Научная статья на тему 'О метрической структуре линейчатого пространства'

О метрической структуре линейчатого пространства Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
78
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Панчук Константин Леонидович

Рассматривается возможность представления линейчатого пространства как метрического. Дана интерпретация метрики расстояния в линейчатом пространстве на основе изометрии между этим пространством и его гомеоморфной плоскостной моделью. Показано, что система аксиом метрического пространства удовлетворяется для линейчатого пространства частично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About metric structure of linear space

On the basis of isometric conformity between linear space and its dual plane model Ihe metric structure of this space is established. The interpretation of measurement in linear space by measuring isometry between thcspaceand itshomeomorphic plane model is given. The metric structureof Ihisspace has the Cartesian co-ordinate and projective idea The conclusion isdrawn on a two-sheet structure of a dual elliptic plane

Текст научной работы на тему «О метрической структуре линейчатого пространства»

УДК 621.9.048.4 с. А. СНАТОВИЧ

ОАО АК «ОмскАгрегат»

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННОЙ ОБРАБОТКИ

Проведенные исследования приводов с шариковинтовой парой (ШВП) показывают, что такие приводы физически ограничены в своих возможностях прежде всего по точности работы, по возможным ускорениям и скоростям. Очевидно, пришла пора приводов нового типа — приводов с линейными двигателями, обладающих несомненными преимуществами перед приводами с ШВП.

Разрушение поверхностных слоев материала под влиянием внешнего воздействия электрических разрядов называется электрической эрозиен. На этом явлении основан принцип элекгроэрозионной обработки (ЭЭО).

Электроэрозионная обработка заключается в изменении формы, размеров, шерохова тости и свойств

поверхности заготовки под воздействием электрических разрядов в результате электрической эрозии.

Под воздействием высоких температур в зоне разряда происходят нагрев, расплавление, и частичное испарение металла. Для достижения высоких температур в зоне разряда необходима большая концентрация энергии, получаемая благодаря генератору

Таблица I

Сравнительная характеристика

Приколы ШВП

Линейный нрипод

Приводы электромоторами вращения

через ШВП с помощью зубчатых или ременных редукторов

1 (едостаток:

крайне сложная, длинная цеп», многоступенчатого преобразования энергии и линейное движение и вращательного движения о линейное:

командный импульс I

энергия взаимодействия магнитных нолей

I

поворот ротора

:

поворот шкива

I

проскальзывание ремня 1

натяжение ремня I

поворот 2 шкива

I

попорот пинта ШВП линейное движение

Низкая динамика, задержки от момента подачи энергии ло начала движения. (Люфты, мертвые ходы и большая зона нечувствительности ШВП, неравномерность подач.)

Температурные деформации Все многочисленные элементы привода подвержены температурным деформациям, что существенно и отрицательно влияет на точностные характеристики в работе привода " "а точность обработки.

Достигаемая шероховатость Медленная малоэффективная чистовая обработка I (а больших поверхностях чистовая обработка невозможна. Возможна только на малых площадях за длительное время.

Необходимость в смазке (подшипники ротора, подшипники винта, зона шариковинтовой пары).

Приводы линейными электродвигателями с линейными датчиками

Достоинство:

исключена сложная, минная цепь преобразования энергии. Фактически вся цепь - это:

командный импульс

1

энергия взаимодействия магнитных полей

I

линейное движение

Высокая динамика задержки времени от момента подачи энергии до момента движения. Близка к нулю. Отсутствие лю<|ггов, мертвых ходов.

Линейные датчики

Линейные датчики положения «видят» и передают в ЧПУ фактическое положение приводимого органа. Компьютерное ЧПУ получает предельно точные данные положения д\я расчета подач. В результате чего достигается высокая точность позиционирования.

Достигаемая шероховатость Быстрая электроэрозионная полировка малых поверхностей без смены диэлектрика Быстрая полировка больших поверхностей в специальном диэлектрике.

Смазки не требуется поскольку нет передающих элементов.

РО

т

777/777777

Ст

/Г/77777777

ЛШ1

Рис. 1. Электромеханические прнподы ШВП: I - ротор; 2 - вал; 3, 4, 7 - подшипники; 5, 8 - шкив; 6 - ремень; 9 - ходовой винт; 10 - шарики; 11 - гайка; РО - рабочий орган

Рис. 2.Линейный привод I - постоянный магнит; РО - рабочий орган

Рис. 3. Тестовая комбинация пуансонов: число проходов 4

материал стальЯКОП (аналогХ!2М|

толщина заготовки 00 мм

диаметр проволоки 0,2 мм

Таблица 2

Качественные показатели

Номер детали Время обработки на станке с линейным приподом Время обработки на станке с ШВП нриволом

Пуансон К?! Пуансон N»2 Пуансон №3 1 ч 30 мин 1 ч 20 мин 2 ч 10 мин 1 ч 50 мин 1 ч 30 мин 2 ч 30 мин

Изготовлено Пуансон №1x1 шт. Пуансон N9 2x4 шт. Пуансон N93x2 шт. Пуансон N5 1 х 1 шт. Пуансон К? 2 х 4 шт. Пуансон N° 3 х 2 шт.

Общее время 11 ч 10 мин 12 ч 50 мин

Точность обработки 0.002 мкм 0.003 мкм

импульсов. Процесс ЭЭО происходит в рабочей жидкос ти, которая заполняет пространство между электродами, одним из которых является заготовка, а другим — электрод-инструмент.

Поддействием сил, возникающих в канале разряда, жидкий и парообразный материал выбрасывается

из зоны разряда в рабочую жидкость, окружающую его, и застывает в ней с образованием отдельных частиц. В месте действия импульса тока на нонерхности электродов появляются лунки. Таким образом осуществляется электрическая эрозия токопроводящего материала.

Внедрение в практику производства электроэрозионных ст анков с линейными двигателями показало их несомненное преимущество перед электроэрозионными станками с традиционным приводом, обязательным элементом которых является шариковин-товая пара.

При кратком сравнении двух типов приводов у электроэрозионных станков с линейными двигателями - значительно большая производительность, чем у станков с шариковинтовой парой, достижение большей точности за короткое время, резкое сокращение расходных материалов, более простое обслуживание оборудования и другие преимущест ва.

Известно, что особо важными характеристиками электроэрозионного оборудования являются: точность хода, быстродействие привода, минимальная зона нечувствительности, так как уже доказано, что производительность электроэрозионного станка и достигаемая точность непосредственно определяются точностью привода станка.

11а рис. 1 и 2 показаны схемы электроэрозионных станков.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика каждого типа приводов.

На рис. 3 показана комбинация пуансонов выполненная на станках разных типов приводов.

В таблице 2 приведены количественные и качественные показатели каждою из приводов.

Библиографический список

1. \4-ww. sodick-euro.ru.

СНАТОВИЧ Сергей Анатольевич, аспирант кафедры технологии машиностроения Омского государственного технического университета, мастер производственного участка — наладчик ОАО АК «ОмскАгрегат».

Статья поступила в редакцию 16.06.08 г. О В. Л. Сматович

УДК 678.4.06 : 621.81 и. А. ТРИБЕЛЬСКИЙ

А. В. ЗУБАРЕВ

ФГУП

Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ВБЛИЗИ КРОМОК КОРДА РЕЗИНОКОРДНЫХ ОБОЛОЧЕК_

В работе получены зависимости напряжения и усилий натяжения нитей корда от конструктивных различных параметров (толщины межслойной резины, величины перекрытия нитей, угла между нитями в различных слоях и др.). Полученные зависимости исследовались и уточнялись при расчете напряженного состояния цилиндрической резино-кордной оболочки с помощью метода конечных элементов. В ходе исследований выявлены рациональные области перекрытия слоев, толщины межслойной резины, размера слоя и других конструктивных параметров резинокордной оболочки.

При сборке каркасов резинокордных оболочек (иневморессор, пневматических шин, герметизаторов различных конструкций и др.) очень часто используют заранее закроенные полосы корда, кромки которых в процессе сборки накладывают с определенным перекрытием друг на друга.

Наличие в конструкциях каркасов кромок кордных слоев является весьма нежелательным фактором, так как концы этих кромок служа т концентраторами напряжений, вызывающих локальное расслоение оболочек и тем самым снижающих ресурс работы в целом. Геометрические параметры кромок и их фактическое расположение должны учитываться при конструирования изделий. Сегодня отработка кромок каркаса проводится практически с использованием предыдущего опыта конструирования резинокордных оболочек.

В настоящей работе сделана попы тка исследования напряженного состояния вблизи кромок кордных слоев.

На рис. 1а, б показаны два наиболее распространенных варианта расположения закрепленной и незакрепленной нити в меридионально армированной оболочке. Случай, изображенный на рис. 1а, относится в основном к резинокордным оболочкам, содержащим борга (шины, амортизаторы, муфты, герметизаторы с сердечником), а случай, изображенный на рис. 16, относится главным образом к безбортовым оболочкам, например, замкнутым резинокордным оболочкам герметизаторов.

Главная роль в осуществлении связи кромок с остальным массивом принадлежит межслойной резине, основным видом деформации которой является межслойный сдвиг. Проведем расчет межслой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.