УДК 14
О МИРОВОЗЗРЕНИИ Ю.А. ЖДАНОВА
Келигов
М.Ю.
DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-13-20
Некоторые аспекты мировоззрения Ю.А. Жданова освещены в ряде публикаций [1, 2]. При этом речь идет лишь об отдельных оценках и суждениях, затрагивающих мировоззренческую составляющую личности и творчества Жданова, а не об её специальном и обстоятельном рассмотрении. Переход к таким исследованиям ещё впереди. Считаю интересным и продуктивным поразмыслить над теми узловыми вопросами мировоззрения Жданова, которые в концентрированном виде выражают истоки, основные этапы и роль его мировоззрения в духовно- интеллектуальных исканиях этого ученого и мыслителя.
О неоднозначности мировоззренческих
взглядов Ю. Жданова На первый взгляд, понимание ждановско-го мировоззрения не представляется трудным делом. Обобщая разнообразные дефиниции мировоззрения, преобладающие в умах российских философов, приходим к следующему выводу: мировоззрение - это совокупность (система) социокультурных, естественнонаучных, технико-технологических знаний и ценностей, характеризующих сущность человека, его место в мироздании и выступающих в роли общих ре-гулятивов познания и жизненно-практической деятельности, т.е. в форме убеждений. В той или иной форме - теоретической или обыденной, понятийной или художественно образной - мировоззрение присуще всякому человеку, независимо от того, осознаёт он это или нет.
Вместе с тем решение поставленной нами задачи не сводится ни к рассуждениям о мировоззрении вообще, ни, тем более, к поискам точек совпадения мировоззрения Жданова с отвлеченно общей характеристикой бытия мировоззрения. Поэтому на вопрос: выражает ли вышеприведенная дефиниция некоторые сущностные признаки ждановского мировоззрения, скажем:
Келигов Мурат Юсупович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Грозненского государственного нефтяного технического университета им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364902, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Авторханова, 14/53, e-mail: [email protected].
«Да, выражает». Но достаточно ли абстрактно общей трактовки мировоззрения для освещения конкретно ждановского мировоззрения, следует ответить: «Нет, недостаточно».
Знакомство с личностью и творчеством Ю. Жданова свидетельствует о том, что он марксист и, соответственно, носитель марксистского мировоззрения. Однако он не всегда и не во всем сохраняет верность марксизму. «Твердокаменным большевиком» (выражение Орджоникидзе о Сталине) Юрий Андреевич никогда не был, как и не был он личностью, безоглядно следовавшей за классово-партийной линией. Последовательным сторонником марксистских основ Жданов является тогда, когда речь идет о ядре или ключевых составляющих мировоззрения. Так, не было у него сомнений и колебаний в истинности принципа партийности науки, а также принципа непримиримости социалистической и буржуазной идеологии. Неотступным было для него и признание бесперспективности и бесчеловечности общества, основанного на частной собственности и отчуждаемом характере труда наемных работников. В рассмотрении же неключевых мировоззренческих вопросов Ю. Жданов признает не только возможность, но и необходимость их изменения.
Примечательно в данном случае несогласие Юрия Андреевича с резкой критикой его отцом (Андреем Александровичем) творчества и морального облика А. Ахматовой: «Я не разделяю жестких эпитетов в ее адрес; в этом, видимо, мой оппортунизм» [3, с. 209]. Подобная позиция Жданова проявляется и в случае с М. Зощенко: «Склоняясь к известному оппортунизму, я ценил многие рассказы Зощенко» [4, с. 130]. Удивительным и заслуживающим уважения представляется мне отношение Юрия Андреевича к своим однажды и глубоко усвоенным идеям и ценностям. Своё мировоззренческое кредо им
Murat Keligov - Grozny State Oil Technical University named by Acad. M.D. Millionshtchikov, 14/53, Avtorhanova Street, Grozny, Chechen Republic, 364902, e-mail: keligov. [email protected].
выражено вполне четко: «В теории не только допустима, но и необходима ортодоксальность как верность принципам» [4, с. 186]. За свою жизнь он не единожды попадал в водоворот общественно-политических и идеологических событий, которые не привели его к коренной ревизии основ мировоззрения и, тем более, к отказу от своих убеждений. Но зато происходила корректировка некоторых его воззрений и оценок. Вот довольно осторожное признание Ю. Жданова: «не меняется ли наше представление о прошлом в зависимости от ситуации в настоящем?» [5, с. 109].
Для оценки неоднозначных мировоззренческих взглядов представляется важным отказаться от абстрактного мышления, нацеленного на рассмотрение человеческих деяний и суждений в черно-белом цвете и перейти к их конкретно-историческому освещению. В свое время Гегель показал, что абстрактно мыслит тот, кто видит в убийце только убийцу и тем самым уничтожает в человеке все остальные качества, составляющие его человеческое существо, скажем, качество быть красивым [6]. Применительно к творчеству Жданова конкретно-исторический подход означает, что позитивная оценка той или иной мировоззренческой данности, взятой в определенных условиях, не исключает возможности негативной оценки этой реальности, находящейся в ином конкретно-историческом контексте.
В работах Жданова немало примеров сочетания, совмещения противоположных мировоззренческих оценок. Так, в одном случае немецкий диалектик у него выступает как «великий Гегель», а в другом - характеризуется как религиозный мыслитель, для которого «абсолютная идея была синонимом и воплощением божества» [7, с. 77, 81]. Тем самым конкретно-исторический подход препятствует разрушению цельности ждановского мировоззрения, попытку видеть в нем одну только ортодоксальность, или рассматривать его лишь как нечто переменчивое. Как справедливо заметил Н.С. Авдулов, попытка жесткого отделения мировоззренческих установок Жданова от его политико-идеологической позиции приводила к тому, что у Юрия Андреевича «всегда было больше почитателей, чем глубоких читателей, разделяющих его мировоззрение» [8].
Неоднозначность размышлений Жданова усиливается тем, что на протяжении длительного времени он был свидетелем, а нередко и участником таких противоречивых по своей сущности и последствиям событий личного, обществен-
ного и политического характера, осмысление и оценку которых можно было осуществить лишь в исторической перспективе и в определенном интервале мышления. Только такая масштабная личность, как Ю. Жданов, обладающая духовной стойкостью и внутренней цельностью, оказалась способной сохранять верность своим убеждениям и в то же время быть готовой к уточнению и обновлению отдельных мировоззренческих элементов.
Духовно-интеллектуальные основы мировоззренческих исканий Ю. Жданова
Логика формирования и последующего развития мировоззрения Жданова совпадает в основном с узловыми вехами жизни и творчества этого мыслителя и ученого. Мне видится следующий ряд личностных и судьбоносных событий, происходивших в жизни Жданова и оказавших существенное влияние на его мировоззренческие позиции.
В судьбе Юрия Андреевича, несомненно, сыграло свою роль его нахождение по факту рождения с юношеских лет в кругу высших государственных и партийных деятелей СССР. Время идейных и жестких схваток друзей и врагов социализма приводит к активному вхождению в сознание молодого Жданова не только коммунистических идей и ценностей, но и к выработке начал добра и зла, достойного и позорного, возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного. И, конечно же, 30-е - начало 40-х годов ХХ в. сопряжены у Жданова с формированием своего кругозора и духовно-интеллектуальной сферы. Этому в немалой степени способствовала домашняя библиотека отца Юрия Андреевича (Андрея Александровича), в которой были собраны работы классиков науки, философии, истории, геополитики. Интерес к чтению книг лишь усилился после поступления Юрия Андреевича на химический факультет МГУ. Не случайна брошенная им фраза: «Московский университет сделал меня страстным книголюбом». [4, с. 70]. Небезынтересно и то, что именно на начальном этапе жизни и творчества Жданова формируются его духовно-нравственные установки и девизы, следовать которым он не переставал всю свою жизнь: «Не надо ныть»; «Верность товарищу, верность отечеству, верность разумной идее»; «Надо отступать. Однако не бежать»; «Надо мечтать».
Следующая веха в жизни Жданова - война. Всякая война и, тем более, такая, как Великая Отечественная (1941-1945), меняет весь образ
жизни и мировоззрение людей. Вот признание самого Жданова: «Война была высоким хребтом, отделившим события после военных лет от предвоенных» [4, с. 208]. Война стала временем массового героизма и подвигов советских людей, временем тяжелейших испытаний духовно-нравственной и идеологической прочности социалистического общества. Война вместе с тем и ужасное зло, которое сеет смерть и морально разлагает слабых. Жданов прав: «Война - величайшее испытание в жизни народа. В годину военных бурь становятся явными, очевидными физические и духовные возможности и потенции народа; война обнажает все внутренние противоречия и пороки общества, она проверяет готовность народа к борьбе» [9, с. 284].
Находясь в армии по линии 7-го отдела Глав Политического управления Красной Армии (ПУРККА), Юрию Андреевичу пришлось погрузиться в изучение трудов по немецкой идеологии, познакомиться в подлинниках с книгами по расизму. Результатом стали не только его антифашистские публикации [10], но и делается шаг к более глубокому уяснению сущности человека, его глубинной связи с природой. Не потеряли своей актуальности размышления Жданова о недопустимости смешения евгеники («челове-ководство») с генетикой, а также об опасности использования научного знания в выработке превратного мировоззрения. Нельзя не отметить и расширение мировоззрения Жданова, которое происходит благодаря его знакомству с трудами выдающихся российских ученых и мыслителей, таких как В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, И.П. Павлов, что позволило не только углубить свои знания о человеке, но и заложить духовно-интеллектуальные основы для последующего развертывания масштабного и цельного мировоззрения.
Послевоенные годы, вплоть до смерти Сталина, - третий этап в жизни Ю. Жданова и дальнейшей выкристализации его мировоззрения. В это время происходят важные для него события (назначение зав. сектором науки Управления по пропаганде и агитации ЦК КПСС в декабре 1947 г., приобщение к управлению государственными делами, женитьба на дочери Сталина и развод с ней). И, соответственно, совершаются неоднозначные мировоззренческие перемены.
Указанные годы были весьма насыщенными и поучительными для Жданова, уже хотя бы потому, что овладение опытом управления научно-образовательными учреждениями и процессами их совершенствования происходили для него
под непосредственным кураторством И.В. Сталина. Последний обратил внимание на способного и, по-видимому, симпатичного ему молодого человека еще в довоенный период. По воспоминаниям Ю. Жданова, в 1939 г. ему позвонил Сталин и посоветовал не увлекаться общественной работой в университете и сосредоточиться на занятиях по химии, поскольку стране нужны химики [3, с. 213].
Жданов не только исполнил пожелание вождя и стал химиком, но, полагаю, и хорошо усвоил мысли Сталина относительно неблагополучного положения университетов в стране и путей улучшения их деятельности, а также об опасности понижения уровня теоретических знаний у членов партии. К Сталину Жданов относится с глубоким почтением (указывает на «стратегическую прозорливость и дальнозоркость Сталина») [4, с. 187] и, на мой взгляд, это достойная позиция Жданова и как личности, и как государственно-политического деятеля, и как родственника.
Во второй половине 40-х - начале 50-х годов прошлого века значительная часть научного сообщества страны и руководящая научными учреждениями партийная система оказались втянутыми в перманентное обсуждение идейно-теоретических проблем в ряде областей знания. Это и философская дискуссия по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии», и осмысление сталинских идей относительно позиции марксизма в языкознании, и доклад А.А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», и дискуссии вокруг гипотезы акад. О.Ю. Шмидта о происхождении планетных систем, и борьба двух направлений в биологии: буржуазного (менделистско-марганистского) и советского (мичуринского).
Чрезмерная политико-идеологическая насыщенность и заостренность таких дискуссий порождали неоднозначность мировоззренческих позиций. Ю. Жданов по сути признает, что требование партии руководствоваться в научных спорах исключительно классово-партийными интересами вынуждало подчас отказываться от истинности тех или иных идей и оценок даже тогда, когда объективная логика познания требовала следования им: «было и замешательство, были ошибочные по своей природе уступки» [3, с. 249]. Более того, Жданову приходилось учиться лавировать, лицедействовать, думать одно, а говорить другое, без тени сомнения поддерживать линию партийного руководства страны [там же]. Это обстоятельство усилива-
лось тем, что на протяжении второй половины ХХ в. Жданов был свидетелем динамичных и неоднозначных по своим последствиям событий личного, общественного и политического характера.
В целом о третьем этапе мировоззренческих исканий Ю.А. Жданова можно сказать, что произошло завершение формирования его мировоззрения как системно построенного и единого целого. Происходит оформление ядра мировоззрения (диалектический и исторический материализм) и существенное обогащение научными знаниями, в которых достижения русских ученных были на мировом уровне (В.И. Вернадский, И.П. Павлов, К.Э. Циолковский). Важным для всей последующей деятельности и творчества Жданова стало закрепление им своих духовно-нравственных позиций и овладение искусством совмещения мировоззренческих воззрений с партийно-государственными интересами и идеологическими задачами.
В 1953 г. начинается самый длительный и одновременно самый продуктивный по результатам этап в жизни и творчестве Жданова. Начало этого этапа связано с двумя судьбоносными для него и тесно связанными событиями: смерть Сталина и «депортация» Жданова в г. Ростов-на-Дону. Все, что происходит с 1953 г. по 2006 г., -это время, включающее весь период ростовской жизни Юрия Андреевича. Хотя для более точного освещения его творческой и партийно-политической жизни целесообразно подразделить весь период на три этапа.
Первый (1953-1957) - охватывает и включает работу Жданова зав. отделом науки и учебных заведений Ростовского обкома КПСС. Опыт партийно-идеологической работы в высших эшелонах власти, полученный в Москве, дополняется опытом руководства научно-образовательными учреждениями и процессами, происходящими в Ростове-на-Дону, что делает Жданова высококлассным и эффективным управленцем, способным решать проблемы взаимодействия научно-образовательного комплекса с партийно-государственными интересами. Вместе с тем у него вырабатывается государственное мышление и самостоятельность в принятии исторически важных и перспективных решений. Краткий этап административно-партийной деятельности в Ростовском обкоме партии характеризуется также продолжением ждановских размышлений о природе и назначении университетского образования, о путях и методах создания учебного заведения, построенного на демократических
формах управления, органичном соединении научной и образовательной сфер и создании духовно-нравственной атмосферы, максимально способствующей реализации творческих устремлений работников науки и образования.
Время работы Жданова ректором РГУ (1957-1988) - самый длительный и самый плодотворный этап в его творчестве. Глубокий анализ Ждановым состояния дел в РГУ, его усилия по превращению этого вуза в 60-80-х годах ХХ в. в первоклассное научно-образовательное учреждение, трудно переоценить. Но Юрий Андреевич думает не об одном РГУ, а, как масштабно мыслящий деятель культуры, озабочен построением современной научно-образовательной деятельности на Юге России и в стране в целом. Благотворное участие Жданова в создании региональных университетов навсегда останется в доброй памяти народов Северного Кавказа.
Характеризуя познавательную и практическую деятельность Жданова в ростовский период его жизни, следует признать, что он превратился в оригинально мыслящую и энциклопедически образованную личность, в человека принципов и убеждений. По мнению А. Бойко, в период своей «депортации» в Ростов-на-Дону Жданов стал вполне состоявшейся в различных аспектах личностью, готовой к жизни в довольно жестких условиях. Ему пришлось «заново доказывать свою личную, а не родовую самостоятельность, творить без (ненужной, но ранее как бы автоматически обеспеченной) поддержки, демонстрировать впередсмотрящую мысль и правильную речь. В результате Юрий Андреевич состоялся в Ростове-на-Дону вновь - как философ, химик, просветитель, политик, лирик, кавказовед, вузовский организатор, духовный предводитель региона» [11].
Обогащение и расширение научно-философского и практически-духовного потенциала Жданова сопровождается уточнением и обновлением его мировоззренческих позиций. Происходит развертывание его мировоззрения в целостное и системно организованное знание, включающее философские, художественно-эстетические и иные социогуманитарные знания, естественно-научные достижения, полученные в синергетике, учении о бионоосфере, астрономии и космологии, химии и биохимии, кибернетике, а также ценностные ориентации и идеалы.
Мировоззренческие установки Ю. Жданов: PRO & Contra
В числе существенных мировоззренческих измерений личности и творчества Ю. Жда-
нова, прежде всего и главным образом, мы находим во-первых, патриотизм. Это понятие неоднозначное, оно имеет различные коннотации -как позитивные, так и негативные. Патриотизм для Жданова означает наличие специфической области пространства (географического, исторического, социокультурного и духовного), с которым он связывает свое рождение и взросление. Юрий Андреевич решительно не приемлет отношения к Родине как к чему-то утилитарному, что можно забыть или отказаться от нее. Родина, Отечество - это то, чем должно гордиться, что любят, берегут и защищают даже ценой собственной жизни. Изменить Родине - значит потерять себя, свое достоинство и честь.
Особое значение в формировании привязанности и любви к отчизне, как считал Жданов, имеет «чувство Родины» (о существовании последнего он узнал от своего отца - Андрея Александровича). В этом чувстве, по мнению Жданова, заключен надежный индикатор, свидетельствующий о глубокой привязанности к Родине. Возникает и растет оно (чувство) не через рассудок и рационализм, а через художественно-эстетическое и нравственное воспитание в детские и юношеские годы. Для Жданова «чувство Родины» сложное образование; «в нем объединяются любовь к «малой Родине», родному дому, родному лесу, родной реке; постепенно оно, это чувство, впитывает в себя представление о Родине как исторической целостности» [4, с. 46-47].
Вторая составляющая мировоззрения Жданова - это творческая способность духа, которую он вслед за Гегелем характеризует как «абсолютная ценность». Нет развитого мышления и мировоззрения без богатой духовности. Е. Несмеянов верно отмечает, что суть духовного бытия для Жданова заключается в его «свободной творческой деятельности на основах научной рациональности» [12]. Соглашаясь с тем, что духовное бытие неотделимо от рационализма, сегодня Жданов, пожалуй, не стал бы жестко связывать проявление духовности только с рационализмом.
Духовный потенциал мировоззрения Жданова усиливается его глубоким интересом к художественно-эстетическому творчеству (любовь к народной песне и музыкальной культуре). Трепетное отношение у Юрия Андреевича к красоте. Его фраза «важнейший бастион человечности - красота» [13, с. 351] звучит привлекательно и созвучна лозунгу: «красота спасет мир» (Ф. Достоевский). Здесь не учитывается одно
важное обстоятельство: красота носит тонкий, субтильный характер и поэтому возникает необходимость защищать саму красоту от варварства, посредственности, пошлости. Примечателен и ждановский интерес к платоновскому мифу об острове Атлантиде, жители которой (атланты) «сформировали каллисферу Земли, область прекрасного, гармоничного, художественного, совершенного» [13, с. 347-348]. Не будь в личности Жданова богатой художественно-эстетической составляющей, он все ровно состоялся бы как даровитый мыслитель и блестящий организатор российского образования. Но тогда не было бы того Жданова - свободолюбивого, духовно богатого, тонко чувствующего гармонию мира, искрометного и глубоко владеющего искусством слова, т.е. не было бы того Ю.А. Жданова, образ которого остался в памяти его друзей и коллег.
Третья мировоззренческая установка Жданова воплощена в гуманистическом характере его творчества. Гуманизм как идейно-теоретическое воззрение и гуманность как жизненно-практическое проявление такого воззрения, несомненно, представляет важную культурно-цивили-зационную тенденцию. По мнению. Жданова, носителями гуманизма как широкого идеологического явления выступают «прогрессивные классы» и «передовые деятели науки». Выражения «прогрессивный класс» и «передовой деятель науки» довольно расплывчаты, и поэтому более широким и продуктивным следует признать истолкование гуманизма как деятельности различных субъектов, направленной на благо людей, для облегчения их труда и жизни. Тем более, что не исключено проявление гуманистических актов и представителями других классов и социальных групп. Конечно, проявления гуманизма не связаны лишь с материальными благами. Гуманизм - это и духовно-интеллектуальные ценности, в числе которых достоинство, честь, свобода, истина, право на жизнь.
Примечательным в ждановском подходе к феномену гуманизма является признание его концепции гуманизма не только достоянием со-циогуманитарных знаний, но и принадлежностью естественных наук («естесвенно-научный гуманизм»). В широком смысле гуманизм как общечеловеческое измерение бытия мыслящих существ выступает для Жданова результатом троякого синтеза: гуманизма социогуманитар-ных наук, естественно-научного гуманизма и художественно-эстетического гуманизма. Такой гуманизм не рядовое и преходящее увлечение, а
спецефически человеческая данность и одна из высших духовных ценностей.
Четвертая составляющая ждановского мировоззрения - научный рационализм. Для Юрия Андреевича рационализм, наряду с патриотизмом и гуманизмом, относится к фундаментальным измерениям его мировоззренческих позиций. Роль разума высвечивается ещё ярче на фоне решительного неприятия Ждановым таких проявлений сознания, как невежество и мещанство. В ряде публикаций Жданова («Свет рационализма», «Демоническая сила невежества», «Мощь и действенность разума») даётся глубокая по содержанию и яркая по форме критика указанных феноменов. Жесткая критика невежества и мещанства обусловлена тем, что Жданов видит в них то, что не даёт возможности для проявления подлинной духовности. Хотя через всё творчество Жданова чётко прослеживается гимн рациональности, нельзя не видеть и того, что он не сторонник рациональности как голого исчисления или только как рассудочного мышления. Жданов возвышает разум, рациональное, но при этом признаёт существование и «мудрого рационализма», сочетающегося со «светлой чувственностью», или с «сердечным рационализмом».
И, конечно же, характеризуя мировоззрение Жданова, нельзя пройти мимо его отношения к небу, горам, вершинам. «Мировосприятие каждого человека, - утверждает Жданов, - необходимо включает в себя отношение к небу, к звездам, Солнцу и Луне. Так уже сложилось от века» [14, с. 277]. Жданов справедливо отмечает, что представителям русского космизма присущ глубинный и устойчивый интерес к проблеме места человека во Вселенной, к его духовным исканиям. Обращаясь к молодежи, Юрий Андреевич пишет: «Русская культура - это прежде всего духовность, а духовность - это устремление ввысь, к небу. Выше неба нет ничего. Небо рождает богов. Боги определяют наше мировоззрение. Небо - это дух созидающий, придающий смысл человеческому существованию» [15, с. 6].
Небо, горы, вершины, Солнце, Луна не только создают иерархию ценностно-структурированного бытия, но и выступают в качестве символики, выражающей устремленность человека к высокому, возвышенному, чистому. Дух самого Жданова всегда тянуло к «вершинам», будь-то в науке или в горах. Вот одно из стихотворных признаний такого влечения Жданова:
«Нас было пятеро. Предутреннею мглою
Мы молча шли у края ледника.
Вершина, встав далекою иглою,
Манила как прожектор маяка» [15, с. 65].
Но, как заметил Ю. Г. Волков, «вершина - это для него еще и аллегория Неба, Мирового духа...» [15, с. 23]. «Вершины гор», «вершины вообще» это символ чистоты помыслов, свободного парения духа, а Небеса - царство света, сфера для обитания «безгрешных душ». В свете единства Неба, Вершины и мировоззрения Жданов предстает романтической личностью и аристократом духа. Андрей Александрович - отец Юрия Андреевича не считал себя аристократом, а вот Юрий Андреевич был убежден, что знания и смысл жизни это, суть, духовные ценности, « доступные только пассионариям, одержимым вечным поиском истины» [15, с. 29].
Таким образом, считаю возможным подчеркнуть, что мировоззрение Жданова - не одноразовый акт миропознания, а относительно длительный и сложный процесс самоконструирования им своей личности. У этого процесса было начало, связанное с усвоением духовно-нравственных ценностей социалистического общества в ходе его преобразования и воспитания. Без особых трудностей Жданов вырабатывает одну из ключевых составляющих своего мировоззрения - диалектический и исторический материализм. Наиболее трудоёмкой и вместе с тем весьма продуктивной в ждановском мировоззрении выступает его научная составляющая. Соответственно, мировоззрение Жданова следует истолковать как научно-философское. Жданов позиционирует себя как химик, но химик, мыслящий и достаточно умело реализующий методологический и эвристический потенциал философии.
Особую прочность мировоззренческим установкам Жданова придает то, что они не плод голых рассуждений, а опирающиеся на жизнь и личностно пережитые регулятивные принципы, превратившиеся в убеждения. Его мировоззренческие позиции не были однозначными, но от того, что было воспринято разумом и сердцем, он не отказывался. Ядро, суть мировоззрения, Жданова - это триединство патриотизма, гуманизма и научного рационализма. В его мировоззрении особенно привлекательны и эвристич-ны идейная и духовная стойкость, следование ценностям и идеалам своей юности, готовность к поступку (защита друзей, коллег, своего отца и др.), чувство благодарности к тем, кто принял участие в его жизни и судьбе. При всей неоднозначности взглядов и поступков Жданова он являет собой яркий пример достойного подражания человека и гражданина.
ЛИТЕРТУРА
1. «Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала СевероКавказского региона» // Международные научные чтения, посвященные 90-летию Ю.А. Жданова. 27 октября 2009 г. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. 301 с.
2. Седлецкий В.И., Золотарев В.С., Авдулов Н.С. Ученый, гражданин, мыслитель (штрихи к портрету Ю.А. Жданова). Ростов-н/Д: Фонд науки и образования, 2017. 88 с.
3. Жданов Ю.А. Во мгле противоречий // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 400 с. С. 205-269.
4. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. 448 с.
5. Жданов Ю.А. Детерминация будущим // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. С.108-123.
6. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Г.В.Ф. Гегель Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М.: Мысль,1972. С. 389-394.
7. Жданов Ю.А. Престол Сатаны // Ю.А. Жданов. Избранное: в 3 т. Т. 2. С. 75-85.
8. Авдулов Н.С. Твердость мировоззренческих и научных взглядов Ю.А. Жданова. // В.И Седлецкий, В.С. Золотарев, Н.С. Авдулов Ученый, гражданин, мыслитель (штрихи к портрету Ю.А. Жданова). С. 75.
9. Жданов Ю.А. Судьба народного духа // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. С. 281-289.
10. См. напр.: Жданов Ю.А. Империалистическая сущность немецкого расизма // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т. 2. С. 6-28.
11. Бойко И.А. Две катастрофы - одна судьба // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала СевероКавказского региона. С. 37-38.
12. Несмеянов Е.Е. Роль и значение диалектики в научном творчестве Ю.А. Жданова // Ю.А. Жданов и его вклад в фундаментальную науку и в развитие научного потенциала Северо-Кавказского региона. С. 126.
13. Жданов Ю.А. О структуре геосферы разума // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. С. 344-363.
14. Жданов ЮА. Русский космизм // Ю.А. Жданов. Избранное: В 3 т. Т.1. С. 277-288.
15. Жданов ЮА. Отдай себя духу... (Из поэтических тетрадей). - Ростов н/Д: ИППК. РГУ, 2006. 70 с.
REFERENCES
1. «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezhdunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu Yu.A. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdan-
ov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, 301 p.
2. Sedletskiy V.I., Zolotarev V.S., Avdulov N.S. Uchenyy, grazhdanin, myslitel' (shtrikhi k portretu YuA. Zhdanova) [Scientist, citizen, thinker (portrait of Yu.A. Zhdanov)]. Rostov-on-Don, Foundation for science and education, 2017, 88 p.
3. Zhdanov Yu.A. Vo mgle protivorechiy [In the mist of contradictions]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol.1. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, 400 p., pp. 205-269.
4. Zhdanov Yu.A. Vzglyad v proshloe: vospominaniya ochevidtsa [Looking back: memories of an eyewitness]. Rostov-on-Don, Phenix Publ., 2004, 448 p.
5. Zhdanov Yu.A. Determinatsiya budushchim [Determination of the future]. In: YuA. Zhdanov. Izbran-noe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 108-123.
6. Gegel' G.V.F. Kto myslit abstraktno? [Who thinks abstractly?]. In: G.V.F. Gegel' Raboty raznykh let [Works of different years]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Mysl', 1972, pp. 389-394.
7. Zhdanov Yu.A. Prestol Satany [Throne of Satan]. In: Yu.A. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 75-85.
8. Avdulov N.S. Tverdost' mirovozzrencheskikh i nauchnykh vzglyadov YuA. Zhdanova [The hardness of the philosophical and scientific views of Yu.A. Zhdanov]. In: Sedletskiy V.I., Zolotarev V.S., Avdulov N.S. Uchenyy, grazhdanin, myslitel' (shtrikhi k portretu Yu.A. Zhdanova) [Scientist, citizen, thinker (portrait of Yu.A. Zhdanov)]. Rostov-on-Don, Foundation for science and education, 2017, 88 p., p. 75.
9. Zhdanov Yu.A. Sud'ba narodnogo dukha [The fate of the people's spirit]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 281-289.
10. Zhdanov Yu.A. Imperialisticheskaya sushchnost' nemetskogo rasizma [The Imperialist nature of German racism]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 2. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, pp. 26-28.
11. Boyko I.A. Dve katastrofy - odna sud'ba [Two disasters - one destiny]. In: «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezhdunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu YuA. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdanov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, pp. 37-38.
12. Nesmeyanov E.E. Rol' i znachenie dialektiki v nauchnom tvorchestve Yu.A. Zhdanova [The Role and importance of dialectics in scientific work of Yu.A. Zhdanov]. In: «Yu.A. Zhdanov i ego vklad v fundamental'nuyu nauku i v razvitie nauchnogo
potentsiala Severo-Kavkazskogo regiona»: Mezh-dunarodnye nauchnye chteniya, posvyashchennye 90-letiyu YuA. Zhdanova [«Yu.A. Zhdanov and his contribution in fundamental science and in development of scientific potential of the North-Caucasian region». Int. Sci. Readings dedicated to the 90th Anniversary of Yu.A. Zhdanov]. October 27, 2009. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2009, p. 126.
13. Zhdanov Yu.A. O strukture geosfery razuma [On the structure of the Geosphere mind]. In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 1. Rostov-on-
Don, NCSC HE SFU Press, 1999, 400 p., pp. 344363.
14. Zhdanov Yu.A. Russkiy kosmizm [Russian cosmism]. In: In: YuA. Zhdanov. Izbrannoe [Favorites]. In 3 vol. Vol. 1. Rostov-on-Don, NCSC HE SFU Press, 2001, 400 p., pp. 277-288.
15. Zhdanov Yu.A. Otday sebya dukhu... (Iz poet-icheskikh tetradey) [Give himself to the spirit... (poetry notebooks)]. Rostov-on-Don, IPPC. RSU, 2006, 70 p.
2 сентября, 2019 г.
УДК 8Г42
УЧЕНЫЙ И ЧИТАТЕЛИ: ДИАЛОГ НА РАВНЫХ О речевой манере Ю.А. Жданова
Л.Б. Савенкова
DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-20-28
Одной из важных в изучении языковой личности является проблема ее реализации в различных дискурсивных практиках. Здесь отдельный интерес представляет речь ученого, который проявляет себя, по крайней мере, в двух ипостасях - как обычный носитель лингвокультуры, владеющий литературно-разговорным вариантом языковой системы, и как пользователь-специалист, ориентирующийся на компетентную аудиторию. При этом уровень развития языковой личности позволяет множить количество вариантов использования лингвистических средств в зависимости от характера адресата.
20 августа 2019 г. - день столетия крупного отечественного ученого Ю.А. Жданова, основная часть деятельности которого связана с Ростовским государственным университетом и Северо-Кавказским научным центром высшей школы. Ю. А. Жданов является автором (или -в немногих случаях - соавтором) более 1000 научных работ, публицистических и художественных произведений [1]. Такое масштабное творчество заслуживает пристального осмысления не только с профессиональной стороны, демонстрирующей, что он сделал в науке, в чем способствовал познанию мира и научному прогрессу, но и с позиций того, как он транслиро-
Савенкова Людмила Борисовна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: [email protected], т. 8(863)2184000 (доб. 11593).
вал свое мировидение адресату, как вел диалог с читателем. Поэтому в настоящем исследовании сознательно игнорируются те стороны трудов Ю.А. Жданова, которые рассчитаны исключительно на специалиста - химика или философа, да и в целом созданные им тексты привлекаются избирательно - настолько, насколько этого достаточно, чтобы понять речевую манеру данного ученого. Автор статьи вполне осознает иллюзорность притязаний на исчерпывающий анализ языковой личности человека в рамках скромного изыскания, однако лелеет надежду с его помощью добавить новые штрихи к речевому портрету ученого-универсала, энциклопедиста, деятеля науки и образования, так много сделавшего для развития и самого Кавказа, и кавказоведения.
Хотя по своему основному образованию Ю.А. Жданов был химиком (именно специальность химика он получил в Московском государственном университете, именно по химии он защитил и кандидатскую, и докторскую диссертацию, именно эта область знания привела его к статусу члена-корреспондента АН СССР), однако свою первую диссертацию в 1948 г. он защитил по философии, и это, как кажется, было естественным шагом в становлении его языковой личности. Знакомство с творчеством Ю.А. Жданова заставляет согласиться с мнени-
Liiidmila Savenkova - Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184000 (*11593).