Кузьмина Л.А.
доцент Государственного университета управления
Соколов Ю.А.
зам. начальника инженерноэксплуатационного управления
ФА
О НАПРАВЛЕНИЯХ УЧАСТИЯ БАНКОВ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стимулирование инвестиций становится одним из приоритетов российского правительства. Под инвестированием понимается, как правило, проектное финансирование и более традиционное для нашей страны словосочетание "капитальные вложения". При этом особенное внимание уделяется банковским инвестициям.
Чем вызван столь пристальный интерес к российским коммерческим банкам и каковы основания для того, чтобы рассматривать их в качестве реальных долгосрочных инвесторов российской экономики? Ведь в настоящее время данные статистики свидетельствуют о малой значимости инвестиций для банков: долгосрочные кредиты российских коммерческих банков на инвестиционные цели составили за прошлый год всего 5,2% от общего объема кредитных вложений.
Банковская система России дальше других секторов рыночной экономики продвинулась вперед и должна сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Эта роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности, так как не набрали необходимой финансовой мощи, кроме того, их деятельность затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Поэтому столь велико значение вдумчивого и последовательного изучения зарубежной практики, приемов и форм аккумуляции денежных ресурсов, кредитования и расчетов, которые являются продуктом длительного исторического отбора в жестких условиях конкурентной борьбы и которые продемонстрировали свою высокую эффективность и приспособляемость к разным условиям хозяйст-
венного развития. Хотя в чистом виде ни один западный образец экономической или банковской модели в нашей стране неприменим. Россия - страна со своей спецификой, и поэтому модель должна быть специфической.
В последнее время появились некоторые признаки оживления инвестиционной активности российских банков. Растет понимание того, что период безраздельного господства "коротких денег” близится к завершению, а с началом экономической стабилизации банки, осуществляющие инвестиции в производство, получат ощутимое преимущество. Это позволяет предположить, что даже существование общеизвестных негативных факторов - высокой инфляции, слишком длительного периода отдачи, дороговизны проектов и т.д. - не станет препятствием для участия банков в процессе модернизации российской экономики. Ряд крупных банков уже сейчас пересматривают свою стратегию развития и начинают активно включаться в инвестиционный процесс.
Появились декларации о создании чисто банковских холдингов и консорциумов крупных банков в целях концентрации средств для инвестиций. Банки участвуют в создании инвестиционных фондов и компаний, подключают к финансированию перспективных проектов других инвесторов (включая иностранных).
Каковы основные направления участия банков в инвестиционном процессе? Их несколько:
♦ проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами;
♦ осуществление инвестиций за счет собственных средств;
♦ участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп;
♦ трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами );
♦ привлечение западных инвестиционных ресурсов.
При долевом участии (совместно с государством) в финансировании инвестиционных проектов доля государственных средств в общем объеме инвестиций составляет не более 20%. В чем же заключается заинтересованность банков в финансировании госпрограмм? Такая заинтересованность банков состоит из трех основных моментов:
♦ маржа; за обслуживание средств уполномоченному банку полагается 3% годовых (сами ресурсы выделяются Минфином под 7%) с многомиллиардных сумм - прибыль получается значительная;
♦ возможность использования госресурсов в обороте (пусть даже короткое время), например, на межбанковском рынке "коротких денег" или при спекуляциях с валютой;
♦ надежда на помощь государства в случае возможных затруднений.
Уже сегодня крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высокооку-паемые проекты. Деньги в рублях и СКВ идут в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электро- и теплоэнергетику, производство стройматериалов, нефтепереработку, в авиа- и автомобилестроение и судостроительную промышленность.
Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, увеличилось. Особенно быстро росла доля банков, выдававших до половины кредитов на долгосрочные цели; появились банки, имеющие в своем портфеле более 50% кредитов со сроком дольше года.
Кроме того, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями переходят к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновением банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой форме (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты).
Создание ФПГ - один из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма инвестирования. Целью создания всех ФПГ является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов.
С позиции коммерческих банков под ФПГ подразумевается группа промышленных и инвестиционных структур, тесно взаимосвязанных в финансовом плане. Само по себе объединение банка с несколькими предприятиями путем скупки пакетов их акций при отсутствии механизма долгосрочного финансирования совместных инвестиционных проектов банками как ФПГ не воспринимается. В начале 1994 г. появилось "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания", после чего под ФПГ стали понимать объединения, в состав которых входят промышленные и финансовые структуры, созданные в соответствии с указанным "Положением".
Развитие связей между банками и промышленностью пошло двумя различными путями:
> формализованный, с официальной регистрацией ФПГ в государственных органах;
> без официальной регистрации, на основе договоров о совместной деятельности, кредитных договоров, приобретения пакетов акций.
Отношения между кредитно-финансовыми и промышленными участниками являются определяющими для развития многих ФПГ. Можно выделить следующие обстоятельства, определяющие стремление российских банков к сотрудничеству:
1) эволюция соперничества российских банков; конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности;
2) низкое качество управления в российских предприятиях нередко сочетается с фактическим контролем со стороны инвесторов -резерв эффективности;
3) дефицит квалифицированных менеджеров, которыми как раз и обладают банки;
4) возможность сокращения инвестиционного риска; "в России невозможно делать надежные инвестиции, если фактически не контролируешь заемщика";
5) подготовка к экспансии зарубежных банков.
Для предприятий же в условиях отвлечения части оборотных средств особую остроту приобретает задача сохранения платежеспособности производственных структур. Сотрудничество их с банками развивается по направлениям экономии оборотных средств, оптимизации налоговых обязательств. Точки притяжения - реальные и потенциальные денежные потоки. Высокая доля неплатежей повышает для банков привлекательность сотрудничества с экспортными предприятиями. Более доступным в этом случае становится и вывоз капитала.
Во взаимодействии банка ФПГ с ее участниками можно выделить два принципиальных этапа - создания группы и ее функционирования. Если банк изначально предлагает долгосрочное участие в группе, то разработку ее концепции он зачастую берет на себя. Причем в договоре о создании ФПГ нередко речь идет об образовании единого финансово-расчетного центра группы на основе ее банка. В этом случае закладывается фундамент превращения головного банка ФПГ в орган анализа и стратегического планирования наряду с центральной компанией. Так, в оргпроекте ФПГ "Русхим" выделяются следующие направления деятельности банка:
♦ участие в инвестиционных программах;
♦ разработка эффективных финансовых схем для ускорения взаиморасчетов между участниками группы;
♦ проведение единой кредитной и депозитной политики;
♦ разработка схемы осуществления валютных операций;
♦ разработка и внедрение механизмов фьючерсной торговли и системы хеджирования;
♦ разработка плана эмиссии акций ФПГ.
Нетривиальный факт: некоторые ФПГ создавались с участием проблемных банков. Причина: перераспределение в рамках ФПГ дебиторской задолженности проблемных банков. Так, после включения остатков концерна "Микродин" в группу ОНЭКСИМ в ней оказался и относящийся к этому концерну РАТО-банк. По некоторым сведениям, кредиторы (ОНЭКСИМ банк, Сбербанк России) сумели получить с РАТО-банка часть долгов до отзыва у него лицензии через длинные цепочки переуступки долгов кредитных предприятий.
Нахождение долгосрочного баланса интересов между промышленными и банковскими участниками - одна и главных проблем формирования/развития ФПГ. А обеспечение такого баланса затрудняется многообразием и эволюцией практических задач, совместно решаемых партнерами.
Процесс формирования ФПГ идет вяло. Это вызвано многими причинами.
е В "Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания" введены ограничения на владение пакетами акций предприятий (не более 10% акций любого предприятия - участника ФПГ) и запрет на перекрестное владение акциями. Между тем еще до выхода "Положения" ряд банков уже занимались операциями с акциями приватизированных предприятий, стремясь получить в собственность крупные пакеты акций, дающих возможность участвовать в контроле и управлении предприятием. Эти банки, являющиеся крупными совладельцами предприятий, не заинтересованы в официальной регистрации.
Кроме того, те банки, которые скупали акции предприятий - своих собственных учредителей, не устраивает запрет на перекрестное владение акциями. Этот запрет уже создал прецедент невозможности официального оформления ФПГ группой "Уральские заводы".
Нынешний порядок, при котором доля банковского участия в ФПГ ограничена 10%, а сами эти группы могут включать не более 20 предприятий с численностью занятых не более 100 тысяч человек, приводит к тому, что доля возможной прибыли не оправдывает риск финансовых вложений.
е Отсутствие льгот для участников ФПГ, кроме пункта 4 Указа Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации", в котором обещаются государственные гарантии для привлечения инвестиционных ресурсов, что не является достаточным стимулом для официальной регистрации. Получается, что кроме статуса ФПГ ни одна из зарегистрированных групп ничего не получила.
е Банки склонны рассматривать официальную регистрацию ФПГ как возможность влиять на их инвестиционную политику и навязывать им финансирование невыгодных проектов.
е Незаинтересованность банков имеет те же причины, которые мешают им осуществлять долгосрочные инвестиции: повышенный риск, инфляция, недостаточные размеры капитала и т.д.
Поэтому параллельно с формированием официальных ФПГ будет происходить и дальнейшее объединение банковских и промышленных структур в самых различных формах.
Определенные возможности для банков кроются во внебюджетных фондах. Там накапливается достаточно долгосрочных денег, часть из которых можно вкладывать в инвестиционные проекты, если банки работают с этими структурами.
Наиболее эффективным может считаться трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами), то есть масштабное кредитование правительства под передачу банковскому консорциуму в трастовое управление государственных пакетов акций вместо их продажи на аукционах, специализированных аукционах, инвестиционных торгах.
Консорциум предлагает правительству льготный кредит и тем самым отсрочку. За это время можно подготовить инфраструктуру фондового рынка, провести активную предпродажную подготовку приватизируемых предприятий, получив большую выручку. Механизм предоставления кредитов в самых общих чертах (детальная разработка предстоит в ходе переговоров с правительством) выглядит как некая смесь траста и залога. Банк, участвующий в этой схеме, предоставляет государству кредит, получая взамен в трастовое управление определенные пакеты акций. Условия траста должны включать: неограниченное право голосовать доверенным пакетом; право его закладывать и осуществлять операции "репо"; право готовить акции к продаже - и в любой момент предложить государству продать эти акции по составленной банком схеме. В случае согласия саму продажу будут осуществлять госорганы.
Очевидно, что главный источник крупного проектного финансирования - это западные инвесторы. Чтобы привлечь их средства, прежде всего надо иметь соответствующие финансовые институты и структуры, которые могут отвечать по займам и долговым обязательствам в российской индустрии. Необходимо создать систему финансовых институтов развития, действующих по разным направлениям. Определенная база и основа для взаимодействия с международными финансовыми организациями и инвесторами уже создается.
Российская финансовая корпорация будет заниматься в основном портфельными инвестициями и работать с акциями приватизированных предприятий, хотя этим могут заниматься и другие структуры. Банк содействия предпринимательству должен помогать среднему и малому бизнесу. Государственная инвестиционная корпорация будет занята защитой и страхованием, прежде всего от политических рисков.
Эти финансовые структуры должны стать основными партнерами международных финансовых организаций в деле привлечения финансовых ресурсов от западных инвесторов к конечному заемщику.
Уже сегодня российские банки осуществляют инвестиции не только за счет собственных средств. Часть капитальных вложений производится за счет средств международных финансовых организаций, фондов, банков. В этом случае часто действует так называемая апексная схема - международный банк или финансовая организация открывают кредитную линию российским банкам-агентам, а те уже отбирают и финансируют конкретные проекты в рамках оговоренных ограничений. Ограничения устанавливаются по объемам инвестиций, региональной и отраслевой направленности вложений. Контроль осуществляется включением в состав правления банка-агента или в его кредитный комитет иностранного представителя. На основе соглашения разделяются риски.
Подводя итоги, можно сделать несколько основных выводов.
> Анализ сегодняшнего состояния российской кредитно-
финансовой системы, а также рассмотрение возможных тенденций ее развития (сопоставительный анализ кредитно-
финансовых систем Запада и российской кредитно-финансовой системы) убеждают в том, что в России существует сильный императив для становления банковского сектора в качестве основного источника долгосрочного финансирования экономики.
> Низкий уровень инвестиционной активности российских коммерческих банков объясняется отсутствием механизма компенсации риска.
> Решение проблемы стимулирования банковских инвестиций в производство должно осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: формирование благоприятной среды для инвестиционного процесса в стране в целом; стимулирование с помощью финансово-кредитных рычагов инвестиционной активности хозяйства и банковского капитала.
К основным направлениям участия банков в инвестиционной деятельности относятся: проведение операций, связанных с государственными инвестиционными ресурсами; осуществление инвестиций за счет собственных средств; участие в инвестициях в составе финансово-промышленных групп; трастовое управление ресурсами (в основном внебюджетными фондами); привлечение западных инвестиционных ресурсов.
В последнее время все большее распространение получает принципиально новая форма работы коммерческих банков с инвестиционными проектами, получившая название "проектное финансирование".
Наблюдается явное усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Об этом свидетельствует практика проектного кредитования десяти крупнейших российских коммерческих банков. Появились банки, имеющие в своем инвестиционном портфеле более 50% кредитов со сроком больше года.
Что касается ближайшей перспективы, то, очевидно, говорить об инвестиционном буме пока рано, но несомненно то, что роль банков в структурной перестройке экономики будет расти. Потенциал рынка "коротких денег" не безграничен и это понимают многие банки, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс.
В заключение рассмотрения основных направлений банковской инвестиционной деятельности можно сказать, что в последнее время наблюдается усиление интереса российских коммерческих банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. При условии сотрудничества банков консорциума и клуба с международными финансовыми институтами, с одной стороны, и с правительством - с другой, может сложиться взаи-могарантированный механизм финансирования российских предприятий, который так необходим для привлечения в промышленность российских и зарубежных инвестиций.