УДК 809.434.4
О МЕЖУРОВНЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЧУВАШСКОМ ЯЗЫКЕ
© А. М. Иванова
Чувашский государственный университет им. И. H. Ульянова Россия, Чувашская Республика, 428015 г. Чебоксары, Московский проспект, 15. Тел./факс: +7 (8352) 45 03 37.
E-mail: amivano@rambler.ru
В статье рассмотрены вопросы взаимодействия языковых уровней в современной лингвистике, особое внимание уделено проблемам морфосинтаксиса в чувашском языке.
Ключевые слова: чувашский язык, синтаксис, морфология, морфосинтаксис, грамматика, языковые уровни.
Вопросы взаимодействия языковых уровней постоянно находятся в центре внимания лингвистов. В процессе развития языковой системы уровни взаимодействуют между собой, не будучи изолированы друг от друга непроницаемой стеной. В чувашском языке взаимодействие языковых уровней наиболее отчетливо наблюдается в морфонологии. Как известно, морфонология (греч. morhe «форма», phone «звук», logos «учение») - раздел языкознания, изучающий фонологическую структуру и взаимоприспособление морфем в составе слова и словоформ, основным объектом ее являются фонематические чередования, сопровождающие образование тех или иных форм слова [1, с. 324]. В чувашском языке вопросы морфонологии больше других привлекали неоднократное внимание И. П. Павлова [2] и В. И. Сергеева [3].
Морфонология занимает промежуточное положение между фонологией и морфологией. Если фонология изучает фонемы и их функции в системе языка, а морфология - формы словообразования и словоизменения в системе языка, то морфонология изучает фонемы в соотношении их с морфемами и словоформами. Элементарная единица морфонологии - морфонема (морфофонема), ее можно определить как фонему в семасиолого-морфологи-ческой функции, т.е. фонему, чередующуюся с другими фонемами в составе одной и той же морфемы или на стыке морфем: рука — ручка, пеку — печешь, в которых единицей описания являются морфемы рук/руч, пек/печ с чередованием <к : ч> (ср. чув. ала — алли, пщ — пёдер, хул — халад, шыв — шавар — шёвё, с чередованиями <-л- : -лл->, <-и- : -ё->, <-у- : -а->, <-ы- : -а- : -ё->).
Согласно О. С. Ахмановой и В. Н. Ярцевой, морфонология (фономорфология) - раздел языкознания, изучающий связи фонологии и морфологии, исследующий особенности использования противопоставлений для выражения морфологических различий, имеющий своим предметом фонологическое строение и фонемный состав слов и морфем [4, с. 499; 5, с. 315].
Вопрос о соотношении морфологии и синтаксиса также не раз становился предметом обсуждений и дискуссий. В современной лингвистике морфологический и синтаксический уровни рассматривают как два автономных уровня грамматической системы языка. В. В. Виноградов писал о взаимообусловленности морфологии и синтаксиса:
«В грамматической структуре слов морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в органическое единство. Морфологические формы -это отстоявшиеся синтаксические формы. Нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. История морфологических элементов и категорий - это история смещения синтаксических границ, история превращения синтаксических пород в морфологические. Это смещение непрерывно. Морфологические категории неразрывно связаны с синтаксическими. В морфологических категориях происходят постоянные изменения соотношений, и импульсы, толчки к этим преобразованиям идут от синтаксиса. Синтаксис -организационный центр грамматики. Грамматика, имманентная живому языку, всегда конструктивна и не терпит механических делений и рассечений, так как грамматические формы и значения слов находятся в тесном взаимодействии с лексическими значениями [6, с. 31].
Взаимодействие синтаксического и морфологического уровней, казалось бы, должно рассматриваться в морфосинтаксисе, но термин морфосинтаксис (морфологический синтаксис или морфемный синтаксис) в чувашском языкознании, по нашим данным, до В. И. Сергеева не употреблялся; он малоупотребителен не только в чувашеведении, но и в русистике, о чем свидетельствует отсутствие его в словарях лингвистических терминов, кроме «Словаря» О. С. Ахмановой, в котором впервые дано и определение: морфосинтаксис (англ. тог-ркозуМах, фр. тогрко-зуМахв) — раздел грамматики, рассматривающий морфемы с точки зрения их синтаксического функционирования и выступающий, таким образом, в качестве аналога морфонологии, рассматривающей фонемы с точки зрения их функционирования в составе морфем [4, с. 244].
В определениях О. С. Ахмановой утверждается, что морфонология (фономорфология) - раздел языкознания, а морфосинтаксис - раздел грамматики. Но если грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального (лексического, вещественного) значения слов, словосочетаний и предложений, то выражения раздел языкознания и раздел грамматики - равнозначны.
В грамматике традиционно выделяют две части - морфологию и синтаксис. Морфология - раздел языкознания, изучающий структуру слова (морфемный состав слова), способы выражения грамматических значений, грамматические категории и лексико-грамматические разряды слов (части речи). Таким образом, морфология изучает отдельные слова и словоформы (возьмем к примеру формы слова ача «ребенок» в чувашском языке: ача-м, ач-у, ач-и, ача-м-ар, ач-ар, ача-сем, ача-м-сем, ач-у-сем, ач-и-сем, ача-м-ар-сем, ач-ар-сем, ач-сем-ёр, ача-н, ача(н)-а, ача-ра, ача-ран, ача-па, ача-шан, ача-х, ача-ччё, ача-рах и т.д).
Синтаксис - раздел грамматики (то же, что и языкознания), объектом которого являются словосочетания и предложения: их строение и основные типы, правила и способы сочетания слов, их синтаксические функции и значения в словосочетании и предложении. При коммуникации и речевом взаимодействии людей в процессе деятельности, основанной на взаимопонимании, коммуникант (участник коммуникативного акта, общения), используя только отдельно взятые словоформы, не может передать понятное сообщение другому коммуниканту. Если он хочет сказать ача сыва «ребенок здоров» или ача чирлет «ребенок болен», то он использует выражения ача сыва, ача чирлет, ача сывалчё, ача чирлемест. Таким образом, речь (монологическая или диалогическая, устная или письменная) организуется по законам языка в процессе использования языковых средств с целью выражения определенного смысла.
Выражения - единицы построения речи (письменной или устной; внутренней или внешней) обладают определенными специфическими (морфологическими и синтаксическими, фонетическими, лексико-семантическими) свойствами. К морфосинтаксическим выражениям относятся разноуровневые единицы языка - слова, словоформы (т.е. лексемы), обороты речи, словосочетания, фразы, крылатые слова, фраземы, афоризмы, пословицы и поговорки, загадки и др. При высказывании, которое характеризуется смысловой, интонационной и структурной целостностью, выполняется коммуникативная функция и воспринимается слушателем в процессе общения, при этом участвуют морфологические и синтаксические языковые законы. В этом и заключается роль морфосинтаксиса в языке и речи. Таким образом, морфология и синтаксис в соединении образуют раздел языкознания, изучающий морфологическую сторону выражений, словосочетаний, предложений, т.е. морфосинтаксические признаки составляющих их элементов.
Прилагательное (термин. - А. И.) морфосинтаксический встречается у О. С. Ахмановой в словарной статье «Грамматика» в подпункте «Грамматика формальная» (англ. formal grammar) - раздел языкознания, изучающий те грамматические отношения, которые имеют формальное выражение,
и исключающий из рассмотрения все значения отношения (грамматические значения), не имеющие выражения, т. е. обозначенные грамматическими формами языка; грамматика, исключающая из рассмотрения ритмомелодические признаки, актуальное членение и мыслительное содержание высказывания и ограничивающаяся лишь рассмотрением морфосинтаксических (курсив наш. — А. И.) связей единиц, составляющих предложение [4, с. 113].
Морфосинтаксическая форма - это материальный вид существования грамматического значения; форма всегда двумерна: она имеет организацию внешнюю (материальные языковые средства) и внутреннюю (грамматические значения). Морфосинтаксическая форма и морфосинтаксическое значение нераздельны, как нераздельны разделы грамматики морфология и синтаксис [7, с. 59].
Таким образом, грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую морфологию и синтаксис на основе фонемно-лексикосемантической систем. Морфология и синтаксис в совокупности и во взаимодействии образуют грамматический строй языка, представляют сложную комбинированную языковую организацию - морфологический синтаксис, т.е. морфосинтаксис. Морфосинтаксис изучает различные отношения в падежных, притяжательных и других формах и значениях, в соединениях слов и форм слов, в строении словосочетаний и предложений, выраженных в языке ситуаций, как отношение между субъектом и объектом, между субъектом и его действием или состоянием. Главными понятиями мор-фосинтаксиса являются: грамматическая форма, грамматическая категория и грамматическое значение, ибо грамматика (морфосинтаксис) - строй языка, система способов образования морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций в синтезе (в объединении) элементов (отдельных более мелких единиц: морфем, слов) в более крупные (глобальные) единицы (словосочетания, предложения и тексты).
Если грамматика - раздел языкознания, рассматривающий морфологию и синтаксис как отдельные разделы, а морфосинтаксис объединяет их в неразрывное единство и рассматривает как целостное понятие. Морфосинтаксис - это морфология словосочетания (англ. morphology of word-combination) и морфология предложения (англ. morphology of sentence), изучающий морфологическую сторону словосочетания и предложения, т.е. морфологические (данные) признаки составляющих их элементов (словоформ).
Объектом морфологии служат отдельные словоформы, вырванные из контекста (из словосочетания, из выражения или предложения). Например, чувашская словоформа кёнекем «моя книга» является объектом морфологии и морфемики: кёнеке -основа слова, имеющая лексическое значение (печатное произведение в форме сброшюрованных
или переплетенных вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда и рисунками), в единственном числе, в основном падеже; -ем - аффикс категории принадлежности первого лица единственного числа. Полный морфологический анализ будет следующим: кёнекем - имя существительное, основа слова кёнеке, непроизводное, имя нарицательное, категория принадлежности первого лица, единственного числа, в основном падеже.
Словосочетания ман кёнеке «моя книга», ман кёнекем «моя книга», сан кёнеку «твоя книга», «его (ее) книга», пирён кёнекемёр «наша книга», сирён кёнекёр «ваша книга», вёсен кёнеки «их книга» также являются объектами морфосинтаксиса.
Можно привести множество подобных примеров: дуллёрех «выше» - объект морфологии; дуллёрех дурт «дом повыше» - объект морфосинтаксиса;
пек «похожий, подобный, как» - объект морфологии; ман пек «такой как я; наподобие меня» - объект морфосинтаксиса;
вуннамёш «десятый» - объект морфологии; вуннамёш дын «десятый человек» - объект морфо-синтаксиса;
ман(ан) «мой (моя, мое)» - объект морфологии; манан ыра дыннам «мой добрый человек» -объект морфосинтаксиса;
кайрё «отправился, ушел, уехал» - объект морфологии; пуйас кайрё «поезд ушел» - объект морфосинтаксиса.
Основной единицей морфосинтаксиса признается морфосинтаксема и морфосинтагма, являющиеся структурными компонентами выражений, словосочетаний и предложений. В качестве морфо-синтаксем и морфосинтагм выступают словоформы, речевые единицы, фразы, объединяющие в своем составе несколько слов и обладающие синтаксический целостностью, часто со служебными словами: ман валли «для меня», ун хыддан «после него, после этого», дёре яхан «около ста».
Термин морфосинтагма употребляется также в значении «последовательно-линейное сочетание» двух или более языковых единиц (слов в пределах высказывания, словосочетания: возможно сана вал-ли «для тебя», невозможно - валли сана в чувашском языке).
Термин морфосинтаксема иногда может употребляться как синонимичное выражение к сочетанию синтаксическая словоформа: буду читать, более сильный, пусть отдыхает.
Исследователи, не выделяя морфосинтаксис в самостоятельный раздел, высказывали разные взгляды на разделы языкознания.
Интересное мнение у немецкого исследователя Дж. Рис в статье «Was ist Syntax». Автор привел график-схему, где морфология вовсе не значится среди разделов языкознания [8]. Аналогичный взгляд был высказан С. Ульманом, английским языковедом, который считает разделами лингвистики следующие: 1. Фонология. 2. Лексикология:
а) морфология лексики; б) лексическая семантика; 3. Синтаксис: а) морфология синтаксиса или синтаксическая морфология; б) синтаксическая семантика [9, с. 24-36]. Мы думаем, что выражения морфология синтаксиса или синтаксическая морфология близки к термину морфологический синтаксис или морфосинтаксис.
По мнению О. Есперсена, морфология и синтаксис являются разделами грамматики: морфология изучает внешние языковые явления, а синтаксис - внутренние. Морфология идет от формы к значению, а синтаксис - от значения к форме. Эта мысль выражена и в трудах Ж. Вандриеса [10, с. 77] и В. Георгиева [11, с. 51-52].
В первой половине XX века лингвисты высказывали мнение, что невозможно говорить о значениях форм слов чисто в морфологическом плане, не обращаясь к синтаксису, т.к. любые значения, свойственные формам слова, могут быть выведены лишь на основании исследования словосочетаний, в которые входят соответствующие формы.
Против деления грамматики на две части высказывался Ф. де Соссюр: «С лингвистической точки зрения у морфологии нет своего реального и самостоятельного объекта изучения; она не может составить отличной от синтаксиса дисциплины» [12, с. 168].
Американские дескриптивисты стояли на позиции единой грамматики, употребляя термин морфотактика и противопоставляя ее фонотактике [13, с. 3]. Морфо-тактика (морфологическая тактика или морфемная тактика) - правила, ограничивающие сочетаемость морфем и слов в различных позициях в составе словосочетаний. Фонотактика (фонологическая тактика) - правила, ограничивающие сочетаемость фонем в различных позициях в составе слова или морфемы [4, с. 500].
Представители Пражской школы (в особенности В. Матезиус) морфологию не принимали как раздел языкознания (грамматики) [14].
И. И. Мещанинов разделами языкознания считает фонетику (учение о значимости звуков речи), лексику (учение об индивидуальных словах и о их местах в составе словосочетаний) и синтаксис (учение о месте слов в предложении и всеобщее учение о предложениях) [15, с. 274].
В чувашском языкознании вопросы морфо-синтаксиса впервые затронуты Н. И. Ашмариным в исследовании «Опыт исследования чувашского синтаксиса» [16], но термина морфосинтаксис в его работах нет. В предисловии первого тома «Синтаксиса» автор пишет: «В виду обширности моего настоящего сочинения я счел более удобным разделить его на две части. В первой части, которая ныне выходит в свет, я поместил общие замечания о строении и составе предложения, правила об употреблении множественного числа и падежей и объяснение построения придаточных определительных предложений и предложений имен; во второй части я буду говорить об употреблении дее-
причастий, времен и наклонений, притяжательных суффиксов и частиц и рассмотрю более детально чувашское словорасположение» [16, с. 7].
В этом изречении следует обратить внимание на выражение «рассмотрю более детально чувашское словорасположение», что может пониматься в качестве предвестия морфосинтаксиса.
Впоследствии чувашские лингвисты достаточно долго использовали выражение «морфологосинтаксический способ», избегая термина морфо-синтаксис. Их выбор диктовался традициями русского языкознания, в котором наличествует термин морфолого-синтаксический способ словообразования. Этим термином обозначается образование слов в результате перехода их из одной части речи в другую. При таком переходе (конверсии) меняются как морфологические, так и синтаксические свойства слова. Существуют несколько разновидностей этого способа: а) субстантивация: дежурный (ученик) — дежурный (по классу); б) адвербиализация: в глубь океана — прыгнуть вглубь и др.
В чувашском языкознании ученые, используя термин «морфолого-синтаксический способ», описывали языковые явления, связанные с морфосин-таксисом. Например, Н. А. Андреев приводил два способа образования принадлежности в чувашском языке: синтаксический (ман (пирён) пата «ко мне, к нам (домой)», сан (сирён) пата «к тебе, к вам (домой)»; морфолого-синтаксический: ман патама «ко мне (домой)», пирён патамара «к нам (домой)»; сан патна «к тебе (домой)», сирён патара «к вам (домой)» [17, с. 38-39].
В. Г. Егоров приводит примеры отрицательной формы повелительного наклонения, при этом также не упоминая о морфосинтаксисе: ан дырам, ан илем или дырам мар, илем мар «не пиши, не возьми, не купи я это (все бы сошло хорошо)»; ан дыр, ан ил «не пиши, не бери, не купи»; ан дыртар, ан илтёр «пусть не пишет, пусть не берет» [18, с. 202].
И. П. Павлов при описании категории принадлежности выделяет способы морфологический, синтаксический, морфолого-синтаксический [2, с. 86].
Таким образом, термин «морфолого-
синтаксический способ» не нов для чувашского языкознания, но единый термин морфосинтаксис никем из чувашских лингвистов не употреблялся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стариченок В. Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 810 с.
2. Павлов И. П. Хальхи чаваш литература челхи: Морфологи. Шупашкар, 1965. 343 с.
3. Сергеев В. И. Морфемика тата морфонологи: Лекцисен конспекче. Шупашкар: Чаваш ун-чен изд-ви, 2005. 108 с.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. 607 с.
5. Языкознание: большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 688 с.
6. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике: избр. труды. М.: Наука, 1975. 560 с.
7. Шведова Н. Ю. Грамматика // Русский язык: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979. 431 с.
8. Ries J. Was ist Syntax. Prag, 1927.
9. Ullman S. Principles of semantics. Glasgow: Oxford univ., 1957. 208 c.
10. Вандриес Ж. Язык: лингвист. введ. в историю. М.: УРСС, 2004. 407 с.
11. Georgiev V. J. L’ interdependance de la syntaxe et de la mor-phologie // La linguistigue, 1973. 209 с.
12. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. 696 с.
13. Hocket C. F. A system of descriptive phonology // Language, 1942. V. 18. №1.
14. Матезиус В. О системном грамматическом анализе // Кондратов Н. А. Пражский лингвистический кружок. М., 1967. 276 с.
15. Мещанинов И. И. Общее языкознание. Л.: Учпедгиз, 1940. 259 с.
16. Ашмарин Н. И. Опыт исследования чувашского синтаксиса. Казань: Типо-литогр. В. М. Ключникова, 1903. Ч. 1. 573 с.
17. Андреев Н. А. Имя существительное // Мат-лы по грамматике современного чувашского языка. Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономике при Совете министров Чуваш. АССР, 1957. Ч. 1: Морфология. 153 c.
18. Егоров В. Г. Глагол // Материалы по грамматике современного чувашского языка. Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономике при Совете министров Чуваш. АССР, 1957. Ч. 1: Морфология. 345 с.
Поступила в редакцию 26.05.2010 г.