ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Научная школа под руководством доктора экономических наук, профессора Владимира Ивановича Малышкова была создана в 2005 г. на базе кафедры экономики и управления предприятиями питания. Научные исследования кафедры получили отражение в многочисленных публикациях: монографиях, учебных пособиях, научных статьях в периодических изданиях и сборниках научных трудов. В рамках научной школы преподаватели кафедры участвуют в разработке актуальных научно-практических тем, успешно внедряемых московскими предприятиями питания.
Д-р экон. наук В. И. Малышков
О КОМПЛЕКСНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В 2009-2010 гг.
В статье исследован потребительский рынок, являющийся важнейшей составляющей единого комплекса городского хозяйства. Рассмотрены программные подходы правительства Москвы к развитию потребительского рынка и услуг и определены основные приоритеты деятельности.
Ключевые слова: потребительский рынок, реализация программных целей, комплекс городского хозяйства.
Потребительский рынок Москвы - важнейшая составляющая единого комплекса городского хозяйства столицы. Влияя на жизнь каждого человека, именно он предопределяет социальную стабильность общества. Основная задача потребительского рынка состоит в создании условий для полного удовлетворения потребностей населения и гостей столицы в товарах и услугах достойного качества и возможности ценовой доступности для всех социальных групп населения. Задача стабилизации и управления развитием потребительского рынка приобретает государственное значение.
Программные подходы правительства Москвы к развитию сферы потребительского рынка и услуг города позволяют своевременно определять приоритеты, реагировать на изменяющиеся условия деятельности операторов рынка и услуг, оценивать результаты выполнения поставленных задач и их действенность.
2008 год - это второй год по реализации четвертой Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг на 2007-
2009 годы, принятой правительством Москвы на заседании 29 августа 2006 г.
Сегодня потребительский рынок Москвы - это 40,4 тыс. стационарных предприятий, из них 20,8 тыс. предприятий розничной торговле; 9,6 тыс. предприятий питания; 10,0 тыс. объектов бытового обслуживания. В отрасли трудится около 1,5 млн. человек.
Показатели обеспеченности населения предприятиями отрасли растут. На 1 октября 2008 г. обеспеченность на 1000 жителей города в предприятиях розничной торговли составляла 706 кв. м торговой площади (в 2007 г. - 670 кв. м), в общедоступной сети общественного питания - 37,8 посадочных мест (в 2007 г. - 35,9 посадочных мест), в бытовом обслуживании - 7,1 рабочих мест (в 2007 г. - 6,6 рабочих мест).
В городе активно строятся как крупные торговые комплексы городского значения, так и небольшие предприятия местного уровня.
Крупные торговые многофункциональные центры в последние годы активно строятся и в центральной части города, и за ее пределами в местах хорошей транспортной доступности с обширными территориями для парковки автомобилей. За два неполных года с начала реализации программы их в городе открыто 96. На потребительский рынок города пришли известные западные сетевые компании: «Метро Кэш энд Керри», «Ашан», «Метро-Реал», «ОБИ» и др.
В городе активно развиваются отечественные крупные сетевые компании: «Седьмой Континент», «Перекресток», «Пятерочка», «Копейка» и др. Только за 9 месяцев 2008 г. в Москве введен в действие 31 крупный многофункциональный торговый комплекс, 10 из которых имеют общую площадь свыше 20 тыс. кв. м.
Среди крупных объектов, открытых в 2008 г., следует назвать тор-гово-офисный центр «Неглинная Plaza» (75 тыс. кв. м), торговый дом «ЦВУМ» (67 тыс. кв. м) в Центральном административном округе; торговый комплекс «Тушинский рынок» (34,9 тыс. кв. м) в СевероЗападном административном округе; торгово-развлекательный центр «Алтуфьевский» (14,8 тыс. кв. м) в Северо-Восточном административном округе и др.
Широкое развитие получили современные, соответствующие мировому уровню рестораны, кафе, бары, предоставляющие населению и гостям столицы разнообразные кухни народов мира, современные предприятия бытового обслуживания (в том числе по типу «мультисер-вис»).
Особое внимание уделяется комплексному решению проблем обслуживания населения по месту жительства за счет открытия предприятий шаговой доступности. В 2007 г. завершена начатая в 2005 г. работа
по ликвидации дефицита объектов потребительского рынка и услуг шаговой доступности в 608 проблемных зонах (их открыто более 5,5 тыс.).
На базе современных автоматизированных технологий, не имеющих аналогов в зарубежной практике, в городе создана сеть уникальных магазинов-заказов «Утконос». Применение специально сконструированного оборудования и автоматизированных технологий позволяет одному магазину «Утконос» общей площадью 250-300 кв. м обеспечить товарами до 25 тыс. жителей по ценам на 10-15% ниже среднегородских в ассортименте, соответствующем гипермаркету.
Активная политика социально-экономических преобразований в Москве, проводимая руководством города, позволила только в I полугодии 2008 г. привлечь в развитие отрасли более 12 млрд. долларов иностранных инвестиций. Доля инвестиций в отрасли в общих инвестициях в городе составляет 60,5%.
Торговая сеть в городе продолжает динамично развиваться. В 2008 г. было открыто 2835 новых и реконструировано около 680 предприятий потребительского рынка и услуг. Доля объема товарооборота Москвы в Российской Федерации составила 18,0%.
Товарооборот общественного питания в 2008 г. составил 90,6 млрд. рублей, или по сравнению с 2007 г. в сопоставимых ценах выше на 8,7%. Населению оказано услуг бытового характера на 51,1 млрд. рублей (прирост - 85,1%).
Главная цель развития потребительского рынка и услуг - дальнейшее проведение качественных преобразований на потребительском рынке, направленных на человека - потребителя и предпринимателя.
Развитие рынка розничной торговли и сферы услуг населению в Москве нашло свое подтверждение в Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы. Это прежде всего наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей столицы на потребительские товары, услуги общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам высокого качества, создание максимальных удобств потребителям в местах массового проживания.
Направление программы по развитию отраслей и инфраструктуры потребительского рынка включает реализацию мероприятий по ликвидации сети рынков и преобразованию их в современные торговые комплексы при сохранении к концу 2009 г. 16 сельскохозяйственных рынков; максимальному сокращению мелкорозничной сети при сохранении социально значимых объектов, оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах и др., а также по дальнейшему развитию сети предприятий бы-
тового обслуживания в районах массовой жилой застройки, в домах и микрорайонах для молодых семей, в общежитиях, институтах и др.
Размещение сети потребительского рынка на территории города характеризуется крайней неравномерностью как по административным округам, так и по районам. Если в городе 706 кв. м торговых площадей на 1000 жителей, то в Северо-Западном административном округе -474 кв. м, в Северном - 497 кв. м, а в Юго-Восточном - почти в 1,8 раза больше (836 кв. м). В общественном питании в Юго-Западном и Северо-Восточном административных округах обеспеченность в посадочных местах (соответственно 24 и 31 посадочное место) в полтора раза выше, чем в Южном и Северо-Западном административных округах (соответственно 16,8 и 19,5 посадочных мест). Аналогичная диспропорция существует и в бытовом обслуживании: в Юго-Восточном и Западном административных округах соответственно почти в 1,6-1,7 раза больше, чем в Северо-Восточном и Северо-Западном. Еще более пестрая картина в разрезе районов города.
Опросы, проведенные РЭА им. Г. В. Плеханова и Институтом социальных инициатив, показали, что население в режиме шаговой доступности испытывает определенные проблемы:
- в торговле продовольствием - в небольших универсальных продовольственных магазинах и минисельхозрынках;
- в непродовольственной торговле - в магазинах по продаже галантерейных товаров, хозяйственных, по продаже одежды и обуви эконом-класса, товаров для ремонта квартир;
- в бытовом обслуживании - в ателье, химчистках и прачечных, мастерских по ремонту обуви, технических средств для реабилитации инвалидов, металлоремонту, парикмахерских эконом-класса и др.
По данным социологов, в целом около 70% москвичей нуждаются в небольших предприятиях «у дома».
В рамках реализации Городской программы развития потребительского рынка в 2007-2009 гг. планируется обеспечить ввод более 5 тыс. новых предприятий, в том числе в торговле - более 1,3 тыс., в общественном питании - 700 предприятий, в бытовом обслуживании -3 тыс. предприятий. Будет реконструировано и модернизировано более 1,6 тыс. предприятий инфраструктуры потребительского рынка.
За этот период в Москве планируется за счет средств инвесторов строительство 184 многофункциональных крупных торговых комплексов с широким предоставлением населению разнообразных товаров и услуг.
Большинство из вновь открываемых торговых комплексов служат не только для приобретения разнообразных товаров и оказания услуг, в том числе известных зарубежных торговых марок, но и для проведения
семейного досуга с учетом имеющихся запросов и интересов (многозальные кинотеатры, катки, разнообразная индустрия развлечений и др.).
Среднесрочной программой предусматривается также ускоренное развитие предприятий бытового обслуживания. В этих целях в сфере бытовых услуг намечено открыть 3 тыс. новых предприятий и реконструировать 475. Среди них мастерские по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, часов, парикмахерские, пункты приема заказов по месту проживания (на дому, в гостиницах) и т. д. Получат дальнейшее развитие предприятия типа «мультисервис».
Предусматривается расширение разнообразных услуг студентам и преподавателям. Например, сегодня в 20 московских вузах уже работает около 40 прачечных самообслуживания.
С каждым годом в Москве растет спрос на услуги предприятий питания. Предприятия ресторанного бизнеса предлагают москвичам и гостям столицы блюда более 70 стран мира с высоким уровнем сервиса. В городе функционируют свыше 800 сетевых предприятий питания под собственной торговой маркой, из них 60% - предприятия быстрого питания: «Грабли», «Елки-Палки», «Русское бистро», «Му-му», «Рос-тикс», «Макдоналдс», «Кофе Хаус» и др. Востребованность русской кухни предполагает развитие предприятий на основе современных технологий типа «1-2-3 кафе», «Грабли», «Му-Му» и др.
Программой на 2007-2009 гг. предусматриваются существенные преобразования рынков, расположенных в городе. В целом за этот период должен быть завершен ввод 30 современных торговых комплексов на месте ранее действующих рынков.
К 2010 г. должен быть завершен второй этап развития современной инфраструктуры оптовой торговли непродовольственными товарами. В целом объем нового строительства объектов оптовой торговли класса А и Б должен составить около 1200 тыс. кв. м.
Многолетние тенденции развития потребительского рынка столичного мегаполиса позволяют сделать вывод, что имеются все рычаги для комплексного обслуживания населения Москвы по месту жительства.
В условиях сокращения территориальных резервов для создания и развития благоприятной среды жизнедеятельности в целях устойчивого развития города правительством Москвы в мае 2008 г. принята Концепция освоения подземного пространства. При подготовке Концепции и программы по ее развитию предложена разработка предпроектной и конкурсной документации по наиболее значимым территориям города, на которых возможно размещение крупных многофункциональных подземных комплексов, включая торговлю, в составе системы общест-
венных центров городского значения. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого развития и комфортного проживания в городских мегаполисах, схожих с Москвой, показатель освоения подземного пространства должен быть не менее 20-25%.
Согласно Концепции, доля освоения подземных пространств должна возрасти с 10% в 2008 г. до 15% в 2010 г., а по площадям - с 700 тыс. до 1 млн. кв. м.
В октябре 2008 г. правительство Москвы в ходе рассмотрения вопроса о совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве определило приоритеты для развития сети шаговой доступности. В условиях дефицита площадей для качественного развития и размещения социально значимой сети, особенно в местах сложившейся застройки, в ближайшей перспективе возможно использование площадей за счет реконструкции и надстройки центральных тепловых пунктов (ЦТП) на внутри-дворовых территориях жилой застройки. Это особенно важно, поскольку точечная застройка запрещена.
Предварительные расчеты показывают, что только за счет этого источника при проведении реконструкции и надстройки 1457 отдельно стоящих ЦТП ориентировочно можно получить около 730 тыс. кв. м полезных площадей для решения поставленных задач по совершенствованию комплексного обслуживания населения города.
Целесообразно подготовить максимальный набор услуг, возможных к внедрению в предприятиях потребительского рынка и услуг, и закрепить их нормативно:
- продажа авиа-, железнодорожных и театральных билетов;
- городская справка;
- оплата различных видов услуг;
- молодежные и детские кафе;
- бюро путешествий;
- клининговые услуги;
- услуги нянь и горничных;
- пункты приема белья в стирку и чистку и др.
По существу, внедрение таких проектов позволит обеспечить качественную структурную перестройку в развитии и размещении сети, в создании возможностей каждому жителю нашего мегаполиса приобретать товары и услуги повседневного спроса рядом с домом и послужит дальнейшему развитию торгового предпринимательства как одной из основ формирования хозяйственного уклада города.
Королева С. И. Организационно-экономические преобразования на потребительском рынке 79
Список литературы
1. Общественное питание сегодня: теория и практика / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.
2. Общественное питание: состояние и перспективы развития / под общей ред. В. И. Малышкова. - М. : ООО «Дом печати «Столичный бизнес», 2007.
3. www.mos-pit.ru
Д-р экон. наук С. И. Королева
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ МОСКВЫ
В статье рассмотрена взаимосвязь экономических преобразований с потребностями населения. Представлена система совершенствования и развития инфраструктуры потребительского рынка с обеспечением ее квалифицированными кадрами.
Ключевые слова: экономические преобразования, удовлетворение потребностей населения, повышение квалификации кадров.
За последние почти два десятилетия Россия прошла путь, который можно оценивать по-разному, но то, что он был значимый в истории государства, ясно всем.
Демонтаж планово-распределительной системы одновременно с распадом межреспубликанских экономических связей и изменением роли государства, и прежде всего государственного бюджета, привели к резкому сокращению государственных инвестиций и государственного заказа, быстрому изменению масштабов и структуры спроса. В то же время предложение товаров и услуг, определяемое возможностями технологической модернизации экономики, накопленными производственными мощностями, подлежало тяжелой и длительной реструктуризации. В резко возрастающей степени оно реализовывалось за счет импорта, подавляющего менее конкурентоспособное отечественное производство.
Переход к рыночному механизму хозяйствования потребовал качественно новой системы управления как на макро-, так и на микро-