Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 37.02
О МАГИСТЕРСКОМ КУРСЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»1
Н. И. Пак
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: [email protected]
Обосновывается необходимость включения в новую магистерскую программу «Конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники» философско-методологического блока дисциплин с психолого-педагогическим содержанием. Рассмотрены особенности учебно-методического комплекса по курсу «Современные проблемы науки и образования».
Ключевые слова: новая магистратура, учебно-методический комплекс курса «Современные проблемы науки и образования», студент-центрированное обучение, проективно-рекурсивное обучение.
ABOUT MASTER COURSE "MODERN ISSUES OF SCIENCE AND EDUCATION"
N. I. Pak
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper proves the need for a new master program "Design and technological support for the development, manufacture, test and operation of control systems of rocket and space technology" for philosophical and methodological block of disciplines with psychological and pedagogical contents. The features of educational complex for the program "Modern problems of science and education" are studied.
Keywords: new master course, teaching program "Modern problems of science and education", student-centered learning, projective-recursive learning.
Основная задача магистратуры в технических вузах - подготовить высококвалифицированных профессионалов для успешной практической, аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности в определенной производственной сфере. Несмотря на более двадцатилетнюю историю развертывания магистратуры в университетах страны (Положение о магистратуре в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации утверждено постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию № 42 от 10.09.93 г.) многие вопросы становления и развития магистерской подготовки в вузах требуют серьезной проработки. В частности, необходимо обосновать учебно-методические комплексы дисциплин для конкретных магистерских программ.
Учитывая одно из важнейших целевых направлений магистратуры - подготовку магистрантов к преподавательской и научной карьере, важно рассмотреть философско-методологический блок дисциплин с психолого-педагогическим содержанием. При этом для этих дисциплин отбор содержания, выбор средств, методов и форм обучения следует ориентировать на специфику магистерской образовательной
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Благотворительного фонда В. Потанина.
программы. Для новой магистерской программы «Конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники» в СибГАУ важными факторами результативности обучения магистрантов, помимо основных, являются их метапредметные и личностные компетенции. К примеру, управленческие, педагогические, креативные и конструкторские качества обучаемых можно развивать в предметном обучении при выборе адекватных средств и методов обучения. Рассмотрим это на примере курса «Современные проблемы науки и образования». Главной целью дисциплины является содействие становлению базовой общенаучной компетентности будущего магистра для решения образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую и практическую деятельность в предметной области знаний.
В содержании курса следует обрисовать современные фундаментальные и прикладные проблемы физико-математических и технических наук, информатики и кибернетики.
Важно показать, что организация научных исследований и образование как система представляют объекты исследований и имеют собственные научные проблемы.
В кратком виде основными темами дисциплины могут быть следующие:
<Тешетневс^ие чтения. 2016
1. Проблемы и становление науки и ее методологии.
2. Проблемы образования и история формирования системы образования.
3. Современные угрозы и вызовы XXI века.
4. Проблемы энергетики, связи и коммуникаций.
5. Проблемы изучения разума, сознания и информации.
6. Образование как объект исследований.
В результате изучения дисциплины у магистранта должны сформироваться следующие компетенции:
- способность анализировать и обосновывать научные проблемы в предметной области знаний;
- способность развивать и совершенствовать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
Трудно ожидать, что эти компетенции магистрант просто приобретет в процессе изучения дисциплины. Необходимо организовать учебную деятельность обучаемых таким образом, чтобы в ней формировались и развивались необходимые метапредметные и личностные качества.
Современное качество образовательного процесса в вузе связывают с переходом на новую гуманистическую парадигму студент-центрированного обучения [1]. Студент-центрированное обучение - это система, нацеленная на непринужденное образование и создание условий, обеспечивающих мотивацию к обучению, развитие личности обучаемого, гуманное отношение к обучаемому. Она требует от обучаемого быть активным и ответственным участником в построении собственной образовательной траектории, выборе темпа обучения, средств и способов достижения образовательных результатов. Для организации студент-центрированного обучения удобно использовать метод дорожных карт [2], а также проективно-рекур-сивную технологию обучения [3].
В отличие от процедурных учебных планов и программ, в которых все мероприятия запланированы жестко по ресурсам, исполнителям и срокам, учебная дорожная карта предусматривает вариативность достижения конечного результата на основе новых идей, технологий, ресурсов, которые возникают у обучаемого в процессе планируемой им самим учебной деятельности. Составление учебной дорожной карты поможет студенту «увидеть» свое академическое будущее, научит его ответственно и мотивированно планировать и осуществлять свою учебную и научную деятельность.
Реализацию дорожной карты следует осуществлять по проективно-рекурсивной технологии обучения. Концептуальной ее основой является интеграция системно-деятельностного, компетентностного, когнитивного и конструктивистского подходов к обучению. Системный подход к научному исследованию и проектированию в разных сферах социальной практики заключается в применении принципа системности [4]. Системно-деятельностный подход является базисом любой технологии обучения. Компетентностный
подход используется для формулирования и оценивания образовательных результатов в системе высшего образования, что закреплено ФГОС ВО. Когнитивный подход в обучении ориентирован на целенаправленное и последовательное развитие мышления обучающегося на основе его ментального опыта и формирования ментальных (когнитивных) схем. Согласно конструктивистской точки зрения [5], знание является результатом активного индивидуального конструирования, при помощи которого актуализируется реальность. Плодотворной идеей конструктивизма как теории обучения является идея о поддержке обучающегося с помощью создания концептуальных и ментальных карт, создаваемых обучающимися в ходе учебного процесса.
Удачное сочетание метода дорожных карт и про-ективно-рекурсивной технологии обучения в процессе обучения студентов курсу «Современные проблемы науки и образования» позволит добиться запланированных результатов обучения.
Библиографические ссылки
1. Пак Н. И., Дорошенко Е. Г., Хегай Л. Б. О необходимости и возможности организации личностно-центрированного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 16-23.
2. Андреева Н. М., Пак Н. И. О роли дорожных карт при электронном обучении информатике студентов классических университетов // Открытое образование. 2015. № 3. С. 101-109.
3. Баженова И. В., Пак Н. И. Проективно-рекурсивная технология обучения в личностно-ориентированном образовании // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 7-15.
4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / сост. и общ. ред. И. Т. Касавин. М. : Канон+ : РООИ Реабилитация, 2009. 1248 с.
5. Бабич Н. Конструктивизм: обучение и преподавание // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 3(25). С. 6-30.
References
1. Pak N. I., Doroshenko E. G., Hegaj L. B. O neob-hodimosti i vozmozhnosti organizacii lichnostno-centriro-vannogo obuchenija v vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2015, № 7, s. 16-23.
2. Andreeva N. M., Pak N. I. O roli dorozhnyh kart pri jelektronnom obuchenii informatike studentov klassi-cheskih universitetov // Otkrytoe obrazovanie, 2015, № 3, s. 101-109.
3. Bazhenova I. V., Pak N. I. Proektivno-rekursivnaja tehnologija obuchenija v lichnostno-orientirovannom obrazovanii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2016, № 7, s. 7-15.
4. Jenciklopedija jepistemologii i filosofii nauki / Sost. i obshh. red. I. T. Kasavin. M. : Kanon+ ROOI : Reabilitacija, 2009. 1248 s.
5. Babich N. Konstruktivizm: obuchenie i prepo-davanie // Vestnik KGPU im. V. P. Astafeva. 2013. № 3(25). S. 6-30.
© Пак Н. И., 2016