.....
I I I ■ M I I I
^ Теория и история культуры 77
Примечания
1. Балабанова, Е. С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е.С. Балабанова. - Нижний Новгород, 2004.
2. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М., 2002.
3. Десять лет российской реформы глазами россиян // Соц.исследование. - 2002. - № 10. - С. 22-37.
4. Добрынина, В. И. Краткий словарь по курсу истории и теории культуры / В.И. Добрынина, В.В. Добрынин, И.. Колесникова. - М., 2001.
5. Знанецкий, Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке / Ф. Знанецкий, У.А. Томас. - М., 1990.
6. Кузнецов, В. Н. Идеология развития России / В.Н. Кузнецов. - М., 2010.
7. Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 78-87.
8. Российский статистический ежегодник: [офиц. издание]. - М., 2008. - Разделы 6-9.
9. См.: Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин; Ин-т социологии РАН. - М., 1993. - Гл. 1-5; Сорокин, П. А. Интегрализм - моя философия / П.А. Сорокин // Социс. - 1992. - № 10.
10. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М., 2008.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
Т. П. Моругина
Московский городской педагогический университет
В исследовании прослеживается генезис аспектов понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в истории античной философско-эстетической традиции, устанавливается характер их взаимоотношений, проливается свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания в целом - не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена, включая современность.
Ключевые слова: эстетическое, музыкально-поэтическое творчество, музыкально-эстетическая традиция, музыка, музыкальное искусство, воспитание, эстетическое воспитание (Платон), гармония «музыки небесных сфер» (Пифагореизм), музыкально-числовой космос, процессуальность (музыкальность) - Аристотель.
The research devoted to a genesis of concepts "aesthetical", "musical", "perception" in philosophical-aesthetic tradition and its relations, sheds a light on reflection on a problem of musical aesthetical upbringing in general not only at epoch of the Antique, but in following times, including modernity.
Key words: aesthetical, musical poetical art, musical aesthetic tradition, music, musical art, education, aesthetical upbringing, harmony of a music of heavenly spheres, musical-numeric cosmos, proccesuality (musicality) by Aristote.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 77-80
07_6aT6ey_e6eu666u_+.p65 77 1 23.03.2011, 10:46
.....
I I I ■ М I I I
78 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
Проблема «музыкально-эстетическое воспитание», несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и ясность её понимания, на наш взгляд, содержит глубинные основания и историю.
Представления о музыкально-эстетическом воспитании возникли давно. Уже в античной философии, начиная от пифагорейцев, Платона, Аристотеля и в эллинизме (европейская традиция), музыкальное искусство занимало исключительно важное место в обществе, его духовной жизни, воспитании граждан полиса. Не случайно именно музыка стала первой философско-эстетической рефлексией. Как отмечает А.Ф. Лосев в своей «Античной музыкальной эстетике»: «...еще задолго до появления литературы в Греции, там уже была пережита вся страстная и углубленная стихия музыки, начиная от самых диких ее форм и кончая гармоническим изяществом классических представителей музыки» (1, с. 15). Греки, придавая музыке исключительное значение, при этом подчёркивали её воспитательную функцию. Музыкально-эстетический компонент образования человека считался не просто необходимым условием для формирования полноценной духовной личности, без его наличия нельзя было достичь высокого положения в обществе. «Отец комедии» Аристофан, описывая лучших людей в государстве, подчёркивал, что «.они воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и полагал, что «.во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические» (1, с. 189).
Музыкально-эстетическая традиция Античности восходит к гомеровским временам. Например, Гомер известен как аэд, то есть своеобразный песенник, и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» вначале декламировались, а затем стали исполняться нараспев. Художественные образы этого периода представлены как результат музыкально-поэтического творчества многих авторов и исполнителей, творивших в духе общей эпической эпохи. Музыкально-эстетическая линия гомеровского периода была возведена в ранг музыкально-поэтической парадигмы. Одновременно сле-
дует отметить, что здесь просматриваются музыкально-педагогическая и воспитательная линии, поскольку более опытные гомериды и рапсоды (так назывались «сшиватели», или, в нашем понимании, исполнители песен) передавали свои умения начинающим и менее опытным исполнителям музыкально-поэтических текстов (см.: 5, с. 41, 61).
Музыка периода Античности не была изолирована от других видов искусства и в самой реальности. Ее функциональная нагрузка была определена необходимостью формирования гармоничного человека. Но музыка выполняла ещё ряд других важнейших функций. Для неё, например, была характерна «...постоянная связь с общественной жизнью и воспитательными (курсив наш. - Т.М.) целями, когда она трактовалась в виде такого же воспитательного средства для души, каким была гимнастика для тела, ее всегдашняя связь с поэзией, а иной раз даже и с танцами, ее физическая наглядность, доходившая иной раз до зрительных и осязательных ощущений, и, наконец, ее конструктивно-вещественный характер, отразившийся в учении о космосе как об определенно настроенном инструменте» (1, с. 16). В связи с этим большой интерес представляет музыкально-эстетический характер философского учения Пифагора и пифагорейской школы (VI в. до н.э.) о сути космоса как упорядоченности мироздания (см.: 2, с. 18]. Например, первые их точные исследования создают темную мистику числа, где конкретное воплощение угаданных числовых закономерностей, в том числе и в музыке, породило странный мир, где, например, такая нравственная категория, как любовь, находила свое высшее проявление в октаве. Новая «числовая» конструкция бытия мыслилась пифагорейцами как аспект конкретного музыкально-числового космоса (см.: 2, с. 19).
Пифагорейцы переносили известные им музыкальные соотношения на всю Вселенную, будучи твердо уверенными в обратном, то есть в том, что они переносили на музыку законы космоса. Им казалось, что гармония «музыки небесных сфер» звучит в тех конкретных ве-
07_öäT6ey_eöeüöö6ü_+.p65 78 1 23.03.2011, 10:46
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры 79
щах, с которыми они имели дело в практической жизни (см.: 3, с. 23). В итоге, у пифагорейцев, музыка, математика, гармония объединились и, в их представлении, составляли единую эстетическую сущность космоса, единой вещи, единичной души. Круговращение миров оказывалось созвучным движению души. Призвание музыканта, наставника - услышать небесную гармонию и пробудить человеческие души, настроить их в соответствии с универсумом.
Начиная с эпохи Античности, параллельно с развитием художественной традиции (поэзии, трагедии, комедии) как феномена практики искусства, начинается теоретическое осмысление вопросов, связанных с проблематикой музыкально-эстетического воспитания. При этом важно иметь в виду, что осмысление исследуемого феномена связано с именем великого философа и одного из виднейших педагогов этой эпохи, а именно Платоном, который был не только великим теоретиком, но и эмпириком.
Еще в юношеском возрасте, получая образование, Платон обучался не только грамоте, математике и т.п., но и гимнастике, живописи и музыке. И, как пишет А.Ф. Лосев, он «... пел, хотя не отличался сильным голосом» (6, с. 14). Несколько позднее, будучи взрослым, Платон, вернувшись в Афины после долгих лет странствования, купил на северо-западной окраине города сад с домом, где основал знаменитую философскую школу. В течение последующей своей деятельности Платон занимался осмыслением многих вопросов, одним из которых был такой феномен, как эстетическое.
В понятие эстетическое Платон включает, прежде всего, прекрасное_ само по себе (как отдельное, отвлеченное, самостоятельное). Например, в диалоге «Гиппий Больший» Платон стремится найти то, «...что есть прекрасное для всех и всегда» (3, с. 37); «... а прекрасное ... действительно трудно» (4, с. 237). Согласно Платону, лишь идея, приобщаемая к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.
Поскольку красота и прекрасное носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального. В диалогах «Пир», «Федр», «Федон» Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов к вообще прекрасным телам и, наконец, к высшему знанию - идее прекрасного (см 7, с. 26).
Итак, исходя из интерпретации понятия эстетическое в теории Платона, следует отметить то обстоятельство, что именно Платон в своих воззрениях впервые подошёл к осмыслению природы и сущности данного феномена. Одновременно, он вплотную подошёл к вопросу эстетическое воспитание.
Платон считал, например, что процесс воспитания детей должен включать в себя, в основном, непосредственное и бессознательное восприятие образов и навыков и, в меньшей степени, сознательное познание идей и фактов. Для воспитания вкуса и воображения у детей естественно-бессознательным путем Платон предлагает вырабатывать определенные строгие запреты и не менее строгие предписания. Это относится как к мифам, так и формам поэзии и музыки.
Музыка, по мнению мыслителя, должна быть двух типов: фригийского, воинственного и бодрящего, и дорийского, отрезвляющего и успокаивающего (см.: 8, с. 121). Использование воспитательных воздействий искусства должно носить, по Платону, государственный масштаб.
Именно идеальному государственному устройству Платон придавал особое значение. Такое устройство обеспечивается воспитанием эстетического, здесь важна роль искусства, в частности музыки.
Несколько иными были взгляды у ученика Платона Аристотеля. Действительно, Аристотель внес много нового в философию, в ос-
07_6аТбёу_ё6ёй66би_+.р65 79 23.03.2011, 10:46
.....
I I I ■ М I I I
80 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
мысление понятия эстетическое. Так, Аристотель впервые обосновал самостоятельную ценность эстетического. На этом основании он развил представление об искусстве как самодостаточном самом по себе и предназначенном главным образом для «созерцательного блаженства», хотя оно выполняет и общественно целесообразные функции.
И если, по Платону, принципы подражания в искусстве определяются свыше, идеями, то Аристотель развивает тенденцию, начатую еще Сократом, и ищет принципы и метод художественного творчества в человеческом субъекте.
Важнейшим достижением Аристотеля, предвосхитившим будущие концепции музыкального искусства, является, по мнению А.Ф. Лосева, то, что «... Аристотель, несмотря на общий античный синтетизм . сумел найти в музыке ту ее специфику, которую даже и сейчас далеко не все понимают. Специфика эта заключается в том, что музыку Аристотель понимает как отражение чисто временного процесса, как чистую процессуальность
музыкальность (разрядка наша. -Т. М.), как чистейшее становление, для которого не характерно ничто устойчивое и ничто неподвижное» (4, с. 555).
Можно согласиться с А.Ф. Лосевым, с его восторженной оценкой этого открытия философа, достойно завершившего классический период античной науки. «Важно то, - пишет он, - что Аристотель заметил в человеческой психике эту чистую процессуальность . и отождествил музыкальное искусство с этой чистой процессуальностью» (4, с. 558).
Итак, в философии и эстетике Античности - учениях Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, достаточно убедительно, стройно и научно аргументированы такие имманентные аспекты исследуемой проблемы, как эстетическое, музыка, искусство, воспитание, процессуальность (музыкальность), которые, в свою очередь, обусловили осмысление проблемы «музыкально-эстетическое воспитание» не только в свою эпоху, но и в последующие времена, включая современность.
Примечания
1. Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. - М.: Гос. муз. изд-во, 1960.
2. Волобуев, В. А. Эстетика Античности: [конспект лекций] / В.А. Волобуев. - М.: МГИМ имени А.Г. Шнитке, 2008.
3. Гильберт, К. История эстетики: пер. с англ. / К. Гильберт, Г. Кун. - 2-е изд. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - Кн. I.
4. Гильберт, К. История эстетики: пер. с англ. / К. Гильберт, Г. Кун. - М.: Иностранная литература, 1960.
5. Лосев, А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006.
6. Лосев, А. Ф. Платон-Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2005.
7. Овсянников, М. Х. История эстетической мысли / М.Х. Овсянников. - М.: Высшая школа, 1978.
8. Платон. Государство / Платон // Диалоги: пер. с древнегреч. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - (Мировая классика).
07_öäT6ey_§öeüöö6ü_+.p65 80 23.03.2011, 10:46