Вера ЛОБЫЗЕНКОВА
О модели региональных ассоциаций женщин-предпринимателей в сфере малого бизнеса
Необходимо сказать, что женщины, реализующие себя в сфере малого бизнеса, сталкиваются с многочисленными проблемами, которые им не всегда удаётся решить в одиночку. Автор статьи считает, что одним из наиболее эффективных способов решения проблем в женском малом бизнесе могло бы стать создание женских предпринимательских объединений -бизнес-ассоциаций.
Объединившись, женщины-предприниматели получили бы возможность лоббировать свои интересы как на федеральном, так и на региональном уровнях; выстраивать равноправные партнёрские отношения не только между собой, но и с органами власти; активно участвовать в законотворческой деятельности, так как, рассматривая проблемы развития женского малого бизнеса в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами, которые весьма далеки от совершенства. К сожалению, в настоящее время в сфере малого бизнеса на региональном уровне таких объединений считанные единицы. В основном женщины стремятся к объединению в сфере среднего и крупного бизнеса. Решая свои задачи, они содействуют и мелкому предпринимательству. Например, авторитетная женская бизнес-ассоциация «Комитет 20-ти»1, используя свой опыт, оказывает консультативную помощь женщинам-предпринимателям, занимающимся малым бизнесом. Но для всей страны этого недостаточно.
Женское движение в Волгоградской области насчитывает 9 областных организаций общественно-политической направленности и около 300 некоммерческих женских объединений, групп и союзов, действующих преимущественно в социальной сфере. Все эти организации зарегистрированы в органах юстиции, имеют Уставы и программы, проводят
1 http://www.kom20.ru/ от 29.04.08.
конференции, пленумы, общие собрания, на которых рассматривают перспективные и текущие вопросы своей деятельности.
Женские организации Волгоградской области различаются по численности, социально-демографическому составу, структуре, уровню руководства, широте охвата районов области. Одни из них преследуют преимущественно социальные цели, к примеру Союз православных женщин, «Матери против наркотиков», Ассоциация многодетных семей; другие - политические, например Союз женщин Волгоградской области.
Возможности общественных организаций как групп интересов, их авторитет в обществе обусловливают определенные взаимодействия с органами власти. Но конкретные формы взаимодействия зависят не только от активности женских объединений, а во многом определяются готовностью и способностью органов власти к партнёрским отношениям. Общественные организации строят отношения со всеми тремя ветвями власти, однако в Волгоградской области наиболее структурированы отношения с исполнительной властью (администрация Волгоградской области).
В целом отношения между женскими общественными объединениями и администрацией области, её конкретными подразделениями могут быть представлены несколькими моделями, основными из которых являются модели «соединения», «сосуществования» и «содействия». Так, модель «соединения» характеризуется тем, что общественная организация существует как бы внутри органа управления. Это деятельность различных комиссий (например, областной Межведомственной комиссии по улучшению положения женщин, Комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.), советов (Волгоградского городского координационного совета по делам семьи и т.д.), в работе которых принимают участие представители женских организаций и объединений. Важно, что в такой модели интересы женских организаций и администрации практически совпадают, а цели их работы в определённой мере пересекаются. В такой модели органы власти как бы делегируют часть своих полномочий общественному объединению, которое реализует их на практике. Эта модель в настоящее время наиболее часто используется
областной и муниципальной властью. К работе по такой модели чаще привлекаются крупные или хорошо структурированные общественные объединения, которые могут реально решать поставленные задачи (например, областной Союз женщин).
Для небольших некоммерческих объединений больше характерна модель «сосуществования». В данной модели взаимодействие между общественной организацией и органом власти практически отсутствует, каждый работает сам по себе.
Третья модель - «содействие». Она складывается тогда, когда находится общий предмет, вызывающий интерес или необходимость совместных действий. Это могут быть совместные акции и программы, общественно-политические мероприятия, праздники. В данном случае обе стороны выступают эпизодическими партнерами. Можно выделить основные способы реализации этой модели:
- согласование, координирование своих задач, функций, способов и средств реализации совместной деятельности;
- простое человеческое взаимодействие представителей органов власти, местного самоуправления и женских организаций;
- информирование о намерениях, действиях, достигнутых результатах деятельности.
В основном подобное взаимодействие осуществляется в регионе ситуативно (знаменательные даты, областные юбилеи, городские праздники). Эффективность взаимодействия повысится, если контакты сторон станут более регулярными, будут иметь нормативно-правовую базу.
Основное достоинство третьей модели - осуществление деятельности в виде комплексных программ, к выполнению которых каждая из сторон подходит сообразно своим целям и задачам. Существенно и то, что обе стороны заинтересованы в предоставлении и гарантии взаимных прав, готовы взять на себя соответствующие обязательства и нести ответственность друг перед другом за их выполнение.
В Волгоградской области при взаимодействии власти и женских объединений реализуются все три модели, каждая из которых имеет свои положительные стороны и недостатки.
На примере взаимодействия органов власти и женских общественных объединений мы видим, что статус НКО облегчает взаимодействие. Предпринимательские структуры такого статуса не имеют, поэтому образование ассоциаций в бизнес-среде позволяет им использовать возможности некоммерческих организаций. Однако многие препятствия, с которыми сталкиваются женские НКО, позволяют нам обозначить круг возможных проблем, которые могут сопутствовать женским бизнес-ассоциациям. Для того чтобы выявить наиболее важные проблемы, с которыми могут сталкиваться женские бизнес-ассоциации, автор статьи провела пилотажный опрос группы малых предпринимателей области.
Первая проблема для НКО - информационная закрытость. Такая же проблема может быть важной и для ассоциаций женщин-предпринимателей. Женские некоммерческие организации почти не используют такие информационные ресурсы, как печатные СМИ и Интернет. Этот вывод подтверждается результатами проведённого автором качественного анализа публикаций в основных региональных печатных средствах массовой информации, а также данных региональных Интернет-сайтов.
В периодической печати1
1 Для качественного анализа были выбраны областные газеты с большим тиражом, популярные среди читателей и рассчитанные на разные категории граждан - «Волга и Дон», «Волгоградская газета», «Волгоградская правда», «Деловое Поволжье», «Новые деловые вести», «Областные вести» за 2006-2007 гг.
практически нет текущей информации по общественным объединениям женщин-предпринимателей Волгограда и их деятельности. Набор тем ограничен краткой аннотацией о конференциях, форумах, встречах, проводимых женскими общественными организациями, ежегодных конкурсах и проектах, таких как «Лучшие менеджеры и организации года», «Российская организация высокой социальной эффективности» и др. По мнению автора статьи, большим минусом является то, что в периодической печати отсутствует информация о цели создания женских некоммерческих объединений, об их роли в регионе и участии в социальных проектах.
Качественный анализ данных Интернет-сайтов не выявил региональных Интернет-ресурсов, где были бы представлены все областные женские общественные организации и результаты их деятельности, хотя разрозненные сведения о некоторых организациях есть.
Результаты качественного анализа региональных печатных средств массовой информации показывают информационную закрытость женских некоммерческих организаций. Единственная информация, которая освещается в прессе - это премии, форумы, конкурсы. Необходимо отметить, что руководители общественных объединений не считают важным создание в своих управленческих структурах отдела, специализирующегося на грамотном ведении диалога с органами власти и СМИ.
Вторая проблема - это разрозненность, конкурентность между женскими некоммерческими организациями, что мешает их более эффективной работе в регионе. Развитие предпринимательских структур невозможно без конкуренции, следовательно, такая же проблема будет характерна и для бизнес-ассоциаций. В женских некоммерческих объединениях отсутствует развитая система коммуникационного менеджмента. В некоммерческих организациях нет системы в работе с кадрами, что ведёт к отсутствию в объединениях профессиональнообученных специалистов, руководителей. Также отсутствует открытый доступ к ресурсным центрам некоммерческих организаций. Гражданский
форум, Центр гражданских инициатив в определённой степени помогают общественным организациям. А для объединений предпринимателей подобные ресурсные центры вполне могли бы существовать на базе Волгоградской торгово-промышленной палаты (ВТПП), BOO «Опора России», ООО «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело».
Третья проблема - деятельность любого общественного объединения связана с материальными затратами. Однако трудовая деятельность в некоммерческих организациях носит добровольческий характер. Нет законодательного закрепления заработной платы для работников некоммерческих организаций. Возможно, опыт предпринимательской деятельности позволит найти решение этой проблемы.
Четвёртая проблема заключается в том, что механизмы сотрудничества между органами власти и некоммерческими структурами требуют совершенствования и развития. Необходимо сказать, что, с одной стороны, органы власти заинтересованы во взаимовыгодном построении партнёрских отношений с малыми предпринимателями, с другой стороны, созданию ассоциаций в предпринимательской среде мешают бюрократический стиль управления; личностные контакты, связи; закрытость общества, которая выражается, по словам опрошенных, в инертности, отсутствии стремления к действию, объединению. По мнению респондентов, общественное сознание пока «не доросло» до структурированных отношений. Большинство опрошенных обращают внимание на то, что очень часто отношения с властными структурами строятся по схеме «дай», а не «давайте работать вместе».
Жизнь и опыт работы показывают, что участие женщин в деятельности властных структур повышает общественно-политическую активность женщин, ведёт к появлению новых идей, предложений, программ. Очень важно чтобы некоммерческие организации и объединения женщин-предпринимателей были заинтересованы в решении своих проблем с учётом интересов региона. Они могут (и должны) формировать менталитет,
общественное настроение, так как недоверие к власти отражается и на отношении к бизнесу, в том числе и к малому.
ЛОБЫЗЕНКОВА Вера Александровна - аспирант Волгоградского государственного университета (ВолГУ)