научные сообщения
Н.Т. Маткаримов
о некоторых аспектах социализации школьников
в республике Кыргызстан
В статье представлены результаты исследования социализации молодежи Кыргызстана на примере школьников, выполненного в 2007 г. Автор рассматривает влияние политических, социально-экономических трансформаций в стране на воспитание молодых кыргызов, анализирует вклад основных агентов и факторов социализации в формирование новых социальных норм, идеалов и ценностей.
Ключевые слова: социализация детей, профессиональная социализация, социальный ресурс, социальная среда, саморегуляция, молодые граждане, социальная активность, социальные институты, школа, социальные отношения, социальные роли.
Key words: socialization of children, professional socialization, social resource, the social environment, self-control, young citizens, social activity, social institutes, school, social attitudes, social roles.
В последнее десятилетие в Кыргызстане существенное внимание в социологической науке уделяется проблеме социализации детей школьного возраста. Интерес к этому процессу вполне объясним: политические, социально-экономические изменения на постсоветском пространстве коренным образом отразились и на воспитании молодых кыргызов.
В условиях модернизации кыргызского общества изучение проблем социализации имеет большое значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью общества, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их решения. Существует довольно большое количество дефиниций социализации. В данном случае мы придерживаемся такого определения: «Социализация — процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов, ценностей. Благодаря этому взаимодействию индивид (ребенок, подросток) превращается в социальное существо» (Максимова 2006: 7).
Вторым после семьи институтом социализирующих воздействий на ребенка является школа, которая, помимо развития интеллекта и передачи зна-
ний, в течение десяти-одиннадцати лет формирует определенную модель поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с окружающим миром. Именно в школе ребенок впервые получает серьезное подкрепление своей ответственности — тот социальный ресурс, с которым он потом вступает во взрослую жизнь.
Отдельные установки, нормы, ценности и ориентиры в школьном классе не только учитываются ребенком при планировании своей деятельности, но даже становятся своеобразным образцом, эталоном и мотивом его поведения. Ребенок осознанно начинает считать себя членом данного класса, руководствуется ее ценностями, пытается в своей деятельности осуществить и ее цели. Эта группа, являющаяся для школьника референтной, становится для него существенным фактором саморегуляции, немаловажным средством ее социализации (Оморкулова 2006: 102).
В соответствии с Законом Кыргызской Республики № 46 «Об основах государственной молодежной политики» молодыми гражданами Кыргызской Республики считаются лица в возрасте от 14 до 35 лет (Закон КР 2000).
Национальная стратегия в области образования сегодня в первую очередь определяется Конституцией Кыргызской Республики, где в статье 32 устанавливается, что каждый гражданин Кыргызстана имеет право на образование, а также Законом «Об образовании» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики (Национальная программа «Жаштык» 2000: 22).
Обучение детей в школе, в соответствии с этими документами, начинается не позднее семилетнего возраста в зависимости от желания родителей и их законных представителей. Среднее (полное) общее образование является обязательным и бесплатным (Там же: 40). Однако современная обстановка в Кыргызстане характеризуется экономическими кризисами, социальной незащищенностью большей части населения, что естественно, оказывает на социализацию школьников непосредственное влияние. Между тем они должны быть стратегически важным составляющим для будущего государства.
В силу политических, экономических проблем серьезная подготовка к жизни нового поколения в последнее время осталась в некоторой степени в стороне от действий государства. Широко применяемая сегодня практика покупки оценок уже со школьной скамьи прививает многим детям нежелание учиться своими силами, что дает новый поток в будущем поколении «горе-специалистов». С подобными пробелами в образовании вряд ли можно мыслить стратегически, анализировать ситуацию, прогнозировать обстановку на внутреннем рынке и на международной арене. Серьезной угрозой кыргызскому обществу становится также «утечка мозгов» за пределы республики из-за экономических проблем на родине. Тем самым продолжается процесс интеллектуального оскудения Кыргызстана, который, по словам К. Маликова (Маликов 2000: 6), практически уже не имеет национальной интеллигенции. Все больше и больше становится число старшеклассников (особенно из сельских районов), желающих уехать на временные заработки в Россию. К этому их подталкивает тяжелое финансовое положение семьи, а также строительный бум, который можно наблюдать сегодня в Кыргыз-
стане — известно, что почти все трудовые мигранты инвестируют средства у себя на родине. Таким образом, от социального самочувствия, ценностных ориентаций, уровня образованности, сознания, мотивов поведения, социальной активности нынешних школьников зависят перспективы развития общества в будущем.
Все это определило актуальность проведения социологического исследования с целью изучения ценностных ориентаций, установок, социального самочувствия кыргызских школьников-старшеклассников. В данном случае объектом исследования выступили 500 учеников среднеобразовательных учреждений разных городов (62 %) и сел (38 %) Кыргызстана, ответивших на специально разработанные вопросы анкеты, что позволило провести анализ процесса социализации, прежде всего его итогов в виде социальных и политических установок.
Исследование проводилось с помощью анкетирования по случайной выборке в конце мая — начале июня 2007 г. Личностная характеристика респондентов (выявленная уже после обработки результатов анкетирования) выглядит следующим образом: активнее участвовали женщины — 257 человек (51 %), мужчин — 243 человек (49 %). Возраст участников опроса колеблется от 14 до 18 лет. Доля представителей юга и севера страны составила 24 % (г. Бишкек), 25 % (г. Ош), 12 % (г. Джалалабат), 11 % (г. Баткен). Также в опросе приняли участие представители разных селений района Карасуу — 8 %, Араванского района — 10 %, Узгенского района — 10 %. По национальному составу самую многочисленную группу составили кыргызы (80 %), далее — узбеки (10 %), русские (5 %), остальные — лишь 5 %. Большая часть респондентов (85 %) училась в тот момент в 11 классе, 9 % респондентов составляли десятиклассники и 6 % — девятиклассники. Большинство школьников представляли обычные средние школы — 75 %, 13 % — лицеи и 12 % — гимназии.
Таким образом, данная выборка по территориальному охвату, по гендер-ной особенности, национальному признаку в целом соответствует структуре среднего образования страны. Единственно, большая часть респондентов являются одиннадцатиклассниками, что объясняет период проведения анкетирования (в это время в колах идут выпускные государственные экзамены).
На вопрос об основных целях на ближайшие 3-5 лет 70 % опрошенных ответили, естественно, что хотели бы успешно завершить учебу или продолжить ее другом заведении, 39 % — добиться хорошего материального положения, 27 % — уехать в другую страну (временно), тогда как навсегда покинуть родину собираются только 6 %, 16 % респондентов хотели бы создать семью, у 4 % опрошенных определенных целей не наблюдалось.
Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни» (В. Шпрангер). Однако социологические исследования свидетельствуют о недостаточной заботе образовательных учреждений о профессиональной социализации учащихся. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос «Кем бы вы хотели
стать?» — у 22 % опрошенных школьников нет определенных предпочтений в выборе профессиональной сферы. Большинство из определившихся респондентов ориентируются на гуманитарную сферу — для более 20 % школьников наиболее престижной профессией является специальность экономиста, 17 % — юриста, 15 % — врача, 7 % — педагога, 5 % — социального работника, 6 % — военного, 8 % интересуют другие профессии.
Однако в любом случае бездумного, безмятежного счастья не бывает и не должно быть, даже в юности. Чем значительнее материальные и духовные блага, которые дают детям старшие поколения, тем важнее «заполнить» их мыслью об обществе, народе. Особенно это важно в юном возрасте, когда в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, любви к родине, Отечеству. При этом сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Отечества овладевает личностью, насколько ярко человек видит мир и себя, готового пожертвовать всем за независимость своей страны.
На вопрос «Что для вас значит слово «Отечество»»? большинство опрошенных (65 %) ответили, что это место, где они родились и выросли, 23 % респондентов подразумевают под ним государство, в котором живут; 4 % — место, где хорошо живется; для 8 % Отечество — это весь мир. Таким образом, для кыргызских школьников сегодня характерен довольно высокий уровень патриотизма, однако ответить на вопрос, каков характер кыргызской постсоветской политической культуры, довольно непросто. Дело не столько в том, что молодые кыргызы находятся в процессе политической социализации и их политико-культурные установки меняются по мере взросления, сколько в том, что они формируются в условиях постсоветской трансформации всех социальных институтов. Речь здесь идет о формировании политических установок и ориентаций, поддержке тех или иных политических лидеров, умении принимать правильное решение на выборах и в других политических ситуациях.
Экономический кризис, политическая нестабильность, социальная незащищенность накладывают отпечаток на молодежную социализацию, порождает у нее недоверие к представителям власти. На вопрос «Ваше отношение к политике, политическим процессам в обществе?» 21 % ответили, что заинтересованы ими и постоянно следят за политическими событиями; 41 % — периодически интересуются (в зависимости от событий); 17 % — равнодушны к политике; 11 % — принципиально не интересуются; у 10 % — политика вызывает раздражение.
К тому же в республике сегодня очень ярко проявляется политическая апатия среди молодежи, хотя развитие государства, становление демократии в Кыргызстане зависит именно от ее участия. Так, 43 % убеждены, что каждый должен заниматься своим делом: политики — политикой, школьники — учебой и т. д., у 38 % респондентов политика вызывает раздражение, 21 % не верят в то, что их мнение что-то решает. Широко распространено также мнение, что политика — дело грязное и молодежи в ней делать нечего (15 %).
Надо отметить, что от других форм обучения школу отличает универсальность, полидисциплинарностъ подготовки. Однако ее функционирование статус, материальные, финансовые средства поддерживаются с помощью других институтов: государства, религиозных организаций и т. д. Различные формы обучения осуществляют и другие социальные институты: сеть учреждений культуры, средства массовой коммуникации, производственно-хозяйственные и другие общественные организации. В совокупности они представляют систему институтов образования, где школа выступает ее базисом.
Тем не менее, исследования показывают, что в наибольшей степени на жизненную позицию молодых кыргызов оказывают влияние, прежде всего, по традиции родители (83 % опрошенных), друзья (33 %), учителя (27 %), изучение предметов в школе (18 %), телевидение (16 %), книги (14 %), самостоятельная выработка позиции (13 %), последнее место пока занимает сеть Интернет (4 %).
В исследовании проблемы влияния семьи — главного института социализации на личность — придается большое значение взаимоотношению родителей и детей как фактору влияния семьи на формирование личности. Родительские установки оказываются связанными с супружескими отношениями, с отношениями к бабушкам, дедушкам, с особенностями личностей взрослых членов семьи и особенностями личности детей. Исследователями семейные отношения рассматриваются как постоянные условия формирования личности; как внутренняя личностная основа процесса семейного воспитания. Типы сложившихся в семье отношений между ее членами, несомненно, влияют на социализацию и воспитание детей (Яковлева 2001: 17).
В кыргызском обществе традиционными являются большие семьи. Больше трех детей в семье наблюдалось у 26 % опрошенных, двое — у 24 %, один брат или сестра — у 23 %, трое — у 17 %, ни одного — у 10 % школьников. Также естественно, что агентом первичной социализации ребенка выступает, прежде всего, мать ребенка (38 %), так как именно она занимается детьми, отец — 24 %, родители в равной мере — в 28 % случаях, братья, сестры — 4 %, дедушка и бабушка — у 3 % опрошенных.
Однако можно наблюдать сегодня сдвиг в сторону принятия некоторых западных семейных ценностей. Так на вопрос: «Какая форма организации семьи Вам больше нравится?» большинство школьников ответили, что семья, в которой оба супруга работают и сообща занимаются домашними делами (62 %); семья, которую мужчина обеспечивает, а женщина занимается домашним хозяйством, которая, казалось бы более традиционна для кыргы-зов, занимает лишь 38 %.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Только при взаимном соответствии содержания школьной жизни (связанной с тем, как коллектив учителей понимает цели образования вооб-
ще, своей школы и др.) и выбранных организационных форм можно говорить об осознанном подходе к школе как к институту социализации.
Здесь необходимо развести две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая — усвоение ребятами нормативного поведения, вторая — построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важным является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.
Если до сих пор в Кыргызской республике более всего задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок отвечала традиционная организация школьной жизни, то в современной ситуации требования к школе стали меняться. Свобода и саморазвитие как цель образования достаточно уже полно и четко освоены мировой педагогической наукой и практикой. Такие задачи постепенно осознаются как актуальные и кыргызской школой.
Как наиболее близкое, доступное на этот процесс воспринимается влияние личности учителя. У ученика происходит становление образа учителя, и от того, какую позицию он примет, в немалой степени зависит, какое «Я» будет пробуждено у ученика — послушное чужой воле или устремленное в поле самовыражения. На сегодняшний день 57 % опрошенных чувствуют себя активистами, лидеров в своем классе среди них — 15 %, 23 % — пассивных участников и, лишь 5 % чувствуют себя «отверженными людьми».
Требования к современному кыргызскому преподавателю действительно высоки, ведь он сегодня имеет дело с весьма информированной молодежью (в частности, через новые средства массовой коммуникации). На вопрос «Как вы считаете, учителя должны или не должны помимо преподавания предмета еще и формировать у ученика взгляды на жизнь?» большинство респондентов (60 %) ответили, что должны, 26 % школьников считают, что не должны, остальные 14 % затруднились ответить. Тем не менее, вопрос «Как вы считаете, в целом в Кыргызстане учителя сегодня хорошо или плохо справляются с задачей формирования ученика взглядов на жизнь?» застал респондентов врасплох: 41 % опрошенных школьников затруднились ответить на него, 39 % опрошенных ответили положительно и 20 % — отрицательно. Учитель обязан принимать во внимание эту новую реальность, если желает, чтобы его услышали и поняли школьники, чтобы можно было привить им вкус к учебе, донести до них мысль о том, что информация — это еще не знания, что для приобретения знаний необходимо также самостоятельно приложить усилия, проявить внимание, волю и упорство.
Несомненно, любое обучение сопровождается гуманитарной обстановкой, предоставляя ученику поле духовного искания в искусстве, религии, истории, обозначив горизонты его свободы. Вполне естественно при этом, что у 47 % школьников любимыми являются гуманитарные предметы, у 32 % — естественно-научные, технические — у 12 %, 9 % не имеют опре-
деленных предпочтений. Более того, наибольшее влияние на взгляды учеников на сегодняшний день оказывают учебники по истории, кыргызской и русской литературе.
Показательно, что в области классики, прозы и поэзии у респондентов лидируют кыргызские авторы. На первом месте Ч.Т. Айтматов (47 %), на втором — А. Осмонов (7 %) и на третьем — Т. Касымбеков, Т. Сатылганов и А. Токонбаев (5 %), из русских классиков чаще всего называли Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова (13 %).
В связи с этим важно отметить невысокую популярность библиотек и различных фондов в обучении детей. 38 % опрошенных школьников никогда не посещали школьную библиотеку (здесь мы не делаем разграничения между городскими и сельскими школьниками, поскольку сельские библиотеки также оснащены литературой в достаточной мере), 35 % ходят туда время от времени, лишь у 27 % респондентов эти заведения пользуются популярностью. Однако, по мнению 43 % постоянных читателей в них не всегда можно найти нужные книги, 29 % вполне довольны предоставляемым выбором книг, 19 % напротив им резко не довольны.
Что касается наличия домашней библиотеки, то у большинства респондентов (48 %) дома насчитывается всего лишь до 100 книг, 15 % владеют 200 книгами, до 500 книг можно найти дома у 11 %, а 26 % вообще не имеют домашней библиотеки. При этом 40 % школьников читают преимущественно повести «легкого жанра» (детектив, фантастика), классической литературой увлекаются 15 %, романами, книгами и альбомами по искусству — 5 %, энциклопедии, справочники интересуют 9 %, литература на иностранном языке (в т.ч. и русском) пользуется популярностью у 4 %, научная литература — у 7 %, и, что очень печально, 20 % школьников вообще не читают книг. Удивительно, что при этом 53 % опрошенных ответили, что должны постоянно учиться на протяжении всей жизни, повышать свой образовательный уровень; в образовании залог успеха и периодически следует повышать свою квалификацию, по мнению 39 %; 8 % думают, что полученных в школе знаний достаточно для жизнедеятельности.
По мнению многих, сегодня уходит культура чтения. В свободное время молодые люди предпочитают отдыхать и слушать музыку, играть в компьютерные игры, ходить по магазинам, встречаться с друзьями в различных кафе и заниматься спортом ввиду особой актуальности в последнее время здорового образа жизни. Самым популярным видом проведения досуга является просмотр различных телевизионных программ (75 % респондентов смотрят телевизор ежедневно). Аполитичность и политическая неграмотность молодежи во многом обуславливает выбор в пользу «легких» развлекательных программ, игровых шоу и телесериалов (около половины респондентов). Понятно, что в этом случае СМИ работают только на количество своих приверженцев, а не на качество информации, чтобы привить молодежи морально-нравственные ориентиры, повысить ее культурный уровень.
Бесспорно, в современных условиях жизни в нашем обществе, школьники в значительной мере усваивают социальные роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, фильмов и других средств массовой информации. СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. На вопрос: «Вы часто смотрите телевизор?» 49 % опрошенных ответили, что каждый день несколько часов, 38 % — ежедневно по один-два часа, 12 % — не более одного-двух раз в неделю, всего 1 % респондентов не увлекаются телевизионными передачами. Телезрители-школьники отдают предпочтение, прежде всего, музыкальным передачам, концертам (49 %), информационным программам (41 %), телесериалам (35 %), далее — художественным фильмам (32 %), развлекательным программам, игровым шоу, викторинам (22 %), спортивным программам (19 %), научно-популярным программам, передачам о здоровье, кулинарии и т. п. (14 %), публицистическим программам, бизнес-информации, рекламе (8 %).
Очевидно, влияние СМИ сказывается также в вытеснении традиционных представлений и способов общения. Рассматриваемое на фоне сегодняшней неустойчивости и мобильности традиционное воспитание может показаться стабильным и даже успешным. Тем более что старшее поколение обычно выражает определенное недовольство качеством воспитания школьников, уверяя, что в прошлом оно было намного лучше. Усложнение содержания, рост числа агентов и факторов социализации часто воспринимается старшими по возрасту и социальному статусу отрицательно, как простое нарастание трудностей.
Особенно много страхов вызывает сегодня Интернет, который позволяет молодежи получать информацию без участия не только традиционных агентов социализации (родителей и учителей), но и также и государства. Сегодня 38% опрошенных школьников пользуются услугами всемирной информационной сети. Это, конечно, не предел, однако надо принимать во внимание тот факт, что страна только-только пытается «встать на ноги» после ошеломительных политических событий 1990-х гг., революции 2005 г. и продолжающихся до сих пор митингах и пикетах. Сеть Интернет еще не вошла в каждый кыргызский дом. Поэтому самыми популярными субъектами, предоставляющими данные услуги, являются Интернет-кафе (70 %). 38 % респондентов имеют свой электронный адрес, и, соответственно, предпочитают общаться по сети. Интернет выступает также богатым источником разнообразной информации для учебы и работы, являясь тем самым еще одним агентом социализации молодежи, приобретающим все большую популярность.
Таким образом, исследование показало, что проблема социализации является одним из актуальных и практически важных социальных явлений, влияющих на формирование школьника, и особенно в условиях новых экономических отношений в обществе. Ведь в процессе социализации дети приобретают совокупность привычек, ролей, предпочтений, понятий, пред-
ставлений, предупреждений, желаний и социальных потребностей, каждое из которых отражает особенности семейной и социальной среды. Педагогическая некомпетентность родителей, экологические и психологические перегрузки нашей жизни, массовый прессинг информационных воздействий, несовместимых с психикой ребенка, — все это реалии нашего времени — все это отражается в формировании личности ребенка, приобретенных в процессе социализации определенных ролей.
литература
Закон Кыргызской Республики № 46 «Об основах государственной молодежной политики». Бишкек, 2000.
Максимова В.Н. СМИ как фактор политической социализации молодого поколения: Магистр. дис. СПб., 2006.
Маликов К. Молодежь и будущее Кыргызстана // Слово Кыргызтана. 2000. 10 января
Национальная программа «Жаштык» по развитию молодежи Кыргызстана до 2010 г. Бишкек, 2000.
Оморкулова Н. Социализация личности ребенка в младшем школьном возрасте / Вестник Ошского государственного университета. 2006. № 7.
Яковлева А.Н. Социализация школьников и студентов. СПб., 2001.