ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Пайзулаева К.У. Email: Paizullaeva630@scientifictext.ru
Пайзуллаева Курбанжан Убайдуллаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая циклом,
цикл естественно-педагогических наук, Гуманитарно-экономический колледж, Международный университет, г. Жалал-Абад, Республика Кыргызстан
Аннотация: в данной работе рассматриваются вопросы культуры речи. В частности, в ней анализируются такие критерии как правильность, целесообразность, чистота и точность речи. Становится наиболее актуальным подготовка, обучение будущих специалистов различных направлений, которое предполагает овладение профессиональной речью, культурой речи. Ведь только посредством языка можно передать другим те знания, которые имеются у преподавателей. И преподаватель обязан правильно использовать языковые средства, так как неточность в научной речи может иметь непредсказуемые последствия, тем более, что ошибка речи обучающего множится в его учениках. Поэтому преподаватель несет моральную ответственность за те ошибки своих учеников, которые сам породил в них. В особенности это касается языковедов, так как усвоенное однажды неправильно и закрепленное в языке исправляется с огромным трудом, а часто вообще остается неисправленным. В связи с этим существует объективная необходимость овладения культурой речи.
Ключевые слова: интеллект, речевая культура, социальный характер, литературно-языковая правильность, профессиональная речь.
ABOUT SOME ASPECTS OF CULTURE OF SPEECH Paizullaeva K.U.
Paizullaeva Kurbanzhan Ubaidullaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor,
Head of the cycle, CYCLE OF NATURAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES, HUMANITARIAN AND ECONOMIC COLLEGE, INTERNATIONAL UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: about some aspects of speech culture. In this article considered problems of speech culture. In details analyzes such criterions as rightness, expediency cleanliness and exactions of speech. Training of future specialists of different directions suppose to master professional speech, speech culture becomes more actually. Only by the language available to pass to other people that knowledge, which has a teacher. A teacher has to correctly use language means of far as incorrectness in scientific speech can have non predictable consequence and mistake speech of teacher multiplies in his pupils. That's why a teacher carries morally response for his pupils mistakes which himself brought to them. A specially it belongs to linguists such as learned once mistake and consolidated in the language will be corrected by the great work, but mostly remains not corrected. On this occasion exists objective nessesity of mastery speech culture.
Keywords: intellect, speech culture, social character, litrary-linguistic rightness, professional speech.
УДК - 81.139
Как известно, слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, речевой культуры. Поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование одинаково важно для каждого носителя языка. Важность овладения культурой речи связана также с тем, что речевая деятельность имеет социальный характер, она является частью общественной деятельности человека. Кроме того, существуют такие виды деятельности, которые не обходятся без общения. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания.
Наверное, нет необходимости говорить о значении языка. Ведь не было бы языка, не было бы общения, а значит, не было бы культуры, науки, искусства, да и вообще человечества.
В общении человек порождает речь, исходя из своей внутренней мотивации. В то же время один и тот же текст является результатом целой серии внутренних психологических целевых установок, а
не одной какой-то цели. Люди умеют ставить перед собой много задач и одновременно решать их все, что является замечательной способностью человеческого интеллекта.
Примером лучше всего может выступать профессиональная речь. Как было сказано выше, есть профессии, которые впрямую связаны с речевой деятельностью и ораторским мастерством. К примеру, «адвокат или прокурор достигают своих профессиональных целей через речь (все прочее есть лишь подготовка к ней), которую выигрывают или не выигрывают на процессе» [3, с. 89].
Разумеется, красноречие не важнее юридического дела. Напротив, в основе обвинения и защиты лежит юридическая оценка события [4, с. 24]. Более того, решение задачи по статьям закона устраняет судебные прения. Н: если установить, что в деянии нет одного из законных признаков преступления или что миновал срок давности, кто бы ни был, обвинитель или защитник, «речи» его не будет нужно.
Для тех же, кто занимается подготовкой, обучением будущих специалистов различных направлений овладение профессиональной речью, культурой речи становится наиболее актуальным. Ведь только посредством языка можно передать другим те знания, которые имеются у преподавателей. И преподаватель обязан правильно использовать языковые средства, так как неточность в научной речи может иметь непредсказуемые последствия, тем более что ошибка речи обучающего множится в его учениках. В связи с этим преподаватель морально несет ответственность за те ошибки своих учеников, которые сам породил в них. В особенности это касается языковедов, так как усвоенное однажды неправильно и закрепленное в языке исправляется с огромным трудом, а часто вообще остается неисправленным. В связи с этим существует объективная необходимость овладения культурой речи.
Культура речи представляет собой качество речи, качество использования языка в речи. Культурой речи можно владеть в большей или меньшей степени, в разных видах и разновидностях речевой деятельности по-разному. Например: представляет определенную трудность написать хороший протокол собрания, обсуждения диссертации, если человек не сталкивался с этим. Одному трудно выступать коротко и ясно, другому - непринужденно беседовать за дружеским столом.
Человек не обязан владеть культурой речи во всех видах, жанрах, разновидностях общения. Но он должен овладеть ею во всех объективно актуальных областях. Так, врач должен уметь выслушать пациента внимательно и сочувственно, чтобы у последнего не пропало желание рассказать обо всем, что его беспокоит. Лектор должен уметь читать лекцию ясно, понятно, доступно и в темпе, удобном для тех, кто ее записывает. Адвокат должен уметь подобрать аргументы и факты в защиту своего подопечного и уметь убедительно изложить их на суде.
Одним из основных аспектов культуры речи является соответствие литературно--языковым нормам. Нормы представляют собой общеобязательные правила использования языковых средств «Норма - по выражению Б.Н. Головина, - действует достаточно жестко, она обязательна для всех, кто говорит и пишет» [2, с. 90]. Иначе говоря, норма не подчиняется возрастным, профессиональным, либо другим социальным особенностям человека. Литературно-языковая правильность - критерий элементарной культуры речи. Правильность речи является, по сути, предметом школьного обучения.
Когда говорят, о правильности речи предполагают, соблюдение норм литературного языка. Говоря же о подлинной культуре речи, необходимо учитывать ее целесообразность.
Если «норма», по словам Б.Н. Головина, обязательна для всех, то целесообразность не столь обязательна. Она зависит от общего уровня интеллекта, самосознания говорящих и пишущих людей, субъективно понимающих и оценивающих объективную необходимость каждого из коммуникативных качеств хорошей речи.
Норма одинакова для членов общества, целесообразность различна и колеблется в зависимости от стилей языка, социальных различий. У каждого, кому предстоит говорить публично, возникает мысль: о чем говорить, что говорить и как говорить. Сергеич П.С. на вопрос, что нужно, чтобы хорошо говорить на суде говорил: «Надо знать хорошо предмет, о котором говоришь, изучив его во всех подробностях, надо знать родной язык с его богатством, гибкостью и своеобразностью так, чтобы не искать слов и оборотов для выражения своей мысли, и, наконец, надо быть искренним».
Таким образом, культура речи является одним из приоритетных вопросов нашей современности. Необходимость полноценной коммуникации требует овладения культурой речи в актуальных сферах человеческой деятельности. Особенно важным это становится для тех, чья деятельность непосредственно связана с реализацией профессиональной речи.
Список литературы / References
1. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.
3. ЗарецкаяЕ.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.
4. Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 2000.
5. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
6. Практикум по развитию речи: Учеб. Пособие для студ. нац. групп пед. институтов. Ч. 2. / Г.Г. Городиловой, Хмары А.А. М., 1988.
О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСТАНЕ Пайзуллаева К.У.1, Торониязова К.А.2 Email: Paizullaeva630@scientifictext.ru
'Пайзуллаева Курбанжан Убайдуллаевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая циклом,
цикл естественно-педагогических наук, Гуманитарно-экономический колледж, Международный университет; 2Торониязова Клара Абдыкапаровна — старший преподаватель, кафедра языков, Академия права, бизнеса и образований, г. Жалал-Абад, Кыргызская Республика
Аннотация: данная статья посвящена проблемам развития русского языка в Кыргызстане. Русский язык как средство межнационального общения заключает в себе различные аспекты. Один из них - функционирование русского языка в национальных республиках СНГ. Любое многонациональное государство не может нормально развиваться, если население не будет понимать друг друга, не будет пользоваться достижениями современной науки, техники и культуры. Он является общепризнанным языком, укрепляющим единство и монолитность нашего общества, языком братства и содружества всех народов. Язык межнационального общения несет основную функциональную нагрузку в разных видах общественной, экономической и культурной жизни многонационального нерусского населения. Такого большого объема различных функций не выполняет ни один из языков народов СНГ. Также в ней освещен социологический опрос, проведенный в Сузакском районе, основы поднятия уровня знания русского языка в республике.
Ключевые слова: средства межнациональной связи, аспект, язык культуры и науки, кыргызско-русский билингвизм, качество преподавания.
ON THE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN
KYRGYZSTAN Paizullaeva K.U.1, Turaniyazova K.A.2
'Paizullaeva Kurbanzhan Ubaydullaevna - Candidate of Philological Sciences, Associate professor,
Head of the cycle, CYCLE OF NATURAL AND PEDAGOGICAL SCIENCES, HUMANITARIAN AND ECONOMIC COLLEGE, INTERNATIONAL UNIVERSITY; 2Turaniyazova Klara Abdykaparovna - Senior Lecturer, LANGUAGES DEPARTMENT,
ACADEMY OF LAW, BUSINESS AND EDUCATION, JALAL-ABAD, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: this article is devoted to the problems of development Russian language in Kyrgyzstan. Russian language as a means of inter ethnic сcommunication in voles various aspects. One of them is the functioning of Russian language in national republics of CIS. Any multinational state can not develop normally if the population does not understand each other, will not use the achievements of modern science, technology and culture. It is universally recognized language