Научная статья на тему 'О Методических рекомендациях по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора'

О Методических рекомендациях по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК / STATE SUPERVISION IN CIVIL DEFENSE / FEDERAL STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION FROM EMERGENCY SITUATIONS / GUIDELINES / INSPECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Егоров Владимир Михайлович, Коршунов Сергей Сергеевич

В статье изложены и прокомментированы основные положения методических рекомендаций по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора, предназначенных для инспекторского состава надзорных органов МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олтян Ирина Юрьевна, Егоров Владимир Михайлович, Коршунов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Guidelines on Civil Defense and Emergency Management Inspections of Regulated Organizations

The article summarizes the key provisions of the Guidelines on performing inspections of regulated organizations from perspective of civil defense and protection of population and territories from natural and man-made emergencies. The Guidelines are intended for Emercom of Russia inspectors who exercise regulatory oversight.

Текст научной работы на тему «О Методических рекомендациях по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора»

/SC Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 1 (51) УДК 35.072.61

О методических рекомендациях по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

И.Ю. Олтян, В.М. Егоров, С.С. Коршунов

Аннотация

В статье изложены и прокомментированы основные положения методических рекомендаций по организации проведения проверок в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора, предназначенных для инспекторского состава надзорных органов МЧС России.

Ключевые слова: государственный надзор в области гражданской обороны, федеральный государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций, методические рекомендации, организация проведения проверок.

About the Guidelines on Civil Defense and Emergency Management Inspections of Regulated Organizations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

I. Oltyan, V. Egorov, S. Korshunov

Abstract

The article summarizes the key provisions of the Guidelines on performing inspections of regulated organizations from perspective of civil defense and protection of population and territories from natural and man-made emergencies. The Guidelines are intended for Emercom of Russia inspectors who exercise regulatory oversight.

Key words: state supervision in civil defense; federal state supervision in the field of protection from emergency situations; guidelines; inspection.

В последние годы в Российской Федерации был принят ряд значимых законодательных и нормативных правовых актов, внесших существенные изменения в систему государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, в том числе и в области гражданской обороны (далее — ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее—ЧС) природного и техногенного характера [1-7].

Основным вектором развития надзорной деятельности на современном этапе стало снижение административных барьеров и финансовых издержек на пути развития предпринимательства при неуклонном исполнении требований нормативных правовых актов и обеспечении комплексной безопасности жизнедеятельности [8].

Исходя из указанного, а также из динамично изменяющегося законодательства Российской Федерации, необходимо совершенствование существующего механизма осуществления надзорной деятельности, внедрение новых подходов в организации деятельности органов надзора, повышение доли профилактической работы, при сохранении эффективности осуществления надзорными органами МЧС России мероприятий по контролю, дальнейшем повышении уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Российской Федерации, в связи с этим органами государственного надзора МЧС России ощущается острая потребность в методических документах, учитывающих современные тенденции и представляющих собой актуальные, пошаговые инструкции по организации проверок в области ГО и защиты от ЧС.

С этой целью во исполнение решения Коллегии МЧС России от 18 ноября 2015 года ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) проведен анализ законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России. Результатом этого анализа стала разработка Методических рекомендаций по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утверждены МЧС России 10 января 2016 года № 2-4-71-2-28), а также Методических рекомендаций по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора (утверждены МЧС России 10 января 2016 года № 2-4-71-3-28).

Методические рекомендации направлены прежде всего на дальнейшую реализацию законодательных инициатив и поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования надзорной деятельности, в том числе связанных с внедрением риск-ориентированной модели организации и осуществления надзорной деятельности [9].

Положения Методических рекомендаций учитывают результаты:

научной деятельности ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 2013-2015 годов;

работы института в области технического регулирования, в том числе по разработке проектов технических регламентов Евразийского экономического союза «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны» и «О безопасности продукции, предназначенной для защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»;

разработки национальных стандартов в области ГО и защиты от ЧС, выполненной Техническим комитетом по стандартизации 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС», функционирующем на базе института.

Методические рекомендации предназначены для инспекторского состава надзорных органов МЧС России и содержат: общие положения;

права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора;

права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются проверки;

требования к срокам проведения проверок; общие требования к планированию и проведению проверок;

особенности проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок;

требования по оформлению результатов проверок.

Положения Методических рекомендаций в полной мере соответствуют положениям федерального законодательства в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [8].

Кроме того, в Методических рекомендациях учтены актуальные положения приказов и инструктивных писем Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС России и Минэкономразвития России.

Важно отметить, что ряд положений, включенных в Методические рекомендации, направлен на:

существенное развитие надзорной деятельности; методическое обеспечение исполнения Административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, утвержденных приказом МЧС России в 2012 году;

снижение избыточных административных барьеров для предпринимательского сообщества;

повышение эффективности надзорных мероприятий в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

К таким положениям относятся: положение о запрете всех плановых и внеплановых проверок без их регистрации в автоматизированной системе «Единый реестр проверок»;

/82 См! SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, N0. 1 (51)

положение о недопущении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления по контролю за устранением ранее выявленных нарушений;

порядок формирования и согласования в органах прокуратуры утвержденного приказом Генпрокуратуры ежегодного сводного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

риск-ориентированный подход при определении периодичности плановых проверок, учитывающий классификацию объектов и территорий по степени риска. В частности, определено, что критически важные и потенциально опасные объекты, а также организации, отнесенные к категориям по ГО, и организации-балансодержатели объектов ГО должны проверяться не чаще 1 раза в 3 года. При этом иные организации плановым проверкам в области ГО и защиты от ЧС не подлежат.

Таким образом, до актуализации Административных регламентов по надзору в области ГО и защиты от ЧС Методические рекомендации по организации проведения проверок в области ГО в отношении субъектов надзора, а также Методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора будут, по существу, единственными документами МЧС России в сфере надзорной деятельности, в полной мере учитывающими новые требования законодательства Российской Федерации.

На основании результатов анализа принятых в последнее время законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России, обоснованы приоритетные направления в деятельности контрольно-надзорных органов МЧС России в современных условиях: внедрение форм и методов, направленных на обеспечение экономического роста страны, основанного на создании благоприятного инвестиционного климата для субъектов экономической деятельности, развитии институтов гражданского общества, эффективной системе государственного управления; снижение административной нагрузки на бизнес при сохранении надлежащего уровня государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и в области ГО.

Наряду с указанными выше новыми подходами, отраженными в Методических рекомендациях, они в систематизированном виде содержат требования в области ГО и защиты от ЧС, установленные законодательством Российской Федерации и подлежащие проверке надзорными органами.

С целью доступности Методических рекомендаций и простоты их использования, основные требования и мероприятия в области ГО систематизированы в рамках 15 задач ГО, определенных федеральным законом «О гражданской обороне» [10] и Положением

о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» [11]: подготовка населения в области ГО; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

В части защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера [12] Методические рекомендации содержат требования законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной области, выполнение которых субъектами надзора подлежит проверке надзорными органами.

Кроме того, Методические рекомендации по организации проведения проверок в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в отношении субъектов надзора отражают особенности проведения проверок организаций, эксплуатирующих такие объекты как: опасные производственные объекты; гидротехнические сооружения;

объекты, расположенные в районах возможного воздействия опасных природных факторов;

опасные объекты, на которых обращаются опасные отходы.

Таким образом, разработанные институтом и утвержденные МЧС России Методические рекомендации являются важными, актуальными и необходимыми для инспекторского состава надзорных органов МЧС России при проведении проверок, а также при выдаче обязательных для исполнения предписаний по их результатам.

Применение Методических рекомендаций на местах будет способствовать:

повышению качества проводимых проверок и их результативности;

исключению незаконных требований со стороны инспекторского состава и, следовательно, снижению административных барьеров и финансовых издержек для бизнеса;

повышению уровня требовательности и, следовательно, повышению уровня исполнения требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.

А все перечисленное, безусловно, позволит повысить уровень безопасности населения и территорий при возможных военных конфликтах и при ЧС природного и техногенного характера.

Литература:

1. Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральный закон от 1 апреля 2012 года № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 38-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

6. Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

7. Федеральный закон от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».

8. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. Распоряжение Правительства РФ от 1 апреля 2016 года № 559-р.

10. Федеральный закон от 12 февраля1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

11. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Сведения об авторах

Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

нач. научно-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

e-mail: [email protected]

SPIN-код — 3476-5213.

Егоров Владимир Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: [email protected]

Коршунов Сергей Сергеевич : к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГоЧс (ФЦ), вед. н. с. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. e-mail: [email protected] SPIN-код — 4110-9824.

Information about the authors

Oltyan, Irina Yu.: Cand.Sci. (Engineering), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of the Research Center.

7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — spin-»da — 3476-5213.

Egorov Vladimir M.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Junior Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. E-mail: [email protected]

Korshunov, Sergey S.: Cand. Sci. (Engineering), Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Research Center Researcher. 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 4110-9824.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.