Долгополов Александр Александрович
доктор юридических наук, начальник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу
Белоконь Анна Викторовна
кандидат юридических наук,
ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу
(e-mail: [email protected])
О некоторых аспектах совершенствования информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом оружия
Исследуется процесс информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел в сфере контроля за оборотом оружия. Предлагаются меры по совершенствованию информационного обеспечения организации деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: деятельность органов внутренних дел, информационное обеспечение, оборот оружия, правовая норма.
A.A. Dolgopolov, Doctor of Law, Head of the branch of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia across the Southern Federal District;
A.V. Belokon, Master of Law, Leading Researcher of the branch of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia across the Southern Federal District; e-mail: [email protected]
About some aspects of improvement of information support of the organization of activity of law-enforcement bodies in the sphere of control of traffic in weapons
Process of information support of the organization of activity of law-enforcement bodies in the sphere of control of traffic in weapons is investigated. Measures for improvement of information support of the organization of activity of law-enforcement bodies are offered.
Key words: activity of law-enforcement bodies, information support, traffic in weapons, precept of law.
Одним из основных организационных аспектов информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел является получение полной и исчерпывающей информации о подконтрольных объектах. Так, например, для своевременного, незамедлительного изъятия служебного и гражданского оружия у физических или юридических лиц при возникновении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», исключающих право владения, использования такого оружия, необходима соответствующая актуализированная информация. Правовой механизм изъятия оружия по вышеизложенным основаниям предусмотрен ст. 26, 27 Федерального закона «Об оружии». На основании ст. 26 Федерального закона «Об оружии» лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, вы-
давшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения. Обстоятельства, исключающие возможность получения лицензии и (или) разрешения, изложены в ст. 12, 13, 16, 18 Федерального закона «Об оружии». К ним относятся: сведения о лицах, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, сведения о лицах, в отношении которых судом установлен запрет замещать определенные должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия; возникновение у лиц, имеющих право на владение, использование оружия, медицинских противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическими заболеваниями, алкого-
228
лизмом или наркоманией, а также сведения о том, что лицо состоит на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. Кроме этого, к такого рода обстоятельствам относятся сведения о лицах, совершивших повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; о лицах, не имеющих постоянного места жительства; а также о лицах, у которых аннулирован охотничий билет в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
Для оперативного выявления лиц, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» утративших право на владение и использование служебного и гражданского оружия, органам внутренних дел следует использовать возможности системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее -электронные сервисы), сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ.
Задачами системы межведомственного электронного взаимодействия в инфраструктуре электронного правительства являются:
реализация государственных функций в электронном виде, обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций; реализация государственных услуг в электронном виде, обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам, а также путем использования единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Основными функциями системы межведомственного электронного взаимодействия являются: ведение реестра электронных сервисов; ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам; маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам; протоколирование обращений (входящих и исходящих сообщений) к электронным сервисам; гарантированная доставка сообщений, осуществляемая за счет механизма повторных вызовов электронных сервисов при сбоях; обеспечение оповещения оператора СМЭВ о сбоях в функционировании электронных сервисов; передача информации о событиях на СМЭВ по подписке заинтересованным пользователям (информационным системам); формирование динамически создаваемой статистики использования электронных сервисов.
Порядок проверки физических лиц и сотрудников юридических лиц на предмет допуска к гражданскому и служебному оружию осуществляется в соответствии с приказами МВД России от 23 апреля 2012 г. № 355 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему», от 25 апреля 2012 г. № 360 «Об утверждении Администра-
229
тивного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему», от 26 апреля 2012 г. № 366 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» от 14 мая 2012 г. № 508 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой».
На основании вышеизложенных приказов формирование и направление межведомственного запроса осуществляется сотрудником органа внутренних дел в рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в течение 2 дней со дня регистрации заявления формируется и направляется через СМЭВ с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи запрос в ФМС России о предоставлении следующих сведений в отношении заявителя: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); число, месяц, год и место рождения; серия и номер паспорта, кем выдан, дата выдачи; адрес регистрации по месту жительства; статус паспорта (действительный, недействительный, причина недействительности). Неполучение или несвоевременное получение ответа на межведомственный запрос не является основанием для продления срока предоставления государственной услуги либо отказа в ее предоставлении.
При отсутствии технической возможности направления межведомственного запроса с использованием СМЭВ соответствующий межведомственный запрос направляется на бумажном носителе по факсу с одновременным его направлением по почте.
На этом использование системы межведомственного электронного взаимодействия в проверке физических лиц и сотрудников юридических лиц на предмет правомерности владения, использования ими служебного или гражданского оружия практически исчерпывается.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» федеральным органам исполнительной власти предписано до 1 июля 2012 г. доработать в соответствии с Положением об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, ввести в эксплуатацию и зарегистрировать в установленном порядке информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг. Согласно п. 6 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», основными функциями системы взаимодействия являются:
а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;
б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
В целях исполнения своих функций система взаимодействия обеспечивает:
а) доступ к электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
б) получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих про-
230
следить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
в) возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;
г) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
д) хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия (далее - реестр электронных сервисов), и мониторинг работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает возможность информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, в целях предоставления государственных услуг в электронной форме, который осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, можно констатировать, что в стране создана правовая основа для развития межведомственного взаимодействия органов внутренних дел с другими федеральными органами исполнительной власти, обладающими информацией, необходимой для принятия решения о допуске к оружию, а также правомерности владения им.
Более того, ст. 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных
услуг» обязывает органы, предоставляющие государственные услуги, предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных услуг.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в целях повышения уровня безопасного оборота служебного и гражданского оружия, своевременного изъятия оружия из незаконного владения и использования необходимо на основе Системы межведомственного электронного взаимодействия инициировать создание федеральной государственной информационной системы взаимодействия Министерства внутренних дел РФ и Министерства здравоохранения РФ. Взаимодействие должно обеспечить проверку сведений о лицах, претендующих на право владения, использования служебного и гражданского оружия, а также установление системы информирования Министерством здравоохранения РФ Министерства внутренних дел РФ о лицах, владеющих оружием либо допущенных к использованию оружия, в отношении которых возникли обстоятельства, в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» исключающие допуск к оружию.
В рамках внутриорганизационного взаимодействия необходимо издать нормативный правовой акт МВД России, устанавливающий для подразделений лицензионно-разреши-тельной работы органов внутренних дел возможность получения в электронной форме в автоматическом режиме информации в момент ее возникновения в базах данных во внутриведомственных учетах федерального казенного учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне на предмет наличия сведений о судимости и (или) факте уголовного преследования, сведений о нахождении в розыске, а также о наличии (отсутствии) сведений о привлечении к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в отношении владельцев оружия, лиц, имеющих допуск к работе с оружием, т.е. сведения об обстоятельствах, исключающих в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» владение оружием либо допуск к его использованию.
231