ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
О конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите
Жадан Владимир Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и судебной деятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов о конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите на основе анализа конституционно-правовых норм и иных правовых актов, общетеоретических положений конституционно-правовой науки, научных подходов, примеров судебной практики и авторского понимания. Автором рассмотрены отдельные проблемы, прежде всего, связанные с реализацией и защитой социальных прав человека на внутригосударственном уровне, в том числе на основе анализа решений судов общей юрисдикции, а также с учетом исполнения решений Европейского суда по правам человека, принятых против России. По результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что наблюдается положительная тенденция российской государственной политики в части конституционно-правового закрепления и обеспечения гарантий по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина, а также обращено внимание на то, что одним из значимых факторов, которые способствуют сокращению количества жалоб граждан в Европейский суд по правам человека, следует признать своевременное их исполнение по аналогичным делам.
Ключевые слова: конституционные права и свободы, человек, гражданин, Россия, реализация, защита, наука, подход, практика, понимание.
S2
см о см
<3
В Конституции Российской Федерации 1993 г. [1] (далее - Конституция РФ) закрепляются базовые правовые положения, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2), «... признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права ... Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 1-2 ст. 17 Конституции РФ), «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими ...» (ст. 18 Конституции РФ) и т.д. При этом нормативные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности для Российской Федерации (далее - Россия, РФ) носят не абстрактный декларативный характер, а имеют конкретное наполнение содержания соответствующих личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина РФ, и предусматривают, что признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - обязанность российского государства. При этом права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются государством, что является не просто конституционно-правовыми нормами, а международно-правовой обязанностью России перед международными организациями и мировым сообществом в целом. Поэтому действенная реализация и зашита прав и свобод человека и гражданина выступают основными критериями зрелости гражданского общества в России, точно также как и в другом демократическом правовом государстве.
Общепризнано, что одним из важнейших конституционных прав человека и гражданина является право на судебную защиту и согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод .» путем обращения в суд, т.е. в государственный орган судебной власти, через функции которого реализуются и защищаю признанные конституционные и иные права и свободы человека и гражданина в России. Именно демократическое правовое государство и гражданское общество, международные стандарты прав и свобод человека и гражда-
нина однозначно предполагают не только возможность, но и гарантированность судебной защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также обращение в межгосударственные судебные органы, о чем предусматривается ч. 3 ст. 46 Конституции РФ «Каждый вправе ... обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека ...».
Автор разделяет международно-правовой подход, что для России, как в правовой системы, так и на государственном и муниципальном уровнях в целом приоритетным должны быть фундаментальные положения Венской декларации 1993 г. [2], что «... священный долг всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и защиты всех прав человека и основных свобод ...», «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны» и т.д. Поэтому каждое государство и общество нуждается в формировании последовательной и эффективно организованной системы государственного и общественного контроля над соблюдением, защитой и гарантирован-ностью прав и свобод человека и гражданина. При этом система органов осуществления правосудия, а также правоохранительные органы, в том числе органы прокуратуры и адвокатуры, и в полном соответствии с применимыми международными стандартами должны стоять на страже соблюдения, защиты и гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
Особо следует обратить внимание на «неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность» двух «поколений» прав человека - личных, политических, социальных, экономических и культурных. При этом под международно-правовыми признанными, и к которым относятся конституционные права и свободы человека и гражданина, как правило, многие представители государств относят личные и политические права и свободы, и которые также во многих случаях не соблюдаются. При этом личные и политические права и свободы в сознании судейского и во многом юридического сообщества в большей степени понимаются как «настоящие» права и свободы человека и гражданина, чем соответствующие социальные, экономические и культурные права и свободы. Зачастую органы судебной власти, прокуратуры и другие органы правоохранительной системы не всегда воспринимают нарушения конкретных социальных и экономических прав и свобод, и бездействие органов публичной власти в обеспечении и защите этих прав как правонарушения, а, соответственно, подлежащие правозащитному исправлению с восстановлением нарушенных прав и свобод, а связывают их с социально-экономической политикой государства, недостаточностью экономических и социальных возможностей. Тогда как судебная и правозащитная деятельность в целом является конституционно-правовым инструментом воздействия человека на публичную власть для обеспечения и защиты своих прав и свобод.
Анализу конституционно-правовых основ, понятия, видов, особенностей и иных характеристик прав и свобод человека, в том числе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России [3-5], посвящено много публикаций в юридической литературе и информационных ресурсах. Такой интерес является закономерным, так как практически все страны мирового сообщества стремятся позиционировать себя как демократическое правовое государство, которое основывается на верховенстве права и закона, разделении ветвей государственной власти, признании человека и его прав и свобод высшей ценностью, и иных общеправовых основах и принципах, что не исключает продолжение исследования некоторых вопросов о конституционно-правовых, теоретических и практических основах прав и свобод человека и гражданина, и предложить их авторское понимание.
Предметом данного исследования будут некоторые вопросы о конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите.
Исходя из предмета исследования в центре авторского интереса будут следующие вопросы: в каких конституционно-правовых нормах России определяются права и свободы человека и гражданина; что понимается под реализацией и защитой права и свободы человека и гражданина; какие формы предусматриваются в части защиты прав и свобод человека и гражданина; какие имеются правовые и практические вопросы и проблемы по защите прав и свобод человека и гражданина в России?
Можно отметить, что практически каждый специалист конституционно-правовой науки в своих научных работах рассматривают проблемы конституционно-правового статуса личности, соблюдения, обеспечения, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Например, исследованию содержания данного правового института посвящены научные труды таких авторитетных представителей конституционно-правовой науки, как С.А. Авакьяна [6], Л.Д. Воеводина [7], Е.И. Козловой [8], В.Е. Чиркина [9] и других.
В качестве базовых обязательных элементов, выделяемых в структуре конституционно-правового статуса личности принято выделять: правосубъектность; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; принципы их реализации; основы ограничения прав и свобод человека и гражданина; принципы правового регулирования гражданства; основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
По мнению Е.И. Козловой, перечисленные конституционные положения, отражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве» [8, с. 167].
С.А. Авакьян указывает, что вопрос о положении личности - это один из главных вопросов содержания конституции [6, с. 9]. Это связано с тем,
5 -о
сз
<
что в правовых демократических государствах высшей ценностью признаются именно права и свободы человека и гражданина, и они являются основополагающим фактором в содержании законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти.
Конституционное закрепление с 1993 года в России либеральной концепции указывает на то, что в российском государстве и обществе интересы человека, его естественные права и свободы первичные по отношению к государственным интересам. Именно права и свободы определяют основу российской государственной политики, деятельности всех органов публичной власти, учитываются при разработке и принятии нормативных правовых актов, определении основных направлений внутренней и внешней политики России.
Современное российское государство не намерено отказываться от основ либеральной концепции в регулировании конституционно-правового статуса личности. В этом плане представители государственной власти, и, прежде всего, Президент РФ, как глава государства, гарант Конституции РФ и прав и свобод человека и гражданина, определяют одной из важнейших задач - повышение качества жизни каждого гражданина, решение которой невозможно без наличия действенного механизма реализации и защиты его конституционных прав и свобод.
Тем самым конституционные права и свободы человека и гражданина являются базовым конституционно-правовым институтом. Основным и общепризнанным правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, которая наряду с главой 1 Конституции РФ составляет «ядро» Основного закона России.
В российской конституционно-правовой науке сложилось несколько концепций по вопросу соотношения понятий «основные» и «конституционные» права человека и гражданина, начиная от их отождествления и заканчивая насыщением их разным содержанием. Можно отметить, что в настоящее время преобладает научная концепция, направленная на признание всех конституционных прав и свобод человека как основными.
Например, Б.С. Эбзеев, говоря об «основных правах» подразумевает под ними права, закрепленные в Конституции [10, с. 5]. Аналогичное мнение высказывают А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин [11, с. 144].
По мнению автора, конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, следует рассматривать как основные (конституционные, базовые) в правовом статусе личности. Их эффективная реализация и защита направлены на претворение в жизнь иных прав человека и гражданина, закре-^ пленных в нормативных правовых актах РФ. 2 Если на советском этапе эволюции российского го государства проблема реализации и защиты ° прав советского гражданина была второстепенен ной, то в современной России - это вопрос госу-
дарственного значения, на решение которого направлена деятельность каждого органа публичной власти.
В настоящее время основу всех функций современного Российского государства, деятельности законодательных, исполнительных, судебных и иных органов власти составляет приоритет прав и свобод человека и гражданина. Создание действенного механизма по обеспечению их реального претворения в жизнь есть залог государственной и национальной безопасности, сохранения государственного суверенитета.
Автор разделяет научный подход, что уровни реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина являются важнейшими критериями признания государства демократическим правовым. Конституция РФ не только впервые в России на конституционном уровне определяет высшей ценностью человека, его права и свободы, но и реально (фактически) позволяет их реализовывать и защищать, используя соответствующие формы и механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В современное время в России реализуется принцип, в соответствии с которым государство должно существовать для человека и обеспечения возможности использовать им свои права и свободы [12, с. 107].
С другой стороны, представители системы защиты прав человека и гражданина в России (как государственной, так и негосударственной) констатируют факты нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.
Российское государство на постоянной основе совершенствует механизм реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. На актуальность укрепления реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина обращает внимание в ходе своих последних ежегодных посланиях к Федеральному Собранию РФ Президент РФ, отметив необходимость поддержки наиболее социально уязвимых категорий граждан.
Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ как глава государства, определяющий ежегодно в своем Послании Федеральному Собранию РФ направления внутренней и внешней политики Российского государства. Ключевые положения данного президентского акта, имеющего государственное и общественное значение, основаны на необходимости проведения политики страны в интересах человека.
Например, в Послании Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что «национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России» [13], а в Послании Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. Президент РФ в качестве приоритетов в государственной политики поставил зада-
чу, что «Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета - сбережения и приумножения народа России», а характеризуя предложения по возможным поправкам в Конституцию РФ, в том числе о социальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина также отметил, что «. в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система - Конституционный и Верховный Суды» [14].
В этой части Уполномоченный по правам человека в РФ Т.Н. Москалькова обратила внимание на то, что «В качестве гарантий социальных прав российских граждан Президентом предложены поправки в статью 75 Конституции РФ в части таких важных новых положений, как минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения России в целом, индексация пенсий и индексация социальных пособий, социальных выплат [15].
Соответственно, в ч. 5-7 ст. 75 Конституции РФ указанные предложения нашли свое нормативное закрепление, что «... Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом . осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год . гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат».
Представляют научно-практический интерес вопросы, связанные с реформированием государственного аппарата и судебной системы в России, которые осуществляются в интересах дальнейшего обеспечения реализации и защиты отдельных прав и свобод человека и гражданина. Так, модернизация российской системы судов, осуществляемая в 2019 году в России (выделение апелляционных и кассационных судов в системе судов общей юрисдикции) направлена на обеспечение независимости, беспристрастности и объективности судей при принятии решений по соответствующим делам и, особенно, при привлечении человека к уголовной ответственности.
Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым положительно оценена судебная реформа по созданию на уровне районов (городов) судов с участием присяжных заседателей. Почти треть дел из рассмотренных присяжными в районных судах закончились оправдательными приговорами [16].
Президент Федеральной палаты адвокатов России Ю.С. Пилипенко охарактеризовал суд присяжных «как проявление доверия государства к гражданам» [17].
По мнению автора, причины вынесения судами присяжных оправдательных приговоров должны быть обобщены на уровне Пленума Верховного Суда РФ, и учтены в работе не только судебных органов, но и органов предварительного расследования и прокуратуры.
В целом, по инициативе Президента РФ граждане получили действенный механизм реализации конституционной презумпции невиновности. Следующий этап совершенствования судебной системы России будет связан с распространением суда присяжных на процедуру рассмотрения и разрешения гражданских дел и возможности участия граждан в избрании мировых судей.
В обеспечении реализации основных прав и свобод человека и гражданина принимают участие все органы государственной власти и местного самоуправления. Каждое их действие в рамках предоставленной им государством компетенции должно быть ориентировано на их соблюдение и претворение в жизнь. Так, значительная роль в обеспечении реализации основных прав и свобод человека и гражданина в России принадлежит Генеральной прокуратуре РФ и ее территориальным подразделениям.
Например, в 2019 году данный надзорный орган обратил внимание на необходимость соблюдения, прежде всего, личных прав в отношении лиц, содержащихся под стражей, и осужденных к лишению свободы, а также при применении такой меры пресечения как заключение под стражу, законности и обоснованности ее дальнейшего продления [18].
По общему правилу реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека в России необходимо рассматривать в двух смыслах: широком и узком. В первом понимании следует оценить деятельность государства и отдельных институтов гражданского общества по формированию механизма претворения их в жизнь.
В рамках широкого смысла реализация и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданин следует рассматривать и деятельность негосударственных субъектов, например, омбудсменов. Создание разветвленной действенной системы данных уполномоченных по правам человека, в том числе с учетом определенной специализацией (по правам ребенка, предпринимателей и т.д.), еще раз подчеркивает заинтересованность российского государства в реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Указанный институт гражданского общества принимает достаточно активное участие в совершенствовании законодательства в интересах человека.
Так, по мнению Т.Н. Москальковой, разрыв между конституционными нормами о правах и свободах человека и практикой их воплощения, хотя медленно, но сокращается [19]. Анализ и оценка уровня реализации и защищенности прав и человека, осуществляемая уполномоченными по правам человека, являются не только индикатором качества государственной политики в данном направлении, но и определяет направления ее модернизации.
Следовательно, в широком смысле реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина необходимо понимать как
5 -о
сз
<
взаимосвязанную совместную деятельность всех органов публичной власти (Президента РФ, законодательных, исполнительных, судебных, надзорных и иных органов) и институтов гражданского общества, направленную на безусловное претворение их в жизнь.
В узком смысле реализацию и защиту основных прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать возможность пользования ими отдельным гражданином. Имеющиеся проблемы в развитии российской экономики и социальной политики, низкий уровень качества жизни российских граждан говорят о неудовлетворительном состоянии экономических (материальных), социальных и ряда иных гарантий, что приводит к проблемам с претворением в жизнь института прав человека, несмотря на закрепленные в Конституции РФ нормативно-правовые (юридические) гарантии. В конституционном праве была сформирована достаточно интересная концепция: если граждане не чувствует своих прав, то никакие красивые тексты о правах и свободах не имеют существенного значения [20, с. 153].
Все вышеназванные государственные органы и представители негосударственного сектора принимают активное участие в обеспечении реализации и защите основных прав и свобод отдельного человека. Универсальной гарантией в этом случае является возможность получения правовой помощи в рамках судебной защиты, как на национальном уровне, так и на международном.
В настоящее время граждане достаточно часто отстаивают, защищают и восстанавливают, прежде всего, свои социальные и экономические права и свободы именно в судебном порядке. В тоже время следует отметить, что основанием обращения в суд не всегда являются неправомерные действия (бездействия) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В отдельных случаях поводом может служить, во-первых, отсутствие прямой нормы, регулирующей отношения, сложившиеся в конкретной ситуации. Например, Головинский районный суд г. Москвы признал пропуск шестимесячного срока на обращение за назначением и выплатой единовременного пособия уважительным, т.к. биологический отец не знал о рождении ребенка и данный юридический факт ему пришлось устанавливать в ходе длительной судебной процедуры. Мать не имела права на получение данного пособия, т.к. относилась к категории не работающих [21].
Во-вторых, отсутствием у органа власти полномочий признавать отдельные факты надлежащими доказательствами наличия у претендента определенного права. Например, Бийский городской суд Алтайского края отказал в удовлетворе-^ нии искового заявления гражданин А. к Пенсион-2 ному фонду России о признании незаконным ре-^ шение об отказе в установлении пенсии, возло-° жении обязанности включить в специальный стаж ав период работы, признании права на досрочную
страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости. По мнению суда, представленные доказательства не подтверждают факт льготной работы данного гражданина в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Иных достоверных и допустимых доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено [22].
Защиту своих прав и свобод граждане РФ вправе осуществлять не только в отечественных юрисдикционных и неюрисдикционных формах, но и в международных (межгосударственных), например, путем обращения с конкретной жалобой в Европейский суд по правам человека (далее -ЕСПЧ). Признание за гражданином такой возможности является величайшим прогрессом развития соответствующих институтов современного российского конституционного права. Решения данного международного суда необходимо рассматривать как основополагающие документы, стимулирующие реформирование государственной и правовой систем России и создание эффективного механизма реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Автор разделяет научный подход В.Н. Белика, что «работа ЕСПЧ должна быть нацелена именно на выявление в деятельности национальных органов публичной власти системных проблем, и ошибок, приводящих к нарушению прав и свобод человека и гражданина» [23, с. 14].
Верховный Суд РФ указывает, что «в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека» [24]. При этом ЕСПЧ по своей сути должен быть судом вне политики, в ходе своей деятельности осуществлять защиту основных прав и свобод человека, определяемых в Европейской конвенция о правах человека и основных свобод (1950 г.), и с учетом национальной конституционной идентичности государства.
В тоже время только каждое десятое обращение гражданина против России доходит до непосредственного его рассмотрения в ЕСПЧ. Например, из списка подлежащих рассмотрению дел была исключена жалоба по делу «Баранов против России». В данном деле заявитель жаловался на незаконное лишение свободы при отсутствии судебного решения после отмены в порядке надзора кассационного определения, которым обвинительный приговор в отношении него был оставлен без изменения. ЕСПЧ согласился с доводами Минюста России об отсутствии каких-либо нарушений в связи с тем, что лишение заявителя свободы было основано непосредственно на приговоре, а соответствующее кассационное определение было отменено вслед-
ствие не рассмотрения в кассационной инстанции всех доводов стороны защиты [25].
Своевременно и надлежащим образом устранив выявленные ЕСПЧ нарушения норм о правах и свободах человека количество жалоб граждан в ЕСПЧ против России значительно бы снизилось. Так, ЕСПЧ рассматривая жалобу «Бойко против России», указал, что повод для подачи данного обращения мог бы и отсутствовать, если бы российское государство своевременно исполнило решение международного суда по делу «Захаркин против России», пересмотрев с учетом права граждан на уважение семейной жизни правила предоставления свиданий лицам, содержавшимся в следственных изоляторов [24].
Таким образом, в рамках проведенного исследования, направленного на анализ некоторых вопросов о реализации и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляется возможным сделать следующие выводы:
Права и свободы человека и гражданина следует рассматривать как базовый институт конституционного права, определяющий правовые основы взаимоотношения государства и личности.
Триада: конституционное определение, реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина определяют действенность положений Конституции РФ по данному вопросу.
Важно отметить, что уровень реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в современной России оценивается не только соблюдением личных и политических прав и свобод человека и гражданина, но и претворением в жизнь социальных прав и свобод, уровнем социальной справедливости, социального равенства. Все больше граждане РФ при характеристике данной проблемы на первое место ставят социальные права. Их особое значение определяется заинтересованностью населения в обеспечении достойного качества жизни.
Реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать в широком и узком смыслах.
Любая отрицательная (негативная) оценка деятельности органов публичной власти по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина должна рассматриваться как стимул к совершенствованию их деятельности. При этом модернизация государственной политики должна быть направлена на предотвращение и снижение количества нарушений прав и свобод человека и гражданина, создание таких условий их непосредственной реализации без какого-либо обращения за их защитой в соответствующие органы власти или институты гражданского общества.
В тоже время не во всех случаях поводом для обращения граждан за защитой своих нарушенных прав в российские суды является незаконная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Такими поводами могут выступать отсутствие или противоречивость российского законодательства, что препятству-
ет, например, уполномоченным органам государственной власти и местного самоуправления самостоятельно принять соответствующее решение по обращению гражданина за реализацией его конкретного субъективного права.
Таким образом, в рамках проведенного исследования, направленного на анализ некоторых вопросов о реализации и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляется возможным сделать следующие выводы: Граждане РФ активно используют для защиты и восстановления своих нарушенных прав и свобод такой конституционный институт как обращение в ЕСПЧ. Следует признать, что одним из значимых факторов, которые способствуют сокращению количества жалоб граждан в данный международный суд - это своевременное исполнение принятых ЕСПЧ решений по аналогичным делам. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России (ст. 79 Конституции РФ)».
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 11.01.2021).
2. Венская декларация и Программа действий (Принята на Всемирной конференции по правам человека, Вена, 25.06.1993 г.). - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/viendec93.shtml (дата обращения: 11.01.2021).
3. Жадан В.Н. Об идее, понятии и конституционных основах правового государства в России // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. -Т. 9. - № 1 (30). - С. 365-372.
4. Конституционное право РФ (Некрасов С.И., 2009). Понятие правового статуса личности. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - URL: https:// be5.biz/pravo/k007/7.html (дата обращения: 11.01.2021).
5. Конституционное право РФ (Шахрай С.М., 2017). Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. - URL: https:// be5.biz/pravo/k042/6.html https://be5.biz/pravo/ k042/6.html (дата обращения: 11.01.2021).
6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - 2-е изд. - М.: РЮ-ИД, «Сашко», 2000. - 528 с. р
7. Воеводин Л.Д. Юридический статус человека Д и гражданина в России: Учебное пособие. - М., Е 1997. - 304 с. АА
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное S право России: учебник / 5-е изд., перераб.и у доп. - М., Проспект, 2015. - 595 с. А
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20.
21
22
1С
Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: учебник. - М.: Юрист, 2002. -480 с.
Эбзеев Б.С. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2000. - 974 с. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристь, 2003. - 538 с.
Феоктистов А.В. Реализация конституционных прав в России. Социальные права // Наука. Общество. Государство. - 2016. - № 3 (15). -Т. 4. - С. 107-113.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. -2019. - № 38.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 11.01.2021). Российская газета. 06.02.2020 г. Мораль в законе. Татьяна Москалькова: Все поправки в Конституцию касаются прав человека. - URL: https://rg.ru/2020/02/06/tatiana-moskalkova-vse-popravki-v-konstituciiu-kasaiutsia-prav-cheloveka. html (дата обращения: 11.01.2021). Рассудили на шестерых. Присяжные оправдали почти треть подсудимых // Российская газета. - 2019. - № 31.
Не судите строго. Районные суды присяжных вынесли первые оправдательные вердикты // Российская газета. - 2018. - № 238 (7701). Генеральная прокуратура Российской Федерации. Коллегия о состоянии законности в сфере исполнения законодательства, направленного на пресечение незаконных методов воздействия в отношении осужденных и содержащихся под стражей лиц. - URL: https://genproc. gov.ru/special/smi/news/news-1599844/ (дата обращения: 11.01.2021). Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год // Российская газета. 2019. № 125(7883).
Конопляникова М.В. Конституционная концепция обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ: актуальность изучения и воплощения // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 1. - С. 151-155. Решение Головинского районного суда г. Москвы от 06.05.2015 г. по гражданскому делу № 2-2668/15. - URL: http://advokat-pravo. ru/gr/369-sudebnaya-praktika-reshenie-suda-o-priznanii-prava-na-poluchenie-posobiya.html (дата обращения 11.01.2021). Решение Бийского городского суда Алтайского края от 23.05.2018 г. по делу № 2-1844/2018. - URL: https://sudact.ru/ regular/doc/3u1N97uPUTLJ/ (дата обращения 11.01.2021).
23. Белик В.Н. Европейский суд по правам человека: обзор материалов судебной практики в области реализации права на защиту осужденных // Вестник экономической безопасности. -2017. - № 3. - С. 12-15.
24. Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 3 (2019). - URL: https://legalacts. ru/sud/obzor-praktiki-mezhgosudarstvennykh-organov-po-zashchite-prav-i-osnovnykh-svobod-cheloveka-n-3-2019/ (дата обращения 11.01.2021).
25. ЕСПЧ отклонил семь жалоб на Россию. - URL: https://pravo.ru/news/view/145609/ (дата обращения 11.01.2021).
ON THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA THEIR IMPLEMENTATION AND PROTECTION
Zhadan V.N.
Elabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University
The article is devoted to some issues on the constitutional rights and freedoms of man and citizen in Russia, their realization and protection based on the analysis of constitutional legal norms and other legal acts, General provisions of constitutional legal science, scientific approaches, examples of jurisprudence and the author's understanding. The author considers certain problems, primarily related to the implementation and protection of social human rights at the domestic level, including on the basis of the analysis of decisions of courts of general jurisdiction, as well as taking into account the execution of decisions of the European Court of Human Rights against Russia. The results of the study concluded that the positive trend of the Russian state policy of the constitutional-legal status and providing guarantees on implementation and protection of the rights and freedoms of man and citizen, and also drawn attention to the fact that one of the significant factors that contribute to the reduction in the number of citizens ' complaints to the European court of human rights, should be recognized for their timely execution in similar cases.
Keywords: constitutional rights and freedoms, man, citizen, Russia, implementation, protection, science, approach, practice, understanding.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed: 11/01/2021).
2. Vienna Declaration and Programme of Action (Adopted at the World Conference on Human Rights, Vienna, 25.06.1993). -URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ viendec93.shtml (accessed: 11/01/2021).
3. Zhadan V.N. About the idea, the concept and the constitutional foundations of the legal state in Russia // Baltic Humanitarian Journal. - 2020. - Vol. 9. - N 1 (30). - P. 365-372.
4. Constitutional Law of the Russian Federation (Nekrasov S.I., 2009). The concept of the legal status of the individual. The system of human and civil rights and freedoms in the Russian Federation. - URL: https://be5.biz/pravo/k007/7.html (accessed: 11/01/2021).
5. Constitutional Law of the Russian Federation (Shakhray S.M., 2017). Constitutional rights, freedoms and duties of a person and citizen. - URL: https://be5.biz/pravo/k042/6.html (accessed: 11/01/2021).
6. Avakyan S.A. The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. - 2nd ed. - M.: RUID, "Sashko", 2000. - 528 p.
7. Voevodin L.D. The legal status of a person and a citizen in Russia: A textbook. - M., 1997. - 304 p.
8. Kozlova E. I., Kutafin O.E. Constitutional law of Russia: textbook / 5th ed., reprint.and additional-M., Prospect, 2015. -595 p.
9. Chirkin V.E. Constitutional law in the Russian Federation: textbook. - Moscow: Yurist, 2002. - 480 p.
10. Ebzeev B.S. Commentary on the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation. - Moscow: Yurist, 2000. -974 p.
11. Constitutional Law of Russia: Textbook / Ed. by A.N. Kokotov and M.I. Kukushkin. - Moscow: Yurist, 2003. - 538 p.
12. Feoktistov A.V. Implementation of constitutional rights in Russia. Social rights // Nauka. Society. State. - 2016. - N 3 (15). -Vol. 4. - P. 107-113.
13. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 20.02.2019 // Rossiyskaya gazeta. - 2019. -№ 38.
14. The message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 15.01.2020 "Presidential address to the Federal Assembly". - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_342959/ (accessed: 11/01/2021).
15. Rossiyskaya Gazeta. 06.02.2020. Morality in the law. Tatyana Moskalkova: All amendments to the Constitution concern human rights. - URL: https://rg.ru/2020/02/06/tatiana-moskalkova-vse-popravki-v-konstituciiu-kasaiutsia-prav-cheloveka.html (accessed: 11/01/2021).
16. Judged on six. The jury acquitted almost a third of the defendants // Rossiyskaya Gazeta. - 2019. - N 31.
17. Do not judge strictly. The district courts of jurors delivered the first acquittal verdicts // Rossiyskaya Gazeta. - 2018. - N 238 (7701).
18. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Board on the state of legality in the field of implementation of legisla-
tion aimed at suppressing illegal methods of influence against convicted and detained persons. - URL: https://genproc.gov.ru/ special/smi/news/news-1599844 (accessed: 11/01/2021).
19. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2018 // Rossiyskaya Gazeta. -2019. - N 125 (7883).
20. Konoplyanikova M.V. Constitutional concept of ensuring human and civil rights and freedoms in the Russian Federation: relevance of study and implementation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017. -N 1. - P. 151-155.
21. Decision of the Golovinsky District Court of Moscow of 06.05.2015 on civil case N 2-2668 / 15. - URL: http://advokat-pravo.ru/gr/369-sudebnaya-praktika-reshenie-suda-o-priznanii-prava-na-poluchenie-posobiya.html (accessed: 11/01/2021).
22. Decision of the Biysk City Court of the Altai Territory of 23.05.2018 in case N 2-1844 / 2018. - URL: https://sudact.ru/ regular/doc/3u1N97uPUTLJ (accessed: 11/01/2021).
23. Belik V. N. European Court of Human Rights: review of materials of judicial practice in the field of realization of the right to protection of convicted persons // Bulletin of Economic Security. -2017. - N 3. - P. 12-15.
24. Review of the practice of Interstate bodies for the protection of Human rights and fundamental freedoms N 3 (2019). - URL: https://legalacts.ru/sud/obzor-praktiki-mezhgosudarstvennykh-organov-po-zashchite-prav-i-osnovnykh-svobod-cheloveka-n-3-2019/ (accessed: 11/01/2021).
25. The ECtHR rejected seven complaints against Russia. - URL: https://pravo.ru/news/view/145609/ (accessed: 11/01/2021).