- физическое и нравственное здоровье как основа личностного развития ребенка.
Активно шло обсуждение на круглом столе темы «Экологические проблемы региона: состояние, пути развития». На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся хранения и утилизации отходов промышленности, в том числе и радиоактивных отходов, хранящихся на территории Кирово-Чепецкого химкомбината. Большую дискуссию на круглом столе вызвали такие вопросы, как здоровье детского и взрослого населения, качество питьевой воды кировчан, проблемы лесовосстановления и лесосохранения, безопасного уничтожения химического оружия на работающем уже более года объекте «Мара-дыковский» в Оричевском районе Кировской области. В работе круглого стола приняли участие журналисты кировских газет, телевидения и радио.
По материалам работы Всероссийской научной школы издан 6-й выпуск сборника «Проблемы региональной экологии в условиях устойчивого развития».
Соучредителями конференции выступили Управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области, Институт биологии Коми НЦ УрО РАН, Вятский государственный гуманитарный университет, Международный и Российский Зеленый Крест.
Подобные конференции - это уникальная возможность собрать и объединить специалистов, ученых российских вузов, НИИ для конструктивного научного диалога, установления научных контактов, партнерских отношений, организации совместных научных исследований и экологических экспедиций.
Актуальность и востребованность темы настоящей конференции обусловлены потребностями общества в сохранении принятого педагогическим сообществом курса на создание в стране системы образования в интересах устойчивого развития (в соответствии с Экологической Доктриной РФ, 2002 г.), используя лучшую практику экологического образования. Участники отметили необходимость разработки новых научных технологий по созданию систем обеспечения экологической безопасности, внедрения современных экспресс-методов экологического мониторинга, проведения комплексных исследований по изучению экологического состояния своей местности - Дома, в котором мы живем.
Т. Я. Ашихмина, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой химии и методики преподавания химии ВятГГУ, зав. лабораторией биомониторинга ВятГГУ и Института биологии Коми НЦ УрО РАН
О КОНФЕРЕНЦИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
1-2 ноября в университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития». Организовала конференцию кафедра психологии (зав. кафедрой В. П. Кузьмина) при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Эта поддержка выглядит вполне правомерной. Современное общество, поставленное в рамки прагматизма, нуждается в решении актуальной проблемы подлинно человеческих отношений, невозможных без взаимопонимания и взаимоуважения, глубокого сопереживания и сочувствия Другому, бережного вхождения в его внутренний мир и принятия его без осуждения и оценки.
Широкие возможности, открываемые исследованиями эмпатии, порождают и трудности в работе над проблемой. Понятие эмпатии имеет многочисленные определения, которые зачастую несовместимы. Будучи одним из интегральных понятий психологии, оно рассматривается и в философии, и в педагогике. Отсюда немалые трудности в понимании этого явления, разночтения в теоретических подходах к проблеме и определении ее перспектив.
Тем более своевременной представляется конференция, собравшая ученых и практиков, готовых обсуждать столь сложный феномен. Среди участников конференции - философы, психологи и педагоги: доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, старшие научные сотрудники и аспиранты, учителя и практические психологи, воспитатели детских садов и дефектологи-лого-педы. Материалы для публикации, помимо ки-ровчан, предоставили ученые из Санкт-Петербурга, Н.-Новгорода, Перми, Сыктывкара, Уфы, Ярославля, практические работники из Кировской области - Свечи, Юрьи.
Пленарное заседание, собравшее полный зал слушателей, было посвящено рассмотрению общих вопросов в обсуждаемой проблеме: эмпатии как познанию Другого (д. филос. н., профессор В. Ф. Юлов), теоретико-методическим аспектам исследования эмпатии (к. психол. н. В. П. Кузьмина); психологическому содержанию педагогической толерантности (д. психол. н., профессор Ю. П. Поваренков), влиянию искусства на развитие эмпатии (д. психол. н. Л. А. Мосунова), эмпатии как основе взаимодействия педагога и студента (к. психол. н. Л. И. Белозерова), защитным механизмам как процессам эмпатии (к. пси-хол. н. Е. В. Сараева). Кроме того, фундаментальные основы анализируемой проблемы представ-
Научная жизнь
лены в опубликованных материалах конференции: статьях д. психол. н., профессора Е. В. Левченко о связи эмпатии с восприятием внутреннего мира, д. пед. н., профессора М. Г. Яновской об эмпатии как составляющей педагогической культуры и интеллигентности и др.
Секционные заседания строились вокруг двух научных областей: 1) методологических и методических основ исследования проблемы эмпатии и 2) формирования эмпатии как условия развития способности к социально-перцептивному поведению у студентов. Особый интерес вызвали доклады кандидатов психологических наук
B. Н. Гоголева, Н. А. Низовских, Н. Л. Роси-ной, старших преподавателей Т. Н. Матанцевой,
C. И. Смирновой и др.
Второй день работы конференции был посвящен конкретизации проблемы, рассмотрению ее частных аспектов в процессе круглого стола, а также в работе двух мастерских: «Возможности эмпатии по предупреждению проявлений агрес-
сивности в подростковой среде» (к. психол. н. В. П. Кузьмина) и «Эмпатия как путь к себе» (к. психол. н. Н. А. Низовских).
Важной составляющей конференции явилось активное участие в ее работе студентов-психологов. Молодые люди вступали в заинтересованные дискуссии на пленарном заседании, убедительно отстаивали свою позицию во время круглого стола, внесли большой вклад в процесс работы мастерских. Этот обнадеживающий результат конференции позволяет судить о значимости ее темы для молодежи, а следовательно, о заинтересованности нового поколения в сохранении общечеловеческих ценностей, в ряду которых ключевое место занимает эмпатия.
Л. А. Мосунова, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой издательского дела и редактирования ВятГГУ, член программного комитета конференции