Научная статья на тему 'О методике организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана'

О методике организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕТСКАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЗАХСТАН / METHODOLOGY OF ORGANIZATION / CHILDREN''S AND YOUTH VOLUNTEER ACTIVITY / ORGANIZATION OF EDUCATION / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримова Раушан Марденовна

Целью исследования является обоснование методики организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана. Предложены различные формы волонтерской деятельности в организациях образования. Определены основные направления по организации волонтерской деятельности в организации образования. Установлены педагогические задачи организации волонтерской деятельности в организациях образования. Выбраны организаторы волонтерской деятельности в организации образования. Указана нормативно-правовая база организации волонтерской деятельности в организациях образования. Определены принципы волонтерской деятельности. Обоснованы организационные структуры деятельности волонтеров в организациях образования. Предложены механизмы развития волонтерского движения в организациях образования. Обоснованы перспективы развития волонтерского движения в организациях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримова Раушан Марденовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF ORGANIZATION OF CHILDREN''S AND YOUTH VOLUNTEERING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAKHSTAN

The purpose of the study is to justify the methodology for organizing children's and youth volunteer activities in the educational organizations of Kazakhstan. Different forms of volunteer activity in educational organizations are suggested. The main directions of organization of volunteer activity in the organization of education are determined. Pedagogical tasks of organization of volunteer activity in educational organizations have been established. Organizers of volunteer activities in the organization of education were chosen. The normative-legal base of organization of volunteer activity in educational organizations is indicated. The principles of volunteer activity are defined. The organizational structures of the activity of volunteers in educational organizations are justified. Mechanisms for the development of volunteerism in educational organizations are proposed. The prospects for the development of volunteerism in educational organizations are grounded.

Текст научной работы на тему «О методике организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана»

- взаимопричастность как умение понять и принять точку зрения другого человека, как право на доверие со стороны преподавателей и курсантов, право на чувства, переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем;

- предваряющее уважение как признание самоценности другого человека, его личностной свободы и права.

Мы убеждены, что в результате изучения «Риторики» курсанты не только овладевают навыками устной, диалогической, монологической и письменной речи, но и учатся правильно воспринимать, интерпретировать и оценивать систему мер, направленных на развитие способностей личности, позволяющих осуществить становление общечеловеческих ценностей через освоение культуры. Развитие коммуникативной культуры обучающегося способствует становлению личности, умеющей критически мыслить, вести диалог, дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, умеющей выражать симпатию, личностное переживание [4].

Педагогический потенциал дисциплины «Риторика» в контексте становления коммуникативной толерантности окажется реализованным, если при его изучении преподавателем-языковедом будут раскрываться, например, устройство и развитие мира, места человека в нем; развиваться эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитываться чувство ответственности за настоящее и будущее. Такое обучение должно, на наш взгляд, привести к развитию у курсантов системного стиля мышления, преодолению технократических ориентаций, пониманию взаимозависимости человека, общества, природы [4].

В процессе выполнения практических заданий обучающиеся получат знания о ценностях толерантного общения, приобретут умения и навыки толерантного взаимодействия с окружающими, эмоционально -волевую готовность к диалогу с различными категориями граждан. Всё это позволит, в конечном итоге, сформировать у них опыт толерантного общения, который, несомненно, важен для успешного выполнения профессиональных задач сотрудниками полиции и, в целом, отражается на их имидже. Конечным результатом формирования и развития навыков коммуникативной толерантности должно стать включение её в систему личностных ценностей сотрудников правоохранительных органов.

Литература:

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - М.: Наука, 1986. - С. 80 - 160.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.

3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

4. Каримова Т.С. Каримов А.А. К вопросу о становлении гуманистической направленности в процессе обучения курсантов военизированного вуза посредством изучения гуманитарных дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 2 (24). С. 165-175.

5. Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии // Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. С. 12-13.

6. Федеральный закон № 342-ФЗ от 30. 11. 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты».

7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

8. Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: автореф. дис. .канд. пед. наук., Чита, 2010 - 23 с.

Педагогика

УДК 37

методист Каримова Раушан Марденовна

Центр повышения квалификации, Павлодарский государственный педагогический университет (г. Павлодар)

О МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

Аннотация. Целью исследования является обоснование методики организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана. Предложены различные формы волонтерской деятельности в организациях образования. Определены основные направления по организации волонтерской деятельности в организации образования. Установлены педагогические задачи организации волонтерской деятельности в организациях образования. Выбраны организаторы волонтерской деятельности в организации образования. Указана нормативно-правовая база организации волонтерской деятельности в организациях образования. Определены принципы волонтерской деятельности. Обоснованы организационные структуры деятельности волонтеров в организациях образования. Предложены механизмы развития волонтерского движения в организациях образования. Обоснованы перспективы развития волонтерского движения в организациях образования.

Ключевые слова: методика организации, детская и молодежная волонтерская деятельность, организация образования, Казахстан.

Annotation. The purpose of the study is to justify the methodology for organizing children's and youth volunteer activities in the educational organizations of Kazakhstan. Different forms of volunteer activity in educational organizations are suggested. The main directions of organization of volunteer activity in the organization of education are determined. Pedagogical tasks of organization of volunteer activity in educational organizations have been established. Organizers of volunteer activities in the organization of education were chosen. The normative-legal base of organization of volunteer activity in educational organizations is indicated. The principles of volunteer activity are defined. The organizational structures of the activity of volunteers in educational organizations are justified. Mechanisms for the development of volunteerism in educational organizations are proposed. The prospects for the development of volunteerism in educational organizations are grounded.

Keywords: Methodology of organization, children's and youth volunteer activity, organization of education, Kazakhstan.

Введение. В организациях образования и центрах досуга Казахстана недостаточно развиты молодежные волонтерские программы. Данное явление формирует существенное препятствие для социализации и вовлечения обучающейся молодежи в общественную деятельность. Об этом неоднократно говорилось в трудах учёных, в том числе занимающихся подготовкой кадров для системы образования различных стран [1- 3] Данная проблема актуализирует процесс исследования методик организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана [4].

В процессе исследования методик организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана, мы использовали методы педагогического анализа, теоретический анализ, изучение нормативных документов.

Изложение основного материала статьи. Набирающее обороты волонтерское движение среди школьников и студентов Казахстана обязано быть адаптировано и интегрировано в содержание педагогическо процесса школы, колледжа, университета или центра дополнительного образования [4]. В организациях образования Казахстана пунктом внедрения волонтерских проектов должны быть школьные, студенческие объединения, а также школьные, студенческие комитеты, собрания съезды, методические объединения учителей и преподавателей. В организациях образования Казахстана, организационные нюансы развития детской и молодежной волонтерской деятельности, необходимо решать путем рекламы, пропаганды идей волонтерства с вовлечением молодежи к решению социальных проблем общества. В данном контексте необходимо решать следующие педагогические задачи:

- развитие и формирование активной гражданской и нравственной позиции, патриотизма у молодежи;

- разработка и привлечение молодежи в социальные волонтерские проекты;

- поощрение молодежных социальных инициатив [5; 6].

Волонтёрская деятельность представляет собой широкий спектр различных видов деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Изначально содержание волонтерской деятельности включало всестороннюю поддержку и помощь:

- пенсионерам,

- участникам войн,

- ликвидаторам глобальных катастроф,

- жертвам стихий,

- жертвам домашнего насилия, эпидемий,

- детям-сиротам,

- бездомным,

- инвалидам,

- беженцам,

- бездомным животным и т.д.

Так же включало следующие виды деятельности:

- уборку пляжей и лесных массивов,

- расчистка и благоустройство внутридомовых территорий,

- подготовка почвы и озеленение микрорайонов.

Исходя из сути волонтерской деятельности, необходимо отметить, что сам по себе волонтёрский труд не оплачивается. Сегодня современные волонтёры - не только социальные патриоты, но и начинающие профессионалы, которые трудятся для приобретения профессионального и социального опыта, навыков, знаний, умений, компетенции, коммуникации. Для молодежи Казахстана Волонтерская деятельность способствует продвижению к реальному трудоустройству в заинтересованной сфере труда. Молодежь понимает, что через волонтерскую деятельность можно проявить свои способности и компетенции, зарекомендовав себя с позитивной стороны. Волонтерская деятельность представляет собой некий полигон, где молодежь проверяется в разных трудовых сферах и в конечном итоге может выбрать профессию, будущую трудовую деятельность [7].

Как правило, организаторами детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана должны быть общественные объединения, школьные, студенческие объединения, а также школьные, студенческие комитеты, собрания съезды, методические объединения учителей и преподавателей, которые в своей деятельности обязаны руководствоваться и опираться на правовые акты, нормативно-правовую базу, регламентирующие волонтерскую деятельность, например на Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-У! ЗРК «О волонтерской деятельности» [4], где содержательно учтены:

- Конституция Республики Казахстан;

- Закон Республики Казахстан «Об образовании»;

- постулаты Всеобщей декларации прав человека;

- положения Конвенции о правах ребенка;

- устои Всеобщей Декларация Добровольцев;

- нормативы Гражданского кодекса РК;

- нормативы Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».

Данная нормативно-правовая база организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана определяет такие принципы волонтерства, как:

- добровольность;

- систематичность;

- осознанность;

- ответственность.

Нормативно-правовая база организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана определяет основные формы волонтерства, такие как, акции, проекты, программы. При реализации волонтерского движения в организации образования, необходимо, с согласия администрации учебного заведения, создать волонтерские группы, советы. Ключевыми направлениями организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана

должны быть такие процессы, как создание волонтерских проектов, программ, акций; утверждение планов работы, конкретных планов действий, планов взаимодействий, планов информационного сопровождения, отчетов волонтерских групп, советов. Как мы отмечали выше, организационные структуры детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана формируются в виде волонтерских групп, команд, советов, такие как группа, команда юных добровольцев, которые созданы для оказания помощи нуждающимся в микрорайоне учреждения образования [8 - 9], в том числе оказание психологической помощи [10].

Механизмы организации и развития детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана координируется Республиканским Координационным Центром, где:

- разрабатываются методические рекомендации по развитию и пропаганде волонтерского движения;

- аккумулируется база и информация о развитии волонтерского движения в организациях образования Казахстана;

- координируются республиканские программы волонтерского движения в организациях образования Казахстана;

- проводятся республиканские фестивали, конкурсы, съезды волонтеров, семинары, конференции, дебаты, направленные на развитие волонтерского движения в организациях образования Казахстана;

- координируется работа с областными, районными Координационными центрами по развитию волонтерского движения в организациях образования Казахстана.

Выводы. Таким образом, перспективы развития детского и молодежного волонтерского движения в организациях образования Казахстана определяются:

- процессом формирования устойчивой общественной системы поддержки волонтерства в организациях образования;

- актами внедрения передового опыта организации волонтерской работы в организациях образования;

- целенаправленным повышением уровней социальной активности детей и молодежи;

- широкой активизацией детей и молодежи через добровольное привлечение в общественную занятость в социальной и общественно-полезной сфере.

Литература:

1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании -Ставрополь, 2014.

2. Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г., Асильдерова М.М., Агарагимова В.К., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Данилина Е.И., Подгребельная Н.И., Сорокопуд Ю.В., Сельская О.В., Сметанина Н.В., Багдуева К.Г., Гасанова С.С., Рамазанов М.Б., Ахмедова А.М., Борисова Е.Н., Раджабов М.А., Везиров Т.Г., Кулибеков Н.А. и др. Реализация прогрессивных подходов и технологий в образовательной практике: коллективная монография Кафедры Юнеско «Психология и педагогика высшего образования» МИГУП / Москва, 2017.

3. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии Тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 2. С. 235-238.

4. О волонтерской деятельности. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VI ЗРК.

5. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности [Текст] / Н.А. Потапова. СПб.: Питер, 2004. - 230 с.

6. Кузнецова Елена. Волонтерское движение как образовательная инициатива. // Жасstar. 2012. №1(31)

7. Каримова Р.М. Волонтерская деятельность в Казахстане // Мир науки, культуры, образования. -2018. № 5 (72). С. 364-365.

8. Sakenov, D. Zh, et al., (2012). Preparation of students of higher education institution for professional activity in the course of studying of pedagogical disciplines. World applied sciences journal, 19 (10): 1431-1436.

9. Zholdasbekov, A.A. et al., (2018). Pedagogical technologies for the formation of healthy lifestyle of students. ESPACIOS. ISSN 0798 1015, Vol. 39 (N° 21), Page 37.

10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Карлина Мария Александровна

Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва); старший преподаватель Ивашкина Татьяна Александровна

Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема творческого подхода для будущих специалистов, для которых в процессе обучения важны не только профессиональные знания и навыки, но и формирование свободного творческого мышления, создание условий для непрерывного саморазвития. Авторами даны основные понятия по исследуемой проблеме, такие как творчество, творческие способности; выделены практические моменты в обучении, которые мешают формированию творческой компоненты, а также описаны схемы реализации творческого процесса, опираясь на исследования таких ученых, как В.М. Бехтерев и А.Н. Леонтьев. Сделаны основные выводы по теме статьи и выделены ключевые преимуществ, а так же даны рекомендации о необходимости внедрения современных методик в образовательной среде с целью повышения творческого потенциала учащихся.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческий процесс, творческие способности, кадры, конструктивизм в образовании, студент, преподаватель.

Annotation. The article deals with the problem of creative approach for future specialists, for whom not only professional knowledge and skills are important in the learning process, but also the formation of free creative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.