Научная статья на тему 'О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА'

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сейранов С. Г., Евсеев С. П.

Цель исследования состоит в определении места национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации в иерархии целей и задач концепции развития детско-юношеского спорта в нашей стране и рассмотрении основных компонентов этой концепции. Методы и организация исследования. В исследовании использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение. Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников и документальных материалов нормативно-правового характера показана некорректность прямого использования национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации для совершенствования понятий «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт» и им подобных. Рассмотрены основные компоненты предварительной версии Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Заключение: 1. Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации представляют собой высший порядковый уровень целеполагания в нашей стране и являются руководящими ориентирами для таких документов стратегического планирования, как национальные проекты, федеральный проект «Спорт - норма жизни», «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года» и другие. Попытки же использования их для коррекции таких понятий, как «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт» и им подобных следует признать как стремление авторов придать своим предложениям особую важность и политическую значимость, что не позволяет трактовать их как научно обоснованные. 2. Основные понятия, определяющие суть подходов к разработке Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, трактуются по-разному в действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», причем эти различия настолько существенны и принципиальны, что разработка окончательной версии данной Концепции в настоящее время, до устранения имеющихся расхождений, невозможна. 3. В статье предлагается два возможных подхода в разработке предварительной версии Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.The aim of our research is to determine the position of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation in the hierarchy of goals and tasks of a concept for the youth sports development in our country, and to consider the main components of this concept. Research methods and organization. The authors used the following theoretical research methods: analysis of scientific and methodological literature, arrangement, classification, analysis and design, generalization. Research results. The analysis of literary resources and documentary regulatory materials revealed inadequacy of the direct use of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation for the refinement of terms of youth sports, school sports, student sports etc. The authors discovered main components of the preliminary version of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation. Conclusion. 1. The research outcomes suggest that the national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation represent the highest consecutive level of goal setting in our country. They are leading guidelines for such strategic planning documents as national projects, the federal project «Sport - Norm of Life», « Development strategy of physical culture and sports for the period up to 2030» and others. Attempts of using them to correct such terms as youth sports, school sports, student sports, training of a sports reserve [2], and others should be recognized as the authors' desire to attach special importance and political significance to their proposals, which does not allow interpreting them as scientifically based proposals. 2. The basic terms that determine the essence of approaches to the elaboration of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation are interpreted differently in the current Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the project of Federal Law «On Amendments to Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation». These differences are so significant and fundamental that the elaboration of a final version of this Concept is impossible until existing discrepancies are eliminated. 3. The article outlines two possible approaches to the elaboration of a preliminary version of a concept for the youth sports development in the Russian Federation.The aim of our research is to determine the position of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation in the hierarchy of goals and tasks of a concept for the youth sports development in our country, and to consider the main components of this concept. Research methods and organization. The authors used the following theoretical research methods: analysis of scientific and methodological literature, arrangement, classification, analysis and design, generalization. Research results. The analysis of literary resources and documentary regulatory materials revealed inadequacy of the direct use of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation for the refinement of terms of youth sports, school sports, student sports etc. The authors discovered main components of the preliminary version of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation. Conclusion. 1. The research outcomes suggest that the national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation represent the highest consecutive level of goal setting in our country. They are leading guidelines for such strategic planning documents as national projects, the federal project «Sport - Norm of Life», « Development strategy of physical culture and sports for the period up to 2030» and others. Attempts of using them to correct such terms as youth sports, school sports, student sports, training of a sports reserve [2], and others should be recognized as the authors' desire to attach special importance and political significance to their proposals, which does not allow interpreting them as scientifically based proposals. 2. The basic terms that determine the essence of approaches to the elaboration of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation are interpreted differently in the current Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the project of Federal Law «On Amendments to Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation». These differences are so significant and fundamental that the elaboration of a final version of this Concept is impossible until existing discrepancies are eliminated. 3. The article outlines two possible approaches to the elaboration of a preliminary version of a concept for the youth sports development in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сейранов С. Г., Евсеев С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА»

УДК 796.06 DOI10.36028/2308-8826-202^9-M8-27

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

С.Г. Сейранов1, С.П. Евсеев2

1 Московская государственная академия физической культуры, п.г.т. Малаховка, Московская область, Россия

2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Цель исследования состоит в определении места национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации в иерархии целей и задач концепции развития детско-юношеского спорта в нашей стране и рассмотрении основных компонентов этой концепции.

Методы и организация исследования. В исследовании использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение.

Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников и документальных материалов нормативно-правового характера показана некорректность прямого использования национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации для совершенствования понятий «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт» и им подобных. Рассмотрены основные компоненты предварительной версии Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Заключение: 1. Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации представляют собой высший порядковый уровень целеполагания в нашей стране и являются руководящими ориентирами для таких документов стратегического планирования, как национальные проекты, федеральный проект «Спорт - норма жизни», «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года» и другие. Попытки же использования их для коррекции таких понятий, как «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт» и им подобных следует признать как стремление авторов придать своим предложениям особую важность и политическую значимость, что не позволяет трактовать их как научно обоснованные.

2. Основные понятия, определяющие суть подходов к разработке Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, трактуются по-разному в действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», причем эти различия настолько существенны и принципиальны, что разработка окончательной версии данной Концепции в настоящее время, до устранения имеющихся расхождений, невозможна.

3. В статье предлагается два возможных подхода в разработке предварительной версии Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, национальные цели, стратегические задачи, развитие Российской Федерации, Концепция развития детско-юношеского спорта.

ON THE NATIONAL GOALS AND STRATEGIC OBJECTIVES OF THE DEVELOPMENT POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND A CONCEPT FOR THE YOUTH SPORTS DEVELOPMENT Seyranov S.G.1, [email protected], ORCID: 0000-0002-3818-1076 Evseev S.P.2, [email protected], ORCID: 0000-0002-3818-1076

1 State Academy of Physical Education, Malakhovka, The Moscow Region, Russia

2 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia Abstract

The aim of our research is to determine the position of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation in the hierarchy of goals and tasks of a concept for the youth sports development in our country, and to consider the main components of this concept.

Research methods and organization. The authors used the following theoretical research methods: analysis of scientific and methodological literature, arrangement, classification, analysis and design, generalization. Research results. The analysis of literary resources and documentary regulatory materials revealed inadequacy of the direct use of national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation for the refinement of terms of youth sports, school sports, student sports etc. The authors discovered main components of the preliminary version of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation. Conclusion. 1. The research outcomes suggest that the national goals and strategic objectives of the development policy of the Russian Federation represent the highest consecutive level of goal setting in our country. They are leading guidelines for such strategic planning documents as national projects, the federal project «Sport - Norm of Life», « Development strategy of physical culture and sports for the period up to 2030» and others. Attempts of using them to correct such terms as youth sports, school sports, student sports, training of a sports reserve [2], and others should be recognized as the authors' desire to attach special importance and political significance to their proposals, which does not allow interpreting them as scientifically based proposals.

2. The basic terms that determine the essence of approaches to the elaboration of a Concept for the youth sports development in the Russian Federation are interpreted differently in the current Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the project of Federal Law «On Amendments to Federal Law «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» and the Federal Law «On Education in the Russian Federation». These differences are so significant and fundamental that the elaboration of a final version of this Concept is impossible until existing discrepancies are eliminated.

3. The article outlines two possible approaches to the elaboration of a preliminary version of a concept for the youth sports development in the Russian Federation

Keywords: youth sports, national goals, strategic objectives, development policy of the Russian Federation, Concept for the youth sports development.

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья является продолжением публикаций, посвященных дискуссии о содержании Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации [1, 4, 6, 7], разрабатываемой научным сообществом в связи с одним из поручений Президента Российской Федерации от 30 октября 2020 г. №1760 [5].

Обращение к содержанию национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, представленных в двух Указах Президента Российской Федерации: от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9, 10] — обусловлено тем, что авторы, предлагающие кардинальную перестройку действующей системы детско-юношеского спорта в нашей стране [1, 4], постоянно апеллируют к этим целям и задачам и считают их основанием для предлагаемых ими нововведений.

Цель исследования состоит в определении места национальных целей и стратегических

задач развития Российской Федерации в иерархии целей и задач концепции развития детско-юношеского спорта в нашей стране и рассмотрении основных компонентов этой концепции.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовались теоретические методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, систематизация, классификация, анализ и синтез, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В публикации [1] предлагается привести в соответствие с национальными целями и стратегическими задачами такие понятия, как «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт», «программа спортивной подготовки», «подготовка спортивного резерва» и другие понятия Федерального закона от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [11] (далее Ф3-329), однако при этом не затрагиваются такие базовые поня-

тия, как «физическая культура» и «спорт» [6, 7], которые являются родовыми понятиями по отношению к перечисленным и которые, безусловно, нуждаются в корректировке [7]. Удивляет также предложение авторов [1, 4] привести в соответствие с национальными целями и стратегическими задачами нормы закона и правовые акты об изменении «механизмов определения систематически занимающихся физической культурой и спортом» [1]. Механизмы определения систематически занимающихся физической культурой и спортом независимо от любых целей и задач должны обеспечивать прежде всего объективность этого показателя. А временной показатель, позволяющий трактовать занятия физической культурой и спортом как систематические занятия, должен постоянно корректироваться, исходя из реальных условий жизни, профессиональной, досуговой и других видов деятельности человека, состояния здоровья населения и таких факторов, как экологическая обстановка, качество питания и другие.

В связи с этим необходимо напомнить, что национальные цели — «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «возможности для самореализации и развития талантов», «комфортная и безопасная среда для жизни», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и «цифровая трансформация» [10] — представляют собой высший порядковый уровень целеполагания в нашем обществе, отражают общечеловеческий смысл целей, для достижения которых необходимы усилия всех институтов государства и гражданского общества.

Для реализации этих целей и стратегических задач развития Российской Федерации разработаны и приняты новые национальные проекты, сгруппированные по трем направлениям.

Первое направление — «Человеческий капитал» — включает в себя четыре национальных проекта: здравоохранение, образование, демография, культура.

Второе направление — «Комфортная среда для жизни» — объединяет три национальных

проекта: безопасные и качественные автомобильные дороги, жилая и городская среда, экология.

Третье направление — «Экономический рост» — содержит шесть национальных проектов: наука, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости и другие. С 1 января 2019 года в рамках национального проекта «Демография» начал реализовывать-ся федеральный проект «Спорт — норма жизни», который предусматривает в период до 31.12.2024 решение таких стратегических задач, как создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. №3081-р утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [8], которая развивает положения аналогичной стратегии, действовавшей в период до 2020 года, и определяет цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в упоминавшихся указах Президента Российской Федерации

[9, 10].

Эти документы приводятся для того, чтобы еще раз подчеркнуть уровень целеполагания, используемый в данных указах Президента Российской Федерации, а также показать, что эти документы развивают положения предшествовавших им документов стратегического планирования и не являются основанием для кардинального изменения действующей системы детско-юношеского спорта в нашей стране.

Действительно, попробуйте найти основания для корректировки понятия «детско-юношеский спорт», исходя из формулировки национальной цели: «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» или цели «возможности для самореализации

и развития талантов». Такие же затруднения возникают и при попытках совершенствования данного понятия, исходя из формулировок стратегических задач, используемых в федеральном проекте «Спорт — норма жизни». Очевидно, что степень обобщенности формулировок национальных целей и стратегических задач, призванных обозначить векторы развития в таких документах, как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года», федеральный проект «Спорт — норма жизни», на уровне понятия «детско-юношеский спорт» не имеет специфических нюансов и не обладает свойством системообразующего фактора. А отсюда следует, что под обозначенные цели и задачи можно предложить любое понятие того же детско-юношеского спорта, поскольку их обобщенные формулировки не содержат практических ограничительных ориентиров для данной дефиниции. Главное — не мешать сохранению населения и не вредить здоровью и благополучию людей. Такого рода иерархия целей и задач, степень их обобщенности делает их неприемлемыми и в других конкретных случаях, например, при разработке четвертного планирования уроков предметной области «Физическая культура» или при подготовке конспекта урока. Таким образом, рассмотрение содержания национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, изложенных в указах Президента Российской Федерации [9, 10], позволяет сделать вывод о невозможности их прямого использования в качестве основания для модернизации действующей системы подготовки спортивного резерва и разработки Концепции развития детско-юношеского спорта в России. Ссылки же на них при продвижении собственных предложений по модернизации системы подготовки спортивного резерва и новой Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации говорят о том, что авторы этих предложений [1] стремятся придать им особую важность и политическую значимость. Однако внимательное рассмотрение их

предложений дает основание для целого ряда критических замечаний о нарушении в них правил образования понятий (их соразмерности, ясности и др.), некорректном использовании при их определении систематизации и классификации, что привело к искажению смысла категорий диалектики: единичное и общее, часть и целое и др. [6,

7].

Однако высокий социальный статус двух авторов этих предложений, а также недостаточное внимание к текстам данных предложений научного, спортивного и профессионального сообщества в данной сфере позволили их авторам включить некоторые из них в ряд документов нормативно-правового характера, в том числе в проект Федерального закона №1057595-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — проект федерального закона), внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации. Поэтому, говоря о разработке Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, необходимо признать, что сделать это в настоящее время крайне сложно, если не сказать невозможно. Дело в том, что основные понятия, определяющие суть подходов к разработке Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, действующего Ф3-329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» находятся в противоречии с целым рядом понятий, изложенных в проекте федерального закона. Причем эти противоречия настолько существенны и принципиальны, что объединить их в рамках одной Концепции невозможно.

Исходя из этого отметим, что при разработке упомянутой Концепции возможны два подхода.

Первый подход, который может быть реализован при сохранении ФЗ-329 и Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной рас-

поряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. №2245-р, должен привести к изменению наименования Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на Концепцию развития физического воспитания и двигательной рекреации детей и юношей Российской Федерации. В этом случае вполне логично добавить сюда ещё и молодёжь. Уместна здесь и замена словосочетания «физическое воспитание и двигательная рекреация» на словосочетание «массовый спорт» (в соответствии с Ф3-329). Второй подход может быть осуществлен при принятии проекта федерального закона (но с обязательной корректировкой понятий «физическая культура» и «спорт», которые в проекте федерального закона оставлены без изменений) и отмене Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, чего, собственно, и добиваются авторы статьи [1]. В этом случае необходимо уточнить понятие «физическая культура», которая является видом (формой) культуры. Такое уточнение необходимо провести как в направлении её систематизации (определении частей, из которых состоит физическая культура), так и в направлении её классификации (определении ее основных видов, для которых физическая культура выступает как родовое понятие). При определении частей какой-либо системы прежде всего необходимо указать ее цель, ибо она и является тем системообразующим фактором, который превращает какие-либо части, элементы или компоненты в систему. Как считают авторы настоящей статьи, целью физической культуры является развитие и совершенствование физических, умственных и духовных способностей и качеств человека или его гармоничное развитие для выполнения тех или иных социальных функций. Какие же части физической культуры необходимы и достаточны для осуществления ее цели?

Во-первых, это физические упражнения, естественно-средовые и гигиенические факторы и методы их использования как основной инструментарий «окультуривания» человека в этом виде культуры.

Во-вторых, в дополнение к этому в качестве частей, из которых состоит физическая культура, чаще всего выделяют:

- материальные средства (спортивные сооружения, оборудование, спортивный инвентарь и др.) и личностные материальные ценности (крепкое здоровье, оптимальный уровень развития физических качеств, освоение двигательных навыков и др., которые составляют материальную основу жизненных сил каждого человека);

- духовные ценности (результаты научно-познавательной, ценностно-ориентацион-ной и других интеллектуальных видов деятельности) и личностные духовные ценности (личные знания своих физических возможностей, идеала физического совершенства, духовного богатства, моральной чистоты и др.).

Говоря о классификации понятия «физическая культура», в качестве ее видов (форм), для которых она является родовым понятием, обычно выделяют в зависимости от потребностей, которые удовлетворяются с их помощью, следующие: физическое воспитание, (физическое образование, базовая физическая культура), спорт, двигательную (или физическую) рекреацию, физическую реабилитацию (или лечебную физическую культуру).

Подобная систематизация и классификация используется и в адаптивной физической культуре (АФК), предназначенной для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (лиц с инвалидностью, включая детей с инвалидностью; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся и студентов специальных медицинских групп). При этом в АФК выделятся еще два ее вида: экстремальные виды двигательной активности и креативные телесно-ориентированные практики [2].

Исходя из данного подхода, принимаемого большинством научного, спортивного и профессионального сообщества (что, безусловно, необходимо дополнительно проверить при проведении его широкого обсуждения в данном сообществе), физическая культура является родовым понятием (основным тер-

мином) для спорта, и все, что можно сказать о ее содержании, можно сказать и о спорте, суть видовых отличий которого сводится к удовлетворению потребностей человека в самоактуализации и достижении в процессе спортивной подготовки максимальных (рекордных) показателей уровня спортивного мастерства, который должен быть продемонстрирован в ходе соревнований, где должен быть показан максимально возможный для данного уровня подготовки спортсмена результат.

Какие же еще классификационные признаки (основания деления) целесообразно выделять для любого из видов физической культуры (физического воспитания, спорта, двигательной рекреации, физической реабилитации, адаптивной физической культуры и др.)? Важнейшим классификационным признаком здесь является возраст занимающихся — от рождения до пожилого возраста. В качестве примера можно привести 16 возрастных групп, выделяемых во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Применительно к спорту целесообразно выделять: детский спорт, юношеский спорт, молодежный спорт, спорт взрослых, спорт пожилых людей (спорт ветеранов), а не ограничиваться только детско-юношеским спортом.

Вторым классификационным признаком деления понятия «спорт» является его финансовое и управленческое обеспечение. В соответствии с ним организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут быть разделены на государственные (федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации), муниципальные, общественные, частные, общественно-государственные, государственно-частные и другие. Третьим классификационным признаком является отраслевая принадлежность организации, осуществляющей спортивную подготовку. Так, в настоящее время на федеральном уровне отраслевая принадлежность организаций представлена: Министерством спорта Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации,

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (адаптивный спорт), Министерством обороны Российской Федерации (клубы ЦСКА), Министерством внутренних дел Российской Федерации (клубы «Динамо») и другими министерствами и ведомствами. Увеличивается количество организаций, представляющих коммерческие структуры. При этом очевидно, что Министерство спорта Российской Федерации должно являться основным, ключевым федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за спорт и подготовку спортивного резерва. Безусловно, и все другие организации, относящиеся к различным министерствам и ведомствам, имеют право развивать и развивают спорт, осуществлять и осуществляют подготовку спортивного резерва, если им удается выполнять все требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Исходя из такого видения спорта, в том числе и детско-юношеского (спорта лиц в возрасте до 18 лет), рассмотрим его роль в решении национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации. С точки зрения авторов данной статьи, главная роль спорта состоит в демонстрации его представителями выдающихся (желательно рекордных) спортивных достижений на международных соревнованиях, в укреплении авторитета нашей страны в мировом сообществе, а также в привлечении населения, прежде всего детей и молодежи, к активным занятиям по своему физическому совершенствованию, а не превращение его в другие виды физической культуры, в частности, в физическое воспитание, что предлагают авторы [1, 4].

Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях всегда являлись мощным импульсом вовлечения детей и юношей в активные занятия физической культурой. На это еще в начале XX века обращал внимание Пьер де Кубертен, утверждавший, что, для того чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, а пять из них

показывали удивительные результаты, превышающие существующие рекорды. Именно в этом социальное значение большого спорта, который не следует подменять другими видами физической культуры, тем более пытаться заставить заниматься им всех поголовно. Центральной проблемой детско-юношеского спорта при разработке Концепции его развития в Российской Федерации является реализация установочных положений теории спортивного потенциала детей и юношей. Суть этой теории состоит в том, что при реализации процесса подготовки спортивного резерва определяющим должны быть показатели именно спортивного потенциала занимающихся, которые позволят им продемонстрировать выдающиеся (рекордные) достижения в соответствующем для данного достижения возрасте, а не только показатели быстрейшего достижения спортивного результата, что зачастую приводит к преждевременному «вычерпыванию» этого потенциала и прекращению занятий спортом детей и юношей до того возраста, когда выдающийся спортивный результат мог бы быть достигнут.

Разработке теории спортивного потенциала, включающего в себя биологический, моторный (физический), технический, психологический, личностный и другие виды потенциалов детей и юношей, огромное внимание уделялось в спортивной науке социалистического периода развития нашей страны и было оформлено как теория и методика юношеского спорта [3, 12 и многие другие]. Перечислим фамилии лишь некоторых авторов, внесших весомый вклад в теорию и методику юношеского спорта: В.Г. Алабин, В.К. Бальсевич, Н.Ж. Булгакова, В.М. Волков, А.Б. Гандельсман, С.С. Грошенков, А.А. Гужаловский, З.И. Кузнецова, А.Н. Макарова, Г.Н. Максименко, А.А. Маркосян, Л.П. Матвеев, Р.Е. Мотылянская, М.Я. Набатни-кова, В.Г. Никитушкин, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ю.Г. Травин, В.С. Топчиян, Г.С. Туманян, В.С. Фарфель, В.П. Филин, Н.А. Фомин, С.В. Хрущев, А.М. Шлемин, И.М. Яблоновский и многие другие. Данный исторический экскурс сделан

для того, чтобы показать масштаб исследований по проблемам теории и методики детско-юношеского спорта, в которой огромное внимание уделялось обоснованию и практическому использованию системы спортивного отбора детей и юношей, теории спортивного потенциала, возрастным особенностям спортивной подготовки и ее структурированию, методикам развития и совершенствования физических качеств с учетом сенситивных периодов их развития и другим вопросам.

В соответствии с современным уровнем достижений спортивной науки в сфере детско-юношеского спорта его миссией сегодня является обеспечение подготовки спортивного резерва спортивных сборных команд Российской Федерации с достижением в перспективе выдающихся спортивных результатов на крупнейших международных соревнованиях и обеспечением целевого показателя Стратегии развития физической культуры и спорта, касающегося места олимпийской команды России в неофициальном командном зачете на летних и зимних Олимпийских играх.

Целью развития детско-юношеского спорта является создание необходимых условий для формирования спортивного потенциала двигательно одаренных детей и юношей на основе использования федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта и (или) спортивным дисциплинам, а также участия в системе соревнований в соответствии с уровнем подготовленности. Достижение указанной цели должно быть реализовано через решение следующих задач, сфокусированных на создании конкретных необходимых условий для формирования спортивного потенциала детей и юношей:

- материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных стандартов спортивной подготовки прежде всего по видам спорта, входящим в программу летних и зимних Олимпийских, Паралимпийских и Сурд-лимпийских игр;

- обеспечение научного, медико-биологического и психологического сопровождения процесса подготовки спортивного резерва,

включение этих компонентов в содержание федеральных стандартов спортивной подготовки;

- реализация антидопингового сопровождения процесса подготовки спортивного резерва;

- координация деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку детей и юношей, независимо от ведомственной подчиненности этих организаций на основе главенствующей роли федеральных стандартов спортивной подготовки;

- совершенствование функционирования школ-интернатов спортивного профиля и училищ олимпийского резерва, обеспечивающих интеграцию спортивной и образовательной деятельности детей и юношей, осваивающих федеральные стандарты спортивной подготовки;

- совершенствование системы соревнований детей и юношей;

- внедрение порядка проведения государственной аккредитации организаций, независимо от их типа и формы собственности, на получение права осуществления деятельности по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки и установлению соответствующего контроля (надзора) за качеством и полнотой услуг, оказываемых аккредитованными организациями. Обратим внимание на то, что последняя задача фактически полностью транслирует пункт 1-е) Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 27 мая 2017 года (№ Пр-1121 от 11.06.2017 г.). Попытка заменить процедуру аккредитации организаций, реализующих программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, на процедуру их лицензирования после преобразования в организации дополнительного образования спортивной направленности, по существу, ломает всю сложившуюся за последнее десятилетие систему спортивной подготовки, поскольку возлагает процедуру контроля (надзора) за спортивной подготовкой на органы государ-

ственной власти и муниципальные структуры в области образования, которые не несут никакой ответственности за развитие спорта и подготовку спортивного резерва в нашей стране. А это содержит большие риски срыва целевых показателей в области спорта, представленных в важнейших документах стратегического планирования (например, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года и ряде других).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации представляют собой высший порядковый уровень целеполагания в нашей стране и являются руководящими ориентирами для таких документов стратегического планирования, как национальные проекты, федеральный проект «Спорт — норма жизни», «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года» и другие. Попытки использования их для коррекции таких понятий, как «детско-юношеский спорт», «школьный спорт», «студенческий спорт», «подготовка спортивного резерва» [1] и им подобных следует признать как стремление авторов придать своим предложениям особую важность и политическую значимость, что не позволяет трактовать их как научно обоснованные.

2. Основные понятия, определяющие суть подходов к разработке Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации, трактуются по-разному в действующем Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», причем эти различия настолько существенны и принципиальны, что разработка окончательной версии данной Концепции в настоящее время, до устранения имеющихся расхождений, невозможна.

3. В статье предлагается два возможных подхода в разработке предварительной версии Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. В завершение авторы призывают научное,

ЛИТЕРАТУРА

1. Двейрина, О. А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / О. А. Двейрина, Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 77-84.

2. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С. П. Евсеев. - М. : Спорт, 2016. - 616 с.

3. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 203 с.

4. Общественная палата Российской Федерации. Научно-практическая конференция по совершенствованию модели управления детско-юношеским спортом, 15 сентября 2020 г. [Электронный ресурс] URL: hhtps://www.youtube.com/ watch?v=RpG50umHpv8.

5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 октября 2020 года, от 30 октября 2020 г. №1760.

6. Сейранов, С. Г. К вопросу о недостатках и противоречиях системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации / С. Г. Сейранов, Н. Ж. Булгакова, С. П. Евсеев, Т. Г. Фомиченко // Вестник

REFERENCES

1. Dvejrina, O.A., Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A. On a concept for the youth sports development in the Russian Federation. Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta [Academic notes of P.F. Lesgaft university], no. 9 (187), 2020, pp. 77-84 (in Russ.).

2. Evseev, S.P. Theory and organization of adaptive physical culture: textbook. Moscow, Sport Publ., 201, 616 p.

3. Civic Chamber of the Russian Federation. Conference on Science and Practice on improving the management model of youth sports, September 15, 2020. [Electronic resource] URL: hhtps://www. youtube.com/watch?v=RpG50umHpv8.

4. Nikitushkin, V.G. Theory and methodology of youth sport: textbook. Moscow, Physical culture Publ. [Fi-zicheskaia kultura], 2010, 203 p.

5. The list of instructions of the President of the Russian Federation following the meeting of the Council for the Development of Physical Culture and Sports held on October 6, 2020, dated October 30, 2020 [Perechen poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii po itogam zasedaniia Soveta po razvitiiu fizicheskoi kultury i sporta, sostoiavshegosia 6 oktiabria 2020 goda, ot 30 oktiabria 2020 g.], no. 1760.

6. Seyranov S.G., Bulgakova N.Zh., Evseev S.P., Fom-ichenko T.G. Speaking of the disadvantages and

спортивное и профессиональное сообщество в сфере физической культуры и спорта рассмотреть упомянутые в ней публикации и высказать свою точку зрения по обсуждаемым в них проблемам.

спортивной науки. - 2020. - № 6. - С. 29-37.

7. Сейранов, С. Г. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации / С. Г. Сейранов, Н. Ж. Булгакова, С. П. Евсеев // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 1. - С. 21-27.

8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. №3081-р.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] URL: hhtps://www.kremlin.ru/acts/ bank/43027.

10. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: hhtps://www. kremlin.ru/acts/bank/45726.

11. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-Ф3 (Ред. от 31.07.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

12. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта : учебное пособие для институтов и техникумов физ. культ. / В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.

contradictions of the sports reserve training system in the Russian Federation / S.G. Seyranov, Sports science bulletin [Vestnik sportivnoi nauki]. no. 6,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020, pp. 29-37 (in Russ.).

7. Seyranov S.G., Bulgakova N.Zh., Evseev S.P. On a concept for the youth sports development in the Russian Federation. Sports science bulletin. no. 1,

2021, pp. 21-27 (in Russ.).

8. Development Strategy of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030: approved by order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 [Strategiia razvitiia fizicheskoi kultury i sporta v Rossiiskoi Federatsii [Strategiia razvitiia fizicheskoi kultury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda: utv. rasporiazheniem Pravitelstva Rossiiskoi Federatsii ot 24 noiabria 2020 g.] no. 3081-r.

9. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic development tasks of the Russian Federation for the period up to 2024» [Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07 maia 2018 g. №204 'O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadacha-kh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda] [Electronic resource] URL: hhtps://www. kremlin.ru/acts/bank/43027.

10. Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 «On national goals and

strategic objectives of the development policy of the Russian Federation for the period up to 2030» [Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21 iiulia 2020 g. №474 'O natsionalnykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda' [Electronic resource] URL: hhtps://www.kremlin.ru/acts/ bank/45726.

11. Federal Law of 04.12.2007 no. 329-FZ (Revised

from 31.07.2020) «On physical culture and sports in the Russian Federation» [Federalnyi zakon ot 04.12.2007 №329-FZ (Red. ot 31.07.2020) 'O fiz-icheskoi kulture i sporte v Rossiiskoi Federatsii'] 12. Filin, V.P. Theory and methodology of youth sports: a textbook for institutes and technical schools. cult. Moscow: Physical culture and sport [Fizkultura i sport], 1987, 128 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Сейранов Сергей Германович - доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации; Московская государственная академия физической культуры; 140032, Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Малаховка, ул. Шоссейная, д.33, e-mail: sgs21@ mail.ru; ORCID: 0000-0002-4866-1030.

Евсеев Сергей Петрович - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта; 190121, г. Санкт-Петербург, Декабристов д. 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-3818-1076.

Поступила в редакцию 30 января 2021 г. Принята к публикации 15 февраля 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Сейранов, С.Г. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации и концепции развития детско-юношеского спорта / С.Г. Сейранов, С.П. Евсеев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 1. - С. 18-27. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-1-18-27

FOR CITATION

Seyranov S.G., Evseev S.P. On the national goals and strategic objectives of the development policy of the russian federation and a concept for the youth sports development. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 1, pp. 18-27 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826-2021-9-1-18-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.