Научная статья на тему 'О многоуровневой системе подготовки специалистов (из опыта работы Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации)'

О многоуровневой системе подготовки специалистов (из опыта работы Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О многоуровневой системе подготовки специалистов (из опыта работы Саранского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации)»

4, 2001!

/

шт&рмтя

О ЪРсАЗ О ЯсЛЯПеЛЬтМ

про тсс є

МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

ИНСТИТУ

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ)

первый проректор Саранского кооперативного института МУПК, профессор

Золотков

Идея многоуровневой (или непрерывной)

Известно, что потребительская коопе-

подготовки специалистов, возникшая относи- рация России имеет многофункциональную

тельно недавно, достаточно успешно внедряется в систему обучения в ряде вузов Рос-

хозяиственную направленность, что предъявляет особые требования к подго-

сии и стран ближнего зарубежья (см. об этом: товке кадров, являющейся одним из на-

Золотков В.Д. Интеграция кооперативного правлений реализации решений множества

образования в республике // Интеграция об- социальных проблем.

Отечественное кооперативное образо-

разования. 1997. №4. С. 17-19: Фомин Н.Е., Гордеев А.Н. Естественно-технический лицей в системе Регионального учебного округа //Там же. 1998. № 1. С. 25 - 27: Бомеш-ко Е.В., Долгов Ю.А. Три ступени професси-

вание, пройдя через все трудности переходного к рыночным отношениям периода, получило дальнейшее развитие по пути расширения образовательных услуг, открытия

онапьного образования//Там же. С. 28-30). новых специальностей и специализации.

С началом перехода экономики страны компьютерного обеспечения учебного про-

на рыночные основы хозяйствования осо- цесса, разработки учебно-методического

бенно остро обозначился ряд проблем, и в

частности:

- резко снизилась занятость выпускни

ков общеобразовательных школ, так ка1 только незначительная их часть получаел постоянную работу

процесса вновь появляющихся специальностей, подготовки кадров высокой квалификации и т.д. В связи с этим необходимо понять, что для потребительской кооперации нужны «свои» специалисты, которые понимают особенности деятельности и про-

появилась нехватка специалистов блемы этой системы, представляют перс-

таких профессий, как бухгалтер-финансист, специалист налоговой службы и др.;

- изменились требования к профессионализму выпускников средних специальных и высших учебных заведений в плане их большего универсализма (преимущество имеют молодые специалисты, владеющие не одной, а несколькими профессиями);

- сократился прием в госбюажетные учебные заведения, прекратили существование многие образовательные \чреждения начатьного и среднего профессионального образования;

пективы ее развития, владеют основами денежного и торгового обращения, налогообложения и страхования, способны решать нестандартные задачи финансовой деятельности потребительской кооперации.

Особую значимость в настоящее время приобретают обучение информационным технологиям, применение их к конкретным условиям деятельности предприятий в части финансового и управленческого учета, бухгалтерской отчетности .Очень важно, чтобы специалисты отрасли хорошо знали зарубежный опыт в области оптимизации управле-

вырос уровень криминализации в боль- ния и коммерческой деятельности предпри-

Г ^ I 1 4# _ _ _ __ _ - - Л »А»

тих городах и районных центрах, что проявляется во втягивании «незанятой» части молоде-

жн

преступную деятельность.

ятий в условиях рыночной экономики

С учетом вышеописанных проблем, а также особого статуса предприятий потре-

© В.Д. Золотков. 2001

93

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

бительской кооперации, занимающей значительное место в экономике региона, в 1993 г. была разработана программа по созданию на базе Саранского филиала Московского кооперативного института (прежнее название Саранского кооперативного инститлта МУПЮ системы непрерывного

5) обеспечение реализации требований

государственных стандартов;

6) обеспечение качественного уровня профессорско-преподавательского состава, включая достижение определенного процента остепененности (не ниже 55 - 60 %), снижение среднего возрастного показате-

образования. Программа ля преподавателей;

следующие положения

7) внедрение современных технологий

создание единого профессионально- в области образования, с применением ком-

го образовательного пространства в под готовке специалистов любого уровня дл* целого региона Среднего Поволжья;

- организацию единой системы науч но-методического обеспечения кооператив ною образования;

- создание и реализацию гибкой систе мы профориентационной работы среди мо лодежи, особенно в сельской местности;

- обеспечение работы системы повы

пьюгерной техники, технических и телекоммуникационных средств.

Все эти соображения были учтены, когда Саранский кооперативный институт перешел на трехступенчатую систему обучения: школа-лицей (в составе вуза)-среднее профессиональное образование - вузовское образование. Причем слушателями лицея являются школьники 10- 11-х классов. Старшеклассники общеобразователь-

квалификации и переподготовки кад- ных школ Республики Мордовия могутобу-

ров (второе высшее образование);

- сокращение сроков обучения по сквоз-ным программам для студентов, имеющих среднее профессиональное образование.

Система непрерывного кооперативного образования давала ряд преимуществ для «продвижения» в профессиональной подго-товке молодых людей от школы до вуза и далее благодаря наличию согласованных и

чаться по следующим схемам:

- школа-лицей - среднее профессиональное образование - вуз;

- школа - среднее профессиональное образование - вуз;

- школа-лицей-вуз;

- школа - вуз.

Особо следует остановиться на деятельности лицея в составе вуза. На момент

їх образовательных программ его открытия в 1993 г. практика функцио-профессионального уровня до

поспевчзовской подготовки

систе

нирования такой образовательной структуры отсутствовала. Фактически создание Факторы, влияющие на качественную лицея начиналось с нуля, а именно на базе

одного из 10-х классов Саранской городской школы № 23. Основная цель обучения в лицее - профессиональная ориентация будущих специалистов, получение начального профессионального образования, а также довузовская подготовка, т.е. изучение тех дисциплин, по которым проводятся вступительные испытания в вуз. Выпускники по окончании лицея кроме аттестата

юуровневои подготовки, можно разделить на следующие группы:

1) проведение мониторинга по изучению потребности специалистов для системы потребительской кооперации;

2) расширение прямых и обратных связей высших учебных заведений и потребсоюзов;

:твление подготовки по уров- получают сертификат о присвоении квали-

профессионального образова- фикации бухгалтера малого предприятия,

классов общеоб- экономиста-менеджера, правоведа. При

разовательных школ, используя их матери альную базу;

4) профориентационная работа, обеспе чивающая поиск лучших абитуриентов пу тем конкурсного отбора, и в первую оче редь из системы потребительской коопе рации;

поступлении в институт для продолжения обучения по вузовским программам лицеисты пользуются преимуществом.

По образовательным программам начального, среднего профессионального, а также высшего образования существуют две формы обучения: дневная и заочная. В

Ш.Ш

ЛАПАЛ

4, 2001

настоящее время в лицее по всем формам проходит обучение свыше 500 чел. Среднее профессиональное образование получают 1 ООО, высшее - около 4 ООО чел.

Кроме выделенных трех уровней имеется дополнительное профессиональное образование в виде переподготовки кадров

последующим направлениям:

- получение второго высшего образования;

- повышение квалификации специалистов системы потребительской кооперации как Республики Мордовия, так и других областей: Ульяновской, Пензенской. Нижегородской, Пермской, Свердловской;

зованного органа. координир%тошегоразработку и реализацию ччебников и учебных пособий, трудно ожидать появления • хкой-либо учебной литературы для обеспечения

концепции непрерывного образования Это

относится не только к \чебникам ка* тако-

Ф

вым, но и к учебным компьютерным программам, видеофильмам и др.

Решение указанных и многих др\ги\ задач находится в компетенции Министерства образования РФ, межвузовского ученого совета Центросоюза РФ, чченого совета Московского университета потребительской кооперации Достаточно большое количество правовых проблем было бы

повышение квалификации препода- снято, если бы вузы потребительски

вательского состава через очную и заочную формы обучения в аспирантуре

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гос

ными отраслевыми образовательными \ч-

Несмотря на безусловную полезность реждениями, так как они имеют

и перспективность развития непрерывного, или многоуровнего, образования, в рамках подготовки специалистов для потребительской кооперации существует ряд проблем

ственную аккредитацию, а не «негосударственными», как их имсн\ют сейчас В

Ф

этом случае открываются широкие возможности для создания совместно с Ми-

на федеральном, государственном, уровне. нистерством образования РФ обраюва-

В первую очередь это связано с неразра- тельных стандартов непрерывной, миого-

ботанностью необходимой законодательной базы, что частично компенсир\ется каждым из образовательных учреждений п\-тем включения в свой устав (или положение) соответствующих пунктов. Отсюда, как следствие, отсутствие сквозных образовательных стандартов, а значит, соответствующих учебных планов, ччебных программ. При нынешнем положении с обеспечением вузов учебно-методической литературой, когда не существует централи-

>ровневои системы ПОДГОТОВКИ СГЧ .;>'АЛИ-

стов на базе высших учебных заведений

*

В рамках деятельности Регионального учебного округа при Мордовском гос>дар-ственном университете нм Н П Огарева необходимо проведение научно-практических и научно-методических конференций по вопросам многоуровневой подготовки в системе непрерывного образования, а также применения рез\лыаюв исследований для различных отраслей экономики

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Н.В. Ивашкина, научный сотрудник сектора регииначьных систем образования НИИ регионо.югии при МГУ им. Н.П Огарева

Система образования неразрывно связана с той социально-экономической фор-

но. возникли немалые трудности при вхождении одной из кр> пнейших в мире систем

мацией, в рамках которой она сложилась и образования

с>шествует. Поскольку чтверждающнеся сейчас социально-экономические отношения и государственно-политическое устрой-

государственно-подитические

ззрела необходимость в опреде и соелств. обеспечивающих >:

ство страны коренным образом отличают- ществление достаточно радикальных пре-ся от предшествующих им, то, естествен- образовании в стр\ кт> ре, содержании, эко-

©Н.В. Ивашкина. 2<Х'!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.