Научная статья на тему 'О некоторых аспектах социализации школьников в республике Кыргызстан'

О некоторых аспектах социализации школьников в республике Кыргызстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / SOCIALIZATION OF CHILDREN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС / SOCIAL RESOURCE / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маткаримов Нурбек Толонбаевич

В статье представлены результаты исследования социализации молодежи Кыргызстана на примере школьников, выполненного в 2007 г. Автор рассматривает влияние политических, социально-экономических трансформаций в стране на воспитание молодых кыргызов, анализирует вклад основных агентов и факторов социализации в формирование новых социальных норм, идеалов и ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of School Children Socialization in the Republic of Kyrgyzstan

This report presents the research on socialization of Kyrgyzstan's school children made in 2007. The author considers the influence of political, social and economic transformations of the country on education of young people in Kyrgyzstan and analyzes the contribution of the basic agents and socialization's factors to formation of new social norms, ideals and values.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах социализации школьников в республике Кыргызстан»

научные сообщения

Н.Т. Маткаримов

о некоторых аспектах социализации школьников

в республике Кыргызстан

В статье представлены результаты исследования социализации молодежи Кыргызстана на примере школьников, выполненного в 2007 г. Автор рассматривает влияние политических, социально-экономических трансформаций в стране на воспитание молодых кыргызов, анализирует вклад основных агентов и факторов социализации в формирование новых социальных норм, идеалов и ценностей.

Ключевые слова: социализация детей, профессиональная социализация, социальный ресурс, социальная среда, саморегуляция, молодые граждане, социальная активность, социальные институты, школа, социальные отношения, социальные роли.

Key words: socialization of children, professional socialization, social resource, the social environment, self-control, young citizens, social activity, social institutes, school, social attitudes, social roles.

В последнее десятилетие в Кыргызстане существенное внимание в социологической науке уделяется проблеме социализации детей школьного возраста. Интерес к этому процессу вполне объясним: политические, социально-экономические изменения на постсоветском пространстве коренным образом отразились и на воспитании молодых кыргызов.

В условиях модернизации кыргызского общества изучение проблем социализации имеет большое значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью общества, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их решения. Существует довольно большое количество дефиниций социализации. В данном случае мы придерживаемся такого определения: «Социализация — процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов, ценностей. Благодаря этому взаимодействию индивид (ребенок, подросток) превращается в социальное существо» (Максимова 2006: 7).

Вторым после семьи институтом социализирующих воздействий на ребенка является школа, которая, помимо развития интеллекта и передачи зна-

ний, в течение десяти-одиннадцати лет формирует определенную модель поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с окружающим миром. Именно в школе ребенок впервые получает серьезное подкрепление своей ответственности — тот социальный ресурс, с которым он потом вступает во взрослую жизнь.

Отдельные установки, нормы, ценности и ориентиры в школьном классе не только учитываются ребенком при планировании своей деятельности, но даже становятся своеобразным образцом, эталоном и мотивом его поведения. Ребенок осознанно начинает считать себя членом данного класса, руководствуется ее ценностями, пытается в своей деятельности осуществить и ее цели. Эта группа, являющаяся для школьника референтной, становится для него существенным фактором саморегуляции, немаловажным средством ее социализации (Оморкулова 2006: 102).

В соответствии с Законом Кыргызской Республики № 46 «Об основах государственной молодежной политики» молодыми гражданами Кыргызской Республики считаются лица в возрасте от 14 до 35 лет (Закон КР 2000).

Национальная стратегия в области образования сегодня в первую очередь определяется Конституцией Кыргызской Республики, где в статье 32 устанавливается, что каждый гражданин Кыргызстана имеет право на образование, а также Законом «Об образовании» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики (Национальная программа «Жаштык» 2000: 22).

Обучение детей в школе, в соответствии с этими документами, начинается не позднее семилетнего возраста в зависимости от желания родителей и их законных представителей. Среднее (полное) общее образование является обязательным и бесплатным (Там же: 40). Однако современная обстановка в Кыргызстане характеризуется экономическими кризисами, социальной незащищенностью большей части населения, что естественно, оказывает на социализацию школьников непосредственное влияние. Между тем они должны быть стратегически важным составляющим для будущего государства.

В силу политических, экономических проблем серьезная подготовка к жизни нового поколения в последнее время осталась в некоторой степени в стороне от действий государства. Широко применяемая сегодня практика покупки оценок уже со школьной скамьи прививает многим детям нежелание учиться своими силами, что дает новый поток в будущем поколении «горе-специалистов». С подобными пробелами в образовании вряд ли можно мыслить стратегически, анализировать ситуацию, прогнозировать обстановку на внутреннем рынке и на международной арене. Серьезной угрозой кыргызскому обществу становится также «утечка мозгов» за пределы республики из-за экономических проблем на родине. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения Кыргызстана, который, по словам К. Маликова (Маликов 2000: 6), практически уже не имеет национальной интеллигенции. Все больше и больше становится число старшеклассников (особенно из сельских районов), желающих уехать на временные заработки в Россию. К этому их подталкивает тяжелое финансовое положение семьи, а также строительный бум, который можно наблюдать сегодня в Кыргыз-

стане — известно, что почти все трудовые мигранты инвестируют средства у себя на родине. Таким образом, от социального самочувствия, ценностных ориентаций, уровня образованности, сознания, мотивов поведения, социальной активности нынешних школьников зависят перспективы развития общества в будущем.

Все это определило актуальность проведения социологического исследования с целью изучения ценностных ориентаций, установок, социального самочувствия кыргызских школьников-старшеклассников. В данном случае объектом исследования выступили 500 учеников среднеобразовательных учреждений разных городов (62 %) и сел (38 %) Кыргызстана, ответивших на специально разработанные вопросы анкеты, что позволило провести анализ процесса социализации, прежде всего его итогов в виде социальных и политических установок.

Исследование проводилось с помощью анкетирования по случайной выборке в конце мая — начале июня 2007 г. Личностная характеристика респондентов (выявленная уже после обработки результатов анкетирования) выглядит следующим образом: активнее участвовали женщины — 257 человек (51 %), мужчин — 243 человек (49 %). Возраст участников опроса колеблется от 14 до 18 лет. Доля представителей юга и севера страны составила 24 % (г. Бишкек), 25 % (г. Ош), 12 % (г. Джалалабат), 11 % (г. Баткен). Также в опросе приняли участие представители разных селений района Карасуу — 8 %, Араванского района — 10 %, Узгенского района — 10 %. По национальному составу самую многочисленную группу составили кыргызы (80 %), далее — узбеки (10 %), русские (5 %), остальные — лишь 5 %. Большая часть респондентов (85 %) училась в тот момент в 11 классе, 9 % респондентов составляли десятиклассники и 6 % — девятиклассники. Большинство школьников представляли обычные средние школы — 75 %, 13 % — лицеи и 12 % — гимназии.

Таким образом, данная выборка по территориальному охвату, по гендер-ной особенности, национальному признаку в целом соответствует структуре среднего образования страны. Единственно, большая часть респондентов являются одиннадцатиклассниками, что объясняет период проведения анкетирования (в это время в колах идут выпускные государственные экзамены).

На вопрос об основных целях на ближайшие 3-5 лет 70 % опрошенных ответили, естественно, что хотели бы успешно завершить учебу или продолжить ее другом заведении, 39 % — добиться хорошего материального положения, 27 % — уехать в другую страну (временно), тогда как навсегда покинуть родину собираются только 6 %, 16 % респондентов хотели бы создать семью, у 4 % опрошенных определенных целей не наблюдалось.

Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни» (В. Шпрангер). Однако социологические исследования свидетельствуют о недостаточной заботе образовательных учреждений о профессиональной социализации учащихся. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос «Кем бы вы хотели

стать?» — у 22 % опрошенных школьников нет определенных предпочтений в выборе профессиональной сферы. Большинство из определившихся респондентов ориентируются на гуманитарную сферу — для более 20 % школьников наиболее престижной профессией является специальность экономиста, 17 % — юриста, 15 % — врача, 7 % — педагога, 5 % — социального работника, 6 % — военного, 8 % интересуют другие профессии.

Однако в любом случае бездумного, безмятежного счастья не бывает и не должно быть, даже в юности. Чем значительнее материальные и духовные блага, которые дают детям старшие поколения, тем важнее «заполнить» их мыслью об обществе, народе. Особенно это важно в юном возрасте, когда в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, любви к родине, Отечеству. При этом сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Отечества овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и себя, готового пожертвовать всем за независимость своей страны.

На вопрос «Что для вас значит слово «Отечество»»? большинство опрошенных (65 %) ответили, что это место, где они родились и выросли, 23 % респондентов подразумевают под ним государство, в котором живут; 4 % — место, где хорошо живется; для 8 % Отечество — это весь мир. Таким образом, для кыргызских школьников сегодня характерен довольно высокий уровень патриотизма, однако ответить на вопрос, каков характер кыргызской постсоветской политической культуры, довольно непросто. Дело не столько в том, что молодые кыргызы находятся в процессе политической социализации и их политико-культурные установки меняются по мере взросления, сколько в том, что они формируются в условиях постсоветской трансформации всех социальных институтов. Речь здесь идет о формировании политических установок и ориентаций, поддержке тех или иных политических лидеров, умении принимать правильное решение на выборах и в других политических ситуациях.

Экономический кризис, политическая нестабильность, социальная незащищенность накладывают отпечаток на молодежную социализацию, порождает у нее недоверие к представителям власти. На вопрос «Ваше отношение к политике, политическим процессам в обществе?» 21 % ответили, что заинтересованы ими и постоянно следят за политическими событиями; 41 % — периодически интересуются (в зависимости от событий); 17 % — равнодушны к политике; 11 % — принципиально не интересуются; у 10 % — политика вызывает раздражение.

К тому же в республике сегодня очень ярко проявляется политическая апатия среди молодежи, хотя развитие государства, становление демократии в Кыргызстане зависит именно от ее участия. Так, 43 % убеждены, что каждый должен заниматься своим делом: политики — политикой, школьники — учебой и т. д., у 38 % респондентов политика вызывает раздражение, 21 % не верят в то, что их мнение что-то решает. Широко распространено также мнение, что политика — дело грязное и молодежи в ней делать нечего (15 %).

Надо отметить, что от других форм обучения школу отличает универсальность, полидисциплинарностъ подготовки. Однако ее функционирование статус, материальные, финансовые средства поддерживаются с помощью других институтов: государства, религиозных организаций и т. д. Различные формы обучения осуществляют и другие социальные институты: сеть учреждений культуры, средства массовой коммуникации, производственно-хозяйственные и другие общественные организации. В совокупности они представляют систему институтов образования, где школа выступает ее базисом.

Тем не менее, исследования показывают, что в наибольшей степени на жизненную позицию молодых кыргызов оказывают влияние, прежде всего, по традиции родители (83 % опрошенных), друзья (33 %), учителя (27 %), изучение предметов в школе (18 %), телевидение (16 %), книги (14 %), самостоятельная выработка позиции (13 %), последнее место пока занимает сеть Интернет (4 %).

В исследовании проблемы влияния семьи — главного института социализации на личность — придается большое значение взаимоотношению родителей и детей как фактору влияния семьи на формирование личности. Родительские установки оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к бабушкам, дедушкам, с особенностями личностей взрослых членов семьи и особенностями личности детей. Исследователями семейные отношения рассматриваются как постоянные условия формирования личности; как внутренняя личностная основа процесса семейного воспитания. Типы сложившихся в семье отношений между ее членами, несомненно, влияют на социализацию и воспитание детей (Яковлева 2001: 17).

В кыргызском обществе традиционными являются большие семьи. Больше трех детей в семье наблюдалось у 26 % опрошенных, двое — у 24 %, один брат или сестра — у 23 %, трое — у 17 %, ни одного — у 10 % школьников. Также естественно, что агентом первичной социализации ребенка выступает, прежде всего, мать ребенка (38 %), так как именно она занимается детьми, отец — 24 %, родители в равной мере — в 28 % случаях, братья, сестры — 4 %, дедушка и бабушка — у 3 % опрошенных.

Однако можно наблюдать сегодня сдвиг в сторону принятия некоторых западных семейных ценностей. Так на вопрос: «Какая форма организации семьи Вам больше нравится?» большинство школьников ответили, что семья, в которой оба супруга работают и сообща занимаются домашними делами (62 %); семья, которую мужчина обеспечивает, а женщина занимается домашним хозяйством, которая, казалось бы более традиционна для кыргы-зов, занимает лишь 38 %.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вооб-

ще, своей школы и др.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.

Здесь необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая — усвоение ребятами нормативного поведения, вторая — построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важным является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.

Если до сих пор в Кыргызской республике более всего задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок отвечала традиционная организация школьной жизни, то в современной ситуации требования к школе стали меняться. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно уже полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой. Такие задачи постепенно осознаются как актуальные и кыргызской школой.

Как наиболее близкое, доступное на этот процесс воспринимается влияние личности учителя. У ученика происходит становление образа учителя, и от того, какую позицию он примет, в немалой степени зависит, какое «Я» будет пробуждено у ученика — послушное чужой воле или устремленное в поле самовыражения. На сегодняшний день 57 % опрошенных чувствуют себя активистами, лидеров в своем классе среди них — 15 %, 23 % — пассивных участников и, лишь 5 % чувствуют себя «отверженными людьми».

Требования к современному кыргызскому преподавателю действительно высоки, ведь он сегодня имеет дело с весьма информированной молодежью (в частности, через новые средства массовой коммуникации). На вопрос «Как вы считаете, учителя должны или не должны помимо преподавания предмета еще и формировать у ученика взгляды на жизнь?» большинство респондентов (60 %) ответили, что должны, 26 % школьников считают, что не должны, остальные 14 % затруднились ответить. Тем не менее, вопрос «Как вы считаете, в целом в Кыргызстане учителя сегодня хорошо или плохо справляются с задачей формирования ученика взглядов на жизнь?» застал респондентов врасплох: 41 % опрошенных школьников затруднились ответить на него, 39 % опрошенных ответили положительно и 20 % — отрицательно. Учитель обязан принимать во внимание эту новую реальность, если желает, чтобы его услышали и поняли школьники, чтобы можно было привить им вкус к учебе, донести до них мысль о том, что информация — это еще не знания, что для приобретения знаний необходимо также самостоятельно приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.

Несомненно, любое обучение сопровождается гуманитарной обстановкой, предоставляя ученику поле духовного искания в искусстве, религии, истории, обозначив горизонты его свободы. Вполне естественно при этом, что у 47 % школьников любимыми являются гуманитарные предметы, у 32 % — естественно-научные, технические — у 12 %, 9 % не имеют опре-

деленных предпочтений. Более того, наибольшее влияние на взгляды учеников на сегодняшний день оказывают учебники по истории, кыргызской и русской литературе.

Показательно, что в области классики, прозы и поэзии у респондентов лидируют кыргызские авторы. На первом месте Ч.Т. Айтматов (47 %), на втором — А. Осмонов (7 %) и на третьем — Т. Касымбеков, Т. Сатылганов и А. Токонбаев (5 %), из русских классиков чаще всего называли Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова (13 %).

В связи с этим важно отметить невысокую популярность библиотек и различных фондов в обучении детей. 38 % опрошенных школьников никогда не посещали школьную библиотеку (здесь мы не делаем разграничения между городскими и сельскими школьниками, поскольку сельские библиотеки также оснащены литературой в достаточной мере), 35 % ходят туда время от времени, лишь у 27 % респондентов эти заведения пользуются популярностью. Однако, по мнению 43 % постоянных читателей в них не всегда можно найти нужные книги, 29 % вполне довольны предоставляемым выбором книг, 19 % напротив им резко не довольны.

Что касается наличия домашней библиотеки, то у большинства респондентов (48 %) дома насчитывается всего лишь до 100 книг, 15 % владеют 200 книгами, до 500 книг можно найти дома у 11 %, а 26 % вообще не имеют домашней библиотеки. При этом 40 % школьников читают преимущественно повести «легкого жанра» (детектив, фантастика), классической литературой увлекаются 15 %, романами, книгами и альбомами по искусству — 5 %, энциклопедии, справочники интересуют 9 %, литература на иностранном языке (в т.ч. и русском) пользуется популярностью у 4 %, научная литература — у 7 %, и, что очень печально, 20 % школьников вообще не читают книг. Удивительно, что при этом 53 % опрошенных ответили, что должны постоянно учиться на протяжении всей жизни, повышать свой образовательный уровень; в образовании залог успеха и периодически следует повышать свою квалификацию, по мнению 39 %; 8 % думают, что полученных в школе знаний достаточно для жизнедеятельности.

По мнению многих, сегодня уходит культура чтения. В свободное время молодые люди предпочитают отдыхать и слушать музыку, играть в компьютерные игры, ходить по магазинам, встречаться с друзьями в различных кафе и заниматься спортом ввиду особой актуальности в последнее время здорового образа жизни. Самым популярным видом проведения досуга является просмотр различных телевизионных программ (75 % респондентов смотрят телевизор ежедневно). Аполитичность и политическая неграмотность молодежи во многом обуславливает выбор в пользу «легких» развлекательных программ, игровых шоу и телесериалов (около половины респондентов). Понятно, что в этом случае СМИ работают только на количество своих приверженцев, а не на качество информации, чтобы привить молодежи морально-нравственные ориентиры, повысить ее культурный уровень.

Бесспорно, в современных условиях жизни в нашем обществе, школьники в значительной мере усваивают социальные роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, фильмов и других средств массовой информации. СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. На вопрос: «Вы часто смотрите телевизор?» 49 % опрошенных ответили, что каждый день несколько часов, 38 % — ежедневно по один-два часа, 12 % — не более одного-двух раз в неделю, всего 1 % респондентов не увлекаются телевизионными передачами. Телезрители-школьники отдают предпочтение, прежде всего, музыкальным передачам, концертам (49 %), информационным программам (41 %), телесериалам (35 %), далее — художественным фильмам (32 %), развлекательным программам, игровым шоу, викторинам (22 %), спортивным программам (19 %), научно-популярным программам, передачам о здоровье, кулинарии и т. п. (14 %), публицистическим программам, бизнес-информации, рекламе (8 %).

Очевидно, влияние СМИ сказывается также в вытеснении традиционных представлений и способов общения. Рассматриваемое на фоне сегодняшней неустойчивости и мобильности традиционное воспитание может показаться стабильным и даже успешным. Тем более что старшее поколение обычно выражает определенное недовольство качеством воспитания школьников, уверяя, что в прошлом оно было намного лучше. Усложнение содержания, рост числа агентов и факторов социализации часто воспринимается старшими по возрасту и социальному статусу отрицательно, как простое нарастание трудностей.

Особенно много страхов вызывает сегодня Интернет, который позволяет молодежи получать информацию без участия не только традиционных агентов социализации (родителей и учителей), но и также и государства. Сегодня 38% опрошенных школьников пользуются услугами всемирной информационной сети. Это, конечно, не предел, однако надо принимать во внимание тот факт, что страна только-только пытается «встать на ноги» после ошеломительных политических событий 1990-х гг., революции 2005 г. и продолжающихся до сих пор митингах и пикетах. Сеть Интернет еще не вошла в каждый кыргызский дом. Поэтому самыми популярными субъектами, предоставляющими данные услуги, являются Интернет-кафе (70 %). 38 % респондентов имеют свой электронный адрес, и, соответственно, предпочитают общаться по сети. Интернет выступает также богатым источником разнообразной информации для учебы и работы, являясь тем самым еще одним агентом социализации молодежи, приобретающим все большую популярность.

Таким образом, исследование показало, что проблема социализации является одним из актуальных и практически важных социальных явлений, влияющих на формирование школьника, и особенно в условиях новых экономических отношений в обществе. Ведь в процессе социализации дети приобретают совокупность привычек, ролей, предпочтений, понятий, пред-

ставлений, предупреждений, желаний и социальных потребностей, каждое из которых отражает особенности семейной и социальной среды. Педагогическая некомпетентность родителей, экологические и психологические перегрузки нашей жизни, массовый прессинг информационных воздействий, несовместимых с психикой ребенка, — все это реалии нашего времени — все это отражается в формировании личности ребенка, приобретенных в процессе социализации определенных ролей.

литература

Закон Кыргызской Республики № 46 «Об основах государственной молодежной политики». Бишкек, 2000.

Максимова В.Н. СМИ как фактор политической социализации молодого поколения: Магистр. дис. СПб., 2006.

Маликов К. Молодежь и будущее Кыргызстана // Слово Кыргызтана. 2000. 10 января

Национальная программа «Жаштык» по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 г. Бишкек, 2000.

Оморкулова Н. Социализация личности ребенка в младшем школьном возрасте / Вестник Ошского государственного университета. 2006. № 7.

Яковлева А.Н. Социализация школьников и студентов. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.