ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько О КОНСТАНТАХ БЫТИЯ И ИНВАРИАНТАХ ОБРАЗОВАНИЯ (в порядке дискуссии)
Ключевые слова: константы бытия, инварианты образования, бинарность, вариативность, визуальные дидактические регулятивы.
Аннотация: рассматривается задача поиска инвариантных оснований множества технологий обучения. На основе принципа бинарности выделены социокультурные и антопокультурные инвариантные основания, реализующие и процесс обучения, и процесс образования. Приведены примеры визуальных дидактических регулятивов логико-смыслового типа - важных элементов технологии бинарного типа.
doi: 10.21510/1817-3292-2017-4-145-157
Проблема. Объемная и обстоятельная работа Г.К. Селевко [6; 7], аналогов или продолжения которой до сих пор не появилось, наводит, тем не менее, на размышления о том, почему возникло столь много педагогических технологий (500!) при том, что люди во многом и психологически, и физиологически одинаковы. А также на вопрос: нет ли в основании этого множества технологий неких неизменных, инвариантных оснований, которые скрываются под многообразием авторских педагогических находок и вариаций исполнения учебных занятий? Рискнем предположить, что данный вопрос небезынтересен многим ученым и практическим педагогам, что и предлагается обсудить в рамках заочного круглого стола, любезно организуемого «Педагогическим журналом Башкортостана».
Существуют различные специальные определения термина «инвариант», остановимся на следующем: «инвариант» (от латинского invarians - неизменяющийся) - величина, остающаяся неизменяемой при тех или иных преобразованиях [2]. К идее инвариантов образования обращались видные отечественные ученые. Н.Ф. Талызина указывала на необходимость в каждом учебном предмете «выделять те структурные элементы, из которых слагаются любые частные явления этого предмета, то есть выделять инвариант системы и представлять все частные явления, слагающие эту систему, как проявление этого инварианта» [9]. Н.И. Резник на основании обзора истории отечественного образования выделил ряд констант его развития, определявших характер взаимоотношений общества и государства в решении проблем образования, раскрывая их эволюцию в историческом плане [4]. А.А. Вербицкий и М.Д. Ильязова сформулировали и решили проблему формирования инвариантов профессиональной компетентности студента на основе ситуационно-контекстного подхода [3].Исследователи уфимской научной школы также обращались к идее инвариантов образования: поиски велись в дисциплинах культурологического цикла [5] и естественнонаучного цикла [10]; рассматривались особенности ориентации человека в материальных и абстрактных пространствах [12]; некоторые результаты поиска обобщены в монографии [11]. Однако следует признать, что проблема признания, обоснования и применения инвариантов образования в дидактике, оставаясь малоисследованной, все еще продолжает привлекать внимание ученых.
Предложение по решению проблемы. В качестве исходного предположения нами выдвинут принцип бинарности систем: бинарный (лат. binarius) - состоящий из двух частей, компонентов [8]. В контексте рассматриваемой проблемы бинарность образуют два признака: «инвариантный» и «оппозиционный» - вариативный, то есть предметом рассмотрения оказывается инвариантно-вариативный характер технологий обучения.
III III
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп N 4(71), Я017 ёмооай
Вторая часть признака - «вариативный» - достаточно понятна и представляет собой не что иное, как авторские научные или практические находки, авторские приемы педагога и т. п. Неопределенность же первой части признака - «инвариантно...» - инициировала поиск в области социокультурных и антропокультурных оснований процессов образования и обучения. В частности, в качестве инвариантов образования были рассмотрены так называемые константы бытия и способы постижения мира (рис. 1-2), а в качестве инвариантов обучения - механизмы отражения действительности и оперирования соответствующими формами представления знаний (рис. 3-4). Предполагалось, что такой подход позволит прояснить содержание признака «инвариантно-вариативный» и даст возможность попытаться спроектировать технологию обучения на принципе бинарности.
К социокультурным инвариантным основаниям целесообразно, по нашему мнению, отнести три инвариантных формы (и этапа) образовательного процесса, соответствующих «формуле образованного человека», способного адекватно познавать, переживать и оценивать окружающую действительность. Данная формула поясняется следующим образом: среди различных констант бытия выделяются три: «истина», «красота» и «добро», которые являются глобально значимыми, так как коррелируют с тремя исторически сложившимися сферами освоения мира человеком: наукой, задачей которой является отыскание истины; искусством, задачей которого является отыскание или формирование образов красоты; и моралью, задачей которой является различение и оценивание добра и зла. В процессе общего образования, до профилизации и последующего профессионального образования должны развиваться все три базовые способности - познавательная, эмоционально-образная переживательная и оценочная. Одна из них при получении профессионального образования выделяется и становится ведущей, а остальные поддерживают ее. То есть связь трех констант бытия - «истина», «красота», «добро» - с тремя сферами постижения мира человеком - «наука», «искусство», «мораль» - вполне очевидна (рис. 1), и для успешной деятельности в каждой сфере необходима соответствующая способность - «исследовательская познавательная», «эстетическая образная переживательная», этико-праксеологическая оценочная» (рис. 2).
Отметим, что в общеобразовательной и профессиональной школах существует устойчивый дисбаланс в пользу познавательной учебной деятельности и, соответственно, развития способности к познанию. Данный дисбаланс инициировал тенденцию гуманитаризации образования, но оказался возможным и технологический путь решения проблемы, основанный на дидактических средствах малого формата и визуальных дидактических ре-гулятивах:
а) формирование навыков генерации малоформатного эмоционально-образного отклика на изучаемую тему, оформляемого эстетическими средствами какого-либо жанра искусства (что усиливает эффект присвоения и запоминания знаний; оформляется в виде микрорисунка, микростиха, микросказки, афоризма);
б) формирование навыков оценивания значимости изучаемой темы по отношению к различным объектам и сферам жизни: человеку, природе, обществу, науке, производству, быту (что также усиливает эффект присвоения и запоминания знаний).
Опытно-экспериментальные работы по апробации разработки подтвердили эффективность и экономичность данного подхода, позволяющего за малый промежуток времени при завершении занятий инициировать с помощью ориентировочных основ действий - визуальных дидактических инструментов переживательные и оценочные действия обучающихся, то есть развивать необходимые базовые способности.
приглашение к дискуссии
Рис. 1. Схема взаимосвязи констант бытия и инвариантов образования
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 4(71), В017 й®ааз®э
Рис. 2. Матрица взаимосвязи констант бытия, инвариантов образования, деятельности и способностей
В качестве инвариантов обучения были рассмотрены механизмы мышления, которыми может оперировать обучающийся в процессе учебно-познавательного восхождения (рис. 3). Это механизмы чувственно-образного отражения, вербально-логического отображения и модельного отображения. Первый наследуется биологически и развивается в процессе обучения, а второй и третий формируются прижизненно в процессе обучения. Причины формирования второго и третьего механизмов мышления - искусственно созданные формы представления знаний в процессе социализации и технологической эволюции общества.
приглашение к дискуссии
Рис. 3. Взаимосвязь механизмов отражения действительности и соответствующих форм представления знаний
Исходя из гипотезы существования трех механизмов мышления, инвариантную структуру процесса учебной познавательной деятельности можно представить в трехэтап-ной форме: «восприятие - осмысление - фиксация» (рис. 4). Выполнение учебной деятельности на каждом этапе может поддерживаться ориентировочными основами действий (ООД) и дополняться элементами гипермедийной технологии. Следует отметить, что со-
педагогический журнпл спшнортостпнп м 4(71), яо17 емао-ай
временные технологии обучения действительно развиваются в данном направлении - дополняются визуальными субмодельными и модельными средствами.
Рис. 4. Взаимосвязь инвариантов обучения с механизмами отражения действительности
Опираясь на вышеизложенное и используя группы инвариантов образования и обучения, можно попытаться представить инвариантную «клетку» технологий обучения (рис. 5).
&мойоп приглашение к дискуссии
Рис. 5. Структура инвариантной «клетки» технологий обучения
Возвращаюсь к исходному положению о бинарной структуре технологий обучения, можно предположить, что на инвариантную «клетку», акцент которой может делаться на тот или иной этап-компонент, условно «наслаиваются» (при необходимости) вариативные компоненты: полезные для изучения темы межпредметные связи; реализационные потенциал изучаемых знаний, включая задачи на практическое применение их в области той или иной компетенции; а также авторское вариативное исполнение занятия педагогом (рис. 6).
педагогический журнал Башкортостана м 4(71), яо17 емао-ай
Рис. 6. Бинарная (инварианто-вариативная) структура технологий обучения
Апробации подхода. Апробация изложенного в статье подхода системно выполнялась в процессе диссертационных исследований, посвященных преподаванию предметов естественнонаучного цикла - физики [13] и математики [1], а также фрагментарно при проведении опытно-экспериментальной работы в школах Республики Башкортостан в период с 1992-го по 1998 год (монографические публикации и публикации в научных изданиях списка ВАК также можно считать апробацией разработанного подхода). Далее приводятся визуальные фрагменты дидактического обеспечения - логико-смысловые модели и матрицы, спроектированные для занятий по теме «Молекулярно-кинетическая теория» кандидатом педагогических наук Ю.А. Шуруповым (подробно ознакомиться с технологией проведения занятий можно в работе [13]).
СП
со
©ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКТ
АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
"НИИ" '.-'7 ;
МКТ .,7-/. ©.>*;
л .-* : .<• 7 / «.'-'
(К4) .-<• 7 ( -.* .
/ */*•'-■■''•'.»''/-
/ ' А* ' * УЫтХ^ь^-'
"Л1*.......0:-;0л.0'*
..о
-О'/-'-;.'
Т-" V • ФУНДАМЕНТАЛЬНО-*—-* ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (ФХК)
Физические эффекты и явления, иллюстрирующие и подтверждающие теорию
| ПОЛУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Металлургия О
1 ПОЛУЧЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ Сварка ф
| ФОРМООБРАЗОВАНИЕ Штамповка ф
| ПОЛУЧЕНИЕ РАСТВОРОВ Электролиты ф
| УЛУЧШЕНИЕ СВОЙСТВ Азотированиеф
•
О о
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
ВТОРИЧНЫЕ ФУНКЦИИ
I
а
I
I *
Э?
ь
п€/1пгогич€ский журнпл спшнортостпнп n 4(71), я017
5ОоОООП
Рис. 7. Логико-смысловая модель по теме «Молекулярно-кинетическая теория» (МКТ)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ УРОКА
СТРУКТУРА ФО (К2)
свойства ФО признаки ФО
определение ФО логическая конструкция ФО
т о ю
о О
2 е
&
У V
((типы контроля знаний:
распознавание, вариация,генерация
I »формы отображения знаний:
образ,описание,модель
I)формы учебных действий:
планирование,выполнение, рефлексия
ф типы наглядности:
предметная,словесная,модельная
Оформы учебной деятельности:
предметная,речевая,модельная
О формы образовательного
ПрОЦеССЭ:познание,переживание оценка
О методологические
и к
II
и
С! О.
ш
X
о о
5
О в
з г л
I 2 с
£ х щ о к Ч
О. 5 О с I 5
-О-о-
0
1
ГО О
¡О о 0 -О-
ЭТАП ПОЗНАНИЯ-1
обобщение и рефлексия репродукция знаний приложение ФО в
конкретных случаях анализ и осмысление ФО
принципы урока:
■многомерность
•орудииность и восприятие и представление
•управляемое^ -системность-
актуализация знании ЭТАП
мотивация
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗ. ОБЪЕКТА (ФО)
авторы научных и технических идеи/; современные приложения и переспективы
МНОГОМЕРНЫЙ УРОК ФИЗИКИ
привязка у оценки к ФО
межпредметные связи, творчество учащихсяг
определение оцени-9 ваемого качества
определение численной
оценкиШ
л о О 110 5 * 1г
7 * 5 3 1 5
а п х со« — ш ш
ассоциации
ПОЗНАНИЯ-2 (К5)
ш о 20 5 «
I'
5- *
ГО щ СО П П ГО X ос
ГО I
. ГО
детализация связей ФО и образа связывание изменения параметров ФО и параметров образа оформление образа ФО (создание графических и литературных форм образа ФО)
§6
2 3
0 О.
ь >.
оЕ
* а
1 I-
ш о Ч ш ш
ш
ГУМАНИТАРНЫЙ ФОН
ЭТАП ОЦЕНИВАНИЯ
ЭТАП
ПЕРЕЖИВАНИЯ
Рис. 8. Логико-смысловая модель «Многомерный урок физики»
приглашение к дискуссии
Рис. 9. Логико-смысловая модель «Дидактический генератор задач по теме МКТ»
пепп готический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4(71), Я017 §®а৮!
Рис. 10. Матрица «Знания и умения по теме МКТ»
Рис. 11. Матрица «Переживание знаний по теме МКТ»
Рис. 12. Матрица «Оценивание знаний по теме МКТ»
Заключение. 1. Задача исследования инвариантов образования и обучения представляется актуальной в контексте поиска эффективных методов построения дистантного образования и самообразования, а также совершенствования стационарного обучения и педагогической профессии в целом.
2. Одно из потенциальных направлений решения означенной проблемы - технология бинарного типа с инвариантной основой и вариативной (локальной) локализацией. В
156
приглашение к дискуссии
качестве инвариантной основы технологии бинарного типа возможно использовать социокультурные основания, происходящие от значимых глобальных констант бытия, а также антропокультурные основания - механизмы отражения и отображения действительности, оперирующие тремя основными формами представления знаний.
3. Ключевыми элементами технологии бинарного типа являются визуальные дидактические регулятивы логико-смыслового типа, выполняющие функции ориентировочных основ действий и логической организации многочисленных разнородных элементов технологии, благодаря чему повышается интенсивность учебного процесса и степень самостоятельности обучающегося.
1. Арсланбекова, С.А. Реализация развивающего потенциала естественно-математических дисциплин на основе проектно-технологического подхода (на примере математики) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2003. - 24 с.
2. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа : URL : https://aoo.al/vGS7qR (дата обращения : 15.08.2017).
3. Инварианты профессионализма: проблемы формирования [Текст] : монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - Москва : Логос, 2011. - 288 с. ISBN978-5-98704-604-3.
4. Резник, Н.И. Вопросы образования: Инвариантный подход. Компетентностный подход [Текст] : монография / Н.И. Резник, О.Г. Берестнева, Л.Ф. Алексеева, Г.Е. Шевелев. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 470 с. ISBN 978-98298-568-2.
5. Рябова, С.В. , Штейнберг, В.Э. Инварианты знаний в культурологическом цикле как ориентировочная основа учебной деятельности [Текст] // Образование и наука. - 2003. - № 2. С. 26-36. (ВАК)
6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП [Текст]. - Москва : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-196-1.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. - Т. 1. - Москва : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-227-5.
8. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://aoo.al/GvcKvC (дата обращения : 15.08.2017).
9. Талызина, Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика. - 1973. - № 7. - С. 71-82. - С. 74.
10. Штейн ерг В.Э. Инварианты знаний для общего и профессионального образования на основе дидактических многомерных инструментов // Образование и наука. - 2002. - № 5. С. 150-163. (ВАК)
11. Штейн ерг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. - Москва : Народное образование, 2015. - 351 с. ISBN 978-5-87953-366-8.
12. Штейнберг, В.Э. , Бакусов, Л.М. , Манько, Н.Н. Дидактический дизайн: когнитивно-динамический инвариант ориентации в знаниевом пространстве // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №5. - С. 63-72. (ВАК)
13. Шурупов, А.Ю. Развитие комплексных учебных умений учащихся средствами инструментальной дидактики (на примере физики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 24 с.