Научная статья на тему 'О модели системной подготовки экономистов'

О модели системной подготовки экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверин В. И.

В порядке постановки рассматриваются актуальные вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки экономистов высшей квалификации на примере специальности "Экономическая кибернетика". Предлагается укрупненная структура учебного плана с выделением 3 блоков дисциплин: общеобразовательного, специального и компьютерного. Обосновываются первоочередные мероприятия по созданию эффективной системы подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A model of economists training

Operations Research in Economy Major is taken as an example to consider topical issues of a training improvement. Offered Curriculun contains thee sets : courses of general edication, special subjects and computer skills instruction. The author present a necessary measures to rise an effectiveness of a training.

Текст научной работы на тему «О модели системной подготовки экономистов»

Вестник Пермского университета 1995 Экономика Выпуск 2

О модели системной подготовки экономистов В. И. Аверин

В порядке постановки рассматриваются актуальные вопросы совершенствования системы профессиональной подготовки экономистов высшей квалификации на примере специальности "Экономическая кибернетика Предлагается укрупненная структура учебного плана с выделением 3 блоков дисциплин: общеобразовательного, специального « компьютерного. Обосновываются первоочередные мероприятия по созданию эффективной системы подготовки специалистов.

Предметная область специалиста в области современной экономики за последние годы претерпела качественные изменения и усложнилась не на один порядок. Переход от централизованной плановой социально-экономической формации к рыночной существенно изменил и требования к квалификации экономиста в современных условиях. Весьма актуальной становится задача радикального обновления как отечественной экономической науки, так и системы экономического образования. Она состоит не столько в "косметическом ремонте" действующей системы подготовки экономистов, трансплантации в нее рыночных элементов, сколько в кардинальном изменении структуры, содержания и методики подготовки профессиональных кадров. Известно, что на протяжении ряда лет в вузах бывшего СССР происходила - дифференциация экономических специальностей, их насчитывалось 53. Это не могло не отразиться на качестве образования: односторонность подготовки специалистов, их слабая способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Подспудно рос спрос на специалиста-универсала, который обладал бы гибкостью, мог достаточно быстро перестроиться на решение новых экономических задач (в том числе качественно отличающихся от традиционных, привычных), был бы способен генерировать идеи. Естественно, такая универсальная подготовка могла дополняться углубленной специализацией, учитывающей потребности конкретных потребителей в соответствующих профессионалах. Невозможность "объять необъятное" путем перманентной дифференциации высшего экономического образования привела к необходимости поиска альтернативы подготовке специалистов по формуле "универсализация + специализация". Несмотря на, казалось бы, взаимоисключение составных слагаемых этой формулы, она вполне раэре-

Ш

амма. Речь идет о формировании профиля специалиста в области экономики и управления, который обладал бы базовыми фундаментальными экономическими знаниями * владел бы современным инструментарием анализа и синтеза (математический аппарат, моделирование, прогнозирование, эффективные информационные технологии) и был бы ориентирован на решение прикладных экономических задач благодаря специализации на завершающем этапе обучения. Поскольку этим требованиям в России вполне отвечает специальность "Экономическая кибернетика" (новое, не совсем удачное, название "Математические методы исследования операций в экономике" вряд ли приживется), рассмотрим на этом примере структуру и содержание подготовки экономистов. Она является, как известно, одной из двух университетских экономических специальностей в навей стране (другая специальность "Политическая экономия" в настоящее время именуется "Теоретическая экономика").

В условиях командной экономики знания эконоглетев математиков (квалификация выпускников специальности "Экономическая кибернетика") в большей части оставались невостребованными по вполне понятным причинам: о какой оптимизации плановых решений могла на практике идти речь, когда они от макро- до микроуровня были нанизаны на политические глобальные цели (порой, явно амбициозные). Этому была подчинена вся пирамида системы управления экономикой. Отсюда - господствующий принцип "демократического централизма", резко ограничивающий число "степеней свободы" творческс й инициативы специалистов, маневрирование потенциальными возможностями в направлении совершенствования деятельности. Об" снима поэтому ка-жушаяся на первый взгляд схоластичность части знаний выпускников этой специальности, несомненно, повышавших их обций интеллектуальный уровень, но субъективно вытесненных "размытым множеством". И это на протяжении длительного периода, от момента возникновения в стране новой вузовской экономической специальности (ко;.ец 60-х гг. текущего столетия) до начала рыночного реформирования экономики. С ретроспективных позиций вполне понятна ожесточенная дискуссия в печати тех лет по поводу этой специальности, совпавшая по времени с конструктивной критикой экономико-математического направления в науке в целом.

Вместе с тем существование пограничной область, объединяющей экономику и математику, обусловлено объективными причинами и она

задолго до нашего времени служила объектом исследования многих известных ученых. Достаточно назвать выдающегося английского экономиста XVII в. Вильяма Петти, написавшего книгу "Политическая арифметика". Тогда было положено начало использованию экономико-статистических методов. В 1758 г. Франсуа Кенэ обобщил статистический материал по экономике Франции и написал свою "Экономическую таблицу". Это была первая в истории формализованная модель общественного воспроизводства.

Впервые термин "экономическая кибернетика" появился в начале 60-х гг. нашего столетия в трудах акад. В.С.Немчинова (Россия), О.Ланге и Г.Греневского (Польша), английского ученого Ст.Бира.

С тех пор утекло немало воды... Этот термин обозначает сегодня самостоятельное маучное направление и соответствующую учебную специальность университетского профиля. Экономяко-математические исследования стали делом жизни целого поколения ученых, среди них: акад. Л В.Канторович (Россия), лауреат Нобелевской премии; Дж.Форрестер, профессор Массачусетского технологического института, автор книги "Мировая динамика" (награжден золотой медалью Вальдемара Поулсена, учрежденной Датской академией технических наук)*; Василий Леонтьев, американский ученый русского происхождения, лауреат Нобелевской премии; акад. В.С.Немчинов, основатель целой научной экономико-математической школы в России, возглавляемой Центральным экономико-математическим институтом Академии наух и др.

Формирование рыночной системы хозяйства в России определило новые требования к подготовке экономистов в связи с расширением областей предпринимательской деятельности, изменением функций и методов работы государственных органов, развитием конкуренции, появлением фактора производственного и финансового риска и неопределенности в деятельности фирм, предприятий и подразделений. Совершенно иное практическое применение получили моделирование и прогнозирование в принятии управленческих решений - как реальный инструментарий в комплексе новых функций управленческого персонала. Начинается активное "вторжение" в экономическую практику новых для отечественной науки методов актуарной математики, играю-

* В России переведены еще 2 его книги - "Основы кибернетики предприятия" и "Динамика развития города".

«их важную роль в страховом бизнесе, банковском дел®, деятельности различных финансовых институтов. Все это объективно требует ориентации на "математизацию" подготовки экономистов, использования ими в будущей профессиональной деятельности точных количественных методов обоснования и принятия управленческих решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие предприятия, фирмы и т.д. Таким требованиям в настоящее время отвечает специальность "Экономическая кибернетика", которая всегда отличалась от других экономических специальностей именно математизацией" . Однако только сейчас это становится по-настоящему востребованным. Нельзя не сказать и о том, что подобная "математизация" формирует особый стиль мышления, способность к формализации, системному анализу экономических процессов, выбору оптимальных решений на строго научной основе. Очевидно, подобным требованиям должна соответствовать профессиональная подготовка всех экономистов в университете. Однако эта проблема выходит за рамки статьи и должна стать предметом самостоятельного изучения.

В Пермском государственном университете специальность "Экономическая кибернетика" введена в 1970 г. . и в 1875 г. произведен первый выпуск экономистов-математиков. За истекший период довольно четко обозначилась специфика этой специальности, ее отличие от других экономических специальностей университета.

Система подготовки экономистов-математиков включает в себя 5 блоков дисциплин по следующим направлениям. ,, 1. Общеобразовательная подготовка

В общем объеме часов учебного плана на нее приходится 15%. Это традиционные гуманитарные дисциплины: история отечества, иностранный язык, логика, история народного хозяйства, право, философия, социология и другие, изучаемые студентами з течение 8 семестров. Кроме них в 7-м семестре введен спецкурс "Диалектика сложных систем", учитывающий специфику подготовки экономистов-ма-тематиков.

2. Экономическая подготовка

Этот блок имеет наибольший удельный ,вес в учебном плане (25Х) и включает' 16 дисциплин, читаемых с 1-го по 9-й семестры. Помимо фундаментальной экономической подготовки (экономическая теория, бухгалтерский учет, финансы и кредит, экономика предприятий, микроэкономика, макроэкономика и др.) предлагается ряд спец-

»

курсов, углубляющих экономическую подготовку. Среди них можно м*> делить дисциплины, преподавание которых предусмотрено только дда специальности "Экономическая кибернетика": "Финансовый менеджмент", "Рыночная инфраструктура", "Экономико-правовые вопросы предпринимательства", "Новое в налогообложении и учете". Спецкурс "Внешнеэкономическая деятельность" впервые был введен на "Экономической кибернетике", а затем его стали читать и для специальности "Менеджмент". Следует выделить и такой спецкурс, как "Биржевое дело", читаемый специалистами-профессионалами в течение 7-го и 8-го семестров.

Отличительной особенностью данного блока является система непрерывной экономической подготовки на протяжении всех лет обучения, обеспечивающая логическую последовательность в обучении, преемственность дисциплин. В результате студенты получают комплексные знания основных экономических процессов и явлений, связанных с хозяйственной деятельностью общества.

3. Математическая подготовка

Этот блок наполнен математическими дисциплинами, призванными выработать у студентов способность к аналитическому решению экономических задач, формализации широкого спектра проблемных производственно-хозяйственных ситуаций, квантифихации различных экономических явлений. Именно здесь закладывается основа успешного овладения инструментарием специальности, позволяющим находить в практической жизни эффективные пути разрешения нестандартных проблем.

Дисциплины этого блока, изучаемые на протяжении 7 семестров (начиная с первого), занимают в учебном плане почти четверть всего объема подготовки (23,5 X). Помимо 5 традиционных математических дисциплин специальности (матаналиэ, линейная алгебра, линейное программирование, теория вероятностей, математические методы исследования операций) введен фундаментальный спецкурс "Математические методы анализа динамических моделей экономики" (204 ч), опирающийся на многолетние теоретические и прикладные исследования ученых кафедры в области моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов на разных уровнях. Эти исследования послужили основанием для создания при кафедре крупного регионального исследовательского центра в данной области и международной научно-исследовательской лаборатории, где продуктивно работают студенты всех курсов. На этой же базе открыты эффективно действующие аспирантура и докторантура.

4. Специальная подготовка

Она проводится с 1-го по 5-й курсы (9 семестров) и развивает системные представления студентов об экономике. Здесь широко используется математический аппарат исследования операций, теории вероятностей, линейного программирования и других дисциплин предыдущего блока. Вино отметить, что овладение студентами их будущим профессиональным инструментарием - основная "целевая функция" этого блока 12 дисциплин, составляющих 22 X учебного плана. Наибольшая доля среди них приходится на моделирование экономики (260 ч, или 36 X общего объема часов дисциплин этого блока). Около 100 ч отводится на изучение аппарата прогнозирования ("Методы социально-экономического прогнозирования" и "Прогнозирование региональной экономики"). Немаловажное значение для формирования профиля будущего специалиста имеют курсы "Теория фирмы" и " Методы принятия решений". Методологической базой почти всех дисциплин данного блока является "Экономическая кибернетика", ориентирующая студентов на применение ее основных положений для анализа и синтеза систем управления экономическими объектами от микро- до макроуровня .

В процессе специальной подготовки осуществляется целенаправленное формирование системного мышления будущих специалистов в их предметной и смежных областях, обеспечивая на практике его гибкость, высокую адаптируемость к изменению экономических ситуаций.

5. Компьютерная подготовка

В "чистом" виде она составляет пока 15 X (с 1-го по 5-й семестры), что, естественно, не может считаться удовлетворительным для подготовки профессионала экономиста-математика. Не устраивает такое положение и самих студентов, которые достаточно хорошо представляют себе компьютерные возможности в своей будущей деятельности. Объясняется это слабым техническим оснащением учебного процесса.

Для того чтобы восполнить пробел, кафедра в рамках отдельных специальных дисциплин (4-й блок) организует практические и лабораторные занятия на ПЭВМ, в ходе которых студенты проводят имитационные эксперименты в широком диапазоне экономических задач от макро- до микроуровня. Важно отметить использование при этом реальной (или близкой к ней) информации, накопленной в течение многих лет в ходе научных и прикладных исследований кафедры. Данное

обстоятельство, а также многоплановое содержание имеющейся базы данных, охватывающей длительный период социально-экономических процессов в рамках многоотраслевого комплекса административной области, существенно расширяет дидактические возможности компьютерного обучения студентов.

Эффективная организация учебного процесс* по специальности "Экономическая кибернетика", учитывающая ее специфику по сравнению с другими экономическими специальностями факультета, базируется на принципе сквозного построения практических и лабораторных занятий на единой базе данных. Опыт ревения сквозных задач в нескольких профильных учебных курсах ("Общая теория статистики", "Планирование экономического и социального развития", "Экономика промышленности", "Моделирование экономики" и др.) свидетельствует о системном формировании экономических знаний студентов.

Так, в курсе "Общая теория статистики" студенты впервые знакомятся с реальной характеристикой экономики региона на основе ревения задач по обработке временных рядов. С использованием же информации в курсе "Планирование экономического и социального развития" начинается решение более сложных по содержанию задач спецификации производственных функций типа Кобба-Дугласа, а также функций с постоянной эластичностью замещения. Далее в этом же курсе студенты переходят к исследованию моделей статистического и динамического межотраслевого баланса. На старвих курсах при изучении дисциплины "Экономика промышленности" информация базы данных позволяет выбирать оптимальны® производственные программы предприятий и анализировать факторы, обеспечивающие максимальный эффект функционирования. Подобный анализ производится на основе многофакторных регрессионных моделей. В курсе "Моделирование экономики" на исследовательском уровне студенты занимаются моделированием процессов функционирования социальной и производственной инфраструктуры региона,, используя накопленную в базе данныж информацию.

Принцип сквозного использования единой базы данных позволяет не только содержательно увязать основные экономические дисциплины, но и выработать у студентов цельное представление об экономике:

а) в ходе лабораторных занятий проигрывать различные варианты развития отдельных предприятий, производственных комплексов, от-

расл«й |«1И"н« 1 > «» tt|tHfiанееннн« с » «кй>- i шпанм

ВЫВОДЫ, Ириннн» » * III <fl«!| МаННИЙ |'«||В|М|« НИ «Н» )Н1пЦ.НН» им I и -»и

Продола н NU....... ........«и I ци »и - н ...,, • .. ..... и »

ГОСро'ШЫЯ Нммниич«. И1И Н ||Ия«1МНи MI.. ««м ■ mm ■ I и « |<ИшиммМ,

Общ Ий'штн IHM . ИНЫМ Ii« IMILKH МОХИИМЦНИУ!» I * у П И II V * lml|n-ill ||Цн

знаний, м>> и умение iipaftf мч«!ни и* имиш шмм ин пшшмн |||<н фессиомллыюм уснвме,

л) ппвымвв моянявя i чльный итщин и щмлнн i v . рп шиипи um ревность !••( ищ'внив лшний дли принятия Пол««* »ффМКТИВНЫХ И Ш (II торонне ибосноншшх решений, способствовать росту активности студентов не только в период проведения занятий, но и при спмос тоятвльном изучении дисциплин;

в) для решения задач и принятия хозяйственных решений с помощью учебного комплекса программ при одновременно устойчивом высоком познавательном интересе профессионально овладевать вычислительной техникой как привычным эффективным инструментом своей будущей практической деятельности.

Важным этапом а подготовке экономистов-математиков является переход к специализации на старших курсах. Предпосылки узкой профессиональной ориентации студентов заложены в ходе общеэкономической, математической и специальной подготовки. Наличие знаний будущей предметной области и овладение основным инструментарием решения различных экономических задач облегчает ориентацию на конкретного потребителя. Практика выполнения дипломных работ последних лет характеризуется весьма широким диапазоном направлений прикладных исследований студентов-выпускников: банки, биржи, промышленные предприятия, страховые общества, субъекты муниципального и областного управления и многие другие. О достаточной конкурентоспособности экономистов-математиков среди выпускников других экономических специальностей вузов свидетельствует также и успешно® их трудоустройство, заполнение ими всех "пор" рыночной экономики со значительной амплитудой.

Состояние современной экономики, ее постоянное усложнение, динамизм, многофакторность, необходимость принятия оптимальных хозяйственных решений в реальном масштабе времени - все это служит побудительным мотйвом непрерывного совершенствования системы подготовки экономистов, ее трансформации с учетом требований времени .

* Для создания эффективной системы подготовки специалистов на экономическом факультете Пермского университета, адекватной современным условиям, необходимо осуществлять ряд мер методического и организационного характера. Среди первоочередных целесообразно выделить следующие.

1. Повысить долю спецкурсов, "привязывающих" выпускников к запросам конкретных потребителей. На этой основе созданы реальные предпосылки открытия специализаций. Так, на "Экономической кибернетике" планируется специализация выпускников применительно к банковской деятельности (моделирование, прогнозирование, актуарные расчеты и т.п.).

2. Привлекать опытных высококвалифицированных специалистов-практиков к чтению спецкурса, руководству курсовыми и дипломными работами. К примеру, на "Экономической кибернетике" с 1994/95 учебного года введен новый спецкурс "Финансовый менеджмент" , который подготовлен руководителем одного из крупных коммерческих банков г.Перми. Специалистами читаются и такие спецкурсы, как "Экономико-правовые вопросы предпринимательства", "Новое в налогообложении и учете", "Биржевое дело" и др.

3. Развивать техническое оснащение учебного процесса, переходить к информационным технологиям в обучении. Это даст возможность студентам в период обучения не только овладеть эффективным инструментарием их будущей профессиональной деятельности, но и включиться в созидательный процесс принятия нестандартных решений уже на студенческой скамье (имитационное моделирование, прогнозирование и др.).

Библиографический список

1. Аверин В.И., Андрианов Д.Л. Опыт создания и эксплуатации комплекса учебных программ при подготовке студентов экономических специальностей//Информационная технология в университетском образовании. М.: Нзд-во МГХ, 1991.

2. Аверин В.И. Развитие системы подготовки экономистов-мате-матиков//Применение экономико-математических методов и вычислительной техники в управлении производством (III региональная на-учно-практическая конференция). Пермь, 1990.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Н.: Высшая школа, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.