8
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
УДК 336.2
О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» С УЧЕТОМ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. Белогорская
Посвящено методике преподавания курса «Налоги и налогообложение», практическим методам обучения студентов, налоговым отношениям и налоговому администрированию в Чувашской Республике.
Ключевые слова: методика преподавания; формы учебного процесса; налоговые отношения; налоговая статистика и аналитика; налоговое администрирование в регионе; налоговый разрыв.
A.N. Belogorskaya. ABOUT THE TECHNIQUE OF TEACHING THE COURSE «TAXES AND THE TAXATION» TAKING INTO ACCOUNT FEATURES OF THE REGIONAL TAX ADMINISTRATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
It is devoted to a technique of teaching the course «Taxes and Taxation», practical methods of training students, the tax relations and tax administration in the Chuvash Republic.
Keywords: teaching technique; forms of educational process; tax relations; tax statistics and analytics; tax administration in the region; tax gap.
Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Понятие «методика» переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Методика преподавания - это форма, при помощи которой в процессе обучения раскрывается содержание конкретной науки. Также это способ оптимального управления учебным процессом. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это процесс обучения какой-то определенной учебной дисциплине [4].
Роль и значение методики преподавания в области экономических наук в современных условиях постоянно возрастают [4]. А так как экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития, все актуальнее становятся вопросы совершенствования методики преподавания экономических дисциплин, к которым относится дисциплина «Налоги и налогообложение».
Уровень подготовки и эффективность обучения любой дисциплине находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена «преподаватель-студент». Курс «Налоги и налогообложение» в этом плане - не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и студентов, когда преподаватель передает им конкретные знания.
Задачи методики преподавания курса «Налоги и налогообложение»:
1) научить студентов стратегии и тактике активной и избирательной деятельности;
2) сформировать у студентов систему знаний и поисковый стиль работы;
3) дать студентам заряд для своих творческих возможностей в виде конкретных методов работы.
Особенное в методике преподавания - при изучении курса «Налоги и налогообложение» студенты имеют дело с налоговыми отношениями.
В учебной практике при изучении курса «Налоги и налогообложение» сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса: лекции, самостоятельная работа, семинарские и практические занятия, консультации, зачеты, экзамены, курсовые работы [4]. Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Из всех форм учебной работы семинарские и практические занятия предоставляют наиболее благоприятные возможности для углубленного изучения курса «Налоги и налогообложение», выработки самостоятельного творческого мышления у студентов.
Основные функции занятий (в порядке приоритетности) могут быть обозначены так:
1. Учебно-познавательная функция - закрепление, расширение и углубление знаний, по-
лученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы.
2. Обучающая функция - школа публичного выступления, развитие навыков отбора и обобщения информации.
3. Стимулирующая функция - стимул к дальнейшей пробе своих творческих сил и подготовка к более активной и целеустремленной работе.
4. Воспитывающая функция - формирование мировоззрения и убеждений, воспитание самостоятельности, смелости, научного поиска, состязательности.
5. Контролирующая функция - проверка уровня знаний и качества самостоятельной работы студентов [5].
В преподавании курса «Налоги и налогообложение» используются следующие методы обучения для формирования компетенций и профессиональной работы студентов:
1) словесные (постановка проблемы, объяснение, беседа);
2) наглядные (электронные ресурсы, слайды, наблюдения и др.);
3) практические (ситуации, лабораторно-практические работы).
Наиболее полно отвечают требованиям учебного процесса именно практические методы обучения, которые повышают результативность занятия дисциплины «Налоги и налогообложение» в соответствии с новыми стандартами и способствуют достижению цели -формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов.
Упражнения, задачи, лабораторные и практические работы, применение ситуационных задач на занятиях, анализ региональной нормативно-правовой базы в области налогового регулирования формируют соответствующие компетенции, вводят студента в профессиональную ситуацию и позволяют:
- усилить интерес студентов к дисциплине «Налоги и налогообложение» и их внимание на занятии;
- акцентировать внимание на теме занятия;
- побуждать студентов к мыслительной деятельности;
- применять положения Налогового кодекса РФ и региональных законов, регулирующих налоговые отношения в регионе при решении ситуационных задач;
- научить студентов рассуждать и делать выводы;
- закрепить знание Налогового кодекса РФ практическими умениями и навыками.
Цель образовательного процесса - это подготовка конкурентоспособного специалиста,
которая может быть достигнута, если занятия будут результативны. Результат - это, прежде всего, освоение материала по дисциплине «Налоги и налогообложение» студентами и формирование компетенций.
Кроме того, в преподавании курса «Налоги и налогообложение» изучаются законы Чувашской Республики, регулирующие налоговые отношения. Это Закон «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» от 21.07.2001 г. № 36, Закон «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» от 23.07.2001 г. № 38, который регламентирует:
- республиканские налоги, установление и введение в действие которых отнесено к ведению Чувашской Республики;
- правила исполнения обязанностей по уплате налогов, пеней в республиканский бюджет Чувашской Республики, включая не установленные Кодексом элементы налогообложения по республиканским налогам;
- налоговые ставки (в пределах, установленных законодательством РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения);
- условия изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов, зачисляемых в республиканский бюджет Чувашской Республики.
На основании аналитических и статистических данных Федеральной налоговой службы проводится сравнительный анализ динамики налоговых поступлений в Чувашской Республике с аналогичными показателями в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе и устанавливается ситуация, складывающаяся в целом и на всех уровнях управления по налоговым поступлениям в рамках регионального налогового администрирования. При этом выявляются основные факторы роста (снижения) поступлений налоговых платежей в Чувашской Республике.
Студенты при изучении курса «Налоги и налогообложение» анализируют, сколько в Чувашской Республике в бюджеты всех уровней мобилизовано платежей, администрируемых налоговыми органами, по видам налогов и по отраслевой принадлежности. Рассчитывают, какое влияние на динамику поступления налоговых доходов оказывает сумма выпадающих доходов в связи с представлением налоговых льгот по отдельным налогам, какова доля льгот в объеме налоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.
Контрольная работа налоговых органов оценивается со стороны конечного ее итога -эффективных и качественных результатов при меньшем охвате налогоплательщиков выездными проверками, а также максимальном взыскании дополнительно начисленных платежей в бюджет. Рассматривается риск-ориентированный подход к отбору кандидатов на проведение налоговых проверок.
Анализируются также показатели эффективности регионального налогового администрирования, которые определяются исходя из показателей поступления налогов и сборов в федеральный бюджет государства на 1 руб. затрат на содержание территориальных налоговых органов; затрат на обеспечение поступления 100 руб. налогов и сборов; расходов на содержание одного работника территориального налогового органа.
В качестве самостоятельной работы студенты изучают государственную программу Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» на 2012-2020 гг. (постановление Кабинета Министров ЧР от 31.10.2011 г. № 470), где определены основные мероприятия по повышению доходной базы консолидированного бюджета региона. Запланированные действия в области совершенствования налоговых отношений можно выделить в следующие группы:
- о существление ежедневного мониторинга налоговых поступлений в республиканский
бюджет, ежемесячный анализ задолженности налогоплательщиков по республиканским налогам;
- взаимодействие в рамках межведомственных комиссий с крупными экономически и социально значимыми организациями Чувашской Республики в целях полного исполнения ими налоговых обязательств;
- проведение совместной работы органов исполнительной власти с Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, правоохранительными органами по мониторингу налогоплательщиков, имеющих предбанкротное состояние, пресечению фиктивного банкротства;
- регулярный анализ эффективности налоговых льгот с целью исключения необоснованного снижения налоговых доходов в бюджет и сохранения их основной цели в случае их представления.
В связи с тем, что Федеральная налоговая служба перед территориальными налоговыми органами ставит задачу сократить налоговый разрыв в конкретном регионе, при изучении курса «Налоги и налогообложение» рассматривается порядок его определения.
Обосновывается организация работы территориального налогового органа с налогоплательщиками по принципу «риск - анализ» не только для отбора проведения налоговых проверок, но и для отбора при рассмотрении вопросов адекватности исполнения налоговых обязательств на заседаниях комиссий по лега-
Налоговый разрыв в регионе
Суммы сокрытых налогоплательщиками налоговых обязательств в результате умышленных действий налогоплательщиков путем различных манипуляций, в том числе через использование механизмов налоговых льгот
Суммы недопоступивших налогов в результате ошибок в определении налоговых баз
при исчислении налогов
Неуплаченные налогоплательщиками суммы налоговых обязательств в установленные сроки
Порядок определения налогового разрыва
лизации налогооблагаемой базы. Приоритетность в выборе субъектов для заслушивания на комиссиях по легализации налогооблагаемой базы производится исходя из отраслевой структуры ВРП региона и отраслевого подхода по уровню налоговой нагрузки на налогоплательщика. Отраслевой подход должен начинаться с анализа и выявления рисковых отраслей в субъекте Российской Федерации в целом.
Студенты изучают подходы к организации контрольной работы налоговых органов по зонам налоговых рисков:
1) низкий налоговый риск, когда налогоплательщик не совсем ориентируется в нормах налогового законодательства.
Работа налоговых органов должна обеспечить организацию мероприятий по информированию и консультированию налогоплательщиков, комфортные условия ведения бизнеса и уплаты налогов;
2) средний уровень налоговых рисков, когда налогоплательщик допустил ошибки при определении размера налоговой базы и исчислении налогов.
Работа налоговых органов должна быть направлена на мониторинг и предупреждение совершения налоговых нарушений, разъяснение налогового законодательства, невзимание штрафов или взимание их в минимальном размере при уточнении налоговых обязательств в добровольном порядке, проведение мероприятий налогового контроля в ином порядке;
3) высокий уровень налоговых рисков, когда налогоплательщик применяет агрессивное уклонение от уплаты налогов.
Налоговые органы проводят работу по «риск-ориентированному подходу» во взаимодействии со всеми контрольно-надзорными органами от начала планирования выездных налоговых проверок с доведением контрольных мероприятий до неотвратимости наказания и возмещения ущерба, нанесенного государству.
Ранжирование налогоплательщиков по уровням риска позволяет налоговым органам распределять свои трудовые ресурсы более эффективно, так как каждый уровень по мере его возрастания требует дополнительных мероприятий налогового контроля и времени. Такой подход управления налоговыми рисками позволяет и налогоплательщику планировать свою деятельность, определять свою стратегию по вопросам исполнения налогового законодательства, взвешивать свои управленческие решения в области налогообложения.
Федеральной налоговой службой Российской Федерации в 2013 г. подготовлены мето-
дические рекомендации по работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы, созданных в территориальных налоговых органах. На заседаниях налоговых комиссий предлагается рассматривать налогоплательщиков, отнесенных по критериям управления рисков к низкому и среднему уровню налоговых рисков. Предметом рассмотрения комиссий являются федеральные, региональные и местные налоги. Студенты изучают алгоритм действий комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы, созданных в территориальных налоговых органах, который выделяют в следующие этапы:
- отбор налогоплательщиков, чья деятельность может быть рассмотрена на заседаниях комиссии;
- проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;
- побуждение организаций и индивидуальных предпринимателей к самостоятельной оценке своей налоговой отчетности, погашению накопленных налоговых обязательств путем направления информационных писем;
- подготовка материалов на комиссию, рассмотрение с участием налогоплательщиков этих документов и своей деятельности;
- мониторинг результатов и показателей деятельности налогоплательщиков после рассмотрения их работы на комиссиях.
Таким образом, студенты понимают, что осуществление мероприятий налогового контроля с элементами аналитической работы позволяет сократить налоговый разрыв в регионе с минимальными затратами налоговых органов и сохраняет партнерские отношения с налогоплательщиками.
Анализируя особенности регионального налогового администрирования, студенты изучают курс «Налоги и налогообложение» осознанно и целенаправленно.
Список литературы
1. О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации: закон от 23.07.2001 г. № 38.
2. О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике: закон от 21.07.2001 г. № 36.
3. Государственная программа Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» на 2012-2020 гг.: утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 31.10.2011 г. № 470.
4. Методика преподавания экономических 5. Хвесеня Н.П., Сакович М.В. Методика пре-
дисциплин в современных условиях модифика- подавания экономических дисциплин: учеб.-ме-
ции / Е.Ю. Калашникова [и др.] // Молодой уче- тод. комплекс. Минск: БГУ, 2006. 116 с. ный. 2013. № 12. С. 901-903. 6. URL: http://www/nalog.ru.
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
BELOGORSKAYA, Alia Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 33.334.7
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ИНТЕГРАЦИИ
А.А. Боглай, А.Г. Зубкова
Посвящено исследованию синергетического эффекта при межотраслевой интеграции энергетических компаний, проведено исследование природы синергетического эффекта. В статье отражена актуальность экономической оценки синергетического эффекта при выборе стратегии вертикальной интеграции, проанализированы влияющие факторы и их взаимодействие с внутренними системами предприятия.
Ключевые слова: синергетический эффект; вертикальная интеграция; межотраслевая интеграция.
A.A. Boglay, A.G. Zubkova. SYSTEMATIZATION OF COMPONENTS OF SYNERGISTIC EFFECT IN IMPLEMENTING INTEGRATION STRATEGIES
The article is devoted to the research of synergistic effect at inter-branch integration of energy companies and the nature of the synergistic effect. Relevance of economic evaluation of synergistic effect when selecting strategies of vertical integration is revealed. Influencing factors and their interaction with internal systems of an enterprise are analyzed.
Keywords: synergistic effect; vertical integration; inter-branch integration.
В целях своего развития нередко компании прибегают к реализации стратегии экономического роста. Рост компании посредством интеграции является одним из способов повышения эффективности деятельности компании.
Компании, встающие на путь интеграции, обычно мотивируют это желанием усилить конкурентную позицию бизнеса, создать новые рынки, использовать инновационные технологии, резервы эффективности и т.п.
Интенсивность интеграционных процессов определяется изменениями экономической ситуации - темпами инфляции, динамикой валютного курса, спадом производства в отраслях, что прослеживается в ходе исторического развития экономических систем. На данный момент наблюдается активизация интеграционных процессов во многих отраслях и на различных уровнях: от регионального до международного.
Для топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) особенно характерна межотраслевая интеграция - объединение предприятий по технологической цепочке, т.е. объединение предприятий «производство/добыча сырья -переработка/производство продукции - реализация продукции».
В силу технологических особенностей ТЭК параметром, определяющим эффективность вертикальной межотраслевой интеграции, является ценовая конкуренция, т.е. снижение издержек, повышение эффективности. Однако, вертикальная интеграция помогает получить не только экономию на издержках, обусловленную технологией производства, но и реализовать потенциал синергетической эффективности, что может существенно повлиять на принятие решения о реализации стратегии интеграции.