УДК 37.014.253
А. А. Яворская
О МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваются предпосылки развития межкультурного взаимодействия в сфере физической культуры и спорта между странами Балтийского региона. Подчеркиваются геополитические особенности Калининградской области и ее возможности в укреплении и совершенствовании международных связей в спортивной среде. Обосновывается актуальность разработки проблемы расширения возможностей в этой сфере. Автор, используя методы анализа нормативных документов и интервьюирования, изучил современное состояние соответствующих исследований в Высшей школе физической культуры и спорта Балтийского федерального университета им. И. Канта.
© Яворская А. А., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 5. С. 79 — 83.
This article considers prerequisites for the development of cross-cultural interaction in the fields of physical education and sport between the Baltic region states. The author describes the geopolitical characteristics of the Kaliningrad region and its opportunities in forging and developing international connections in the field of sport. The author justifies the need to study the problem of expanding opportunities in this field. The methods of regulatory document analysis and interviewing were used to study the modern condition of corresponding research at the Higher School of Physical Education and Sport of the Immanuel Kant Baltic Federal University.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, межкультурное взаимодействие.
80 Key words: physical education, sport, cross-cultural interaction.
В настоящее время физическая культура как часть общей культуры и отрасль социальной деятельности человека стала одной из основных сфер взаимодействия в трансграничном сотрудничестве между странами Балтийского региона. Оторванной от научных центров России, эксклавной Калининградской области, с одной стороны, жизненно необходимо сотрудничество со странами Балтии, которые ее окружают, а с другой — такое положение предоставляет возможности развития широких спортивных связей с различными государствами Европы и мира. Стоит отметить, что Калининградский регион — один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации: здесь проживают представители более 100 национальностей, которые имеют собственные культуру, вероисповедание, историю.
Физическая культура выступает в роли важнейшего фактора ин-культурации и социализации личности, формирования межкультур-ной компетентности человека. Этот фактор связан с мировой экономикой и политикой, он — перформативное средство культуры, область (индустрия) массовой культуры, проводник процессов глобализации и межкультурных контактов. Развитие физической культуры — одно из обязательных условий создания толерантного поликультурного общества. Данная сфера оказывает существенное влияние на формирование системы ценностей, стиля жизни, физического и нравственного облика человека.
С учетом вышесказанного понятно, что разработка проблемы расширения возможностей коммуникации в сфере физической культуры между Россией и государствами Балтийского региона является достаточно острой и актуальной.
В сфере физической культуры и спорта как едином социокультурном пространстве взаимодействуют общекультурные ценности и ценности физической культуры и спорта. Это способствует осознанному освоению двигательных действий, укреплению здоровья, индивидуальному физическому развитию, гармоничному развитию телесных и духовных качеств личности, физическому и психологическому благополучию. Организация занятий осуществляется через общение на принципах доверия и педагогической поддержки. Выработка ценностного отношения к личности другого — одно из условий межкультур-ной коммуникации.
Важной предпосылкой деятельности в спортивной среде выступают межличностная и межкультурная коммуникации, которые тесно сопряжены с такими проблемами, как ценностные ориентиры спортивной культуры, трансформация нравственных приоритетов в современном обществе, воспитание толерантности. Передача нравственных и ценностных ориентиров — основа межкультурной составляющей спортивной среды. Выработка ценностного отношения к личности другого становится одним из условий межкультурного диалога в сфере физической культуры и спорта.
Большой опыт организации физкультурно-спортивной деятельности в рамках международного сотрудничества накоплен в Высшей школе физической культуры и спорта (ВШФКС) БФУ им. И. Канта. Этот вуз стал одним из российских центров изучения возможностей сотрудничества Российской Федерации, и прежде всего регионов Северо-Запада, со странами Балтии.
Одна из целей БФУ им. И. Канта как федерального университета — обеспечение национальных интересов России в Балтийском регионе, активное расширение научных исследований в инновационной и образовательной сферах. Институт Балтийского региона, входящий в социально-гуманитарный парк, проводит комплексное изучение Балтийского региона, в том числе развития здесь физической культуры и спорта. В университете открыт медицинский научно-практический центр, на базе которого исследуются вопросы кинезиологии и физиологии.
ВШФКС связывают прочные партнерские отношения с Латвийской академией спортивной педагогики, Каунасским технологическим университетом (Литва), Кильским университетом им. Христиана Альбрехта (Германия), Гданьской академией физического воспитания, Университетом Варминьско-Мазурского воеводства (Польша), а также Белорусской академией физической культуры и Гродненским государственным университетом им. Я. Купалы (Беларусь). Успешно реализуются программы международного обмена студентов, аспирантов и преподавателей, а также различные проекты с ведущими вузами государств Балтийского моря: Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании, — в том числе по улучшению медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным детям.
Среди сотрудников ВШФКС есть победители гранта Национального совета евразийских и восточноевропейских исследований (МСЕЕЕИ), цель которого — развитие долгосрочных программ научных исследований социальных, экономических, природоохранных и исторических проблем стран Евразии, Центральной и Восточной Европы. МСЕЕЕИ поддерживает проекты, способствующие взаимовыгодному обмену информацией между учеными и политиками, взаимопониманию в современном мире и созданию перспектив развития посткоммунистиче-ских государств Европы и Евразии.
Важную роль играет проведение научных конгрессов по проблемам развития физической культуры и спорта, в которых принимают актив-
82
ное участие коллеги из стран Балтии. На базе БФУ им. И. Канта с 2011 г. состоялись два международных научных конгресса, в которых приняли участие специалисты из России, Германии, Польши, Латвии.
ВШФКС ежегодно проводит «Школу студенческого актива» с приглашением коллег из Кильского университета, а также Белорусского государственного университета. Регулярно организуются соревнования по спортивным играм (баскетболу и волейболу) и другим видам спорта среди сборных команд Грайфсвальдского университета, Каунасского технологического университета и Педагогического университета Литвы в рамках Международной студенческой баскетбольной лиги (МСБЛ) и Студенческих игр SELL (Латвия), в г. Белостоке (Польша). МСБЛ — это сильнейшая студенческая лига, в которой играют команды из Литвы, Эстонии, а также Украины, Беларуси, Казахстана и России. Кроме того, в ВШФКС проводятся тренировки с участием иностранных тренеров.
В 2013 г. в БФУ им. И. Канта в третий раз прошли Дни Европы, организованные университетским Центром ЕС. Пропаганда здорового образа жизни — одно из основных направлений данного мероприятия.
Большое значение для развития международного сотрудничества между странами Балтии и Россией имеет взаимодействие БФУ им. И. Канта со Всероссийской студенческой комиссией Российского студенческого спортивного союза, ведущего международную деятельность. Институт Балтийского региона БФУ им. И. Канта проводит исследования социально-экономических процессов в области культуры в странах Балтии, позволяет совершенствовать теорию и практику физкультуры и спорта в Калининградском регионе. Институт призван аккумулировать и обобщать опыт научных исследований и образовательных технологий, реализуемых в странах Балтийского региона и других государствах.
Однако, на наш взгляд, пока готовность студентов и педагогов к межкультурному взаимодействию в области физической культуры и спорта недостаточна, уровень их межкультурной компетентности невысок. Это обусловлено рядом причин, которые требуют проведения соответствующих исследований.
Межкультурное взаимодействие в пространстве спортивной среды — это общение самих участников физкультурно-спортивных мероприятий (спортсменов, студентов), а также представителей спортивной сферы (тренеров, преподавателей и др.). Формирование готовности к межкультурному взаимодействию здесь может рассматриваться как одна из составляющих компетентности, которая включает определенный запас знаний, умений и навыков общения и межличностного взаимодействия с представителями других культур, а также необходимые качества для их эффективной реализации.
Основными направлениями развития межкультурной коммуникации со странами Балтии в области физической культуры, по нашему мнению, выступают следующие.
1. Создание поликультурного образовательного пространства в спортивной среде, в которой студент и преподаватель ориентированы на толерантность и диалогичность в межкультурной коммуникации.
2. Разработка и реализация методического обеспечения развития межкультурной компетентности студентов, формирование у них глубоких теоретических знаний в области межкультурной коммуникации.
3. Диагностика ценностного отношения будущих специалистов физической культуры и спорта к межкультурной коммуникации.
Таким образом, в современных условиях социально-экономического развития общества стратегически важное место занимает развитие и совершенствование международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта. Значимость межкультурного диалога как части культурной и социальной коммуникации позволяет рассматривать спортивную среду в качестве составного элемента межкультурного взаимодействия, выраженного в процессах спортизации. Поиск путей развития и совершенствования межкультурного диалога в этой сфере будет способствовать внедрению в России передового зарубежного инновационного опыта и технологий, а также совершенствованию физкультурного движения в нашей стране и государствах всего Балтийского региона.
Список литературы
1. О программе развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2011 — 2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 03.06.2011 № 967-р. URL: http://government. consultant.ru/page.aspx71560270 (дата обращения: 01.12.2013).
Об авторе
Анастасия Александровна Яворская — ассист., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
Anastasiya Yavorskaya, Lecturer, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]