Научная статья на тему 'О некоторых аспектах исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания в эпоху Античности'

О некоторых аспектах исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания в эпоху Античности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / MUSICAL AESTHETIC TRADITION / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / HARMONY OF A MUSIC OF HEAVENLY SPHERES / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ПЛАТОН) / ГАРМОНИЯ "МУЗЫКИ НЕБЕСНЫХ СФЕР" (ПИФАГОРЕИЗМ) / МУЗЫКАЛЬНО-ЧИСЛОВОЙ КОСМОС / MUSICAL-NUMERIC COSMOS / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ (МУЗЫКАЛЬНОСТЬ) АРИСТОТЕЛЬ / PROCCESUALITY (MUSICALITY) BY ARISTOTE / AESTHETICAL / MUSICAL POETICAL ART / MUSICAL ART / AESTHETICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Моругина Татьяна Павловна

В исследовании прослеживается генезис аспектов понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в истории античной философско-эстетической традиции, устанавливается характер их взаимоотношений, проливается свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания в целом не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена, включая современность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research devoted to a genesis of concepts "aesthetical", "musical", "perception" in philosophical-aesthetic tradition and its relations, sheds a light on reflection on a problem of musical aesthetical upbringing in general not only at epoch of the Antique, but in following times, including modernity.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах исследования проблемы музыкально-эстетического воспитания в эпоху Античности»

.....

I I I ■ M I I I

^ Теория и история культуры 77

Примечания

1. Балабанова, Е. С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность / Е.С. Балабанова. - Нижний Новгород, 2004.

2. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М., 2002.

3. Десять лет российской реформы глазами россиян // Соц.исследование. - 2002. - № 10. - С. 22-37.

4. Добрынина, В. И. Краткий словарь по курсу истории и теории культуры / В.И. Добрынина, В.В. Добрынин, И.. Колесникова. - М., 2001.

5. Знанецкий, Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке / Ф. Знанецкий, У.А. Томас. - М., 1990.

6. Кузнецов, В. Н. Идеология развития России / В.Н. Кузнецов. - М., 2010.

7. Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н.И. Лапин // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 78-87.

8. Российский статистический ежегодник: [офиц. издание]. - М., 2008. - Разделы 6-9.

9. См.: Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин; Ин-т социологии РАН. - М., 1993. - Гл. 1-5; Сорокин, П. А. Интегрализм - моя философия / П.А. Сорокин // Социс. - 1992. - № 10.

10. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М., 2008.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Т. П. Моругина

Московский городской педагогический университет

В исследовании прослеживается генезис аспектов понятий «эстетическое», «музыкальное» и «воспитание» в истории античной философско-эстетической традиции, устанавливается характер их взаимоотношений, проливается свет на осмысление проблемы музыкально-эстетического воспитания в целом - не только в рамках своей эпохи, но и последующие времена, включая современность.

Ключевые слова: эстетическое, музыкально-поэтическое творчество, музыкально-эстетическая традиция, музыка, музыкальное искусство, воспитание, эстетическое воспитание (Платон), гармония «музыки небесных сфер» (Пифагореизм), музыкально-числовой космос, процессуальность (музыкальность) - Аристотель.

The research devoted to a genesis of concepts "aesthetical", "musical", "perception" in philosophical-aesthetic tradition and its relations, sheds a light on reflection on a problem of musical aesthetical upbringing in general not only at epoch of the Antique, but in following times, including modernity.

Key words: aesthetical, musical poetical art, musical aesthetic tradition, music, musical art, education, aesthetical upbringing, harmony of a music of heavenly spheres, musical-numeric cosmos, proccesuality (musicality) by Aristote.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 77-80

07_6aT6ey_e6eu666u_+.p65 77 1 23.03.2011, 10:46

.....

I I I ■ М I I I

78 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

Проблема «музыкально-эстетическое воспитание», несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и ясность её понимания, на наш взгляд, содержит глубинные основания и историю.

Представления о музыкально-эстетическом воспитании возникли давно. Уже в античной философии, начиная от пифагорейцев, Платона, Аристотеля и в эллинизме (европейская традиция), музыкальное искусство занимало исключительно важное место в обществе, его духовной жизни, воспитании граждан полиса. Не случайно именно музыка стала первой философско-эстетической рефлексией. Как отмечает А.Ф. Лосев в своей «Античной музыкальной эстетике»: «...еще задолго до появления литературы в Греции, там уже была пережита вся страстная и углубленная стихия музыки, начиная от самых диких ее форм и кончая гармоническим изяществом классических представителей музыки» (1, с. 15). Греки, придавая музыке исключительное значение, при этом подчёркивали её воспитательную функцию. Музыкально-эстетический компонент образования человека считался не просто необходимым условием для формирования полноценной духовной личности, без его наличия нельзя было достичь высокого положения в обществе. «Отец комедии» Аристофан, описывая лучших людей в государстве, подчёркивал, что «.они воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и полагал, что «.во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические» (1, с. 189).

Музыкально-эстетическая традиция Античности восходит к гомеровским временам. Например, Гомер известен как аэд, то есть своеобразный песенник, и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» вначале декламировались, а затем стали исполняться нараспев. Художественные образы этого периода представлены как результат музыкально-поэтического творчества многих авторов и исполнителей, творивших в духе общей эпической эпохи. Музыкально-эстетическая линия гомеровского периода была возведена в ранг музыкально-поэтической парадигмы. Одновременно сле-

дует отметить, что здесь просматриваются музыкально-педагогическая и воспитательная линии, поскольку более опытные гомериды и рапсоды (так назывались «сшиватели», или, в нашем понимании, исполнители песен) передавали свои умения начинающим и менее опытным исполнителям музыкально-поэтических текстов (см.: 5, с. 41, 61).

Музыка периода Античности не была изолирована от других видов искусства и в самой реальности. Ее функциональная нагрузка была определена необходимостью формирования гармоничного человека. Но музыка выполняла ещё ряд других важнейших функций. Для неё, например, была характерна «...постоянная связь с общественной жизнью и воспитательными (курсив наш. - Т.М.) целями, когда она трактовалась в виде такого же воспитательного средства для души, каким была гимнастика для тела, ее всегдашняя связь с поэзией, а иной раз даже и с танцами, ее физическая наглядность, доходившая иной раз до зрительных и осязательных ощущений, и, наконец, ее конструктивно-вещественный характер, отразившийся в учении о космосе как об определенно настроенном инструменте» (1, с. 16). В связи с этим большой интерес представляет музыкально-эстетический характер философского учения Пифагора и пифагорейской школы (VI в. до н.э.) о сути космоса как упорядоченности мироздания (см.: 2, с. 18]. Например, первые их точные исследования создают темную мистику числа, где конкретное воплощение угаданных числовых закономерностей, в том числе и в музыке, породило странный мир, где, например, такая нравственная категория, как любовь, находила свое высшее проявление в октаве. Новая «числовая» конструкция бытия мыслилась пифагорейцами как аспект конкретного музыкально-числового космоса (см.: 2, с. 19).

Пифагорейцы переносили известные им музыкальные соотношения на всю Вселенную, будучи твердо уверенными в обратном, то есть в том, что они переносили на музыку законы космоса. Им казалось, что гармония «музыки небесных сфер» звучит в тех конкретных ве-

07_öäT6ey_eöeüöö6ü_+.p65 78 1 23.03.2011, 10:46

.....

I I I ■ М I I I

Теория и история культуры 79

щах, с которыми они имели дело в практической жизни (см.: 3, с. 23). В итоге, у пифагорейцев, музыка, математика, гармония объединились и, в их представлении, составляли единую эстетическую сущность космоса, единой вещи, единичной души. Круговращение миров оказывалось созвучным движению души. Призвание музыканта, наставника - услышать небесную гармонию и пробудить человеческие души, настроить их в соответствии с универсумом.

Начиная с эпохи Античности, параллельно с развитием художественной традиции (поэзии, трагедии, комедии) как феномена практики искусства, начинается теоретическое осмысление вопросов, связанных с проблематикой музыкально-эстетического воспитания. При этом важно иметь в виду, что осмысление исследуемого феномена связано с именем великого философа и одного из виднейших педагогов этой эпохи, а именно Платоном, который был не только великим теоретиком, но и эмпириком.

Еще в юношеском возрасте, получая образование, Платон обучался не только грамоте, математике и т.п., но и гимнастике, живописи и музыке. И, как пишет А.Ф. Лосев, он «... пел, хотя не отличался сильным голосом» (6, с. 14). Несколько позднее, будучи взрослым, Платон, вернувшись в Афины после долгих лет странствования, купил на северо-западной окраине города сад с домом, где основал знаменитую философскую школу. В течение последующей своей деятельности Платон занимался осмыслением многих вопросов, одним из которых был такой феномен, как эстетическое.

В понятие эстетическое Платон включает, прежде всего, прекрасное_ само по себе (как отдельное, отвлеченное, самостоятельное). Например, в диалоге «Гиппий Больший» Платон стремится найти то, «...что есть прекрасное для всех и всегда» (3, с. 37); «... а прекрасное ... действительно трудно» (4, с. 237). Согласно Платону, лишь идея, приобщаемая к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными.

Поскольку красота и прекрасное носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального. В диалогах «Пир», «Федр», «Федон» Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов к вообще прекрасным телам и, наконец, к высшему знанию - идее прекрасного (см 7, с. 26).

Итак, исходя из интерпретации понятия эстетическое в теории Платона, следует отметить то обстоятельство, что именно Платон в своих воззрениях впервые подошёл к осмыслению природы и сущности данного феномена. Одновременно, он вплотную подошёл к вопросу эстетическое воспитание.

Платон считал, например, что процесс воспитания детей должен включать в себя, в основном, непосредственное и бессознательное восприятие образов и навыков и, в меньшей степени, сознательное познание идей и фактов. Для воспитания вкуса и воображения у детей естественно-бессознательным путем Платон предлагает вырабатывать определенные строгие запреты и не менее строгие предписания. Это относится как к мифам, так и формам поэзии и музыки.

Музыка, по мнению мыслителя, должна быть двух типов: фригийского, воинственного и бодрящего, и дорийского, отрезвляющего и успокаивающего (см.: 8, с. 121). Использование воспитательных воздействий искусства должно носить, по Платону, государственный масштаб.

Именно идеальному государственному устройству Платон придавал особое значение. Такое устройство обеспечивается воспитанием эстетического, здесь важна роль искусства, в частности музыки.

Несколько иными были взгляды у ученика Платона Аристотеля. Действительно, Аристотель внес много нового в философию, в ос-

07_6аТбёу_ё6ёй66би_+.р65 79 23.03.2011, 10:46

.....

I I I ■ М I I I

80 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль

мысление понятия эстетическое. Так, Аристотель впервые обосновал самостоятельную ценность эстетического. На этом основании он развил представление об искусстве как самодостаточном самом по себе и предназначенном главным образом для «созерцательного блаженства», хотя оно выполняет и общественно целесообразные функции.

И если, по Платону, принципы подражания в искусстве определяются свыше, идеями, то Аристотель развивает тенденцию, начатую еще Сократом, и ищет принципы и метод художественного творчества в человеческом субъекте.

Важнейшим достижением Аристотеля, предвосхитившим будущие концепции музыкального искусства, является, по мнению А.Ф. Лосева, то, что «... Аристотель, несмотря на общий античный синтетизм . сумел найти в музыке ту ее специфику, которую даже и сейчас далеко не все понимают. Специфика эта заключается в том, что музыку Аристотель понимает как отражение чисто временного процесса, как чистую процессуальность

музыкальность (разрядка наша. -Т. М.), как чистейшее становление, для которого не характерно ничто устойчивое и ничто неподвижное» (4, с. 555).

Можно согласиться с А.Ф. Лосевым, с его восторженной оценкой этого открытия философа, достойно завершившего классический период античной науки. «Важно то, - пишет он, - что Аристотель заметил в человеческой психике эту чистую процессуальность . и отождествил музыкальное искусство с этой чистой процессуальностью» (4, с. 558).

Итак, в философии и эстетике Античности - учениях Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля, достаточно убедительно, стройно и научно аргументированы такие имманентные аспекты исследуемой проблемы, как эстетическое, музыка, искусство, воспитание, процессуальность (музыкальность), которые, в свою очередь, обусловили осмысление проблемы «музыкально-эстетическое воспитание» не только в свою эпоху, но и в последующие времена, включая современность.

Примечания

1. Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собрание текстов А.Ф. Лосева. - М.: Гос. муз. изд-во, 1960.

2. Волобуев, В. А. Эстетика Античности: [конспект лекций] / В.А. Волобуев. - М.: МГИМ имени А.Г. Шнитке, 2008.

3. Гильберт, К. История эстетики: пер. с англ. / К. Гильберт, Г. Кун. - 2-е изд. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - Кн. I.

4. Гильберт, К. История эстетики: пер. с англ. / К. Гильберт, Г. Кун. - М.: Иностранная литература, 1960.

5. Лосев, А. Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2006.

6. Лосев, А. Ф. Платон-Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 2005.

7. Овсянников, М. Х. История эстетической мысли / М.Х. Овсянников. - М.: Высшая школа, 1978.

8. Платон. Государство / Платон // Диалоги: пер. с древнегреч. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - (Мировая классика).

07_öäT6ey_§öeüöö6ü_+.p65 80 23.03.2011, 10:46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.