рамках государственного контроля за обращением медицинских изделий мониторинг как форма контроля предусмотрен ст. 95 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ф34.

Так, систематическим наблюдением за исполнением обязательных требований можно считать мероприятия по контролю без взаимодействия с медицинскими организациями. Указанная форма государственного контроля введена в практику большинства контрольно-надзорных органов с 2017 г. Однако на сегодняшний день мероприятия по контролю без взаимодействия безосновательно не применяются Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее — Росздравнадзор) в рамках государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ в отношении государственного контроля обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, следует отметить, что мероприятия по контролю без взаимодействия с медицинскими организациями должны проводиться уполномоченными должностными лицами Росздравнадзора в пределах компетенции данного органа исполнительной власти на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя Росздравнадзора.

Указанные мероприятия по контролю обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, могут проводиться с привлечением государственных или муниципальных учреждений и иных организаций, однако порядок их привлечения должен быть определен в положении о данном виде государственного контроля, в том числе с целью избежания конфликта интересов.

Отметиим, что если в ходе проведения мероприятий по контролю обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, без взаимодействия с медицинскими организациями будут получены сведения о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований, Росздравнадзор должен направить проверяемому лицу пре-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

достережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, как один из инструментов реализации профилактики нарушений обязательных требований.

Обозначенные законодательные приемы административно-правового регулирования мероприятий по контролю без взаимодействия с медицинскими организациями могут и должны найти применение в сфере государственного контроля требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.

Данная форма государственного контроля требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности, позволяет отойти от традиционной «карательной» практики и дать возможность проверяемым медицинским организациям проанализировать свою деятельность и предотвратить совершение нарушений обязательных требований.

Таким образом, предлагается рассматривать мероприятия по контролю без взаимодействия с медицинскими организациями в качестве приоритетной формы государственного контроля

обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.

В связи с этим предлагается разработать и ввести в практику Росздравнадзора применение мер профилактики нарушений обязательных требований, предъявляемых к качеству медицинской деятельности.

1 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008 № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

2 Стахов А.И. Административное контрольно-надзорное производство. М.: Рос. гос. ун-т правосудия, 2016. С. 8—9.

3 Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 (ред. от 16.12.2017 г.) «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» // СПС «Консультант Плюс»

4 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 03.08.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 367 с.

Изложены общетеоретические и научные сведения об андро-гогике, педагогике, психологии, педагогической психологии и дидактике, возникновении, становлении и развитии в России системы высшего образования, ее государственно-правовых основ. Проводится анализ методологии преподавания юриспруденции, профессионального становления и развития, самосовершенствования педагогических работников в целях формирования высококвалифицированных юристов.

Для аспирантов (адъюнктов), обучающихся на курсах повышения квалификации педагогических работников в сфере юриспруденции, слушателей, студентов юридических образовательных организаций, факультетов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.