Научная статья УДК 069.51+130.2
Для цитирования:
Антипова Е.А., Буняев М.Б. О модусах понимания музейного экспоната: выставленный объект и явленная вещь // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. №3(26). С. 71-89.
001: 10.56621/27825884_2024_26_71
Антипова Екатерина Алексеевна,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные науки» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, Российская Федерация, 410012, г. Саратов, пр-т им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3 [email protected] ОРСЮ: 0000-0001-7954-9693
Буняев Максим Борисович,
ассистент кафедры «Социально-гуманитарные науки» Саратовского государственного университета генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, Российская Федерация, 410012, г. Саратов, пр-т им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3 [email protected] ОГОЮ: 0009-0000-3623-7761
О модусах понимания музейного экспоната: выставленный объект и явленная вещь
Е.А. АНТИПОВА, М.Б. БУНЯЕВ
Аннотация: В статье представлен анализ экспоната как основополагающего элемента музейной деятельности. Подход к его рассмотрению предполагает обращение к двум горизонтам мышления: предметно-объектному и вещественному. В рамках первого горизонта экспонат рассматривается как пассивное начало по отношению к активному — человеку. Сотрудники музея помещают его в специально подготовленное пространство, сопровождают пояснениями (этикетажем) и в ходе экскурсий конструируют с помощью него смыслы. Посетители музея направляют на экспонат свои интеллектуальные усилия и трактуют его значения, объясняют его значимость. В рамках вещественного горизонта рассмотрения экспонат сам обладает активным началом: является тем, что инициирует процесс коммуникации с индивидом. Экспонат как материальное воплощение прошлого, настоящего и будущего вещает о мире, становится тем, что уличает и схватывает действительность.
© Антипова Е.А., Буняев М.Б., 2024.
Экспонат-вещь свидетельствует о событиях, повествует о своих владельцах и эпохе, к которой принадлежит, а также задает тот контекст, в который уместно его поместить.
Ключевые слова: музей, экспонат, предмет, объект, вещь, конструктивизм, феноменология.
Введение
Вопрос о смысле и назначении музея в современном мире, по нашему мнению, относится к числу дискуссионных. Прежде всего, потому, что вся мировая культура, значимым феноменом которой является музей, порядка полутора веков находится под подозрением — господствующий дискурс ее саморефлексии разоблачителен. Что скрыто за культурой? Чьи интересы она обслуживает и чьим агентом является? Вопросы, уязвляющие классическую рациональность и традиционную метафизику, обращаются на задающего едва ли не прежде, чем ставятся. Иными словами, всякая речь, предметом которой является современность, заведомо строится таким образом, чтобы предвосхищать возможные себе возражения. Второй исток дискуссионности положения музея в современном мире — информационная избыточность. Так, И. Ю. Ларионов предлагает понимать музей в феноменологическом смысле — как то, что «выявляет определенное отношение человека и вещи»1. К. Хадсон во «Влиятельных музеях» указывает на социальную сущность музеев и отмечает, что они «несут на себе отпечаток общества, в котором существуют»2. А. А. Кильдюшева на основе анализа сорока трех русскоязычных определений музея, предложенных исследователями в 1980—2010-х годах, формулирует собственное, в котором данная дефиниция раскрывается как «способ предъявления природного, материального, нематериального наследия... для репрезентации социокультурного образа эпохи, опосредованного временем, пространством и мировоззрением»3. Задача типологизации понятий «музей» и систематизации представлений о нем уже в первом приближении видится чрезвычайно амбициозной. Одна из ведущих
1 Ларионов И.Ю. Пролегомены к феноменологии музея // Э^Ша СцИцгае. 2011. № 11. С. 37.
2 Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 11.
3 Кильдюшева А.А. Конструирование дефиниции категории «Музей» триадическим методом // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23, № 3. С. 177.
причин тому — ситуация современности. Понятие «музей», как и всякое понятие, имеющее обращение в рожденном нашим временем социогуманитарном знании, относится к числу имеющих множество определений4. Среди этого многообразия можно выделить те определения, относительно преодоленности которых в научном сообществе существует консенсус. Эти общие места, носящие «негативный» характер, тем более значимы для нас, что на их критике или деконструкции выстроено все вышеописанное многообразие «положительных» определений. Иными словами, в исследовательском сообществе существует согласие лишь относительно тех определений, которые подлежат пересмотру и преодолению.
Среди наиболее популярных мишеней для критики, а значит и общезначимых определений, особое место занимают словарные дефиниции. Так, в «Словаре музейных терминов» Российской музейной энциклопедии5 базовыми для прояснения смысла и назначения музея полагаются понятия «музейный объект» и «музейный предмет», в свою очередь полагаемые частями историко-культурного наследия и презентуемые в музейных экспозициях. Телосом существования музейных объектов и предметов, таким образом, является выставление напоказ или раскрытие их в качестве экспонатов. Отметим, что предикация «музейности» хотя и специфицирует отношение объекта и предмета, но не упраздняет его общенаучного понимания. Объектом мы называем то, что мы исследуем (выспрашиваем), а предметом — то, в каком отношении нечто исследуется (на предмет чего выспрашивается). Музейность в таком случае оказывается для нас позицией, позволяющей усмотреть мир как собрание вещей — в самом общем и непосредственном значении этого слова,— представленных нашему взгляду. Но что является инстанцией этого представления? Отвечая на этот вопрос — рассматривая становление музейного экспоната,— мы оказываемся на перепутье. В зависимости от того, какова установка нашего сознания, ответ мы получаем в рамках одного из двух горизонтов. Первый из них сопряжен с естественной установкой сознания и может быть назван
4 См.: Менш П., ван. Музейная дефиниция // Вопросы музеологии. 2014. № 1(9). С. 282—291; Петрунина Е.А. Феномен музея в современных трансформационных социокультурных процессах: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Саратов, 2021. С. 21—43.
5 См.: Словарь музейных терминов // Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// museum.ru/rme/dictionary.asp?40 (дата обращения: 13.08.2024). Загл. с экрана.
онтическим. В нем некоторое сущее наделяется сущностью. Второй горизонт носит феноменологический характер, поскольку открывается ввиду постановки под сомнение условий возможности естественной установки сознания. Этот горизонт, ввиду явных отсылок, может быть назван онтологическим и предполагает постановку сознания в ситуацию обнаружения присутствия при бытии.
Итак, в контексте нашего исследования примем, что музей является как местом конструирования смыслов посредством объектов материального мира — предметов, так и пристанищем вещей, реализующих свою способность вещать о бытии. Минувшие эпохи с их уровнем культурного и социального развития будто бы возрождаются из небытия — (ре)конструируются в различных формах, представляющих собой идею, заключенную в материю. Современность концептуализируется, то есть схватывается, музеем через предметно-вещественную составляющую культуры для осмысления обществом своей духовной и интеллектуальной жизни. В музее воссоздается особая среда для представления материальной и духовной жизни социума посредством размещения в экспозиционно-выставочном пространстве экспонатов.
Экспонат является базовой единицей музея, манипулирование которой позволяет ему взаимодействовать с обществом и влиять на процессы в социокультурной действительности. Понятие «экспонат» очевидным образом относится к числу специальных — употребимых в особой, оторванной от повседневности речи — и нуждается в прояснении. Подход к рассмотрению экспоната предполагает различение двух горизонтов мышления: предметно-объектного, выше обозначенного в качестве онтического, и вещественного — онтологического. Первый из них, как уже было сказано выше, задан естественной установкой нашего сознания, согласно которой за всяким из феноменов или явлений стоит внешняя причина — то, на что сознание может быть направлено и чему оно может придать произвольный смысл. Вновь оговорим, что, хотя понятия «объект» и «предмет» в своем содержании существенно различаются, их объем — мыслимая действительность — совпадает, как совпадает и производящая их установка. Вещественный горизонт, в противоположность предметно-объектному, открывает «повест-вовательность» экспоната — его способность свидетельствовать о мире как месте человеческого присутствия.
Основная часть
В рамках предметно-объектного модуса восприятия отметим, что человек созерцает мир не в качестве неразрывного целого, а как совокупность отдельных предметов и объектов. Предметное отношение к действительности свойственно людям, так как через взаимодействия с объектами материального мира человек и познает свою природу. Отношения с предметно-объектным миром неоднородны: человек наделяет предметы особыми статусами, одним из которых является статус музейности. Институцией, санкционированно занимающейся переводом предметов в статус музейных, является музей. И. Ю. Ларионов отмечает, что «музей выступает в первую очередь в своей предметности, причем, на первый взгляд, такой, в которой предметности подчинена сама временность»6. Музейным предметом становится такой предмет, который, будучи изъятым из утилитарных практик, лишается своей телесности (материальности) и становится информационной единицей — тем, что следует каталогизировать, описывать, изучать, исследовать и препарировать, но «не трогать руками». Взаимоотношения музейного предмета и экспоната заключаются в отношении к ним со стороны научного сообщества, продиктованном актуальной социокультурной ситуацией. Есть предметы, достойные стать музейными, но не подходящие для демонстрации социуму и, соответственно, не помещаемые в экспозиционно-выставочное пространство и не становящиеся экспонатами. Момент перехода музейного предмета в экспонат — это момент, когда к нему допускается не только ограниченная группа специалистов, но и общество.
Экспонат в предметно-объектном горизонте является тем, на что «направлена активность (реальная и познавательная) субъекта»7. Сам термин «экспонат» в переводе с латинского языка означает «выставленный напоказ», ведь он существует как объект именно во взаимодействии с отдельными субъектами, которым он дан, и социумом, который предопределил его место в пространстве. Бытие экспоната фиксируется, будучи явленным на обозрение общества, которое выстраивает свое отношение к нему. Именно общество определяет, что станет музейным предметом — и какой из музейных
6 Ларионов И.Ю. Указ. соч. С. 35.
7 Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 2010. С. 136.
предметов станет экспонатом, заняв свое место в экспозиции. Посетители, в свою очередь, приходят в музей, чтобы направить свою интеллектуальную активность на познание объектов, специально выбранных для этих целей.
Экспонат, как очевидно из сказанного выше, изучается и применяется обществом посредством включения в пространство экспозиции музея. Объект в своем существовании и назначении равен применяющему его субъекту, а в своей сущности равен себе самому. В свою очередь, человек, будучи «мерой всех вещей», отводит экспонату место в музее — выставляет напоказ согласно своему замыслу. В данном случае процедура музеефикации носит инструментальный характер — из множества предметов отбираются те, которые наиболее пригодны для созидания нарратива. Отправной точкой предметно-объектного горизонта, таким образом, является Субъект — Творец, обустраивающий мироздание и устанавливающий миропорядок. Не следует, однако, полагать, что этим Творцом является человек ренессансного образца,— скорее речь идет об агенте, репрезентирующем социальный порядок. Если принять за истину суждения о том, что отношения природы и искусства — отношения подражания и что через это подражание искусство дает жизни образцы для дальнейшего подражания, уже осознанного, мы согласимся и с тем, что культурная история человечества — процесс деятельного развертывания человечеством представления о своем собственном начале. В таком случае и музейная деятельность, могущая в предельном обобщении быть понятой как «собирание образцов подражания и для подражания», является одной из первых областей манифестации модели субъектности. Способ сбора (Леуш) предметов предопределен телосом их собрания, а их собираемость (Леуоцт) выявляет для нас в равной степени и намерение отобразить нечто существующее, и наличие намеревающегося. Через коллекцию, выставленную напоказ, коллекционер проявляет и себя. Обращая сознание к собственному истоку, мы обнаруживаем в качестве первой его очевидности данность — предметность, опосредующую отношение между воспринимающим и сообщающим о себе миром. В этой точке, служащей пределом нашему мышлению, предметно-объектный и вещественный горизонты, разводимые нами в данной работе, еще пребывают в неразличимости. По мере разви-
тия культуры и проявления способности человека к преобразованию действительности согласно своему представлению о ней, «коллекция пополняется»: извлеченные из космоса первой природы предметы складываются в природу вторую — проективную реальность порядка человеческого общежития. Отметим, что такая вторичность не может не прочитываться двояко — как обусловленность и произ-водность от некоторого начала и как дополненность и завершенность того, что прежде было лишь замышлено. Ренессансный, в смысле обращенности к своему истоку из некоторого устья, субъект полагает себя тем, чья способность к завершению и исполнению соразмерна способности мира к обусловлению и порождению. Иными словами, в таком субъекте возможное от природы и действительное, согласно произволению, совпадают. Однако следствием деятельности этого субъекта оказывается крах его собственной эмпиричности — достижение своего основания очуждает субъекта самому себе, ставит в положение агента формального воспроизводства своего содержания. Принципалом этого воспроизводства, как иллюстрируют нам «философы подозрения», оказывается трансцендентальное депер-сонифицированное начало, для которого живая личность — преходящее прикрытие. Таким образом, субъект посредством экспонатов конструирует значимые для индивидов смыслы и опирается при этом на уже действующие в обществе образцы социальности: воспроизводит их в музейном пространстве. В связи с этим субъект, обращаясь к акту творения, по сути занимается лишь воспроизведением уже существующих в обществе правил.
Экспонаты — это проникшие в собрания и коллекции музеев объекты, отобранные для сохранения, изучения и демонстрирования обществу. Иными словами, историческое бытие данного общества предоставляет материал, наделяемый в музее смыслом и ценностью сообразно господствующему в обществе способу выстраивания культурной идентичности. Экспонаты как объекты обречены демонстрировать опыт бытия людей в мире, те отношения и представления, которые складываются у человечества в ходе повседневной деятельности и обращения к сакральным сферам жизни. Общество, создавая хранилище для особых материальных объектов, отсылающих к идеальным образцам, осмысливает свое существование и предлагает инструменты для формирования картины мира
и мировоззренческих установок. Модусы восприятия обусловлены культурным опытом и перцептивной способностью зрителя, а также заданы экспозиционером-устроителем. Они позволяют экспонату представать перед созерцающим и воспринимающим его субъектом в качестве объекта или предмета.
Экспонат-объект пассивен по сравнению с творчески осмысляющим его субъектом, который в ходе процесса познания извлекает смыслы из «молчаливых свидетелей истории». Субъект, как активное начало, задает ракурс раскрытия смыслов объекта. Экспонат при предметно-объектном горизонте рассмотрения всегда вторичен по сравнению с действующим началом — с индивидом, который извлекает и назначает смыслы. Наиболее явно подобный модус восприятия экспонатов проявляется в современных музеях, ориентированных на применение партиципаторных технологий. А. В. Смирнов отмечает, что в таких учреждениях главными являются не самоценность и культурная значимость экспоната, а его способность инициировать коммуникацию между индивидами8. Соответственно, музейные предметы становятся антуражем, на фоне которого разворачивается социальное взаимодействие.
Пассивность экспоната ощущается еще и в том, что в музее создается среда для переназначения смыслов, которые должны быть считаны посредством экспонатов-объектов. Например, в Государственном центральном музее современной истории России (г. Москва) в одной из витрин представлен экспонат — сервиз 1949 года с изображением советских лидеров и идеологов9. В связи с изменением политической ситуации в СССР в 50-х годах XX века с одной из чашек этого набора было стерто лицо Л. П. Берии. Данный пример является иллюстрацией пассивности экспоната: на него можно оказать дополнительное творческое воздействие, доработать его, скорректировать возможные варианты прочтения индивидом заложенных в объект смыслов.
Сказанное ранее верно и для музеев естественной истории, репрезентирующих область природы — действительности, полага-
8 См.: Смирнов А.В. Социальный объект: музейный предмет в партиципаторном музее // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1(46). С. 129.
9 См.: Сервиз // ARTEFACT [Электронный ресурс]. URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/fragment-serviza-stalingradskaya-bitva-ukrains (дата обращения: 25.06.2024). Загл. с экрана.
емой предшествующей культуре и от нее независимой. Условность этой независимости может быть вскрыта замечанием об избирательном характере всякой репрезентации, представляющей собой осознанную деятельность человека по освоению мира посредством выявления присущего ему порядка и наделения его объектов смыслом и ценностью. Схожие размышления присутствуют и у Г. И. Герасимова, когда он пишет о том, что человеческим сознанием в равной степени привносится содержание в экспонаты, репрезен-тующие область природы и культуры10. Объекты природного мира, пройдя процедуру репрезентации, окультуриваются — являют себя элементами культуры. Так, практически в любом российском краеведческом музее есть раздел, посвященный природе родного края, где в пространстве одной витрины, выставки или экспозиции представлено «все, чем славится данная земля». При комплектовании этого раздела экспозиционеры руководствуются следующими критериями: социальный заказ — целостный образ, который надлежит создать, а также наполненность фондовой коллекции и экспозиционно-выставочные возможности музея. Соответственно естественно-научный музей хоть и демонстрирует область природы, но отражает позицию общества.
Экспонаты представляют собой некоторые целостности, выделенные «из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания»11. На экспонаты направлены интеллектуальные и физические усилия индивида, от природы склонного к усмотрению за наблюдаемыми явлениями их сущности, связующей воедино отдельные восприятия. Ведь только «нечто самостоятельное может стать предметом, когда мы ставим его перед собой, будь то в непосредственном восприятии, будь то в актуализации через воспоминание»12. Экспонаты являются способом освоения мира объектов и познания выделенных из него единиц. Предметы задают границы представлений, направляют восприятие, позволяют произвести отбор среди возможных смыслов и значений. Выбор предметов есть выбор содержания, поэтому музей предлагает их для знакомства общества с миром. Однако смысловые конструкции
10 См.: Герасимов ГИ. Идеальная сущность музейного предмета // Вопросы музеологии. 2021. Т. 12, № 1. С. 117.
11 Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. С. 329.
12 Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. С. 317.
и экспонаты не совпадают в полной мере, ведь предметы противостоят представляющему субъекту: извлечение содержания из них идет по пути от материального к идеальному, сами же смыслы могут закрепляться в обществе в обратном порядке. Предмет есть некая целостность, открывающаяся человеку способом, проясняющим форму и позволяющим образовать представление, но не могущим исчерпать всю полноту содержания. Иными словами, предмет есть то, о чем всегда можно сказать большее, но говорится значимое. По этому зазору между целенаправленным речевым актом и его потенцией проходит одна из границ между предметно-объектным и вещественным горизонтами понимания экспоната.
Модус восприятия экспоната, названный нами вещественным, предполагает изменение, прежде всего, мироотношения. В этом горизонте вещи становятся вестниками мира — приобретают способность сообщать о событии, при котором человек присутствует. Вещи, таким образом, оказываются не столько сущностным наполнением мира — предметами восприятия, сколько свидетельствами существования мира — как места, в которых по необходимости разворачивается человеческая способность к осмысленному переживанию. Те вещи, которые лучше всего способны оповещать о бытии, переходят в категорию музейных предметов — свидетелей событий прошлого. И, поскольку человеческая способность к переживанию ограничена — происходящее здесь и сейчас событие лишь одно, и именно это,— вещи нуждаются в правильном своем расположении, позволяющем избежать «какофонии и путаницы в показаниях» — наслоения множества событий. Если заключением предметно-объектного взгляда стало бы суждение о том, что процедура отбора экспонатов из фондового хранилища осуществляется сотрудниками музея, руководствующимися социальным заказом, то вещественный горизонт дает иную картину. В ней отобранность предмета обусловлена очевидной ценностью и значимостью, а логика создания экспозиции художественна в самом прямом значении этого понятия — взаимное расположение вещей таково, что каждая из них может целостно явить свой образ. Соответственно, из вещей, хранящихся в музее, лишь малая часть демонстрируется в экспозиционно-выставочном пространстве и обретает возможность «вещать» о мире большей аудитории.
Экспонаты в вещественном горизонте рассмотрения представляют особую социокультурную ценность, ведь ее основной модус «можно определить через понятие "веществования", т. е. приобретения статуса вещи как "оповещения" и "вещания" о мире. Этимология данного понятия в русском языке позволяет констатировать, что в каждой вещи заключено что-то "вещее", существенное для человеческого бытия»13. Вещь, попадающая в музей, изначально обладает особым онтологическим статусом, в экспозиционно-выставочном пространстве она приобретает возможность наиболее полного своего раскрытия и как самоценной единицы, и как одного из элементов мира. Вещь «веществует» в мире, взаимодействует с ним. Познание вещи — это еще и познание мира. «Вещество-вание есть приближение мира»14. Осмысление вещи, помещенной в музей, дает возможность выхватить ее среди объектов действительности, увидеть ее и тот мир, в котором разворачивалось ее бытие. Однако еще до этого акта вещь обладала несомненной ценностью, перемещение ее в экспозиционно-выставочное пространство или в фондовое хранилище обозначило лишь то, что люди осознали ее значимость.
Модус восприятия экспоната как вещи позволяет рассмотреть его как «нечто, самостоятельно существующее в пространстве-времени»15. Вещь, заключающая в себе материю, форму, каузальность и целесообразность, является тем первичным, с чем взаимодействует человек в окружающем его мире, а также тем, что при своей близости предельно далеко от познающего ее субъекта. Бытие вещи полагает предел нашему мышлению. Расстояние между человеком и вещью увеличивается в силу социокультурной ситуации: окружающий мир переполнен вещами настолько, что они перестают восприниматься человеком как нечто самостоятельное. Музей же через экспонаты позволяет увидеть вещи вне сферы их применения, без сковывающих представлений об их функциональных возможностях.
Музей предоставляет возможность эссенциям экзистировать — сущностям существовать. Вещи, которым предстоит стать частью музейной коллекции, лишены актуального бытования, пребывают
13 Иванова Ю.В. Трансформация культурного статуса вещи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. 2012. № 2. С. 61.
14 Хайдеггер М. Указ. соч. С. 325.
15 Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2010. С. 393.
в «непроявленном» состоянии — содержатся в специально оборудованных запасниках и фондах, находятся в личных коллекциях. Вводя их в специальный оборот — выставляя на обозрение, музей «проявляет» вещь в качестве экспоната (лат. expono — выставлять вперед и напоказ). Если прежде каждая из этих вещей опосредовала некоторую жизнедеятельность, бытовала, а потому была прозрачна для взора своего современника и сподручна ему, то в качестве экспоната эта вещь раскрывает и являет прежде скрытую употреблением сущность. Вместе с тем основанием раскрытия оказывается современность зрителя, взору которого представляется вещь, а потому экспонирование всегда есть акт конструирования, или созидания, основания собственного существования некоторой социокультурной реальности, репрезентируемой музеем или ангажирующей его. Однако условием возможности состоятельности экспоната как вещи является отсутствие диссонанса между конструируемой действительностью и бытием, о котором вещь нас оповещает. Так, в вышеприведенном примере с сервизом отсутствие Л. П. Берии на сервизе обращает на себя большее внимание, чем присутствие на нем других политических лидеров,— пустая рамка оказывается лакуной, останавливающей на себе взгляд. Чашка, таким образом, оповещает нас о речевой ситуации, в которой умолчание о прежде «всесильном Берии» является «говорящим» — свидетельствует о существенных переменах в жизни страны, а также обнаруживает процесс конструирования подложной реальности.
Вещь становится экспонатом только тогда, когда признается социумом в этом статусе и помещается им в особо организованное пространство. Истина бытия вещи до обретения статуса экспоната скрыта предположением о том, что она создается для определенной цели, заключающейся в удовлетворении нужд общества. Момент перехода вещи в музей ознаменован разрывом с предыдущей функциональностью и утратой ею утилитарности. Подобная метаморфоза вещи позволяет ей выйти из состояния овеществленности. «Суть этой перемены взгляда в том, что вещь, как бы освобождаясь от своей подчиненности, "прикладности", пассивности вынуждает человека задавать вещи вопрос о ней самой»16. Ореол значимости экспо-
16 Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. MCMCII. М., 1993. С. 73.
ната освещает вещь в ее самостоятельном существовании. Однако, будучи освобожденной от предыдущей «прикладности», она неизбежно обретает в музее новые сферы применения одновременно с повышением собственного статуса в глазах социума.
Общество устанавливает определенные отношения с вещным миром: выстраивает градацию ценностей, определяет значимость вещей, вводит пространственные и временные характеристики с целью включения в создаваемую структуру различных объектов. Под влиянием динамичных трансформационных процессов мир, переполненный вещами, все труднее поддается упорядочиванию, ведь установленные ранее значения слишком быстро меняются, чтобы можно было выстроить гибкое и устойчивое единообразие — социальную структуру. Противодействие этой тенденции приводит к формированию специального механизма редукции — сведения неисчислимого многообразия существующих явлений к упорядоченному конечному множеству осмысленных сущностей. Решением задачи стабилизации становится введение особого общезначимого статуса, применимого для выбранных вещей. Так, наделение вещи статусом экспоната и фиксирование данного акта на социокультурном уровне является важной задачей для общества. Г.-Г. Гадамер отмечает, что в процессе промышленного развития «вещей устойчивого обихода вокруг нас уже не существует. Каждая стала деталью...»17 Вещь, становящаяся экспонатом музея, включается в процессы, происходящие в социокультурной действительности, особым образом. Приобретая статусы «хранимой» и «демонстрируемой» и утверждаясь в качестве ценности, общей для пространственного и временного многообразия членов соответствующего социума, вещь выступает трансцендентальным агентом. Экспонат обеспечивает переход из профанного пространства-времени повседневности в сакральное — (ре)конструкцию исторического смысла. Обращенная в экспонат, вещь переназначает ценности общества и размежевывает культурные границы. Кажущаяся утрата связи вещи с прежней, ушедшей в прошлое социокультурной средой существования, на деле является актом надстраивания новой среды и созидания каналов взаимодействия в обществе.
17 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 240.
Бытие вещи как экспоната двойственно: обретая возможность быть увиденной в своей самодостаточности благодаря исключительному статусу в музее, она подчас получает только этот статус, ведь осуществляется переход из пространства, перегруженного другими вещами, в пространство, перегруженное другими смыслами. В экспонате специфицируется способность «вещать» о мире — открывать мышлению бытие, но его «отобранность» — способ извлечения из прежней системы отношений и способ включения в новую среду — задает рамки мировосприятия. Экспонирование, нацеливаясь на возвращение к вещи, обращается в новое истолкование действительности.
Двойственность бытия вещи как экспоната также заключается в ее отношениях с обществом: «не только "человек — мера всех вещей", но в известном отношении и обратно: "вещь — мера всех людей"»18. Применяя данную идею к рассмотрению экспоната, можно выявить некоторые аспекты его становления в социокультурных представлениях общества. Экспонаты помещаются в музей человеком, который со своих интеллектуальных, духовных, моральных и нравственных позиций осуществляет выбор в пользу присвоения данного «высокого», или привилегированного, статуса той или иной вещи. Стоит отметить, что сам этот статус также создается человеком в качестве определенного признания ценности разнообразных самостоятельно существующих объектов. Музей с экспонатами — это результат освоения человеком действительности. Однако когда человек устремляет свой взор в мир, он, по сути, смотрит в зеркало, в котором отражается все человечество в его многообразии, поэтому итоги, зафиксированные в экспонатах, становятся мерой для самого человека.
В стенах музея вещь преподносится созерцательной способности человека, акт применения которой влечет за собой преобразование ума, перемену образа действия. Экспонат вводит людей в сакральные, в смысле противопоставления обыденному и временному, сферы. «Сама эта ведомость человека вещью говорит о многом: в ней (ведомости) вещь перерастает свою "вещность" и начинает жить, действовать, веществовать в духовном пространстве»19. Человек,
18 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 73.
19 Там же. С. 80.
взаимодействуя с миром вещей-экспонатов, получает возможность уйти от довлеющей повседневности и в то же время увидеть ее. Экспонат становится катализатором осмысливания социокультурных процессов, разворачивающихся в мире. Музей оповещает общество о своем статусе хранителя вещей, но подобные оповещения в то же время являются преодолением вещности экспонатов.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что обращение к двум горизонтам рассмотрения музейного экспоната позволяет проанализировать ту двойственность, которая возникает в сознании человека, созерцающего материальную и идеальную сферы бытия. В рамках предметно-объектного горизонта экспонат рассматривается как пассивное начало по отношению к активному — индивиду. Экспонат-объект или экспонат-предмет подвергается воздействию со стороны социума: становится частью конструируемого наррати-ва. Смыслы, заложенные в музейные объекты, объясняют, трактуют и интерпретируют экспозиционеры, экскурсоводы и посетители. В рамках вещественного горизонта рассмотрения экспонат является активным началом: идеи, заключенные в него, человеку в большей мере требуется уметь извлекать, а не конструировать, как это было при первом горизонте рассмотрения. Экспонат «вещает» о мире, является тем, что уличает и схватывает действительность. Музейная вещь свидетельствует о событиях, повествует о своих владельцах и эпохе, к которой принадлежит, а также задает тот контекст, в который уместно ее поместить.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.
2. Герасимов Г. И. Идеальная сущность музейного предмета // Вопросы музеологии. 2021. Т. 12, № 1. С. 116-130.
3. Иванова Ю. В. Трансформация культурного статуса вещи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Философия, культурология, политология, право, международные отношения. 2012. № 2. С. 60-65.
4. Кильдюшева А. А. Конструирование дефиниции категории «Музей» триадическим методом // Вестник Омского университета. 2018. Т. 23, № 3. С. 170-180. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23 (3).170-180.
5. Ларионов И. Ю. Пролегомены к феноменологии музея // Studia Culturae. 2011. № 11. С. 35-42.
6. Менш П., ван. Музейная дефиниция // Вопросы музеологии. 2014. № 1(9). С. 282-291.
7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет.: пред. совета В. С. Степин; зам. пред. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр.
A. П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. 744 с.
8. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет.: пред. совета
B. С. Степин; зам. пред. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. 692 с.
9. Петрунина Е. А. Феномен музея в современных трансформационных социокультурных процессах: социально-философский анализ. Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2021. 291 с.
10. Сервиз // ARTEFACT [Электронный ресурс]. URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/fragment-serviza-staHngradskaya-bitva-ukrains (дата обращения: 25.06.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
11. Словарь музейных терминов // Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/rme/dictionary. asp?40 (дата обращения: 13.08.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
12. Смирнов А. В. Социальный объект: музейный предмет в партици-паторном музее // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 1(46). С. 126-132.
13. Топоров В. Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. MCMCII. М.: Кн. сад; Carte blanche, 1993. С. 70-94.
14. Хадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Л. Мотылева. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 194 с.
15. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие: статьи и выступления / сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. C. 316-327.
Статья поступила в редакцию 04.07.2024, одобрена после рецензирования 16.08.2024, принята к публикации 23.08.2024.
Article Ekaterina Antipova,
UDC 069.51+130.2 Candidate ofSciences in Philosophy,
For citation: Senior Lecturer,
Antipova E., Bunyaev M. 0 modusakh ponimaniya muzeynogo Department ofSocial Sciences and Humanities, eksponata: vystavlennyy ob"yekt i yavlennaya veshch1 [On the Saratov State University of Genetics, Biotechnology and
modes of understanding a museum exhibit: the exhibited object Engineering named after N.I. Vavilov,
andthemanifestedthing]//TrudySaratovskoi pravoslavnoi Block3, building 4, PeterStolypinAvenue,
dukhovnoiseminarii. [ProceedingsoftheSaratovOrthodox Saratov, 410012, Russian Federation
Theological Seminary], 2024. No 3 (26). pp. 71-89. [email protected]
DOI: 10.56621/27825884_2024_26_71 ORCID: 0000-0001-7954-9693
Maxim Bunyaev,
Assistant,
Department ofSocial Sciences and Humanities, Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilov, Block 3, building 4, Peter Stolypin Avenue, Saratov, 410012, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0000-3623-7761
On the Modes of Understanding a Museum Exhibit: The Exhibited Object and the Manifested Thing
E. ANTIPOVA, M. BUNYAEV
Abstract: The article contains an analysis of an exhibit as a basic element of museum space. The method of its consideration involves turning to the two horizons of thinking: subject-object and material. According to the first horizon an exhibit is the passive entity in relation to the active one — the person. Museum staff places an exhibit in a specially prepared space, accompanies it with explanations (a label) and during a tour constructs meanings with its help. Museum visitors direct their intellectual efforts to an exhibition and interpret its meaning, explaining its importance and originality. Within the framework of the material horizon of consideration, an exhibit itself has an active principle: it is what initiates the process of communication with an individual. An exhibit, as a material embodiment of the past, present and future, represents the world, exposes and captures reality. An exhibit-thing testifies to events, tells about its owners and the eras to which it belongs, and also sets the context in which its placement is appropriate.
Keywords: museum, exhibit, subject, object, thing, constructivism, phenomenology.
REFERENCES
1. Gadamer G.-G. (1991) "Aktual'nost' prekrasnogo" [The Relevance of the Beautiful]. Moscow. (In Russian).
2. Gerasimov G.I. (2021) "Ideal'naya sushchnost' muzeynogo predmeta" [The Ideal Essence of a Museum Object]. In: "Voprosy muzeologii" [Questions of Museology]. Vol. 12, No. 1. pp. 116—130. (In Russian).
3. Heidegger M. (1993) "Veshch". [The Thing]. In: "Vremya i bytie : stat'i i vystupleniya" [Time and Being: articles and speeches]. Moscow. pp. 316—327. (In Russian).
4. Hudson K. (2001) "Vliyatel'nye muzei" [Museums of influence]. Novosibirsk. (In Russian).
5. Ivanova Yu.V. (2012) "Transformatsiya kul'turnogo statusa veshchi" [Transformation of the Cultural Status of a Thing]. In: "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Philosophy, Cultural Science, Political Science, Law, International Relations [Bulletin of St. Petersburg University. Political Science. International Relations]. No. 2. pp. 60—65. (In Russian).
6. Kildyusheva A.A. (2018) "Konstruirovanie definitsii kategorii «Muzey» triadicheskim metodom" [The construction of the definition of the category "museum" by the triadic method]. In: "Vestnik Omskogo universiteta" [Herald of Omsk University]. Vol. 23, no. 3. pp. 170-180. (In Russian). DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(3).170-180
7. Larionov I.Yu. (2011) "Prolegomeny k fenomenologii muzeya" [Prolegomena to the phenomenology of the Museum]. In: "Studia culturae" [Studia culturae]. No. 11, pp. 35-42 (In Russian).
8. Mensch P.V. (2014) "Muzeynaya definitsiya" [The museum definition]. In: "Voprosy muzeologii" [The Issues of Museology]. No.1(9). pp. 282-291. (In Russian).
9. Petrunina E.A. (2021) "Fenomen muzeya v sovremennykh transformatsionnykh sotsiokul'turnykh protsessakh: sotsial'no-filosofskiy analiz" [The Phenomenon of the Museum in Modern Transformational Sociocultural Processes: A Socio-Philosophical Analysis]. Saratov. (In Russian).
10. Smirnov A.V. (2021) "Sotsial'nyy ob"ekt: muzeynyy predmet v partitsipatornom muzee" [Social object: museum item in a participatory museum]. In: "Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury" [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture]. No. 1(46). pp. 126-132. (In Russian).
11. Toporov V.N. (1993) "Veshch' v antropotsentricheskoy perspektive" [Thing in anthropocentric perspective]. In: "Aequinox" [Aequinox]. MCMCII. Moscow. pp. 70-94. (In Russian).
The article was submitted 04.07.2024, approved after reviewing 16.08.2024, accepted for publication 23.08.2024.