МОДЕРНИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
30
О МЕСТЕ И РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Иродова Елена Евгеньевна
доктор экономических наук, профессор. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Шеянова Наталья Викторовна
аспирант. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», кафедра экономической теории
г. Иваново, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья базируется на результатах ряда исследований, проведенных авторами, и обобщает основные данные о роли малого бизнеса в российской экономике. В частности установлено, что малый бизнес при его современном состоянии и неэффективной институциональной среде тяготеет к модели ограниченного найма труда. В неэффективной институциональной среде малый бизнес существует на уровне простого воспроизводства, что не позволяет полностью реализовать его внутренние функции и конкурентные преимущества.
Ключевые слова: малый бизнес; депрессивный регион; наемный персонал; предприниматель; государство; регулирование
Код УДК: 334.01
Annotation. The article is based on the results of several researches which have been conducted by the authors. It integrates the data on the role of small business in the Russian economy. In particular, the authors state that small business in its current state and inefficient institutional environment usually strives for a model with limited employment of the staff. In inefficient institutional environment small business functions at the level of simple reproduction, and therefore can't fully realize its internal functions and competitive advantage.
Keywords: small business; depressed area; employment of the staff; businessman; entrepreneur; regulation
Роль малого бизнеса (МБ) в современной рыночной экономике достаточно весома. Доля продукции малых предприятий в ВВП развитых стран колеблется в пределах 55 - 62%, в России она составляет не более 12%. Однако в рамках общей стратегии развития российской экономики рекомендуемые значения должны быть не менее 50% и отвечать сложившимся количественным критериям, характерным для развитых стран.
Малый бизнес носит по преимуществу региональный характер и играет существенную роль в формировании новой региональной и муниципальной экономики, дополняя большую экономику и способствуя формированию целостной структуры регионального и муниципального хозяйства. Он в большей степени ориентирован на ресурсы региона и удовлетворение региональных потребностей, в определенной степени он влияет на позиционирование региона в системе национального
хозяйства. Во всех без исключения регионах России малый бизнес на 75 - 90% использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68 - 95% удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до трех-четырех административных районов.
Актуализация проблематики малого бизнеса в теоретическом ключе крайне важна в том смысле, что необходимо ответить на главный вопрос - способен ли он выступить в роли «мотора» современной экономики, которая в большинстве стран имеет весьма утяжеленную конструкцию и требует весьма существенных расходов на управление этой системой (30 - 50% ВВП). Наряду с этим применительно к региону депрессивного типа весьма актуальна проблема тенденций и перспектив развития малого бизнеса, приобретающих специфический характер с учетом корректив, вносимых проблемной региональной средой.
На основе проведенного исследования, опирающегося на методологию двойственного подхода, мы пришли к выводу, что малый бизнес при его современном состоянии и функционировании в неэффективной институциональной среде тяготеет к модели безнаемного труда (ограниченного найма) в условиях простого воспроизводства и по существу оказывается не способным в полной мере реализовать внутренние, присущие ему, свойства, функции и конкурентные преимущества [1, 2, 3, 4].
В частности:
• системные свойства малого бизнеса реализуются с акцентом на простейшие формы организации, внутренние ресурсы, ограниченные возможности накопления и максимально тесные связи с рынком;
• имманентные его природе внутренние функции ограничиваются самонаймом, самозанятостью, самообеспечением, самоуправлением, самоокупаемостью и, как следствие, материальной самореализацией, а внешние (хозяйственная, посредническая, инновационная) реализуются как местноориентированные;
• системные риски на уровне макросреды усугубляются ограниченными возможностями диверсификации бизнеса, исследования рынка, доступа к актуальной инсайдерской информации, к заемным и привлеченным ресурсам, а на уровне микросреды -некомпетентным ведением бизнеса собственными силами и отсутствием возможностей привлечения специалистов со стороны; слабыми финансовыми возможностями; отсутствием специалистов по риск-менеджменту; недостаточной правовой культурой в части соблюдения юридических норм;
• специфические конкурентные преимущества реализуются в ограниченном масштабе с акцентом на обеспечение самозанятости населения, на пассивную адаптацию к местным условиям и местным рынкам (следование в фарватере конъюнктуры), на затрудненный доступ к замкнутым мини-технологиям (использование «слитых» технологий), на ограниченную контрактацию с крупным бизнесом, на вялую генерацию новых идей.
На основе изучения обширной статистической информации за период 2002-2010 гг., касающейся позиционирования малого бизнеса в ряде регионов ЦФО, характеризующихся депрессивным типом развития (Ивановская, Костромская, Ярославская области) и сопоставления ее с ситуацией в Московском макрорегионе и городе Москве (как наиболее динамичном и продвинутом центре развития малого бизнеса), а также на основе соответствующих аналитических расчетов нами выявлены наиболее значимые социально-экономические закономерности эмпирического плана, доказывающие доминирование консервативного типа развития малого бизнеса в проблемных регионах [5]. В частности, это касается:
1) Доминирования малого бизнеса в рамках относительно ограниченного круга простых видов экономической деятельности, осуществление которых не требует высокого профессионализма и квалификации, сопряженных с относительно низкими рисками, меньшей капиталоемкостью, высокой оборачиваемостью средств, простыми формами организации и более низкой налоговой нагрузкой (оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, операции с недвижимым имуществом, строительство и др.). В регионах депрессивного типа отмечается более низкая степень присутствия малого бизнеса в обрабатывающих производствах (доля МБ в обрабатывающей промышленности Ивановской и Ярославской областей - 23,7%, в Московской области - 28,8%, в среднем в РФ - 31%).
2) Стабилизации, несмотря на положительную динамику, незначительных темпов прироста численности малых предприятий, существенно уступающих показателям развитых регионов, и в целом относительно низкой доли малого бизнеса в общем количестве предприятий (в Ивановской области на уровне 18% в последние годы), а также численности малых форм организации на 10000 жителей (в Ивановской области не более 47).
3) Относительно более низких значений сальдированного финансового результата малого бизнеса в регионах депрессивного типа (1 420 млн. руб. - в Ивановской области, 953 млн. руб. - в Костромской области, 841 млн. руб. - в Ярославской области, 41 135 млн. руб. - в Московской области).
4) Установления негативного баланса между долей налоговых поступлений субъектов малого бизнеса в региональные бюджеты и долей малого бизнеса в ВРП, свидетельствующего об утрате сколь-нибудь весомой поддержки малых форм организации со стороны государства.
5) Достаточно сильных позиций экономики физических лиц или индивидуальных предпринимателей, функционирующих без образования юридического лица и занимающих весьма прочные позиции в таких видах экономической деятельности, как транспорт и связь, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, оптовая и розничная торговля.
6) Относительно скромной роли малого бизнеса в механизмах обеспечения занятости (малые предприятия обеспечивают работой в среднем 12,3% экономически активного населения; в Ивановской области - не более 8,5% экономически активного населения региона, это минимальный показатель среди других субъектов РФ).
7) Относительно низкой доли малого бизнеса в оборотах по Костромской и Ивановской областям в общем объеме оборота малого бизнеса по России (обороты малого бизнеса Ивановской области составили менее 1% в ЦФО и порядка 0,3% - в объеме оборота МБ целом по России; в Московском регионе оборот МБ почти в 30 раз выше, чем в Ивановской области).
8) Ощутимого процентного роста объема инвестиций в основной капитал, но низких абсолютных значений инвестиционной активности малого бизнеса в силу ограниченного доступа к финансовым ресурсам (заемным и привлеченным). Несмотря на достаточно весомую долю инвестиций МБ в основной капитал в общем объеме инвестиций всех предприятий региона (16,7%), вклад региона в общий объем инвестиций МП в основной капитал по РФ составляет не более 0,8%, тогда, как доля Московского региона - порядка 4%).
9) Присутствия на региональном уровне незначительного числа малых предприятий, осуществляющих технологические инновации (не более 3,5 - 4,5%), относительно невысокой доли затрат на технологические инновации в общем объеме этих затрат в России (1,27 - 5,98%), а также низкой доли малого бизнеса в общем объеме инновационных товаров, работ и услуг (не более 0,07 -0,76%). Это означает, что на данном этапе малый бизнес ни по своему масштабу, ни по эффективности не может выступать в качестве «локомотива» инновационного развития. В регионах
депрессивного типа эти показатели еще более низкие в силу влияния таких факторов, как более низкие финансовые результаты деятельности и, как следствие, недостаток собственных денежных средств; недостаток финансовой поддержки со стороны региональных властей; низкий платежеспособный спрос на новые продукты в проблемных регионах; более весомые экономические риски; более длительные сроки окупаемости нововведений; недостаток квалифицированного персонала; неразвитость инновационной инфраструктуры, неразвитость рынка технологий и, как результат, недостаток информации о новых технологиях, рынках сбыта, проблемы кооперации с другими предприятиями в своей области.
Мы особо подчеркиваем пассивность и неамбициозность малого бизнеса, рассматривая его деятельность на примере ряда регионов Центра России, и в то же время доказываем неадекватность его хозяйственного поведения современным стратегиям и целям развития российской экономики с учетом:
• избранных им целей; форм организации бизнеса; форм взаимодействия с государством; форм финансирования; видов экономической деятельности;
• а также степени претенциозности оценки состояния дел в бизнесе и степени материально-технического и кадрового обеспечения.
Таким образом, мы делаем вывод об отсутствии заметного влияния малого бизнеса на формирование эффективной конкурентной среды в проблемных регионах. Это обусловлено в целом относительной слабостью и неразвитостью этого сектора.
Проведенный нами социологический опрос и изучение материалов по малому бизнесу в специфической среде депрессивного типа (на примере Ивановской области) позволил выделить факторы, препятствующиеразвитию малого бизнеса:
1. Высокое налоговое бремя;
2. Коррупция, административные барьеры;
3. Развитая система крупных торговых сетей (монополия, олигополия);
4. Невнимание властей к малому бизнесу, отсутствие связей «малый бизнес - местное сообщество - власть»;
5. Лоббирование интересов крупного бизнеса органами государственной власти;
6. Высокие риски;
7. Высокая конкуренция;
8. Нестабильная общеэкономическая ситуация (инфляция, нестабильность курса валют).
И факторы, способствующие егоразвитию:
1. Налоговые льготы;
2. Небольшой стартовый капитал;
3. Безработица или низкий уровень зарплаты, а также неиспользованные местные ресурсы;
4. Поддержка со стороны государства, в том числе размещение госзаказа среди субъектов малого бизнеса, открытая система организации тендеров для размещения госзаказов, упрощенный порядок ведения бизнеса (отсутствие бухгалтерского учета, меньшее количество отчетных форм);
5. Развитая инфраструктура для малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки);
6. Формирование положительного имиджа предпринимателя;
7. Специальные программы банков и лизинговых организация для малого бизнеса;
8. Развитая система «крупный и средний бизнес - малый бизнес» (субконтрактация);
9. Развитая система отношений по поводу использования венчурного капитала и франшиз.
Мы отмечаем, что малый бизнес в регионе с характерными признаками депрессивности способен выступить своеобразной «точкой роста». Он способен решить ряд государственных задач, но так как он является весьма неустойчивой структурой на этапе становления, то требует особой государственной поддержки. В том случае, если органы государственной власти начнут уделять должное внимание развитию малого бизнеса в регионе, то он сможет решить ряд не только социальных задач (снижение безработицы, повышение уровня жизни населения), но и способствовать экономическому процветанию области, так как является одним их источников пополнения доходный части бюджета. По нашему мнению, для этого необходимы комплексные меры, среди которых мы выделяем следующие.
1) Создание координационных служб в рамках Отдела развития малого и среднего предпринимательства и рыночной инфраструктуры,
а) обеспечивающих:
• создание на территории области специализированных на работе с малым бизнесом инфраструктурных объектов (лизинговых компаний, банков (или отделов банков по работе с малым бизнесом), учебных центров, разрабатывающих и реализующих специальные программы для малого бизнеса в рамках общей стратегии развития собственного бизнеса, бизнес-инкубаторов, агентств поддержки МП, инновационных фондов, микрофинансовых институтов, фондов венчурного капитала, бюро по ведению кредитных историй и др.), отвечающих реальным потребностям малого бизнеса в тех или иных видах экономической деятельности1;
• информирование представителей малого бизнеса о наличии в регионе соответствующих объектов инфраструктуры, ориентированных на взаимодействие с малым бизнесом, об их местонахождении, о перечне поставляемых ими услуг и условиях их получения;
• налаживание прямых и обратных связей в системе «малый бизнес - средний и крупный бизнес - власть» при условии, что на территории региона будут действовать бизнес-сообщества, представляющие интересы малого бизнеса и обладающие соответствующим банком данных и законными правомочиями. (Областная администрация должна стимулировать любые попытки сотрудничества представителей малого бизнеса и совета директоров крупных и средних фирм, направленные на реализацию стратегических направлений развития региона. В этой связи имеет смысл создать Региональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого могут быть размещены заказы крупного бизнеса для малых предприятий, что, безусловно, будет содействовать налаживанию связей малого и крупного бизнеса)2;
1 В Краснодарском крае, в частности, создана и успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства: 10 территориальных фондов поддержки малого бизнеса; 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах и районах, в том числе 24 на базе торгово-промышленных палат; инновационный технопарк в Краснодаре; краевая служба «одного окна» с территориальными представителями во всех муниципальных образованиях края. Так, через службу «одного окна» большое число малых и средних предприятий получили земельные участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них десятки млрд. руб.
2 «Для малого бизнеса Японии, например, характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм (машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т. д.).
• внедрение обучающих программ для представителей малого бизнеса, проведение семинаров с руководителями малых предприятий по налогообложению, бизнес-планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления3;
• проведение конкурсов «Профессионал своего дела», «Лучшее предприятие малого бизнеса» (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качеству продукции и пр.);
• награждение победителей знаками отличия, выпуск рекламных брошюр о победителях и пр.;
• регулярное проведение работы по сбору информации о товарах местных производителей и размещению ее на сайте Департамента экономического развития и торговли Ивановской области или на сайтах муниципальных образований;
б) способствующих:
• продвижению товаров, работ, услуг местных предприятий благодаря использованию имеющейся инфраструктуры (СМИ, в т. ч сайт Департамента экономического развития и торговли Ивановской области, уличные щиты и стенды) и связям с общественностью (в этом плане целесообразно создание Регионального маркетингового центра, который бы позволил продвинуть в муниципальные образования Ивановского региона продукцию малых предприятий);
• установлению деловых контактов;
• формированию благоприятного общественного мнения и популяризации предпринимательских идей.
2) Принципиальный пересмотр бюджетной политики с акцентом на формирование доходной части бюджета региона за счет налогов от субъектов малого бизнеса с целью стимулирования его развития и повышения значимости.
3) Введение специализированной патентной системы для малого бизнеса со ставками налога, адекватными его доходности, а также льготными ставками для субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения по видам экономической деятельности и имеющих стратегическое значение для развития области. Это, прежде всего, инновационная сфера, обрабатывающая промышленность, а также туристический, рекреационный бизнес и химическая промышленность.
4) Формирование положительного имиджа предпринимателей как представителей среднего класса, а не «барыги, обманщика и спекулянта». Необходимо вести работы, прежде всего среди безработных, женщин, инвалидов, то есть тех слоев населения, которые особо нуждаются в самозанятости. В этом случае органы власти решают и часть своих социальных задач. Полезным было бы информировать и студентов из различные вузов.
5) Создание атмосферы «информационной прозрачности» для потенциальных предпринимателей, поскольку люди, желающие открыть свое дело, нуждаются, прежде всего, в осведомленности о рынке, о формах организации бизнеса, о возможностях финансового обеспечения, о возможных инвесторах и др. В данном случае наиболее адаптированной следует признать идею бизнес-инкубатора, который должен быть максимально открыт для всех желающих,
3 В этом смысле интересен опыт Великобритании, где уделяется большое внимание подготовке кадров для малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16-ти недель слушатели изучают общие проблемы экономики и основы создания собственного дела. Ежегодно эти школы оканчивают свыше 200 человек.
а любые барьеры должны быть сняты. Кроме того, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации можно обеспечить через создание сети деловых Интернет-центров и агентств развития бизнеса, оказывающих информационно-консультационные услуги (в Москве, в частности, уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса)4. Малый бизнес должен иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования предприятия, по проблемам маркетинговой стратегии, по защите своих интересов и так далее.
6) Формирование относительно благоприятной финансовой среды для малого бизнеса, включая:
• участие региональных властей в разделении рисков при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса путем создания специальных организаций с доминирующим участием их представителей;
• финансирование организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
• развитие микрофинансирования и микрокредитования, а также альтернативных способов финансирования малого и среднего бизнеса;
• финансовая (в том числе кредитная) поддержка специализированных лизинговых и факторинговых компаний;
• активное привлечение к поддержке малого и среднего бизнеса региональных кредитных организаций5 (в Германии, в частности, успешным признан опыт региональных кредитных корпораций).
7) Формирование принципиально новых подходов в статистической оценке представителей малого бизнеса, включая:
• расширение выборки в обследовании с нынешних 15-20% всех зарегистрированных малых предприятий (и последующим досчетом показателей на основании специальной методики до 100%) до 50-70% (поскольку полученная на основе действующей методики статистическая информация является недостаточной для развернутой характеристики
4 Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы.
5 В Воронежской области, например, организована система трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и социально значимых программ. Эти организации взаимодействуют главным образом с крупнобюджетными предприятиями малого бизнеса, предоставляющими ликвидное залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций. На среднем уровне функционируют фонды поддержки предпринимательства, лизинговые организации, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микро-предприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер. На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование. Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.
состояния малого бизнеса в регионах и муниципальных образованиях, для разработки программ (прогнозов) развития этого сектора экономики, а также для оценки эффективности системы стимулирования малых форм организации);
• изменение структуры запрашиваемой информации с учетом необходимости отразить наиболее актуальные «проблемные» места в развитии малого бизнеса, например, информация по соотношению собственных и заемных средств (то есть по структуре капитала и источникам его привлечения), которая, в свою очередь, должна способствовать решению проблемы недостатка финансовых ресурсов;
• более активное использование результатов исследований малого бизнеса различными организациями (Союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской организацией «Опора России», Ресурсным центром малого предпринимательства, Исследовательским центром проблем предпринимательства, конкуренции и конкурентоспособности российской экономики) с целью повышения степени информированности о состоянии дел в малом бизнесе;
• информацию об объемах государственной поддержки малого бизнеса по регионам РФ с расшифровкой по основным направлениям, которая позволит определить уровень содействия региональных органов развитию субъектов малого бизнеса6;
• информацию о структуре налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также информацию о выбранной ими системе налогообложения и об использовании налоговых льгот, что, в свою очередь, позволит оценить вклад малого бизнеса в формирование доходной части бюджетов и определить уровень использования косвенных методов стимулирования развития бизнеса;
• информацию об уровне распространения малого бизнеса среди слабо защищенных слоев населения (женщин, студентов, инвалидов, многодетных), которая позволит определить масштабы вынужденной самозанятости;
• информацию о «смертности» субъектов малого бизнеса (определяется как отношение числа ликвидирующихся субъектов малого бизнеса к их общему количеству), что позволит косвенно оценить общее состояние институциональной среды (на уровне: плохое, среднее, хорошее), а также оценить риски и спрогнозировать запас финансовой прочности при открытии собственного дела7.
Таким образом, существующая структура малого бизнеса в депрессивном регионе неэффективна, актуальна задача перетока капитала из сферы обращения в сферу производства. Малый бизнес в том виде, в котором он сегодня существует (в рамках простого воспроизводства, по преимуществу неамбициозный, консервативно акцентирующий свои интересы на сохранении достигнутого положения в рыночной среде, находящийся в стороне от инновационно-прорывных сфер деятельности) не способен выступить «локомотивом» развития российской экономики. А в силу своего неустойчивого положения малый бизнес нуждается в государственной поддержке, заключающейся, прежде всего, в формировании нормальной институциональной среде.
6 Финансовая, имущественная, информационная, консультационная, в области подготовки и переподготовки кадров, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, в сфере внешнеэкономической деятельности, сельскохозяйственной деятельности [6].
7 Обращаем внимание на тот факт, что часть информации имеется в наличии в различных организациях, фондах и ведомствах (налоговой инспекции, Пенсионном фонде, службе занятости), поэтому прежде всего необходимо наладить и скоординировать обмен соответствующими данными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шеянова Н.В. Динамика развития малых предприятий по регионам России / Н.В. Шеянова, Е.Е. Иродова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2011. - № 4. - С. 42- 48.
2. Шеянова Н.В. Особенности модели малого бизнеса в условиях депрессивного региона / Н.В. Шеянова Е.Е. Иродова // Экономика образования. - 2011. - № 5. - С. 198- 204.
3. Шеянова Н.В. Особенности социально-экономического положения малого бизнеса в условиях современной деловой среды / Н.В. Шеянова, Б.Д. Бабаев, Е.Е. Иродова // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 186- 188.
4. Шеянова Н.В. Специфика социально-экономического положения предпринимателя в условиях современной деловой среды (на примере Ивановской области) / Н.В. Шеянова Е.Е. Иродова // Теоретическая экономика: научный электронный экономический журнал [Электронный ресурс]. - 2011. - № 6. - С. 57-61. Режим доступа : www.theoreticaleconomy.info/articles/459.pdf
5. Малое предпринимательство в России. 2002-2010 [Электронный ресурс]: статистический сборник. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.htm