Научная статья на тему 'О НАЧАЛАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ИЛИ O ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГРАНИЦ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ЛЬВА ПЕТРАЖИЦКОГО'

О НАЧАЛАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ИЛИ O ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГРАНИЦ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ЛЬВА ПЕТРАЖИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВ ПЕТРАЖИЦКИЙ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ПРАВА / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА / СУЩЕСТВО ПРАВА / LEV PETRAZHITSKY / SAINT PETERSBURG SCHOOL OF LEGAL PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OF LAW / JURISPRUDENCE / PSYCHOLOGICAL SCHOOL OF LAW / ESSENCE OF LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киейзик Лилианна-божена

Введение. Для успешного функционирования государств необходимо существование устойчивой правовой системы. Ее не будет без точного и однозначного определения понятий. Следовательно, прежде всего необходимо решить вопрос о сущности права, представить его строгую дефиницию. Мыслителями прошлого на это было потрачено много времени и труда, но, к сожалению, эти попытки не увенчались научным успехом. Материалы и методы. В статье предпринята попытка заново вернуться к исследованиям о сущности права известного русского и польского философа права Льва Петражицкого. Организующим методом исследования будет мультидисциплинарный метод интеллектуальной истории. Он будет дополнен авторской трактовкой документов из архивов Санкт-Петербурга. Результаты исследования. Наследие Л. Петражицкого, в том числе его важная статья «Что такое право?», концентрирует в себе задел психологической концепции права, основоположником которой был названный мыслитель. Данная статья, написанная на основании речи Л. Петражицкого, содержит квинтэссенцию позиции основоположника Петербургской школы философии права. Обсуждение и заключение. Статья продолжает в основных пунктах общие положения вступительной статьи автора в польском издании речи Льва Петражицкого «Что такое право?». Обосновывается тезис, что жизнь Петражицкого заключалась в постоянных переездах из страны в страну. Показаны первый и второй периоды творчества этого великого теоретика права, т. е. время до того, когда он покидает Советскую Россию в 1918 г. и через Финляндию уезжает в Польшу. Приводятся неопубликованные, рукописные материалы из архивов Санкт-Петербурга. Текст сопровождается цитатами из статьи Л. Петражицкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BEGINNINGS OF THE PETERSBURG SCHOOL OF THE PHILOSOPHY OF LAW, OR ABOUT CROSSING BORDERS. STUDY OF THE HISTORY OF LEV PETRAZHITSKY

Introduction. A successful legal system is essential for the successful functioning of states. It needs an accurate and unambiguous definition of concepts. Firstly, it is therefore necessary to resolve the problem of the essence of law, that is, to present its strict definition. Previous scholars have spent much time and labour on this, but unfortunately, these attempts were not entirely successful. Materials and Methods.The article returns to the research on the essence of the law of the famous Russian and Polish philosopher of law Leo Petrazhitsky. The method of research is a multidisciplinary method of intellectual history. It is supplemented by an interpretation of documents from the archives of St. Petersburg. Results. The legacy of Leo Petrazhitsky, including his important article “What is law?” establishes his psychological concept of law. This article, written based on a speech by Petrazhitsky, contains the fundamental essence of Petrazhitsky’s position in the role he is given as the founder of the St. Petersburg school of legal philosophy. Discussion and Conclusion. The article continues the general provisions of my introductory article to the Polish edition of Leo Petrazhitsky’s speech “What is law?” The thesis is presented that Petrazhitsky’s life consisted of constant border crossing in both a legal and physical sense. The first and second periods of the work of this great theoretician of law may be determined as the time before he left Soviet Russia in 1918 and when he left for Poland through Finland. Unpublished, manuscript materials from the archives of St. Petersburg were used. The article is accompanied by a cited article by Leo Petrazhitsky.

Текст научной работы на тему «О НАЧАЛАХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА, ИЛИ O ПЕРЕСЕЧЕНИИ ГРАНИЦ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ ЛЬВА ПЕТРАЖИЦКОГО»

Переводы / Translations

Философия. Философия права / Philosophy. Philosophy of Law

УДК 340.12

DOI 10.37399/2686-9241.2020.3.197-212

О началах Петербургской школы

философии права,

или O пересечении границ.

Исследование истории

Льва Петражицкого1

Л.-Б. Киейзик*

* Зеленогурский университет, г. Зелена-Гура, Польша L.Kiejzik@ifil.uz.zgora.pl

Введение. Для успешного функционирования государств необходимо существование устойчивой правовой системы. Ее не будет без точного и однозначного определения понятий. Следовательно, прежде всего необходимо решить вопрос о сущности права, представить его строгую дефиницию. Мыслителями прошлого на это было потрачено много времени и труда, но, к сожалению, эти попытки не увенчались научным успехом. Материалы и методы. В статье предпринята попытка заново вернуться к исследованиям о сущности права известного русского и польского философа права Льва Петражицкого. Организующим методом исследования будет мультидисциплинарный метод интеллектуальной истории. Он будет дополнен авторской трактовкой документов из архивов Санкт-Петербурга.

Результаты исследования. Наследие Л. Петражицкого, в том числе его важная статья «Что такое право?», концентрирует в себе задел психологической концепции права, основоположником которой был названный мыслитель. Данная статья, написанная на основании речи Л. Петражицкого, содержит квинтэссенцию позиции основоположника Петербургской школы философии права.

Обсуждение и заключение. Статья продолжает в основных пунктах общие положения вступительной статьи автора в польском издании речи Льва Петражицкого «Что такое право?». Обосновывается тезис, что жизнь Петражицкого заключалась в постоянных переездах из страны в страну. Показаны первый и второй периоды творчества этого великого теоретика права, т. е. время до того, когда он покидает Советскую Россию в 1918 г. и через Финляндию уезжает в Польшу. Приводятся неопубликованные, рукописные материалы из архивов Санкт-Петербурга. Текст сопровождается цитатами из статьи Л. Петражицкого.

Ключевые слова: Лев Петражицкий, Петербургская школа философии права, философия права, юриспруденция, психологическая школа права, существо права

Благодарности. Я посвящаю свой перевод этого замечательного текста Л. Петражицкого Анете Белжецкой и Ярославу Конецкому - двум юристам-практикам, долгие беседы с которыми позволили мне многое понять о функционировании закона.

1 Настоящий текст является переводом на русский язык вступительной статьи моего польского перевода речи Льва Петражицкого «Что такое право?», который выйдет в издательстве Польской Академии Наук в Варшаве.

© Киейзик Л.-Б., 2020

Я хотела бы выразить свою благодарность профессору Галине Гараевой из Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия в г. Краснодаре и профессору Анне Мусяле с юридического факультета Университета имени Адама Мицкевича в Познани, которые первыми познакомились с моим переводом и высказали свое мнение. Особая признательность за все специальные комментарии - профессору Кшиштофу Мотыке, заведующему кафедрой социологии права и нравственности в Люблинском католическом университете, эксперту по творчеству и наследию Л. Петражиц-кого, который самым тщательным образом помог мне решить терминологические дилеммы. Если остались какие-то неудачные выражения, это исключительно моя вина. Меня утешает мысль о том, что сам Л. Петражицкий, прежде чем писать на польском языке, долгое время обдумывал термины (например, его знаменитая «адекватность»), чтобы наиболее точно выразить содержание, которое он ранее концептуализировал на немецком или русском языках. Так создавались его самые выдающиеся произведения, согласно выражению Тадеуша Котарбинского.

Статья подготовлена при сопровождении гранта Министерства высшего образования в Польше «Национальная Программа Развития Гуманитарных Наук», номер проекта 0404/ NPRH5/H22/84/2017. Грант реализует мой замысел перевода на польский язык важных произведений философов Серебряного века (С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, Л.И. Петра-жицкого, Г.Г. Шпета, Э.Л. Радлова), которые до сих пор не функционировали в пространстве польского читателя, не знающего русского языка. Все переводы выйдут в научной серии Института философии ПАН, научным редактором которой выступает автор статьи.

Для цитирования: Киейзик Л.-Б. О началах Петербургской школы философии права, или О пересечении границ. Исследование истории Льва Петражицкого // Правосудие/Justice. 2020. Т. 2, № 3. С. 197-212. DOI: 10.37399/2686-9241.2020.3.197-212.

About the Beginnings of the Petersburg School of the Philosophy of Law, or About Crossing Borders. Study of the History of Lev Petrazhitsky

Lilianna-Bozena Kiejzik*

* University of Zielona G<ora, Zielona Gora, Poland For correspondence: LKiejzik@ifil.uz.zgora.pl

Introduction. A successful legal system is essential for the successful functioning of states. It needs an accurate and unambiguous definition of concepts. Firstly, it is therefore necessary to resolve the problem of the essence of law, that is, to present its strict definition. Previous scholars have spent much time and labour on this, but unfortunately, these attempts were not entirely successful.

Materials and Methods.The article returns to the research on the essence of the law of the famous Russian and Polish philosopher of law Leo Petrazhitsky. The method of research is a mul-tidisciplinary method of intellectual history. It is supplemented by an interpretation of documents from the archives of St. Petersburg.

Results. The legacy of Leo Petrazhitsky, including his important article "What is law?" establishes his psychological concept of law. This article, written based on a speech by Petrazhitsky, contains the fundamental essence of Petrazhitsky's position in the role he is given as the founder of the St. Petersburg school of legal philosophy.

Discussion and Conclusion. The article continues the general provisions of my introductory article to the Polish edition of Leo Petrazhitsky's speech "What is law?" The thesis is presented that Petrazhitsky's life consisted of constant border crossing in both a legal and physical sense. The first and second periods of the work of this great theoretician of law may be determined as the time before he left Soviet Russia in 1918 and when he left for Poland through Finland. Unpub-

lished, manuscript materials from the archives of St. Petersburg were used. The article is accompanied by a cited article by Leo Petrazhitsky.

Keywords: Lev Petrazhitsky, Saint Petersburg School of Legal Philosophy, Philosophy of Law, Jurisprudence, Psychological School of Law, Essence of Law

Gratitudes. I dedicate my translation of this wonderful text by L. Petrazhitsky to Aneta Belzhetskaya and Yaroslav Konetsky - two practicing lawyers, with whom long conversations with allowed me to understand a lot about the functioning of the law.

I would like to express my gratitude to Professor Galina Garayeva from the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice in Krasnodar, and Professor Anna Musyala from the Law Faculty of the Adam Mickiewicz University in Poznan, who were the first to become acquainted with my translation and expressed their opinion. Particular thanks for all the special comments go to Professor Krzysztof Motyka, Head of the Department of Sociology of Law and Morality at the Catholic University of Lublin, an expert on the creativity and heritage of L. Petrazycki, who helped me in the most thorough way to solve terminological dilemmas. If there are any unfortunate expressions left, it is exclusively my fault. I am comforted by the thought that L. Petrazycki himself, before writing in Polish, spent a long time pondering the terms (for example, his famous "adequacy") in order to most accurately express the content that he had previously conceptualised in German or Russian. This is how his most outstanding works were created, according to the expression of Tadeusz Kotarbinsky.

This article was prepared with the support of a grant from the Ministry of Higher Education in Poland under their "National Program for the Development of the Humanities", project number 0404/NPRH5/H22 /84/2017. The grant implements my idea of translating into Polish the important works of the philosophers of the Silver Age (S.L. Frank, N.A. Berdyaev, L.I. Petrazhitsky, G.G. Shpet, and E.L. Radlov), which have not yet been available in the field to a Polish reader who does not know Russian language. All translations will be published in the scientific series of the Institute of Philosophy of the PAN, the scientific editor of which is the author of the article

For citation: Kiejzik, L.-В., 2020. About the beginnings of the Petersburg school of the philosophy of law, or About crossing borders. Study of the history of Lev Petrazhitsky. Pravosudie/Justice, 2(3), pp. 197-212. DOI: 10.37399/2686-9241.2020.3.197-212.

Введение

С о времен античного Рима и до сегодняшнего дня в юридической науке и в государственных и межгосударственных отношениях формулировалось много понятий, идей и категорий, которые по-разному толкуют проблему сущности права. При этом необходимо иметь в виду, что сегодня для стабильности отношений во всем мире требуются как никогда фундаментальные определения права, которые будут признаваться всеми.

В рамках нашего исследования размышления о принятом всеми определении права и выделении его существенных имманентных признаков изначально предполагают научное определение сущности права. Этой проблемой занимался известный русский и польский философ права Лев Петражицкий (1867-1931). Стоит вернуться к его рассуждениям на эту тему, тем более что его блестящие разработки не устарели. Напротив, они пригодны для создания единой (хотя и многоуровневой) системы права. В этой связи актуально обращение к одной из значимых статей Л. Петражицкого «Что такое право?», которая непосредственно обращена к проблеме дефиниции права и тем требованиям, которым она должна отвечать. В силу остроты вопроса, поставленного

в статье, это наследие Л. Петражицкого сохраняет свою актуальность и в наши дни. Являясь переводчиком статьи Л. Петражицкого «Что такое право?» на польский язык, хотела бы отметить необходимость введения в Польше в научный оборот этой работы, содержащей методологические установки как общего характера, так и частного, отвечающего психологической концепции права.

В данной статье предпринята попытка целостного взгляда на творческое наследие Л. Петражицкого, которое невозможно отделить от его жизненного пути и тех задач, которые ставила перед ним жизнь.

Но стоит также помнить, что, когда Л. Петражицкий, «сын польской нации» [Posner, S., 1909, p. 363], отмечал свои величайшие триумфы, работая на славу Санкт-Петербургского университета, никакая, даже самая маленькая часть его славы не относилась к Польше. Это неудивительно: ведь он читал лекции и писал по-русски, ранее по-немецки, хотя хорошо знал польский язык, но использовал его лишь дома, в беседах с друзьями. Даже в Витебской гимназии, которую Л. Петражицкий окончил в 1885 г., ему не разрешали говорить по-польски, однако он игнорировал запрет, за что был наказан и получил «только» серебряную медаль за ее окончание, несмотря на отличные успехи в учебе [Licki, J., 1985].

В основу работы над данной статьей был положен текст статьи Л. Петражицкого «Что такое право?» и тексты российских и зарубежных авторов, обращенные к творчеству и жизненной истории Л. Петражиц-кого.

Материалы и методы

Объектом исследования является право как научное понятие. На основе мультидисциплинарного метода интеллектуальной истории, посредством использования описательного анализа предпринята попытка рассмотрения точного определения права и уточнения дефиниции сущности права при использовании ранних трудов Петражицкого. На основе указанных методов рассмотрено возникновение Петербургской школы философии права, проанализированы ее главные положения. Исследованы также некоторые элементарные юридические понятия в разработке Л. Петражицкого.

Результаты исследования

Будущий выдающийся теоретик и философ права родился в 1867 г., через несколько лет после январского восстания 1863 г., которое оказало большое влияние на судьбу семьи Петражицких, в доме которых собирались повстанцы. Юзефа (отца Л. Петражицкого) обвинили в поддержке повстанцев и арестовали в ноябре 1863 г., а его жену Розалию обвиняли в том, что она играла на пианино для детей повстанцев и пела гимны [Петражицкий, А.С., 2018, с. 632]. В 1865 году, когда Юзеф был

освобожден из тюрьмы, его здоровье было очень подорвано и он уже не смог восстановить свои силы. После его смерти вдова и четверо детей переехали в поместье ее матери в Ледневиче. А через несколько лет вдова с тремя детьми - Михалиной, Северином и Ядвигой - переехали в Варшаву, оставив на попечение тетям младшего сына Льва. Там впервые ему пришлось преодолевать границы нехватки всего на ферме, а позже, когда он достиг школьного возраста, попрощаться с единственными друзьями, которые были у мальчика, - собаками и птицами. Очередной границей, которую ему пришлось преодолеть, был экзамен в гимназию в Витебске. Он сдал его на иностранном для него языке -русском. Затем были годы учебы в Киеве, в Императорском университете Святого Владимира, который он окончил в 1890 г. [Licki, J., 1985, pp. XXV-LXIII; Петражицкий, А.С., 2018, с. 628-638].

Времена, когда Лев Петражицкий буквально ворвался в мировую науку, были не самыми счастливыми. Ведь он жил на грани эпох, когда было обычным делом провозглашать кризис европейской культуры, остро ощущалась потребность перемен, и поэтому вполне естественно писались рецепты для нового, прекрасного мира. В это непростое время Л. Петражицкий привлек внимание профессоров своим великолепным переводом на русский язык произведения выдающегося немецкого романиста Юлиуса Барона «Das System des römischen Zivilrechts» («Система римского гражданского права»), который осуществил в период 1888-1889 гг. А после окончания юридического факультета Императорского университета Святого Владимира в г. Киеве стал стипендиатом российского правительства и был направлен в Берлин на семинар известного специалиста по римскому и прусскому гражданскому праву профессора Генриха Дернбурга (1829-1907) [Kolbinger, F., 2004].

Необходимо пояснить, что римское право считалось основным предметом в системе юридического образования. Но в России не было специалистов в этой области. Из имеющихся документов Свода законов Министерства народного просвещения от 1886 г. следует, что правительство отдавало себе отчет, что университеты сами не справятся с быстрой подготовкой специалистов по этой дисциплине. В связи с этим было принято решение о направлении лучших выпускников за границу для продолжения учебы. В сборнике документов Министерства народного просвещения того времени указывалось: «...наши университеты страдают ныне недостатком преподавательских сил по кафедре римского права, имея каждый не более одного профессора по этому важнейшему предмету. При таком положении этого дела представляется мало надежд, чтобы наши университеты могли собственными своими средствами привести эту важную часть преподавания в надлежащую силу.»2

Сборник Министерства народного просвещения. СПб., 1886. С. 664.

В это время Германия находилась на пути великого прорыва, что нашло отражение в решении непростых идеологических вопросов, растущих победах социал-демократов на выборах в Рейхстаг в 1890 г., увеличении числа рабочих союзов и организаций, а также в противоречивой ситуации, сложившейся в немецкой юридической науке. В центре внимания юридической общественности находилось обсуждение первого и второго проектов кодификации гражданского права Германии. В рамках доминирующей исторической школы права возник спор между двумя направлениями. Представители одного из них, так называемые романисты, искали образцы для кодификации в римском праве, а представители второго направления - германисты - апеллировали к законам германских племен и средневековых германских государств.

Л. Петражицкий за время своего пребывания в Берлине также принял участие в этой дискуссии. Он подготовил и опубликовал две работы: «Die Fruchtverteilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten» («О распределении доходов при смене пользователей», Берлин, 1892) и 2 тома «Die Lehre vom Einkommen» («Наука о доходе», Берлин, 1893, 1895), в которой изложены начала его более поздней теории права. Очень важным было то, что Г. Дернбург поддерживал Л. Петражицкого своим большим авторитетом в этих научных поисках. Об их теплых отношениях свидетельствуют сохранившиеся в русских и немецких архивах письма и воспоминания других участников семинара Г. Дернбурга. Л. Пе-тражицкий написал о своем учителе теплую статью в журнале «Право» в связи с докторским юбилеем Дернбурга. Он писал так: «...особенно замечательна в этом отношении его новейшая брошюра, содержащая общую картину юридического миросозерцания автора, «Phantasieim Recht». Читая его, поневоле припоминаешь Диккенса и его спокойную и величественную любовь к человеку и снисхождение к его слабостям» [Петражицкий, Л., 1900, с. 665-669].

Следует отметить, что Л. Петражицкий жил и творил в то время, когда большое значение приписывалось открытиям Чарльза Дарвина (1809-1882) и вообще биологическим наукам в целом, а также истории, но отнюдь не философии, которая под влиянием критики Гегеля потеряла свое былое актуальное значение, по крайней мере в аспекте системного подхода.

Молодой ученый Л. Петражицкий проводил свои исследования в период, когда работа Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) вдохновляла авторов революционных идей, когда повсюду начали происходить далеко идущие цивилизационные изменения, коснувшиеся не только Европы. Например, и в Америке появлялось все больше сторонников «социального дарвинизма», создатель которого, английский философ Герберт Спенсер (1820-1903), приспособил теорию Дарвина для нужд социальной реальности, в том числе для промышленности и бизнеса. Он утверждал, что в мире людей «естественный отбор» гарантируется сво-

бодной конкуренцией и борьбой за богатство. Отсюда было уже недалеко до появления евгеники, предпосылки которой сформулировал Эрнст Геккель (1834-1919) - немецкий ученый, работавший в Иенском университете, а развил это направление и собственно предложил термин «евгеника» английский исследователь Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Начался век безумцев, одержимых идеей человеческого совершенствования. Эти идеи были, безусловно, очень опасными. Моральная философия перестала выполнять свои задачи, был объявлен конец вечных моральных истин.

Л. Петражицкий, который был отлично знаком с английской философией, будучи почитателем Ч. Дарвина и Джона Стюарта Милля (18061873), вероятно, знал о вышеназванных тенденциях. Похоже, что психологическая теория Л. Петражицкого, ставящая право перед моралью, могла быть попыткой упорядочить, укротить эти опасные идеи, выйти из ситуации, когда пораженная кризисом философия больше не могла показывать человеку путь и перестала быть ориентиром. Хотя, по моему мнению, вероятно, на рубеже веков молодой ученый Л. Петражиц-кий более интуитивно, чем сознательно, пытался осмыслить свои тезисы. Тем не менее, когда он вернулся в Россию в 1896 г. после большого дебюта в качестве серьезного ученого, его сопровождала слава «гениального поляка» [Licki, J., 1985]. Любопытно, что другие авторы, описывая этот момент из жизни Л. Петражицкого, употребляют выражение о «гениальном русском» [Posner, S., 1909], на что мое внимание обратил профессор К. Мотыка и за что я его сердечно благодарю. Все изложенное подтверждает, по-моему, оценку польского ученого Ежи Лиц-кого, что мнение некоторых исследователей о том, что Л. Петражицкий был продуктом только двух культур - польской и русской, - не является оправданным [Licki, J., 1985, p. XXIX]. Проблема, конечно, более сложная, ибо он был ученым, который работал в трех, а не в двух научных средах и писал на трех, а не на двух языках: немецком, русском и польском. Кроме того, он был отличным специалистом по наследию Древнего Рима, увлекался английской философией (и английской наукой в целом), знал немецкий академический позитивизм и поддерживал прогрессивные идеи в политике [Licki, J., 1985, p. XXIX]. Обобщая, можно утверждать, что за все время своей деятельности Л. Петражицкий, пересекая границы культуры, цивилизации и сознания, последовательно, шаг за шагом создавал свою собственную теорию.

Вернувшись из Берлина в Россию, Л. Петражицкий перевел, уточнил детали, модифицировал, дополнил и расширил фрагменты своих немецких произведений. Это привело к написанию двух диссертацияй. В 1896 году в Киеве Л. Петражицкий получил степень магистра на основе работы «Деление дотальных плодов по римскому праву», а затем в 1897 г. в Санкт-Петербурге ему была присуждена степень доктора права на основе диссертации «Bona fides в гражданском праве». Когда

в 1898 г. он стал экстраординарным профессором кафедры энциклопедии и философии права, а в 1901 г. - ординарным профессором, то начался наиболее плодотворный период его научной деятельности. Л. Пе-тражицкий опубликовал множество статей по различным вопросам в области юриспруденции, печатал их в журнале «Вестник права» - органе Юридического общества Санкт-Петербургского университета, в котором был соучредителем, и в журнале «Право», в состав редакционного комитета которого он входил.

Лев Петражицкий не избегал текущих политических проблем. Поясним, что Петражицкий был избран в 1906 г. в Первую Государственную думу депутатом от Партии конституционных демократов (кадетов) г. Петербурга. Он выступил за политические права для женщин. Его знаменитая речь «О женском равноправии» была переведена на польский язык его сестрой Ядвигой Петражицкой-Томицкой и опубликована во Львове в 1919 г. «Выборгское воззвание», подписанное группой послов в 1906 г., было своего рода воззванием, направленным в сторону общества Российской империи, в котором призывали к бойкоту военной службы и воздержанию от уплаты налогов.

После подписания в 1906 г. Л. Петражицким «Выборгского воззвания» он был приговорен к нескольким месяцам заключения и лишился должности ординарного профессора. Сохранилось письмо Л. Петра-жицкого ректору Университета от 1908 г., в котором он объясняет свое поведение. Л. Петражицкий писал, что его убеждения в отношении обязанности профессора, прежде всего в отношении беспристрастного и объективного толкования науки и недопустимости введения политических тенденций, о чем он писал в книге «Университет и наука», остаются неизменными, а потому не было никаких оснований обвинять его в невыполнении этих обязанностей в преподавательской деятельности3. Однако ректора не убедили эти оправдания, и Л.Петражицкий вновь был назначен ординарным профессором Петербургского университета только в 1915 г.

К слову сказать, 31 октября 1908 г., после отбывания тюремного заключения Л. Петражицким, имело место заседание кружка философии права при Санкт-Петербургском университете, патроном которого был философ. На заседании с речью выступил тогдашний председатель кружка Н.Н. Шульговский, который приветствовал его как «...дорогого учителя, самоотверженного гражданина, мужественно отстаивающего начала права и свободы» [Шульговский, Н.Н., 1910, с. 9-10].

Работая в Санкт-Петербурге, Л. Петражицкий быстро завоевал уважение научных кругов и занял выдающееся место в науке, оказывая при этом серьезное интеллектуальное влияние на широкий круг студентов. Он прекрасно понимал, что разработка теории права требует

3 РГАИА. Ф. 740. Оп. 44. Д. 662. Л. 26-27, копия л. 28-29.

культуры и компетентности их создателей, а студенты должны иметь дело не только с учебниками и оригинальными теориями. С ними необходимо обсуждать эти теории, вслушиваться в их комментарии, учить методологии на примере анализа собственных взглядов. Так поступал со своими слушателями в Берлине профессор Дернбург, и так решил поступать и Л. Петражицкий со студентами Санкт-Петербургского университета и Высших женских курсов, где он читал лекции, однако не вел собственный семинар.

О том, как высоко ценили Л. Петражицкого студенты, свидетельствует репутация Университетского кружка по философии права, основанного по инициативе студентов, в котором он был патроном и лектором. Кружок был основан в 1900 г., когда группа студентов-юристов (К.Я. Купалов, Я.Г. Фрумкин, А.Ю. Блох, Г.А. Ландау и другие), работающих под руководством профессора Л. Петражицкого в области отдельных вопросов права, решили придать своей работе более формальные рамки. Они задумали вместе обсуждать проблемы, с которыми ранее сталкивались на лекциях. Кружок зарегистрировали в администрации Университета, и его члены получили разрешение бесплатно печатать плакаты и тезисы. Первоначально научные встречи проводились в частных квартирах студентов, затем - в университетских аудиториях. Со временем они приняли форму открытых собраний, на которых присутствовали толпы молодых людей с других факультетов. Члены кружка выступали с докладами по отдельным темам, после чего следовали очень оживленные прения и дискуссии. В конце заседания кружка Л. Петражицкий подводил итоги выступлениям студентов. Стать членом кружка было непросто: необходимо было получить рекомендацию двух действительных членов, после чего следовало голосование. Конечно, после завершения учебы в университете членство в кружке автоматически прекращалось [Шульговский, Н.Н., 1910].

Петербургские годы Л. Петражицкого - это также формирование новой, экспериментально-реальной, основанной на наблюдении теории права [Гараева, Г.Ф., 2016; Stanek, Л., 2017]. Она строилась на предпосылке, что в психических явлениях мы различаем познавательные переживания, чувства, волю и эмоции. По словам Л. Петражицкого, именно эмоции являются наиболее значимыми элементарными, доминирующими переживаниями, позволяющими, например, оценивать что-либо. Он выделил так называемые этические эмоции, которые приводят либо к обязанностям, либо к обязанностям в сочетании с правомочиями. В первом случае мы имеем дело с моральным опытом, во втором - с юридическим опытом. Последний синхронизирует, собирает и связывает правомочия (атрибутивы) и обязанности (императивы). Мы видим, что мораль является совокупностью только императивных переживаний, в то время как право - атрибутивно-императивных. Такая концепция права имела психологическое основание, поэтому неу-

дивительно, что позже эта теория права была названа именно так [Ку-der, А., 2016].

Лев Петражицкий представил начала этой новой концепции и теории права в реферате, прочитанном на заседании Административного отделения Юридического общества 28 ноября 1898 г., т. е. вскоре после его возвращения из Германии. Он назвал свое выступление «Что такое право?», и оно было подготовлено для профессионального слушателя, хотя не обязательно глубоко посвященного в проблемы, обсуждаемые профессорами юриспруденции. Его адресатами были члены Санкт-Петербургского Юридического общества, и хотя не все они были учеными, но, безусловно, знали, что происходит в так называемой правовой среде и в чем заключается суть дискуссий о сущности права. Л. Петражицкий исходил из правильных предположений, что для обсуждения права сначала необходимо знать определение права; понимать, что такое субъект права и что такое право в целом. Он писал: «Первая проблема науки права гласит: Что такое право? Для решения этого вопроса (для установления и определения понятия права) мы должны найти 1) общие и отличительные и при том 2) существенные (основные) признаки явления права» [Петражицкий, Л., 1899, с. 1]. Однако нужно иметь в виду, что для успеха науки необходимо отыскать «действительно основные, существенные признаки» [Петражицкий, Л., 1899, с. 4]. В другом случае, тем более в случае возведения случайного признака в основной, в науке будут иметь место хаос, непонимание и «проявится стремление к ошибочным положениям, ложным объяснениям, натяжкам и т. д.» [Петражицкий, Л., 1899, с. 5]. В этом случае право не выполнит своей роли.

Только после объяснения этих основных вопросов можно приступить к анализу функционирующих (или желательных) теорий права. Кроме того, Л. Петражицкий утверждал, что авторы этих теорий определяют право в юридическом смысле, а он предложил определять его как психическое явление Л., 2018, рр. 365-389]. По мнению Л. Петражицкого,

это должно было привести к созданию адекватной теории права.

В указанном выступлении частично упоминалось содержание лекций по «Энциклопедии права», которые Л. Петражицкий читал в зимнем семестре 1897/98 г. Затем оно было опубликовано в январском номере «Вестника права» за 1899 г. Несколько лет спустя появилось его переиздание, расширенное до объема книги под заголовком «Очерки философии права. Выпуск первый. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права» (1900). А отдельные фрагменты были включены в последующие публикации, среди которых и знаменитое «Введение в изучение права и нравственности» (1908).

В статье «Что такое право?», в основу которой было положено упомянутое выступление перед членами Санкт-Петербургского Юридическо-

го общества, Л. Петражицкий использовал относительно простой язык, полный примеров и ситуаций, с которыми мы имеем дело в жизни, если не ежедневно, то, во всяком случае, в социальном пространстве. Текст его выступления вызвал бурную дискуссию, в которой приняли участие выдающиеся юристы, экономисты и философы, например Борис Чичерин, Николай Трубецкой, Максим Ковалевский, Михаил Туган-Бара-новский, Лев Толстой и др. В выступлении Л. Петражицкого шла речь об особой реабилитации философии права, которую с точки зрения методологии многие считали ненаучной, что привело к попыткам изолировать от нее право [Поляков, А.В., 2018, с. 7-25; Тимошина, Е.В., 2018, с. 26-50]. Эта полемика длилась несколько лет. В результате выкристаллизовались две школы понимания права: Петербургская, или, по словам самого Л. Петражицкого, экспериментально-реальная, позже называемая также Петражицианской, и Московская, нормативная, называемая неокантианской. Представителями первой школы были, в частности, Георгий Гурвич, Георгий Ландау, Питирим Сорокин, Николай Тимашев, а второй - выдающиеся российские теоретики права Павел Новгородцев и Богдан Кистяковский. Их споры затянулись на месяцы.

Годы работы в качестве ординарного профессора Санкт-Петербургского университета и организованную семейную жизнь Л. Пе-тражицкого прервали события Февральской революции 1917 г. После свержения царизма Л. Петражицкий был выбран сенатором Верховного суда Российской империи, но активной деятельностью не занимался. В октябре 1917 г. он отправился в Финляндию, а оттуда в апреле 1918 г. - в Польшу. Ему пришлось столкнуться с новыми трудностями, растянувшимися на годы, и пересечением новых границ. Все свои рукописи Л. Петражицкий сдал на хранение в университетскую библиотеку. Это составило три запломбированных коробки, а всего со сданными раньше - 10 пакетов.

В собраниях Российского государственного исторического архива (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится письмо, написанное на польском языке родственницей Л. Петражицкого (возможно, дочерью его сестры Михалины), некоей Сашенькой (01епка), которая уведомляет его об окончании упаковки пакетов с рукописями и составления их перечня. Стоит процитировать обширные фрагменты этого письма: «Дорогой дядюшка! Так как гос. Кам. уехала, а Ан[аний] Ал[ексеевич] не смог справиться со списыванием рукописей, поэтому я поехала и сделала все, как могла лучше. Я не развязывала пакетов, потому что боялась, что не смогу потом сложить их <...>. Я взяла названия из верхнего регистра или из билета на самом пакете. Если я записала что-то не так, мне очень жаль, но характер письма дядюшки показался мне немного трудным для чтения, особенно на немецком языке, которого я не знаю. В любом случае, думаю, что я сделала это лучше, чем это сделал бы Ананий Алексеевич. Я сама положила все пакеты в коробки, на каж-

дой коробке я написала: "Рукописи из библиотеки Проф. Петражиц-кого кор. Н.". Затем Юзеф при мне связал их и запечатал. <...> Я от всей души целую дядюшку и тетю. Сашенька»4. Письмо не датировано, скорее всего, оно было написано в сентябре 1917 г., потому что тогда Л. Петражицкий передал свои рукописи в библиотеку. В архиве находится также документ от 19 сентября 1917 г., подписанный библиотекарем М. Кудрявым, подтверждающий наличие трех коробок (согласно номерам VII, VIII, IX) с документами проф. Petrazyckiego5. Что случилось со всеми этими коробками, неизвестно по сей день. Есть неподтвержденные предположения о том, что они не были уничтожены, но спрятаны и всплывут, когда не останется никого, кто мог бы заявить на них свои права.

Л. Петражицкий, покидая Россию, не отправлялся в неизвестность: у него было несколько предложений о работе в европейских университетах, в том числе в Англии или Латвии. Но он выбрал Варшаву и занял кафедру социологии на факультете права и политических наук в Варшавском университете. И вновь он должен был готовиться к пересечению границ. И независимо от того, что произошло дальше в Варшаве, «проницательной и упорной работой» Л. Петражицкий предоставил своим книгам привилегию: «Они получили право требовать, чтобы их прочитали», как писал Тадеуш Котарбинский во вступительной статье к «Введению в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» [Kotarbinski, Т., 1959, р. 10].

Обсуждение и заключение

Обращаясь к вопросу формирования Петербургской школы философии права, необходимо анализировать ее историю как неразрывно связанную с философией права Л. Петражицкого. А для того, чтобы понимать содержательное своеобразие этой школы философии права, следует учитывать ту методологическую планку, которую ставил этот ученый. Статья «Что такое право?» отражает фундаментальные принципы правового мышления Л. Петражицкого. На мой взгляд, формирование Петербургской школы философии права происходило как результат многих факторов, в числе которых объективные, исторические, связанные с революционными событиями в России, а также порожденными общим кризисом правовой науки на рубеже веков новыми тенденциями научной мысли в целом. Но также нельзя не принимать во внимание и субъективные факторы, которые были связаны непосредственно с личностными особенностями Л. Петражицкого, его талантом, трудолюбием, добросовестностью и ответственностью большого ученого.

4 РГИА. Ф. 1120. Оп. 3. Д. 86. Л. 20.

5 РГИА. Ф. 1120. Оп. 3. Д. 86. Л. 19.

Польский перевод речи Л. Петражицкого «Что такое право?» я подготовила, используя свой собственный опыт судебного эксперта, а также извлекла знания из фрагментов работ превосходного переводчика текстов ученого - Ежи Ланде. Это было тем более оправданно, что (как я подчеркивала выше) Л. Петражицкий включил небольшие фрагменты и отдельные идеи его первого текста на тему сущности права в свои последующие произведения, среди прочих в очень известное «Введение в изучение права и нравственности» (1908), которое было опубликовано всего через несколько лет после публикации знаменитой речи на собрании Юридического общества.

Список использованной литературы

Гараева Г.Ф. Pro et contra: Психологическая теория права Л.И. Петражицкого в истории русской философии права // Мысль Л.И. Петражицкого и современная наука права : материалы меж-дунар. науч.-практ. видеоконф., Краснодар, 2016 г. / под ред. Г.Ф. Гараевой, Я. Турлуковского. Краснодар, 2016. C. 107-122.

Мотыка K. Лев Петражицкий, Санкт-Петербургская школа и польская теория и социология права // Петербургская школа философии права : к 150-летию со дня рождения Льва Петражицкого / под ред. А.В. Полякова, Е.В. Тимошиной. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. С. 51-62.

Петражицкий А.С. Очерк истории семьи Льва Иосифовича Петражицкого // Петербургская школа философии права : к 150-летию со дня рождения Льва Петражицкого / под ред. А.В. Полякова, Е.В. Тимошиной. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. С. 628-638.

Петражицкий Л. Что такое право? // Вестник права. 1899. № 1. C. 37-98.

Петражицкий Л. К докторскому юбилею Дернбурга // Право. 1900. № 21.

Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Петербургская школа философии права: к 150-летию со дня рождения Льва Петражицкого / под ред. А.В. Полякова, Е.В. Тимошиной. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. С. 7-25.

Тимошина Е.В. Философия права Л.И. Петражицкого: генезис постклассического правопонимания в российском правоведении ХХ в. // Петербургская школа философии права : к 150-летию со дня рождения Льва Петражицкого / под ред. А.В. Полякова, Е.В. Тимошиной. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2018. С. 26-59.

Шульговский Н.Н. Кружок философии права профессора Л.И. Пе-тражицкого при СПБ. Университете за десять лет существования : исторический очерк в связи с кратким изложением основных идей учения Петражицкого. СПб., 1910. 52 с.

Kojder A. Aktualnosc myslinaukowej Leona Petrazyckiego w XXI wie-ku // Мысль Л.И. Петражицкого и современная наука права : материалы междунар. науч.-практ. видеоконф., Краснодар, 2016 г. / под ред. Г.Ф. Гараевой, Я. Турлуковского. Краснодар, 2016. С. 217-249.

Kolbinger F. Im Schleppseil Europas? Dasrussiche Seminarfürrö-misches Rechtbeiderjuristichen Fakultätder Universität Berlininden Jahren 1887-1896. Frankfirt a.M. : Vittorio Klostermann, 2004. Kotarbinski T. Wst^p // L. Petrazycki. Wst^p do nauki prawa i moral-nosci. Podstawy psychologii emocjonalnej, oprac. J. Lande. Warsza-wa : PWN, 1959.

Licki J. Zycie i twórczosc Leona Petrazyckiego, oprac. A. Kojder // L. Petrazycki. O nauce, prawie i moralnosci. Pismawybrane. Warsza-wa : PWN, 1985.

Petrazycki L. O prawa wyborcze kobiet / przel. J. Petrazycka-Tomic-ka. Lwów, 1919.

Posner S. Wobcejszacie // Gazeta S^dowa Warszawska. 1909. № 24. Stanek J. Rosyjski realizm prawny. Psychologiczno-socjologiczna szkola prawa. Warszawa, 2017.

Wolenski J. O teorii i filozofii prawa Leona Petrazyckiego // Studia Hi-storiae Scientierum. 2018. № 17.

References

Garaeva, G.F., 2016. [Pro et contra: L.I. Petrazhitsky's psychological theory of Law in the history of Russian philosophy of law]. In: F.G. Garaeva and J. Turlukovsky, eds. Mysl' L.I. Petrazhitskogo i sovremennaya nauka prava = [Thought L.I. Petrazhitsky and modern science of law]. Materials of the international scientific and practical videoconference, Krasnodar 2016. Krasnodar. Pp. 107-122. (In Russ.)

Kojder, A., 2016. Aktualnosc myslinaukowej Leona Petrazyckiego w XXI wieku. In: F.G. Garaeva and J. Turlukovsky, eds. Mysl' L.I. Petrazhitskogo i sovremennaya nauka prava = [Thought L.I. Petrazhit-sky and modern science of law]. Materials of the international scientific and practical videoconference, Krasnodar 2016. Krasnodar. Pp. 217-249.

H.-E. Kuefarn

211

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolbinger, F., 2004. Im Schleppseil Europas? Das russiche Seminar-fürrömisches Rechtbeiderjuristichen Fakultätder Universität Berlinin den Jahren 1887-1896. Frankfirt am Main: Vittorio Klostermann. Kotarbinski, T., 1959. Wst^p. In: L. Petrazycki. Wstgp do nauki pra-wa i moralnosci. Podstawy psychologii emocjonalnej, oprac. J. Lande. Warszawa.

Licki, J., 1985. Zycie i twörczosc Leona Petrazyckiego, oprac. A. Koj-der. In: L. Petrazycki. O nauce, prawie i moralnosci. Pisma wybrane. Warszawa.

Motyka, K., 2018. [Leon Petrazhitsky. Saint Petersburg School and the Polish theory and the sociology of law]. In: A.V. Polyakov and E.V. Timoshina, eds. Peterburgskaya shkola filosofii prava: k 150-le-tiyu so dnya rozhdeniya L'va Petrazhitskogo = [Saint Petersburg School of Legal Philosophy: to the 150th anniversary of the birth of Leon Petrazycki]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t. Pp. 51-62. (In Russ.)

Petrazyckis, A.S., 2018. [An essay on the history of Leon Petrazycki's family]. In: A.V. Polyakov and E.V. Timoshina, eds. Peterburgskaya shkola filosofii prava: k 150-letiyu so dnya rozhdeniya L'va Petrazhitskogo = [Saint Petersburg School of Legal Philosophy: to the 150th anniversary of the birth of Leon Petrazycki]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t. Pp. 628-638. (In Russ.)

Petrazhitsky, L., 1899. [What is the law?]. Vestnik prava = [Bulletin of Law], 1, pp. 37-98. (In Russ.)

Petrazhitsky, L., 1900. [To the Doctoral Jubilee Dernburg]. Pravo = [Law], 21. (In Russ.)

Petrazycki, L., 1919. O prawa wyborcze kobiet. Przel. J. Petrazycka-Tomicka. Lwöw.

Polyakov, A.V., 2018. [Saint Petersburg School of legal philosophy and objectives of modern legal studies]. In: A.V. Polyakov and E.V. Timoshina, eds. Peterburgskaya shkola filosofii prava: k 150-letiyu so dnya rozhdeniya L'va Petrazhitskogo = [Saint Petersburg School of Legal Philosophy: to the 150th anniversary of the birth of Leon Pe-trazycki]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t. Pp. 7-25. (In Russ.) Posner, S., 1909. W obcej szacie. Gazeta Sqdowa Warszawska, 24. Shul'govsky, N.N., 1910. Kruzhok filosofii prava professora L.I. Petrazhitskogo pri SPB. Uni-versitete za desyat' let sushchestvovani-ya = [Circle of philosophy of law, Professor L.I. Petrazhitsky at St. Petersburg University for ten years of existence]. A historical outline in connection with a brief statement of the main ideas of Petrazhitsky's teachings. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t. (In Russ.)

Stanek, J., 2017. Rosyjski realizm prawny. Psychologiczno-socjolo-giczna szkota prawa. Warszawa.

Timoshina, E.V., 2018. [L.I. Petrazycki's philosophy of law: Origin of post-classical legal thought in the XXth century Russian jurisprudence]. In: A.V. Polyakov and E.V. Timoshina, eds. Peterburgskaya shkola filosofii prava: k 150-letiyu so dnya rozhdeniya L'va Petrazhit-skogo = [Saint Petersburg School of Legal Philosophy: to the 150th anniversary of the birth of Leon Petrazycki]. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t. Pp. 26-50. (In Russ.)

Wolenski, J., 2018. O teorii i filozofii prawa Leona Petrazyckiego. Stu-dia Historiae Scientierum, 17.

Информация об авторе / Information about the author

Киейзик Лилианна-Божена, доктор наук, ординарный профессор, заведующий кафедрой истории философии Зеленогурского университета (65-001, Польша, г. Зелена-Гура, Аллея Войска Польского, д. 71A). Lilianna-Bozena Kiejzik, Dr. hab., Full Professor, Head of History of Philosophy Department, University of Zielona Gôra (71A al. Wojska Polskiego, Zielona Gôra 65-001, Poland). E-mail: L.Kiejzik@ifil.uz.zgora.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.