Бизнес в законе
6’2014
5.2. О МЕСТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Лихтер Павел Леонидович, аспирант
Место учебы: Пензенский Государственный Университет
lixter@mail.ru
Аннотация: В настоящее время в субъектах Российской Федерации нет единого подхода к вопросу о месте регионального Уполномоченного по правам ребенка в системе органов государственной власти.
Проведенное исследование показывает различия в конституционно-правовом статусе детских омбудсменов, которые закреплены в региональном законодательстве.
В статье обосновывается повышение эффективности работы региональных Уполномоченных по правам ребенка при их функционировании в системе органов исполнительной власти; либо в единой системе Уполномоченных по правам ребенка, подчиненной Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ
Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, права ребенка, защита прав ребенка, органы государственной власти
THE STATUS OF THE OMBUDSMAN FOR CHILDREN OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT TERRITORY IN THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES
Likhter Pavel L., Post-graduate student Study place: the Penza State University
lixter@mail.ru
Annotation: There is no universal approach to the status of the regional Ombudsman for children in the system of state authorities in the Russian Federation constituent territories today.
The study reveals the differences in the constitutional and legal status of the ombudsmen for children provided for by the regional legislation.
The article substantiates high efficiency of the regional Ombudsman for children both in the executive system and in a single system of the Ombudsmen for Children responsible to the Ombudsman for children under the President of the Russian Federation
Keywords: Ombudsman for children in the Russian Federation constituent territory, Ombudsman for children under the President of the Russian Federation, children's rights, protection of children's rights, state authorities
25 марта 2014 года на XVI сессии депутатами Законодательного Собрания Пензенской области было принято решение о создании аппарата Уполномоченного по правам ребенка с отдельным финансированием для правового, организационного, кадрового, ана-
литического, информационно-справочного обеспечения его деятельности.
Закон Пензенской области от 03.04.2014 года № 2534-ЗПО1 отменил положения ранее действующего регионального Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Пензенской области»2, согласно которым детский омбудсмен был заместителем Уполномоченного по правам человека с общим штатом сотрудников. Принятие нового регионального закона сопровождалось длительной полемикой по поводу необходимости в независимости детского защитника от регионального Уполномоченного по правам человека и потребовало вмешательства Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации3.
В некоторых субъектах Российской Федерации региональные органы государственной власти считают более эффективной деятельность Уполномоченного по правам ребенка в составе аппарата Уполномоченного по правам человека (например, в Астраханской4 и Тверской5 областях). Таким образом, к вопросу о месте Уполномоченного по правам ребенка в системе органов государственной власти нет единого подхода.
Большая часть специалистов считает, что детскому региональному омбудсмену, работающему под руководством Уполномоченного по правам человека, не хватает реальных механизмов оперативного воздействия на ситуацию для своевременного решения проблем детей. Это происходит потому, что Уполномоченный по правам ребенка вынужден действовать во многих случаях через Уполномоченного по правам человека, который загружен проблемами различных категорий населения6.
В то же время, Конвенцией ООН о правах ребенка предусмотрено формирование особых механизмов защиты прав детей. Уполномоченный по правам ребенка как раз и является таким механизмом защиты7.
В связи с этим изменение статуса Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области следует признать позитивным, так как при подчинении региональному Уполномоченному по правам человека, ему могло просто не хватать времени для концентрации усилий исключительно на проблемах защиты прав детей.
1 Закон Пензенской области от 03.04.2014 г. № 2534-ЗПО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости, 11.04.2014 г., № 19, с. 3.
2 Закон Пензенской области от 10.10.2007 г. № 1392-ЗПО «Об Уполномоченном по правам человека в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости, 01.11.2007, № 37, с. 132.
3 Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области станет самостоятельной структурой [Электронный ресурс] // URL:http://www.rfdeti.ru/news/8252.
4 Закон Астраханской области от 02.03.2010 г. № 4/2010-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области, № 10, 04.03.2010.
5 Закон Тверской области от 06.06.2012 г. № 36-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области» // Тверские ведомости, № 23 (8-14 июня), 2012.
6 Автономов А.С. Мониторинг соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных актов стандартам Европейской сети детских омбудсменов (ENOC). М.: Юриспруденция, 2008.
7 Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М. О возможной ликвидации должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве в связи с принятием Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве». Заключение в рамках общественной экспертизы // «Вопросы ювенальной юстиции», 2009, № 3.
54
Лихтер П. Л.
О МЕСТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТЕ РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Таким образом, проблемы конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ обладают актуальным значением и требуют внимательного исследования специалистов. Связанно это с тем, что институт регионального детского омбудсмена может стать одним из основных элементов современного механизма защиты прав и законных интересов ребенка.
Анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и правоприменительной практики выявляет ряд проблем в указанной области. Среди них наиболее острыми являются вопросы, связанные с пределами компетенции регионального детского омбудсмена, его взаимодействием с органами государственной власти, назначением и снятием с должности. Одной из основных проблем, связанных с особенностями конституционно-правового статуса регионального Уполномоченного по правам ребенка, является его место в системе органов государственной власти.
Процесс формирования института региональных детских омбудсменов начался 15 лет назад в рамках пилотного проекта Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ и Министерства труда и социального развития РФ. Первые должности Уполномоченных по правам ребенка появились в 1998 году в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях, городах Санкт-Петербург и Екатеринбург8.
К началу 2012 года Уполномоченные по правам ребенка стали действовать во всех 83 субъектах РФ. В сентябре 2014 года приступил к выполнению своих обязанностей детский омбудсмен в Республике Крым9.
Должность Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ включена в Перечень типовых государственных должностей субъектов РФ и может учреждаться региональным законодательством10.
В соответствии с пунктом «б» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, регионы имеют право создавать специальные органы, обеспечивающие защиту прав и свобод человека и гражданина в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Согласно пункту «н» части 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится также установление общих принципов организации системы органов государственной власти. Часть 2 ст. 76 Конституции России закрепляет, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
8 Защита детства: институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации: Информационно-методическое издание. Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003.
9 В Крыму назначен детский омбудсмен [Электронный ресурс] // URL: http://www.kianews.com.ua/news/v-krymu-naznachen-detskiy-ombudsmen.
10 Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.12.2009 г., № 49 (2 ч.), ст. 5921.
Таким образом, вопрос о создании поста Уполномоченного по правам ребенка в регионе, а также совокупность его полномочий находится в ведении субъектов Российской Федерации.
Сейчас в субъектах РФ нет единого подхода к месту детского Уполномоченного среди других органов власти. Как правило, Уполномоченный назначается законодательным органом региональной власти по представлению высшего должностного лица в субъекте РФ. При этом детские омбудсмены формально не подчинены и не подконтрольны региональным органам государственной власти.
Среди специалистов по конституционному праву преобладает одна (спорная, на наш взгляд) позиция по данному вопросу о том, что Уполномоченный по правам ребенка должен обладать максимальной независимостью. Прежде всего, независимостью от органов исполнительной власти.
Так Ивахненко С.Н. и Шульженко И.С. отмечают, что парламентский способ учреждения института Уполномоченного по правам ребенка является наиболее предпочтительной формой учреждения данного института в регионах, а работа детских защитников при президентах субъектов Российской Федерации, губернаторах, главах администрации не позволяют им выполнять свою работу качественно, своевременно и эффективно, исключают его независимость, самостоятельность, снижают его роль и статус, что в итоге может привести к его полной дискредитации11.
Устинович Е.С. и Фоломеева Н.В. также считают, что эффективность работы Уполномоченных по правам детей определяется их независимостью от исполнительной власти12.
Подобная точка зрения сформирована под влиянием научных исследований института Уполномоченного по правам человека, который начал функционировать раньше института детского омбудсмена.
Так, например, Маркелова Е.Г., подводя итог своему диссертационному исследованию, пишет о том, что Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ обязательно должен быть независимым институтом правовой защиты граждан, не встроенным ни в одну из каких-либо других государственных струк-тур13 14 * *.
Мнение о том, что особое влияние на эффективность функционирования Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ оказывает реализация принципа независимости, поддерживают и другие специа-
14
листы .
В то же время, при всей схожести целей и задач Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка общественные отношения, которые они регулируют, а также конституционноправовой статус у них различны.
11 Ивахненко С.Н., Шульженко И.С. Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2. С. 44 - 49.
12 Устинович Е.С., Фоломеева Н.В. Политико-правовые основы становления института детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право.
2013. № 10. С. 18 - 21.
13 Маркелова Е.Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
14 Вершинина И.Ф. Институт Уполномоченного по правам чело-
века в субъектах РФ: конституционно-правовое исследование:
Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
55
Бизнес в законе
6’2014
С нашей точки зрения, наиболее эффективным было бы функционирование региональных детских омбудсменов в системе государственных органов исполнительной власти; либо в единой системе Уполномоченных по правам ребенка, подчиненной Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ.
Это связано с тем, что для оперативного выполнения своих обязанностей детский защитник нуждается в предоставлении ряда гарантий со стороны органов государственной власти, в финансовом и материально-техническом обеспечении. Также ему необходим штат высококлассных специалистов (прежде всего юристов) для решения поставленных задач.
При этом деятельность Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации не так политизирована, как деятельность Уполномоченного по правам человека, в силу различных объектов регулирования и различной специфики этих институтов.
Работа детского омбудсмена связана, прежде всего, с защитой жилищных прав несовершеннолетних, прав на семейное воспитание и социальное обеспечение, прав в сфере образования и здравоохранения15. Обеспечение указанных прав детей, как правило, не может вызвать конфликт с чиновниками и нарушить принцип независимости Уполномоченного в принятии решений.
Наоборот, восстановление нарушенных прав ребенка может быть результативным только при поддержке органов исполнительной власти.
Исходя из анализа основных проблем детей, наиболее значимым для Уполномоченного по правам ребенка является его оперативное взаимодействие с органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, Роспотребнадзором и т.д.
Также необходимо отметить, что при учреждении института Уполномоченного по правам ребенка при президентах субъектов Российской Федерации, губернаторах, главах администрации достигается единообразие со статусом Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ.
Тесная связь федерального Уполномоченного по правам ребенка с институтом Президента РФ подтверждается не только наименованием должности, но и тем, что правовое регулирование деятельности омбудсмена осуществляется на основе нормативного акта, исходящего от Главы государства. Согласно Указу Президента РФ от 01 сентября 2009 г. «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»16 обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты.
То есть в организационном плане детский омбудсмен соотнесен не с Парламентом, что свойственно для Уполномоченного по правам человека, а с Президентом РФ.
Сейчас формально отношения между федеральным и региональным детским омбудсменами носит характер сотрудничества, а не подчинения. В то же время действующий Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П.А. Астахов на практике пытается поставить под свой контроль региональных детских
15 Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области за 2013 год [Электронный ресурс] // URL: http://penza. rfdeti. ru/files.php.
16 Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ рФ. 2009. № 36. Ст. 4312.
защитников, добиться выполнения ими исходящих от него указаний.
Примером влияния федерального Уполномоченного стало назначение в сентябре 2014 года на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым И.А. Клюевой. Представление на её назначение направил Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов17.
В то же время законодательно властные полномочия федерального детского омбудсмена не закреплены. Его политическое влияние практически целиком зависят от поддержки Главы государства18. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка фактически является государственным гражданским служащим, вставая в один ряд с полномочными представителями главы государства.
Опыт функционирования федерального детского омбудсмена доказывает отсутствие проблем с выполнением своих обязанностей из-за подчиненности Президенту Российской Федерации. Наоборот, неоднократно отмечался положительный опыт взаимодействия детского Уполномоченного и Президента РФ в решении проблем детей19.
На основании изложенного представляется логичным закрепление места Уполномоченного по правам ребенка в субъектах России при президентах субъектов Российской Федерации, губернаторах, главах администрации по аналогии с федеральным Уполномоченным по правам ребенка; или создание единой вертикали детских защитников. Ведь эффективность работы детского омбудсмена определяется не отсутствием контроля со стороны органов исполнительной власти, а организацией правильной системы взаимодействия с ними.
При этом не помешает принятие дополнительных мер по усилению защиты детского омбудсмена от неправомерного вмешательства со стороны чиновников. Для этого применимы следующие методы.
Согласно ст. 17.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка20.
Состав этого правонарушения предполагает вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам ребенка с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами его законных требований и воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме. За указанные противоправные действия нарушитель уплачивает штраф в размере до 3000 рублей.
В некоторых региональных кодексах об административных правонарушениях продублированы положения ст. 17.2.1 Кодекса об административных правонару-
17 В Республике Крым назначен Уполномоченный по правам ребенка [Электронный ресурс] // URL: http://www.c-inform.info/news/id/11580
18 Сергеев С.Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10. С. 12 - 17.
19 П. Астахов вошел в состав Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс] // URL: http://www.rfdeti.ru/display.php7idn959.
20 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
56
Лихтер П. Л.
О МЕСТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТЕ РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
шениях РФ в отношении деятельности детских омбудсменов.
В Кодексе Пензенской области об административных правонарушениях21 также предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области. В региональном кодексе полностью повторяются формулировки предмета административного правонарушения, предусмотренного федеральным законодательство, и установлены такие же размеры штрафов.
Следует отметить, что незначительные размеры штрафов, предусмотренные в настоящее время Кодексами об административных правонарушениях РФ и субъектов РФ, понижают эффективность административно-принудительного воздействия на потенциального нарушителя.
Представляется целесообразным внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ужесточающий ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровне.
Еще одним способом обеспечения независимого и эффективного функционирования Уполномоченного по правам ребенка в системе органов исполнительной власти может стать законодательное закрепление невозможности его привлечения к ответственности за мнения и взгляды, выраженные в рекомендациях и докладах, а также за иные действия, совершенные в связи с исполнением обязанностей по защите прав детей.
Таким образом, правильное определение места Уполномоченного по правам ребенка в системе органов государственной власти при обеспечении необходимых гарантий деятельности позволит значительно повысить эффективность его работы.
Список литературы:
1. Закон Пензенской области от 03.04.2014 г. № 2534-ЗПО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости, 11.04.2014 г., № 19.
2. Закон Пензенской области от 10.10.2007 г. № 1392-ЗПО «Об Уполномоченном по правам человека в Пензенской области» // Пензенские губернские ведомости, 01.11.2007, № 37.
3. Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области станет самостоятельной структурой [Электронный ресурс] // URL:http://www.rfdeti.ru/news/8252.
4. Закон Астраханской области от 02.03.2010 г. № 4/2010-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области, № 10, 04.03.2010.
5. Закон Тверской области от 06.06.2012 г. № 36-ЗО «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области» // Тверские ведомости, № 23 (8-14 июня), 2012.
6. Автономов А.С. Мониторинг соответствия законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных актов стандартам Европейской сети детских омбудсменов (ENOC). М.: Юриспруденция, 2008.
7. Автономов А.С., Гаврилова И.Н., Гефтер В.М. О возможной ликвидации должности Уполномоченного по правам
21 Закон Пензенской обл. от 02.04.2008 г. № 1506-ЗПО (ред. от 04.07.2014) «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» // Пензенские губернские ведомости, 15.04.2008, № 17, с. 54.
ребенка в городе Москве в связи с принятием Закона города Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве». Заключение в рамках общественной экспертизы // «Вопросы ювенальной юстиции», 2009, № 3.
8. Защита детства: институт Уполномоченного по правам
ребенка в Российской Федерации: Информационно-
методическое издание. Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2003.
9. В Крыму назначен детский омбудсмен [Электронный ресурс] // URL: http://www.kianews.com.ua/news/v-krymu-
naznachen-detskiy-ombudsmen.
10. Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.12.2009 г., № 49 (2 ч.), ст. 5921.
11. Ивахненко С.Н., Шульженко И.С. Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам ребенка // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2.
12. Устинович Е.С., Фоломеева Н.В. Политико-правовые основы становления института детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10.
13. Маркелова Е.Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
14. Вершинина И.Ф. Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ: конституционно-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
15. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области за 2013 год [Электронный ресурс] // URL: http ://penza. rfdeti .ru/files.php.
16. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312.
17. В Республике Крым назначен Уполномоченный по правам ребенка [Электронный ресурс] // URL: http://www.c-inform.info/news/id/11580
18. Сергеев С.Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 10.
19. П. Астахов вошел в состав Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс] // URL: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=1959.
20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
21. Закон Пензенской обл. от 02.04.2008 г. № 1506-ЗПО (ред. от 04.07.2014) "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях" // Пензенские губернские ведомости, 15.04.2008, № 17.
Reference list:
1. Law of Penza region of 04.03.2014, № 2534-ZEP "On the Ombudsman for Children in Penza region" // Penza Provincial Gazette, 11.04.2014, № 19.
2. Law of Penza region of 10.10.2007 № 1392-ZEP "On the Ombudsman for Children in Penza region" // Penza Provincial Gazette, 01.11.2007, № 37.
3. Ombudsman for Children in Penza region will become an independent structure [electronic resource] // URL: http: //www. rfdeti. ru/news/8252.
4. Law of Astrakhan region of 02.03.2010 № 4/2010-OZ "On the Ombudsman for Children in Astrakhan region" // Laws and regulations of Astrakhan region, № 10, 04.03.2010.
5. Law of Tver region of 06.06.2012, № 36-LP "On the Ombudsman in Tver region and the Ombudsman for Children in Tver Region" // Tver Gazette, № 23 (June 8-14), 2012.
6. Avtonomov A.S. Monitoring the compliance of the Russian Federation constituent territory legislation and the municipal
57
Бизнес в законе
6’2014
acts with the standards of the European Network of Ombudsmen for Children (ENOC). M.: Jurisprudence, 2008.
7. Avtonomov A.S., Gavrilova I.N., Gefter V.M. On the possible elimination of the Ombudsman for Children in the city of Moscow after the adoption of the Law of the City of Moscow "On the Ombudsman for Children in the city of Moscow." Findings of public examination // "Problems of Juvenile Justice", 2009, № 3.
8. Protection of Childhood: Institution of the Ombudsman for Children in the Russian Federation: Information methodological edition. Izhevsk city public organization "Center for Social and Educational Initiatives", 2003.
9. Ombudsman for children appointed in the Crimea [electronic resource] // URL: http://www.kianews.com.ua/news/v-krymu-naznachen-detskiy-ombudsmen.
10. President Decree of December, 4, 2009, № 1381 "On the public office of the Russian Federation constituent territories" // Collected Legislation of the Russian Federation, 07.12.2009, № 49 (2 hrs.), Art. 5921.
11. Ivakhnenko S.N., Shul'zhenko I.S. Political and legal regulation of the Ombudsman's for Children activities // Leningrad Law Journal. 2013. № 2. p. 44 - 49.
12. Ustinovich E.S., Folomeeva N.V. Political and legal foundations of the institution of ombudsman for children in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2013. № 10.
13. Markelov E.G. Institution of Ombudsman in the Russian Federation constituent territory: Dis. ... PhD. jurid. Sciences. M., 2005.
14. Vershinin I.F. Institution of Ombudsman in the subjects of the Russian Federation: the constitutional-legal research: Dis. ... PhD. jurid. sciences. Moscow, 2010.
15. Report of the Penza region Ombudsman for children of
2013 [electronic resource] // URL:
http://penza.rfdeti.ru/files.php.
16. RF President decree of 01.09.2009 № 986 "On the Ombudsman for children under the President of the Russian Federation" // NW. 2009. № 36. Art. 4312.
17. Ombudsman for Children appointed in the Crimea [Electronic resource] // URL: http://www.c-inform.info/news/idZ11580
18. Sergeev S.G. Ombudsmen and special representatives: the expansion and deepening of extra-constitutionality in the government system of modern Russia // Constitutional and municipal law. 2012. № 10.
19. P. Astakhov joined the Presidential Commission on the Im-
plementation of Priority National Projects and Demographic Policy [Electronic resource] // URL:
http://www.rfdeti.ru/display.php?id=1959.
20. RF Code of administrative offenses of 30.12.2001 № 195-FZ // Collected Legislation of the Russian Federation, 07.01.2002, № 1 (ch. 1), Art. 1.
21. Law of Penza region of 02.04.2008, № 1506-ZEP (ed. of 07.04.2014) "Code of Administrative Offences of Penza region" // Penza Provincial Gazette, 15.04.2008, № 17.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «О месте Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в системе органов государственной власти» Автор - Лихтер П.Л.
В настоящее время вопросы конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка являются актуальными и полемичными в большинстве субъектов Российской Федерации. До настоящего времени не решен вопрос о месте регионального детского омбудсмена в системе органов государственной власти.
При этом правильное определение места Уполномоченного по правам ребенка в системе государственных органов при обеспечении необходимых гарантий деятельности позволит значительно повысить результативность его работы.
Автором обосновывается повышение эффективности работы региональных Уполномоченных по правам ребенка при их функционировании в системе органов исполнительной власти; либо в единой системе Уполномоченных по правам ребенка, подчиненной Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ.
Статья рекомендована к публикации.
Рецензент -
заведующий кафедрой частного и публичного права
ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,
Д.ю.н., профессор
Г.В. Синцов
58