О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ, ВЫПОЛНЕННОЙ СОТРУДНИКАМИ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТОМ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИР №21/7 ОТ 9 ОКТЯБРЯ 2009 ГОДА ПО ТЕМЕ «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО КАДРОВОГО СОСТАВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
В соответствии с Перечнем мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие государственной службы Российской Фе -дерации (2009—2013 годы)», утвержденной Ука-зом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года №261, и Государственным контрактом на выполнение НИР №21/7 от 9 октября 2009 года (шифр контракта «кадровый состав») в 2009 году сотрудниками Воронежского институ -та была выполнена научно-исследовательская работа по теме «Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы». В состав авторского коллектива вошли: руководитель — генерал-майор милиции Симоненко А.В., начальник Воронежского института МВД России, д.ю .н., доцент; члены — полковник милиции Занина Т .М., начальник кафедры административного права и административной дея-тельности ОВД, к.ю.н., профессор; подполков-ник милиции Полякова Н.В., доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД, к.ю.н.; майор милиции Федо -това О.А., доцент кафедры теории и истории го -сударства и права, к.ю.н., доцент; капитан мили -ции Позднякова Е.В., адъюнкт кафедры админи -стративного права и административной деятель -ности ОВД.
Актуальность темы научно-исследователь-ской работы является очевидной в связи с тем, что на сегодняшний день назрела острая необхо -димость реформирования системы государствен -ной службы, в том числе правоохранительной, слома существующей бюрократической машины и разработки комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава государственных служащих, отвечающих высоким требованиям и ожиданиям со стороны общества. Понимая это, руководство страны в на -стоящее время проводит реформирование системы государственной службы, одной из приоритетных целей которого является формирование высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления. Для достижения этой цели не -обходима разработка научно обоснованного
комплекса мер, направленных на у лучшение кадрового состава государственной службы.
Основу кадрового состава правоохрани-тельной службы должны составлять специали -сты, способные в современных условиях ис-пользовать в работе эффективные технологии государственного управления. В аппаратах органов исполнительной власти необходимо создать условия для планирования устойчиво -го карьерного роста служащих, безупречно и эффективно исполняющих должностные обязанности, для систематического обновления и ротации кадров.
В рамках научно-исследовательской работы были проведены следующие мероприятия:
- проанализировано действующее законодательство и практика его применения при формировании кадрового состава правоохранительной службы;
- проведено исследование действующей сис -темы порядка формирования кадрового состава правоохранительной службы, анализ структуры кадрового состава правоохранительных органов;
- проведен экспертный опрос 203 сотрудников правоохранительных органов и 65 со -трудников кадровых аппаратов правоохрани -тельных органов Калужской и Воронежской областей в целях выявления негативных тен-денций, влияющих на формирование высоко -квалифицированного кадрового состава право -охранительной службы;
- на базе Воронежского института МВД России проведен межведомственный «круглый стол» с сотрудниками и начальниками кадро-вых подразделений правоохранительных органов Воронежской области по теме «Актуаль-ные проблемы формирования высококвалифи-цированного состава правоохранительной службы», где были освещены основные про -блемы формирования высококвалифицирован -ного кадрового состава правоохранительных органов и пути их решения;
- на основе анализа действующего законодательства разработаны квалификационные требования, предъявляемые к должностям правоохранительной службы;
- исследованы и выявлены негативные тен-денции процесса формирования кадрового состава правоохранительной службы на современном этапе;
- обоснована необходимость внедрения понятия категории «рейтинг служебно-личностной компетентности» как направления оптимизации формирования высококвалифицированного кадрового состава в правоохранительных органах;
- определены основные направления совершенствования в области формирования кадрового состава правоохранительной службы;
- разработаны методические рекомендации по нивелированию негативных тенденций формирования кадрового состава на правоохрани -тельной службе.
Новеллой в работе явился рейтинг служебноличностной компетентности правоохранительно -го служащего.
В современных условиях для повышения заинтересованности служащих правоохранительных органов необходимо выработать систему рейтинговой оценки их профессиональной деятельности в целях повышения доли объективного фактора при формировании кадрового состава правоохранительных органов. Определение профессиональной пригодности правоохранительного служащего — это сложный многогранный процесс, включающий в себя многоплановую оценку различных качеств человека, определяющих эффективность его деятельности на той или иной должности.
Все это обусловило необходимость внедрения категории «рейтинг служебно-личностной компетентности» (далее — служебно-личностный рейтинг) и разработки методики ее внедрения на правоохранительной службе.
Рейтинг служебно-личностной компетентности включает в себя две составляющие : служебный рейтинг и личностный рейтинг. В служебном рейтинге объединены показатели эффектив -ности служебной деятельности. Личностный ас -пект включает в себя и психологические состав -ляющие, но критерии этих показателей опреде-лены психологом и результаты их оценки носят рекомендательный характер.
Необходимо отметить, что служебно-личностный рейтинг объединяет, универсализирует различные показатели служебной деятельности и тем самым переводит субъективные оценки в объективные характеристики.
Данная правовая категория совершенствует институт объективной оценки служебной дея-тельности наряду с другими. Оценка руководи -телем подчиненного остается доминирующим фактором кадровой работы. Внедрение служебно-рейтинговой оценки позволит перейти к универсализации общих требований ко всем служащим правоохранительных органов. В качестве критериев рейтинговой оценки выбраны те компетенции, которые позволят по-новому оценить
служебно-личностные характеристики правоохранительных служащих. Разработка и внедрение служебно-рейтинговой оценки создаст систему мотивации карьерного роста правоохранитель -ных служащих как важного условия прохожде-ния государственной службы.
Создание модели компетенций правоохранительного служащего позволит наиболее системно отбирать тех лиц, которые могут повысить эффективность своей деятельности в процессе службы.
Следует отметить, что модель компетенций не должна быть застывшей, она должна быть мобильной и изменчивой, а в процесс моделирования должен вовлекаться значительный круг заинтересованных людей.
27 ноября 2009 года в городе Москве состоялась защита выполненной сотрудниками нашего института научно-исследовательской работы, которая получила высокую оценку от руководи -телей правоохранительных органов РФ.
Т.М. Занина, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, профессор, полковник милиции