pISSN 2073-2872 Национальные интересы
eISSN 2311-875X
О НАЛОГОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ РОБОТИЗАЦИИ
Елизавета Ярославовна КАМАРАЕВАа% Никита Алексеевич МАКСИМОВЬ, Марина Владимировна ПЬЯНОВА0
а студентка кредитно-экономического факультета,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация elizabeth.kamaraeva@yandex.ru
ь студент кредитно-экономического факультета,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация nik-maksimov-97@mail.ru
с кандидат экономических наук, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация marinapyanova@mail.ru
• Ответственный автор
История статьи:
Получена 04.08.2017 Получена в доработанном виде 22.08.2017 Одобрена 15.09.2017 Доступна онлайн 28.09.2017
УДК 336.22 JEL: H20, H21,
H25
Ключевые слова:
роботизация, налоговые последствия, выпадающие доходы бюджета, налог на роботов, внедрение робототехники
Аннотация
Предмет. Предметом исследования данной статьи является роботизация и ее влияние на бюджетную систему Российской Федерации.
Цели. Подробное рассмотрение положения России с точки зрения масштабов процессов роботизации по сравнению с другими странами, определение того, на какие именно налоги окажет влияние роботизация и как это отразится на бюджете Российской Федерации. Анализ степени угрозы для социальных внебюджетных фондов, вызванной внедрением роботов в промышленное производство. Расчет прогнозных значений по объему продаж роботов в России, выпадающих и добавочных доходов бюджета, а также потерь социальных внебюджетных фондов. Методология. В статье с помощью описания и обобщения выявлены основные преимущества и недостатки протекающих на сегодняшний день в мире процессов роботизации. Кроме того, с помощью методов экстраполяции, анализа статистических данных, графического метода представления информации были получены и представлены показатели по предполагаемому объему продаж роботов в России, выпадающих и добавочных доходов бюджета, денежных потерь социальных внебюджетных фондов от процессов роботизации в промышленности. Результаты. Особым вкладом авторов в исследование темы является количественное определение последствий роботизации для бюджетной системы Российской Федерации и рассмотрение возможностей внедрения абсолютно нового налога - налога на роботов.
Выводы. Сделан прогноз, что выпадающие доходы, возникающие в связи со снижением налогооблагаемой базы по НДФЛ, будут превышены добавочными доходами, полученными в результате роста объема налога на прибыль организаций. По мнению авторов, бюджет Российской Федерации в ближайшем будущем будет подвержен серьезной нагрузке, вызванной необходимостью осуществлять трансферты в социальные внебюджетные фонды, так как поступления значительно снизятся ввиду замещения в производстве людей роботами.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Камараева Е.Я., Максимов Н.А., Пьянова М.В. О налоговых последствиях роботизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1608 - 1622. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1608
Сегодня уже можно с уверенностью утверждать, что роботизация - это естественный процесс, который продолжается
1608
во всем мире на протяжении уже нескольких десятилетий. Однако протекает он достаточно сложно и противоречиво.
С точки зрения развития человечества, роботизация имеет огромный потенциал. Так, благодаря роботизации можно полностью автоматизировать производство, снизив до минимума влияние «человеческого фактора». Более того, благодаря роботам можно наладить непрерывное производство, другими словами, для роботов нет временных ограничений по циклам работы [1]. Нельзя не отметить, что внедрение робототехники дало серьезный стимул для развития медицины: на данный момент большое количество сложных операций производится с помощью роботов, а роботизированные протезы являются вторым шансом для людей-инвалидов вернуться к обыкновенному образу жизни.
Однако помимо значительного количества преимуществ, роботизация несет в себе ряд скрытых угроз [2]. Конечно, основным негативным последствием является высвобождение рабочих мест, что приводит к значительному росту безработицы. Более того, перенасыщение рынка и, соответственно, жизни людей роботами может привести к беспомощности человека, к нежеланию самостоятельно развиваться в дальнейшем [3]. Нельзя не отметить, что робот не обладает чувствами морали или долга, он никогда не сможет заменить живого человека, он способен только подражать ему1.
С точки зрения государства, тенденция к роботизации является больше негативным явлением, нежели позитивным. Из-за внедрения роботов в производство бюджет может лишиться части таких налогов, как НДФЛ, НДС, страховые взносы и т.д. [4]. В связи с этим неоднократно выдвигались идеи о вводе специального налога на роботов.
Впервые законодательную инициативу о вводе налога на роботов ввела член Европарламента от Люксембурга Мади Дельво в 2016 г. По словам политика, роботы, боты, андроиды
1 Синицына Ю.В. Проблемы искусственного интеллекта и вызовы политике // Молодежный научно-технический вестник. 2013. № 5. С. 50.
и другие проявления искусственного интеллекта (ИИ) могут породить новую промышленную революцию в мире [5]. В предложенном ею законопроекте были обозначены следующие меры для организации контроля за развитием робототехники:
- регистрация роботов в миграционной службе;
- наличие в законодательстве ответственности машин за причинение ущерба, связанного с утратой «живых» рабочих мест2;
- уплата специальных налогов или взносов в систему социального страхования владельцами роботов;
- обязательное подчинение робота своему создателю и невозможность причинять вред человеку.
В феврале 2017 г. со схожей мыслью выступил один из самых известных предпринимателей современности - Билл Гейтс3. Основатель Microsoft Inc. предложил замедлить скорость автоматизации и замещения человеческого труда роботами с помощью налоговой политики. По его мысли, труд роботов нужно обложить подоходным налогом
и социальными выплатами. «Сейчас, если работник-человек получает 50 тыс. долл., работая на фабрике, то его доход облагается налогом, и бюджет получает подоходный налог, страховые взносы и другие платежи. Если эту же работу делает робот, то стоит подумать о том, чтобы обложить его труд на том же уровне», - считает Гейтс. Он также полагает, что полученные от налогообложения роботов средства нужно расходовать не только на покрытие выпадающих доходов бюджета, но и на помощь малоимущим, потерявшим работу гражданам, а также на
2 Назарова А.А., Губайдуллина Р.Р. Социально-экономические аспекты роботизации
и информационной экономики // Матрица научного познания. 2017. № 5. С. 85-88.
3 Билл Гейтс предложил брать с роботов налог. URL: https://3dnews.ru/947798
переквалификацию рабочих. Таким образом, должен происходить перелив капитала из автоматизированных отраслей в отрасли «социально важные», то есть такие отрасли, где нельзя заменить человека роботом (забота о пожилых людях, детях и т.д.) [6].
Однако до сих пор ни в Европе, ни в США на законодательном уровне нет ни одного нормативного акта, который предусматривал бы введение налога на роботов.
Что касается идеи ввода подобного налога в нашей стране, то в последнее время она приобретает популярность ввиду бурного роста роботизации производства. Основной причиной является тот факт, что роботы заменяют труд человека на производстве4, но при этом не получают эквивалентного налогообложения. Считается, что это может оказать серьезное влияние на доходы бюджетной системы России, которая сейчас и так находится не в лучшем состоянии5. Но перед тем как всерьез говорить о вводе налога на роботов, полагаем разумным попытаться понять, какое влияние роботизация может оказать на поступление денежных средств в бюджет по уже имеющимся налогам. Считаем, что опираясь на налоговую систему Российской Федерации, можно предположить, на какие налоги роботизация повлияет больше всего. При этом стоит отметить, что роботизация может повлиять на поступления того или иного налога как положительно, так и отрицательно6.
При автоматизации производства количество рабочих сокращается, что, в свою очередь, влечет за собой уменьшение страховых взносов. Более того, уменьшается и фонд оплаты труда, так как роботам не нужно
4 Ладанова Е.О. Сможет ли сознание робота полностью заменить сознание человека? // APRIORI. Сер. Естественные и технические науки. 2015. № 5. С. 15.
5 Роботы могут заменить 50% рабочей силы в России. URL: https://hightech.fm/2017/01/18/replacement
6 Лукашин Ю.П. Человек в экономике будущего
// MIRBIS Research Review. 2016. № 1. С. 17-33.
платить заработную плату, а значит, уменьшаются выплаты в бюджет по налогу на доходы физических лиц.
Роботизация может затронуть и косвенные налоги. Так, в силу растущей безработицы будут снижаться доходы населения, что приведет к снижению совокупного спроса, которое в свою очередь повлечет за собой снижение налоговых поступлений в бюджеты от НДС и акцизов.
Однако есть и положительные последствия влияния роботизации на налоговую систему7. Так как затраты предприятия в связи с вводом в производство роботов уменьшаются, следовательно, прибыль предприятий будет увеличиваться, а значит, будут увеличиваться и поступления от налога на прибыль организаций.
Нельзя не отметить, что в связи с ростом заинтересованности предприятий в роботах будут увеличиваться их продажи, а значит, и поступления от налога на добавленную стоимость8. Кроме того, добавленная стоимость у роботов гораздо выше, чем у тех продуктов, которые покупают потерявшие в связи с роботизацией работу люди.
Нами была построена модель, основной целью которой является показать, какое воздействие окажет роботизация в России на объем налоговых поступлений в бюджет. Для анализа были выбраны два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Идея заключается в том, что
7 Бунто Е.А. Проблемы роботизации отраслей экономики в России. Текущее положение
и перспективы развития // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 6. С. 101-105.
8 Если учитывать тот факт, что большая часть из двух рассматриваемых налогов зачисляется в бюджеты субъектов РФ, то получается, что роботизация
в большей степени окажет влияние на бюджеты регионов. В целях снижения смысловой нагрузки в статье будет использоваться следующая конструкция «влияние роботизации на бюджет», без употребления конкретных словосочетаний «бюджет субъекта», «бюджет региона».
1610
внедрение роботов дает возможность организациям нанимать меньше работников, что снижает объемы поступления НДФЛ в бюджет, так как уровень начисленной заработной платы уменьшается. С другой стороны, возможность сократить расходы на оплату труда значительно снижает себестоимость, а значит, это при прочих равных увеличивает налоговую базу для налога на прибыль. Используя прогнозы и расчеты таких организаций и служб, как International Federation of Robotics (IFR), ABI Research, Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) и Росстата (табл. 1), были произведены следующие расчеты.
Данные табл. 1 приведены на основе следующей статистики. По данным IFR (World Robotics 2015), в 2015 г. количество проданных роботов в России составляло 340 шт., а их общее количество - 2 8929. Далее для экстраполяции данных были использованы исследования НАУРР. По информации данной ассоциации, объемы продаж промышленных роботов в России за период с 2005 по 2015 г. росли темпами в 27% годовых, а с 2016 г. этот рост должен увеличиться до 50% годовых ввиду увеличения внимания государства
к роботизации промышленности
и модернизации промышленных процессов крупных предприятий10. Стоит отметить, что даже с такими внушительными темпами роста наша страна выглядит достаточно блекло на фоне других государств11. Например, уже
9 Доклад World Robotics 2015 Industrial Robots. URL: http://dis.uniroma1.it/~deluca/rob 1_en/2015_WorldRobotic s_ExecSummary.pdf. В World Robotics 2015 было указано, что в России на 10 000 рабочих
в промышленности приходится 2 робота. По данным Росстата, в промышленности в нашей стране занято 14 460 тыс. чел. Отсюда получаем общее число промышленных роботов, равное 2 892 шт.
10 Доклад World Robotics Report 2016. URL: https://ifr.org/ifr-press-releases/news/world-robotics-report-2016
11 Толкачев С.А., Кулаков А.Д. Неоиндустриализация как технотронная новая экономика (на примере
сейчас, по данным IFR, в Китае годовой объем продаж промышленных роботов равняется 60 000 шт., в Японии - 30 000 шт., в США -27 000 шт. В целом же в мире к 2024 г., по данным ABI Research, прогнозируется
увеличение объема продаж роботов в три
12
раза12.
Далее был произведен расчет влияния роботизации в промышленности на объем поступления НДФЛ в бюджет (табл. 2). По данным доклада ООН, к 2024 г. из-за роботизации в России около 25% занятых могут потерять работу. Причина заключается в том, что роботы более производительны, выносливы и допускают меньше брака [7]. Однако данная цифра (25%), по мнению НАУРР, является сильно завышенной13. Причиной этому является тот факт, что в России плотность роботизации14 почти в 70 раз ниже, чем в среднем по миру. Таким образом, оценки международных организаций и агентств относительно интенсивности роботизации не слишком подтверждаются российской реальностью, поэтому вместо 25% возможных потерь рабочих мест нами было принято решение использовать пониженный показатель - 10%.
Используя данные Росстата о том, что в 2015 г. в промышленности в России было занято 14 460 000 чел. и имея прогноз, что к 2024 г. появится 41 084 - 2 892 = 38 192 новых промышленных робота, получаем, что один промышленный робот способен заменить в промышленности 37 чел. ([14 460 000 х 0,1] / /38 192]). Далее, используя информацию о количестве роботов, занятых в промышленности для каждого года, было подсчитано количество выбывших рабочих
роботизации промышленности США) // Мир новой
экономики. 2015. № 4. С. 69-76.
12 По данным IFR, на 2015 г. объемы продаж промышленных роботов равнялись 300 тыс. шт.
13 Аналитическое исследование НАУРР: Мировой рынок робототехники.
URL: http://robotunion.ru/ru/analitika
14 Количество роботов на 10 000 рабочих.
1611
нарастающим итогом и количество рабочих в промышленности на каждый год за период 2017-2024 гг. Также Росстат предоставляет информацию о среднемесячной заработной плате в промышленности, которая равна 34 748 руб. На основе этого были посчитаны начисленная заработная плата рабочего в промышленности за год и объем выпадающих доходов бюджета - как произведение начисленной заработной платы и ставки НДФЛ (13%).
Следующим этапом данной математической модели является расчет влияния роботизации на налог на прибыль организаций.
Стоит немного подробнее остановиться на том, как была рассчитана экономия от увольнения. Зная количество рабочих в промышленности (см. табл. 2), можно подсчитать, насколько оно изменится за каждый год, тем самым получив, сколько рабочих ежегодно могут быть уволены. Затем полученные данные необходимо умножить на годовую начисленную заработную плату рабочего в промышленности, и в итоге мы получим экономию от увольнения рабочих в год. Учитывая тот факт, что амортизация, как и заработная плата рабочих, относится на себестоимость продукции, предприятия получат не полную сумму экономии от увольнения, а за вычетом начисленной амортизации.
В результате увеличится налоговая база по налогу на прибыль, так как себестоимость сократится, и это принесет добавочные доходы бюджету в размере, равном произведению снижения себестоимости на ставку по налогу на прибыль (20%) (табл. 3).
В результате анализа мы получили, что роботизация должна негативно сказаться на доходах бюджета только лишь в 2017 г. Далее дополнительные доходы от увеличения налоговой базы по налогу на прибыль будут превышать выпадающие доходы от снижения поступлений НДФЛ в бюджет (табл. 4).
Если делать усредненную оценку, то в связи с роботизацией за период 2017-2024 гг. бюджет предположительно получит 4,6 млрд руб. дополнительных доходов. Кроме того, стоит отметить положительную динамику дополнительных доходов бюджета (рис. 1).
Такой позитивный прогноз по влиянию роботизации на бюджет становится более мрачным, если учесть тот факт, что, исходя из суммы начисленной заработной платы, работодатель осуще ствляет расчет подлежащих уплате страховых взносов. Несложно понять, что если роботизация в ближайшем будущем приведет к сокращению суммарного объема начисленной заработной платы, то и объем страховых взносов уменьшится (табл. 5).
Получается, что прямого негативного воздействия на бюджет роботизация не оказывает, так как в будущем рост налоговой базы по налогу на прибыль должен нивелировать снижение доходов бюджета от падения объемов НДФЛ. Тем не менее есть риск, что в будущем роботизация окажет серьезное давление на бюджеты Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. И прежде всего под угрозой находится стабильность Пенсионного фонда РФ. Ведь даже в нынешней ситуации, когда последствия роботизации еще невелики, его сбалансированность остается под вопросом, а дефицит бюджета в 3,5% ВВП в 2016 г. во многом связывают именно с трансфертами Пенсионному фонду. И в данной ситуации добавочные доходы бюджета (табл. 5) не смогут нивелировать это явление и покрыть возросшие объемы трансфертов.
Именно поэтому с целью снизить давление на бюджет прежде всего Пенсионного фонда организации могут обязать делать страховые взносы не с заработной платы работника, а, например, с потенциального дохода, который можно получить благодаря
1612
внедрению робота15, или с амортизационных отчислений на роботов16.
Однако возникает вопрос, характерны ли описываемые процессы автоматизации для России?17 Стоит ли нашей стране приостановить скорость роботизации, целесообразно ли вводить налог на роботов в Российской Федерации?
Для этого обратимся к статистической информации. По данным International Federation of Robotics (IFR) общее число инсталлированных промышленных роботов в Российской Федерации к 2015 г. - около 2 900 шт. На рис. 2 показана динамика изменения продаж промышленных роботов в России с 2005 по 2014 г. Из диаграммы видно, что с 2010 по 2013 г. наблюдался стабильный рост продаж промышленных роботов - в среднем около 20% в год. В 2013 г. продажи достигли своего максимума - 615 роботов (увеличение на 34% по сравнению с 2012 г.), но в 2014 г. произошло резкое падение продаж на 52% - до 300 роботов. Причиной этого явилось сильное изменение валютного курса.
Представляется целесообразным сравнить по данному показателю Россию с другими странами (рис. З)18.
Согласно аналитическому исследованию, которое также провела IFR, в России в 2015 г. было продано лишь 340 промышленных роботов, что значительно меньше, чем в остальных странах. Таким образом,
15 Суть налоговой базы для данного налога является дискуссионным вопросом, и в мировой практике на данный момент нет единого мнения.
16 Этот вариант по своей сути близок к затратам на заработную плату, так как также относится на себестоимость и может расцениваться как плата за эксплуатацию робота в том или ином производственном процессе.
11 АскаровД.Т., Бакытжан Д.А. Экономические аспекты внедрения концепции безлюдных производств // Наука без границ. 2017. № 3. С. 16-21.
18 Федосеева О.Н. Влияние процесса роботизации
производства на безработицу // Master's Journal. 2016.
№ 2. С. 612-617.
внедрение робототехники в нашей стране лишь начинает набирать обороты [8], и введение дополнительного налога, по мнению многих авторов, может повлечь за собой замедление этого процесса.
Так, известный государственный деятель А. Кудрин считает: «Подоходный налог на роботов означал бы налог на технический прогресс. У нас в России сейчас задача обратная - нам нужно ускорять технический прогресс. В результате роботизации прибыль быстро развивающихся компаний растет. С нее и нужно помогать тем людям, которые высвобождаются»19.
Вопрос резкого увеличения уровня безработицы в результате роботизации также является весьма актуальным. Однако, как видно из рис. 4, Россия значительно отстает по показателю средней плотности роботов на 10 000 промышленных рабочих. Поэтому отметим, что вероятность роста безработицы в России по сравнению с другими странами значительно ниже [9].
Подводя итог, можно сделать вывод, что на данный момент Россия находится в начальной стадии внедрения робототехники в производство20. Таким образом, введение на современном этапе налога на роботов приведет к замедлению этого процесса, что является нежелательным.
В данной статье оценивалось влияние внедрения робототехники на налоговые выплаты в бюджет. Согласно проведенному исследованию, роботизация должна негативно сказаться на доходах бюджета только лишь в 2017 г. Далее добавочные доходы от увеличения налоговой базы по налогу на прибыль будут превышать выпадающие доходы от снижения поступлений НДФЛ
19 Кудрин выступил против налогообложения роботов. URL: http://interfax.ru/Rusinvestforum/551471
20 Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Перспективы
и условия развития робототехники в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 8-22.
1613
в бюджет. По предварительным подсчетам, в связи с роботизацией за период 20172024 гг. бюджет может получить до 4,6 млрд руб. дополнительных доходов [10, 11].
Тем не менее существует риск, что в будущем роботизация окажет серьезное давление на
бюджеты Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Таким образом, имеется широкое поле для решения задач в данной сфере, чтобы снизить возможные риски и избежать недоплат во внебюджетные фонды.
Таблица 1
Продажи промышленных роботов и количество промышленных роботов в России (прогноз), шт. Table 1
Sales of industrial robots and their number in Russia (forecast), pcs
„ „ - Количество роботов нарастающим Год Продажи роботов, шт. _____'_итогом, шт._
2015 340 2 892
2016 510 3 402
2017 765 4 167
2018 1 149 5 315
2019 1 721 7 036
2020 2 582 9 618
2021 3 873 13 490
2022 5 809 19 300
2023 8 714 28 014
2024 13 071 41 084
Источник: составлено авторами на основе данных International Federation of Robotics (IFR)
Source: Authoring based on International Federation of Robotics (IFR) data
1614
Таблица 2
Влияние роботизации в промышленности на объем поступления НДФЛ в бюджет (прогноз) Table 2
Robotification effects in the industrial sector on the withholding tax remitted to the budget (forecast)
Период Количество роботов нарастающим итогом, шт. Количество выбывших рабочих нарастающим итогом, чел. Количество рабочих в промышленности, чел. Начисленная заработная плата рабочего в промышленности за год*, руб. Выпадающие доходы, руб.
2017 4 167 157 767 14 302 233 450 334 -1 695 637 126
2018 5 315 201 213 14 258 787 486 361 -2 746 932 144
2019 7 036 266 381 14 193 619 525 270 -4 450 030 073
2020 9 618 364 134 14 095 866 567 291 -7 209 048 718
2021 13 490 510 763 13 949 237 612 675 -11 678 658 923
2022 19 300 730 706 13 729 294 661 689 -18 919 427 455
2023 28 013 1 060 622 13 399 378 714 624 -30 649 472 478
2024 41 084 1 555 494 12 904 506 771 793 -49 652 145 414
Примечание. * Заработная плата каждый год индексировалась на среднегодовой темп инфляции за период 20082016 гг. - 8%.
Источник: составлено авторами Source: Authoring
1615
Таблица 3
Влияние роботизации в промышленности на объем поступления налога на прибыль организаций в бюджет (прогноз)
Table 3
Robotification effects in the industrial sector on the corporate income tax remitted to the budget (forecast)
Год Количество роботов нарастающим итогом, шт. Стоимостное выражение роботов*, млн руб. Амортизация в год**, млн руб. Экономия от увольнения рабочих в год, млн руб. Снижение себестоимости, млн руб. Добавочные Доходы, млн руб.
201 7 4 167 41 670 5 208,75 13 043,362 7 834,612 1 566,922
201 8 5 315 53 145 6 643,125 21 130,247 14 487,122 2 897,424
201 9 7 036 70 357,5 8 794,687 34 231 25 436,313 5 087,262
202 0 9 618 96 176,25 12 022,031 55 454,22 43 432,189 8 686,437
202 1 13 490 134 904,375 16 863,046 89 835,837 72 972,791 14 594,558
202 2 19 300 192 996,562 24 124,57 145 534,057 121 409,487 24 281,897
202 3 28 013 280 134,844 35 016,855 235 765,173 200 748,317 40 149,663
202 4 41 084 410 842,266 51 355,283 381 939,580 330 584,296 66 116,859
Примечание. * Из расчета, что один промышленный робот стоит 10 млн руб.; "рассчитана линейным методом, исходя из того, что промышленные роботы относятся к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Источник: составлено авторами Source: Authoring
1616
Таблица 4
Выпадающие/добавочные доходы бюджета в связи с роботизацией в промышленности (прогноз)
Table 4
Income loss/surplus income of the budget as a result of the industrial robotification (forecast)
Год Выпадающие/дополнительные доходы бюджета, млн руб.
2017 -128,715
2018 150,492
2019 637,233
2020 1 477,389
2021 2 915,899
2022 5 362,47
2023 9 500,191
2024 16 464,714
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Таблица 5
Влияние роботизации на объемы страховых взносов (прогноз)
Table 5
Robotification effects on social security charges (forecast)
Год Количество уволенных рабочих в связи с роботизацией, чел. Начисленная заработная плата рабочего в промышленности за год, руб. Снижение объемов * страховых взносов , млн руб. Добавочные доходы бюджета по налогу на прибыль организаций**, млн руб.
2017 28 964 450 334 -3 913,008 782,602
2018 43 446 486 361 -6 339,074 1 267,815
2019 65 168 525 270 -10 269,3 2 053,86
2020 97 753 567 291 -18 854,435 3 770,887
2021 146 629 612 675 -30 544,185 6 108,837
2022 219 943 661 689 -49 481,579 9 896,316
2023 329 915 714 624 -80 160,159 16 032,032
2024 494 873 771 793 -129 618,449 25 923,69
Примечание. *Учитывалось, что на период 2017-2019 гг. тариф взносов на обязательное пенсионное страхование равен 22%, а в последующих периодах - 26%; **в связи со снижением затрат на отчисление страховых взносов. Источник: составлено авторами Source: Authoring
1617
Рисунок 1
Выпадающие/дополнительные доходы бюджета в связи с роботизацией (прогноз), млн руб. Figure 1
Income loss/surplus income of the budget as a result of robotification (forecast), million RUB
Источник: составлено авторами Source: Authoring
Рисунок 2
Динамика продаж промышленных роботов в Российской Федерации в 2005-2015 гг., шт. Figure 2
Trends in sales of industrial robots in the Russian Federation, 2005-2015, pcs
Источник: составлено авторами на основе данных International Federation of Robotics (IFR) Source: Authoring based on International Federation of Robotics (IFR) data
1618
Рисунок 3
Продажи промышленных роботов в некоторых странах в 2015 г., шт. Figure 3
Sales of industrial robots in certain countries, 2015, pcs
Источник: Федосеева О.Н. Влияние процесса роботизации производства на безработицу // Master's Journal. 2016. № 2. С. 612-617
Source: Fedoseeva O.N. [Influence of the process production robotics unemployment]. Master's Journal, 2016, no. 2, pp. 612-617. (In Russ.)
Рисунок 4
Количество промышленных роботов в расчете на 10 000 работников, занятых в промышленности в 2015 г., шт.
Figure 4
The number of industrial robots per 10,000 industrial workers, 2015, pcs
Источник: [9] Source: [9]
1619
Список литературы
1. Gadzhieva K.A., ZakharovaM.A. Tax on Robots. In: Science and Education: Research and Development in the Era of Globalization. Materials of the I European International Research and Practice Conference. Vienna, Austria: Scientific Publishing Center "Open Knowledge", 2017.
P. 59-65.
2. Козлова О.А. Социально-экономические последствия процесса роботизации, или будет ли человечество когда-либо конкурировать с роботами // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1. С. 1025-1028.
3. ПьяноваМ.В., ЛавникР.В. Инвестиции в развитие человеческого капитала: налоговый аспект // Налоги и финансы. 2016. № 3. С. 20-34.
4. Пансков В.Г. Налоговая политика и ее влияние на рынок труда // Финансы. 2017. № 4. С. 26-30.
5. ЮдинаМ.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197-215. URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_60._fevral_2017_g./problemi_upravlenija_teorij
a_i_praktika/yudina.pdf
6. Максютина Е.В. Изменяющийся мир труда: вызовы глобализации // В мире научных открытий. 2014. № 3-6. С. 2345-2356.
7. Кильчукова А.Л. Рынок труда: тенденции и перспективы // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 6. С. 160-165.
8. Колесников Н.Е., Кошелева Т.Н. Промышленные роботы и их комплексы как важнейшая форма высокопроизводительных рабочих мест // Экономика и управление. 2014. № 10. С. 29-32.
9. Коханов С.В. Роботизация предприятий как актуальная тенденция в экономике России: материалы VIII международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Молодые экономисты - будущему России». Ставрополь: Изд-во СевероКавказского федерального ун-та, 2016. С. 236-238.
10. ПьяноваМ.В., Лавник Р.В. Налоговые инструменты стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала // Налоги и налогообложение. 2016. № 10. С. 768-778.
URL: https://doi.org/10.7256/1812-8688.2016.10.19607
11. Нагибина Н.И., Щукина А.А. HR-digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. С. 24.
URL: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN117.pdf
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1620
pISSN 2073-2872 National Interests
eISSN 2311-875X
ON TAX IMPLICATIONS OF ROBOTIFICATION
Elizaveta Ya. KAMARAEVA"^, Nikita A. MAKSIMOVb, Marina V. P'YANOVAc
a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation elizabeth.kamaraeva@yandex.ru
b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation nik-maksimov-97@mail.ru
c Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation marinapyanova@mail.ru
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 4 August 2017 Importance This article focuses on the process of robotification and its impact Received in revised form on the budgetary system of the Russian Federation.
22 August 2017 Objectives We scrutinize the situation in Russia in terms of the robotification extent in
Accepted 15 September 2017 comparison with other countries, and determine taxes, which will be most impacted by Available online robotification, and subsequent fiscal effects. We also analyze to what extent robotification
28 September 2017 threatens to social extrabudgetary funds, and estimate sales of robots in Russia, fiscal
income loss, surplus fiscal revenue and losses of social extra-budgetary funds. JEL classification: H20, H21, Methods Using the description and generalization, we identify strengths and weaknesses H25 of global robotification processes. Based on extrapolation methods, analysis of statistical
data, graphic method of data presentation, we obtain and report estimated sales of robots in Russia, income loss and surplus revenue of the budget, losses of social extrabudgetary funds as a result of the industrial robotification.
Results We quantify the robotification implications for the fiscal system of the Russian Federation and consider the possibility of introducing the robot tax. Conclusions and Relevance The income loss will be offset by surplus income as a result Keywords: robotification, tax of a growth in the corporate profit tax. We believe the Russian budget will soon have implications, income loss, a significant burden as a result of the manpower substitution with robots. It will reduce budget, robot tax, robotics fiscal revenue significantly due to transfers to extrabudgetary funds.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Kamaraeva E.Ya., Maksimov N.A., P'yanova M.V. On Tax Implications of Robotification.
National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1608-1622. https://doi.org/10.24891/ni.l3.9.1608
References
1. Gadzhieva K.A., Zakharova M.A. Tax on Robots. In: Science and Education: Research and Development in the Era of Globalization. Materials of the I European International Research and Practice Conference. Vienna, Scientific Publishing Center Open Knowledge, 2017, pp. 59-65.
2. Kozlova O.A. [The socio-economic consequences of the robotization process or whether humanity will ever compete with robots]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2017, no. 3-1, pp. 1025-1028. (In Russ.)
3. P'yanova M.V., Lavnik R.V. [Investment in human capital development: tax issue]. Nalogi i finansy = Taxes and Finance, 2016, no. 3, pp. 20-34. (In Russ.)
4. Panskov V.G. [Tax policy and its impact on the labor market]. Finansy = Finance, 2017, no. 4, pp. 26-30. (In Russ.)
1621
5. Yudina M.A. [Industry 4.0: Opportunities and Challenges]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2017, no. 60, pp. 197-215. (In Russ.) URL: http://e-
journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_60._fevral_2017_g./problemi_upravlenija_teorij
a_i_praktika/yudina.pdf
6. Maksyutina E.V. [The changing world of work: challenges of globalization]. Vmire nauchnykh otkrytii = In the World of Scientific Discoveries, 2014, no. 3-6, pp. 2345-2356. (In Russ.)
7. Kil'chukova A.L. [The labor market: Trends and prospects]. IzvestiyaKabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN = Bulletin of the Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2016, no. 6, pp. 160-165. (In Russ.)
8. Kolesnikov N.E., Kosheleva T.N. [Industrial robots and robotic complexes: Important components of high-performance workplaces in the Russian Federation]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2014, no. 10, pp. 29-32. (In Russ.)
9. Kokhanov S.V. [Robotification of enterprises as a current trend in Russia's economy]. Molodye ekonomisty - budushchemu Rossii: materialy VIII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh [Proc. 8th Int. Sci. Conf. Young Economists to the Future of Russia]. Stavropol, North Caucasus Federal University Publ., 2016, pp. 236-238.
10. P'yanova M.V., Lavnik R.V. [Tax instruments for encouraging investments into developing human capital]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 10, pp. 768-778.
URL: https://doi.org/10.7256/1812-8688.2016.10.19607 (In Russ.)
11. Nagibina N.I., Shchukina A.A. [HR-Digital: Digital technologies in human resource management]. Internet-zhurnalNaukovedenie, 2017, vol. 9, no. 1, p. 24.
URL: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN117.pdf (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1622