Научная статья на тему 'О культурологическом просвещении'

О культурологическом просвещении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
372
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мосолова Любовь Михайловна

На протяжении двух последних десятилетий становится все более очевидным, что культурно-ценностная составляющая общественного сознания выходит на передний план и начинает соперничать с социально-экономическими интересами людей. Как отмечает известный исследователь культуры А. Я. Флиер, «культурные ценности являются не менее значимым возбудителем протестной социальной активности, нежели гражданские права и материальные блага». Не случайно, что даже секция по информационной безопасности Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации остро ставит вопрос о государственной политике в области сохранения культурных ценностей и укрепления духовного единства российского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О культурологическом просвещении»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Л. М. Мосолова,

заведующая кафедрой теории и истории культуры О КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

На протяжении двух последних десятилетий становится все более очевидным, что культурно-ценностная составляющая общественного сознания выходит на передний план и начинает соперничать с социально-экономическими интересами людей. Как отмечает известный исследователь культуры А. Я. Флиер, «культурные ценности являются не менее значимым возбудителем протестной социальной активности, нежели гражданские права и материальные блага». Не случайно, что даже секция по информационной безопасности Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации остро ставит вопрос о государственной политике в области сохранения культурных ценностей и укрепления духовного единства российского народа.

В этом контексте развитие науки, культурологического образования и просвещения нуждается в актуализирующей корректировке и разработанности отдельных направлений. Подчеркнем, что сегодня наука о культуре стремительно развилась не только в Европе. По мнению ряда ученых, в нашей стране она стала российским интеллектуальным брендом. Не стояло на месте и культурологическое образование. В ряде вузов готовятся педагогические кадры по культурологии, обновляются общеобразовательные и специальные культурологические курсы для высшей школы. Однако не все существенные проблемы в этом отношении решены, но дело медленно движется вперед. Создание Научно-образовательного культурологического общества России, проведение крупных конгрессов и конференций, издание большого числа научной и учебной литературы свидетельствуют об этом. Однако этого не скажешь о культурологическом просвещении.

Культурологическое просвещение не имеет никакой продуманной стратегии, кон-

кретных программ, оно чрезвычайно отстало от научного мейнстрима. У населения нет даже сколько-нибудь адекватного понимания и самого феномена культуры, и общих представлений о культурологии как науке.

Просматривая десятки кандидатских и докторских диссертаций по культурологии, перелистывая множество изданий по конференциям и семинарам, слушая многочисленные выступления на конгрессах и симпозиумах, приходишь к мысли о том, что все эти тексты в значительной степени имеют специализированный, а порой и самодовлеющий характер и пока очень мало влияют на массовую культурную практику. Многие из культурологов снисходительно относятся к решению просветительских задач.

Современные деятели науки (речь идет о культурологах, филологах, социологах, антропологах, археологах, искусствоведах и др.) отошли от тех отечественных просветительских традиций, которые были характерны почти для всего ХХ в. Вспомним научно-популяризаторскую деятельность академиков Д. С. Лихачева, А. П. Окладникова, Д. С. Кабалевского, М. А. Алпатова, М. С. Кагана, а также работы Н. А. Дмитриевой, В. В. Алексеевой, Э. В. Соколова, Г. А. Недошвина и многих других теоретиков культуры, эстетиков, практиков художественного творчества. Стоит напомнить об опыте общества «Знание» и о том, что популярные книги по литературоведению, культуроведению, археологии и искусствоведению издавались миллионными тиражами и их можно было обнаружить в деревенских библиотеках и книжных магазинах малых городов России. Имевшийся в стране позитивный опыт необходимо актуализировать и использовать для этого новые информационные носители.

«Вторичность» проблематики культурологического просвещения прослеживается

О культурологическом просвещении

также в публикациях культурологических конгрессов; она отодвинута на периферию в структурно-содержательных конструктах. На пленарных заседаниях не ставилось ни одной просветительской проблемы для всеобщего внимания. В стране нет государственных программ и в области культурных проблем социального управления.

Следует особо отметить опасную невнимательность культурологического сообщества к вопросам средних школ. Никакой культурологической пропедевтики в них нет, а преподавание мировой художественной культуры часто редуцируется к искусствоведческой шедевриаде; ныне этот предмет вытесняется из ряда школ введением «православной педагогики». Выпускники школ не знают, что они живут в мире созданной людьми культуры, что все тексты — вербальные и невербальные — являются текстами культуры, что все технологии человеческой деятельности по своей природе есть культурные технологии, не говоря уже о смыслах и ценностях бытия человека как ядра культуры и т. д.

Средства массовой информации нисколько не озабочены популяризацией культурологии и разновидностей этой области знания. Их представители не обладают культурологической компетентностью, необходимой для интерпретаций современных социокультурных явлений, событий, конфигураций. Для журналистики сегодня необходим «культурологический ликбез».

В культурологическом просвещении нуждаются также государственные и общественные органы страны; стоит посмотреть тексты выступлений и документов, посылаемые их представителями в разные сферы хозяйственной, духовной и художественной жизни страны. В них преобладает экономоцентризм и социологизм, а адекватное понимание содержания культуры остается крайне редким.

Наконец, нельзя не отметить, что в университетах тоже далеко не все представители естественных, социальных и даже гума-

нитарных наук обрели современный уровень культурологической компетентности, необходимой преподавателю высшей школы. Потому представляется очень важной предложенная Герценовским университетом программа повышения квалификации вузовских работников «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы», включающая инвариантный модуль «Культурная компетентность преподавателя вуза».

Этот модуль содержит целый спектр проблем, в знании которых сегодня остро нуждается преподаватель. Например: культурная политика в сфере образования; современная культура и ее проблемы как контекст деятельности преподавателя высшей школы; этнические, национальные и региональные контексты межкультурных коммуникаций; культурологические аспекты знаний о молодежи и особенностях ее субкультур; культурная идентичность преподавателя; искусство в профессиональной деятельности преподавателя и др.

Таким образом, проблема перевода фундаментальных знаний о культуре в просветительско-образовательные практики для разных социальных и профессиональных групп является актуальной и насущной.

Многим из нас прежде казалось, что культуру люди и так понимают. Однако время показало, как глубоко мы ошибались и как важно сегодня культурологам создать свой фонд научно-популярных, просветительских книг, брошюр, передач по радио, телевидению, документальных фильмов, интернет-сайтов, направленных на изменение общественного сознания в области понимания грандиозного мира культуры, в котором из века в век пребывает человек, и сущность которого изучает молодая наука — культурология. Может быть мощное просветительское движение как раз расширит поле социальной востребованности культурологии сегодняшним и будущим обществом и поможет более полноценно развивать новые направления

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

социального заказа на эту науку и культурные технологии «очеловечивания человека». И может быть, начнет сбываться тот теоретический прогноз, который предложил более полувека назад выдающийся

американский культуролог Лесли Уайт: «"Открытие" культуры когда-нибудь станет в один ряд с гелиоцентрической моделью Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.