О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
В.ВЛябин
Начальник Главного управления здравоохранения Администрации Московской области
За последние годы Администрацией Московской области предпринимаются определенные меры по улучшению медицинской помощи населению, укреплению материально-технической базы здравоохранения, оснащению современной медицинской аппаратурой больниц и поликлиник. В развитии медицинского страхования населения осуществляется постепенный переход отрасли на экономические методы управления, проведение реструктуризации коечной сети в соответствии с потребностями населения в медико-социальной помощи.
Вместе с тем, финансирование здравоохранения из бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования в недостаточной степени обеспечивает гарантии по предоставлению населению области бесплатной, общедоступной медицинской помощи. Имеющиеся материальные и финансовые ресурсы используются еще недостаточно эффективно, усиливаются структурные диспропорции в предоставлении медицинской помощи, сохраняется недостаточная результативность и эффективность работы системы здравоохранения.
В целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, совершенствования организации медицинской помощи населению, рационального и эффективного использования направляемых в здравоохранение финансовых ресурсов, дальнейшего совершенствования и развития обязательного медицинского страхования, усиления государственного регулирования деятельности субъектов системы обязательного медицинского страхования Главным управлением здравоохранения разработаны Концепция развития здравоохранения Московской области на период до 2005 года и План мероприятий по повышению эффективности здравоохранения области.
Концепция и План, в частности, предусматривают следующее.
Стратегической целью развития здравоохранения является оптимальное удовлетворение потребностей населения в профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Целью реализации концепции становится снижение предотвратимых потерь здоровья населения области. Реализация стратегической цели проводится поэтапно, с сохранением приоритетов государственной политики в области здравоохранения, прежде всего направленной на повышение ответственности государства за охрану здоровья народа, сохранение и поддержку государственного и муниципального секторов системы здравоохранения, предоставление возможностей развития частному сектору системы здравоохранения.
Определяющую роль в совершенствовании системы управления здравоохранением области приобретает развитие законодательства в области здравоохранения. Важнейшее значение имеет принятие Закона Московской области «Об управлении и финансировании здравоохранения Московской области». Закон должен определить основы организации и деятельности системы здравоохранения и ее субъектов, принципы организации медико-социальной и лекарственной помощи населению, финансово-экономическую основу деятельности системы здравоохранения и ее финансирование. В Законе предусматривается четкое определение и разграничение компетенции, полномочий и ответственности органов государственной власти Московской области и органов местного управления в области здравоохранения; определяются принципы и структура управления системой здравоохранения.
Особое место занимает нормативная база взаимоотношений в сфере управления здравоохранением, в том числе взаимодействие между органами управления здравоохранением и исполнительной властью всех уровней; межрегиональные аспекты в сфере управления; взаимодействие органов управления здравоохранением с органами управления и организациями других отраслей народного хозяйства, фондами медицинского страхования и страховщиками; межведомственные отношения в сфере управления. В законодательстве также предусматривается система мер по государственному регулированию деятельности системы здравоохранения области (лицензирование, аккредитация, стандартизация, стратегическое, текущее и целевое планирование, регулирование и контроль финансово-хозяйственной деятельности, формирование и реализация областной программы государственных гарантий населению по предоставлению общедоступной бесплатной медицинской помощи, основы инвестиционной и инновационной политики в здравоохранении).
Для повышения эффективности использования средств в здравоохранении необходимо установить, что все инвестиционные проекты в здравоохранении, на которые направляются бюджетные средства, подлежат обязательной экспертизе Главным управлением здравоохранения Администрации Московской области. При этом следует разработать и утвердить методологию обоснования затратной эффективности капитальных вложений (приобретения медицинского оборудования и строительства учреждений здравоохранения) и установить порядок гласного представления конкурирующими продавцами информации о цене и технических параметрах инвестиционного объекта, а также порядок открытого обсуждения вариантов с одновременным участием всех заинтересованных сторон. Областной план и программы здравоохранения должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов. Областные программы служат основой для формирования муниципальных планов и программ, содержащих объемные и финан-
совые показатели деятельности здравоохранения административной территории.
В целях преодоления межведомственной и межотраслевой разобщенности в вопросах здравоохранения необходимо создание координационного совета при администрации области с участием заинтересованных сторон. Требует реорганизации и структура Главного управления здравоохранения. Целесообразно создание департамента охраны здоровья при администрации области с подчинением ему всех ведомств и структур, связанных с охраной здоровья, включая структуры медико-социального страхования, лекарственного обеспечения и лицензирования.
Обеспечение определенности, конкретности государственных обязательств и адекватности их финансовым ресурсам достигается через процедуру формирования, принятия и реализации областной программы государственных гарантий по обеспечению населения Московской области бесплатной медицинской помощью. Программа формируется Главным управлением здравоохранения при участии Московского областного фонда обязательного медицинского страхования на основании федеральной программы, нормативов и методических рекомендаций, с учетом областных особенностей в организации медицинской помощи населению, потребления ее населением и наличия реальных финансовых ресурсов здравоохранения по основным источникам общественного финансирования (консолидированный бюджет и средства работодателей на цели медико-социального страхования).
Помимо четкой увязки государственных обязательств перед населением по оказанию бесплатной медицинской помощи с финансовыми ресурсами на ее оказание (через муниципальную стандартизацию и балансировку, с учетом приоритетов, объемов, условий оказания помощи и финансовых средств бюджета и медико-социального страхования), изменения направлены на преодоление дезинтеграции основных источников финансирования; вертикальную и горизонтальную интеграцию финансовых потоков; формирование механизма финансового выравнивания (на этапе сбора и консолидации средств) условий реализации минимальных гарантий, финансируемых из государственных средств. Кроме того, предполагаются изменения, направленные на укрепление финансовой базы здравоохранения и устойчивости функционирования системы.
Основные направления совершенствования организации медицинской помощи сводятся к переносу объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный; реформированию первичной медико-санитарной помощи (как первичного звена, так и консультативно-диагностических служб поликлиник); реорганизации стационарной помощи (на основе стационарзамещения и реструктуризации больниц по степени интенсивности лечебного процесса); развитию специализированных видов медицинской помощи (с акцентом на межрегиональную помощь); обеспечению непрерывности лечебно-
диагностического процесса на всех этапах лечения; развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на главных направлениях; обеспечению качества и безопасности медицинской помощи путем проведения стандартизации, лицензирования и сертификации; совершенствованию первичной медико-санитарной помощи детям; развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, медико-генетических центров, интеграции родовспомогательных учреждений с общей сетью в целях углубления и совершенствования специализированной и профилактической помощи женщинам; совершенствованию системы профилактической и реабилитационной помощи; увеличению объемов мероприятий медицинской профилактики; развитию санаторно-курортных учреждений здравоохранения; формированию здорового образа жизни и повышению медицинской культуры населения; повышению эффективности работы диагностических и иных поликлинических служб, индивидуализации и дифференциации условий оказания медицинской помощи в зависимости от потребностей граждан и отдельных социальных групп; развитию психиатрической и наркологической помощи; совершенствованию деятельности по борьбе с туберкулезом, заболеваниями, передаваемыми половым путем, и другими социально опасными и социально значимыми заболеваниями; устранению диспропорций обеспечения потребностей населения и дублирования оказания медицинской помощи, обусловленных наличием ведомственной лечебной сети, интеграции деятельности ведомственной сети с лечебной сетью территорий.
Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы является важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения. Обеспечение эффективного функционирования госсанэпидслужбы лежит в разработке и реализации программы развития службы, предусматривающей проведение организационного построения, управления, ресурсного и научного обеспечения госсанэпидслужбы, организации ее деятельности в соответствии с новыми задачами и функциями. ГСЭС должна укрепляться путем укрупнения своих учреждений, создания межрайонных и межрегиональных лабораторных центров и центров Госсанэпиднадзора. Требуется продолжение реорганизации структуры учреждений ГСЭС в соответствии с образованием отделов (отделений) по изучению влияния факторов среды на здоровье, отделений гигиенического воспитания и образования населения. Планируется разработка программы реформирования системы медицинского образования. Следует пересмотреть структуру подготовки и переподготовки специалистов. Необходимо усовершенствовать системы планирования, прогнозирования и мониторинга; подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, способных реализовать стоящие перед системой здравоохранения задачи, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, ме-
неджер здравоохранения. Одним из условий более точного определения уровня профессиональной подготовки специалистов должно стать совершенствование системы сертификации специалистов отрасли, введение трехуровневой системы подготовки. Необходимо расширить объемы подготовки врачей общей практики. Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних с передачей медсестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами.
Расширение социальной базы здравоохранения подразумевает скоординированную работу органов здравоохранения с участниками социальной базы здравоохранения, повышение эффективности информационно-профилактической работы, привлечет кадровые ресурсы к работе по медико-социальной помощи социально незащищенным слоям населения, облегчит реабилитационную работу с группами пациентов, разовьет принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем.
Государственная политика обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме, по приемлемым ценам при соответствующем качестве. Реализация этой политики осуществляется путем создания регулируемого рынка фармацевтических услуг на основе конкуренции между собой фармацевтических предприятий независимо от форм собственности. Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются гарантированное лекарственное, в том числе льготное, обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, введение лекарственных формуляров в технологию предоставления медицинской помощи, конкурсное и тарифное регулирование оптовых поставок лекарственных средств, реализация целевых программ лекарственного обеспечения населения.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ)
В.И.Шумский, Г.Л.Оноприенко
МОНИКИ
Общеизвестно, что медицинская наука является базисом здравоохранения. Фундаментальные исследования создают предпосылки для разработки прикладных конкретных программ с целью перехода на качественно новый этап в диагностике и лечении различных заболеваний. Приоритеты развития фундаментальных научных исследований на протяжении всей истории отечественной медицины опреде-