Научная статья на тему 'О концепции информационного обеспечения полетов'

О концепции информационного обеспечения полетов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
383
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / АЭРОДРОМ / УСЛОВИЯ ВЫХОДА / ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ / ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / AIRPORT / TERMINAL / OUTPUT REQUIREMENTS / FIGHT REALIZATION / AIR TRAFFIC CLEARANCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гаглоев Эмзар Пореевич, Юркин Юрий Алексеевич

В статье рассматривается проблема информационного обеспечения полетов. Дается краткая характеристика службе автоматической передачи информации и диспетчерского пункта предполетной информации. Автор указывает на проблему, связанную с созданием и функционированием системы информационного обеспечения полетов, и проблемы взаимодействия диспетчерских пунктов на рабочей площади аэродрома в аэропортах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гаглоев Эмзар Пореевич, Юркин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONCEPT OF THE SUPPLY WITH INFORMATION OF FLIGHTS

In the article the problem of a supply with information of flights is considered. The short characteristic is given to service of an «Automatic Terminal Information Service» and a control office of the preflight information. The author specifies in a problem connected with creation and functioning of system of a supply with information of flights and problems of interaction of control offices on the working area of airdrome at the airports of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О концепции информационного обеспечения полетов»

УДК 656.7.052

О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ

Э.П. ГАГЛОЕВ, Ю.А. ЮРКИН

В статье рассматривается проблема информационного обеспечения полетов. Дается краткая характеристика службе автоматической передачи информации и диспетчерского пункта предполетной информации. Автор указывает на проблему, связанную с созданием и функционированием системы информационного обеспечения полетов, и проблемы взаимодействия диспетчерских пунктов на рабочей площади аэродрома в аэропортах РФ.

Ключевые слова: аэропорт, аэродром, условия выхода, выполнение полетов, диспетчерское разрешение.

При обслуживании воздушного движения на площади маневрирования, орган ОВД (УВД), на управлении которого находится ВС, одновременно с диспетчерским указанием дополнительно выдает и другую информацию, необходимую экипажам ВС для безопасного движения на площади маневрирования, взлета и выполнения маневра выхода после взлета. С увеличением интенсивности движения на площади маневрирования, возможность обслуживания движения органом ОВД (УВД) уменьшается и на каком-то критическом этапе наступает предел, когда диспетчер не в состоянии справиться с потоком прилетающих и вылетающих ВС. Для решения этой задачи разрабатываются множество методов и способов, создаются вспомогательные службы и подразделения. Одним из созданных способов решения задачи по увеличению пропускной способности является создание системы информационного обеспечения полетов. В мировой практике система информационного обеспечения полетов подразделяется на два вида:

- информация, которая повторяется и имеет одинаковый характер и смысл для всех ВС, и это дает возможность ее передачи в автоматическом режиме;

- информация, которая имеет не систематический, индивидуальный характер для каждого экипажа ВС. Для передачи такого рода информации создается специальный диспетчерский пункт.

В крупных международных аэропортах мира для обеспечения экипажей ВС необходимой информацией по аэродрому создается служба автоматической передачи информации (ATIS). Служба ATIS передает экипажам ВС важную информацию по аэродрому, включая данные о приземном ветре, температуре, атмосферном давлении, приведенном к уровню моря, рабочей ВПП, а также сообщает об иных важных обстоятельствах (ремонтные работы вблизи мест руления и. т. п.) В начале первого сообщения ATIS ставится буква A (Alpha), далее при появлении изменений в информации буква, предшествующая сообщению, меняется на следующую букву алфавита. При установлении связи с органом ОВД (УВД) экипаж подтверждает получение информации ATIS. Определенные компоненты ATIS варьируются в зависимости от особенностей аэропортов, условий погоды и других обстоятельств. Информация ATIS передается в эфир в автоматическом режиме на установленной частоте и имеет следующую схему (рис. 1).

Airport name Название аэропорта

Information code Код(буква) информации

Time Время

Runway(s) in use Рабочая(ие) ВПП

Runway condition Состояние ВПП

Transition level Эшелон перехода

Operational information Эксплуатационная информация

Wind direction Направление ветра

Visibility Видимость

RVR Дальность видимости на ВПП

Present weather Текущая погода

Cloud cover Облачность

Temperature and dew point Температура и точка росы

QNH Давление, приведенное к уровню моря

QFE Давление аэродрома

Рис. 1. Схема выдачи информации ATIS

В ряде аэропортов имеются раздельные частоты ATIS для отбывающих и прибывающих ВС, в других же аэропортах одна частота ATIS обслуживает и те, и другие ВС. В Российской Федерации служба автоматической передачи информации выдает информацию на русском и английском языках. В зависимости от конкретных условий, в разных аэропортах сообщения для отбывающих и прибывающих ВС могут включать в себя дополнительную, не свойственную ATIS информацию. Для этой цели, помимо автоматической передачи информации службой ATIS, в ряде аэропортов мира созданы диспетчерские пункты предполетной информации, которые в своей работе используют позывной «DELIVERY». До начала буксировки и запуска двигателей экипаж ВС на определенной частоте докладывает готовность к вылету и запрашивает диспетчерское разрешение на вылет и условия выхода. Диспетчерское разрешение на вылет экипажам ВС выдается диспетчером предполетной информации «DELIVERY», с указанием стандартной схемы выхода (SID), которая имеет следующую схему (рис 2).

Name of ground station Наз ванне наземной станции

‘Clears’ aircraft call sign «Раз р ешает» позывной ВС

To (destination) В (пункт назначения)

Via flight planned route По з апланированному маршруту

Standard departure Стандартная схема выхода

Additional details Д о полнительные детали

Level instructions Указ ания по эшелону полета

Frequency Частоту

Squawk number Код ответчика

Рис. 2. Схема выдачи диспетчерского разрешения на вылет

Диспетчерское разрешение выдается:

- по стандартной схеме (SID - Standard Instrument Departure);

- по правилам полетов по приборам (ППП) - (IFR - Instrument Flight Rules);

- по правилам визуальных полетов (ПВП) - (VFR - Visual Flight Rules).

В Российской Федерации с прогнозируемым в ближайшее время значительным увеличением интенсивности полетов, внедрением воздушных судов с высокими тактико-техническими данными, ростом количества пользователей воздушного пространства, все возрастающим количеством иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в различные города России, задача по созданию диспетчерского пункта предполетной информации «DELIVERY» становится более значимой. Создание такого диспетчерского пункта дает возможность внедрения правил полетов и ОВД (УВД) по стандартам ИКАО. Постепенный переход от директивного метода УВД, предписывающего обязательное подчинение экипажей воздушных судов диспетчерам УВД, к обслуживанию воздушного движения (ОВД), которое включает в себя:

- диспетчерское ОВД;

- полетно - диспетчерское обслуживание;

- консультативное обслуживание;

- аварийное оповещение.

Международная стандартизация особенно важна в работе по обслуживанию воздушного движения. Стандарты безопасности важны для пилотов, диспетчеров ОВД, службы спасения и персонала всех служб обеспечения в любом аэропорту мира. Для того чтобы организация ОВД, планирование полетов и осуществление ОВД проводились с максимальной степенью однообразия, ИКАО вводит стандартизацию во всемирном масштабе процедур информационного обеспечения и ОВД. Исходя из выполняемых функций диспетчер предполетной информации «DELIVERY» выполняет диспетчерское обслуживание воздушного движения (УВД), с целью предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, в том числе и на площади маневрирования аэродрома, а также регулирование воздушного движения и обеспечение регулярности и экономичности. При диспетчерском ОВД по стандартам ИКАО, диспетчер выдает экипажу воздушного судна диспетчерское разрешение, которое экипаж должен рассматривать, как предоставление ему полномочий предпринимать действия в отношении известного воздушного движения. В первом случае, согласно директивного метода УВД, экипажу воздушного судна выдается диспетчерское разрешение на вылет диспетчером АДП аэропорта. Во втором случае, согласно рекомендациям ИКАО, экипаж воздушного судна запрашивает и получает диспетчерское разрешение на вылет и условия выхода по радио на канале диспетчерского пункта предполетной информации «DELIVERY». С созданием диспетчерского пункта предполетной информации на территории российской федерации мы встретимся с дублированием (повторной выдачей) диспетчерского разрешения на вылет. Исходя из этого, необходимо разработать стандартные схемы выхода для каждого аэропорта, технологии работы диспетчерского пункта АДП и диспетчерского пункта предполетной информации «DELIVERY», технологию взаимодействия между ними, определение прав и обязанностей каждого пункта ОВД и разделение ответственности между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саватеева А.А. Универсальный курс изучения радиотелефонного обмена на английском языке по стандартам ИКАО для летного и диспетчерского состава: справочно-методические указания. - СПб.: Аполлон, 1998.

2. Юркин Ю.А. Организация воздушного пространства и УВД: - М.: МГТУ ГА, 2003.

ABOUT THE CONCEPT OF THE SUPPLY WITH INFORMATION OF FLIGHTS

Gagloev E.P, Yurkin Yu.A.

In the article the problem of a supply with information of flights is considered. The short characteristic is given to service of an «Automatic Terminal Information Service» and a control office of the preflight information. The author specifies in a problem connected with creation and functioning of system of a supply with information of flights and problems of interaction of control offices on the working area of airdrome at the airports of the Russian Federation.

Key words: airport, terminal, output requirements, fight realization, air traffic clearance.

Сведения об авторах

Гаглоев Эмзар Пореевич, 1965 г.р., окончил Академию ГА (1991), соискатель кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, область научных интересов - организация взаимодействия служб УВД (ОВД) со службами обеспечения полетов.

Юркин Юрий Алексеевич, 1934 г.р., окончил ВАУ ГА (1966), заслуженный пилот СССР, кандидат технических наук, профессор кафедры управления воздушным движением МГТУ ГА, автор более 20 научных работ, область научных интересов - аэропортовая деятельность, обеспечение полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.