12. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 97 - 101.
13. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
14. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
15. Игнатьев М.Б. Второе рождение кибернетики. Санкт-Петербургские ведомости. № 52 (5914). 24.03.2017: 1.
16. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
18. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
19. Алиева И.Г., Горбунова И.Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира. Общество: философия, история, культура. 2016; 9: 105108.
References
1. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Izbrannye trudy: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1985.
2. Starcheus M.S. Sluh muzykanta: psihologo-pedagogicheskie problemy stanovleniya i sovershenstvovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: Moskva, 2005.
3. Smirnov A.V. Smyslopolaganie i inakovost' kul'tur. Inakovost' kak problema: Yazyki slavyanskih kul'tur. Moskva, 2010: 15 - 115.
4. Alieva I.G. Kognitivno organizovannyj i intuitivno-'empiricheskij muzykal'nyj sluh. Vvedenie ponyatij i dialektika svyazi. Harmony: Mezhdunarodnyj muzykal'nyj kul'turologicheskij zhurnal. Baku, 2011; 10. Available at: http://harmony.musigi-dunya.az/rus/reader. asp?txtid=486&s=1
5. Voroncova I.V. Vokal'no-pevcheskaya improvizaciya: k probleme obucheniya sol'fedzhio. Pedagogika vchera, segodnya, zavtra. Sbornik materialov 8-jkonferencii iz cikla «Grigor'evskih chtenij». Moskva: ASM, 2006: 45 - 54.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
8. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
10. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
12. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 97 - 101.
13. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
14. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
15. Ignat'ev M.B. Vtoroe rozhdenie kibernetiki. Sankt-Peterburgskie vedomosti. № 52 (5914). 24.03.2017: 1.
16. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialyXlV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnojkonferencii. 2014: 293 - 294.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
18. Gorbunova I.B., Belov G.G. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
19. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 9: 105108.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 781
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, chief researcher of Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Aliyeva I.G., Doctor of Philosophy in Art History, senior lecturer, Baku Musical Academy n.a. U. Hajibayli, member of Union of Composers of Azerbaijan (Azerbaijan, Baku), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
ABOUT UNCLEAR METHODS OF ANALYSIS OF PITCH IN MUSIC. In the modern Humanities the problem of collecting, processing, cataloging, classification, systematization of folk music samples is of global significance, for it is very importance to save and preserve samples for future generations. This problem is a problem of preservation of the spiritual world. The article describes the project on creation of intellectual system of cataloging and analyzing the peoples of the world of music, his main problem and conceptual and logical framework.
Key words: intelligent system, art of music, ethnomusicology, arts of synesthesia, indefinite logic, knowledge base, music computer technologies.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
И.Г. Алиева, д-р философии по искусствоведению, ^. преп. Бакинской музыкальной академии им. У. Гаджибейли, член Союза композиторов Азербайджана, г. Баку, Азербайджан, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
О НЕЧЁТКИХ МЕТОДАХ АНАЛИЗА ЗВУКОВЫСОТНОСТИ В МУЗЫКЕ
Проблема систематизации образцов музыкального фольклора имеет для музыкальной культуры сегодня глобальное значение - успеть спасти и сохранить эти образцы для будущих поколений. Эта проблема есть проблема сохранения мира духовного, и она имеет для науки и человечества огромное значение. В статье описывается проект по созданию интеллек-
туальной системы каталогизации и анализа музыки народов мира, его основные проблемные и концептуально-логические основы.
Ключевые слова: интеллектуальная система, музыкальное искусство, этномузыкология, синестезия искусств, нечеткая логика, база знаний, музыкально-компьютерные технологии.
В сороковых годах прошлого века на основе многочисленных экспериментов Н.А. Гарбузов сформулировал концепцию зонной природы музыкального слуха. В отношении звуковысот-ного слуха Гарбузов заключает, что «высококвалифицированные музыканты способны запоминать, узнавать и воспроизводить звуки не определенной частоты и не определенное отношение частот звуков, образующих какой-либо интервал, а зону, т. е. зву-ковысотную область, в пределах которой звуки и интервалы при всех количественных изменениях сохраняют одно и то же качество (индивидуальность) и носят поэтому одно и то же название (до, ре, ми и т. д., м. терция, б. терция, квинта и т. д.)» [1, с. 207].
Легко заметить очевидную связь между зонной теорией и теорией нечетких множеств Л. Заде: обе концепции основаны на проявлении общего свойства человеческого сознания обобщать в одном качестве количественно различающиеся явления. Словацкий математик Ян Галушка (J'an Halu'ska) считает, что Н.А. Гарбузов оказался первым, кто применил теорию нечеткости в «наивной форме» (in a naive form), когда рассматривал интервальные зоны в отношении музыкального строя [2]. Однако прежде чем применить аппарат теории нечетких множеств в исследовании звуковысотных явлений, необходимо уточнить некоторые положения, понятия и термины зонной теории - более глубокое осмысление концепции зонной природы музыкального слуха выявляет существенные детали, которые ускользают при поверхностном с нею ознакомлении.
В первую очередь это относится к самому понятию зоны, которое Гарбузов ввел в научный обиход и широко использовал. Сам Н.А. Гарбузов не дает полного определения понятия зоны. Л.С. Рубинштейн указывает, что Гарбузов вводит понятия, но не даёт им чёткого определения и «ограничивается установлением фактов» [3, с. 80]. Ю.Н. Рагсом отмечается: «Гарбузов предполагал дать широкое философское обобщение сделанного им. Но, к сожалению, не успел воплотить свои замыслы» [3, с. 47].
В статье «Внутризонный интонационный слух и методы его развития», Гарбузов отмечает художественную сущность вну-тризонного интонирования, важность развития внутризонного слуха. (Последователи Н. Гарбузова О. Сахалтуева, Е. Назайкин-ский, Ю. Рагс, Н. Бажанов и др. продолжили исследования и пришли к выводам о влиянии лада, гармонии, музыкальной формы, ритма и громкости на выбор музыкантом звуковысотной интонации в пределах зоны. Ю. Рагс пишет, что «зону следует понимать как музыкально-эстетическое явление: в пределах зоны каждый из оттенков может иметь большое выразительное значение и может быть логичным, обусловленным исполнительской трактовкой музыкального произведения» [3, с. 396].) Однако здесь же Гарбузов пишет, что теоретически точная настройка рояля «и не нужна, так как зонная природа нашего слуха позволяет нам <...> не замечать (курсив наш - И. А., И.Г.) интервалов, немного отличающихся от темперированных» [3, с. 242]. В другой своей работе Н. Гарбузов допускает, что «пороги различения «элементарных», а также "ступеневых" качеств суть зоны» [3, с. 148]. Такие высказывания Н. Гарбузова Ю. Рагс относит к неточному, нечеткому использованию понятия зоны [3, с. 33], [3, с. 242].
Понятие «зоны» остается расплывчатым и встречает самое различное понимание у современных исследователей - от осознания художественной ценности внутризонного интонирования до отношения к зоне как к некой неделимой цельности. Обратим внимание, что как в случае «художественного» звуковысот-ного интонирования, так и в случае объяснения существования зоны «неточностью» слуха, мы сталкиваемся с одним и тем же механизмом восприятия, состоящего в тенденции человеческого сознания к организации элементов в доступное пониманию целое - гештальтом. Слух в процессе восприятия перерабатывает информацию. В случае «неточности» слуха мы, не улавливая или не замечая звуковысотные различия, обобщаем их и относим к одному качеству - одной ступени. В случае художественного звуковысотного интонирования мы чувствуем, используем звуковысотные различия и опять-таки относим их к тому же качеству - к той же ступени.
Отмеченное нами различие позволяет ввести понятия
- зоны слухового «несовершенства», когда слух обобщает звуковысотные различия, не улавливая или «не замечая» их, и
- зоны художественно обусловленного интонирования, которая формируется как результат осмысленного звуковысотного интонирования, обусловленного музыкальным контекстом [4; 5].
При распознавании и отображении звуковысотной информации, при нотной записи музыкальных образцов и расшифровке аудиофайлов возникают две взаимоисключающие потребности и, соответственно, две противоположные задачи: с одной стороны, требуется определить «ступеневое» качество звука - соотнести звук со ступенью звукоряда; с другой стороны - с максимальным приближением отобразить внутризонную звуковысотную интонацию.
Для музыковедения одинаково важны обе задачи. Решение первой из них дает возможность записать музыкальный образец в общепринятой и понятной форме. Музыкальная нотация означает дискретность, которая аккумулирует в себе все возможные внутризонные значения [6]. Общепринятая нотация по сути своей, по своему «внутреннему содержанию», соответствует зоне слухового «несовершенства». Нюансы внутризонного интонирования общепринятая нотация не фиксирует [7; 8; 9], однако она обеспечивает сохранность и передачу музыкального творчества (традиционного и композиторского) и является письменной основой для исполнительских интерпретаций музыки и научных суждений о ней.
Примером формализации именно зоны слухового «несовершенства» может служить работа Я. Галушки [2], где он рассматривает нечеткость в отношении строев (a fuzziness of tunings) и дает геометрическую интерпретацию на плоскости сосуществованию при исполнении различных музыкальных строев (пифагорейского и равномерно темперированного). Зоны Гарбузова представлены автором параллельными прямыми на плоскости, которые ограничивают возможные звуковысотные значения.
Т. Леон и В. Льерн в своих статьях, отталкиваясь от концепции Гарбузова, представляют ноты как нечеткие множества и предлагают теоретическую основу, которая совмещает различные теоретические строи (пифагорейский, натуральный, равномерно темперированный) и помогает соединить теорию строя и исполнительскую практику [10] (совместно с А. дель Коррал [11]).
Между тем особое информативное значение для музыкальной науки имеет исследование и формализация зоны художественно обусловленного интонирования. Такая потребность появляется, например, когда мы говорим, что звукоряд инструмента находится в отличие от темперированного строя или рассматриваем особенности интонирования (индивидуальную исполнительскую интерпретацию) исполнителей академической или традиционной музыки. Для этномузыковедческих исследований найти способ представления подобных отклонений, метод, который упростил бы описание, систематизацию и исследование музыкальных образцов, отличающихся от академической музыки, особо важно. В настоящее время огромная масса ценного музыкального фольклорного материала разобщенно хранится в различных архивах, музеях, частных коллекциях, и актуальной задачей является проанализировать этот музыкальный материал, сравнить, проследить временные и пространственные связи. Такой анализ дает информацию, по которой можно судить о широком спектре явлений: от различных исполнительских трактовок отдельного музыкального образца и до эволюции музыкального мышления и прослеживания миграционных потоков населения и этносвязей. Подобный глобальный, многоуровневый анализ - задача совершенно нереальная для музыковедческого исследования, в первую очередь, в силу своей необозримости, в необходимости обработки огромной массы музыкального материала. Весьма существенно, что научные выводы оказываются основаны на субъективных оценках музыковедов относительно интонационных, звуковысотных, ритмических особенностей, степени схожести и различия анализируемых ими образцов.
В настоящее время такие исследования в большинстве случаев проводятся либо на качественном уровне (на уровне сложившихся интуитивных представлений), либо с использованием весьма грубых моделей (когда музыкальный звук рассматривает-
ся как детерминированный сигнал), либо на уровне акустических измерений (с чрезмерным усложнением). Привлечение аппарата теории нечетких множеств может дать новые средства и возможности для представления музыкальной звуковысотной информации и её дальнейшей обработки. Актуализация данного направления получила новый импульс и новые направления в связи с процессом развития и становления музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [12; 13; 14]. «Художественный акт в музыкальном искусстве с появлением инструментария электронных аудиотехнологий ещё в большей степени стал приобретать черты виртуализации, - абстракции в степени «п» (где значение «п» стремится к бесконечности) т. е. формы на основе абстракции художественного кода, реализованной с помощью абстрактного программного цифрового кода, воссоздающего абстракции фонографического ряда и отсылающие слушателя к абстракциям иного уровня - т. е. образам узнаваемых звуковых, тембральных текстур - музыкальным художественным и технологическим архетипам, осознаваемых абстрактной слушательской аудиторией в форме свободных абстракций процесса восприятия», - отмечает в своём исследовании петербургский композитор и музыковед М. Карпец [15, с. 18]. Для получения существенных выводов о поведении сложной системы необходимо привлекать к ее анализу подходы, которые являются приближенными по своей природе. Эта система требует привлечения к ее анализу приближенных подходов.
Библиографический список
Нечеткость музыкальной информации проявляется на всех уровнях: от акустического, когда общепринятые системы нотации графически отражают только дискретные значения параметров звука, которые являются носителями континуальной информации [16], до семантического уровня [17] (как на уровне цельного музыкального образца, так и на этапе создания его фрагментов).
Развивая высказанные положения, учёные отмечают особое значение и роль МКТ в формировании современный художественно-творческой среды (см. подробнее в [18; 19; 20; 21]). «Художнику более нет необходимости иметь дело с символьными абстракциями традиционной нотографии, сама скульптурная, синтетическая, многоуровневая пластическая текстура конструкции композиции являет собой её партитуру. Отсутствует также принципиальный уровень сложившейся творческой модели -интерпретация этого условного кода, реализуемая посредством влияния на него индивидуальности исполнителя. Фиксация, «запись» художественной идеи, её «материализация» в законченном виде сложносоставного проекта средствами электронных аудио технологий, включающего реализацию контроля над всеми техническими и художественными его параметрами - и есть сама его интерпретация. Автор выходит на уровень, где открываются возможности полной, неограниченной никакими условностями (нотации, тембрального ряда, акустических параметров и т. д.) скульптурной реализации исходной художественной идеи» [15, с. 12].
1. Гарбузов Н.А. - музыкант, исследователь, педагог: сборник статей. Составитель О. Сахалтуева, О. Соколова. Редактор Ю. Рагс. Москва: Музыка, 1980.
2. Haluska J. Equal Temperament and Pythagorean Tuning: a geometrical interpretation in the plane. Fuzzy Sets and Systems 114 (2000): 261 - 269. Project VEGA5126. Available at:http://im.saske.sk/~jhaluska/haluska/haluskaPAPERS/2000pytha-h.pdf
3. Рагс Ю. Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Москва, 1970. Рукопись.
4. Алиева И.Г. Элементарные" и "ступеневые" качества звука: единство континуальности и дискретности. Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции. Москва: Liteo, 2015: 11 - 16.
5. Алиева И.Г. К вопросу о теории зонной природы музыкального слуха Н.А. Гарбузова. Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012: 52 - 57.
6. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.
7. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
8. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.
9. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
10. León T., Liern V. A fuzzy framework to explain musical tuning in practice Fuzzy Sets and Systems. V. 214, 1 March 2013, pp. 51-64. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165011411004167?np=y&npKey=c15c2dbe78ff2884603cb1d341ffcad7d62b9d1694e-5f54aaede7101ce54a0af
11. del Corral A., León T., Liern V. Compatibility of the Different Tuning Systems in an Orchestra. In: Chew E., Childs A., Chuan CH. (eds) Mathematics and Computation in Music. MCM 2009. Communications in Computer and Information Science, vol 38. Springer, Berlin, Heidelberg. Available at: https://alfonsodelcorral.files.wordpress.com/2013/08/compatibility-of-the-different-tuning-systems-in-an-orchestra.pdf
12. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.
13. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.
14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
15. Карпец М.И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг XXвека (на материале творчества П. Шеффе-ра, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена). Диссертация ... кандидата искуствоведения. Санкт-Петербург, 2010.
16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
17. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
18. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
19. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
20. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Музыка и кибернетика. Музыка и время. 2016; 11: 25 - 32.
21. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Garbuzov N.A. - muzykant, issledovatel', pedagog: sbornik statej. Sostavitel' O. Sahaltueva, O. Sokolova. Redaktor Yu. Rags. Moskva: Muzyka, 1980.
2. Haluska J. Equal Temperament and Pythagorean Tuning: a geometrical interpretation in the plane. Fuzzy Sets and Systems 114 (2000): 261 - 269. Project VEGA5126. Available at:http://im.saske.sk/~jhaluska/haluska/haluskaPAPERS/2000pytha-h.pdf
3. Rags Yu. N. O hudozhestvennoj norme chistoj intonacii pri ispolnenii melodii. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1970. Rukopis'.
4. Alieva I.G. 'Elementarnye" i "stupenevye" kachestva zvuka: edinstvo kontinual'nosti i diskretnosti. Iskusstvovedenie vkontekste drugih nauk vRossii i za rubezhom: Parallelii vzaimodejstviya: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Liteo, 2015: 11 - 16.
5. Alieva I.G. K voprosu o teorii zonnoj prirody muzykal'nogo sluha N.A. Garbuzova. Problemy hudozhestvennogo tvorchestva: sbornik statej po materialam Vserossijskih nauchnyh chtenij, posvyaschennyh B.L. Yavorskomu. Saratov: SGK im. L.V. Sobinova, 2012: 52 - 57.
6. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
8. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.
9. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
10. León T., Liern V. A fuzzy framework to explain musical tuning in practice Fuzzy Sets and Systems. V. 214, 1 March 2013, pp. 51-64. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165011411004167?np=y&npKey=c15c2dbe78ff2884603cb1d341ffcad7d62b9d1694e 5f54aaede7101ce54a0af
11. del Corral A., León T., Liern V. Compatibility of the Different Tuning Systems in an Orchestra. In: Chew E., Childs A., Chuan CH. (eds) Mathematics and Computation in Music. MCM 2009. Communications in Computer and Information Science, vol 38. Springer, Berlin, Heidelberg. Available at: https://alfonsodelcorral.files.wordpress.com/2013/08/compatibility-of-the-different-tuning-systems-in-an-orchestra. pdf
12. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
13. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
15. Karpec M.I. 'Elektronnye audiotehnologii vkompozitorskom avangarde 50-h ggXX veka (na materiale tvorchestva P. Sheffera, Dzh. Kejdzha, K. Shtokhauzena). Dissertaciya ... kandidata iskustvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2010.
16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
17. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
18. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
19. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
20. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
21. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 781
Belov G.G., composer, Candidate of art history, Professor, senior researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia; Professor, Department of Music Theory, St. Petersburg State Conservatory n.a. Rimsky-Korsakov; member of the Union of Composers of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia), E-mail: gbelow@mail.ru
MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS AN INEVITABLE TIME FACTOR: REFLECTIONS OF A COMPOSER. The article is dedicated to problems of inclusion of professional musicians, including composers, special musical and computer tools into the process of training. The work studies problems in using electronic musical instruments, music computer, as well as different ways of fixing the musical text in the system of modern professional music education. The research reveals some of the features of functional-harmonic thinking of students of music composers departments of universities in the educational process with the use of music computer technologies.
Key words: music education, composer, musical computer technologies, computer music, electronic musical instrument, musical thinking.
Г.Г. Белов, композитор, канд. искусствоведения, проф., ст. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, проф. каф. теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, член Союза композиторов РФ, г. Санкт-Петербург, E-mail: gbelow@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -НЕИЗБЕЖНЫЙ ФАКТОР ВРЕМЕНИ: РАЗМЫШЛЕНИЯ КОМПОЗИТОРА
Статья посвящена проблемам включения в процесс подготовки профессиональных музыкантов, в том числе композиторов, специального музыкально-компьютерного инструментария. Рассмотрены вопросы использованием в системе современного профессионального музыкального образования электронных музыкальных инструментов, музыкального компьютера, а также различные способы фиксации музыкального текста. Раскрыты некоторые особенности развития функционально-гармоническом мышления студентов композиторских отделений музыкальных вузов в процессе обучения с использованием музыкально-компьютерных технологий.
Ключевые слова: музыкальное образование, композитор, музыкально-компьютерные технологии, музыкальный компьютер, электронный музыкальный инструмент, музыкальное мышление.
Если в начале XXI в. среди известных композиторов Санкт-Петербурга накал споров о необходимости овладения музыкально-компьютерным образованием, музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) был довольно повышенным и категоричным в неприятии самой постановки этой проблемы (вспомним высказывания Б. Тищенко, Ю. Фалика, Г. Фиртича в их интервью музыковедам), то сегодня учебные планы на ком-
позиторских отделениях музыкальных вузов страны обязательно включают дисциплины освоения студентами МКТ-программ. Ведь помимо того, что владение современными компьютерными технологиями заметно интенсифицируют процесс создания творцом музыкального произведения в его нотном (или только звуковом) окончательном варианте, сам композитор получает возможность от первого до последнего звука слухом и зримо кон-