ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
і
В.А. ШАХНОВ, член-корреспондент РАН
А.И. ВЛАСОВ, доцент Л.А. ЗИНЧЕНКО, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана
О методическом обеспечении инженерного образования в
*
современных условиях
В статье рассмотрены вопросы методического обеспечения инженерного образования в условиях реализации принципов Болонского процесса и непрерывного образования. Обсуждается проблема построения оптимального маршрута обучения в рамках ФГОС.
Ключевые слова: инженерное образование, Болонский процесс, непрерывное образование.
История российского инженерного образования насчитывает три столетия. К концу XIX века в российской высшей школе сформировалась уникальная система подготовки инженерных кадров, получившая название «русский метод подготовки инженеров » [1]. Отличительной чертой российского инженерного образования является мощная фундаментальная подготовка. В становление ведущих инженерных вузов России заметный вклад внесли выпускники классических университетов, заложившие высокий уровень фундаментальной подготовки по математике, физике, механике. Тесная интеграция науки и образования при подготовке инженерных кадров позволила обеспечить глубокую научную проработку альтернативных технических решений и стала основой значительных успехов в авиационной, космической и других отраслях промышленности.
Сегодня тенденции мирового развития приводят к необходимости реформирования системы инженерного образования. Эти процессы затрагивают и сложившую систему подготовки инженерных кадров в Российской Федерации [2].
Переходкдвухуровневой системе «бакалавр - магистр»на основе федеральных го-сударственныхобразовательных стандартов
требует значительной модернизации существовавших учебных планов. Необходимо отметить, что требования к результатам освоения образовательных программ, сформулированные как общекультурные и профессиональные компетенции бакалавров и магистров, являются многоаспектными и интегральными. К их основным характеристикам следует отнести системность, межпредмет-ность и даже надпредметность, ориентированность на решение практических задач. В то же время разработка новых учебных планов должна вестись таким образом, чтобы выпускникбыл подготовлен к приобретению новых знаний, был способен актуализировать знания в соответствии с меняющимися требованиями инновационной экономики.
Уровень квалификационных характеристик, соответствующий уровню бакалавра (уровень квалификации по рамке квалификационных характеристик Европейского пространства высшего образования - 1 QF/ ЕНЕА [3], уровень квалификации по европейским рамочным квалификационным характеристикам для обучения в течение жизни - 6 EQF [4]), требует углублённых знаний в профессиональной области, включая критическое понимание теорий и принципов. При этом выпускник должен продемонстрировать прочные навыки, требующиеся для решения
" Работа выполнена при частичной финансовой поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ (грант НШ-3484.2010.9).
Обсуждаем проблему
105
сложных задач в профессиональной области, и способность к инновациям.
Для получения более высокого уровня квалификационныххарактеристик, соответствующего квалификации магистра (уровень квалификации по рамке квалификационных характеристик Европейского пространства высшего образования - 2 QF/EHEA, уровень квалификации по европейским рамочным квалификационным характеристикам для обучения в течение жизни - 7 EQF), необходимо продемонстрировать высокоспециализированные знания, часть которых связана с новейшими познаниями в профессиональной сфере. В связи с этим важнейшим становится принцип опережающего образования, позволяющий обеспечить подготовкуэлитных кадров. Для поддержания седьмого уровня квалификации требуется постоянное повышение квалификации с целью получения знаний о последних тенденциях в профессиональной сфере.
В силу вышеизложенного появились новые, ранее неизвестные или редко встречавшиеся методические проблемы инженерного обучения в высшей школе. Необходимо отметить, что инженерная образовательная среда должна не только формировать потребность в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности и готовность к переобучению, но и обеспечивать соответствующие механизмы для успешного освоения образовательных программ. Для формирования новых учебных планов, учитывающих принципы Болонского процесса
и тенденции непрерывного образования, следует предусмотреть модульность отдельных блоков дисциплин и возможность гибкой комбинации различных модулей.
Начало подготовки квалифицированных выпускников для междисциплинарных областей, где требуются знания в различных областях науки, например, бакалавров и магистров в области нанотехнологии с профилем подготовки «Наноинженерия» [5], сопряжено с тщательной методической проработкой учебных планов, позволяющей обеспечить успешное достижение требуемых компетенций.
В работе [6] были рассмотрены вопросы создания и модернизации образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети. Предложенная в ней дуальная система функционирования учебно-исследовательских лабораторий направлена на подготовку высококвалифицированных кадров. Ключевыми вопросами в этой системе являются требуемый минимальный уровень компетенций, достигнутый в ходе освоения образовательной программы первой ступени обучения, и проблема организации учебного процесса магистров в условиях значительной вариативности программ подготовки бакалавров в разных образовательных учреждениях.
В маршрутах обучения, которые в течение многих лет реализовывались в российской высшей школе, студенты переходили с одного уровня обучения на другой последовательно (рис. 1). При этом межпредмет-
УНИВЕРСИТЕТ
1 др/ЕИЕЛ (6 Едр) 2 др/ЕИЕЛ (7 Едр)
Бакалавр Магистр
| Межпредметные связи I
106
Высшее образование в России • № 3, 2012
ные связи были определены в учебно-методических комплексах дисциплин, предназначенных для использования преподавательским составом. При переходе с одного уровня обучения на другой в пределах одного учебного заведения межпредметные связи, заложенные при разработке учебных планов и учебно-методических комплексов, не нарушались.
Однако при реализации ФГОС по программам подготовки бакалавров и магистров в техническом университете возникает необходимость решения различных методических вопросов, в том числе - разработки методик обеспечения эффективного перехода с одной образовательной ступени на другую. Это объясняется появлением новой многочисленной категории поступающих в технический университет - бакалавров с дипломами, выданными различными высшими учебными заведениями. На рмс. 2 показан пример такого возможного маршрута обучения. Бакалавр, окончивший одно образовательное учреждение (Образова-
тельное учреждение), может продолжить обучение на следующей, второй ступени образования в другом вузе (Университет).
При переходе к таким более сложным маршрутам обучения в высшей школе для реализации системного подхода к подготовке студентов последовательность преподаваемых дисциплин необходимо выстроить с учетом межпредметных связей.
В федеральных образовательных стандартах все дисциплины профессионального цикла разбиты на две большие группы: 1) дисциплины, изучение которых обязательно (базовая часть), 2) профильные дисциплины (вариативная часть). В свою очередь, профильные дисциплины подразделяются на дисциплины, обязательные для изучения студентами, и дисциплины по выбору (рис. 2). При этом высшему учебному заведению дано право менять вариативную часть в значительных пределах (порядка 50%).
Необходимо отметить, что при разработке учебных планов обучения магистров меж-
Образовательное учреждение
1 др/ЕИЕЛ (6 ЕОБ) Бакалавр
Базовая
часть
Вариативная
часть
Межпредметные связи
Университет
2 др/ЕИЕЛ (7 Едр) Магистр
Базовая часть Вариативная часть
Обязательные курсы
Курсы по выбору
Межпредметные связи
Обсуждаем проблему
107
предметные связи могут быть обеспечены только для базовой части дисциплин, отнесенных к первой ступени образования (уровень квалификации по рамке квалификационных характеристик Европейского пространства высшего образования - 1 QF/ ЕНЕА, уровень квалификации по европейским рамочным квалификационным характеристикам для обучения в течение жизни -6 EQF). Если какая-либо из дисциплин обучения более высокого уровня требует знания дисциплин вариативной части подготовки бакалавра, изучаемых по учебному плану бакалаврами университета, в котором реализуется обучение магистров, то недостающие знания для первого образовательного уровня должны быть восполнены путем включения в учебный план обучения магистров как дисциплины по выбору.
Таким образом, на вариативную часть при реализации образовательных программ второй ступени обучения ложится дополнительная нагрузка - обеспечение межпредметных связей для предметов, изучаемых в вариативной части подготовки бакалавров.
Этот подход может быть применен и при реализации различных ступеней образования в рамках одного университета в случае перерыва в получении образования при переходе с первого образовательного уровня
на второй в рамках стратегии непрерывного образования. В связи с наличием вариативной части часть предметов, которые были освоены на первом уровне высшего образования, могут быть изменены на другие курсы или значительно модифицированы с целью отражения новых тенденций в соответствующей технической области. В этом случае также возникает необходимость наличия в учебном плане курсов по выбору - с целью облегчения адаптации студента к изменившимся доступным траекториям обучения.
На рис. 3 представлен непоследовательный маршрут обучения в случае наличия временного разрыва при получении степени бакалавра и магистра. В данном случае курсы по выбору обеспечивают преемственность между траекторией обучения, выбранной для получения первой ступени образования, и доступными на момент обучения траекториями второй ступени образования.
Отметим, что для правильной организации учебного процесса магистрантов необходимо обеспечить студентам полную информацию о предметах, знание которых требуется перед началом изучения выбранной дисциплины. В связи с этим возрастает роль тьютора какконсультанта, способного обеспечить грамотный выбор траекторий
УНИВЕРСИТЕТ
1 дЕ/ЕИЕЛ (6 ЕдЕ) Бакалавр
Базовая
часть
Вариативная
часть
Перерыв в обучении
2 дЕ/ЕИЕЛ (7 ЕдЕ) Магистр
Базовая часть Вариативная часть
Обязательные курсы
Курсы по выбору
Межпредметные связи
lOS
Высшее образование в России • № 3, 2012
обучения по магистерским образовательных программам.
Авторы не ставили перед собой задачу охватить всю совокупность проблем инженерного обучения в условиях реализации положений Болонского процесса и принципов непрерывного образования. В статье рассматриваются только некоторые из возможных подходов к методическому обеспечению инженерного образования в современных условиях, позволяющие сохранить и развить в российских технических университетах традиции «русского метода подготовки инженеров ».
Предложенные в статье подходы к обеспечению эффективных механизмов полноценной реализации фундаментальных функций образования: социальной адаптации, обеспечения рынка труда и производства инноваций - важны как для отечественных, так и для иностранных студентов, поскольку им предстоит жить и работать во все более глобализирующемся мире.
Литература
1. Федоров И.Б., Медведев В.П. Традиции и
инновации в подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2008. № 6. С. 30-35.
2. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Актуаль-
ные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 4-12.
3. European higher education area. URL: http://
www.ehea. info/
4. The European Qualifications Framework (EQF)
// European Commission. Education & Training. URL: http://ec.europa.eu/
education/lifelong-learning-policy/doc44 _en.htm
5. Шахнов В.А. Нанонаука, нанотехнологии,
наноинженерия, наносистемы. Что дальше? // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». Спецвыпуск «Наноинженерия». 2010. С. 4-8.
6. Поздняев А.С., Власов А.И. Становление и
развитие образовательного сегмента Национальной нанотехнологической сети в современных экономических условиях // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». Спецвыпуск «Наноинженерия». 2010. С.178-188.
SHAKHNOV V., VLASOV A., ZINCHENKO L. FEATURES OF ENGINEERING EDUCATION
The issues concerning the methodical providing of engineering education according to the principles of Bologna process and Lifelong Learning are considered. Several educational trajectories are discussed.
Key words: engineering education, Bologna process, lifelong learning.
И.Б. НАЗАРОВА, докт. экон. наук, КаДровые стратегИИ
директор аналитического центра российских
НИУ—Высшая школа экономики университетов
Российские университеты выходят на глобальный рынок труда в поиске специалистов высокого класса, способных не только преподавать и вести научные исследования, но и представлять свои результаты мировому сообществу. Университеты разрабатывают системные программы, направленные на привлечение, закрепление и стимулирование ученых, преподавателей и специалистов. В качестве основных составляющих развития кадрового потенциала университеты рассматривают создание условий и стимулов для эффективной работы, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста преподавате-