О КОРЕННОМ УЛУЧШЕНИИ И РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСОВ г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.П. НЕМЦОВ, академик РАЕН
Леса Московского региона занимают площадь более 2005 тыс. га, в том числе в ведении Московского управления лесами находится 1507,7 тыс. га или 75 % от общей площади лесов. Остальные леса переданы в долгосрочное пользование Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Управлению лесопаркового и коммунального хозяйства г. Москвы, научным организациям и другим ведомствам.
Все леса Московской области отнесены к лесам I группы, а примерно 50 % из них еще и к различным категориям защитное™ (запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; защитные полосы вдоль дорог; особо ценные леса; лесопарковая часть зеленой зоны, леса I и II поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса I и II зон округов санитарной охраны курортов; городские леса; заповедные лесные участки; леса, имеющие научное или историческое значение), что определило изъятие около 50 % покрытой лесом площади из главного пользования.
Запас древесины в лесах Московского региона составляет около 300 млн м3, в том числе 180 млн м3 хвойных пород (60 %). Следует отметить, что спелые и перестойные древостой составляют около 56 млн м3 (19 %), а средневозрастные насаждения около 145 млн м3 (более 49 %). При этом возраст спелости принят 120, 140 лет и выше, что нельзя считать разумным.
Средний прирост древесины в лесах Московского региона составляет 2,7 м3 на га в год, а интенсивность лесопользования длительный период составляет менее 0,8 м3 с га в год, что привело к увеличению запаса насаждений только за период 1983— 1990 годы в объеме + 38 млн м3 (примерно на 15 %), главным образом за счет хвой-
ных (около 23 млн м3) и мягколиственных (около 18 млн м3), в то время как запас твердолиственных пород сократился на
0,23 млн м3.
Из-за очень низкой интенсивности лесопользования в лесах Московской области накоплено большое количество перестойной древесины, за счет чего значительно потеряны их санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, они заражены грибковыми заболеваниями и захламлены валежником.
Лесистость Московской области сейчас составляет 41,7 %, т.е. примерно как в 1800 году. В 1868 году она составляла 38,1 %, а в 1914 году - 26 %. Сельхоз-угодия зарастают лесом.
Следует отметить, что для освоения лесов Московской области необходимы: особые правила рубок, специальная технология и специальная техника для лесозаготовок и лесовосстановления.
По данным института «Росгипролес» расчетная лесосека по главному пользованию по лесхозам Московского управления лесами на 1993-1999 годы утверждена в объеме 1564,2 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 549,6 тыс. м3 в год. На 2000 год и последующие годы расчетная лесосека возрастает до 1607 тыс. м3 в год, в том числе по хвойному хозяйству -609,3 тыс. м3.
Кроме того, ежегодный объем промежуточного пользования (рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки) определен по материалам лесоустройства в размере по общему запасу 1384,8 тыс. м3 и по ликвидной древесине - 896,2 тыс. м3.
Дополнительно к этому лесоустройством определен объем обновительных рубок в размере 216,3 тыс. м3, ликвидной массы и прочих рубок - в размере
206,6 тыс. м3 в год ликвида.
Таким образом, объем заготовки ликвидной древесины по всем видам рубок, определенный по материалам лесоустройства, на 1994-1999 годы составляет по I варианту лесопользования (по лесо-водственным требованиям) - 2883,3 тыс. м3, а по II варианту лесопользования (по технико-экономическим возможностям лесхозов и предприятий-лесозаготовите-лей) - 2519,3 тыс. м3 в год.
Выше названная расчетная лесосека определена только для промышленных лесов Московской области, которые составляют около 50 % всех лесонасаждений.
Вторые 50 % - это леса различных категорий защитности, главное пользование в которых запрещено, деградируют более интенсивно, так как в них древесина вымирает на корню, и они практически потеряли в значительной части свои защитные свойства.
Для восстановления защитных свойств лесов Московской области необходимы специальные санитарные рубки, проводимые с учетом категории защитности лесов и сохранения лесной среды, а также искусственное лесовосстановление на вырубках, рединах и не покрытых лесом площадях, входящих в общий лесной фонд.
Потенциал возможной ежегодной рубки, целью которой должно быть омоложение лесов и улучшение их породного состава, в московских лесах различных категорий защитности по материалам лесоустройства оставляет 1213 тыс. м3 ликвида.
Таким образом, общий объем лесопользования по Московскому управлению лесами по I варианту составляет 4,1 млн м3 (2883,3 + 1213), а по II варианту 3,73 млн м3 (2519,9+1213).
Следует отметить, что в 1995 году объем главного пользования в промышленных лесах Московской области составил 693,3 тыс. м3, в том числе объем деловой древесины - 426,6 тыс. м3. Объем главного пользования по хвойному хозяйству составил 361,9 тыс. м3, в том числе объем деловой древесины - 255,8 тыс. м3.
Кроме того, по промежуточному пользованию (рубки ухода и выборочные
санитарные рубки) было заготовлено
656,6 тыс. м3 ликвида.
Таким образом, в промышленных лесах Московского региона всеми видами рубок в 1995 году было заготовлено 1349,9 тыс. м3, что составляет 46,8-53,6 % от утвержденной расчетной лесосеки (I и II варианты лесопользования).
При этом интенсивность лесопользования составила 0,67 м3 с га покрытой лесом площади, что можно оценить как экстенсивное ведение лесного хозяйства.
Зарубежный опыт показывает, что только интенсивное ведение лесного хозяйства позволяет привести леса в хорошее санитарное, экологически и эстетически ценное состояние. Поэтому во всех европейских странах, прежде всего в Швейцарии и Англии, заготавливают от 2,5 до 6 м3 с га лесной площади. Несмотря на то, что, например, в Швейцарии леса располагаются, как правило, на склонах и их защитная, рекреационная и ландшафтная роль особенно велика.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в Московском управлении лесами имеются значительные лесосырьевые ресурсы, которые могут быть реально заготовлены и выгодно реализованы на месте или на внешнем рынке при наличии умеренных инвестиций в лесозаготовительный комплекс.
Значительную часть инвестиций можно получить из бюджетов г. Москвы и Московской области, из которых выделены средства на реализацию проектов : «О мерах по улучшению качества питьевой воды» (постановление Правительства Москвы № 163 от 1 марта 1994 г.); областной и районных программ «По стабилизации экологической обстановки в Московской области на 1994-1996 и до 2000 года»; государственной комплексной программы «Возрождение Волги» и других программ и проектов, связанных с экологией больших городов.
Учитывая особые защитные функции лесов Московского региона, необходимо рациональное использование и коренное улучшение их организации путем реализации специальной комплексной
программы: «Коренное улучшение и рациональное использование лесов Московского региона», которая разработана специалистами Российской инженерной Академии (секция «Лесотехнические технологии»), также головных институтов лесного комплекса: ВНИИЛМ, «Росгипролес»,
АО ЦНИИМЭ, АО НИПИЭИлеспром.
Эта программа нацелена на решение следующих основных проблем:
- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства;
- увеличение размеров лесопользования до объемов утвержденной расчетной лесосеки с целью улучшения средообразующей, защитной, водоохранной и рекреационной ценности лесов;
- удовлетворение потребностей г. Москвы и Московской области в древесине и продуктах ее переработки.
В качестве основных задач, решаемых при реализации программы, можно выделить следующие:
- комплексный анализ и выявление причин неудовлетворительного состояния лесов, слабой интенсивности лесоэксплуатации и лесовосстановления;
- разработка мер по улучшению общего состояния лесов, повышению их экологической, рекреационной и хозяйственной ценности;
- разработка методов, технологических процессов и технических средств для интенсификации ведения лесного хозяйства и лесозаготовок;
- разработка основных направлений развития лесоперерабатывающих производств для удовлетворения потребностей региона в лесобумажной продукции и экспорта.
Естественной Программой предусматривается проведение всех работ с соблюдением условий сохранения окружающей среды, с соблюдением действующих требований, нормативов, стандартов.
Программой предусматривается увеличение объемов заготовки древесины к 1999 году до 4 млн м3 в год, то есть до расчетной лесосеки по главному и промежуточному пользованию, получение при-
были лесозаготовительными и машиностроительными предприятиями, а также инвесторами к 2000 году в размере около 200 млрд. руб.
Программа состоит из двух частей: научно-исследовательской, включающей опытно-конструкторские работы, и внедрения результатов научных исследований в производство.
Научно-исследовательская часть программы рассчитана на 1 год с момента начала финансирования, так как при ее реализации будет использован большой научный задел прошлых лет (около 80 % от общей стоимости работ) вышеназванных организаций-исполнителей. Стоимость незавершенной части НИОКР составляет около двух млрд. руб.
В результате выполнения НИОКР будут разработаны и представлены инвестору:
1. Эксплуатационная типизация лесов г. Москвы и Московской области, а также природощадящие технологические процессы лесозаготовок и комплекс мер по улучшению и рациональному использованию лесов.
2. Анализ параметров лесонасаждений на соответствие целевым характеристикам и мероприятия по целевому преобразованию лесов.
3. Объемы оптимального лесопользования в лесах Московского региона, генеральная схема развития лесного комплекса и мероприятия по повышению водоохранных функций лесов Московской области.
4. Потребность г. Москвы и Московской области в лесоматериалах, Программа развития лесоперерабатывающих производств, а также потребности в инвестициях.
5. Правовые документы, регламентирующие лесные отношения, учитывающие особенности г. Москвы и Московской области.
6. Опытные образцы, результаты приемочных испытаний и откорректированная конструкторская документация: колесной машины для заготовки сортиментов при проходных рубках; колесной
машины легкого класса для рубок ухода и лесохозяйственных работ; машины для выборочных и санитарных рубок в городских парковых и других лесах, выполняющих защитную роль; колесного лесохозяйственного трактора класса 1,4 т.с.; автопоезда-сортиментовоза на базе полноприводного автомобиля для лесных дорог и автопоезда-сортиментовоза для перевозки лесоматериалов по дорогам общего пользования.
Внедренческая часть Программы предусматривает реализацию вышеназванных научных результатов в лесозаготовительную промышленность и лесное хозяйство Московского региона.
Данная Программа в перспективе должна стать прототипом рационального использования лесных ресурсов и улучшения состояния лесов в других регионах Европейской части Российской Федерации (Ленинградская, Тверская, Псковская, Новгородская, Архангельская и другие области), в которых сложились аналогичные Московскому региону лесные ситуации.
Экономическая часть Программы предусматривает компенсацию стоимости научно-исследовательской части Программы и получение прибыли за счет снижения себестоимости круглых лесоматериалов путем полной механизации труда на лесозаготовках, исключения непомерной стоимости железнодорожных перевозок лесоматериалов из лесоизбыточных регионов в Московскую область, исключения из себестоимости лесоматериалов северных надбавок, увеличения объе-
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
(20 июня
А.В. ТЮРИН, доктор с.-х. наук, профессор
Вопрос о том, какими должны быть подмосковные леса, встал перед Главным Управлением лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР в 1945 году в связи с проведением в этом году в подмосковных лесах лесоустроительных работ. Для разъяснения этого вопроса в целом и в деталях был
мов лесозаготовок в Московском регионе и прибыли от производства лесозаготовительных машин.
Следует отметить, что необходимые объемы серийного производства лесозаготовительных машин готов выполнить Великолукский завод лесного машиностроения («Велмаш»).
Данная программа была согласована в 1995 году с Московским управлением лесами, АО «Мособлпром», со всеми исполнителями разделов Программы и была представлена в Московский комитет по науке и технологиям для финансирования. Программа прошла согласования со всеми службами вышеуказанного Комитета, но в самый последний момент руководством Комитета в финансировании ее было отказано под предлогом «отсутствие средств».
По мнению разработчиков, отказ был не обоснованным, так как в то же время Комитет финансировал ряд мелких Проектов и Программ, оставив без внимания Комплексную Программу, предусматривающую резкое улучшение экологической обстановки в неблагополучном Московском регионе.
Следует отметить, что еще имеется возможность реализовать эту важную для региона Программу, так как еще сохранились коллективы исполнителей и научные заделы. Сейчас необходимы умеренные инвестиции для финансирования Программы и заботливое отношение к Московскому региону со стороны городской и областной Администрации Московского региона.
ПОДМОСКОВНЫЕ ЛЕСА?
1945 г.)
предпринят 12-го и 13-го июня 1945 года объезд и осмотр подмосковных лесов особой комиссией во главе с начальником Главлесохраны Г.П. Мотовиловым в составе следующих лиц: И.А. Хомяков (директор Всесоюзного научно-исследовательского института лесного хозяйства Главлесохра-