8. Lisnik A. Grenova K. Values development in teaching process. Scientific Bulletin of Chelm - Section of Pedagogy [Values development in teaching process. Scientific Bulletin of chelm - Section ofpedagogy States], 2014, pp. 13-19. (In Polish).
9. Mazur P. Podstawy pedagogikipastoralnej [Basics of pedagogy pastoralnej]. Krakow, 2011. (In Polish).
10. Olbrycht K. Prawda, dobro i pi^kno w wychowaniu czlowieka jako osoby [Truth, goodness and beauty, education, personality]. Katowice, 2002. (In Polish).
11. Oles P. Wartosciowanie a osobowosc. Psychologiczne badania empiryczne [Examination of values and identity. Psychological research empirical]. Lublin, 1989. (In Polish).
12. Ostrowska K. Wokol rozwoju osobowosci i systemu wartosci [Around the development of personality and value system]. Warszawa, 1998.
13. Budnik O.B. Profesiyna pidgotovka maybutnikh uchiteliv pochatkovoi shkoli do sotsial'no-pedagogichnoi diyal 'nosti: teoriya i metodika [Professional training of future primary school teachers to socio-pedagogical work: theory and methods]. Dnepropetrovsk, 2014. (In Ukrainian).
УДК 37.072; 316.4
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Заруба Наталья Андреевна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье представлены основные положения методологической концепции адаптивного управления образованием с точки зрения социологии управления как актуального направления научного исследования в условиях транзитивного российского общества. Постоянно осуществляемые управленческие воздействия на систему образования в условиях активно идущих трансформационных процессов способны влиять на неё как позитивно, так и негативно, они могут быть результативными и эффективными или наоборот. В стабильных условиях общественного развития наиболее востребованным был, например, комплексный подход в управлении образованием, предполагающий необходимость учёта и реализации проблем образования всесторонне и многогранно, в создании комплекса всех необходимых условий для их решения. Но в непредсказуемых и постоянно меняющихся условиях современного социально-экономического общества России, когда перемены и реформы стали постоянным атрибутом жизни, такие подходы не способствуют решению современных проблем в управлении образованием, нужны иные, гибкие подходы, соответствующие времени преобразований в обществе. Таковыми могут быть адаптивные подходы в управлении образованием. Это требует концептуальной проработки их содержательного, методологического и технологического компонентов. В данной статье предлагается методологический аспект исследуемой проблемы, её актуальность и важность в современных социально-экономических условиях развития российского общества. Активные перемены, вызванные реформами и модернизацией, требуют как от отдельного индивида, так и в целом от социальных систем (например, образования) активных адаптационных процессов к новым условиям и обстоятельствам. Адаптивные свойства, присущие социальным системам, становятся важными и востребованными в изменившихся условиях. Всё это требует, в свою очередь, поиска адекватных новым условиям систем управления.
Ключевые слова: адаптивное управление, сложноорганизованная система, саморазвивающаяся система, самоорганизующаяся система, адаптационный тип самоуправляемого развития, адаптивность системы образования.
ON THE METHODOLOGICAL CONCEPT OF ADAPTIVE MANAGEMENT EDUCATION: SOCIOLOGICAL ASPECT
Zaruba Natalya Andreevna, Dr of Sociological Sciences, PhD in Pedagogy, Professor, Department Chair of State and Municipal Management, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In the article, the substantive provisions of methodological conception of adaptive control of education are presented from the point of view of sociology of management as actual direction of scientific research in the conditions of transitive Russian society. The constantly carried out administrative affecting system of education in the conditions of actively going transformation processes is able to influence on it both, positively and negatively, they can be efficient and effective or vice versa. In the stable terms of community, the development most highly sought in a complex approach was, for example, in a management by education, supposing the necessity of account and realization of problems of education all-round and many-sided, in creation of complex of all necessary terms for their decision. But in the unforeseeable and constantly changing terms of modern socio-economic society of Russia, when changes and reforms became the permanent attribute of life, such approaches do not assist the decision of modern approaches, its actuality and importance in modern socioeconomical terms of development of Russian society. Active changes, caused reforms and modernization, require both, from a separate individual and on the whole, from the frames of society, for example, education, active adaptation processes to the new terms and circumstances. Adaptive properties inherent the frames of society become important and claimed in changing terms. All of it requires, in turn, search of adequate new.
Keywords: adaptive management, complex structural system, self-developing system, self-organizing system, adaptation of the type of self-governing, adaptability of the education system.
Современные тенденции, связанные с преобразованиями российского общества, которое переживает уже длительную трансформацию и модификацию основных своих сфер (например, образования), определяют появление и развитие различных социальных феноменов и систем управления ими. К числу таких феноменов можно отнести различные возникающие в связи с этим явления как в целом в социальной системе, так и в её элементах (в частности, в образовании): например, модернизация, инновация, диверсификация, гуманизация и гуманитаризация и множество других (см. [5; 6]).
Их возникновение и развитие обусловлено актуальной потребностью общества и государства восстановить прерванную глубокую связь, а именно внутреннее естественное единство человека и общества, активно разрушенное в первые годы глубокой трансформации современного российского общества в конце ХХ - начале XXI века и продолжающее разрушаться в настоящее время.
Эти явления возникли как социальная необходимость восстановить образовавшийся разрыв между целями общества и целями социальных
систем, в нашем случае - системы образования, и целями трансформации российского общества, который возник в результате возникшего рассогласования между темпами социокультурной и социально-экономической трансформации общества и ролью в этом системы образования.
Цели образования как социальной системы должны быть прочно связаны с целями жизни общества, что отмечает, например, С. И. Гессен, он подчёркивает, что жизнь определяет образование и, напротив, образование воздействует на жизнь. Это означает, что понять систему образования, понять её феномены - значит понять не только специфику, но и социальную сущность самого общества. Методология формирования такого взгляда заложена, прежде всего, в работах П. Бергера, Т. П. Бурдье, Э. Дюркгейма, Г. Лукма-на, П. Штомпки и др.
Понимание «адаптивного образования» как феномена основывается на теории Д. Беркли, основоположника феноменализма, который представляет собой признание той или иной области человеческого опыта как феноменального, то есть являющегося или кажущегося бытия.
В контексте такой методологической установки изучение адаптивных систем, в том числе и образования, а также систем управления ими, актуально как для науки «социологии управления», так и для педагогики. Причем важно не только для того, чтобы понять и обосновать феномены системы образования адаптивного характера, способствующие в условиях транзитивного общества восстановлению связи развивающейся личности как социального актора (полноценно функционирующей в обществе личности) с обществом, но и для того, чтобы определить их роль и значение в этом процессе (см. [3]).
Социологическая интерпретация различных адаптивных систем образования (адаптивных школ, адаптивных технологий обучения, адаптивной физической культуры, адаптивной системы управления и др.) как феноменов российской системы образования необходима также для того, чтобы раскрыть методологию и социальную технологию управления образованием как социальным институтом транзитивного российского общества.
В соответствии с общей теорией управления, которая широко представлена в современных научных исследованиях, в нестабильных и быстро меняющихся условиях с мало предсказуемыми изменениями эффективными могут быть только гибкие, органические структуры управления, каковыми являются именно адаптивные структуры управления.
Образование как социальный институт, чтобы стабильно и эффективно функционировать или развиваться, поддерживать свою жизнедеятельность в динамично меняющейся среде (как внешней, так и внутренней), должно меняться, оставаясь неизменным в своей сущностной основе, сохраняя свою миссию и свои функциональные задачи. Если достигнутый уровень функционирования на определённом этапе становится не эффективным, то вновь возникает необходимость в изменении, в развитии. Управление в условиях реформ и перемен не возможно в жёстких статичных формах и структурах, что, в свою очередь, обуславливает существование гибких, вариативных систем образования и адекватных им систем управления.
Однако анализ практики управления образованием показывает, что традиционные структуры
управления, созданные, как правило, по линейно-функциональному принципу, являются достаточно жёсткими и могут эффективно работать только в стабильных условиях. В связи с этим возникает потребность в активном научном поиске иных структур управления, отвечающих новым целям и задачам системы образования в условиях транзитивного российского общества.
Базовыми для разработки концептуальных основ социологии адаптивного управления образованием являются исследования общих закономерностей социального управления В. Г. Афанасьев, Н. А. Витке, Т. Парсонс, А. И. Пригожин и др. (см. [2; 8]).
Существенную роль в разработке концепции социологии управления образованием как адаптивной системой играют исследования, в которых освещаются проблемы детерминизма, признающие объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества (В. С. Барулин, М. Бунге, С. В. Чесноков и др.). Эти исследования позволяют разработать концептуальные основы социологии управления образованием как адаптивной системой на основе синтеза общих законов, характерных для всех социальных систем и закономерностей детерминизма, определяющих всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Особенности адаптивного управления системой образования могут быть обозначены как связи, отражающие диалектическое соотношение самых различных отношений, совокупность которых выступает в качестве важнейшего детерминанта развития общества в изменившихся условиях российской действительности.
Разработка концептуального основания социологической интерпретации одного из феноменов транзитивного российского общества - адаптивного образования как объекта адаптивного управления - требует понимания его социально-функциональной сущности в условиях транзитивного общества, раскрытия институциональной типологии, социальных детерминант генезиса и обоснования феноменологии противоречий практики управления им.
Это необходимо, во-первых, для теоретической экспозиции феномена адаптивного образования в качестве объекта социологического иссле-
дования; во-вторых, для раскрытия детерминанта генезиса адаптивного образования в контексте проблем трансформируемого и трансформирующегося общества; в-третьих, для поиска и обоснования противоречий в управлении им.
Решение этих исследовательских задач связано с необходимостью концептуального обоснования социологической интерпретации феномена адаптивного образования, которое определяет ин-терпретативные схемы социологического анализа детерминант социогенеза адаптивного образования, социологической экспозиции его сущности и социально-институциональной типологии, социальных функций и раскрытие противоречий практики управления адаптивным образованием в российском обществе на современном этапе его развития.
Адаптивное образование, в соответствии с имеющимися в науке понятиями, определятся как образование, построенное на основе адаптивного подхода (см. [4]). Адаптивный подход в качестве методологического обоснования в обучении, стратегии и тактики развития современной школы и системы образования в целом реализует «идею приспособляемости» как характерную отличительную черту жизни общества в целом и отдельной личности.
Важными признаками адаптивного подхода в образовании являются:
- сбережение психического, физического и нравственного здоровья субъектов образования;
- реализация здоровьесохраняющей функции системы образования;
- создание благоприятного микроклимата в ней;
- построение образования на основе здо-ровьесбережения средствами адаптивных технологий обучения, воспитания и управления;
- адаптивное и адаптирующее повышение квалификации педагогов;
- гибкое и гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса и др.
Суть адаптивного подхода как научной концепции в том, что в биологической и в общественной жизни успеху человека способствует адаптация, поскольку в жизни каждой личности необходимо найти оптимальный уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в та-
ком темпе и направлении, которое соответствует врожденным особенностям и предпочтениям человека (Н. Я. Семаго).
Современная система образования адаптивного свойства стремится создать условия для рационального расходования адаптационной энергии всех участников процесса образования различными средствами. Это не только педагогическая поддержка в виде разнообразных учреждений, в том числе адаптивной школой, адаптивными технологиями обучения, но и адаптивным управлением.
Существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития адаптивной системы образования широко представлены в научных исследованиях. Актуальность адаптивного подхода обоснована в многочисленных работах: «адаптивное обучение», «адаптивные технологии», «адаптивные системы» и др. Так, по мнению, П. И. Третьякова, адаптивное образование должно и может сыграть важную роль социального амортизатора, обеспечивающего важную поддержку адаптивными способами обучающихся, позволяющими, в некоторой степени, выровнять их стартовые возможности на различных этапах непрерывного образования.
Важное место в этом занимает система управления образованием, которая способна создавать условия для успешной адаптации обучающихся, результатом создания таких условий может являться адаптивная образовательная среда, создающая условия для развития способности к приспособлению или адаптации всех участников образовательного процесса на всех уровнях сложности трансформационных процессов. Ведущей парадигмой образования должна стать адаптивная концепция, направленная на повышение адаптационных возможностей человека. В быстроменяющемся мире человеку приходится решать задачи в уже изменившихся условиях, поэтому образование должно стать творческим, повышающим адаптационные возможности человека для их решения по-новому.
Думается, что разработка концепции адаптивного управления образованием с точки зрения науки социологии может быть осуществлена:
- во-первых, на идеях итерпретативной социологии (Х. Абельс, В. А. Ядов и др., см. [1]);
- во-вторых, на научных идеях интегратив-ной социологической теории, которая обосновывает важность единства макросоциологических и микросоциологических измерений социального функционирования и развития личности на основе адаптации, индивидуализации и интеграции (Т. Парсонс, К. Лоренц и др.);
- в-третьих, на ведущих идеях развивающейся социологической теории здоровья, в которой обосновывается понимание адаптабильно-сти личности как важного системного фактора, способствующего развитию адаптационного потенциала личности (А. Алексеев, В. А. Ананьев, П. Бергер и др., см. также [7]). Это является основным для адаптивного образования и адаптивного управления им.
Выбор в качестве основы для разработки концептуального ключа социологической интерпретации феномена «адаптивное образование» указанных выше идей определил методологическую основу исследования. Таковой является интер-претативная методология социологии управления социогенезом личности в условиях адаптивного образования, включённой в адаптивную образовательную систему. Данная методология интегрирует основные идеи интерпретативной, гуманистической, когнитивной, культургенетической и здоровьесберегающей социологии и является основанием социологической интерпретации адаптивного образования как важного феномена для транзитивного российского общества.
Концептуальные основания интерпретации феномена «адаптивное образование» определяют известные в науке теоретические концепции:
1) когерентности (связи) социологических макро- и микротеорий, определяющих важность интегративного социологического подхода и научной интерпретации различных феноменов социальной реальности;
2) адаптации как культурогенетического механизма, способствующего созданию социального порядка и социальной динамики (трансформации) общества;
3) концепции здоровья как приспособленности и адаптации личности к социальной динамике и трансформации общества;
4) социализации как социогенетическиго механизма, являющегося условием адаптации личности в условиях транзитивного общества.
Интегрирующим фактором, связывающим названные выше подходы в единое концептуальное основание социологической интерпретации адаптивного образования как феномена российского общества, является концепция социализации личности, которая определяет образовательный процесс как социогенетический механизм развития личности, обеспечивающий социальный порядок общества (Т. Парсонс, А. В. Мудрик и др.).
Таким образом, методологическая концепция адаптивного управления образованием с точки зрения социологии опирается, прежде всего, на понимание сущности «адаптивного образования» и его актуальности в условиях динамично реформируемого российского общества; а также, на интеграции идей социологии, образования и управления. Это делает концепцию важной для современного российского общества как транзитивного социума.
Литература
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 1999. - 265 с.
2. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. - М., 1997. - 382 с.
3. Заруба Н. А. Адаптивный подход в управлении образованием: принципы управления // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (6). - С. 75-79.
4. Заруба Н. А. Терминологические аспекты адаптивного управления образованием // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 36. - С. 206-211.
5. Заруба Н. А., Шпак Л. Л. Концептуально-схематическая модель социологического сопровождения управленческих кадров // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 23. - С. 213-225.
6. Заруба Н. А., Шпак Л. Л. Социологическое сопровождение аттестации управленческих кадров // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22-1. - С. 125-138.
7. Казин Э. М., Федоров А. И., Панина Т. С., Заруба Н. А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 1. -С. 146.
8. Парсонс Т. Система современных обществ: пер. с англ. - М., 1998. - 370 с.
References
1. Abel's Kh. Interaktsiya, identifikatsiya, prezentatsiya: vvedenie v interpretativnuyu sotsiologiyu [Interaction, identity, presentation: introduction to interpretive sotsiologiyu]. St. Petersburg, Aletheia Publ., 1999. 265 p. (In Russ.).
2. Afanas'ev V.G. Chelovek v upravlenii obshchestvom [The man in the company's management]. Moscow, 1997. 382 p. (In Russ.).
3. Zaruba N.A. Adaptivnyy podkhod v upravlenii obrazovaniem: printsipy upravleniya [An adaptive approach to education management: management principles]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2012, no. 2 (6), pp. 75-79. (In Russ.).
4. Zaruba N.A. Terminologicheskie aspekty adaptivnogo upravleniya obrazovaniem [Terminological aspects of adaptive management of education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 206-211. (In Russ.).
5. Zaruba N.A., Shpak L.L. Kontseptual'no-skhematicheskaya model' sotsiologicheskogo soprovozhdeniya upravlencheskikh kadrov [Conceptual and schematic model of sociological support managers]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 23, pp. 213-225. (In Russ.).
6. Zaruba N.A., Shpak L.L. Sotsiologicheskoe soprovozhdenie attestatsii upravlencheskikh kadrov [Case management training certification support]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no. 22, vol. 1, pp. 125-138. (In Russ.).
7. Kazin E.M., Fedorov A.I., Panina T.S., Zaruba N.A. Sotsial'nye i pedagogicheskie aspekty sokhraneniya zdorov'ya sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa [Social and pedagogical aspects of staying healthy subjects of the educational process]. Mir obrazovaniya-obrazovanie v mire [World education-education in the world], 2001, no. 1, p. 146. (In Russ.).
8. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [The system of modern societies]. Moscow, 1998. 370 p. (In Russ.).
УДК 378:316.444.5
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ерёмин Виталий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций, Кемеровский государственный университет (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению понятия «профессиональная мобильность» в соответствии с современными задачами профессионального образования. На первом этапе исследования выявлена роль профессиональной мобильности в части целей и задач профессионального образования в нормативных документах. В частности, на международном уровне отмечается её ведущая роль в развитии учебных планов, межинституционального сотрудничества, организации совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. В российской системе образования профессиональная мобильность рассматривается в контексте информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Следующий этап исследования был посвящен изучению источников, в которых представлены научные выводы российских исследователей относительно данного понятия. Было отмечено, что в рассмотренных работах авторы прямо увязывают профессиональный успех специалиста с его способностью адаптации к новым условиям и способностью взаимодействовать с людьми в определенной среде. Это происходит, в первую очередь, путем усвоения новых норм, традиций, правил поведения, то есть речь идет о способности к аккультурации, которую сегодня рассматривают часто в контексте возрастающего обмена студентами и специалистами. На основании изученных источников автором предлагается в статье собственное определение понятию «профессиональная мобильность».
Ключевые слова: профессиональная мобильность, профессиональное образование, академическая мобильность, адаптация, аккультурация, интеграция.