Научная статья на тему 'О моделировании задачи оптимизации показателей экологичности судовой энергетической установки как сложной технической системы'

О моделировании задачи оптимизации показателей экологичности судовой энергетической установки как сложной технической системы Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / NUMERICAL SIMULATION / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И ЭКОНОМИЧНОСТЬ СЛОЖНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ECOLOGY AND ECONOMY OF A COMPLEX HEAT AND POWER SYSTEM ENVIRONMENTAL COMPATIBILITY / ПОКАЗАТЕЛИ РИСКА АВАРИЙ / ACCIDENT RISK INDICATORS / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ / OPERATING COSTS / КРИТЕРИЙ МИНИМУМА СУММАРНЫХ ЗАТРАТ / MINIMUM COST CRITERION / OF A COMPLEX TECHNICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ведрученко Виктор Родионович, Штиб Алексей Викторович, Малахов Иван Игоревич

Представлена математическая модель задачи оптимизации показателей экологичности сложных технических систем по критерию минимума суммарных затрат. Разработанный критерий оптимизации позволяет учитывать как эксплуатационные затраты, так и показатели риска аварий при эксплуатации сложных систем. Эффективность разработанных моделей подтверждена результатами моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Ведрученко Виктор Родионович, Штиб Алексей Викторович, Малахов Иван Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О моделировании задачи оптимизации показателей экологичности судовой энергетической установки как сложной технической системы»

12. Ramirez-Figueroa F. D., Pacas M. Model based control of a PMSM with variable switching frequency and torque ripple control // IEEE Ind. Electron. Soc., IECON 2015. P. 1418-1423. DOI: 10.1109/IECON.2015.7392299.

13. Feng K. [et al.]. Modeling and bifurcation research of phase-locked loop speed control of induction motor drive // IEEE Ind. Electron. Soc. 26th Annu. Conf. Nagoya, Aichi, Japan. 2000. P. 2327-2333. DOI: 10.1109/IEC0N.2000.972361.

14. Пат. 163831 Российская Федерация, МПК H 02 Р 7/06, 7/28. Стабилизированный электропривод / Бубнов А. В., Четверик А. Н., Чудинов А. Н. № 2016104223/07; заявл. 09.02.2016; опубл. 10.08.2016, Бюл. № 22.

15. Пат. 2647678 Российская Федерация, МПК H 03 D 13/00, H 03 L 7/09. Частотно-фазовый компаратор / Бубнов А. В., Четверик А. Н. № 2017120667; заявл. 13.06.2017; опубл. 16.03.2018, Бюл. № 8.

БУБНоВ Алексей Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Электрическая техника». БРНЧ-код: 5358-0661 ЛиШогГО (РИНЦ): 250020 ОЯСГО: 0000-0002-0604-3795

AuthorID (SCOPUS): 7004195241 ResearcherID: A-6669-2015 Адрес для переписки: [email protected] ЧЕТВЕРИК Алина Наилевна, старший преподаватель кафедры «Электрическая техника». SPIN-код: 2930-8935 AuthorID (РИНЦ): 688459 ORCID: 0000-0001-8470-9823 AuthorID (SCOPUS): 57193411398 ResearcherID: O-4913-2017 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Бубнов А. В., Четверик А. Н. Улучшение динамики электропривода с фазовой синхронизацией, построенного на основе импульсного частотно-фазового дискриминатора с расширенными функциональными возможностями // Омский научный вестник. 2018. № 4 (160). С. 38-42. DOI: 10.25206/1813-82252018-160-38-42.

Статья поступила в редакцию 21.05.2018 г. © А. В. Бубнов, А. Н. Четверик

УДК 621.1:629.5.064.5-049.5 В. Р. ВЕДРУЧЕНКО1

DOI: 10.25206/1813-8225-2018-160-42-46 "

А. В. ШТИБ1 И. И. МАЛАХОВ2

1Омский государственный университет путей и сообщения,

г. Омск 2Омский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта,

г. Омск

о МОДЕЛИРОВАНИИ ЗАДАЧИ

оптимизации показателей

ЭКОЛОГИЧНОСТИ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ КАК СЛОЖНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Представлена математическая модель задачи оптимизации показателей эко-логичности сложных технических систем по критерию минимума суммарных затрат. Разработанный критерий оптимизации позволяет учитывать как эксплуатационные затраты, так и показатели риска аварий при эксплуатации сложных систем. Эффективность разработанных моделей подтверждена результатами моделирования.

Ключевые слова: численное моделирование, экологичность и экономичность сложной теплоэнергетической системы, показатели риска аварий, эксплуатационные затраты, критерий минимума суммарных затрат.

Требования экологичности производственных развитие научно-методического метода анализа и процессов, в том числе транспортных, являются управления риском при эксплуатации сложных тех-одним из важнейших факторов, стимулирующих нических систем (СТС), в том числе транспортных,

например, судно и его энергетическая установка [ 1 — 3]. Если затраты на обеспечение экологично-сти составляют значительную долю материальных ресурсов процессов, важное значение приобретает проблема оптимизации показателей экологичности СТС с учетом затрат и прогнозируемых значений показателей приемлемого риска аварий, особенно на транспорте [4].

В этом случае, считая некоторый риск приемлемым и который сочетает в себе технические, экономические, социальные, экологические и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем экологичности и возможностями ее достижения [3, 4]. Целью данной работы по аналогии с работами [5, 6] является разработка математического аппарата по обоснованию требований к показателям приемлемой экологичности СТС и соответствующих программ управления, позволяющих с использованием современных вычислительных средств и методов оптимизации эффективно управлять организационными системами, производством и потенциально опасными объектами, например, судном.

Постановка задачи оптимизации. Под сложной технической системой, например, судовой энергетической установкой (СЭУ) будем понимать множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и образующих некоторую целостность (общность), которая обладает определенными свойствами, присущими только данной системе и отсутствующими у каждого элемента в отдельности (свойство эмерджентности) [5].

Сложные технические системы характеризуются, прежде всего, большим числом составных элементов, множеством разнообразных связей, разнородностью структурных элементов и многообразием их физической природы. Кроме того, сложные системы обладают свойствами оптимальности [4].

Примерами СТС могут служить корабли, стационарные энергетические комплексы, автоматические и автоматизированные системы управления и т.д. В общем случае обоснование требований к эко-логичности и надежности СТС связано с соизмерением производственных, эксплуатационных затрат и существующим риском аварий СТС [2]. Поэтому в качестве критерия оптимизации, как это чаще всего принято, рассматривается минимум суммарных экономических издержек (затрат), связанных как с предупреждением возможных происшествий (аварий), так и с ликвидацией последствий (ущерба) от их возникновения [3 — 5].

Экологичность, как и другие свойства сложных технических систем, обеспечивается свойствами отдельных компонентов (элементов), что требует проведения большого количества контрольно-профилактических и ремонтно-восстановительных мероприятий, выполняемых на всех этапах жизненного цикла систем. Мероприятия обеспечения требуемого уровня экологичности характеризуются показателями стоимости, эффективности, ресурсо-емкости и т.п. Следовательно, задача обоснования параметров экологичности сложных технических систем является оптимизационной задачей, а ее решение предполагает нахождение таких параметров Р1, Р2, ..., Р. ,..., Р , которые обеспечат минимум функционала [5]:

где Р. — параметры оптимизации, представляющие собой показатели экологичности г-х ( г=1,2,..., п) систем (компонентов, элементов); С.(Р.) — затраты (стоимость) на реализацию комплекса организационно-технических мероприятий, связанных с обеспечением выбранного показателя надежности и экологичности Р.; Я .(Р.) — затраты, связанные с риском аварий в процессе эксплуатации (функционирования) 1-й системы (компонентов, элементов); Р — вектор с компонентами Р1, Р2,..., Р ,.■■, Рп.

Далее следует пример, который широко используется в работах [4, 5].

Решение оптимизационной задачи (1) связанно с наличием некоторых трудностей: из-за существенной неопределенности исходной информации, обусловленной различными режимами и условиями эксплуатации СТС; сложности структурных схем и множества элементов различной физической природы; неопределенности процессов старения и, как, следствие, технического состояния отдельных компонентов и системы в целом [4 — 6].

Рассмотрим, как и ранее [5], один из возможных подходов к решению задачи. Из опыта эксплуатации известно, что, с одной стороны, затраты (стоимость) на обеспечение заданного уровня надежности и экологичности СТС нелинейно увеличиваются по мере возрастания требований к этим показателям. При этом очевидно, что чем меньше требования к экологичности и надежности систем, тем меньше затраты на их обеспечение и наоборот. Так, при изменении показателей экологичности в пределах 0,2.0,8 увеличение стоимости незначительно, а в пределах 0,8.0,10 — резко возрастает, стремясь к бесконечности (рис. 1) [1—5]:

С(Р) -

-»<» при Щ) -

-И,

где f — время.

Соответственно, каждой 1-й системы (элемента) в общем двучае фднкция стоимости С(Р) (для системы в целом или для ее д-й компоненты) может быть аппроксимирована зависимостью вида

[5]:

С(Р)уН о+но

1п(1 - Р) 1п(0- Ро)'

(2)

где

н

пост нн я величина затрат, не зави-

сящая от надежносуис пкоадгтнностп СТС; С0 — затраты (стоймость), свяа-нные с обдтечением технически возможного максдмального зпаа-ния показателя безопасности НВ

т С,Я

С (Р ) г' о7

С(Р*)

(Р)=С(Р)+К(Р) / С(Р)

^ '---- _____-— 1 1 1/ 1 1 -Т—.Ш) \

Са(Р) у £[Сц(Рц) + В,(Рц)]-

-> тт,

Р

(1)

Р Ро '

Рис. 1. Графикифункций затратна обеспечение экологичности сложной системы. Р* — оптимальныйуровень экологичности системы покритериюминимума суммарных затрат

43

у1

С другой стороны, эксплуатация системы с низкими показателями надежности и экологичности связана с высокими эксплуатационными затратами, обусловленными повышенной интенсивностью отказов, увеличением числа неисправностей, ремонтов и технических обслуживаний, а также затратами по устранению последствий (ущерба) аварий. Все это требует содержания большого количества обслуживающего персонала и аварийно-спасательных формирований, специальных средств сигнализации и обслуживания, сложной и дорогостоящей контрольно-измерительной аппаратуры и т.п. При этом по мере роста показателей надежности и экологичности СТС снижаются не только затраты на эксплуатацию системы, но и затраты, связанные с устранением последств ий аварий.

Интегральными показателями опасности систем, обладающих парамт^ами Р, являются показатели риска, которые представляют собой произведение вероятности 0=1—Р некоторого неблагоприятного событис (проиашсствзя) нр величину ущерба С от этого события [5]:

H(Q) = QCy = (1 - РС

(3)

Ф}т^]^циоссУл^ная зависисость с—ммарных затрат от достигнусхзо уровня скологичности проведена на рис. 1 (нрчвая и, (С)), ич оооирогм алеедов, юл суммарные затратш имеют миним-м о]зи определенном значение Рл, -ооорве и является оптимальным юювном элооогх=ноити сиссеыы по крттертю минимума ^ммoj^hodí затрат. Для определения Н* необзодимв вооим п=нязво1о]ную от выражении (5) и решить уравноние

¿См)))

дР

= 0.

(М)

Длм этово выр^^гяез^^ч (5о яапишем в слонующем виде:

(.(Л)] я)АчВ 1и(1 - Л) о Din Л],

Q7)

где А = Уз о Из; В =

С

-; D

Н

1n(l - Л[И ' 1)1 -о

После диффереЛЦЛре мания выражения (7) с -нтон (6) -10)1-1 ом урамнвнее видо:

Характерназз з твисимосзь экзплиатацконного риска (риска аварий) Я (Р) ор надежности и эеоло-гичносои сз[стемы Р = 1 — 0 может быть аппроксимирована зависимостаю )рис. 1, кривая Я (Р)):

И(Л) = 0, о )

1иЛ

но

= И о И,

1и(1 - Q)

0 1иН - QQ)'

(4)

н(1 - Л) - ВЛ Я(1 - р)

= 0.

(8]

Так как РФ 0 иР т 1, =о л хин меяатель Р(1-Р) 5=0.

Следовательно, чнсмительне D(1 — P)— BP=0. Овсюдв решение этога НЛ=внения:

уде

и

- похтояснао вели(1ино униска, не вависящао

D

от пакятзтелей эколозичнотти мичоемы; Я0 — зна-ченые птытамтео рилка п]те эисмлуатации системы с показателем экологечносет Р0; 0 — вероятность аварии при экспоутчации ЫТО с пяоазателями эко-логыяносоо Р.

С ятзыом злоиайного хаоактепе эксплуоттциот-ныо прзцессов сяммацтая стоиместь веек затрат, связаныыя с достижению приемлемого уровня риска эосплуаатщим СнС, равназ

= Сд

Ом(Л ( = DIЛ)чИН0) =

п иЛ ин^о , д ыо ~кооЯо Hj.—пЫ~ о и0 i—7Г 1и(1 - Р0) 1иЛ0

См-0) = С Q) о Н-Q)

Сд

С

1n(l - Q) , Л 1n Q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1и11 - ОО0)

1иQ]

ДQ = 1 - Л0, (5)

ВоН

(9)

Посне водстановЛИ В и D полуяим окончате=ь-ное выражение:

Л

Н

1и Л

С0 о Н0 1и(1 - Л0) 1иЛ0

Н

Н0 о С0

1и Лп

(10)

1и(1 - Л0)

где СЕ -Р) — математиче скоо о жидан ие сум на рных затрат,свезанны= с заеpaтадн но н 1и<шечение стижение) выбранного уровня экологичности М-Л и рясклм вoзвикяопeвис пpDиcшecнвлй в процессе эксплуатации; С(Р) — матема-ическое ожЛдание за-трат,связанныу с реасюацией программы по обеспечению выбра-нога ^j^oвш экилогичности СТС (включля ззсpоды на разработку, производство, ис-пытнниЛ и эясмлуатацию); R(Q) — математическое ожидание зл=рот, связанных с риском нанесения ущерба самой СТ=, окружающей среде и социальным обнентхм при данном уровне экологичности.

Примеп цешетия задази оптимизации. Для иллюстрации воз можносте й и апробации разработанного математического аппар ата приведем пример решенис ос)ачи оптамбзации (1) параметров эко-логичности некоторо деал зированной сложной техбичтской бистемы по критерию минимума суммарных затрат [5].

б ктчеотве исходных данных при моделирова-нкт функций эксплуатационного риска и суммар-н ых з атрат по формулам (2), (4) — (5) приняты значения еар аметров, не противоречащие современной роизводственной и эксплуатационной практике в различных отраслях экономики: С = 970 у.е.; ЯА = 2300 у.е.; С = 1 773 950 у.е.; С =6 957 57 у.е.; Р0 = 0,9999. Полученные результаты решения, представленные на рис. 2 в виде графиков, показали на-ичие оптимального значения параметра экологич-ности СТС Р* =Рор1 =0,973062, обеспечивающего минимум суммарных затрат 0(Р) = 8,894 Ю5 у.е.

В целом, результаты моделирования, полученные с помощью системы МЛТИСЛЭ [7, 8], показали универсальность, адекватность и эффективность разработанных моделей, что подтверждается чувствительностью моделей к исходным данным и параметрам оптимизации, а также совпадени-

Cf,R,y.e.

110

110-

С (Р)= С(Р) +R (P) 1

С(Р)

R(P)

pc(t) > Pmp(t) = np.(í) « p"(Î),

следовательно,

P(t) = ¡pjfí ■

(11)

(12)

стемы в целом могут существовать боле сложны 0 зависимости. Для из* уствновлениС и формвлизации используются методы спстемнога анализп р мове-лирования опасных процессов, например, аппарат логико-вероятностной теории экологичности сложных систем [1, 4].

Для описания дополнительных затрат, связанных с обеспечением экологичности СТС, восполв-зуемся экспоненциал)уой зввисимостью вида у]:

ОД)

(13)

0,90 0,92 0,91 0,95 0,96 Р

Рис. 2. Результаты оптим нзации по карат елей экологичности сложной системы по критерию минимума сумма!>ных зртрат

ем результатов вычислении, полученных как расчетным путем P = 0,97306в по формуле (1 И. так и с помощью встроенных функциб вптимизации — Minimize(C,P) = 0,Т7В06.

особенности формализации задачи овтимиза-ции. В общем сл^ае треИовании в тктлогичности СТС в целом трансформируются в требования к показателям экологичиисти и надижиисчв оситльбых компонентов (элементов) системы. Сиответствешно, распределение трсбтвсний к поквзатстм школоиич-ности и надежности функцисчирюианиик вавмтитов (компонентов) p(t) системы в течениш и(еизни такжв предполагает роше ни и спттмиза ц ионной задсчт [9].

Задача сонтоит в распределении требований между отдельными водсистемами (элементами) СТС таким образом, чтобы были удовлетворены требования экологичновти ico исев системе в целом [5]. В тех ситуациях, когда система состоит из n подсистем примерно эквивалентного объетк (подсистемы близки по сложности, иагфимер, шо числу элементов), а их отказы являются опасными и независимыми ссбычиями (н. е. отказ любой из содеи-стем может прввечтв к происшествию), требуемое значение показателе Р(t) мчжвт быть найдено методом равноме ино со ра спределе иия квот экологичности [5].

Например, если в прсстейшем случае надежностные харвктериотики элементов примерно рат-ны, а отказ любого элемеича п сиштемы является опасным и независимым, то

где X. — оптимизируемый параметр (например, показатель экологичности, а; а . — постоянный коэффициент с размерностью аелевой функции; 6. — постоянный коэффициент с размерностью, обратной размерности X (У > 0).

Из выражения (13) следуем - то умпнь ш енве параметра X. приводит к снижению затрат. Применительно к задаче оптимизации (рис. 1) это означает, что чем ниже показатели экологичности системы (элементов), т ем м ен ьше затц аты, с вязанные с их обеспечением (достижением). Например, если р < Р2, то С(р) < С(Р]).

Для показателя риска можн записать аналогичную зависимость:

ю, (X, ) = ß.e^X

(14)

где X. — оптимизируемый параметр; р. — постоянный коэффициент с размерностью целевой функции; х — постошный коэффициент с размерностью, обратной размерности X. (х > 0).

Из выражения (14), в отличие от выражения (13), а-едует, что чем выше показатели экологично-сти системы (элементов), тем меньше затраты, связанные с ликвидацией последствий происшествий. То есть если Р1 < Р2, то Я (Р1) > Я (Р2).

Примем допущение, что для всех 1-х элементов системы ( I = 1, ..., п) зависимость между показателями экологичности и стоимостью мероприятий обеспечения экологичности определяется функцией вида

Ср) = «, ln(Q),

(15)

а между экологичностью и показателями эксплуатационного риска — функцией:

RP ) = ß, ln(P, ) = ß, ln(1 - Q),

(16)

где Р (() — вероятность безопасного функционирования (работы) элемента (компонента) системы в течение времени £ Рс — показатель экологичности системы; Р (^ — требуемые значенин показателя экологичности СТС.

В других случа х между показателями надежности и экологичности отдельных элеме нтов и си-

где а. и ß . — постоянные велич—ны; p = 1 — Q.

Соответственно, критерий оптимизации в виде минимума суммарных затрат, связанных с обеспечением э—ол—гичеост— функционирования множества элементов (компонентов) системы и риска про-исшестви—, буде— определеться как [5]:

СЕ(—) я]] [е, Ве(1 ч —;.) + p. ве(—.)]я

i яЬ

я ] [е, Ве(С?и) + — Ве ) Ь ч Qt)] п min. (17)

Для того, чтобы формула (17) выражала зависимость между показателями экологичности системы и суммарной стоимоскью, необхокиео р() выразить через Рс(О)■ При этом очевидно, что определенному

9,- X

! = О

! = 1

значению Рс(З) показателя экологичности системы может удовлетворять множество комбинкций здс-чений (Р(З)) дающих в произведении одно и то же значеви к О (3). Однок о с учетом к ритерияоптив и -зации (14) необходимо найти такую комбинацию произве де и ий Р)), (' = 1, ..., п, ко то р ая обеспечит выполневие огрзниикния:

Pc(t) = Ü P(t) ^„рСО при CZ(P(:

• m in.

Pi

(18)

Дтугими словами, задача сводитср к нахождению значений -Р(З), при кото ]эых показатель экологичности системы в ( -- удзвлетворает условию Р(З)>Р(дК т суомарная стоимость мрнимальна, т. е.

n [« ln(1 п р) + ßi ln(Pl)] = min;

смп ) = : P

рc (t) = n P(t);o < р < i

(19)

Результаты моделирования подтвердили универсальность, адекватность и работоспособность разработанного математического аппарата при решении многопараметрических задач оптимизации экологичности СТС, что позволяет формализовать процессы принятия решений с применением современных информационных технологий

Заключение. Разработанная математическая модель позволяет учитывать ситуационные особенности потенциально опасных объектов и проводить оптимизацию показателей экологичности сложных систем путем соизмерения эксплуатационных затрат с прогнозируемым риском аварий. Показан способ решения задачи оптимизации показателей экологичности СТС по критерию минимума суммарных затрат (19).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Разработанные модели позволяют автоматизировать процесс решения задачи оптимизации требований к безопасности сложных систем с помощью программных комплексов MATHCAD и MATLAB, которые имеют большой набор встроенных функций и простой интерфейс.

2. Универсальность, адекватность, эффективность и чувствительность моделей к исходным данным и параметрам оптимизации подтверждена результатами компьютерного моделирования.

Библиографический список

1. Острейковский В. А. Теория надежности. М.: Высшая школа, 2003. 463 с. ISBN 5-06-004053-4.

2. Северцев Н. А. Системный анализ и моделирование безопасности. М.: Высшая школа, 2006. 462 с. ISBN 5-06005564-7.

3. Рябинин И. А. Надежность и безопасность структурно сложных систем: моногр. СПб.: Политехника, 2000. 248 с.

4. Ведрученко В. Р., Крайнов В. В., Кокшаров М. В. О срстемном подходе в ^следовании проблепы загрязнения окружающей среды вредными выбросами энергетических установок железнодорожного транспорта // Промышленная онергетика. 6P01. № 5. С. 55-60.

5. Майструк А. А., Майструк А. В., Резчиков Е. А. Моделирование задачи оптимизации показателей безопасности сложных сиснем к учбтом эксплуатационных затрат и показателей риска // Машиностроение и инженерное образование. 2013.

де з (36). m 02-51.

6. Ведрученко В. Р., Крайнов В. В., Кокшаров М. В., Га-лимский Е. В. О системном подходе в методологии научных исследований // Омский научный вестник. 2002. Вып. 19. С. 199-202.

7. Майструк А. В. Управление безопасностью эксплуатации сложных технических систем: математические методы и практика их применения: моногр. М.: Изд-во ВА РВСН им. Петра Великого, 2007. 256 с.

8. Майструк А. В., Майструк А. А., Боркин В. С. Моделирование безопасности энергетических систем // Известия МГИУ. Естественные и технические науки. 2012. № 2 (26). С. 69-74.

9. Корниенко В. П. Методы оптимизации. М.: Высшая школа, 2007. 664 с. ISBN 978-5-06-005531-3.

ВЕДРУЧЕНКо Виктор Родионович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Теплоэнергетика» Омского государственного университета путей и сообщения (ОмГУПС). БРНЧ-код: 1462-4926 ЛиШогГО (РИНЦ): 514202

Адрес для переписки: [email protected] ШТИБ Алексей Викторович, аспирант кафедры «Теплоэнергетика» ОмГУПС. БРНЧ-код: 6654-0400 ЛиШогГО (РИНЦ): 904940 Адрес для переписки: [email protected] МАЛАхоВ Иван Игоревич, кандидат технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Специальные технические дисциплины» Омского института водного транспорта филиала «СГУВТ». БРНЧ-код: 5612-4010 ЛиШогГО (РИНЦ): 647738 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Ведрученко В. Р., Штиб А. В., Малахов И. И. О моделировании задачи оптимизации показателей экологичности судовой энергетической установки как сложной технической системы // Омский научный вестник. 2018. № 4 (160). С. 42 — 46. БОН 10.25206/1813-8225-2018-160-42-46.

Статья поступила в редакцию 20.03.2018 г. © В. Р. Ведрученко, А. В. Штиб, И. И. Малахов

i м1

м1

i м1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.