УДК 346.9
DOI 10.52468/2542-1514.2024.8(4).34-43
0 НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД
К.А. Пономарева12, А.А. Батарин13, Н.Г. Вишневская1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Россия
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия
3 Федеральная налоговая служба, г. Москва, Россия
Информация о статье
Дата поступления -18 июля 2024 г. Дата принятия в печать -20 сентября 2024 г. Дата онлайн-размещения -20 декабря 2024 г.
Ключевые слова
Налоговое право, самозанятые, налог на профессиональный доход, специальные налоговые режимы, патентная система налогообложения, цифровые бизнес-модели
Рассмотрена практика применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД) с целью разработки предложений по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения доходов физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. В качестве направлений оптимизации и улучшения функционирования режима НПД выделены четыре группы: повышение привлекательности НПД, пресечение злоупотреблений, упрощение налогового контроля, повышение стабильности работы НПД. По итогам исследования сформулированы предложения по совершенствованию российского налогового законодательства.
ON THE DIRECTIONS OF IMPROVING THE LEGAL MECHANISM OF THE PROFESSIONAL INCOME TAX
Karma A. Ponomareva12, Aleksei A. Batarin13, Nadezhda G. Vishnevskaya1
1 Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
3 Federal Tax Service of Russia, Moscow, Russia
Article info
Received -2024 July 18 Accepted -2024 September 20 Available online -2024 December 20
Keywords
Tax law, self-employed, professional income tax, special tax regimes, patent taxation system, digital business models
Subject. The article examines the practice of applying a special tax regime "Tax on professional income". The authors have identified four directions of optimizing and improving the functioning of the tax on professional income regime: increasing the attractiveness of the tax on professional income, anti-avoidance measures, simplification of tax control, as well as increasing the stability of the tax on professional income.
The purpose of the study. The purpose of the article is to develop proposals for improving tax legislation in terms of taxation of income of individuals, in which they do not have an employer and do not hire employees. It is planned to develop these proposals on the basis of the use of best practices.
Methodology. The formal legal method, as well as philological and systematic methods of interpreting current legal norms have been used in the course of the study. Conclusions. In the course of the research the authors have prepared a set of proposals to improve the legal mechanism of the tax on professional income regime; the amendments to the federal law have been formulated.
1. Введение
Появление и развитие новых бизнес-моделей, в том числе цифровых, поднимает множество вопросов о правилах их государственного регулирования, например о дифференцированных налоговых режимах с целью защиты налоговой базы. Отличие специальных налоговых режимов от прочих льготных налоговых режимов состоит «в наличии особого (единого) налога как эксклюзивного платежа, обязанность по уплате которого возникает только после перехода на тот или иной специальный налоговый режим и уплачиваемого вместо совокупности налогов, предусмотренных общим налоговым режимом» [1, с. 4]. По замечанию О.А. Ногиной, «специальный налоговый режим как изначально установленный законодателем в качестве налогового режима льготного характера для налогоплательщиков предполагает при реальном ведении предпринимательской деятельности получение законной налоговой экономии при уплате налогов не только в связи со снижением налогового бремени, но и с упрощением ведения налоговой отчетности или полного освобождения от ведения таковой, а также со снижением административных издержек налогоплательщиков при взаимодействии с налоговыми органами» [2, с. 80]. Специальным налоговым режимом, применяемым к налогообложению деятельности физических лиц, в том числе на цифровых платформах и в иных современных форматах ведения бизнеса, является специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - НПД, режим НПД).
Правовое регулирование НПД осуществляется на основании Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»1 (далее - Закон № 422-ФЗ), Налогового кодекса (далее - НК) РФ, а также в установленных случаях - на основании законов субъектов Российской Федерации.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49. Ст. 7494.
2 Паспорт национального проекта «Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_pr oekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_in dividualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 17.07.2024).
3 Статистика для национального проекта «Малое и сред-
нее предпринимательство и поддержка индивидуальной
Целью настоящей статьи является подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования НПД. Однако, прежде чем их сформулировать, обозначим достижения по итогам первых пяти лет функционирования данного специального налогового режима.
2. Режим налога на профессиональный доход: достижения
В литературе отмечается, что по числу зарегистрированных самозанятых эксперимент можно признать более чем успешным [3, с. 10]. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»2 предусматривал достижение к 2024 г. показателя зарегистрированных плательщиков НПД - 2,1 млн чел. Данный показатель был превышен уже весной 2021 г.: по состоянию на 30 апреля 2021 г. зарегистрированных самозанятых было 2 250 005 чел.3
Положительные результаты эксперимента по применению специального налогового режима НПД создали предпосылки для формирования отдельного федерального проекта по созданию условий развития деятельности самозанятых граждан4. По итогам 2021 г. число зарегистрированных самозанятых превысило 3,86 млн чел., по итогам 2022 г. -6,561 млн чел., по итогам июля 2023 г. - 8,069 млн чел., по состоянию на 30 июня 2024 г. количество самозанятых составило 10,7 млн чел.5
Режим НПД является предметом большого числа научных трудов, что также подтверждает высокую актуальность исследования этого института [4-11].
Несмотря на удобство рассматриваемого режима, которое подтверждается числом использующих его граждан, он, как и любой правовой механизм, нуждается в постоянной оценке и совершенствовании. В настоящей статье выделены группы возникающих на практике проблем, которые можно разрешить посредством внесения изменений в Закон № 422-ФЗ.
предпринимательской инициативы». URL: https://rmsp. nalog.ru/statistics2.html?t=1698678913109 (дата обращения: 17.07.2024).
4 Поддержка самозанятых. URL: https://economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_ predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinim atelskoy_iniciativy/podderzhka_samozanyatyh/ (дата обращения: 17.07.2024).
5 Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
3.Направления совершенствования специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
Из всего многообразия направлений, по которым можно проложить путь оптимизации и улучшения функционирования режима НПД, авторами выделяются четыре группы: повышение привлекательности НПД (1), пресечение злоупотреблений (2), упрощение налогового контроля (3), повышение стабильности работы НПД (4).
1. В качестве первого направления совершенствования обозначим предложения по корректировке положений Закона № 422-ФЗ, которые направлены на совершенствование отдельных элементов правового механизма режима НПД, что даст дополнительный стимул физическим лицам и индивидуальным предпринимателям стать самозанятыми.
1.1. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Вместе с тем согласно п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ лица, применяющие режим НПД, не вправе применять иные специальные налоговые режимы или вести предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 Закона № 422-ФЗ. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения (далее -УСН) и единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН). В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСН, ЕСХН со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД6. Плательщик НПД также не вправе совмещать данный специальный налоговый режим и общую систему налогообложения (далее - ОСН)7.
Несмотря на признаваемую простоту перехода на режим НПД [12; 13], остается нерешенным вопрос аналогичной простоты в переходе на НПД индивидуальных предпринимателей, находящихся на иных спецрежимах либо ОСН. Представляется, что указан-
6 Письмо ФНС России от 10 января 2019 г. № СД-4-3/101@.
Здесь и далее информационно-разъяснительные акты ФНС России и Минфина России приводятся по СПС «Кон-сультантПлюс».
ный переход можно осуществлять в упрощенном порядке, что вполне допустимо с учетом возможностей автоматизированных сервисов Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России). В таком случае, при переходе на режим НПД налогоплательщик автоматически перестает быть плательщиком налогов по ОСН, УСН или ЕСХН.
Стоит заметить, что модель автоматического перехода с одного режима на другой уже предусмотрена другими нормами Закона № 422-ФЗ. Так, согласно ч. 15 ст. 5 Закона № 422-ФЗ при наличии у налогового органа информации об утрате плательщиком НПД права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.
В связи с изложенным предлагается закрепить в Законе № 422-ФЗ упрощенный порядок перехода на режим НПД с иных режимов налогообложения, указав, что налогоплательщик «автоматически считается прекратившим применение иных специальных налоговых режимов при постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход» (ст. 5).
1.2. Положениями Закона № 422-ФЗ установлены ограничения, связанные с применением режима НПД (ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 422-ФЗ объектом обложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом не признаются объектом обложения НПД, в частности, доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество, за исключением аренды (найма) жилых помещений (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Вместе с тем на практике возникают ситуации, когда у физического лица в собственности находятся квартира и машино-места в жилом комплексе. Гаражные места для машин - это фактически часть жилого дома. Эти гаражные места гражданин может планировать сдавать в аренду другим жильцам. Однако в отношении доходов от сдачи в аренду машино-места, даже расположенного в жилом комплексе, режим НПД применять нельзя.
7 Письмо Минфина России от 20 января 2022 г. № 03-1111/3168.
Учитывая изложенное, в отношении доходов от сдачи в аренду машино-места, расположенного в жилом комплексе, НПД не применяется8.
В этой связи предлагается предоставить право применения НПД не только при сдаче в аренду (внаем) жилых помещений, но и машино-мест. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в п. 3 и 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ. При этом для недопущения злоупотреблений важно увязать возможность сдачи в аренду машино-места исключительно со сдачей в аренду жилого помещения. Таким образом, режимом НПД справедливо не смогут воспользоваться частные парковки. Подобный подход используется в ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»9: предприниматель, в том числе на УСН, может работать без контрольно-кассовой техники, например, если сдает в аренду (наем) принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения, а также жилые помещения вместе с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах.
1.3. Как известно, для российских граждан статус налогового нерезидента на право работы самозанятым не влияет - важно только гражданство и место нахождения заказчиков. Ограничения, связанные с применением режима НПД, установлены ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ, а возможность применения налогоплательщиком режима НПД не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента Российской Федерации, если предпринимательская деятельность осуществляется на территории Российской Федерации10. Кроме того, самозанятые вправе иметь доходы в иностранной валюте и получать их на любые счета, в том числе открытые в зарубежных банках. Однако Закон № 422-ФЗ не содержит формулировки, применяемой в аналогичных случаях к налогообложению доходов физических лиц, установленных главой 23 НК РФ. Так, согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактиче-
8 Письмо Минфина России от 6 июня 2024 г. № 03-1111/52481.
9 Собрание законодательства Российской Федерации.
2003. № 21. Ст. 1957.
ского осуществления расходов), если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ. Предлагается восполнить указанный пробел, дополнив ст. 7 Закона № 422-ФЗ положением о том, что доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитыва-ются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком РФ на дату получения доходов.
2. Следующая группа предложений направлена на пресечение злоупотреблений в использовании самозанятости и дискредитации налогового режима недобросовестными налогоплательщиками. Сразу оговоримся, что в рамках настоящей статьи мы не будем рассматривать самую широко распространенную проблему - подмену трудовых отношений с использованием труда самозанятых. Указанная проблема уже достаточно широко освещена в российских и зарубежных исследованиях по налоговому и трудовому праву [14-20].
2.1. Нормами пп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ определено, что для целей исчисления и уплаты НПД не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по договорам гражданско-правового характера при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели самозанятых лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад. При проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие, например, о согласованности действий взаимозависимых лиц, об использовании формального документооборота и т. п., в целях «номинального» соответствия НПД и получения необоснованной налоговой экономии [21].
Однако у недобросовестного налогоплательщика остается возможность перевода работников в статус самозанятых при сохранении трудовых обязанностей с новой организацией, имеющей тот же состав учредителей, руководителей и оказывающей услуги населению по тому же адресу. Как отмечается в литературе, «выгода в данном случае для организации очевидна, при минимальных затратах на ликвидацию (реорганизацию) образуется существенная экономия на налоговых и страховых взносах. Однако бывшие работники значительно теряют с точки зрения социальной защищенности (период работы в ста-
10 Письмо Минфина России от 20 декабря 2021 г. № 03-1111/103727.
тусе самозанятого не будет засчитываться в страховой стаж (без уплаты самим лицом страховых взносов), может существенно снизить размер будущей пенсии и т. п.)» [22]11. Представляется, что разрешить данную проблему можно, расширив перечень ограничений в использовании НПД и дополнив п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ положением, исключающим не только возможность самозанятого оказывать услуги работодателю (в том числе бывшему), но и юридическому лицу, в котором самозанятый является (либо являлся) учредителем.
2.2. Статьей 214.2 НК РФ определены особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации. Указанные доходы являются объектом налогообложения по НДФЛ. Однако указанное положение не отражено в ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ и напрямую не исключено из перечня объектов налогообложения НПД. В связи с этим целесообразно дополнить указанную норму, исключив из перечня объектов налогообложения НПД доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
3. Третья группа предложений направлена на повышение эффективности налогового администрирования.
3.1. Статья 93.1 НК РФ наделяет налоговые органы правом истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Это касается лиц, не являющихся проверяемыми налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, т. е. третьих лиц. Как отмечается в письме ФНС России от 11 октября 2007 г. № ШТ-6-06/774, истребование документов, в том числе связанных с открытием и ведением счетов клиентов (договора, карточки образцов подписей), по ведению паспортов сделок, а также иных документов может осуществляться в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ, поскольку, открывая счет в конкретном банке, организация вступает в договорные отношения с этим банком на возмездной основе и является не только клиентом банка, но и контрагентом по расчетно-кассовым операциям.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ по мотивированному запросу налогового органа в установленных случаях
справки о наличии счетов (вкладов) в банке, об остатках на них денежных средств, выписки по операциям на счетах (по вкладам) предоставляются банком в налоговый орган. Более того, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на вышеприведенные положения НК РФ, специальными нормами Закона № 422-ФЗ не установлено аналогичного полномочия, хотя, несомненно, оно должно присутствовать и там тоже. В этой связи предлагается закрепить в Законе № 422-ФЗ право налоговых органов истребовать у третьих лиц (банки, операторы электронных площадок) документы о деятельности плательщика НПД.
3.2. Статьей 11 Закона № 422-ФЗ установлен порядок исчисления и уплаты налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, повлекшие формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» предусмотренного ст. 69 НК РФ требования об уплате задолженности в сроки, установленные ст. 70 НК РФ. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования об уплате задолженности налоговый орган вправе взыскать имеющуюся у налогоплательщика задолженность в порядке и сроки, установленные НК РФ. Предлагается дополнить указанную норму и регламентировать право налоговых органов выставлять через мобильное приложение «Мой налог» требования об уплате налога, если соответствующая обязанность не исполнена налогоплательщиком в срок. Это будет способствовать принципу единства правового регулирования и приведет положения Закона № 422-ФЗ к единообразию с положениями норм ст. 69 и 70 НК РФ.
Вышеуказанный подход обосновывается тем, что, несмотря на предусмотренный для НПД элементарный формат ведения налогового учета и уплаты соответствующих налоговых сумм, общий размер налоговой задолженности по НПД, по оперативным данным ФНС России, на 28 февраля 2024 г. составляет 8 167 795 055 руб. Представляется, что дальнейшее совершенствование механизмов налогового администрирования, посредством которого будет установлен новый юридически значимый документо-
11 Цит. по СПС «КонсультантПлюс».
оборот налогового органа и налогоплательщика в удобном формате приложения, будет способствовать уплате налога теми плательщиками НПД, которые по субъективным причинам не уплатили налог в срок, однако не являются лицами, уклоняющимися от налогообложения. С учетом того, что физические лица не всегда обладают навыками оперативного ведения бизнес-процессов, видится, что этот механизм позволил бы привести к сокращению объема налоговой задолженности.
Авторы хотели бы особо отметить, что проблему задолженности или нулевых «деклараций» следует решать в рамках отрасли финансового права, несмотря на высокую эффективность воздействия непосредственно на правосубъектность лица: например, приостановление выплат пособий такому должнику. Следует согласиться с С.В. Запольским, который справедливо отмечает, что «многие социальные и экономические проблемы могут и должны решаться именно финансовым (или иным другим) путем, но природа соответствующих отношений редко допускает альтернативность конкретного правового инструментария» [23, с. 7].
4. В целях повышения стабильности функционирования режима НПД можно выдвинуть следующие предложения.
4.1. Статья 6 Закона № 422-ФЗ, в отличие от соответствующих глав НК РФ, устанавливающих правила применения специальных налоговых режимов, не содержит перечня разрешенных видов деятельности. Для сравнения, ст. 346.43 НК РФ установлен закрытый перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. По замечанию Р.М. Бозиева, содержащийся в п. 2 ст. 346.43 НК РФ перечень включает в себя виды предпринимательской деятельности, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, производством и изготовлением товаров и иной деятельностью, связанной с решением бытовых и иных проблем населения, которая может оказываться субъектами малого предпринимательства [11, с. 171]. Статья 346.12 НК РФ также гораздо более детально определяет круг плательщиков УСН.
На практике же могут возникать сложности с отдельными видами деятельности с точки зрения соблюдения критериев для НПД [24]. Например, для решения вопроса о возможности применения НПД в от-
12 Письмо Минфина России от 21 февраля 2019 г. № 03-11-
11/11352.
ношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража12.
Вместе с тем наличие закрытого перечня всегда способствует правовой определенности.
В связи с изложенным предлагается внести в Закон № 422-ФЗ по аналогии с патентной системой налогообложения закрытый перечень видов деятельности, разрешенных к осуществлению при использовании режима НПД. При этом данный перечень может быть дифференцирован в зависимости от оказания услуг физическим или юридическим лицам.
4.2. Режим НПД не запрещается применять лицам, которые занимаются реализацией товаров собственного производства, при условии соблюдения установленных ограничений13. В целом следует говорить о том, что физическое лицо должно участвовать в производственном процессе, связанном с созданием товара - простую фасовку закупленных у других лиц товаров в один набор нельзя признать производством собственного товара [25, с. 83]. С продукцией собственного производства связан ряд проблемных вопросов, например ее сертификации, а также коллизии с законодательством о лицензировании [4]. Правовой определенности не способствует и отсутствие определения товаров собственного производства в законе. В связи с этим необходимо закрепить в Законе № 422-ФЗ определение товаров собственного производства, так как от правильной классификации товара зависит возможность применения НПД и права самого налогоплательщика. Предлагается определить такие товары как «произведенные самим налогоплательщиком без привлечения работников, с которыми он состоит в трудовых отношениях (за исключением осуществления налогоплательщиком упаковки (расфасовки) товара без проведения им технологического процесса стадий производства товара и подлежащих в силу этого доработок в последующих производственных единицах».
4. Заключение
В ходе исследования авторами подготовлен комплекс предложений по совершенствованию правового механизма режима НПД, для чего сформулированы следующие поправки в Закон № 422-ФЗ:
- предусмотреть в ст. 5 упрощенный порядок перехода на режим НПД с иных режимов налогооб-
13 Письма Минфина России от 8 февраля 2022 г. № 03-1111/8320, от 26 апреля 2021 г. № 03-11-11/31559.
ложения, указав, что налогоплательщик «автоматически считается прекратившим применение иных специальных налоговых режимов при постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход»;
- предоставить право применения НПД не только при сдаче в аренду (найм) жилых помещений, но и машино-мест;
- уточнить редакцию ст. 7 положением о том, что доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения доходов;
- дополнить п. 8 ч. 2 ст. 6 положением, исключающим возможность самозанятого оказывать услуги юридическому лицу, в котором самозанятый является (либо являлся) учредителем;
- исключить из перечня объектов налогообложения НПД доходы в виде процентов по банковским договорам (вклада, счета), ценным бумагам и др.;
- закрепить право налоговых органов истребовать у третьих лиц (банки, операторы электронных площадок) документы о деятельности плательщика НПД;
- регламентировать право налоговых органов выставлять через мобильное приложение «Мой налог» требования об уплате налога, если соответствующая обязанность налогоплательщиком не исполнена в срок;
- сформулировать закрытый перечень (с возможной дифференциацией в зависимости от оказания услуг физическим или юридическим лицам) видов деятельности, разрешенных к осуществлению при использовании режима НПД;
- ввести определение категории «товар собственного производства».
Реализация вышеуказанных предложений безусловно повысит интерес налогоплательщиков к НПД, создав четкие и ясные правила нахождения на данном режиме, с одной стороны, отгородив добросовестного плательщика от негативных последствий совершенных без умысла правонарушений, а с другой стороны, повысит эффективность контрольной работы налоговых органов, что можно считать соблюдением баланса интересов участников налоговых правоотношений.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Громов В. В. Льготные и специальные налоговые режимы: проблема правового разграничения /
B. В. Громов // Налоги. - 2020. - № 3. - С. 3-7.
2. Ногина О. А. Налоговая выгода при переходе и применении специальных налоговых режимов / О. А. Ногина // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 1. - С. 80-87. - DOI: 10.17803/19941471.2019.98.1.080-087.
3. Миронова С. М. Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги /
C. М. Миронова // Финансовое право. - 2023. - № 12. - С. 10-14.
4. Пономарева К. А. Налог на профессиональный доход: дискуссионные вопросы с точки зрения субъектного состава налогового режима / К. А. Пономарева, А. А. Батарин, С. Д. Шаталов // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. - 2024. - № 1. - С. 34-45.
5. Львова М. И. Перспективы налогообложения самозанятых лиц в России / М. И. Львова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 2-1. - С. 108-115.
6. Семейный бизнес & самозанятые: взгляд через призму малого предпринимательства : моногр. / отв. ред. И. В. Ершова, А. Н. Левушкин. - М. : Проспект, 2021. - 560 с.
7. Ногина О. А. Специальные налоговые режимы : учеб. пособие для магистратуры / О. А. Ногина. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 144 с.
8. Ситник А. А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений / А. А. Ситник // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 3. - С. 31-34.
9. Тропская С. С. Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход / С. С. Тропская // Финансовое право. - 2019. - № 5. - С. 22-26.
10. Бозиев Р. М. Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России / Р. М. Бозиев // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - Т. 17, № 9. - С. 49-62. - DOI: 10.17803/1994-1471.2022.142. 9.049-062.
40 -
Law Enforcement Review 2024, vol. 8, no. 4, pp. 34-43
Правоприменение 2024. Т. 8, № 4. С. 34-43
ISSN 2658-4050 (Online) -
11. Бозиев Р. М. Применение патентной системы налогообложения самозанятыми - индивидуальными предпринимателями / Р. М. Бозиев // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2022. - № 8. -С. 169-179. - DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.169-179.
12. Жутаев А. С. Налог на профессиональный доход: достоинства и недостатки, первые итоги / А. С. Жу-таев // Налоги. - 2020. - № 2. - С. 7-8.
13. Багреева Е. Г. Уголовно-правовые риски организации при сотрудничестве с самозанятыми гражданами / Е. Г. Багреева, А. А. Носкова // Российский следователь. - 2020. - № 3. - С. 27-30.
14. Defossez D. The employment status of food delivery riders in Europe and the UK: Self-employed or worker? / D. Defossez // Maastricht Journal of European and Comparative Law. - 2022. - Vol. 29, iss. 1. - P. 25-46.
15. Aloisi A. Time Is Running Out. The Yodel Order and Its Implications for Platform Work in the EU / A. Aloisi // Italian Labour Law. - 2020. - Vol. 13, no. 2. - P. 67-87.
16. Schoukens P. The changing concept of work: When does typical work become atypical? / P. Schoukens, A. Barrio // European Labour Law Journal. - 2017. - Vol. 8, iss. 4. - P. 306-332.
17. Кирина А. Какие трудовые споры возникают с самозанятыми, и как они разрешаются на практике мирно и в судах / А. Кирина // Трудовое право. - 2021. - № 6. - С. 79-86.
18. Мыктыбаев Т. Д. Налоговые особенности статуса самозанятых по законодательству России и Казахстана / Т. Д. Мыктыбаев, Е. С. Иванова // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. - 2021. - № 3 (29). - С. 63-71.
19. Симич И. Сколько самозанятых может привлекать компания и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? / И. Симич // Трудовое право. - 2019. - № 7. - С. 11-21.
20. Локтюхина Н. В. Индивидуализация трудовых отношений: тенденции развития и вопросы регулирования / Н. В. Локтюхина, Е. А. Черных // Социально-трудовые исследования. - 2021. - № 4 (45). - С. 51-61.
21. Закон о самозанятых принят с целью их легализации, и не надо использовать его для минимизации налоговых платежей! Интервью с К. В. Новоселовым // Административное право. - 2019. - № 3. - С. 37-44.
22. Савинов К. А. Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента / К. А. Савинов, А. Р. Лаврентьев // Финансовое право. - 2021. - № 6. - С. 26-30.
23. Запольский С. В. Дискуссионные вопросы теории финансового права : моногр. / С. В. Запольский. -М. : РАП : Эксмо, 2008. - 160 с.
24. Миронова С. М. Налогообложение самозанятых лиц (некоторые вопросы применения налога на профессиональный доход) / С. М. Миронова, Е. Я. Стеценко // Право и экономика. - 2019. - № 9. - С. 74-79.
25. Бозиев Р. М. Правовое регулирование налогообложения самозанятых лиц в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Р. М. Бозиев. - М., 2024. - 184 с.
REFERENCES
1. Gromov V.V. Preferential and special tax treatments: the legal demarcation issue. Nalogi = Taxes, 2020, no. 3, pp. 3-7. (In Russ.).
2. Nogina O.A. Tax Benefit in Transition to and Application of Special Tax Regimes. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2019, no. 1, pp. 80-87. DOI: 10.17803/1994-1471.2019. 98.1.080-087. (In Russ.).
3. Mironova S.M. Tax on professional income - five years of the experiment: interim results. Finansovoe pravo = Financial law, 2023, no. 12, pp. 10-14. (In Russ.).
4. Ponomareva K.A., Batarin A.A., Shatalov S.D. Professional income tax: discussion issues from the point of view of the subjective composition of the tax regime. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26. Gosudarstvennyi audit = Bulletin of Moscow University. Series 26. State Audit, 2024, no. 1, pp. 34-45. (In Russ.).
5. Lvova M.I. Prospects of taxation of self-employed persons in Russia. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai academy of economics and law, 2019, no. 2-1, pp. 108-115. (In Russ.).
6. Ershov I.V., Levushkin A.N. (eds.). Family business & the self-employed: a look through the prism of small business, Monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2021. 560 p. (In Russ.).
7. Nogina O.A. Special tax regimes, Textbook for magistracy. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2021. 144 p. (In Russ.).
- 41
Law Enforcement Review 2024, vol. 8, no. 4, pp. 34-43
Правоприменение 2024. Т. 8, № 4. С. 34-43
- ISSN 2542-1514 (Print)
8. Sitnik A.A. Self-employed persons as subjects of tax relations. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2018, no. 3, pp. 31-34. (In Russ.).
9. Tropskaya S.S. Taxation of self-employed and the digital economy: tax on professional income. Finansovoe pravo = Financial law, 2019, no. 5, pp. 22-26. (In Russ.).
10. Boziev R.M. Legal Regulation of the Professional Income Tax in Russia. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2022, vol. 17, no. 9, pp. 49-62. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.049062. (In Russ.)
11. Boziev R.M. Application of the patent system of taxation by self-employed individual entrepreneurs. Vest-nik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA) = Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2022, no. 8, pp. 169-179. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.169-179. (In Russ.).
12. Zhutaev A.S. The Tax on Professional Income: Advantages and Shortcomings, First Results. Nalogi = Taxes, 2020, no. 2, pp. 7-8. (In Russ.).
13. Bagreeva E.G., Noskova A.A. Criminal law risks of an organization cooperating with the self-employed. Ros-siiskii sledovatel' = Russian investigator, 2020, no. 3, pp. 27-30. (In Russ.).
14. Defossez D. The employment status of food delivery riders in Europe and the UK: Self-employed or worker?. Maastricht Journal of European and Comparative Law, 2022, vol. 29, iss. 1, pp. 25-46.
15. Aloisi A. Time Is Running Out. The Yodel Order and Its Implications for Platform Work in the EU. Italian Labour Law, 2020, vol. 13, no. 2, pp. 67-87.
16. Schoukens P., Barrio A. The changing concept of work: When does typical work become atypical?. European Labour Law Journal, 2017, vol. 8, iss. 4, pp. 306-332.
17. Kirina A. What labor disputes arise with the self-employed, and how they are resolved in practice peacefully and in courts. Trudovoe pravo = Labor Law, 2021, no. 6, pp. 79-86. (In Russ.).
18. Myktybaev T.D., Ivanova E.S. Tax Features of the Status Self-Employed According to the Legislation of Russia and Kazakhstan. Vestnik MGPU. Seriya «Ekonomika» = MCU Journal of Economic Studies, 2021, no. 3 (29), pp. 6371. (In Russ.).
19. Simich I. How many self-employed can a company attract and how to prove in court the need for this particular form of employment?. Trudovoe pravo = Labor Law, 2019, no. 7, pp. 11-21. (In Russ.).
20. Loktyukhina N.V., Chernykh E.A. Individualization of labor relations: trends, problems and solutions. Sotsi-al'no-trudovye issledovaniya = Social and labor research, 2021, no. 4, pp. 51-61. (In Russ.).
21. The law on the self-employed was adopted in order to legalize them, and it is not necessary to use it to minimize tax payments! Interview with K.V. Novoselov. Administrativnoe pravo = Administrative law, 2019, no. 3, pp. 37-44. (In Russ.).
22. Savinov K.A., Lavrentyev A.R. Self-Employed: The First Results of a Two-Year Experiment. Finansovoe pravo = Financial law, 2021, no. 6, pp. 26-30. (In Russ.).
23. Zapol'skii S.V. Debatable issues of the theory of financial law. Moscow, Russian Academy of Justice Publ., Eksmo Publ., 2008. 160 p. (In Russ.).
24. Mironova S.M., Stetzenko E.Ya. Taxation of self-employed persons (some issues for the application of professional income tax). Pravo i ekonomika, 2019, no. 9, pp. 74-79. (In Russ.).
25. Boziev R.M. Legal regulation of taxation of self-employed persons in the Russian Federation, Cand. Diss. Moscow, 2024. 184 p. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Пономарева Карина Александровна - доктор юридических наук, доцент, 1ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики, 2профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики Высшей школы правоведения 1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Karina A. Ponomareva - Doctor of Law, Associate Professor; 1Leading academic researcher, Center of Tax Policy; 2Professor, Department of Legal Support of the Market Economy, Higher School of Law
1 Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
1 127006, Россия, г. Москва, Настасьинский пер., 3/2
2 119602, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82 E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-2951-3067 ResearcherID: N-7562-2016
Батарин Алексей Алексеевич - кандидат юридических наук, 1ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики; 2начальник отдела Управления оперативного контроля
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
2 Федеральная налоговая служба
1 127006, Россия, г. Москва, Настасьинский пер., 3/2
2 127381, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, 23 E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-8975-265X ResearcherID: KYQ-6477-2024
Вишневская Надежда Геннадиевна - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
127006, Россия, г. Москва, Настасьинский пер., 3/2 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5403-8213
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Пономарева К.А. О направлениях совершенствования правового механизма налога на профессиональный доход / К.А. Пономарева, А.А. Батарин, Н.Г. Вишневская // Правоприменение. - 2024. -Т. 8, № 4. - С. 34-43. - DOI: 10.52468/2542-1514. 2024.8(4).34-43.
2 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
1 3/2, Nastas'inskii per., Moscow, 127006, Russia
2 82, Vernadskogo pr., Moscow, 119602, Russia E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-2951-3067 ResearcherID: N-7562-2016
Aleksei A. Batarin - PhD in Law; 1Leading academic researcher, Center of Tax Policy; 2Head, Department of the Operating Control Administration
1 Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation
2 Federal Tax Service of Russia
1 3/2, Nastas'inskii per., Moscow, 127006, Russia
2 23, Neglinnaya ul., Moscow, 127381, Russia E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-8975-265X ResearcherID: KYQ-6477-2024
Nadezhda G. Vishnevskaya - PhD in Economy, Associate Professor; Leading academic researcher, Center of Tax Policy
Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation 3/2, Nastas'inskii per., Moscow, 127006, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5403-8213
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Ponomareva K.A., Batarin A.A., Vishnevskaya N.G. On the directions of improving the legal mechanism of the professional income tax. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2024, vol. 8, no. 4, pp. 34-43. DOI: 10.52468/2542-1514.2024.8(4).34-43. (In Russ.).