УДК 347.6
О КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
© 2016
Мамедова Гюнай Чингиз кызы, докторант
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. Автор в статье излагает, что государство без помощи общества, а общество без помощи государства не могут решить свои основные вопросы. Само построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от общественного сознания, культурного уровня и материального благосостояния людей. Обращается внимание на имеющиеся в тексте Конституции Азербайджанской Республики не совсем ясные положения относительно построения правового государства. Утверждается, что государственное регулирование экономической деятельности в правовом государстве, в корне отличается от регулирования в тоталитарном государстве.
Ключевые слова: правовое государство, Конституция, гражданское общество, демократия, управление, экономика, реформы, права и свободы.
ABOUT THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE LEGAL STATE AND CIVIL SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN)
© 2016
Gunay Chingiz gizi Mammadova, a doctoral student
Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. The author in the article sets out that the State without help of the society and society without help of the state cannot solve its major issues. The very construction of the rule of law and civil society depends largely on the social consciousness and cultural level of material well-being of people. Attention drawn to the Constitution of the Republic of Azerbaijan in the text is not quite clear position regarding the construction of the rule of law. It is argued that the state regulation of economic activity in the law state fundamentally differes from the control in a totalitarian state.
Keywords: constitutional state, the Constitution, civil society, democracy, governance, economy, reform, rights and freedoms.
Актуальность проблемы. Процесс формирования правового государства - это очевидная жизненная потребность. Указанное понятие укладывается не только в рамки государственности, оно одновременно относится и ко всему обществу. В советское время идея правового государства в своем полном значении близко не воспринималась, об этой теме говорилось только в негативном аспекте. В свою очередь, Вторая мировая война нанесла удар тоталитарным режимам в странах Западной Европы, и стала одной из причин образования в них правовых государств.
Степень разработанности проблемы. Теоретическая концепция правового государства и соответствующая практика имеют длительную историю. Термин правового государства (Rechtsetaot) был использован в начале XIX века в немецкой литературе в произведениях К.Т. Вельнера, Р. Фон Мольго и др., и в дальнейшем широко распространился [2]. Философские основы теории правового государства изложил основоположник классической немецкой философии И.Кант. В его концепции центральное место занимает человек и личность. По Канту правовое государство - это человеческое большинство, подчиняющееся юридическим законам. Благоденствие государства в совершенном праве. Там, где государство действует на основе конституционного права, выражает общую волю народа, то это правовое, там невозможно ограничение личных свобод граждан, гражданских прав. Назначение государства в усовершенствованном праве, его строение в максимальном соответствии режиму [7, с.233]. Именно благодаря этим положениям Кант считается основоположником теории правового государства.
По мнению гениального немецкого философа Гегеля, государство это, то же право, но только еще более развито, более содержательно, правовая система признает права личности, семьи и общества. В концепции Гегеля правовое государство не позволяет самовольство, применение силы должно быть направлено против всех неправовых форм. По его мнению, разделение власти являющейся сущностью правового государства можно считать гарантией общих свобод [4].
В азербайджанской национальной науке в монографиях А.Ф.Аббасова [1, с.7-24], З.М.Касумова [8, с.258], И.А.Исмайлова [6, с.192] исследуются проблемы правового государства и гражданского общества, сущность концепции разделения власти, их трансформация в постБалтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
советское пространство.
Цель данной статьи и основные ее задачи. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, волна политической и экономической либерализации, охватившая Земной шар, обусловила выбор формы демократического, правового государства в авторитарных или отколовшихся из тоталитарного прошлого обществах. Как правило, государство без помощи общества, а общество без помощи государства не могут решить свои основные вопросы. Без развитой структуры гражданского общества государство не может быть демократичным [5, с. 24-25]. Формирование государственно-правовых институтов являются основой правового государства, государственности, а их функционирование возможно только при демократической обстановке. Азербайджан, как молодое независимое государство, но обладающее богатым историческим прошлым, имеет богатый потенциал для создания правового государства. Именно эти возможности и предполагается рассмотреть в данной статье, на основе анализа законодательных актов и социальных фактов.
Основное содержание. Принятие новой Конституции Азербайджанской Республики является важнейшей составной частью формирования правового государства. Построение правового, светского государства, обеспечивающего верховенство закона, закреплено на законодательном уровне в преамбуле новой Конституции, как одна из основных целей азербайджанского народа. Вместе с тем нам хотелось бы обратить внимание на имеющиеся в тексте Конституции АР следующие не совсем ясные положения. В Конституции Азербайджанской Республики положение о том, что она является правовым государством, однозначно закрепляется в статье 7-ой. Одновременно с этим в преамбуле Конституции, где говорится о высоких намерениях народа Азербайджана, в том числе указывается, что он (народ) намерен «...построить как выражение воли народа правовое государство, обеспечивающее верховенство законов.». Как мы видим, создается несоответствие текста и содержания приведенной части преамбулы, где говорится о высоких намерениях народа Азербайджана построить правовое государство с текстом и содержанием ст.7, закрепляющей Азербайджанскую Республику как правовое государство. Представляется, что это несоответствие в случае очередного внесения изменений в Конституцию Азербайджанского государства может быть устранено.
Конституция Азербайджанской Республики указывает принципы и параметры для обновления общества и его развития, отражает переход количественных перемен в политической, экономической системе в качественные перемены.
В литературе правовое государство считается конституционным государством. Здесь речь идет не просто о конституции, о верховенстве юридической системы или об его общественном авторитете. Принятые международным правом и поддерживаемые государством общечеловеческие ценности, в частности, взаимоотношения между государством и гражданским обществом, занимают центральные позиции в Конституции АР.
Таким образом, правовое государство строится на базе закона, юридических принципов и средств общественной жизни. По традиции право идет впереди закона принятого по определенной процедуре и при его закреплении законом приобретает юридическую силу, реализуется посредством государственной структуры. Право является высокоэффективным и целесообразным регулятором, помогает решению основополагающих политических, экономических и социальных вопросов. Государство и право построено на экономическом базисе общества, является различными частями надстройки [2, с.75, 168]. Но не стоит забывать и того, что исходя из спорного тезиса определения экономическим базисом надстройки, большевики на территории бывшего СССР, куда входила и Азербайджанская ССР, вытеснили с политической арены все оппозиционные силы, создав под названием диктатуры пролетариата диктатуру партийной верхушки, которая впоследствии превратилась в личную кровавую диктатуру Сталина.
Верховенство закона показывает себя в двух важных аспектах: первый аспект - соотношение закона и власти, в концепции правового государства предусматривается такое положение, что власть и создает законы, и подчиняется законам, и действует в соответствии с законом. В этом смысле разделение власти практически становится актуальным. Второй аспект - отношение закона и власти - определяется ролью закона в регулировании общественных отношений, социальной жизни, общественных процессов [15, с.95]. Известно, что управление общества государством осуществляется двумя способами: первое - сверху вниз, управляется указаниями, приказами, распоряжениями и другими юридическими актами, переданными с центра на периферию; второе - управляется нормативными правилами, законодательством характеризующими правовое государство.
Современные правовые государства подразделяются на четыре вида: гражданское, правовое конституционное, правовое демократическое, правовое социальное [10, с.118]. Поднимается вопрос о необходимости создания структуры и технологии правового государства, чтобы решить следующие проблемы: а) систематизирование государством, по общему приоритету, и определение требующего законодательного закрепления реализации требований, интересов и целей для всех; б) выражение и представление общей воли по общим требованиям, интересам и целям; в) создание одинакового и обязательного исполнения стимулирующих условий поведений (норм) участников общественной деятельности для всех видов государственного регулирования и санкций; г) защита свободы посредством законов и юридических правил, и возможности жить в безопасности и осуществления благоденствия и стабильности [3, с.75].
Для утверждения правового государства необходимо, чтобы беспрекословно выполнялся объективно-правовой принцип разделения власти. Разделение властей с механизмом «сдержек и противовесов» прошло практику в демократической Афине, а также в Римской республике, и является одним из самых больших достижений античной культуры [16, с.53]. Первым автором идеи разделения властей считается Д.Локк. Он делит по исполняемым особенностям государственную власть
- на законодательную, исполнительную и союзные (федеральные) власти [9, с.88-89]. Монтескье в своем произведении «О духе законов» (1748) для устранения возможностей злоупотребления властью в разделении властей между различными ветвями, власти предлагает принцип «сдержек и противовесов» [13, с.7-13]. Идея Монтескье о разделении властей впервые была закреплена в Конституции США (1787).
В научной литературе исследуются понятия политического общества и государства, и их соотношение. И политическое общество, и государство относятся к самой высшей и совершенной форме правления. В некоторых случаях эти два термина используются как синонимы. Однако их отношение друг к другу принимается как отношение части к целому. Политическое общество есть целое, государство является важнейшей частью этого целого. Политическое общество стремится к достижению благоденствия человека, к всеобщему благосостоянию. Элемент плюрализма, свобода личности и инициативность, минимальное вмешательство в управление являются элементами действительного политического общества. Для существования и расцвета политического общества семья, экономика, культура, образование и религиозные факторы имеет большое значение. Государство, являющееся частью политического общества, заинтересовано в благоденствии самого общества, общественном порядке, а также в управлении общественными работами. Выполняемые государством функции направлены политическому обществу, всем людям [11, с.18-21].
Соотношение политического общества и политического государства интересно рассмотреть через призму отношений общества и правового государства. В юридической литературе и в официальных документах правовое государство и гражданское общество приводятся вместе. Несмотря на это, взаимоотношения между правовым государством и гражданским обществом характеризуются следующим образом: объемным совпадением правового государства и гражданского общества; равенство перед законом; наличием у общества прав контроля над государственным аппаратом; верховенство закона; прямым правовым действием конституционных норм; защитой прав и свобод человека и гражданина.
Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от общественного сознания, культурного уровня и материального благосостояния людей. Появление гражданского общества тесно связано с правовым государством и политической демократией. Гражданское общество, рыночная экономика и политическая демократия являются историческим феноменом, и формируются на определенном этапе развития истории. Гегель считал, что гражданское общество и государство, как самостоятельные институты, являются идентичными. По его мнению, в гражданском обществе сосредотачиваются частные интересы, а в государстве -общие интересы.
Одним из аспектов возникновения гражданского общества является разделение прав человека и гражданских прав. Если права человека обеспечивается гражданским обществом, то гражданские права обеспечивается правовым государством. В обоих случаях речь идет о правах личности. В первом случае предусматривается реализация прав на жизнь отдельных людей, их собственности и своих возможностей, во втором случае предусматривается наличие политического права как гражданина конкретного государства. В Конституции Азербайджана уделено большое место правам и свободам человека и гражданина, а также обязанностям граждан. Приблизительно каждая третья статья Конституции отражает права и свободы человека и гражданина, и обязанности граждан. Для восстановления нарушенных прав и свобод человека государственными и местными органами самоуправления Азербайджанской Республики, должностными лицами
учреждена должность уполномоченного по правам человека «Омбудсмен» Азербайджанской Республики. В качестве важного условия существования гражданского общества и правового государства выступает личность, во всех процессах обладающая правом самореализации.
Гражданское общество рассматривается, как система, обеспечивающая жизнедеятельность в социальной, культурной и духовной сферах, передающая от одного поколения другому материальные и культурные ценности. Это - система независимых от государства общественных институтов и отношений. Институты гражданского общества - общественные, самодеятельные, творческие, профессиональные и другие организации, национальные, региональные учреждения, частные структуры собственности, негосударственные образования, учреждения здравоохранения и др. формируются и активно функционируют, эффективно воздействуют на государство, на его органы, на должностные лица.
В стране гражданское общество будет формироваться по мере модернизации экономики - демократизации общественной жизни - парадигмы системной либерализации национального пространства [12, с.49]. Демократия относится к каждому человеку, поэтому в демократическом обществе на переднем плане всегда стоит свобода людей, правовое равенство людей, гражданская свобода, социальные перемены, направленные на улучшение проживания, экономического благоденствия, активной роли государства. Государственное регулирование экономической деятельности в правовом государстве, в отличие от тоталитарного, не учреждает экономический строй общества, а только охраняет его главные устои, основанные на правах и свободах. Эти устои не порождаются какой-то одной политической идеологией, они носят гуманистический и демократический характер. Для экономической системы Азербайджанской Республики характерно многообразие форм собственности, что однозначно закреплено в статье 13 Конституции АР. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве.
Выводы. Правовое государство - подлинно демократическое государство, в котором источником государственной власти является народ, где права и свободы личности обретают реальный характер. Это - государство полной гласности, свободы информации, где обеспечиваются политический и идеологический плюрализм, и другие демократические ценности. Именно на такой основе, по мере вызревания гражданского общества, исторически возникли, развивались и достаточно прочно укрепились институциональные механизмы правовой государственности во многих развитых западных странах. Значительно сложнее обстоит с трансформацией тоталитарного «социалистического» государства, представляющего, как мы сегодня осознали, извращенную форму государственности, в правовое государство. Правовое государство не может быть просто провозглашено, декларировано конституцией - оно может реально сложиться в результате принципиальных изменений характера правоотношений между государством, обществом и личностью, радикальных политико-правовых и социально-экономических преобразования и реформ. Для этого требуется достаточно длительное время, переходный период, период посттоталитарного развития, необходимый для продвижения к правовому государству, создания его экономических, социальных, нравственных основ.
При этом складывается весьма своеобразная, можно сказать даже парадоксальная ситуация. Для изживания тоталитаризма, характеризующегося полным контролем государства над всей жизнью общества, необходимо разгосударствление во многих сферах общественной
жизни, ограничение государства правом. Вместе с тем на само государство ложится миссия осуществление кардинальных политических, экономических, социальных и правовых реформ, преобразований для формирования гражданского общества, правового государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аббасов А.Ф. Общество и государство. Баку: МВМ, 2007.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.1, М.: Юридическая литература, 1981.
3. Атаманчук Г.В. Управление в жизнедеятельности людей. М.: РАГС, 2008.
4. Гегель. Философия права. Баку: Наргиз, 2007 (на азербайджанском языке)
5. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право, 2004, №
6. Исмайлов И.А. Правовое государство: размышления и предложения. Баку: Ганун, 1999, (на азербайджанском языке)
7. Кант И. Критика практического разума. Сочинения: В 6-и т. Т.4, ч.2. М.: Мысль, 1966.
8. Касумов З.М. Разделение властей. Баку: Тэкнур, 2008.
9. Локк Д. Избранные философские произведения. В 3-х т-х. М.: Мысль, 1985.
10. Любашиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества. Ростов н/д, 2004.
11. Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея пресс, 2000.
12. Мехтиев Р. Э. Определяя стратегию будущего: линия модернизации. Баку: Шарг-Гарб, 2008, с.49 (на азербайджанском языке)
13. Монтескье Шарль Луи. О духе законов. М.: Политическая литература, 1955.
14. Рзаев А.Г. Правовые основы государственной службы. Баку: Элм, 2011, (на азербайджанском языке)
15. Рзаев А.Г. Реформы государственной службы. Зарубежный опыт и реалии Азербайджана. М.: Право и управление - XXI век. Изд-е Международного института управления МГИМО (4), МИД России, 2009, №1(10).
16. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт // Советское государство и право, 1989, №4.