ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКА
УДК 378.414
О КОМПЕТЕНЦИЯХ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© В.Ф.Габдулхаков, А.М.Каюмова, Г.Ф.Юсупова
В статье рассматривается проблема профессиональных компетенций педагога дошкольного образовательного учреждения в контексте перехода на многоуровневую (бакалавриат, магистратура) подготовку в высших учебных заведениях. Технология формирования профессиональных компетенций включает четыре вида учебной деятельности: проектно-педагогическую, воспитательноразвивающую, организационно-управленческую и научно-методическую.
Ключевые слова: профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, многоуровневая подготовка, педагог проектно-технологического типа, проектно-
педагогическая, воспитательно-развивающая,
методическая педагогическая деятельность.
Педагогическая компетенция не может пониматься как некая сумма профессиональных знаний и умений, т.к. она в значительной мере корректируется личностными ориентирами и ценностями педагога, личностными характеристиками детей (ДОУ, школ) или студентов вуза [1]. О компетенциях можно говорить лишь тогда, когда они проявляются в какой-либо конкретной педагогической ситуации, причем ситуации, имеющей непосредственное отношение к профессионализму будущего педагога.
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования в процессе разработки образовательных программ третьего поколения выделяет категорию профессионализма как наиболее значимую. Профессионализм педагогической деятельности - это качественная характеристика его компетентности, меры и степени владения педагогом знаниями и продуктивными способами решения профессиональных задач, это концентрированный показатель его личностнодеятельностной сущности, обусловленный мерой реализации гражданской ответственности, зрелости и профессионального долга педагога. Это результат творческой педагогической деятельности, предполагающей самый высокий уровень продуктивности труда [2]. Высокопрофессиональный педагог не только знает, чему учить и как учить и воспитывать, но и умеет переводить ребенка из одного состояния в другое [3].
В структуре профессионализма мы выделяем три составляющих компонента: профессионализм знаний - основание, базис формирования профессионализма в целом; профессионализм общения - готовность и умение использовать систему знаний на практике; профессионализм
организационно-управленческая и научно-
самосовершенствования - обеспечение динамичности развития целостной системы профессиональной деятельности, постоянная потребность целенаправленного приобретения новых знаний и умений. Отсутствие одного из этих компонентов свидетельствует о несформированности педагогического профессионализма [4].
Известно, что высокий уровень профессиональной деятельности может быть достигнут только при условии формирования к ней ценностного отношения у преподавателя, предполагающего сознательное, индивидуальное, общественно-обусловленное, положительно-эмоцио-
нальное реагирование (рефлексия) на информацию о профессиональной деятельности, проявляющееся в стремлении к ее глубокому изучению и осмыслению, трансформировании в соответствии с социальным заказом и реализации на практике. Модель ценностного отношения к профессиональной деятельности представляет собой сложное психолого-педагогическое образование, состоящее из когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов.
Все компоненты модели тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них предполагает выполнение комплекса профессиональнозначимых, целенаправленных психических и практических действий в их логической последовательности:
• когнитивный компонент характеризуется осознанием субъектом общественной значимости профессиональной деятельности как целостного явления, учением его содержания, знанием
и пониманием цели своей деятельности, путей и средств ее достижения;
• эмоциональный компонент находит свое выражение в особом отношении педагога к своей деятельности. Без учета особенностей эмоциональной сферы преподавателя невозможно адекватно анализировать профессионализм педагога как целостную систему, а также отдельные его компоненты, невозможно объяснить удивительную гибкость, пластичность и артистизм поведения педагога;
• мотивационный компонент характеризуется стремлением педагога к самостоятельному познанию структурных составляющих профессионализма педагогической деятельности в целях достижения наибольшей продуктивности труда.
Основным, определяющим показателем ценностного отношения субъекта к профессионализму является поведенческий или деятельностный компонент, проявляющийся в целенаправленных действиях по овладению структурными составляющими профессиональной деятельности:
1) профессионализм знаний - знания о профессионально-значимых качествах преподавателя педагогического вуза; его знания о целях подготовки специалистов для дошкольного образования и путях, средствах и методах диагностики их достижения, основных видах и задачах профессиональной деятельности педагога, имеющего квалификацию и степень бакалавра или магистра, внутрипредметной, межпредметной, практической (в профессиональной деятельности), развивающей (научное, аналитическое, логическое, пространственное, мировоззренческое, моделирующее, проектировочное, конструктивное, системное мышление) значимости и объективной сложности и субъективной трудности усвоения каждой темы (единицы учебной информации), преподаваемой педагогом учебной дисциплины (только при этих условиях дидактическая позиция преподавателя будет обоснованной), теории и современных активных технологиях обучения и воспитания студентов, особенностях работы с коллективом разновозрастных студентов, психо-лого-педагогической, методической и специальной литературе, политике и культуре и т.д.; готовность ответить на любой вопрос студентов;
2) профессионализм общения - коммуникационная культура взаимодействия преподавателя и студентов; коллектива преподавателей; преподавателя и руководителей различных подразделений вуза; преподавателя и студентов с опытными педагогами дошкольных образовательных учреждений (в процессе исследования содержания и перспектив профессиональной деятельно-
сти специалистов конкретного профиля и, соответственно, роли преподаваемой педагогом дисциплины в формировании творческой готовности будущего специалиста к этой деятельности в процессе педагогических практик), проявление самых лучших (с точки зрения продуктивности педагогической деятельности) педагогических качеств и умений в учебной, научной и общественной работе;
3) профессионализм самосовершенствования - такая организация жизни и профессиональнопедагогической деятельности преподавателя, которая отличается постоянным стремлением к совершенствованию его личностных качеств и педагогического мастерства, потребностью в новых знаниях, как в области своей науки, так и в области методологии обучения и воспитания. В любой образовательной системе обучаемых воспитывает, прежде всего, личность педагога (это особенно значимо для дошкольного обучения, когда знакомство с различными знаниями "персонифицируется" детьми - "любимая воспитательница - любимые сказки, интересные экскурсии, беседы, занятия").
Продуктивная педагогическая деятельность преподавателя кафедры педагогики и методики дошкольного образования является результатом длительной творческой педагогической деятельности, успешно сочетающей личностную и деятельностную сущности, в результате которой вырабатываются умения моделирования предметной среды с целью получения объективной оценки состояния обученности объекта управления (студента) на локальных этапах процесса обучения (например, семестр); анализа и формирования конкретных структур системы межпредметных связей, алгоритмизация процессов взаимодействия элементов предметной среды (учебных дисциплин); количественной оценки состояния объекта управления как для локальных, так и для заданного множества элементов предметной среды; определения множества управляющих факторов (анализ и классификация форм и методов индивидуальной и коллективной самоорганизации студентов, связей кафедры с детскими садами, районным управлением образования, ИРО и др.), обеспечивающих реализацию основных показателей качественной подготовки педагогов для системы дошкольного образования.
Теоретической основой управления качеством подготовки современных педагогов ДОУ является программно-целевой подход, базирующийся на ценностном подходе к содержанию и контролю качества обучения, комплексных программах изучения и применения информационных технологий, планах непрерывной подготов-
ки. Этот подход позволил выйти нам на определение профессиональных компетенций педагогов ДОУ [5; 6; 7; 8; 9; 10].
Предложенное в европейском проекте TUNING "... понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)" [11: 19]. Понятие "компетенция" включает не только когнитивную и операционнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций). В формировании компетенций решающую роль играет не только содержание образования, но также и образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, включая самостоятельную работу студентов, проектное обучение и т.д. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. В проекте подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к "знаниям", "умениям", "навыкам" (но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание).
В связи с этим мы разработали алгоритм соотнесенности уровней высшего образования, квалификации и вытекающих отсюда отличительных признаков (см. таблицу 1).
Таблица 1
Алгоритм соотнесенности уровней высшего образования, квалификации и отличительных
тельного учреждения
Второй уровень Специалист Методист-организатор дошкольного образования Преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в педагогических колледжах)
Магистр дошкольного образования Педагог дошкольного образовательного учреждения (со знанием двух языков -русского и татарского) Педагог дошкольного образовательного учреждения (со знанием трех языков -русского, татарского и иностранного) Методист-организатор дошкольного образования (исследователь проблем дошкольного образования) Заведующий дошкольным образовательным учреждением (по направлению "Управление дошкольным образованием") Преподаватель дошкольной педагогики и психологии (в педагогических вузах)
На основе этого алгоритма к основным видам и задачам деятельности подготовки педагогов нового типа (педагогов проектно-технологического типа) мы отнесли:
1. Проектно-педагогическую деятельность:
• проектирование содержания образования в области дошкольного образования, родного языка и литературы, иностранного языка в зависи-
признаков каждой квалификации
Уровни высшего образования Квалификация Основные отличительные признаки каждой из квалификаций
Первый уровень Бакалавр дошкольного образования Педагог дошкольного образовательного учреждения Психолог дошкольного образовательного учреждения Музыкальный работник дошкольного образова-
мости от ступени и уровня образовательной программы;
• планирование учебно-воспитательной деятельности по русскому языку и литературе, родному языку и литературе, иностранному языку в соответствии с образовательной программой, учебным планом и графиком учебного процесса в учреждениях системы дошкольного образования;
• использование современных методов поиска, обработки и применения информации;
• проектирование воспитательной, развивающей, игровой деятельности детей в ДОУ;
• планирование мероприятий по культурнопросветительной деятельности, социальной профилактике, здоровому образу жизни, экологическому образованию и воспитанию.
2. Воспитательно-развивающую деятельность:
• осуществление процесса воспитания и развития детей на русском языке, родном (татарском) языке, иностранном языках в зависимости от ступени и уровня образовательной программы с ориентацией на задачи развития личности через язык, литературу, культуру;
• обеспечение освоения детьми основ языковых знаний, формирования у них учебных компетенций, позволяющих наблюдать, оценивать и исследовать явления в области языка и литературы; навыков коммуникации, культуры речи;
• использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств развития, в том числе информационных и коммуникационных технологий;
• применение современных средств оценивания результатов развития;
• осуществление культурно-просветительной деятельности;
• осуществление воспитания детей на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений;
3. Организационно-управленческую деятельность:
• составление планов воспитательной и развивающей работы, проведение отчетности по утвержденным формам;
• организация контроля за результатами воспитания и развития детей;
• ведение документации;
• обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательно-развивающего процесса;
• управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ.
4. Научно-методическую деятельность:
• изучение информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам дошкольного образования и воспитания, современных достижений в области дошкольной педагогики, психологии и методики дошкольного образования;
• поиск путей повышение профессиональной квалификации, совершенствования мастерства педагога и управленца и способов самосовершенствования;
• изучение и внедрение новых форм воспитательной и развивающей деятельности, современных педагогических технологий;
• проведение исследований в области педагогики и методики дошкольного образования, поиск и применение новых форм, методов и средств воспитательной и развивающей деятельности, анализ полученных результатов;
• участие в работе методических объединений, в педагогических конференциях, научных семинарах по обмену опытом и в других формах методической работы и исследовательской деятельности.
Приведем пример образовательной программы "Теория и практика формирования языковой личности в условиях билингвизма".
Программа иллюстрирует подготовку будущих педагогов с учетом названных видов деятельности.
Направление: Магистр педагогики дошкольного образования.
Цель изучения дисциплины: содействие становлению базовой профессиональной компетентности магистра педагогики дошкольного образования на основе овладения содержанием дисциплины.
Задачи по обеспечению достижения цели:
• выработка системы знаний о теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма и месте этих знаний в перспективной системе дошкольного образования;
• развитие умений использовать современную теорию и практику формирования языковой личности в условиях билингвизма для повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов и психологов дошкольного образования;
• организация деятельности, направленной на проведение мониторинга уровня развития языковой личности билингва в системе дошкольного образования;
• овладение формами и методами аттестации (проведения квалификационных испытаний) педагогов, связанных с развитием личности ребенка в условиях билингвизма;
• организация исследовательской деятельности по изучению закономерностей и тенденций развития языковой личности ребенка в условиях билингвизма;
• инициирование самостоятельной деятельности по проектированию и организации образовательной деятельности будущих педагогов, ориентированных на формирование языковой личности в условиях билингвизма;
• организация самостоятельной работы по определению объекта исследовательского поиска в парадигме теорий языковой личности, концепций билингвального образования и оформлению диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.
Текущая и итоговая аттестация:
1. В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения знаний по теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма. Для этого используются разнообразные формы текущей аттестации: фронтальные опросы на лекциях и семинарах, тестовые задания по узловым (модульным) вопросам дисциплины, анализ "продуктов" решения учебных задач: методик и технологий проведения констатирующих и формирующих экспериментов, результатов обучающих и диагностирующих экспериментов, выводов, оформленных в виде тезисов, статей, методических рекомендаций, разнообразных исследовательских работ. Критерии оценки конкретных "продуктов" решения профессиональных задач могут быть разработаны преподавателем совместно с будущими магистрами в зависимости от уровня их исследовательской подготовки. Текущая аттестация проводится во время защиты лабораторных работ или индивидуальных заданий и предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий: экспертные листы, портфолио, профессиональное резюме, фрагменты исследовательской работы на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования, обоснование, защита и утверждение темы диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.
2. В ходе итоговой аттестации оцениваются:
• качество освоения системы знаний по теории и практике формирования языковой личности в условиях билингвизма;
• умения использовать современную теорию и практику формирования языковой личности для повышения эффективности профессиональ-
ной подготовки педагогов дошкольного образования;
• умения осуществлять деятельность, направленную на проведение мониторинга уровня развития языковой личности билингва в системе дошкольного образования;
• умения проводить аттестацию (квалификационные испытания) педагогов, связанных с развитием личности ребенка в условиях билингвизма;
• умения проводить исследовательскую деятельность по изучению закономерностей и тенденций развития языковой личности ребенка в условиях билингвизма;
• умения проектировать и организовывать образовательную деятельность будущих педагогов, связанных с развитием языковой личности в условиях билингвизма;
• умения определять объект исследовательского поиска в парадигме теорий языковой личности, концепций билингвального образования и оформлять диссертацию на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования.
3. Итоговая аттестация проводится в форме защиты диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики дошкольного образования с представлением каждым выпускником магистратуры рукописи диссертации, выполненной в ходе самостоятельной работы.
Содержание дисциплины
В развитии дошкольного образования Республики Татарстан можно выделить несколько тенденций. Одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является внедрение в республике предшкольного образования детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Совместно с муниципальными органами управления образованием в ТГГПУ проводится большая работа по обеспечению доступности предшкольного образования всем слоям населения. Одновременно с дошкольными учреждениями полного дня активно внедряются в практику работы ДОУ группы кратковременного пребывания детей. В соответствии с Типовым положением о ДОУ (от 12.09.2008 №666) детские сады самостоятельны в выборе программы из комплекса вариативных программ. Однако из-за перехода ДОУ на автономный режим, неплатежеспособности населения и нехватки детских мест в ДОУ возникла проблема неравных стартовых условий при поступлении детей в первый класс.
Поликультурное языковое образование и развитие личности ребенка (в дошкольном образовательном учреждении, в начальной и средней
школе) - одна из центральных проблем антропологической лингвистики, психолингвистики, методики преподавания общеобразовательных дисциплин. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимальном объеме и с естественным произношением. Можно сказать однозначно, что дети имеют неоспоримое преимущество в изучении иностранного языка перед взрослыми, поскольку память ребенка более восприимчива, в отличие от взрослого, он не стеснен комплексами, не боится совершить ошибку или не вспомнить вовремя нужное слово.
В нашей стране педагогами ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) используются несколько методик обучения иностранным языкам детей раннего возраста. К примеру, во многих образовательных учреждениях обучение английскому языку проводится с использованием методик В.Н.Мещеряковой, А.Н.Утехиной,
Х.Дорон и др. В Татарстане интерес к поликуль-турному языковому образованию сформировался уже давно, во многих детских садах осуществляют воспитание и развитие детей на трех языках (русском, татарском, иностранном). Мы предлагаем не только и не столько обучать второму и третьему языкам, сколько создавать в ДОУ условия для реализации стратегии полилингвального развивающего обучения.
В настоящее время в некоторых детских садах (под эгидой МО и Н РТ, ИРО РТ) начат эксперимент на тему "Поликультурное образование как основа гражданской идентичности". Однако тема, цели и задачи этого эксперимента сформулированы без опоры на закономерности развития ребенка. Такой эксперимент может нанести вред развитию ребенка (и не только языковому, но и интеллектуальному, нравственному и т.д.). В современной психолингвистике идеальным считается такой билингвизм, когда ребенок легко переключается с одного языка на другой, т.е. говорит на двух языках свободно. Однако если изучаются одновременно три языка (скажем, татарский, русский, английский), то на две семантические базы (значения слов) наслаивается третья: для одних - русского языка, для других - татарского, для третьих - английского. Определить, как это происходит у того или иного ребенка, очень важно для выработки общей стратегии скоординированного и синхронизированного обучения трем языкам. Отсутствие такой стратегии отрицательно влияет не только на речевую, но и на мыслительную, интеллектуальную, эстетическую и нравственную деятельность. Чтобы выяснить, какая семантическая база (какой языковой код) доминирует, можно сравнить тексты
высказываний, сделанных ребенком на родном и втором языке за одинаковый промежуток времени. Подсчитывается уровень концентрации информации, логической взаимосвязи, синтаксической сложности речи и т.д. Полученные результаты позволяют определить стратегию развития связной речи в рамках интегрированного, скоординированного и синхронизированного изучения разных языков, знакомства с разными национальными культурами.
Содержание самостоятельной работы
Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной учебной и исследовательской работы будущих магистров, которая включает:
• самостоятельное изучение отдельных вопросов курса, на основе соответствующей научной литературы;
• углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, подготовку сообщения-презентации с использованием инструментальных программ (например, Power Point или web-сайта);
• изучение и анализ научной литературы по выбранной теме, систематизация источников, оформление списка в соответствии с современными библиографическими требованиями;
• работа над обоснованием темы диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики начальной школы;
• овладение методами профессиональных педагогических исследований, математическими методами проверки эффективности (репрезентативности) результатов педагогического эксперимента;
• овладение теорией и практикой педагогического эксперимента как основного метода исследовательского поиска;
• организация и проведение констатирующего эксперимента по изучению исходного уровня развития языковой личности младшего школьника в условиях билингвизма;
• проектирование содержания и системы экспериментального обучения;
• моделирование авторской технологии формирования языковой личности в условиях билингвизма;
• организация работы по проведению формирующего эксперимента на практике;
• разработка методики проверки эффективности результатов формирующего эксперимента;
• оформление рукописи диссертации в соответствии с государственными требованиями;
5. Габдулхаков В.Ф. Личность учителя в системе непрерывного профессионального и персонифицированного образования // Изв. РАН. - 2010. -№1(13). Январь-март. - С.101-112.
6. Габдулхаков В.Ф. Развитие технологии профессионального самоопределения личности будущего учителя // Мир образования - образование в мире. -2010. - №1(37). - С.128-132.
7. Габдулхаков В.Ф., Муртазина Л.Т. О развитии культуры личности в контексте национальных традиций семейного воспитания // Мир образования - образование в мире. - 2010. - №2(38). -С.76-80.
8. Габдулхаков В.Ф. О диагностике детской речи // Изв. Академии педагог. и социал. наук. - 2010. -Вып. XIV. - С.50-53.
9. Габдулхаков В.Ф. Повышение эффективности общения в условиях двуязычия // Изв. Академии. педагог. и социал. наук. - 2010. - Bbm.XIV. -С.259-263.
10. Габдулхаков В.Ф. Язык, речь и школа // Директор школы. - 2007. - №4. - С.53-56.
11. Tuning Project // URL: http://www.
let.rug.nl/TuningProject/index.htm (дата обращения 25.08.2010).
TO THE PROBLEM OF COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL INSTITUTIONS
V.F.Gabdulhakov, A.F.Kayumova, О^.Ушироуа
The article deals with the problem of professional competence of the teachers of preschool institutions in the context of transition to the multi-level system in higher education (bachelor’s and master’s degrees).
The technology of formation of professional competence includes four types of training activities: project creation, educative, organizational and research and methodological.
Key words: professional competence of teachers of preschool institutions; multi-level higher education; teacher of a ‘project creation’ type; project creation, educative, organizational and research and methodological activities.
Габдулхаков Валерьян Фаритович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
E-mail: [email protected]
Каюмова Алия Магзумовна - учитель средней школы №177 (прогимназия) Ново-Савиновского муниципального района г.Казани.
E-mail: [email protected]
Юсупова Гульназ Фаритовна - ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.
• работа над авторефератом диссертационного исследования;
• подготовка диссертационного исследования к защите.
1. Габдулхаков В.Ф., Исламшин Р.А. Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. -288 с.
2. Габдулхаков В.Ф., Попова Г.Е., Платова И.Н. Стратегии реализации стандартов второго поколения в Республике Татарстан // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №1. - С.38-44.
3. Габдулхаков В.Ф. О построении технологии по-ликультурного языкового развития в Татарстане // Русский язык в национальной школе. - 2009. -№3. - С.39-46
4. Gabdulhakov W., Podgorecki J., Sapachov A. The usulfulness of attribution machiavelism in the communication process // Almanach Komunikacji Spolecznej. - Opole: Uniwersytetu Opolskiego, 2010. - С.247-267.
E-mail: